Формы дислексии и дисграфии. Дисграфия и дислексия – характеристика. Коррекция. Общая информация о дисграфии и причины возникновения заболевания

Дислексия (легастения), а также алексия, аграфия, дисграфия относятся к видам патологии в способности к обучению. Легастения - это затруднения в процессе мышления, сосредоточения, выстраивания логических связей, в силу которого ребенку с нормальными интеллектом, мотивацией, социально-культурными условиями трудно читать и запоминать полученную информацию. Алексия - потеря способности к чтению и к пониманию прочитанного, нарушение узнавания текста. Аграфия - утрата способности писать при сохранности двигательных функций руки, а дисграфия - затруднения при письме, проявляющиеся у ребенка пропуском или перестановкой букв, заменой одних букв (или слогов) другими.

По данным исследований, наиболее частыми патологиями поведения и способностей, обуславливающими расстройства письма и чтения у детей, являются дисграфия и дислексия. Интеллект у таких детей чаще всего не нарушен.

Причины возникновения

Причины дислексии изучаются уже многие десятилетия, однако однозначно их еще никто не перечислил и не выяснил. Поражения головного мозга, оказывающие влияние на речевые центры, были обнаружены лишь у немногих детей с нарушениями чтения и письма. Многие указывают на наследственный фактор (наследственную слабость психических функций, необходимых при письме и (или) чтении), поэтому существует и такой диагноз, как «врожденная алексия». Дислексия может быть первичной, т.е. когда говорят о дислексии наследственного происхождения. Благодаря новейшим генетическим исследованиям ее связывают с изменениями генов. А вторичное расстройство чтения возможно при умственной отсталости, а также различных других болезнях. Предполагается, что дислексия не является частым заболеванием. Также как тучность или высокое кровяное давление - это патология, распространившаяся в популяции.

Признаки дисграфии

  • пропуск букв;
  • при письме перестановка букв с похожим звучанием или артикуляцией;
  • пропуск слогов; замена букв;
  • соединение слов в одно целое;
  • графические ошибки (замена похожих букв, их неправильное написание);
  • грамматические ошибки.

Признаки дислексии

  • затрудненное запоминание букв;
  • замена букв по акустическому и графическому подобию;
  • побуквенное чтение, неспособность соединения букв в слоги;
  • замена окончаний;
  • нелогичное сочетание слов.

Нередко такие дети, выполняя математические задания, путают знаки сложения, вычитания, умножения, деления, пишут не те знаки. Сегодня некоторые специалисты полагают, что характерных для дисграфии или дислексии ошибок вообще не существует.

Лечение

Усиленная «зубрежка», сочетаемая с длительным и терпеливым обучением письму в школе и дома часто приносит лишь незначительные результаты. Однако и методы лечения, применяемые психологами, не являются столь эффективными, как это ожидалось.

Если у учеников наблюдаются расстройства письма и чтения, они могут посещать логопедические занятия. Занятия длятся 20-25 минут. Устранение определенных расстройств чтения и письма возможно, так как слух у ребенка развивается. Ведь нарушенные речевые функции восстанавливаются даже при удалении речевой зоны в коре головного мозга. Но если эти расстройства остаются незамеченными в I классе и не подвергаются коррекции, позднее ребенок испытывает трудности в учебе.

Главное, чтобы родители были терпеливыми, правильно реагировали на трудности, возникающие у ребенка и не упрекали его в лени. Заметив нарушения, следует обратиться к логопеду. Иногда ребенок нуждается в помощи ортодонта, психолога или невролога.

Что такое дисграфия? Это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

Что такое дислексия? Это частичное расстройство навыка чтения, которое проявляется в замедленном темпе чтения и множественных стойких ошибках, которые тоже носят частотный и устойчивый характер.

Какие механизмы участвуют в процессах письма и чтения?

В них участвуют 4 анализатора:

1. Речедвигательный - помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение.

2. Речеслуховой - помогает произвести отбор нужной фонемы.

3. Зрительный - контролирует отбор нужной графемы (написание буквы).

4. Двигательный - с его помощью осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Как осуществляется регуляция и согласование в работе механизмов письма и чтения?

