Адаптивная деформация. Профессиональная деформация в трудовом процессе. Отличия проявлений профессионализма от деформации личности

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология труда, инженерная психология и эргономика »

Понятие профессиональной деформации личности



Введение

Нормальное профессиональное развитие

Понятие профессиональной деформации

Причины и виды профессиональной деформации личности

Заключение


Введение


Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

.Нормальное профессиональное развитие


Образец нормы развития человека в профессиональной деятельности задан представлением о свойствах субъекта труда и модели желательных для общества особенностей его сознания как субъекта труда . Развитие личности и психики человека в период профессионализма подчиняется общим законам психологии развития, к которым можно отнести положение о детерминирующей роли выполняемой субъектом деятельности, В предметного и функционального содержания. Но, вместе с тем, сама деятельность и среда оказывают не прямое воздействие на личность субъекта и его психику, а опосредованное внутренними условиями субъекта (смысловой оценкой субъектом выполняемой деятельности, его способностями, состоянием здоровья, опытом) .

Нормальный труд - это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный, качественный, осмысленный. Такой труд - основа для нормального профессионального развития личности его субъекта. Работник, занятый им, имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и развивается всесторонне и гармонично. Идеал прогрессивного развития личности в труде предполагает, что человек осваивает все более сложные виды профессиональных задач, накапливает опыт, который остается востребованным обществом. Человек получает удовлетворение от процесса труда, его результата, он участвует в построении замысла труда, В реализации, в совершенствовании средств деятельности, в Производственных отношениях; он может гордиться собой, достигнутым социальным статусом, может реализовать идеалы, одобряемые обществом, ориентированные на гуманистические ценности. Он успешно преодолевает постоянно нарождающиеся противоречия развития и конфликты. И это прогрессивное развитие происходит постепенно, сменяясь регрессивным, когда начинают преобладать периоды декомпенсации (обусловленные возрастными изменениями и болезнями).

Полезно опираться также на некий эталон психического здоровья взрослого человека трудоспособного возраста, включающий следующие ориентиры: разумная независимость, уверенность в себе, способность к самоуправлению, высокая работоспособность, ответственность, надежность, настойчивость, умение договариваться с коллегами по работе, способность к сотрудничеству, способность подчиняться правилам работы, проявлять дружелюбие и любовь, терпимость к другим людям, выносливость к фрустрации потребностей, чувство юмора, умение отдыхать и расслабляться, организовывать досуг, находить хобби.

Не всякий вид труда содержит в себе в одинаковой мере истоки благотворного влияния на развитие его субъекта. Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны психики, личности (и тем самым стимулируют их развитие), в то время как другие оказываются невостребованными и по общим законам биологии их функционирование снижается. Возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда, которые некоторые исследователи предлагают обозначать как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в разной степени и характерны большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время.


.Понятие профессиональной деформации

профессиональный деформация личность

Выраженные изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности называть профессиональными деформациями. В отличие от акцентуаций, профессиональные деформации оцениваются как вариант нежелательного негативного профессиональной развития.

Что же считать профессиональными деформациями личности в отличие от закономерных проявлений развития психических функций и личности в деятельности? Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности... Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности" .

Так же можно рассматривать явления профессиональной деформации личности как адекватные, эффективные и потому прогрессивные в рамках профессиональной деятельности, выполняемой субъектом, но одновременно регрессивные, если иметь в виду жизнедеятельность человека в широком смысле, в социуме. Основанием для такого понимания может быть то, что, с одной стороны, профессиональные деформации личности детерминированы процессом труда, а с другой - имеют внутри субъектные предпосылки. Так, большинство психологов, изучавших проявления профессиональной деформации личности, считают эти феномены негативным вариантом развития личности, отмечая при этом, что они порождены приспособлением субъекта труда к профессиональной деятельности и в ее рамках полезны, но эти приспособления оказываются неадекватными в других, непрофессиональных, сферах жизнедеятельности. Негативная оценка профессиональных деформаций личности основана на том, что они якобы ведут к нарушению целостности личности, снижают ее адаптивность и устойчивость в целом в общественной жизни.

Возможно, профессиональная деформация личности с особой яркостью проявляется у тех людей, для которых выполняемая профессиональная роль непосильна, но они, имея повышенные амбиции, притязания на статус, успех, не отказываются от этой роли.

Сам термин «деформация» предполагает, что происходят изменения некой ранее сложившейся структуры, а не первоначальное формирование личности и ее особенностей в онтогенезе. То есть здесь обсуждаются феномены изменений сложившихся структурно-функциональных особенностей психики, личности, возникающих как следствие длительного профессионального функционирования. Другими словами, профессиональные деформации могут быть поняты как результат фиксации (сохранения) измененных под влиянием трудовой деятельности ранее сложившихся (в той части жизни, которая предшествовала освоению профессии и профессиональной деятельности) функциональных подвижных органов, средств организации поведения человека. Речь идет о деформации установок, динамических стереотипов, стратегий мышления и когнитивных схем, навыков, знаний и опыта, профессионально ориентированных смысловых структур профессионала. Но в таком широком понимании профессиональные деформации - явление естественное, нормальное, повсеместное и широко распространенное, а острота его проявлений зависит от глубины профессиональной специализации, от степени специфичности трудовых задач, используемых предметов, орудий и условий труда (у работников, находящихся по возрасту в первой половине периода зрелости). На эти, нормальные по сути явления, сопровождающие профессиональное развитие в его восходящей, прогрессивной линии, во втором периоде зрелости могут накладываться возрастные ограничения, усиливающие необходимость в избирательности форм активности, компенсаторных проявлениях и других описанных выше формах приспособительного поведения.

Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются «административный восторг», «управленческая эрозия» и «синдром эмоционального выгорания».

.Причины и виды профессиональной деформации личности


1 Причины профессиональных деформаций


Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.


2 Виды профессиональных деформаций


Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).

Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. .


Проявления и последствия профессиональных деформаций


Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке.

Журналисты часто излишне любопытны. Также эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли "копать глубоко". Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении "перетягивают одеяло на себя", не давая собеседнику и двух слов вставить.

Психолог - это своего рода "сапожник без сапог": он помогает другим, но часто не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике.

Стоит отметить еще раз, что профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться.

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии); несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.); утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.); прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.


Заключение


Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Стоит отметить, что это довольно таки обширное явление, которое захватывает все стороны жизни и деятельности личности. Не всегда профессиональная деформация имеет исключительно отрицательно влияние, существуют и положительные стороны этого явления, которые можно и нужно использовать. В целях снижения негативного влияния профессии необходимо принимать ряд мер. В первую очередь это постоянный самоконтроль и соответствующая работа над собой, необходимо научиться разделять профессиональную сферу жизни и не профессиональную. Во-вторых, нивелировать влияние профессии может помочь профессиональная психологическая (при необходимости и психокоррекционная) помощь. Особенно важно проводить такую работу в организациях, где существуют особенные условия для профессиональных деформаций (например, правоохранительные органы).


Список использованных источников


1. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник/ Е.А. Климов. - М.: Юнити, 1998. - 350 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие/ О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. - М.: Академия, 2004. - 384 с.

Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб.пособие/ Н.Н. Пуховский. - М.: Акад. Проект, 2003. - 233 с.

Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003. - 336 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2003. - 336 с.

Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 258 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2004. - 240 с.

Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 312 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Профдеформация - это нарушение в психике человека, когда внешние факторы регулярно оказывают сильнейшее давление, приводя к деструкции личностных качеств и восприятия. В этой статье мы расскажем об основных причинах, которые вызывают профессиональную деформацию, а также подробнее рассмотрим данный феномен, используя примеры сотрудников полиции, здравоохранения и образования.

Что это такое

Профдеформация - личностной структуры, которое развивается постепенно. Основная причина появления ПДЛ (профессиональной деформации личности) - специфика и область труда. При этом нарушение приводит к изменению всех факторов, таких как поведение, общение, восприятие, характерные особенности, расставление приоритетов.

Причины возникновения

По статистике, с ПДЛ сталкиваются лица, которые посвятили свою жизнь здравоохранению, военной и государственной службе, педагогике. Давайте рассмотрим основные причины, вызывающие профдеформацию личности:


Признаки профдеформации

Профдеформация - это период, когда человек теряет всяческий интерес к своей трудовой деятельности. В народе такой феномен называют достаточно просто - профессиональное выгорание.


Приведем пример: из-за отсутствия условий труда, снижения заработной платы, сокращения сотрудников, штрафов и увеличения внеурочных часов специалист может систематически опаздывать на работу, хамить клиентам (пациентам, школьникам, подчиненным).

Памятка начальнику: как предотвратить

Профдеформация - это психическое состояние человека, поэтому работодатель должен понимать, что по большей части его действия могут привести к когнитивному искажению. Важно проводить профилактику, дабы не вызвать отвращение и ненависть как к работе, так и к самому начальству.

В первую очередь руководитель должен пересмотреть свое поведение. Превышение полномочий или, наоборот, отсутствие дисциплины могут привести к ПДЛ. Также нужно провести тщательный анализ, который подскажет, успевают ли сотрудники выполнять все задания или нужно нанять еще несколько профессионалов.

Не забывайте и о мероприятиях. Исследования доказали, что регулярное проведение корпоративов и конкурсов повышает настрой, оказывает мотивирующее воздействие и сплачивает коллектив.

Как бороться самостоятельно с профдеформацией

Агрессивная среда может привести к развитию нарушений в психике, поэтому при первых признаках важно принять меры. В первую очередь взять небольшой перерыв - отпуск или выходные за свой счет. Возможно, такие симптомы, как усталость, раздражительность и апатия, - это лишь очередное переутомление. Отдых при этом должен быть полноценным: не стоит брать выходные, чтобы избежать профдеформации, но при этом все свободное время тратить на домашние дела. Доверьте уборку, готовку и строительство кому-нибудь другому или отложите дела до лучших времен.

Человек должен понять, почему он начинает выгорать. Основная причина - тяжелые условия труда. В 21-м веке существует масса вариантов, которые предлагают достойный заработок и с лучшими условиями. Как правило, многие не могут уволиться по одной причине - неуверенность в себе. Низкая самооценка тоже влияет на развитие профдеформации, поэтому, проводя анализ, нужно быть максимально честным с самим собой.

Профдеформация медработников - это частое явление, с которым сталкиваются психологи. В особенности ПДЛ касается тех, кто работает в хирургии, реанимации, в скорой помощи, онкологии и морге. Медработники - это люди, которые не по своей воле пропускают все истории пациентов сквозь себя. Вкупе с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой развивается психологическая деструкция.

Профилактика . Осознайте простую истину, что мы не способны помочь абсолютно всем и каждому. Поэтому есть ли смысл переживать и винить себя в том, что медицина еще не шагнула вперед настолько, чтобы излечивать абсолютно все болезни? А также необходимо понять, что работа 7 дней в неделю по 13-17 часов в сутки - это верный путь к профдеформации. Научитесь ценить свой труд и усилия, которые вы прикладываете, чтобы выполнить задачи, поставленные перед коллегами, тратя лишние неоплачиваемые часы.

