Что относится к социальной поддержке граждан. Социальная поддержка отдельных категорий граждан. Меры по социальной поддержке населения

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Российская государственная политика в сфере соцзащиты населения построена на двухуровневой системе законодательства. Часть преференций всем гражданам РФ, являющимся льготниками, предоставляется в рамках общероссийского законодательства. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные мероприятия для жителей подведомственной территории.

Общие принципы столичной социальной политики на 2020 год

Социальная защита города Москвы представляет собой комплекс мер, направленных на оказание помощи самым нуждающимся по критериям:

  • недостаточного уровня доходов;
  • невозможности осуществлять трудовую деятельность в силу различных причин;
  • попадания в сложную жизненную ситуацию;
  • иным.
Подсказка: часть общероссийских преференций предоставляется по месту службы. Льготникам следует информировать работодателей о причастности к той или иной категории в инициативном порядке.

В законе № 70 от 03.11.04 записаны основные принципы предоставления регионом мер социальной поддержки населению. Власти ставят перед собой следующие цели:

  1. Сохранение социальной защиты населения на уже достигнутом уровне.
  2. Создание условий для адаптации граждан ввиду изменений государственной соцпрограммы.
  3. Поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
  4. Выделение средств из бюджета столицы в адрес особо нуждающихся граждан на основе:
    • инициативного заявления претендентов;
    • соответствия критериям, записанным в законодательных актах.

К основным группам населения, подлежащим заботе со стороны московских властей, причислены следующие:

  • , труда, военной службы и ;
  • репрессированные и реабилитированные лица;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней;
  • инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • несовершеннолетние и студенты;
  • иные.
Подсказка: обратиться за полагающимися пособиями жители Москвы могут через интернет. Заявки принимаются на сайте Госуслуг Правительства столицы. Скачать для просмотра и печати:

Соцподдержка ветеранов

Труженикам тыла региональным законодательством полагаются следующие виды помощи:

  • ежемесячные начисления в размере 200,0 р. (сумма подлежит ежегодному индексированию);
  • использование всех видов городского транспорта, а также железнодорожного пригородного для них бесплатно;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, а также обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям;
  • обеспечение лекарственными средствами по назначению врачей;
  • преимущественное право при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • обеспечение оздоровительными путевками и компенсация затрат на проезд к месту лечения и обратно;
  • преимущественное право при приеме в организации стационарного социального обслуживания .

Ветеранам труда московские власти предусмотрели такие льготы, как:

  • право на бесплатный проезд;
  • 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи;
  • обеспечение бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний.

Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются Инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий и приравненным к ним лицам, участникам Великой Отечественной войны. К ним относятся:

  • ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи;
  • 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Мы перечислили лишь льготы предоставляемые наиболее значимым ветеранам, Законом города Москвы от 03.11.2004 года № 70 закреплены льготы для других категорий малозащищенных граждан. Уточнить подробности можно в ближайшем отделении соцзащиты или на нашем сайте.

Подсказка: обращаться за назначением преференций следует в соцзащиту столицы. При себе нужно иметь:

  • паспорт и СНИЛС;
  • льготное удостоверение;
  • справку о составе семьи;
  • иное (в некоторых случаях).

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Соцподдержка московских пенсионеров

В региональном Законе № 70 города Москвы описаны следующие меры соцподдержки пенсионеров, постоянно зарегистрированных в столице:

  • использование всех видов городского транспорта, включая метро и электрички, на безвозмездной основе (требуется предъявить удостоверение);
  • в части медобслуживания льготники обеспечиваются бесплатно:
    • оздоровительными путевками по профилям заболеваний;
  • им полагаются льготы на приобретение медикаментов, выписанных по рецепту;
  • компенсация за стационарный телефон;
  • престарелые пенсионеры, перешагнувшие 80-летний порог, освобождаются от внесения взносов на капремонт зданий;
  • освобождение одиноких пенсионеров от оплаты за вывоз твердых бытовых отходов;
  • льготы при начислении транспортного и имущественного налога;
  • родственники получают выплаты, связанные с погребением льготников.
Подсказка: соцработники ухаживают за пенсионерами бесплатно. Деньги им подопечные должны выдавать на приобретение продуктов и средств гигиены для личного пользования.