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 годах жизни. В лобных отделах головного мозга зарождается побуждение к действию, то есть мотив письма и чтения, а также осуществляется контроль за работой всех структур, участвующих в процессе письма и чтения.

Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения имеет очень сложную структуру. Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения.

При каких условиях возможно успешное формирование навыков письма и чтения?

1. Сохранный интеллект, слух и зрение (в случаях грубых нарушений на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии)

2. Сохранность основных психических процессов (восприятие, память, внимание)

3. Сформированность всех сторон устной речи. Сохранное звукопроизношение, фонематический слух, слоговая структура, лексико-грамматический строй речи являются базой для нормального формирования навыков письма и чтения.

4. Сформированность пространственно-временных отношений. В процессе письма на этапе перевода фонема - графема - кинема происходит преобразование временной последовательности фонем в пространственную последовательность графем (Звуки произносятся в слове в определенной временной последовательности, один за другим. На письме эта последовательность передается через определенную последовательность букв в слове)

5. Сформированность латерального профиля (выбор ведущей руки, уха, глаза и проявление доминантности одного из полушарий). При несвоевременном формировании процесса латерализации затрудняется контроль головного мозга за многими видами деятельности, в том числе и за процессами письма и чтения.

6. Готовность общедвигательного анализатора, т.е. мелкой моторики рук.

7. Сформированность функции контроля Участвуют:

  • кинестетический контроль - ощущение движений органов тела. Дает возможность оценить правильность написания букв, внести необходимые поправки в письмо до совершения, во время совершения и после совершения ошибки.
  • зрительный контроль - зрение контролирует выполнение моторной операции письма и позволяет исправлять ошибки, допущенные при чтении.

8. Благоприятная речевая атмосфера развития ребенка. Двуязычие в семье - неблагоприятный фактор развития.

Процессы письма и чтения осуществляются на основе достаточно сформированных речевых и неречевых функций. Несформированность какой-то из них может вызвать нарушение в овладении навыками письма и чтения.

Как же определить, готов ли ребенок к овладению навыками письма и чтения?

Конечно же учитель не может проследить, все ли в развитии ребенка было благополучно, все ли процессы, влияющие на овладение письмом и чтением, достаточно сформированы. Такое специальное исследование готовности ребенка к овладению письмом и чтением проводит логопед при поступлении ребенка в школу.

Учитель, в свою очередь, может:

  • узнать у логопеда об индивидуальных речевых особенностях детей своего класса;
  • обсудить характер предстоящих трудностей детей, входящих в «группу риска»;
  • выработать вместе с логопедом индивидуальный коррекционный план обучения письму и чтению таких детей и учитывать его при подготовке уроков в своем классе;
  • консультироваться с логопедом по вопросам преодоления возникающих трудностей письма и чтения у детей, не вошедших в «группу риска»
  • выполнять на уроке рекомендации логопеда по организации и содержанию процесса обучения письму и чтению детей, имеющих такого рода трудности;
  • информировать логопеда о трудностях в овладении навыками письма и чтения у конкретных учащихся для того, чтобы логопед как можно раньше начал оказывать ему помощь.

Какие трудности в овладении письмом и чтением должны насторожить учителя?

Сразу хочется отметить, что знания о проявлениях дисграфии и дислексии не дают учителю возможность самостоятельно делать логопедическое заключение, тем самым подвергая ребенка и родителей лишнему беспокойству. Они помогают вовремя обратить внимание на появившиеся трудности и посоветовать родителям ребенка обратиться к логопеду.

Ошибки, относящиеся к дисграфии и дислексии, специфичны (они не связаны с незнанием орфографических правил, в большинстве своем это ошибки сильных позиций), частотны и носят стойкий характер.

Специфические ошибки имеют разные причины возникновения, в них квалифицировано может разобраться только логопед.

1. Пропуски, перестановки, вставки букв или слогов (связаны с ошибками звукового и слогового анализа).