Профдеформация педагогов, как и у медработников, довольно частый феномен. И это неудивительно, ведь в России труд специалистов в сфере образования и здравоохранения не вознаграждается достойной оплатой. Педагоги нередко подвергаются давлению со стороны коллег и начальства. Все внеурочные часы практически не оплачиваются, а рабочие нормы увеличиваются с каждым годом.

Профилактика . Не стоит злоупотреблять властью, если являетесь более профессиональным и опытным сотрудником. Не стоит перекладывать свою работу и задания на более молодых педагогов, которые горят желанием учить и развивать неокрепшие детские умы. Важно ценить свой труд и осознавать, что работа ради пропитания и оплаты коммунальных услуг рано или поздно приведет к развитию ПДЛ.

Профдеформация сотрудников полиции негативно сказывается на работе как всего отдела, так и всей системы правоохранительных органов. Ученый П. Сорокин установил, что профессиональному выгоранию подвержены те лица, которые регулярно взаимодействуют с большим количеством людей. Причина проста: происходит эмоциональное перенасыщение, где регулярные стрессовые ситуации приводят к когнитивному искажению. Главная особенность данного феномена в том, что профдеформация затрагивает абсолютно всех сотрудников правоохранительных органов.

Профилактика . Неудивительно, что из-за более жесткого уклада на рабочем месте полицейский со временем перестает сопереживать, становится более черствым и агрессивным. Это приводит к снижению мотивации и энергичности, появляется апатия. Нужно научиться вырабатывать профессиональный иммунитет, который позволил бы адекватнее реагировать на все конфликтные ситуации. Попытаться изменить психологический климат в своем отделении, а для этого нужно постоянно развиваться, совершенствовать свои навыки и стремиться к карьерному росту.

Профдеформация сотрудников УИС по своей структуре схожа на выгорание у полицейских. Однако для начала нужно разобраться, о ком идет речь. УИС - это уголовно-исполнительная система, к которой относятся сотрудники следственных изоляторов, судебных органов и других государственных организаций.

Профилактика . Важно, чтобы сотрудники четко следовали Трудовому кодексу и осознавали свои права, ответственность и обязанности на рабочем месте. При этом, как и в полиции, они должны вырабатывать профессиональный иммунитет. Но и начальство играет в этом не последнюю роль. Они должны мотивировать своих работников, при этом быть компетентными, справедливыми.

В заключение

Каждый человек, во избежание развития профессиональной деформации личности, должен осознавать, что его отношение к труду в дальнейшем скажется на психическом состоянии. Важно понимать, какие задачи возложены на его плечи, и следовать строго этим устоям. При этом всегда быть готовым к переменам и осознавать, что рабство было отменено давно и работать только ради пропитания неправильно.

Проводите регулярную профилактику - не менее 2-4 раз в год. А именно: не забывайте о саморазвитии, посещайте духовные и культурные центры, не переутомляйтесь и давайте себе возможность отдыхать, будьте одновременно и строги, и добры к себе. Реализуйтесь как личность и развивайтесь. Направляйте свою энергию в те сферы жизни, которые вам приносят хоть малейшую радость. Для этого можно читать книги, не забывать о своем здоровье, отказываться от ненужных вещей, уметь говорить "нет" и повышать свою квалификацию. Иначе профессиональная деформация станет для вас настоящей проблемой, мешающей вести полноценную жизнь.

30-41. Служебный этикет -это совокупность целесообразных правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности. Не секрет, что на работе каждый человек является объектом внимания коллег, клиентов, которые обращают внимание на ее приветствие, умение спрашивать, слушать, проявлять уважение к другим и т.п.. "В любом мелком, даже незначительном, неприметном поступке уже оказывается наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и движется иначе, чем умный человек," - писал Ж. де Лабрюйер. Соблюдение правил и требований служебного этикета является обязательным для всех: и руководителей, и подчиненных. Так, на службе люди обычно обращаются друг к другу на "Вы", ведут себя вежливо, стараются быть вежливыми и корректными. На светских раундах, по правилам этикета, разговаривают о приятных и интересных вещах, не обсуждают личную жизнь, внешность присутствующих, деловые проблемы, пытаются улыбаться. Этикет - это язык символов. Человек должен использовать его с целью лучше взаимодействовать с другими (коллегами, партнерами). Правила и требования служебного этикета должны способствовать созданию здорового морально- психического климата и подъему настроения, повышению производительности труда. Ученые советуют руководителю :

Стараться делать замечания подчиненным с глазу на глаз; научиться поощрять подчиненных; признавать свои ошибки; уметь наказывать; не спорить по пустякам; быть доброжелательным, деликатным;

всем сотрудникам :

Обладать общей культурой; - Порядочно относиться к другим; - Уважать человеческое достоинство коллег; - Не лицемерить, не лгать; - Быть вежливыми; - Свои проблемы, неприятности оставлять за пределами учреждения;

Быть доброжелательными, добросовестными, почтительными, тактичными, деликатными, уметь выражать соболезнования.

Служебный этикет предполагает и правила поведения с клиентами и партнерами по бизнесу. Этикет служебных взаимоотношений обязывает:

Быть вежливым ко всем клиентам (мнение каждого клиента влияет на имидж фирмы, учреждения); встречи начинать вовремя; на все звонки и письма клиентов своевременно давать ответы; принятые решения выполнять в указанные сроки; работников быть в хорошем и опрятном одежде.

