Нужно научиться видеть возможности там, где другие видят проблемы. Привить привычку к правильному питанию

Не проиграв никогда не насладишься истиной победой.
Я полностью согласна - чтобы побеждать, нужно хотя бы раз проиграть и уметь с достоинством справиться с этим проигрышем.


Вся жизнь – игра

В жизни, как и в любом виде спорта, есть победы и поражения. Играют все, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Важно не это!
«А что же?» - спросите вы. Ведь мы играем только ради одного, ради результата игры». Но НЕТ, скажу вам! Мы играем ради игры, мы живем ради жизни, ради самого процесса, в котором каждый реализовывает свой потенциал.
Мы ведь не живем, чтобы умереть! Правда? Мы живем, чтобы жить! Часто работая только ради результата, мы пропускаем самое главное: что нам может дать процесс достижения этого результата.
Мы пропускаем рост и развитие сильных личностных качеств!

Когда мы зацикливаемся на победе, а не на процессе – наше поражение очень близко.

Мне нравится фраза: «Все хорошо в меру!»

Она применима к любой жизненной сфере. Если ты перегибаешь или недогибаешь палку, не получишь желаемого результата.

Так в случае и с победой, и поражением. Важно фокусироваться на победе в меру. Наслаждаться процессом в меру. Переживать из-за поражений - в меру!
А лучше вообще не переживать!

ПОРАЖЕНИЕ – переживать или нет?

Если ты перед тем как проиграть приложил все силы, знания и старания, но все же проиграл, не стоит переживать. Ты в любом случае получил колоссальный опыт, мудрость и стал сильнее, лучше.

Необходимо любить каждое свое поражение! Быть благодарным каждому своему поражению! Уважать каждый свой промах!

Жизнь – это школа роста и развития! Каждое поражение – это новая ступень к вашему совершенству! Каждое поражение несет в себе опыт, мудрость, силы и знания.

И если ты сегодня проиграл, то это значит, что ты просто еще не до конца выучил урок, ты еще слабо подготовлен, и нужно продолжать работать в этом направлении!

Если вы будете относиться к поражениям философски, то легко научитесь не только выносить из них плюсы для себя, но и побеждать чаще.

ПОБЕДА – фортуна или кропотливая работа?



Чтобы победить, необходимо иметь страсть к победе, знание дела и действия по направлению к цели! Тогда победа будет очень близка!

Редко кто побеждает только из-за удачи. Редко кто выигрывает, потому что у него такие гены или судьба, как мы привыкли говорить.
Только на первый взгляд может показаться, что победа – это удача, успех, фортуна или еще что-то в этом роде. Но это не так! Победа – это всегда воля, азарт, жгучее желание, вера и упорная работа. Основная работа победителя не видна. Она внутри. Потому что перед тем как победить противника, необходимо победить себя.

Победа над собой, на мой взгляд, самая весомая победа в нашей жизни! Тяжело поднять себя с дивана и сделать что-нибудь полезное, когда так хочется полежать. Тяжело задержаться на час на работе и довести до совершенства дело, которым ты занимаешься, когда надо спешить в кино. Тяжело быть благодарным, уступать и прощать, когда тебе грубят и неуважительно относятся. Тяжело не лениться и действовать, когда силы на исходе и так хочется отдохнуть и отложить все на «ПОТОМ». Тяжело начать прямо сейчас, когда старт новой жизни отложен до понедельника или до завтра.

НО БЕЗ ЭТОГО НЕВОЗМОЖНА ПОБЕДА!

Для чего мы рождены? Многие из нас так и не продвигаются дальше своих страхов, переживаний, ошибочных убеждений и ограничивающих представлений. Но если вам удалось продвинуться, значит, вы уже победили. Победили себя!

Теперь ваша задача - играть с противниками сильнее себя! Нет смысла играть со слабым противником - игра не принесет вам роста и движения. А без движения нет жизни!

Нет смысла достигать цели, для которой ничего не нужно делать. Брайан Трейси в своей книге «Достижение максимума» пишет: «Цель, которая не требует преодоления препятствий – НЕ ЦЕЛЬ!».

Очень много вокруг людей, которые достигли поставленной цели и не знают, что с ней делать дальше. Не ставят новые цели. Так же и в общении. Общаясь в основном с людьми, которые вас не продвигают, не восхищают, вы далеко не уйдете.

Не смысла жить только ради вечеров перед телевизором и выходных на даче. Но есть смысл жить ради себя, принося пользу другим людям. Вдохновляя других на великие свершения, на жизнь в радости и счастье! Находить людей, которые могут вдохновить и быть полезными для вас. И тех людей, которым можете быть полезны вы.


Спросите себя: а для чего живу я? Какую пользу я приношу людям?
Чтобы научиться побеждать и проигрывать, начните со своих мыслей и повышения внутренней силы. Делайте то, что вам тяжело делать, учитесь делать то, что вы не умеете. Ставьте высокие цели, достижение которых сделает вас другим человеком!

Рискуйте! Если вы победите – будете счастливы, проиграете – будете мудры!

Верьте в свою мечту и отдавайте все свои силы и знания на ее достижение. Когда вы придете к финишу, вам найдется, за что себя похвалить!