Пособие, связанное с погребением в Москве

Данный вид поддержки полагается гражданам, взявшим на себя москвича. Претендовать на него могут как родственники, так и сторонние лица. Критерий один - организация погребения человека. В столице установлено несколько размеров помощи, связанных с категориями усопших:

  1. Социальное - 5 946,47 р. Выплачивается органами Пенсионного фонда в рамках общероссийского законодательства.
  2. Власти мегаполиса доплачивают по 11 000,0 р. на каждого погребенного (обращаться следует в соцзащиту).

Если усопший имел статус инвалида или участника ВОВ, то сумма увеличивается до 38 400,0 р.

Подсказка: если умер трудоустроенный гражданин или ребенок трудоустроенного гражданина, то обращаться за выплатой следует по месту службы.

Стипендия Правительства Москвы

Данный вид помощи носит адресный характер и присуждается на 1 год. На нее могут претендовать студенты бюджетного отделения, которые обучаются по направлениям и специальностям, наиболее важным для города. Назначается стипендия студентам бюджетных отделений московских ВУЗов, отлично осваивающим программу, имеющим дополнительные достижения в общественно значимых городских мероприятиях. Первокурсникам стипендия может быть назначена в случае окончания школы с медалью «За особые успехи в обучении», учрежденной Правительством города Москвы.

Величина выплаты составляет 6 500,0 р. в месяц. Начисления не связаны с обычной стипендией претендента (осуществляются параллельно).

Подсказка: распределением правительственного стипендиального фонда занимаются руководители столичных ВУЗов.

Также существует стипендия Правительства Москвы для студентов, обучающихся на дневных отделениях в колледжах, подведомственных Департаменту образования и науки Москвы. На эту стипендию могут претендовать студенты, успевающие по профессиям и специальностям наиболее важным для отраслей городского хозяйства, старше 1-го курса, активно участвующие в реализации городских целевых программ и общественных мероприятиях в интересах города Москвы.

Программа социального субсидирования

Столичная программа предусматривает несколько мер безвозмездной поддержки жителей:

  • компенсация затрат на посещение детьми детских дошкольных учреждений;
  • помощь в оплате коммунальных услуг нуждающимся;
  • поддержка граждан, вкладывающих средства в жилой фонд.

Подсказка: компенсация за садик оформляются в бухгалтерии учреждения. Скидки имеют такие размеры:

  • 20% среднемесячного взноса (по средним показателям) на первого малыша;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и каждого следующего.

Субсидирование оплаты ЖКХ


Установленной категории граждан бюджет выделяет деньги в качестве помощи на оплату неподъемных коммунальных тарифо
в. К таковым относятся:

  • граждане, которым официально выделены квартиры из муниципального и государственного фонда;
  • наниматели частных квартир (нужен договор);
  • собственники жилых помещений:
    • квартир;
    • долей в квартирах и домах;
    • члены жилищных кооперативов.
Подсказка: субсидии в рамках межгосударственных договоров начисляются гражданам Беларуси и Киргизии.

Расчет поддержки производится на основании таких параметров:

  • доходов всех членов семейства заявителя;
  • расходов на коммунальные услуги в рамках норм потребления.

По установленным правилам помощь назначается на полгода. При этом учитывается дата заявки:

  • если она поступила до 15-го числа, то начисления производятся за текущий месяц;
  • если позже (с 16-го и до конца периода), то с первого числа следующего месяца.
Подсказка: получатели субсидий обязаны вносить полную сумму оплаты ЖКУ из собственных средств. Помощь перечисляется им на отдельные счета после завершения отчетного месяца. Возмещение должникам приостанавливается или вовсе прекращается.