Все это будет способствовать надежным и долговременным отношениям с клиентами, росту прибылей фирмы. Служебный этикет предполагает отношения с иностранцами. Для делового общения с ними нужно хорошо знать обычаи, традиции страны, представителем которой является ваш партнер, а также принятые там правила этикета. Но следует помнить, что одним из важнейших принципов зарубежного делового этикета является поддержка честных и уважительных отношений с партнером.

40. Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью пере писки или технических средств. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент. Деловое общение реализуется в различных формах:

Деловая беседа;

Прием подчиненных;

Деловые переговоры;

Деловые совещания и собрания;

Публичные выступления.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

Основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.

Принципы делового общения.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы ХХ века заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal рublic relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

42. Понятие и виды профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.

Рассматривая параметры профессиональной деформации личности, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, облагораживающее влияние на человека, формировать благородное от­ношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека.

Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессиональная деформация проявляется у представителей тех специ­альностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормаль­ными» в каком-то отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъектов в «узких специалистов».

Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. Таким образом, термин «профессиональная деформация» - это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса. Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала. В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму (если материал слишком упругий). Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий).

Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе любого профессионала:

Свойства материала - это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.

Конфигурация пресса - это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.

Сила пресса - это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.

«Обжиг» - это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр.

В результате, благодаря «успешному» сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного консультанта, который с трудом может «расправиться», то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.

Ниже представлены некоторые последствия, которые мы имеем благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста», однако другую часть, на мой взгляд, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что мы называем «профессиональной деформацией».

1. Более глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. 2. Анализ жизненных ситуаций.

3. Способность к рефлексии.

4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций.

5. Коммуникативные навыки.

6. Противостояние чужому влиянию.

7. Саморегуляция.

8. Способность к принятию и эмпатии.

9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”.

10. Познавательный интерес.

11. Появление новых форм самореализации.

1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.

2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации).

3. Консультирование окружающих.

4. Принятие роли "учителя".

5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности.

6. Idea fixe - "работа над собой".

7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.

8. Пресыщение общением.

9. Эмоциональная холодность.

10. Цинизм.

Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации.

42-43. Профессиональная деформация - когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие ученые, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что склонность к деформации наблюдается у определенных профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью».

Связь с профессией

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов - в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов - в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.

Проявления

Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг, синдром эмоционального «выгорания», управленческая эрозия.

Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности:

Первая систематизация

Должностная деформация - руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.

Адаптивная деформация - пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

Профессиональная деградация - крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Систематизация Эвальда Фридриховича Зеера:

Общепрофессиональные деформации - деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации - деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

Профессионально-типологические деформации - деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности - искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других) - комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм.

Деформации, обусловленные чертами характера - ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность.

Индивидуальные деформации - деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и другие).

Причины

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

Факультет Психологии

Дисциплина «Основы профориентологии»


РЕФЕРАТ

на тему

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ


Выполнила:

студентка 3 курса группы «А»

факультета Психологии

Петрова Светлана Юрьевна

Проверил:

Заенчик Владимир Михайлович,

к.п.н., профессор



Введение

Глава 1.Личность и профессия

Глава 2.Факторы, способствующие профессиональной деформации

Глава 3.Уровни профессиональной деформации. Профессиональная реабилитация

Глава 4.Феномен психического выгорания

Список литературы


Введение


Труд - это способ достижения физического и морального здоровья, средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования. То есть, труд положительно влияет на психику человека.

Однако, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Условия и характер труда в некоторых видах трудовой деятельности (особенно в профессиях «человек - человек») оказывают травмирующее влияние на психику. Неизбежны периоды стабилизации. Появляется профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность.

Можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов. То есть, на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций.


Глава 1. Личность и профессия


Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей. В трудах многих выдающихся психологов достаточно полно исследованы психологические вопросы о связи категории деятельности и личности.

Анализ литературы показывает, что профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения.

Общее образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов.

Реальные сценарии жизни отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодаев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека.

1.Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

2.Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.

. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу - особенности так называемых трудоголиков.

.Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Эта оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.

Когда человек попадает в пространство трудовой деятельности, он непосредственно сталкивается с новыми для него условиями. Возникает объективная необходимость адаптации, в результате которой происходит усвоение норм и ценностей среды, а также и ее преобразование. В результате взаимодействия личности и профессии происходит активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, которое приводит к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии, а также личностному и профессиональному развитию.

Но, следуя объективным законам развития как такового, необходимо отметить, что результатом любого развития являются как позитивные, так и негативные последствия. Генезис человеческой личности в профессиональной деятельности может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформированное существование. С одной стороны личность совершенствуется в данном виде деятельности, приобретает определенные умения и навыки и т.д., с другой стороны, возникают различные негативные явления, которые объединяются в понятии профессиональной деформации.


Глава 2. Факторы, способствующие профессиональной деформации


Профессиональные деформации - это негативное социально-психическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности, на взаимодействие с другими участниками этого процесса.

Профессия может постепенно существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Поэтому когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что ее выбирают люди, исходно обладающие определенными склонностями.