Ставьте перед собой большие цели - по ним тяжелее промазать!

Введение

Здравствуйте, друзья!
Меня зовут Павел Бесхитров. Я спортивный психолог. По договоренности с сайтом www.сайт, я начинаю публикацию серии статей о психологии спорта под общим названием «Как научиться побеждать? Прикладная психология для спортсменов».
Ну а начнем мы с введения.

Часто приходится встречаться с таким мнением: “Зачем нужен психолог в спорте? Достаточно много тренироваться и все будет ОК!” Между тем как-то игнорируется факт, что Олимпийские сборные большинства стран имеют в своем составе психологов. Да и профессиональные клубы часто прибегают к их помощи. Получается, что профессионалы видят смысл в работе с психологом, а любители как-то не очень.

Для начала один небольшой наглядный пример.

Вот как описывает один из путешественников на Тибет испытание местных йогов (дело было в начале ХХ века):

В морозную зимнюю ночь тех, которые считают себя способными успешно вынести испытание, приводят на берег реки или озера. Если все потоки замерзли в этой области, во льду делается отверстие. Выбирается лунная ночь с тяжким дуновением ветра. Подобные ночи нередки в Тибете в зимние месяцы. Неофиты сидят на земле скрестив ноги и обнаженные.

В ледяной воде намачиваются широкие покрывала. Каждый человек заворачивается в одно из них и должен высушить его своим телом. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают в воде и дают испытуемому высушить, как и ранее. Эта операция продолжается, таким образом, до рассвета.

Затем тот, кто высушил наибольшее число покрывал, признается победителем этого соревнования.

Причем здесь йоги и психология спорта? Поясню. Дело в том, что между психикой и телом человека существует неразрывная связь. Все реакции тела изначально обусловлены прохождением нервных импульсов — это проходят на уроках биологии в средней школе.

Так вот, в арсенале любого психолога есть множество различных психотехник, которые помогают эту связь усилить. В результате, после цикла психологической подготовки спортсмен может, например, быстро вызвать нужное психологическое состояние (это называется саморегуляцией), может более четко координировать работу своего тела. В общем, в этом случае деятельность спортсмена становится более эффективной.

Именно это и является главной задачей психолога — повысить эффективность спортсмена.

Как — зависит от конкретного случая и набора методик, которыми психолог владеет.

В принципе можно сравнивать спортивную подготовку со строительством дома. Физподготовка — это фундамент. Техническая подготовка — это стены. А психологическая — крыша. Вы можете быть отлично готовы технически, но если “физухи” нет — это вам мало поможет. Естественно, в жизни так обычно не бывает, физподготовке спортсмены уделяют много внимания. Но Вы наверняка видели бои, где победа доставалась спортсмену за счет того, что он лучше готов физически. Т.е. если у вас мощный “фундамент”, но “стены” не очень прочные — не все так плохо. Но если “стены” , пусть даже мощные, стоят на слабом “фундаменте” — вы более уязвимы.

Ну а если “фундамент” прочный, “стены” — тоже, а “крыши” нет — удобно будет жить в таком доме?

Сегодня давайте поговорим о весьма действенном способе повысить вашу эффективность, а именно, о дневнике. Уверен, многие подумали что это какая-то ерунда — и будут не правы! По статистике, дневник способен повысить эффективность тренировок на 15-20%!!! И вот почему…

Цель — это то, к чему вы хотите прийти в долгосрочной перспективе. Минимум — через год. Может вы школьник и хотите годам к 20 стать профессиональным баскетболистом. Или, если речь идет о цели на год, вы хотите занять определенное место на соревнованиях…

Уверен, каждый из вас бывал, или наблюдал со стороны ситуацию, когда в критические моменты матча спортсмены начинают «спасать родину» и творить кто во что горазд.
К чему это приводит, рассказывать, думаю не надо — все это видели и испытывали на себе не раз. Сегодня поделюсь еще одним способом, как «взять себя в руки» в подобной ситуации…

Тема о которой сегодня пойдет речь — концентрация внимания. Поскольку внимание и сила воли тесно взаимосвязаны, работая над концентрацией, вы тем самым будете развивать и волевые качества.
Для начала давайте проверим, как обстоят у вас дела с концентрацией…

Сегодня мы поговорим о 3 основных направлениях в психологической подготовки баскетболиста.
Итак, если вы всерьез решили работать над собой, без психологической подготовки вам не обойтись. А чтобы тренинг был эффективным, надо понимать в каких направлениях нужно работать…

Быть философом — это значит жить с высоко поднятой головой и стремиться все выше и выше к Небу, подобно копью, летящему сквозь ветер и туман, за пределы познанного и непознанного. «Философ» означает «любящий Истину», «любящий Мудрость»; это человек, который поиск Мудрости ставит превыше всего и подчиняет этой благородной цели все остальные жизненные интересы. Он подобен влюбленному, который, возможно, не всегда и не во всем руководствуется логикой ума, но зато живет и действует сердцем и потому твердо убежден, что непременно, рано или поздно, достигнет своей цели. Это человек благородный, мечтающий об Истине и Сокровенном, всеми силами пытающийся достичь того, что лежит за гранью материального существования, того, что он еще не до конца понимает, но предчувствует.