Бюджетная поддержка на покупку жилых помещений


В Москве работает программа по улучшению условий проживания граждан. Стать ее участниками могут такие лица:

  • не обеспеченные площадью в рамках, установленных в Жилищном кодексе:
    • менее 10 кв. м на человека в квартире;
    • менее 15 кв. м - в доме;
  • проживающие в непригодном или не подлежащем ремонту и реконструкции здании (если оно признано таковым московскими властями);
  • в многоквартирном доме отсутствует хотя бы один из видов удобств(Джек три снабжение, водопровод и пр.);
  • если ваш дом был снесен или переоборудован, либо вашу жилплощадь на законных основаниях предоставили другим гражданам.

Заявитель должен отвечать следующим критериям:

  • состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении условий проживания;
  • не иметь в собственности иных жилых помещений.
Подсказка: поддержка на приобретение жилья в Москве оформляется местными администрациями. Средства выделяются из расчета норм, установленных Жилищным кодексом (18 кв. м на одного члена семейства). Скачать для просмотра и печати:

Соцзащита отдельных категорий столичных жителей

В 70-м законе выделено несколько категорий граждан, которым предоставляются отдельные виды помощи. К ним относятся следующие:

  • пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;
  • ликвидаторы;
  • репрессированные и реабилитированные.

Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий полагается помощи из казны в виде:

  • ежемесячных выплат;
  • право на бесплатный проезд;
  • ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи;
  • право на первоочередную бесплатную установку телефона;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
  • бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей;
  • право на первоочередное вступление в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • льготное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям;
  • скидок на коммунальные услуги;
  • предоставления оздоровительных путевок в санатории без внесения платы;
  • внеочередного приема в медучреждениях;
  • иные.

Гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» предоставляются такие меры поддержки:

  • право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
  • 50-процентная скидка по оплате коммунальных услуг в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
Подсказка: для получения преференций потребуется удостоверение. Оформляют его органы соцзащиты столицы по территориальному признаку.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

С марта по декабрь 2019 г. в Москве стартовал новый социальный проект. Он предполагает выплату компенсаций федеральным и региональным льготникам данного субъекта РФ за приобретение льготных жизненно необходимых лекарств. Такой мерой соцподдержки можно будет воспользоваться вместо стандартной льготы в виде бесплатного или частично оплачиваемого обеспечения лекарственными препаратами. Исключение — недееспособные лица.
Подробности проекта можно найти на сайтах мэра и правительства г. Москвы.

Социальная поддержка населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельности существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

В России право граждан на социальную поддержку гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной поддержки населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной поддержки населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной поддержки: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной поддержки прав и свобод человека.

Система социальной поддержки населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.). Основные цели социальной поддержки населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Составным элементом социальным поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Важнейшей составной частью социальной поддержки населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Эффективность работы органов социальной поддержки населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной поддержки населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной поддержки населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной поддержки населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Основные требования, предъявляемые к реализации социальной поддержки уязвимых социальных слоев населения: первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты; перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; повышение роли социальных и эмоциональных общностей, религиозных общин, коллективов в организациях социальной защиты; усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.; обеспечение различных форм социальной защиты и разработки адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся; максимальный учет принципа социальной справедливости.

Социальная поддержка населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и т.д.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

Основные требования к реализации социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

Первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

перенос центра тяжести в работе с материальной поддержкой на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

Повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной поддержки;

Усиление вклада предпринимателей в социальную поддержку нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

Обеспечение различных форм социальной поддержки и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

Максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту, поддержку.

Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную поддержку, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной поддержки населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В первоочередном порядке в социальной поддержке в российской Федерации нуждаются:

Граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;

Инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

Инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды;

Инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

Граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

Безработные;

Вынужденные беженцы и переселенцы;

Дети - круглые сироты;

Дети с девиантным поведением;

Семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты;

Малообеспеченные семьи;

Многодетные семьи;

Одинокие матери;

Лица с ограниченными возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Социальная поддержка - специальные мероприятия, направленные на поддержание условий, достаточных для существования социально уязвимых категорий граждан, социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.).

