Образ Катерины в пьесе «Гроза»: трагизм «женской доли» в интерпретации А. Островского. Право счастливым быть: имею ли я

Был ли иной путь у Катерины?

Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по законам которого жила практически вся тогдашняя Русь. На самом деле, вряд ли поступки Катерины можно назвать сознательным протестом. Все дело в том, что «темное царство» (как называл это мир Добролюбов) любое движение души рассматривает в качестве брошенного вызова. Силы оказались неравны, и в итоге все кончилось самоубийством главной героини. Но смерть в пьесе стало началом бессмертия Катерины. Пьеса, как и 150 лет, вызывает живой отклик у читателей, и одним из самых обсуждаемых остается вопрос – был ли иной путь у Катерины? ­
­ ­
Если проанализировать ситуацию, в которой оказалась героиня, то можно рассмотреть сразу несколько путей выхода из нее.­­ ­
­­­­ ­
Путь, о котором мечтала сама Катерина, связан с ее любимым – Борисом . Для нее такой выход из ситуации был бы просто сказкой. Но из Бориса вышел плохой принц, и эта сказка не сбылась – слишком слабохарактерным и эгоистичным оказался ее избранник. В Сибирь он уезжает без нее, что окончательно сломило Катерину.­ ­
­
Еще один вариант - это уйти от Тихона . Данный путь кажется вполне естественным людям современным, но в те времена получение развода сопровождалось большим количеством бюрократических издержек, и Катерине пришлось бы перенести все возможные унижения. Этот процесс занял бы весьма долгий срок. Кроме того, этим поступком она окончательно бы обесчестила собственное имя и взяла бы на душу большой грех, так как тогда браки действительно заключались перед Богом.
­­ ­
Для нее спасением мог бы стать религиозный путь. Она стала бы монахиней и посвятила бы себя и всю свою жизнь Богу, с которым были связаны все счастливые моменты детства. Но замужнюю женщину никогда бы не взяли в монастырь. Если бы узнали, что она замужем, то обязательно вернули бы супругу.­ ­

Четвертый вариант - это путь, при котором все оставалось бы, как было. Она также бы жила с Тихоном и свекровью, выслушивая каждодневные оскорбления и упреки от последней. Но в этом случае свободолюбивая и чувствительная Катерина просто бы в скором времени сошла бы с ума, тем более при отсутствии поддержки слабохарактерного мужа.­ ­

Итак, рассмотрев все возможные варианты, можно сделать вывод, что смерть Катерины была закономерна, и она являлась для девушки единственно возможным выходом.­ Но это решение говорит, скорее не о слабости, а о силе ее личности. Она не стала искать компромиссов с окружающим миром и со своей совестью, а поступила так, как подсказывало ее сердце.

Драма Островского "Гроза" - самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться "Ночи на Волге". Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла - драма "Гроза", и только 10 лет спустя - "Бесприданница".

Вся прелесть драмы заключается в образе Катерины… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.

Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Автор сравнивает Катерину с птичкой, потому что она жила в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет.

Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством".

Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она - оппонент Катерины. Главное ее правило: "делай что хочешь, только бы все шито да крыто было". Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят". Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина: ""Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу"". Варвара: ""Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало"".

Муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке бесчеловечно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим, но в Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет.

Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу - все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо" Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.

То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

Каждый человек имеет много разных прав. Часть из них записаны в законах, часть подразумеваются. Свобода слова, совести, равенство перед законом…

Но имеет ли человек право быть счастливым?

К чему это я. Коротко о себе, мужчина, возраст в интервале «уже далеко за 30», но «еще далеко до 40». Человек, которому не везет. Я иногда вижу посты людей, которые делятся своей не сложившийся жизнью, и их проблемы по адресу – во многом это психологические проблемы, часто родом из детства, когда люди, в той или иной мере, сами к себе притягивают клеймо неудачников. Не мой случай. По пунктам.

Главное, что к психологии не имеет никакого отношения – у меня уже много лет есть проблемы со здоровьем. Проблемы носят вполне конкретный характер, это сосуды и позвоночник. Не вдаваясь в подробности, они достаточно сильно ограничивают мою жизнь: я не могу быстро ходить, долго ходить, далеко ходить, в любом из этих случаев нарушенное кровоснабжение приводит к невероятно сильным болям. Мое движение ограничено скоростью неспешно прогуливающегося пенсионера и расстоянием порядка километра. Следующее, проблемы с позвоночником не позволяют мне долго сидеть, даже в самом удобном ортопедическом кресле я могу без болей просидеть не более получаса. Тот же самый позвоночник перекрывает шейные артерии, так что головные боли – мой верный спутник, а длительные интеллектуальные усилия – верный способ сойти с ума. За время, пока написал текст выше, я дважды ложился на диван, даль голове передышку. Ну и наконец, мои проблемы имеют не психосоматическую, а вполне конкретную, физическую причину, и не имеют никакого медицинского решения. Типичный случай, чтоб стоять на месте, я должен бежать вперед: чтоб ситуация не ухудшилась, я должен постоянно предпринимать определенные усилия. Улучшиться она не может. По крайней мере, в этом меня заверяли все киевские врачи, через которых я прошел, а прошел я в свое время через пол сотни, и самых лучших. Думаю, лечение за границей ничего особо не изменят: они посмотрят на мои анализы, и просто повторят те слова, что я и так наизусть знаю.