Тема, которой я хочу коснуться сегодня, — загадочное и трудное искусство побеждать. Говоря «побеждать», я не имею в виду покорять кого бы то ни было, выбивать двери, разрушать стены, чувствовать или быть убежденным, что другие слабее нас... Я имею в виду нечто гораздо более глубокое. Много лет назад у меня был учитель, который говорил мне, что искусство быть счастливым состоит в том, чтобы осуществлять свои мечты и достигать цели, но не за чужой счет, не на основе несчастья других; в определенном смысле искусство побеждать также состоит в способности мечтать и добиваться осуществления своих мечтаний, но не используя других людей как ступени, ведущие к собственному успеху, не шагая по головам более слабых, не попирая ногами тех, кто, как нам кажется, вставляет нам палки в колеса и препятствует нашему движению. Побеждать можно совершенно иными, благородными способами, сражаясь за дело всеми силами и всем сердцем. Так в чем же состоит это таинственное искусство побеждать?

Есть люди, которые, кажется, пришли в этот мир под счастливой звездой, им везет, и все у них ладится. Есть и другие, которым, напротив, очень трудно дается каждое дело. А иногда появляются особые люди, избранники Судьбы и Истории. Порой кажется, что достаточно одного их присутствия, чтобы вокруг совершались подлинные чудеса.

Я вспоминаю один вечер в Греции, точнее в Македонии, два или три года тому назад. В тот вечер я плакал. Среди руин Филиппополя я читал фрагменты из писем Филиппа Сотера. Он рассказывал о походе с Александром, о том, что люди, когда Александр был с ними, поистине совершали чудеса. Однако когда Александр умер, эта способность совершать великие подвиги и творить великие вещи исчезла вместе с ним. Оставшись одни, его соратники оказались годны лишь на маленькие дела. Они хотели быть великими, но в каком-то смысле не могли превзойти себя, перестать быть маленькими и заурядными. Они не могли назвать себя сыновьями Бессмертного, Божественного Амона, ибо были лишь детьми смертных родителей.

Сколько раз, мои дорогие друзья, сколько раз мы сами мечтали о том, чтобы совершить нечто героическое, создать нечто удивительное и прекрасное! Сколько раз мы мечтали о том, чтобы стать примером, который могли бы увидеть другие и которому могли бы последовать, — но были в состоянии совершить лишь маленькие, никому не заметные шаги. Сколько раз мы хотели петь, как поют соловьи, сколько раз мы хотели летать, как летают птицы, — но из нашего горла вырывались лишь слабые звуки, а мечты о полете сдерживались осознанием того, что сначала нужно хотя бы научиться ходить. Ведь нам еще идти и идти вперед, к бескрайнему горизонту, отступающему все дальше и дальше по мере того, как мы к нему приближаемся. Поэтому наши сердца философов все еще пытаются ответить на вечный вопрос: в чем заключается искусство побеждать? Почему одни побеждают, а другим это не удается?

Может быть, дорогие друзья, наша жизнь подобна проводу микрофона, который я держу сейчас в руках. Я шагаю вместе с ним, но не знаю его длины, не знаю, когда он кончится и остановит мое движение по этой сцене. Так происходит и в жизни. Мы должны быть очень бдительны, должны подготовить себя к тому, чтобы почувствовать момент, когда жизнь подведет нас к завершающему этапу и Судьба известит нас об этом, посылая великие трудности, чтобы, преодолев их, мы осознали высший предел наших сил и возможностей.

Уметь побеждать не означает превратиться в Александра, ибо не все могут стать Александрами, и еще менее вероятно, что внутри каждого из нас спит маленький, еще не раскрывшийся Александр. Каждый таков, каков он есть. Искусство побеждать состоит в том, чтобы стать самими собой, такими, какие мы есть на самом деле, проявить свою подлинную суть, свою душу, сердце и способности. И тогда уже не будет иметь значения, кем мы являемся, великим гением или «маленьким», «простым» человеком.

Во всех древних культурах и цивилизациях существовали системы обучения, называемые инициатическими и направленные на пробуждение скрытых потенциалов человека. Сегодня мы имеем туманные и довольно стереотипные представления о том, в чем заключалась инициатическая система древности. Обычно считают, что она состояла из рецептов и формул, предписывающих, как лучше жить. Представляется, что к человеку подходил какой-то Пифагор или Платон и поучал его: «Сегодня ты должен встать в таком-то часу, скушать на завтрак яйцо таким-то образом и никаким иным, а спать лечь так-то и так-то...» К сожалению, дело обстояло совершенно иначе; более того, по-видимому, пройти этот путь было вовсе не легко, иначе большинство людей того времени были бы посвященными и без усилий дошли до его завершающего этапа. Нет, путь Инициации был нелегок, но зато он был гораздо более человечным, чем любые другие пути и методы.

Сегодня мы смотрим на все через призму формул. Даже рассуждая о победах, триумфах, о решении сложных проблем, мы ищем какую-то «систему», на которой все основывается и которая обязательно должна работать. Если что-то идет плохо, значит, виновата политическая система. Если в стране экономические проблемы, значит, плохо работает правительство...

