Фотовыставка маржаны садыковой. Предсмертная выставка юной маржаны садыковой

Девочки, история которой быстро облетела Интернет. В ее группе в социальных сетях раньше было меньше ста человек, сейчас это число выросло вчетверо: люди пишут слова поддержки, предлагают стать моделями для начинающей фотохудожницы. Почти все герои ее снимков, по сути, приходят в гости: Маржана не встает с кровати, ей с трудом удается сидеть, и импровизированную фотостудию она создала прямо в своей квартире.

У Маржаны мудрый, очень взрослый взгляд. Взгляд философа, удивительный для тринадцатилетней девочки.

Модели, друзья, гости

Персональная выставка - исполненная мечта. Первый фотоаппарат Маржана получила в совсем юном возрасте, в то время — даже не умела ходить. Ее мама Амина хотела понять, как ребенок видит мир вокруг. «Но ее ожидания не оправдались: первую камеру я обслюнявила, погрызла и раздавила», — говорит Маржана. Потом мама начала действовать по-другому: сказала, что больше не будет покупать дочке фотоаппарат. Но на Новый год Маржана нашла новую камеру: от деда Мороза, сказали родители. Такой подарок прибавлял ответственности.

Потом были самые разные камеры, разные герои. Фотография была всего лишь одним из хобби. Но Маржана тяжело заболела. Наступил момент, когда она просто не могла встать с кровати. Тогда она поняла: спасение можно найти в творчестве. Фонд помощи хосписам «Вера» купил ей профессиональную фотокамеру, родные приобрели свет, фон, прямо в квартире организовали студию. В качестве моделей участвовали знакомые, друзья семьи, волонтеры фонда. Позже, когда история Маржаны облетела социальные сети, герои стали появляться сами.

«Моя мечта осуществилась — мне позировала прекрасная балерина» — пишет фотограф на своей персональной страничке. Принцессы, танцовщицы, укротительницы змей, актрисы из эпохи немого кино - Маржана примеряет на своих муз десятки образов.

Очень скоро сбылась еще одна мечта: персональная выставка. И снова помогли волонтеры фонда. «Я очень благодарна за эту идею и эту возможность, потому что она подтолкнула вперед, учиться и работать, — рассказывает Маржана. — У камеры большие возможности, но их нужно было осваивать».

В последние дни перед выставкой фотосъемки были практически каждый день, в промежутках — интервью с журналистами. Маржана очень уставала, но никому не отказала. Всем, кто пишет ей с соцсетях, старается отвечать.

«Нужно просто начать идти»

Накануне выставки в небольшой однушке развернулась мини-фабрика: мама Амина готовит кексы и имбирное печенье в форме цветных сердец — чтобы поблагодарить всех гостей. Маржаны на выставке не будет: она готовит текст видеообращения.

«Меньше всего хочется говорить про Маржану в контексте болезни, — комментирует Нюта Федермессер, президент фонда помощи хосписам „Вера“. — Понимаете, конечно, у многих возникает соблазн говорить такие вещи: бедная девочка, она болеет, как же несправедливо, как же больно. Вот это вообще не тот случай, когда это нужно делать. Посмотрите на эти фото — есть ли на них хоть что то, что заставило бы вас думать в минорном ключе?».

На выставке в небольшом коридоре — огромное количество друзей и поклонников, поток людей перетекает от одного снимка к другому. На всех фотографиях — по-своему счастливые люди. Кто-то — загадочный, кто-то открытый. В центре любого снимка — человек.

«Маржана отбирала фотографии очень строго, — рассказывает куратор выставки Екатерина Марголис, — Мы все время говорили о фотографии, о красоте, она выбрала эти снимки из сотен других, я уговаривала: давай оставим, она отвечала: нет, не годится!».

Другое измерение Маржаны

Екатерина рассказывает, как научилась смотреть на мир глазами Маржаны. «Я летела из Венеции и стала жерствой природного катаклизма: приходилось идти по колено в ледяной воде. И вот ты идешь, чувствуешь себя таким несчастным, мокрым, заледенелым, не можешь думать ни о чем, кроме того, что у тебя замерзшие ноги. Я прошла так несколько шагов, и вдруг вспомнила, что у меня в рюкзаке — фотоаппарат. Посмотрела вокруг и поняла: как же красиво! В этот момент я думала о Маржане. Когда человек болеет, ему не очень хорошо физически, но когда он отвлекается от этих ощущений и видит, как прекрасен мир и люди вокруг, он попадает в другое измерение. Мы все тоже можем побывать там — благодаря Маржане».