Представили? Молодой мужчина в расцвете сил, который не может ни ходить, ни сидеть, ни заниматься физической, ни умственной работой. Почему так произошло – не играет роли, это моя жизнь, и я ее принял такой, как она есть. Но из этой проблемы вытекают абсолютно все остальные, в частности:

У меня нет нормальной работы. Когда все началось, я вынужден был оставить свою прошлую работу, бросить все, чему я учился много лет, и мне еще, можно сказать, повезло – я нашел, пожалуй, единственную подходящую мне должность. Ни сидеть, ни ходить не надо, пять дней в неделю бесплатный бассейн, жизненно необходимый для позвоночника. При этом зарплата 3000-3500 грн, и никаких перспектив роста – если ничего не изменится, я буду получать так следующие 10-20 лет. Найти другую подходящую работу я не могу. Работать по специальности (электроника, разработка) я не могу. Читать техническую документацию я не могу – если раньше проглатывал толстенный том за сутки, сейчас уже страница текста приводит к сильнейшим головным болям. Работать во фрилансе я не могу. Пол часа за монитором – час головной боли. Пол часа в кресле – час лежать пластом. Организовать свой бизнес я не могу – какой, к черту, бизнес, если мне даже за справкой в паспортный стол родители ходят.

У меня нет друзей. Сейчас. Было много – когда начались проблемы со здоровьем, наши пути разошлись. Не стало общих интересов, я поменял сферу деятельности, вся прошлая компания осталась в прошлой жизни, на новом месте коллектив 60+.

У меня нет таких атрибутов состоявшегося человека, как машина и квартира. Точнее квартира есть, но, чтоб хоть как-то финансово выживать, она сдается, а живу я с родителями. Которым уже далеко за 70, и которые, фактически, обеспечивают мне сейчас нормальное существование. Потому что знают, что и как, видели, все на их глазах происходило. Кроме них, о моем состоянии никто не знает, и особо не хочет вникать. Знают, что болею, но (по их мнению), раз не лежу пластом, не езжу в инвалидной коляске и хожу без костылей – значит ничего серьезного, и я просто ленюсь (притворяюсь, придуриваюсь…). Я никого не переубеждаю, не хочу – мне не нужно, чтоб меня жалели, а помочь мне они никак не могут.

Еще раз: представили? Мужчина, не мальчик, четвертый десяток на середине, живет с родителями-пенсионерами, бюджетник с фантастической зарплатой в 150 долларов. Просто волшебный жених, мечта любой девушки, откуда и вытекает последнее: у меня нет никакой спутницы жизни.

Но это не значит, что она не может появится. Отнюдь. Скорее всего, я бы смог себе кого-то найти, у меня хорошо подвешен язык, я хорошо умею производить впечатление, только…

Имею ли я на это право? Имею ли я право на счастье?

Не знаю. Не уверен. Сомневаюсь. Потому никого не ищу. Потому что я просто не знаю: что я могу человеку, который захочет со мной связать жизнь, дать?

Говорят, в отношения надо вступать, если в них тебе будет лучше, чем было без них. Мне-то определенно будет лучше. Только станет ли лучше тому человеку, который согласится быть со мной?

С «этим» - это со мной. Я не знаю, почему их мужья так себя ведут, но я знаю, что я буду вести себя точно так же: мало зарабатывать (см. выше), валятся на диване (за время написания поста уже делал 6 десятиминутных перерывов – просто пролежал час, выпив несколько таблеток анаприлина – проблемы с сосудами, это гарантированное давление 220 на 140 при малейших переменах погоды), мало помогать по хозяйству (если погулять с ребенком в парке я еще смогу, то сделать ремонт в квартире – нет, я не смогу физически ездить по магазинам, подбирать материалы и т.д.). У меня есть плюсы, объективные, про них говорят все, кто меня знает. Я очень добрый, я хорошо эрудирован, я много знаю и могу это интересно подать. Это все отлично для конфетно-букетного периода, периода влюбленности, только когда он закончится, любая девушка подумает: а зачем мне эта доброта, если он даже не может сводить меня в ресторан? Зачем эрудиция, если он даже не может устроиться на нормальную работу? Как с таким заводить детей? Кто будет нас всех кормить, когда я буду беременна, и не смогу зарабатывать? Что он мне может дать?