У нас даже в мыслях нет задать себе вопрос: а нет ли здесь проблемы человеческой? Может быть, дело во мне самом? До какого предела можно говорить о заслугах или ответственности системы, и в какой момент эта ответственность заканчивается? С какого момента начинается ответственность и заслуги того божественного творения, той маленькой горсточки песка в Вечности, которая называется человеком и несет в себе часть божественного огня самого Творца? Ответственность и заслуги человека — имеют ли они вообще предел?

Человек сам по себе велик, в нем заложены величайшие богатства, огромнейшие возможности. Именно поэтому древние не пытались приписывать ему какие-то дополнительные сверхъестественные силы и качества, передавать какие-то супермагические, супертаинственные секреты. Скорее, их целью было способствовать тому, чтобы человек открыл в себе и пробудил скрытые способности души. Они старались, чтобы он освободился от всех мелких, глупых проблем материального мира, от теневой, «животной» части своей личности, из-за которой он мог бы озвереть и очерстветь, от своих страхов и от всего того, что могло бы остановить его восхождение по пути Мудрости. Они стремились помочь человеку возродиться и раскрыться изнутри, подобно белому лотосу, и проявить свои внутренние потенциалы вовне. Человек должен был проникнуть в скрытую суть вещей и подняться из сокровенного сердца всего сущего до небесных высот, до духовной мудрости, словно колонна храма, раскрывающая свою капитель высоко над землей. Не существует ни одной колонны с капителью внизу, все они возносятся ввысь. Древние оставили нам в наследство это глубокое знание, запечатлев его в своих творениях.

Я помню великий храм в Карнаке и огромное количество колонн с капителями. У колонн, удаленных от святилища, сокровенного сердца храма, капители подобны закрытым бутонам лотоса. У тех же, что находятся ближе к святилищу и ведут к нему, капители — словно цветущие лотосы, раскрывающиеся навстречу Солнцу. Это вечное учение, призывающее нас вновь вернуться к самим себе, к богатствам, сокрытым в глубинах нашего внутреннего мира, к тому центру силы, который есть в каждом из нас. В инициатических школах древности человек обычно обучался, проходя четыре большие группы испытаний: Земли, Воды, Воздуха и Огня. Экзотерически, внешне, эти испытания и в самом деле были связаны с землей, водой, воздухом и огнем. Однако эзотерически это были испытания на способность контролировать определенные части нашей личности: физическую, энергетическую, психическую и ментальную, откуда возникает все, что мы представляем, воспринимаем, постигаем. Однако эти испытания были также и физическими, очень конкретными и весьма реальными.

Близ Сиракуз обнаружены остатки инициатического колодца — я видел их — с рядом боковых отверстий. Когда кандидат на посвящение спускался по ступеням ко дну колодца, очень темного, ничем не освещаемого, из невидимых для него отверстий высовывались руки, толкающие его, а невидимые голоса кричали: «Ты упадешь!» Представьте себе страх ученика, который и не подозревал, что внизу была натянута прочная сеть, и он никак не мог погибнуть. Сегодня колодец практически полностью засыпан, видны лишь несколько метров, но в то время он был много глубже. Вообразите себе ученика, изо всех сил вцепившегося в камень, борющегося со своим страхом и пытающегося сделать хотя бы один шаг вперед...

Победить в данном случае означало не просто добраться до конца лестницы — это была бы только окончательная победа. Искусство побеждать состояло в том, чтобы идти шаг за шагом, преодолеть сначала одну ступеньку, потом другую, еще и еще... Одна из самых больших ошибок, которые мы обычно совершаем, состоит в том, что перед подъемом мы в первую очередь бросаем взгляд на всю лестницу, от начала до конца, а потом решаем, в состоянии ли мы подняться по ней.

Психологически это не самый лучший подход к преодолению трудностей: лучше готовить себя к тому, чтобы подниматься постепенно, ступенька за ступенькой. Лучше задаться вопросом: «В чем моя проблема именно сейчас?» Нужно осознать, что в данный момент это проблема именно той ступени, на которой мы находимся, а не второй или третьей! Если поднимать взгляд слишком высоко — а это про- исходит со многими идеалистами и теми, кто занят духовными поисками, — очень легко оступиться на первых же ступенях и свалиться в пропасть. Мы обязательно должны знать, куда хотим придти, но при этом идти необходимо шаг за шагом, не планируя слишком далеко. Если, идя по пути, мы сумеем протянуть руки к Небу, всегда найдется какой-то ангел-хранитель, полный сострадания, реальный или воображаемый нами, который примет нашу руку и поможет нам идти дальше.

Вы знаете, как создаются лучшие мечи: они закаляются, переходя от жара к холоду, от холода к жару, способом поистине суровым. Может быть, и мы нуждаемся в закалке, в том, чтобы принимать удары жизни так же, как меч принимает удары молота. Тот, кто хоть раз видел работу кузнеца, знает, что за ударами молота можно услышать и другой звук. Это кричит металл, расплющиваемый на наковальне. Да, меч кричит, но выдерживает, кричит и выдерживает, кричит и выдерживает — и так до тех пор, пока это железо, которое было не более чем обыкновенным металлом, превратится, благодаря ударам, благодаря погружению в холодную воду или в таинственную трансформирующую субстанцию, в чистый стальной лист. Только так он обретает прочность, остроту и гибкость. Не напоминает ли этот процесс этапы нашей собственной закалки в жизни?