На столиках с угощениями — бумага и ручки. Волонтеры фонда попросили гостей написать фотографу пожелания, а может — просто откроенные письма, отзывы о выставке. Возле каждого столика образуются очереди — желающих поучаствовать много, ручку передают, как эстафету. Настроение полно контрастов: кто-то плачет, кто-то улыбается.

Маржана продолжает фотографировать: мечта в выставке сбылась, но планов еще много. Она читает, смотрит снимки любимых фотографов, размышляет о будущих фотосессиях. Она не ходит в школу, но образование продолжается. Фотография стала любимым делом, и бросать его на полпути — не намерена:

«Нужно принять с любовью и благодарностью все, что происходит. Найти в себе силы не искать несправедливости, не злиться. Анализируя все, что произошло, я понимаю: то, что я пережила, весь полученный опыт и знания, возможно, превышают ценность этой жизни».

Фотограф Маржана Садыкова скончалась в Москве утром во вторник, 16 апреля. Редакция АиФ.ru выражает соболезнования родным и близким Маржаны.

Неизлечимо больная 13-летняя Маржана Садыкова не пациент, а удивительный фотохудожник

Сначала я написала совсем другой текст. Про смерть и про то, как у Амины сгорели все слезы. Но она сказала, что все это неправда. Сначала я ничего не поняла. Потом, когда осознала, что она имеет в виду, у меня внутри как будто открылась потайная дверь.

С высоты птичьего полета это просто крошечный кусочек улицы: от дома, который стоит на шоссе, по подземному переходу к стеклянному кафе. Несколько сотен шагов. А на самом деле - дорога жизни. Если приезжает сестра, Амина может выйти на час. В этом кафе есть укромный угол, там мы и уединились. Я думала, что смогу увидеть Маржану - нет, уже нет. Вместо Маржаны мы встретились с Аминой.

Ее единственной дочери без трех недель 14 лет. Врачи сказали, что у Маржаны осталось очень мало времени. Два года назад у девочки обнаружили саркому. Ушибла коленку, а гематома все не проходила. Амина - врач по образованию - очень долго не верила в то, что они не справятся с болезнью. Пять месяцев назад Маржана перестала ходить. Амина сказала: я думала, мы просто будем тихо умирать.

Но произошло нечто из ряда вон выходящее.

К ним пришла сотрудница фонда помощи хосписам «Вера» Лидия Мониава. Она нашла деньги на покупку профессиональной фотокамеры, и Маржана, которая уже не вставала, начала делать портреты. Она фотографировала друзей и даже моделей, которые приезжали к ней на съемку.

Фотографией Маржана увлеклась в раннем детстве. Девочка еще не ходила в школу, когда мама подарила ей маленькую «мыльницу». Тогда еще фотографировали на пленку, и для того, чтобы увидеть, что получилось, нужно было относить ее в мастерскую. Амину, понятно, не радовала дороговизна этой затеи. Но Маржана не выпускала фотоаппарат из рук и в конце концов разбила его. Амина понимала, что ребенок просто не осознавал, какая это хрупкая вещь, но не спешила покупать второй. Теперь это кажется такими пустяками, а тогда ее беспокоило, что Маржана появление нового аппарата воспримет как должное и не оценит подарка. Однако девочка очень хотела фотографировать, и тут на помощь пришел Дед Мороз.


Амина сказала: тогда она еще верила в него, вот Дед Мороз и принес новый фотоаппарат.

Несколько дней назад в кинотеатре «Пионер» закрылась выставка фотографий Маржаны Садыковой. Мне об этой выставке рассказала Лидия Мониава. Я вошла в фойе - а как рассказать про то, что почувствовала, не знаю.

Это портреты. Ну что я, фотопортретов не видела? Все мы их видели. А что же остановилась и стояла, как будто что-то случилось?

Потому и стояла, что случилось.