Очень важно получить ответ на следующий вопрос: каким образом возникает профессиональная деформация? Применительно к онтогенезу известны основные пути: созревание, обучение, творчество самого субъекта. В этом случае созреванию будет соответствовать стихийное развитие профессиональной деформации, являясь по существу продолжением индивидуального развития. Аналогом обучения выступит направленное психологическое воздействие различных людей в целях воспроизводства уже известных и требуемых в служебной деятельности качеств и свойств. Творческая активность субъекта психического развития в аспекте профессиональной деформации проявляется в сознании новых образцов психологического опыта, которые способствуют развитию деформации личности. Формирование новых аспектов психического опыта - процесс противоречивый, он ведет не только к прогрессу в психическом развитии, но и к утрате некоторых позитивных и возникновению негативных возможностей. Личность вырабатывает вполне конкретный образ действия, идею, логику поведения. Но в том и состоит проблема, что в процессе действия, деятельности, труда есть своя логика, неподвластная ни воображению ни сознанию. Скорректированный замысел личности воплощается в нечто отличное от первоначального, а поведение - порой в корне отличное от общепринятого.

Развитию профессиональных деформаций способствует (Климов Б.С.):

1.Изменение мотивации трудовой деятельности.

2.Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности.

.Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется: раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.)

.Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда.

.Утрата перспектив профессионального роста.

.Снижение уровня интеллекта специалиста

.Различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности.

.Возрастные изменения, связанные со старением:

а) Социальное старение:

·Перестраивается мотивация;

·Слабеют интеллектуальные процессы;

·Изменяется эмоциональная сфера;

·Возникают дезадаптационные формы поведения и др.

б)Нравственно-этическое старение:

·Навязчивое морализование;

·Скептическое отношение к молодежной субкультуре;

·Противопоставление настоящего прошлому;

·Преувеличение заслуг своего поколения и др.

в)Профессиональное старение:

·Невосприятие нововведений;

·Ценность опыта своего поколения;

·Трудности освоения новых средств труда;

·Снижении е темпа профессиональных функций и др.


Глава 3. Уровни профессиональной деформации


Профессиональная реабилитация

Уже усвоенная технология как бы сама заставляет человека строго определенным образом относиться к самым разным ситуациям в жизни, к себе, другим людям, к миру и бытию вообще. Освоенные профессиональные и просто жизненные технологические способности совершенно однозначно диктуют личности выбор именно определенных действенных мотивов поведения. Мы любим делать только то, что умеем. Интериоризированные технологии деятельности формируют и наше преобразовательное отношение к миру.

Владея определенной технологией своего труда, профессионал начинает считать ее единственно возможной и верной. Он готов, зарабатывая деньги, вечно воспроизводить уже привычные способы работы, привлекать только привычные средства и процедуры.

Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек- человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.

Среди работников социальной сферы, правоохранительных органов, врачей, учителей, менеджеров часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность.

Различают 4 уровня профессиональной деформации

Уровни деформацииПроявление деформаций1. Общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемым, похожими) Инвариантные особенности личности: · У педагогов - синдром «назидательности» (стремление поучать, воспитывать); · У юристов - синдром «асоциального восприятия» (каждый человек воспринимается потенциальным нарушителем); · У руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм)1. Специальный профессиональный Каждая специальность имеет свой состав деформаций: · У прокурора - обвинительность; · У следователя - правовая назидательность; · У адвоката - правовая изворотливость; · У терапевта - угрожающие диагнозы; · У хирурга - циничность.2. Профессионально-типологический (особенности темперамента, способностей, характера)Складываются профессионально-личностные комплексы: а) деформации профессиональной направленности: · Искажение мотивации деятельности, · Перестройка ценностных ориентаций, · Пессимизм, · Скептическое отношение к нововведениям; б) деформации на основе каких-либо способностей: · Например, интеллектуальных, коммуникативных - возникает комплекс превосходства, самолюбования и др.; в) деформация на основе черт характера: · Например, властолюбие, доминантность и др. порождает равнодушие и др.3. Индивидуализированный (особенности работника)В результате сращивания личности с профессионально важными качествами развиваются сверхкачества или акцентуации: · Сверхответственность; · Гиперактивность; · Трудовой фанатизм.

Следствием всех этих деформаций являются:

·Психологическая напряженность, конфликты, кризисы;

·Снижение продуктивности профессиональной деятельности личности;

·Неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций - качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности - это разновидность профзаболеваний, они неизбежны, но одних она приводит к потере квалификации, других - к равнодушию, третьих - к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же - к поиску средств профессиональной реабилитации.

Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? Назовем основные из них:

повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентностй;

диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

прохождение тренингов личностного и профессионального роста;

рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.


Глава 4. Феномен психического выгорания

профессиональная деформация личность психический

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В. В. По его мнению эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоции, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание В. В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.

Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе выгорание, таким образом, В. В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными - его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.

В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание можно отнести к случаю полного регресса профессионально развития (разрушается личность в целом, отрицательно влияя на эффективность трудовой деятельности).

Психическое выгорание - это синдром, включающий следующие группы симптомов:

1.Эмоциональные: чувство эмоциональной опустошенности; неопределенное чувство беспокойства и тревоги; чувство разочарования; снижение уровня энтузиазма; раздражительность; обидчивость; равнодушие; бессилие и т.д.

2.Психосоматические: повышенная утомляемость; чувство истощения; частые головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; отсутствие аппетита и переедание, что ведет к избытку или недостатку веса; нарушение сна, бессонница и т.д.

.Нарушение познавательных процессов деятельности: трудности с концентрацией внимания; жесткость и ригидность в мышлении; сконцентрированность на деталях; неспособность принимать решения и т.д.

.Неприятие профессиональной деятельности: неприязнь к работе; мысли о смене работы, профессии и т.д.

.Нарушение социальных связей: растущее избегание контактов с людьми; дистанцирование от клиентов и коллег; стремление к уединению; осуждение клиента, циничное отношение к нему и т.д.