2. Смешение фонем и букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство (ошибки фонематического восприятия)

  • · парные звонкие и глухие согласные;
  • · лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю
  • · заднеязычные согласные К, Г, Х
  • · сонорные согласные Р-Л, Й-ЛЬ
  • · свистящие и шипящие С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ
  • · аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С

3. Смешение букв по кинетическому сходству (эти буквы имеют общую программу кинестетического запуска, то есть начинают писаться одинаково, и отличаются каким-то элементом - похожие кинемы).

4. Смешение букв по оптическому сходству - похожие графемы.

5. Персеверации (застревание) «магазим». Антиципации (предвосхищение) «на девеявьях».

6. Раздельное написание частей слова (приставки отделяются от слова) «по шел», слитное написание предлогов со словами «надерево», смещение границ слова «у дедмо Рза» - у деда Мороза.

7. Отсутствие обозначения границ предложения.

8. Аграмматизм (нарушение связи слов: согласования и управления).

О чем должен помнить учитель, работающий с детьми с нарушениями письма и чтения?

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Ребенку действительно тяжело дается процесс овладения письмом и чтением. Ребенок должен чувствовать свой успех.

Рекомендации : Учителю желательно, хотя бы на время, отказаться от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, красный фон тетрадей таких учеников служит дополнительным фактором стресса для них.

Можно позволить ребенку писать карандашом. Учитель не исправляет ошибки, а ставит на полях пометы. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

2. Детям, которые имеют сложности в овладении письмом, категорически запрещены многочасовые переписывание домашних заданий, выполнение их сначала на черновике, а потом на чистовике. Чем больше такой ребенок пишет, тем хуже результат.

Рекомендации : Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст для работы на части. Продолжительность работы ребенка не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, размяться, и только потом можно снова продолжать работу, но общая продолжительность ее все равно не должна быть больше 40-50 минут.

Вы можете давать на уроке или посоветовать родителям упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву А зачеркнуть, букву О обвести.

Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в из различении у ребенка имеются проблемы. Например: Р-Л, С-Ш Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.

Это общие приемы, которые помогут вам в работе с такими детьми, но более подробную консультацию о методике работы с каждым ребенком учитель может получить у логопеда, который руководит процессом коррекции.

С началом учебы в школе многие дети начинают испытывать трудности в освоении чтения и письма. Чаще всего учителя не понимают сути проблемы, предъявляя непреодолимые требования к ребенку, а дома родители требуют демонстрации успешного чтения и красивого письма, так еще и в классе дразнят сверстники. Все это усугубляет проблему. Главное вовремя распознать нарушения и обратиться к специалистам (психологу, нейропсихологу, логопеду ) за помощью.

Дисграфия – нарушения письма, дислексия нарушение чтения.

Дети дислексики при чтении допускают ошибки, пропускают буквы, добавляют лишние буквы, искажают слова, теряются в строках текста, меняют слоги местами, могут пропускать первые слоги слов, скорость чтения у них очень низкая и понимание прочитанного часто отсутствует вовсе.

При дисграфии письмо детей содержит множество грамматических ошибок. Дети забывают писать заглавные буквы, ставить запятые и точки, пропускают буквы при письме или заменяют их другими буквами. Смешение на письме часто происходит по оптическому сходству: б-д, п-т, Е-З, а-о и т.д . Также можно наблюдать слитное написание предлогов. Или застревание на определенном слоге (персеверацию): За зомом на песке – За домом на песке.

Так почему же возникают ошибки на письме и при чтении?

Процесс становления чтения и письма очень сложный и в нем участвуют 4 анализатора:

- речеслуховой , который помогает произвести отбор нужной фонемы;
- речедвигательный , который осуществляет артикулирование, т.е. произношение;
- зрительный , который помогает выбрать нужную графему;
- двигательный , который переводит графему в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Как мы можем видеть, процесс достаточно сложный. Все эти перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной областях головного мозга, формирование которых окончательно происходит к 10-11 году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения, это обеспечивается лобными долями головного мозга.

Огромное значение в овладении письмом и чтением имеет сформированность всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических понятий, звукопроизношения на определенных этапах развития являются одной и основных причин дисграфии или дислексии.