Как правило, фотограф старается извлечь из своей модели какую-нибудь ее диковину: улыбку, позу, движение. По большей части это воспринимается как неожиданность, подсмотренная фотографом, - сам ты этого, возможно, и не увидел бы. А на портретах Маржаны люди такие, как они есть, с морщинами, родинками, или как там называется то, что с годами появляется на наших лицах, - и эти люди распространяют свечение. Но ведь не все люди светятся, а некоторые гасят и тебя, и все вокруг, хоть и не догадываются об этом. Так вот: она запечатлела не их свет, а свой. Свою радость от встречи с ними.


Но Амина же не знала, как долго я рассматривала Маржанины фотографии. И там, в кафе, она сказала, что Маржана с детства воспринимала вещи, которые стали понятны ей только сейчас. Дело в том, что Маржана не считала нужным защищаться от людей, переделывать их, а предпочитала принимать их такими, какими они были. Она умела увидеть их светлую сторону. Ее нельзя было настроить против, самым естественным для нее было любить.

Каждая ее фотография - это плод. Как яблоко, или тыква, или вишня. Ведь когда смотришь на них, даже не отдавая себе в этом отчета, вместе с соком, вкусом и цветом впитываешь тайну творения. Я смотрела на них и понимала, что сама увидела бы этих людей по-другому. Я точно это знаю. А она подарила их нам.

И все это случилось тогда, когда смертельно больные люди уже не могут сопротивляться болезни. А Маржана даже и не сопротивляется - она просто ею пренебрегла.

Недавно она попросила сделать ей в комнате нечто вроде студии. Лидия сделала все, что было в человеческих силах, но в последний момент Маржана передумала. Она сказала, что фонду есть на что потратить эти деньги. Она не любит тратить, она любит дарить.

Когда открылась выставка, у Маржаны брали интервью. В них она предстает очень зрелым и в то же время легким и азартным человеком. Она мечтала сфотографировать профессиональную балерину - эта мечта сбылась. Она мечтала о выставке - сбылась и эта. Многие ли люди могут похвастаться такой яркой жизнью?

Амина написала в фонд «Вера»: «В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным. Сейчас я лучше стала понимать, для чего существуют хосписы… Они делают все, чтобы ощущение, что все кончено, превратилось в жизнь, полную событий, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, полной любви…»

История Маржаны - одно из сильнейших впечатлений моей жизни. Теперь я точно знаю, что один человек может изменить ход вещей, как это сделала Лидия Мониава. И еще я теперь знаю, что человек способен победить страх смерти и обратить его в уникальный опыт, как это сделала Маржана Садыкова.

Никому не ведомо, когда прервется земная жизнь человека. Но если это наш последний разговор с Маржаной, которую я никогда не видела, я хочу, чтобы она знала: я благодарна ей за эти солнечные брызги, за эти человеческие тайны и за то, что она оказалась сильней всех, кого я знаю на этом свете.

«У нашего фонда есть подопечная девочка Маржана. Маржане 13 лет, она болеет саркомой, не встаёт с кровати...» - перед Новым годом этот пост облетел Интернет.

Так начинаются многие истории. Но эта - особенная. Потому что Маржане не нужна та помощь, о которой думаешь в первый момент, когда сознания касаются слова о больном ребёнке, - ни деньгами, ни операциями. Маржана Садыкова - подопечная фонда помощи хосписам «Вера». И ей нужно было всего лишь немного смысла, немного света, немного счастья - для того чтобы прожить то время, что ей суждено.

«Сейчас, когда моя дочь умирает, этот оставшийся кусочек так отличается от остальной жизни, когда о смерти и не помышляешь…»

В прошлой жизни Маржане и в голову бы не пришло просить подарить ей фотоаппарат. Дорогой, из последней серии, совсем для профи. Но в этой, когда прошлой осенью она сначала не смогла встать с кровати, потом в ней стало трудно даже сидеть, - она попросила. И фонд «Вера» купил Маржане фотоаппарат. Свет и фон они купили сами. И стоит маме Амине вставить штепсель в розетку, всё это превращает обычную москов­скую однушку в съёмочную площадку. Маржана так и говорит: «У нас на площадке». У них на площадке - жизнь.