Выгорание и неудовлетворенность работой оказывают влияние на семейные отношения - возрастает количество семейных конфликтов.

Психическое выгорание чаще наблюдается у работников, работающих с людьми и оказывающих им помощь (бесчувственность, негуманное отношение к клиенту, приходящим на лечение, для получения социальных услуг).

·Напряженные отношения между клиентом и работником. Профессионал, имея дело с людскими проблемами отрицательным эмоциональным зарядом, принимает его на себя;

·Высокий уровень притязаний работника. Считая работу высокозначимой, испытывая неудачи с достижении целей и чувствуя свою неспособность внести весомый вклад, - выгорает. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование.

·Неправильная организация работы: большой объем, рутинность, суженная область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и др.

Выгорание как самостоятельный компонент не сводится к стрессам, утомлению, депрессиям.

Существенное влияние оказывают индивидуальные особенности личности:

·Пассивная тактика сопротивления;

·Внешний «локус контроля»;

·Низкая степень личностной выносливости;

·Агрессивность;

·Тревожность.

Так О.Лаврова подчеркивала следующее:

1.Синдром эмоционального выгорания - это психофизиологическое и умственное истощение, вызванное межличностным общение и перегрузками профработы.

2.Выгорание затрагивает все сферы развития личности, оказывая разрушительное воздействие.

.Синдром протекает индивидуально для каждого специалиста в зависимости от особенностей его личности и профессиональной деятельности.

.Синдром развивается постадиально, начиная с зависимости от работы и заканчивая экзистенциональной пустотой.

.Так как выгорание деформирует всю личность специалиста, то методы, предупреждающие его, должны затрагивать все сферы развития личности.

Наличие психологического выгорания заставляет людей искать различные способы его преодоления.

Существует немало способов предотвращения выгорания, отметим лишь следующие:

1.Стремление к личностному росту.

2.Расширение кругозора по проблеме, т.е. информированность; создание новых проектов.

.Культивирование других интересов, не связанных с профессией; чтение литературы для своего удовольствия.

.Четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности.

.Расширение своих социальных контактов; наличие друзей других профессий.

.Рационализация своей профессиональной деятельности; участие в семинарах и конференциях.

.Хобби, доставляющие удовольствие.

Методы восстановления психического здоровья весьма широки. Выбор их определяется индивидуальными особенностями работника.

Наиболее доступными являются следующие.

Аутотренинг . Его основу составляет прием погружения и релаксационное состояние и самовнушение, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя, расслабления. В результате нормализируются и активизируются основные психофизиологические процессы.

Релаксация. Это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабления, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Медитация. Это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и процесс, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание.

Необходимо соблюдать четыре условия.

1.Спокойное погружение, т.е. отсутствие внешних стимулов.

2.Удобная поза, т.к. мышечное напряжение может мешать процессу.

.Наличие объекта концентрации.

.Пассивная установка, т.е. человек позволяет возникнуть медитативному процессу, вместо того чтобы контролировать его.

Библиотерапия. Воздействие на человека путем специально подобранной литературы в целях нормализации либо оптимизации его психики. Это позволяет: а) путем эмоциональных переживаний их содержания обогатить свой внутренний мир, понять его сложность и уникальность;

б) понять и принять внутренний мир окружающих людей;

в) стимулировать процессы удовольствия, покоя, снятия напряженности.


Резюме


Профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как в положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником и ее проявления обнаруживаются другими людьми.

Занимаясь трудовой деятельностью, надо знать и представлять:

·возможные последствия этого феномена;

·к своим недостаткам относиться более объективно, стараясь их компенсировать;

·новое место работы определять с учетом своего прошлого профессионального опыта и личностных качеств.


Список литературы


1.Безносов С.П. Профессиональная деформация. СПб: Речь,2004. - 272с.

2.Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 333с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие /4-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2006. - 336 с.

Зеер Э.Ф. Психологические факторы профессиональной деформации. www.elitarium.ru

Повойский В.П. Сборник научных трудов «Профессиональная деформация и проблемы профессионализма». 2001, №2/ www.psymanager.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение____________________________________________________3

1. Понятие личности и ее деформации___________________________ 5

2. Причины, вызывающие профессиональную деформацию сотрудников ОВД­­­­­__________________________________________________________11

3. Пути преодоления профессиональной деформации у сотрудников ОВД ______________________________________________________________ 19

Заключение__________________________________________________ 24

Список использованной литературы_____________________________ 26

Введение

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов. Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации специалиста, в данном случае - сотрудника правоохранительных структур.

Служебная деятельность в различных подразделениях ОВД имеет свои отличительные характеристики. Так, выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной ответственностью сотрудников за свои действия. Несение службы нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, характеризуется недостаточной определенностью ролевых функций, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разнообразным контингентом граждан и требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск. Эти специфичные особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики ее представителей и могут приводить к развитию у сотрудников милиции явления профессиональной деформации.

Следствием развития данного феномена могут быть такие поведенческие проявления сотрудников, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой. В частности, статистические данные, свидетельствуют о том, что представителями подразделений милиции нередко совершались нарушения законности и служебной дисциплины. По официальным данным наблюдается увеличение количества сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за должностные проступки. В числе оснований применения дисциплинарных взысканий за нарушения законности преобладают нарушения норм УПК РФ, в частности, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, отмечаются факты недобросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей и невыход на службу без уважительных причин.

Статистка показывает и тенденцию роста количества таких нарушений дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, как совершение проступка в состоянии алкогольного опьянения, утрата табельного оружия, служебных документов, спецсредств и имущества.