Недавно здесь, в Испании, я прочитал в последнем номере журнала «Новый Акрополь» статью о мечах. В ней есть японская притча о вишне и иве. Когда выпал снег, вишня с крепкими, жесткими ветвями выдерживала его вес до тех пор, пока не сломалась. Ветви ивы более гибкие. Под тяжестью снега они склонялись все больше и больше, пока снег не падал с них на землю, и тогда, освобожденные от тяжелого груза, они вновь выпрямлялись. Мы должны достичь такой же внутренней стойкости и выдержки, нам необходимо понять, что если мы падаем, то только для того, чтобы вновь подняться. Никто никогда не падает окончательно, ибо все случающееся в этом мире проходит. Все в этом мире относительно, в том числе и наши успехи, и наши неудачи. Храня в сердце такую скромность, мы сможем по-настоящему двигаться вперед. Если нам удастся познать четыре стихии в природе и в нас самих, о которых мы уже говорили, — Землю, Воду, Воздух и Огонь — и добиться господства над ними, возможно, мы не станем еще волшебниками, совершающими чудеса, возможно, мы не будем еще достойны называть себя сыновьями Амона, но, по крайней мере, мы будем в состоянии совершать то, что раньше было нам не под силу.

Есть простые упражнения, которые помогут нам лучше понять это. Возьмите бутылку, наполненную водой, и держите ее в горизонтально вытянутой руке. Сначала бутылка покажется очень легкой — кто же не удержит килограмма? — однако постепенно тяжесть начнет накапливаться, и мы будем ощущать ее все сильнее. Чем дольше мы будем держать бутылку, тем сильнее будем чувствовать, насколько болезненно положение нашей руки, и вскоре нам покажется, что мы держим на весу целую корову.

Когда нарастающая боль в руке станет почти нестерпимой, совершите параллельно какое-нибудь другое действие, приведите в движение свою силу воли. Заставьте, например, свои глаза и ум сосчитать лампочки на потолке (не выпуская при этом бутылки и не изменяя положения руки). Вы обнаружите, что терпеть становится гораздо легче, когда вы держите ум под контролем, когда сосредоточены на чем-то другом, далеком от боли.

То же происходит и в жизни. Если вы позволяете, чтобы ум зацеплялся за каждую проблему, за каждую маленькую повседневную трудность, когда кажется, что вы вот-вот умрете от ее тяжести, за каждый страх, от которого вы не сумели освободиться, за каждое пятнышко грязи, от которой не сумели очиститься, ибо живете не в V веке до нашей эры, то вы не сможете встретиться лицом к лицу с Судьбой и выйти победителем даже из самой незначительной схватки с нею.

Мы должны попытаться «поднять свою руку», хотя бы немного освобождая ее от притяжения вещей материального мира. Мы должны пробудить свою волю, но не нарочито, не устраивая из каждого проявления воли спектакль. Воля в нас должна действовать естественно, как единая, интегральная сила всего нашего существа.

Сталкиваясь с большими трудностями и серьезными препятствиями, пытайтесь всегда выдерживать одной минутой больше. Не думайте о том, что вам придется терпеть еще час, день год, всю жизнь, — нет, речь идет только об одной маленькой минуте, надо выдержать всего лишь минутой больше, — а затем еще минуту, и еще... Вы увидите, что так, мало-помалу, минута за минутой, наберутся цифры гораздо более внушительные, чем если бы вы пытались выдержать все сразу. Мощь нашего ума поразительна.

Проведите еще один эксперимент. Посмотрите на часы. Отмечая по секундной стрелке, сколько реально длится одна минута, попробуйте параллельно определить и ее психологическую продолжительность. Представьте себе, что, когда секундная стрелка снова дойдет до верхней точки, совершив полный оборот, вы получите большой приз, почувствуете огромное счастье (каждый может представить то, о чем мечтает). Вы увидите, как медленно во время этого «эксперимента» будет двигаться секундная стрелка; вам может даже показаться, что она не сдвигается с места. Давайте попробуем провести этот опыт наоборот. Представьте теперь, что, когда стрелка совершит полный оборот, разорвется бомба, заложенная под вами; вы обнаружите, как быстро, деление за делением, бежит стрелка. Некоторые даже скажут, что часы мчатся как сумасшедшие. Однако, несмотря на наше психологическое восприятие, часы всегда идут в одном и том же темпе. Что же меняется?

Наш подход, наш угол зрения. Если мы желаем чего-то с излишней страстью и слишком сильно переживаем, если мы мыслями слишком цепляемся за свои желания, они становятся для нас далекими и недоступными, а процесс их осуществления растягивается до бесконечности.