Ангел на плёнке

Первый фотоаппарат, «мыльницу», я подарила дочери ещё в детстве и почему-то была уверена, что это поможет мне лучше понять её («Мама ожидала увидеть на проявленной плёнке ангела!»). Но Маржана «сжёвывала» одну плёнку за другой, я тратила деньги на проявку и печать, а видела только случайные кадры. Было и дорого, и обидно…

«Мыльницу» сменила первая зеркалка. Маржана своими силами освоила фотошоп. И снимала, снимала, снимала, даже когда заболела - ударила ногу. Сначала казалось - ушиб, очень быстро выяснилось - рак. И в какой-то момент ангел глянул с её фотографий - так Бог одаряет своих любимых детей. Маржанин дар - видеть и останавливать жизнь.

Я задаю свои вопросы в перерыве между вспышками её фотоаппарата. У меня перед глазами бритый затылок - вместо длинных волос, таких, какие были в июне 2011 года, когда всё началось. Мягкий ёжик увлажняется потом, Амина стирает его, накрывая ладонью, - Маржане тяжело. Фотографировать, лежать, быть. Я стараюсь говорить только о жизни. Жизнь для Маржаны сейчас - это то, что попадает в круг её объектива и Богом данным талантом - в тринадцать лет! - схватывается и застывает навечно. Лица. «Мне кажется, важнее ловить эмоции, чем часами зависать над букашками…» Она хотела бы пройтись по улице и нащёлкать репортажных кадров - но ей остаётся только ждать, когда улица сама придёт к ней домой.

И они приходят - знакомые и не очень, модельной внешности и скромняги, мужчины и женщины, старые и юные - все, кто откликнулся на просьбу Амины и Маржаны и готов посвятить два-три часа своего времени съёмке. Столько - потому что дольше девочке тяжело. Сегодня - день змей. Маржана мечтала об этой съёмке - и в Москве нашлось даже несколько человек, у которых дома они живут. Я жмусь подальше в угол, освобождая место на площадке. Маржана тянет из кровати руки к питону и удаву, приехавшим за пазухой у кудрявой блондинки Дриады - вместе с мохнатым пауком-птицеедом и её сестрой-танцовщицей.

Танцовщица Риола раздевается догола, Амина обёртывает её телесного цвета лентой, змея Вирсавия ползёт по шее и рукам, Маржана нажимает на спуск… Девочка говорит, что боли утихают, когда она снимает…

Пока танцовщица мажется глиной (глине надо засохнуть, и Амина сушит её феном, чтобы снять серию, в которой кожа - будто потрескавшаяся земля), я листаю на ноутбуке портфолио. Скоро у Маржаны Садыковой персональная выставка.

60 жизней Маржаны

…Их всего 60 - образов-масок, чужих лиц, застигнутых врасплох её камерой. Людей, принёсших на пару часов свою жизнь на площадку к Маржане. Чтобы сесть перед фотографом на стул - иначе в объектив не попадёт голова, Маржана ведь снимает лёжа, опершись на локоть, - и сыграть свою роль. Быть собой или кем-то ещё. Вот Уля в цветочном венке - «вылитая Одри Тоту». Вот Женя - чайная королева: «С этим образом было много хлопот: нужны были высокий парик, «королевское» платье, посуда: иногда приходится потрудиться, чтобы во­плотить фантазии дочери в физической вселенной». Ткани, ленты, булавки, пряжки - всё на часы отвлекает от главного…

Куколка Оля: губы бантиком, шляпка, крупные розы на платье. «Милая Соня» - длинноволосая, ненакрашенная, чуть растрёпанная…

Саша - «конопатая фея с голубыми глазами». Балерина в белой пачке. Две прихожанки храма Святой Троицы в Хохлах - Кристина и София - положили головы на плечи священнику отцу Алексею, который тоже согласился позировать… Я спрашиваю Маржану, в чьей судьбе ей хотелось бы задержаться, какую примерить на себя и прожить, думая, что она страшно, должно быть, завидует всем тем, кто легко встаёт после съёмки со стула и бежит в свою бесконечную жизнь. Но Маржана отвечает:

У меня и самой всё неплохо. Болезнь и смерть - это не ужасно, это просто часть жизни. Человек всегда ищет справедливости, которая является человеческим понятием, но в смерти её нет, это другая логика, которую не понять с точки зрения человека. У Вселенной свои законы, мы не можем все их увидеть, и надо просто быть благодарным Богу за опыт и за шанс исправиться.