Прокуратурой РФ ежемесячно регистрируются сообщения о следующих фактах противоправной деятельности сотрудников: незаконном привлечении к административной ответственности, сокрытии преступления от учета, необоснованном применении спецсредств, употреблении спиртных напитков на службе, незаконном хранении оружия, словесном оскорблении задержанных, отступлении от процессуальных норм в целях преодоления трудностей, возникающих при расследовании преступлений и т.д.

В научной литературе подобные факты нередко относят к проявлениям профессиональной деформации. Среди этих проявлений называют не только противоправные действия сотрудников милиции и нарушения ими дисциплины, но и некоторые личностные изменения, такие как, например, развитие жестких профессиональных стереотипов и перенос профессиональной роли в сферу внеслужебных отношений. Развитие проявлений рассматриваемого феномена объясняют действием разнообразных причин, связанных не только со спецификой служебной деятельности, но и с недостаточным уровнем профессиональных умений и навыков, особенностями процесса социализации и другими факторами.

Повышение степени криминализации повседневных социально-экономических отношений, возрастание правового нигилизма, падение уровня нравственности граждан, к сожалению, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, негативно воздействует на возможность реального восстановления должного правопорядка в стране. Изменения, которые происходят с работниками ОВД, требуют особого, более пристального внимания, поскольку эта работа предъявляет особые требования с точки зрения нравственности, психологической устойчивости. В связи с определенной спецификой деятельности сотрудников ОВД постоянно существует реальная опасность нежелательных изменений в системе нравственных ценностей, в их мировоззрении, психическом и физическом состоянии. Совокупность этих изменений принято называть профессиональной деформацией или дезадаптацией.

Профессионально нравственной деформации сотрудников ОВД и посвящена данная работа.

1. Понятие личности и ее деформации

Прежде чем рассматривать вопрос о деформации личности, следует остановиться на самом понятии личности.

Категория «личность» многоуровнева и многогранна. Это порождает невозможность разработки перечня рецептов, подходящих для разрешения всех противоречий личностного характера в каждой конкретной жизненной и профессиональной ситуации.

Каждый отдельный человек, индивид, является личностью того или иного уровня развития, сформированности. Мы часто говорим: «такой-то состоялся как личность или не совсем состоялся, или так и не состоялся как личность».

Как пишет Леонтьев А.Н.: «Понятие личности, так же как понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипнтяк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода, …личностью не родятся, личностью становятся».

Таким образом, под личность понимается индивид в его отношении к разным социальным системам, поэтому общественная сущность и социальные функции человека как личности являются главными критериями ее сформированности, представленности в индивиде. Реальной основой личности в этом смысле становится совокупность реализуемых ею многообразных видов деятельности и соответственно отношений к их разным сторонам.

Психологически грамотное решение профессиональных задач требует от сотрудника ОВД знаний о том, что он сам представляет из себя как личность и какого уровня развития личность предстает перед ним в качестве объекта его воздействия.

Индивида можно считать сформировавшейся личностью с тем большей вероятностью, чем шире его диапазон знаний о реальной действительности, выступающих как система научных понятий и закономерностях природы, общества, становления и развития человека. Очевидно, что широта кругозора личности обуславливается уровнем развития ее психических познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, воображения) и эмоционально-волевой сферы, способности к разумному управлению собой (воли), особенно в экстремальных ситуациях.

Способность к осознанию своего «Я», самоанализу и самооценке, - качественная характеристика психики человека как личности, носителя сознания. Естественно, что личность в человеке будет представлена тем ярче, чем больше развита эта способность. Если в контексте сказанного выше говорить о профессиональном самосознании сотрудника ОВД, т.е. уровне его личностно-профессионального развития, то это конкретизируется в его способности и желании ставить перед собой вопросы: «Кто Я в своей профессии, что мной движет в работе, в чем отличие тех отношений, в которые я вступаю с обществом и другими людьми в рамках своей профессии, от всех других отношений, других профессий?».

Известно, что становление и развитие личности зависит от природных и социальных факторов, степени вовлеченности человека в трудовую деятельность, уровня образования и воспитания. Если человек сознает необходимость целенаправленного развития собственности личности, то можно говорить о самовоспитании.

Самовоспитание личности можно определить как деятельность человека с целью изменить свою личность. Самовоспитание, как и воспитание, имеет социальную направленность и в разных общественных условиях может приобретать положительный или отрицательный смысл (например, в процессе самовоспитания могут формироваться негативные качества: лицемерие, высокомерие, подхалимство и т.п.).

Самосовершенствование личности – это сознательное воспитание в себе положительных, социально-ценимых качеств. Совершенствуя себя, стремясь к идеалу, человек приобретает новые возможности как для управления собой, так и для воздействия на окружающих. Поскольку жизнь не стоит на месте, достижение успехов личности в профессиональной деятельности немыслимо без напряженной работы по совершенствованию собственной личности. Как говорили православный духовник Серафим Саровский: «Спаси себя, и вокруг спасутся тысячи».

В настоящее время почти ни у кого не вызывает сомнения необходимость и очевидная польза умения человека самостоятельно управлять своим психическим состоянием, особенно в экстремальных ситуациях. Однако люди часто отвергают эту необходимость – или из-за трудностей в приобретении такого умения, или из-за лени. Это относится и к сотрудникам ОВД. Несмотря на то, что эмоциональная устойчивость сотрудников милиции в целом выше, чем у большинства людей, что обусловлено строгим медицинским и психическим профессиональным отбором, им следует самосовершенствовать себя как личности.