1) нетрудоспособные: пенсионеры, инвалиды, дети, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах инвалидов, престарелых и т.д.);

2) малоимущие;

3) попавшие в экстренные ситуации: безработные, беженцы и переселенцы, лица, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).

Социальная защита и социальная поддержка граждан относятся к полномочиям государства. К компетенции ОМСУ относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства. Однако основную часть работы по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий.

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

Виды программ социальной поддержки:

1) объектные, рассчитанные на определенную социальную группу населения;

2) проблемные, рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы.

Социальное обслуживание - механизм осуществления социальной поддержки.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению со-циальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Главное звено организации социального обслуживания населе-ния — городской и сельский районы, микрорайон (трудовой коллек-тив), малый город без административного деления.

Функции управления вопросами социального обслуживания насе-ления на подведомственной территории осуществляют органы соци-альной защиты населения.

Осуществляется социальное обслуживание бесплатно и за плату, через систему соответствующих социальных служб, включающих государственные, муниципальные, частные и другие службы, на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого закон-ного представителя.


Принципы социального обслуживания:

1. равных возможностей граждан независимо от национальности, пола, возраста;

2. доступности;

3. добровольности;

4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

5. адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии;

6. гуманности , доброжелательности, соблюдения конфиденциаль-ности в работе;

7. профилактической направленности;

8. законности и учета международных стандартов.

Цель создания системы социального обслуживания - организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она призвана включать в себя ком-плекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке.

Создание системы социального обслуживания ставит цель помочь в решении многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособны-ми членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволит координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, благотворительные организации.

Социальная служба - система государственных, муниципальных, частных и иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Работники социальной службы - лица, непосредственно оказывающие помощь либо организующие оказание помощи клиентам социальной службы и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.

Одно из требований - все эти работники должны иметь высшее или среднее образование по специальности «Социальная работа» либо образование медицинского, психологического, педагогического, юридического или иного профиля, соответствующее требованиям и характеру вы-полняемой работы. Лица, осуществляющие помощь на дому, могут иметь среднее образование, но должны пройти курсовую подготовку. Работники, осуществляющие социальное обслуживание, пользуются определенными льготами, правами и гарантиями.

Клиент социальной службы - человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в соци-альном обслуживании.

Социальная работа - разновидность человеческой деятельности, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

Виды социального обслуживания:

1. Материальная помощь , предоставляемая в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости; специальных транспортных и технических средств профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Социальный патронажграждан и семей , нуждающихся в посто-янном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении меди-цинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются услуги по уходу за детьми.

3. Социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, час-тично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых ус-ловий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, ухо-дом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

4. Предоставление временного приюта гражданам без определенно-го места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, другим людям, нуждающимся в такой помощи.

5. Организация дневного пребывания в учреждении социального об-служивания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранив-шим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жиз-ненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального об-служивания.

6. Консультативная помощь гражданам и семьям в области соци-ально-экономического и медицинско-социального обеспечения жизне-деятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты.

7. Реабилитационные услуги . Социальные службы оказывают по-мощь в профессиональной, социальной, психологической реабилита-ции гражданам, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилита-ционную работу с несовершеннолетними и дрзтими гражданами с об-щественно опасным поведением.

Функции социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает:

Выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (фи-нансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся вре-менного жилья и т.п.;

Профилактику бедности: создание семьям условий для самосто-ятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринима-тельства;

Надомные услуги семьям и одиноким, нуждающимся в посто-роннем уходе: доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лече-ние, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания (детский сад на дому, прогу-лочные группы и т.п.);

Организация совместно с органами народного образования вре-менного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшего устройства в детское учреждение, под опеку (попечи-тельство), усыновление;

б) функция консультировании:

Консультации специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая содержит:

Социальную, медико-психологическую реабилитацию несовер-шеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

Медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и под-ростков с ограниченными возможностями семей, их воспитывающих;

г) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три относительно самостоятельных направления:

Предоставление клиенту информации, необходимой для разре-шения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населения медико-психологических, пе-дагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально со-зданными учреждениями, а также при помощи научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение этих проблем;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодоле-нию последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвы-чайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровне, бригад социальных работников, готовых в случае необходи-мости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью про-фессиональной реабилитационной, психологической и иной помощи населению в стрессовой ситуации.