Не могу не отметить, что на формирование речи и, как следствие, на появление дисграфии и дислексии, влияют еще некоторые факторы. Например, неравномерное развитие полушарий мозга. Чаще всего центр речи находится в левом полушарии. А правая гемисфера мозга отвечает за предметные символы, зрительные образы. Например, у китайцев, письменность которых представлена иероглифами, лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у народов Китая, в отличии от европейцев, может нарушиться при проблемах справа (кровоизлияние в мозг).

И не забываем, что есть еще наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. И тогда корковый контроль затруднен при овладении письмом и чтением, и ребенок испытывает трудности в школе как и его родители в свое время. К этому изъяну существует генетическая предрасположенность, родителям, которым знакомы сложности в чтении и письме надо особое внимание уделить развитию ребенка.

Чаще всего нарушения в чтении и письме становятся очевидными ко 2-му классу.

При дислексии и дисграфии нарушений в умственном развитии ребенка может не наблюдаться. Он может хорошо справляться с математикой и другими предметами. Мальчики страдают этими недугами в 3-4 раза чаще девочек. Сейчас 5-8 процентов школьников имеют дислексию или дисграфию.

Если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия , не надо падать духом. Вам потребуется настойчивость, терпение, тесное сотрудничество нейропсихолога и логопеда. Не забывайте хвалить ребенка за каждое небольшое достижение.

Причины дислексии:

Последствия перинатального поражение ЦНС, последствия родовой травмы, гидроцефалия, задержка психоречевого развития, снижение интеллектуальных способностей, аутистические проявления, ОНР (общее недоразвитие речи) и др.

Симптомы и признаки дислексии:

Ребенок не может запомнить буквы, путает их между собой
Не может соединить буквы в слоги, а слоги в слова.
При чтении заменяет одни буквы другими, «угадывает» окончания слов
Долгое время читает по слогам, медленно, переставляет слоги местами
Неправильно согласовывает слова в предложениях: путая род, число, падеж.
Не понимает прочитанный материал - «механическое чтение»
(скорость чтения при этом может не страдать)

Дисграфия

Нарушение письма (дисграфия) - расстройство развития навыка письма, связано со снижением активности лобных долей, которые отвечают за понимание правил русского языка и умение применить эти правила на практике, а так же с недоразвитием зоны письма головного мозга, отвечающей непосредственно за письменную речь.




Причины дисграфии:

последствия перинатального поражение ЦНС, последствия родовой травмы, гидроцефалия, задержка психоречевого развития, снижение интеллектуальных способностей, аутистические проявления, ОНР (общее недоразвитие речи) и др.

Симптомы и признаки дисграфии:

Ребенок не может запомнить как писать буквы (забывает, зеркалит, пишет их неправильно).
Заменяет буквы, переставляет их местами, пропускает или напротив добавляет лишние буквы при написании слов.
Допускает большое количество ошибок при письме, которые носят стойкий характер на протяжении долгого времени - «работа над ошибками» не помогает.
Не может правильно применять заученные правила
Не замечает собственных ошибок, допущенных при письме.
Дисграфия часто сопровождается плохим почерком - “курица лапой”.

Коррекция дисграфии - что нужно знать?

  • Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме - это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
  • Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С». Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.

Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо - сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ.

Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения дислексии, дисграфии и других проблем обучения проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент, Фергана.

Психоневрологи определяют эти два явления следующим образом: Дислексией – называют стойкое нарушение чтения, а дисграфией – стойкое нарушение письма. Они чаще наблюдаются в детском возрасте нередко возникают сразу вместе у одного и того же ребёнка. Причём каких-то признаков умственной недоразвитости у него не выявляется.

Давайте коротко рассмотрим оба эти явления, узнаем, что такое дисграфия и дислексия, выясним, как помочь детям от них избавиться.

Дислексия

В буквальном переводе с греческого, это слово означает «сложность со словами».
При её наличии бывает трудно понять. При разговоре он искажает звучания слов, «проглатывает» слоги и даже целые слова. Также часто меняет местами буквы, пропускает, заменяет звуки, или прибавляет ненужные. Он может не распознавать похожие по написанию буквы, нарушать построение предложений, не соблюдать связи между словами.