И она права. Я не знаю, что я могу ей дать. Я, человек, который объехал весь мир, который проехал от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, который несколько недель был в Антарктиде на станции Академик Вернадский, который пешком прошел по горам от Феодосии до Севастополя, который каждый месяц себе покупал по новому ноутбуку, просто так, для коллекции – человек, который знает, какой бывает жизнь, я не вижу, что я могу дать. Доброту? Слова поддержки? Это лишь слова – они мало значат. Если ребенок заболеет ночью, я не побегу в аптеку за лекарством – я медленно, очень медленно пойду. Потому что если я побегу, то через пятьдесят метров ноги сведет судорога, и следующие два часа я пролежу на асфальте, ожидая, пока она пройдет.

Так имею ли я право на счастье? Семейное счастье? На жену, на детей? На радость отцовства, на восхищенные глаза сына, на любящие – жены?

У меня была девушка. Она любила меня, я любил ее. Она говорила: это все не важно, любовь важнее всего, мы сильные, мы со всем справимся. Говорила мне, и плакала, когда думала, что я не вижу. Я уверен: если бы я захотел, она бы сейчас была моей женой. Но… Я любил ее. По настоящему. И я сделал так, что она теперь с моим приятелем (бывшим). Он думает, что он ее у меня отбил. Она думает, что она меня ради него бросила. Она до сих пор чувствует вину (хотя я постоянно ей говорю, «не надо, все сложилось так, как должно было сложиться»). А я молчу, потому что знаю, почему произошло именно так. Они уже достраивают под Киевом дом, у них двое детей, машина, и я вижу в соц. сетях ее улыбку – со мной она так никогда не улыбалась. Со мной она всегда была напряжена, ожидая всех бед мира, готовая меня от этих бед оградить – там у нее нет такого. Там есть, кому ее защитить. Я рад за нее.

Мне иногда рассказывают истории. Про девушку, которая полюбила инвалида-колясочника, и уехала к нему жить в другой город. Показывают картинки из интернета, про американского солдата, потерявшего руки и ноги, от которого не отказалась его возлюбленная. Они думают, что хотят меня подбодрить, но… Я каждый раз, когда смотрю на эти фото, не любовь вижу, а недоумение – зачем? Если он ее любит – зачем он портит ей жизнь собой?

Или я не прав? Или каждый имеет право на счастье, и нужно думать в первую очередь о том, чтоб самому быть счастливым? Или можно быть счастливым, добровольно взвалив на себя пожизненную заботу об инвалиде? Или бывают настолько жертвенные люди, кто будет только счастливы, заботясь о другом? Пожертвовав многим… Я ведь не смогу девушку ни на танцы пригласить (разве что очень медленные, и дома), ни поехать с ней в горы, ни пронести на руках через порог – мне категорически запрещено поднимать тяжести. Я не молод (хотя пока еще и не стар), не богат, не здоров, не перспективен – это объективно. Можно ли с таким, как я, быть счастливым? Потому что одному, за счет кого-то, быть счастливым я не хочу.

И, да. Счастье в теме и вопросах – это именно семейное счастье. Если не считать его, я вполне счастливый человек – невзирая на.

Екатерина в драме "Гроза"
Сочинение по драме А.Н. Островского "Гроза"
Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная
идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством",
царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не
чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок
шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!...
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но
ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее
идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности.
Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа
любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но
искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем
одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт
против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела
насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис -
причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех висит на ее сердце тяжким камнем.
Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу -
все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо"
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти
свою душу.
Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный,
русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с
природой, с Богом.
Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
Способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения,
Оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Текст сочинения:

Екатерина в драме "Гроза" Сочинение по драме А.Н. Островского "Гроза" Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством", царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой ҭихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!... Мы видим, что Катерина росла счастливой, романҭичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать.
Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пуҭи то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не даюҭ ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпиҭся, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, ҭуда, где унижение и страдание. Катерина пытается найҭи свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаюҭся Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, лирикому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становиҭся совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была эҭим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунҭ против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жерҭву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела насыҭиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висиҭ на ее сердце ҭяжким камнем. Катерина ужасно боиҭся надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боиҭся бога, а ее бог живет в ней, бог - ее совесть. Девушку мучаюҭ два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой сиҭуации Катерина видиҭ смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу - все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо" Преследуемая своим грехом, Катерина уходиҭ из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный, русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречиҭ друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, Способен так жерҭвовать, так с виду покорно переносить все лишения, Оставаясь при эҭим самим собой, свободным, не рабом.

Права на сочинение "Екатерина в драме "Гроза"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на



Закрытие ИП