Источники финансирования социальных служб:

Нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населения в ре-зультате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

Дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

От платных услуг и от хозяйственной деятельности уч-реждений и предприятий службы;

Доходов от приватизации государственной собственности, коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания па подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Вопросы для самоконтроля

2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддерж-ки населения и муниципальном образовании?

3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?

4. Какие учреждения социального обслуживания могут создаваться на территории муниципального образования?

25 марта 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка расчёта пенсий военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны Распоряжение от 25 марта 2019 года №511-р. С учётом выполнения Правительством России в период с 1 января 2012 года по 1 января 2019 года Указа Президента России от 7 мая 2012 года №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, по состоянию на 1 января 2019 года всем категориям военных пенсионеров, в том числе являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, военные пенсии рассчитываются исходя из доли денежного довольствия в размере 72,23%. Законопроектом предлагается рассчитывать военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны пенсии исходя из 100% денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Это изменение коснётся участников Великой Отечественной войны, которые служили в частях и подразделениях в составе действующей армии. На эти цели дополнительно выделяется около 1 млрд рублей. Пенсии таких ветеранов увеличатся в среднем на 15–20%.

23 февраля 2019 , Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» О выпуске и распределении в 2019 году государственных жилищных сертификатов Распоряжение от 20 февраля 2019 года №252-р. В рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В 2019 году планируется выдать 7151 государственный жилищный сертификат на общую сумму 16,24 млрд рублей.

28 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об утверждении размера индексации выплат пособий и компенсаций в 2019 году Постановление от 24 января 2019 года №32. Законодательством в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан предусмотрена индексация выплат, пособий и компенсаций один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из коэффициента индексации, определяемого Правительством России в соответствии с фактическим индексом роста потребительских цен за предыдущий год. Подписанным постановлением установлен коэффициент индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных двумя законами Российской Федерации и девятью федеральными законами, в размере 1,043.

25 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Татьяна Голикова провела заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Правительство с 1 февраля текущего года намерено повысить размеры ряда социальных выплат.

22 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Президент России подписал Федеральный закон об уточнении порядка подтверждения уплаты гражданами ежемесячного взноса на капитальный ремонт Федеральный закон от 22 января 2019 года №1-ФЗ. Федеральным законом, в частности, устанавливается, что орган исполнительной власти субъекта Федерации или уполномоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт.

3 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан На обеспечение отдельных категорий граждан льготными лекарствами, медизделиями и специализированными продуктами в 2019 году направлено более 31 млрд рублей Утверждено распределение в 2019 году субвенций бюджетам субъектов Федерации в размере 31,367 млрд рублей.

28 декабря 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об уточнении порядка назначения компенсации членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №535-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 7 июля 2018 года №1392-р. Федеральный закон принят во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положения статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

10 октября 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об увеличении объёма субвенций на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов Распоряжение от 10 октября 2018 года №2173-р. Объём субвенций увеличен на 748,24 млн рублей в связи с увеличением количества граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

6 сентября 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об официальном отзыве Правительства на законопроект об уточнении порядка подтверждения уплаты гражданами ежемесячного взноса на капитальный ремонт Законопроект направлен на упрощение процедуры получения одиноко проживающими неработающими собственниками жилых помещений, достигшими возраста 70 лет, 80 лет, соответствующей компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, а именно снятие с таких граждан бремени доказывания отсутствия задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт. Правительство России поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний технического и терминологического характера.

16 августа 2018 , Вопросы судебной системы О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании вопросов материального обеспечения судей в отставке и на пенсии Распоряжение от 16 августа 2018 года №1698-р. Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 года №9-П по делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска.

1

Декларация по УСН