Таким образом, данное явление выражается в нарушении процесса чтения, когда ребенок постоянно повторяет свои ошибки.

Принято различать фонематическую, семантическую, аграмматическую, оптическую, амнестическую дислекию.

Чаще всего это явление связывают с фактором несформированной психики, а именно тех функций, которые ответственны за процесс чтения. Все дело в том, что напечатанный текст – это двумерное изображение, а люди с дислексией воспринимают любые образы только в трехмерном изображении. Поэтому им трудно воспринимать обычный текст, и они путаются во время чтения.

Учеными было установлено, что мальчики страдают от этого нарушения примерно в 3-4 раза чаще девочек.

Дисграфия

Это такое состояние, когда ребёнок не может изложить свои мысли на бумаге, так как ему трудно дается письмо. Ребёнок не может окончательно его изучить. Это происходит вследствие нарушения тех психологических функций, которые отвечают за обеспечение процесса письма.

Данная дисфункция у разных детей проявляется по-разному. Например, кто-то может постоянно повторять одни и те же ошибки, а другой – просто допускает огромное количество орфографических ошибок.

Данное состояние может быть вызвано двумя причинами. Например, дисграфия может появиться по биологическим причинам, когда дисфункция произошла по причине патологий при беременности матери или наличии у неё инфекции. А также она может развиться вследствие деструктивных перемен в нервной системе ребёнка.

Нужно заметить, что если у ребёнка имеется биологический дефект головного мозга, то данное явление будет наблюдаться в сопровождении других патологий, например: афазии, ЗПР, алалии, умственной отсталости.

Кроме того описываемое нарушение может быть вызвано социально-психическими причинами. К ним, в главную очередь относят недостаток речевых контактов с ребенком, его замкнутость, одиночество, запущенность, неправильное воспитание.

Дисграфию обычно не рассматривают как собственно, независимое, самостоятельное заболевание. Чаще всего её рассматривают в качестве симптома некоторых неврологических дисфункций. Например, как признак патологий аналитико-синтетического функционирования анализаторов отвечающих за движение, слух, речь, зрение.

С другой стороны, многие эксперты объясняют данное явление как проявление языкового нарушения которое можно устранить при помощи психолого-педагогических способов.

Как помочь детям, страдающим от этих нарушений?

Главное, не нужно отчаиваться. Такие дети вполне могут овладеть навыками чтения и письма. Только для этого нужно настойчиво и много заниматься. Для полного успеха кому-то могут понадобиться месяца, а другим – годы. Но результат обязательно будет, главное регулярно, усиленно тренировать речевой слух и буквенное зрение.

Родители вряд ли смогут помочь самостоятельно. Тут, скорее всего, понадобится помощь опытного специалиста-логопеда.

Как правило, занятия проводятся по разработанной системе. В них часто используется разрезная или магнитная азбука, чтобы складывать слоги и слова. С помощью азбуки, а также разнообразных речевых занятий, игр, ребёнок учится выделять грамматические элементы слов. Это помогает ему усваивать произнесение определенных звуков. Ребёнок учится распознавать, какой именно букве при написании этот звук соответствует.

Логопед часто противопоставляет твёрдое произношение мягкому, глухое – звонкому. Тренировка осуществляется с помощью повторения слов. На занятиях дети пишут диктанты, учатся подбирать слова по заданным звукам, анализируют с помощью специалиста звуко-буквенный состав слов.

На подобных уроках обычно используется наглядный материал, который помогает детям запомнить облик букв, их очертания. Например, буква «О» похожа на круг, «Ж» напоминает жука, а «С» – полумесяц.

Причём скорость чтения и письма наращивается очень постепенно, ведь в процессе занятий ребенок должен полностью усвоить, буквально «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Следующим этапом занятий является техника чтения.

Помимо занятий с логопедом, возможно, понадобится помощь психоневролога. Он может порекомендовать к применению необходимые ребёнку стимулирующие средства, препараты, улучшающие память и повышающие обменные процессы мозга.

Самое главное, мамы и папы должны понимать, что дислексия и дисграфия успешно корректируются. Но для этого требуется тесное сотрудничество лечащего врача-логопеда и самих родителей.



Декларация по УСН