Мы должны придавать всем вещам то значение, которое они реально имеют; только так мы можем создать более реальное представление обо всем, что с нами случается, понять истинный смысл происходящего. Сегодня мы, как правило, гонимся за деньгами, за славой, за признанием: хочется, чтобы у нас была машина получше, чем у других, хорошая, большая квартира и последняя модель холодильника, делающая круглые кусочки льда... И так постоянно — мы всегда из-за чего-то переживаем, всегда в напряжении, всегда хотим иметь еще больше, ибо нам кажется, что того, что мы уже имеем, недостаточно. Нам всегда чего-то не хватает, мы всегда хотим приобрести какую-нибудь новую вещицу... Мы заражены тяжелой болезнью потребительства, глубоко пустившего корни в нашу душу, — одной из худших форм материализма.

Давайте научимся довольствоваться простым. Я не говорю о том, чтобы отказаться иметь больше. Я говорю о такой простой вещи, как жизнь в спокойствии и мире со своим сердцем и своей совестью. Когда мы обретем это, тогда уже можно будет подумать о том, как идти дальше и преуспеть чуть больше, и о том, действительно ли стоит делать это.

Секрет заключается в том, чтобы понимать, кто мы, что мы можем сделать и какими способами, и сосредоточить на этом все свое внимание и все свои силы.

На самом деле мы с вами гораздо сильнее, чем нам кажется. Каждый из нас, каким бы маленьким он ни был, имеет огромные потенциалы. Некоторые думают: «Я не буду писать стихи... В конце концов, кто же их опубликует? Я недостаточно талантлив... Я же не поэт, не профессионал...» Нам нужно перестать обращать внимание на это постоянное соревнование и сравнение с кем-то и чем-то, перестать придавать такое большое значение этому нездоровому «спорту», который навязала нам наша потребительская эпоха. Давайте избавляться от такого подхода, давайте делать вещи ради самих вещей. Если в вашу душу приходят стихи, если они опускаются к вам подобно птице, прилетающей в свое гнездо, пожалуйста, не прогоняйте их! Примите их с радостью, сохраните их в памяти с благодарностью, ловите их на лету! Разве важно, что их никто не напечатает?!

Как вы думаете, что делали поэты, когда не было типографий? Как удалось Сафо, удивительной древнегреческой поэтессе, донести свои творения до всего мира, даже до средневековья, когда они, к несчастью, были уничтожены? Не было тогда ни издателей, ни типографий — но была поэзия, были стихи, и они передавались из рук в руки. На самом деле нам не нужны большие средства для того, чтобы наши творения, открытия и мечты стали реальностью. Книгу, которую я больше всего люблю, я начал писать, когда мне было 19 лет. Я никогда не думал, что ее напечатают, я писал просто потому, что так чувствовал.

Сколько же нас таких, несущих в глубинах своего внутреннего мира еще не написанные книги, множество самых разнообразных сокровищ, интереснейших идей, персонажей? Мы не должны удерживать их для себя, внутри себя — нам необходимо извлечь их, вынести наружу, показать миру, жаждущему вещей простых, естественных, искренних. Мир сыт по горло теми сложными, заумными системами, через которые ему преподносится все сегодня. Он жаждет непосредственности и искренности, обращения от сердца к сердцу, от мужчины к мужчине, от женщины к женщине, от личности к личности, от души к душе. В этом заключается глубокое значение древнеримского понятия concordia — согласие сердца с сердцем. Это не значит, что все мы должны стать одинаковыми. Уравниловка — это нечто стерильное. Concordia, согласие, не рождается само по себе, оно создается большими усилиями. Когда есть согласие, люди дополняют друг, друга, словно зубцы шестеренок: выступающие зубцы входят в пустое пространство, оставляемое другими... В этом вращении и сцеплении зубчиков шестеренок скрыта прекрасная и глубокая символика. Если перенести ее на людей, объединенных согласием, то речь идет о прекрасной и реальной возможности передачи друг другу силы — силы духовной, силы физической и, самое главное, внутренней силы души... Это и есть та загадочная внутренняя сила, которая несет победу, великую, окончательную победу, ожидающую всех нас на пути, ведущем к осуществлению наших мечтаний. А путь этот и наша окончательная победа сотканы из множества маленьких усилий, достижений и подвигов, постоянных, ежедневных, наполняющих наши сердца верой и вдохновением.

Возможно, вы почувствуете потребность писать картины, или рисовать, или сочинять стихи... Так, пожалуйста, делайте это! Неважно, узнают ли люди о ваших творениях, получат ли они всеобщее признание. По ту сторону мира людей, за гранью внешнего, за пределами видимого глазами есть другой, загадочный Судья, столь великий и столь таинственный, что при одной мысли о нем исчезают все наши мелкие домыслы и предположения. Судья этот столь добр и столь благороден, что мы даже представить себе не можем, как велико его сострадание. Он справедлив — столь справедлив, что его не могут обмануть внешние факты. За каждым действием человека он видит его душу, читает скрытые в ней намерения и судит не само действие, а сердце, вдохновляющее его.