Опыт Маржаны Садыковой - неизлечимая саркома, и я спрашиваю, за что ей благодарить небеса. В её голосе нетерпение и жалость ко мне:

Я благодарна за то, что если мне суждено умереть, то Бог дал мне много времени, чтобы осознать себя, а не погибнуть в одночасье просто оттого, что на голову упал кирпич...

«В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным… - пишет Амина в письме фонду «Вера». - Сейчас я лучше понимаю, для чего существуют хосписы и фонды, помогающие людям в нашем положении. Они делают всё для того, чтобы ощущение, что всё кончено, превратилось в жизнь, полную событий, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, радостной, счастливой, полной любви, общения и пр. Чтобы человек успел максимум из того, что запланировал или мечтал, и здесь нет глупых или непрактичных желаний, здесь всё возможно».

Я научилась смотреть на мир глазами Маржаны, она помогла мне увидеть больше, - говорит Амина, и я читаю спокойствие на её лице. - Ей не нужно приукрашивать этот мир, она любит и понимает его таким, какой он есть. И она не боится… И когда я смотрю её глазами, мне тоже не страшно.

О Маржане Садыковой интернет-сообщество узнало благодаря фонду помощи хосписам «Вера». Девочка больна раком и является подопечной фонда. Но приходить на выставку стоит совсем не поэтому. А потому, что Маржана, несмотря на свои 13 лет — удивительный фотохудожник.

Обращение Маржаны

Фотопортреты, которые она делает, — не просто красивое изображение того или иного человека, знакомого или незнакомого, а — целая вселенная, искрящаяся эмоциями и смыслом.

Вселенные эти Маржана создает в своей однокомнатной квартире, поскольку не в силах не только выходить куда-либо, но и просто — встать с кровати. Дома у нее — своя маленькая студия, в которой она, лежа, и снимает своих моделей — знакомых или совершенно чужих людей, согласившимся позировать перед объективом ее фотокамеры.

«Как ни странно, ограниченная возможность — это Возможность. Мои съемки из одного и того же ракурса полны открытий и радуют меня своей новизной всякий раз, я к этому никак не привыкну. Конечно, я бы с удовольствием встала, но все же я как творческий человек не страдаю от того, что не могу это сделать, я просто вижу то, что, возможно, не видно другим.» (из интервью для каталога выставки)

Маржана Садыкова творит. Фото Екатерины Марголис, aif.ru

«Сначала у меня просто есть представление о том, какой должна быть будущая работа, — делится Маржана секретами своего мастерства. — Потом, когда вижу человека, пришедшего позировать, нередко — в первый раз в жизни, с которым, возможно, даже никогда не разговаривала, это представление корректируется, иногда — кардинально меняется. Часто сначала человек старается выглядеть так, как он считает красивым или правильным, и если суметь пойти дальше, то можно увидеть настоящее преображение.

Ты вдруг видишь человека с неожиданной стороны, открываешь в нем то, что, может быть, он и сам в себе раньше не замечал. Я хочу сломать социальную оболочку и увидеть все грани личности. Ведь социум так или иначе диктует манеры поведения, какие-то привычки. И, например, человек считает, что он должен быть обязательно веселым или улыбающимся, а иногда наоборот — непременно серьезным, солидным. Мне хочется пройти дальше, увидеть, кем еще он может быть. Как правило, это удается, человек раскрывается, и мне кажется, это ему тоже нравится — попробовать разные роли.


А потом, когда я рассматриваю фотографию, отбираю из множества кадров тот самый, где он открылся камере, где они поладили, нашли друг друга. Во время съемки я могу даже не увидеть этот момент, но камера не подводит, она все помнит в деталях.

Порой бывают самые настоящие человеческие открытия. Тогда я просто не в силах сдержать удивления, особенно если речь о каких-то наших знакомых: «Неужели это — Оля?! Никогда не думала, что она может быть такой». «Неужели этот тот человек, про которого принято говорить „творческая натура“, которого все привыкли считать легкомысленным и несобранным, вдруг оказался серьезным и таким организованным?!»