Восхождение по пути совершенства доступно каждому, и каждый человек должен понять, что топтаться на одном месте и не стремиться к самосовершенствованию – это преступление перед самим собой.

Совершенствование психологического потенциала сотрудников ОВД особенно важно сейчас, в условиях роста коррупции, разъедающей различные слои общества, циничного отношения и искажения ценностных ориентаций, сужения сферы потребностей до исключительно потребительского уровня, роста преступности. Работники ОВД обязаны обладать таким психологическим потенциалом, который способен противостоять их личностной и профессиональной деформации.

Кроме того, известно, что даже физически здоровый и тренированный человек, постоянно испытывающий эмоциональные перегрузки, может потерять контроль над своими чувствами, что ведет к потере энергии, сужению сознания, концентрации его исключительно на стрессоегенных факторах. В результате этого возможна полная дезорганизация поведения, способная ввергнуть человека в панику и привести к эмоциональному истощению. Чтобы избежать подобных срывов, необходимо выработать умение и навыки в любых ситуациях сохранять уравновешенность, «дисциплинированность чувств», самообладание. Этого можно достичь в процессе длительной и повседневной работы над собой в режиме психической саморегуляции.

Необходимость личностного саморазвития сотрудников органов внутренних дел не вызывает сомнения, поскольку только сильная личность способна противостоять многочисленным проблемам и трудностям, встречающимся в правоохранительной деятельности. К сожалению, часто приходится наблюдать определенный скептитизм и своего рода духовную лень в работе над собой, над «созданием своей личности», свободной от своего узкоэгоистического интереса, своего миропонимания как «абсолютного» критерия явлений жизни. Это приводит многих сотрудников ОВД, с одной стороны, к разрушению психики и, следовательно, потере физического здоровья, а с другой – ко всякого рода профессионально-нравственным деформациям.

Профессионально деформация происходит от латинского deformatio, что в переводе обозначает «искажение, обезображивание», имеет, несомненно, негативный оттенок.

Профессиональная деформация - явление, объективно сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, если он повседневно не работает над собой. В отличие от других профессий, где деформация одного сотрудника не «бросает тень» на его коллег и не нивелирует социальную ценность их труда, в деятельности сотрудника правоохранительных органов такое явление имеет более тяжкие последствия. Здесь ошибки одного персонифицируются в общественном сознании как недостаток (и) всех сотрудников, порождая соответствующий стереотип - «там все такие».

Специфика деятельности сотрудников правоохранительных структур содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность сотрудника и способствует кризису мотивационной сферы в профессии, снижению профессионально значимых целей и интересов, утрате удовлетворения службой, постоянному чувству физической усталости и эмоциональной опустошенности и, как следствие, росту числа психосоматических и соматических заболеваний. Результатом этого часто становится нарушение законности, служебной дисциплины, профессионально-этических норм. Это происходит при отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости, что приводит к развитию профессиональной деформации.

Следовательно, под профессиональной деформацией личности понимают процесс и результат негативных изменений личности под воздействием среды, в которой осуществляется ее жизнедеятельность, характеризующихся различной степенью или уровнем проявления и приводящих к неадекватному поведению и потере профессиональной компетенции.

Для рассмотрения данного явления применяются следующие характеристики: скорость, глубина, широта.

Виды деформации: собственно-профессиональная деформация, должностная деформация, депривационная деформация.

Скорость деформации индивидуальна для каждого человека и зависит от особенностей личности. Условно считается, что темпы деформации увеличиваются после пяти лет службы, более глубокая деформация – после десяти лет.

Глубина деформации характеризует негативные изменения от начальной стадии до проявления полного комплекса социально-профессиональной неадекватности личности.

Широта деформации показывает наличие негативных изменений во всех сферах личности: интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой.

Собственно-профессиональная деформация обусловлена непосредственным влиянием криминогенной среды. Она проявляется в следующем:

Использование в речи нецензурных выражений в общении с коллегами и осужденными;

Употребление жаргона и бранных слов-кличек;

Пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к сослуживцам и осужденным;

Поведение, основанное на моральном и физическом унижении человеческого достоинства;

Утрата чувствительности к человеческому горю, нравственно-психологическим ранам.

Должностная деформация обусловлена тем, что сотрудники наделены властными полномочиями по отношению к объектам их воздействия. Должностная деформация проявляется в следующем:

Чувство неограниченности властных полномочий;

Стремление к подавлению воли, унижению достоинства другого человека;

Нетерпимость к мнению других и критике;

Отсутствие самокритики;

Чинопочитание, угодничество;

Отсутствие доброжелательных служебно-деловых отношений между различными службами и подразделениями.

Депривационная деформация выражается в замене неудовлетворенных потребностей другими, удовлетворение которых более доступно, как например, место духовных ценностей занимают материальные ценности или алкоголь.

В целом профессиональная деформация вызывает смещение процессов развития психических качеств сотрудника ОВД в сторону его профессиональной непригодности: искажение сферы интересов, возникновение чувства собственной непогрешимости из-за переоценки своих знаний и опыта, стереотипности мышления, обвинительный уклон, коррумпированность и т.д.

Поэтому первым и очень важным шагом по пути личностного саморазвития, включающего повышение культуры самосознания, является процесс самопознания сотрудником ОВД своей личности на основе знания психологических закономерностей и принципов, содержания и характеристик психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, состояний и свойств.

Как говорится, чтобы победить врага, нужно знать его в лицо. Поэтому теперь перейдем к изучению причин вызывающих профессиональную деформацию.



Декларация по УСН