И этот великий Судья развернет над нами свой покров и укроет, соберет и сохранит все наши маленькие удачи, наши маленькие грезы, все то, о чем мы мечтали глубоко-глубоко в сердце: стихи, которые мы так и не сочинили, картины, которые мы так и не написали, любовь, которую мы так и не пережили, возможности и шансы, которыми мы так и не воспользовались. Благодаря этому все наши еще не осуществившиеся мечты никогда не умрут. Таинственным и магическим образом они будут продолжать жить внутри нас, в том тонком и возвышенном мире, созданном из мечтаний и искуплений, которым пронизана наша бессмертная душа. И они будут сопровождать нас через тысячелетия, до тех пор, пока не пробьет час их проявления и полного осуществления.

Каждый из нас, даже самый маленький, даже тот, кто чувствует себя самым слабым и самым обделенным, даже тот, кто убежден, что совсем одинок в этом мире, обладает способностью побеждать. Каждый из нас способен идти и идти к победе, совершая маленькие шаги, маленькие усилия, которые мало-помалу сложатся в постоянное движение вперед. Для этого не нужны ни какие-то особые формулы, ни чья-то специальная помощь: всегда можно идти вперед, всегда можно совершенствоваться, всегда можно становиться лучше. Каждый из нас должен искать свой собственный свет, свое собственное место в мире, и если мы счастливы там, где мы есть, это прекрасно, а если нет, то мы можем быть счастливы на другом месте. Главное — не причинять никому зла, а если нужно что-то сжигать, главное — сжигать воск собственной свечи, а не свечи соседа. Главное — это давать свет. Необходимо выбрать. Представьте, что у вас есть свеча. Что для вас важнее — иметь свечу или ее свет? Если вам достаточно иметь свечу, то вы всю жизнь будете идти в темноте. Если же для вас важнее свет, то вы должны понять великую истину: для этого свеча должна гореть! Вам придется найти спичку, очистить фитиль и позволить огню загореться. И не забудьте: пламя всегда вертикально, оно тянется к Небу, словно светящийся клинок.

Так или иначе, все материальное погибает, разлагается и исчезает. Древние говорили: «omnia transit»,- «все проходит», все находится в движении, все идет своим путем... Все течет к морю, как текут к морю реки. Все имеет свою Судьбу! А что если нам вновь восстановить связь с Судьбой? И тогда мы увидим, как низвергаются с гор поющие потоки вечно движущихся вод. Какие воды чище? Те, что, сбегая с гор, бьются о камни, спадают каскадами и взрываются облаками белоснежной пены, или те, что трусливо застревают в болотах и заводях, оставаясь неподвижными и загнивая, так что никакое живое существо не может обитать в них?

Памятник А. В. Суворову в образе римского бога Марса.
Санкт-Петербург

Приложите усилия, чтобы ваш мир стал миром великих идей, чтобы благие мысли и благие чувства нашли приют в вашем сердце — и запели там, подобно птицам в ветвях деревьев, и хранили там тайны в благоговейном молчании, подобно рыбам в морских глубинах. Помогите им жить в ваших великих Душах, свободных и прекрасных.

Не позволяйте себе падать, долго оставаясь согнутыми, вставайте снова и снова. Своими руками словно крыльями, словно когтями, поддерживайте стены Истории и устремляйтесь вперед, всегда только вперед. Все мы должны умереть, и, может быть, все мы должны снова родиться. Все мы подвластны вращению великого Колеса Судьбы, великой Сансары. Но за пределами всего этого мы также подвластны великому закону нашей собственной Воли.

Несколько лет назад близ Фермопильского ущелья я обнаружил старинную надпись: «Гражданин, если ты придешь в наш город, скажи, что здесь погибли триста спартанцев, служивших своему Закону и исполнявших свой долг». Своим примером они сумели оставить след в Истории. Леонид не считал, сколько персов готовы его атаковать. Он просто знал, что необходимо защитить от них ущелье, ибо за ним оставались духовные и культурные сокровища Афин, которые не должны были попасть в руки врагов. Он сумел продержаться три дня, всего три, однако за эти три дня было спасено многое.

Где же они сейчас, эти люди? Где они, эти благородные воины, спросившие Леонида: «Господин, сегодня мы вступаем в бой. Не следует ли нам хорошо поесть, чтобы быть сильнее при встрече с врагом?» Леонид ответил им: «Нет, ешьте сегодня немного, ибо этой ночью мы будем на великом пиру у Плутона, бога мертвых». Не дрогнули воины, но лишь, взглянув на его, спросили: «И ты, Леонид, будешь на том пиру?» И он ответил: «Я буду первым». На это воины Леонида сказали: «Тогда этой ночью мы будем пировать все вместе, с тобой и Плутоном...» Где они сейчас, эти герои легендарных времен? Где же, если не в нас самих? Они не забыты, не потеряны, они просто погребены под тяжестью наших страхов, неуверенности, нерешительности и сомнений.

Как хорошо было бы сбросить с себя весь этот мусор и в временном мире увидеть вновь пернатые шлемы благородных и доблестных воинов древности, увидеть вновь свет Неба, сияющий среди руин крепостных стен, и услышать вновь музыку собственных шагов, звучащую в такт ударам сердца, бьющегося в груди. Победа! Победа! Победа!