Наверняка моделям Маржаны приятно и удивительно видеть себя ее глазами, ее взглядом через объектив. Увидеть в себе что-то новое, неожиданное прекрасное…

Людям нравится сниматься на площадке у Маржаны. Они становятся послушными и внимательными моделями.

«Мыльница» от Деда Мороза

Первый фотоаппарат — самая обычная «мыльница» — появился у Маржаны, когда она еще не умела читать. Подарок на День рождения, который она, собственно говоря, и не просила, не понимала, для чего он ей нужен, был вручен от мамы девочки, ее дяди и тети, которые, «скинулись» на фотоаппарат.

«Я подумала, что нажать кнопку обычной пленочной „мыльницы“ ребенок сумеет. И будет снимать то, что ей интересно. А заодно у меня появилась бы возможность больше узнать о дочери (то, о чем мечтает каждая мама)», — рассказывает мама Маржаны Амина.

Но «больше узнать о дочери» с помощью фотоаппарата в этот раз не удалось: девочка успела сделать несколько кадров, в дальнейшем фотоаппарат был разбит, разломан, разобран.

«Перед нами встал вопрос — что делать: с одной стороны — фотоаппарат был быстро приведен в негодность, — говорит Амина. — С другой — очень хотелось, чтобы ребенок все-таки занимался интересным делом, да и самой Маржане понравилось фотографировать. Мы тогда купили новую „мыльницу“ и придумали хитрую историю, что пришел Дед Мороз и оставил для нее коробку, что в ней — мы понятие не имеем.

В коробке дочка обнаружила фотоаппарат, то есть Дед Мороз оказался добрее, чем мама, которая, после подобного халатного отношения с техникой ни за что бы еще раз не сделала такого подарка. Помню, как Маржана потом всем восторженно рассказывала: „Вы представляете, что мне подарил Дед Мороз?!“ Так нам удалось остаться педагогичными и вручить девочке фотоаппарат».

Со вторым фотоаппаратом Маржана уже обращалась аккуратно. Начала снимать. Первые фотографии девочки были явно не шедевры. Она снимала все подряд, так что пленки у фотоаппарата приходилось менять почти так же быстро, как пулеметные ленты. Амина шутит, что в этом случае семью от разорения спасло только то, что пленок покупалось не так уж много. Поскольку Маржана готова была щелкать кнопкой фотоаппарата бесконечно.

«Неглавное» главное дело

Тогда, в раннем детстве, Маржана не планировала, что фотография станет главным ее делом. Вокруг было столько интересного! У мамы Маржаны была идея, что надо все перепробовать, водить дочку на все существующие занятия для детей, чтобы определить, где ей больше понравится, и остаться там. Поэтому она занималась всем: от балета и акробатики до музыки и рисования. Везде было интересно, иногда думалось, что вот, нашли то самое внутренне близкое. Но внутренне близким, именно ее, оказалась только фотография.

Вся энергия, которая раньше распылялась, сейчас направлена на то, что ей так помогает. «Не думаю, что если бы Маржана была здорова, она занималась бы в данный момент фотографией так плотно, — говорит Амина. — Хотя фотография всегда ее очень интересовала. Она изучает Фотошоп, работы именитых мастеров, у нее есть любимые фотографы, большинство из которых живет в Москве, она общается на тему фотографии в сети и в курсе того, что происходит в мире фотографии.

Но большие фотопроекты она откладывала на будущее. Ей казалось, что сейчас, пока она ребенок, у нее недостаточно возможностей для этого. Нужна дорогая камера, сложная натура (ей хотелось снимать на природе), дорогой реквизит. Маржана планировала, что сначала она вырастет, заработает денег, а потом примется реализовывать свои идеи в фотографии. «Она делилась со мной планами, какие она бы хотела сделать фотосессии. Я думала, что это занятие, вполне подходящее ребенку для развлечения, большой Маржане станет неинтересно, но все равно поддерживала ее», — говорит мама фотографа.

Кстати, когда смотришь на фотографии, понимаешь, что их автор — человек, который много и осмысленно читает.

«Маржана очень любит читать, — подтверждает мою догадку Амина. — Ей 13 лет, мне — 44 года, но она прочитала больше книг и может дать дельную консультацию по многим вопросам». А занятие фотографией действительно помогло Амине лучше понять дочь.

«В фотографии я ничего не смыслю, — говорит Амина, — поэтому в основном наблюдаю, как Маржана снимает. Наблюдая, можно лучше узнать человека. В том, что касается фотографии, она главная, и все здесь по ее правилам. Я смотрю, как она может организовать процесс съемки, создать атмосферу на площадке, как будет вести модель в нужном направлении, как соблюдает сроки и выполняет обязательства. Она не раз удивила меня, — каждый прожитый с ней день может быть уроком».

Фотография для Маржаны сейчас — это не хобби и даже не профессиональная деятельность, а нечто гораздо большее. Работая, она возвращается в огромный разнообразный мир, от которого отрезана болезнью. Снимая, создавая свои прекрасные снимки, она забывает о том, что чего-то не может. Во время съемок Маржана — главная, она руководит процессом, вдохновенно управляет теми нитями, которые потом должны сложиться в произведение искусства. И она становится сильной настолько, что боли на какое-то время отступают…

ФОТОРЕПОРТАЖ ГРИГОРИЯ АГАЯНА С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ МАРЖАНЫ

За миг до смерти...

Всю жизнь 14-летняя Маржана Садыкова мечтала стать фотографом. Но из-за тяжелой неизлечимой болезни - злокачественная саркома, она была прикована к постели.

Тем не менее, благодаря отзывчивости людей девочка смогла воплотить свою мечту в жизнь. Ее московская квартира на время стала небольшой студией, куда приходили как обычные люди, так и профессиональные фотомодели и фотографы.

В феврале этого года состоялась ее фотовыставка «Гости». Удивительно, но начинающей фотохудожнице удалось поразить глубиной своих снимков даже бывалых критиков.

К сожалению, девочка не смогла справиться с тяжелой болезнью. 16 апреля Маржана Садыкова умерла. Всего за день до своей смерти, она записала трогательное видеообращение, в котором поблагодарила всех, кто ей помогал, а также пожелала людям использовать свои возможности на 100%, как бы тяжело им не было.

Российский фотограф дагестанского происхождения. Более всего прославилась циклом фотографий, созданным буквально на смертном одре.


Споры о том, чем же вызвана шумиха вокруг имени Садыковой – высочайшей художественной ценностью её фотографией или же просто обстоятельствами, при которых эти фотографии были созданы – не утихают по сей день. Вне зависимости от причины, ажиотаж выставка вызвала воистину впечатляющий. Прошла она в Москве, в период с 14-го по 28-е февраля; за это время посетило её больше 4000 человек.

Больная раком, Маржана уже долгое время была прико

вана к постели; её импровизированная фотостудия располагалась прямо в её комнате – а главными моделями были родные и близкие. Это, впрочем, ничуть не помешало Садыковой создать довольно интересную подборку фотографий – которая, собственно, и была выставлена в Москве в конце февраля. Без помощи Маржана, скорее всего, не справилась бы; к счастью, на помощь её пришли родные, близкие и даже ранее совершенно незнакомые люди. Старания много

численных волонтеров не пропали зря – выставка удалась на славу.

В ходе подготовительных работ Маржана Садыкова записала видеоролик, в котором обращалась ко всем, желающим её услышать. В ролике этом Маржана объясняла, что с одним лишь желанием можно в прямом смысле слова свернуть горы и призывала наслаждаться имеющимся счастьем в каждый конкретный миг времени. Ролик появился в социальной сети "Вконтакте" и на портале Youtube. Количе

Сейчас, после смерти Маржаны Садыковой, судить о её характере можно лишь по видеообращению и воспоминаниям близких. Судя по всему, в обращении прозвучали не просто громкие лозунги – Маржана и впрямь всерьез верила в сказанное и старалась строить свою жизнь

по озвученным принципам. На её целеустремленность не повлиял даже страшный приговор врачей – напротив, девочка будто бы получила дополнительный импульс. Видевшие обращение нередко отмечают, что энергия Садыковой в какой-то степени передалась и им – что для самой Маржаны, скорее всего, стало бы высочайшей похвалой.

17-го апреля 2013-го прошло заочное отпевание Маржаны в храме Святой Троицы; похоронено тело Садыковой было в Дагестане



Декларация по УСН