Однажды македонскому царю Филиппу подарили дикого и неукротимого коня Букефала. Никто из воинов не мог оседлать его. Филипп рассердился и приказал увести коня, считая, что объездить его невозможно. Наблюдавший за всем этим Александр, сын Филиппа, произнес: «Какого коня теряют эти люди только потому, что по собственной трусости и неловкости не могут укротить его». Когда Александр повторил эти слова несколько раз, царь ответил ему:
— Ты упрекаешь старших, будто больше их смыслишь или лучше умеешь обращаться с конем.
— С этим, по крайней мере, я справлюсь лучше, чем кто-либо другой.
— А если не справишься, какое наказание понесешь ты за свою дерзость? — спросил Филипп.
— Клянусь Зевсом, я заплачу цену коня!
Воины начали смеяться, а Александр подбежал к Букефалу, схватил его за узду и повернул мордой к солнцу: он заметил, что животное пугается собственной тени. Успокоив коня, юноша вскочил на него и окончательно укротил. А Филипп поцеловал сына и сказал:
— Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!

Мотив победы над змеем или драконом известен с незапамятных времен. Древнеегипетский бог Ра каждую ночь сражается с огромным змеем Апопом, олицетворяющих всех врагов солнца. Аполлон в Греции восславлен как освободитель Дельфов от власти чудовищного змея Пифона. В скандинавской традиции популярен миф о битве отважного героя Сигурда с драконом Фафниром. Все эти сюжеты объединяет извечная тема победы добра над злом, справедливости над коварством, жизни над смертью.
Благородный юноша на белом коне, убивающий дракона, покорил сердца и христианских народов, став воплощением идеала воинов и правителей. Рыцари-крестоносцы видели его в своих рядах при штурме Иерусалима. Английский король Ричард Львиное Сердце верил в особое расположение к себе Георгия и вручил ему судьбу своего государства.
Русские князья, следуя примеру византийских императоров, избрали святого Георгия своим небесным патроном. Начиная с Х века, во всех уголках Руси возводятся храмы, посвященные Георгию, основываются города и монастыри. Для князей покровительство Георгия Победоносца было равносильно принятию на себя его функций. Это побуждало не только вести борьбу с внешними врагами, но и быть для своего народа защитником правды, гарантом справедливости. Постепенно образ святого Георгия на Руси стал отождествляться с образом правителя, а с начала XVIII века официально утвердился в качестве герба Москвы.
В гербах не бывает случайных деталей, здесь все исполнено глубокого внутреннего смысла. Красный цвет фона говорит о любви, мужестве, великодушии; синий плащ воина обозначает честность, верность, целомудрие; белый цвет коня дает представление о чистоте, благородстве, правдивости. Фигура всадника символизирует умение подчинять себя высшей Воле. В образе Георгия Победоносца на протяжении всей русской истории звучала идея духовной мощи, бескорыстного служения, нравственного подвига, а дни почитания святого стали общенародными праздниками.

«Три ночи подряд мы делали переходы по 12-13 лье... Это были тяжелые и утомительные переходы: мостов было мало, а рек много, и нам приходилось переправляться вброд в ледяной воде, а потом, в мокрой одежде, ложиться спать на снег или промерзшую землю, согреваясь собственным теплом, потому что разводить костры было опасно. Эти лишения и смертельная усталость сказывались на всех, кроме Жанны. Она одна ступала все так же твердо и глядела так же бодро. Мы могли только удивляться ей, но объяснения не находили...
Некоторые из солдат никак не могли понять: почему Жанна сохраняет бодрость и мужество, когда самые сильные из нас измучены холодом и длинными переходами и стали угрюмы и раздражительны?.. Они продолжали недоумевать, почему 17-летняя девушка переносит тяготы похода лучше опытных солдат. Не понимали они и того, что высокий дух, стремящийся к великой цели, может придать силу слабому телу; а ведь перед ними была величайшая из человеческих душ!..«

Марк Твен «Жанна Д’Арк»

«Петр поступал в политике, как на море. Вся его бурная деятельность, как в миниатюре, изобразилась в одном эпизоде из его морской службы. В июле 1714 года, за несколько дней до победы при Гангуте, крейсируя со своей эскадрой между Гельсингфорсом и Аландскими островами, он был в темную ночь застигнут страшной бурей. Все пришли в отчаяние, не зная, где берег. Петр с несколькими матросами бросился в шлюпку, не слушая офицеров, которые на коленях умоляли его не подвергать себя такой опасности, сам взялся за руль в борьбе с волнами, встряхнул опускавших руки гребцов грозным окриком: „Чего боитесь? Царя везете! С нами Бог!“, благополучно достиг берега, развел огонь, чтобы показать путь эскадре, согрел сбитнем полумертвых гребцов, а сам, весь мокрый, лег и, покрывшись парусиной, заснул у костра под деревом».

В. О. Ключевский

Великий полководец Юлий Цезарь решил атаковать превосходящие в десятки раз силы противника. Он был уверен в победе, но его воины сомневались.
Тогда Цезарь сказал:
— Когда я выйду из храма, я кину монету. Если выпадет орел — мы победим, выпадет решка — будем разбиты. Мы в руках судьбы!
Он совершил молчаливую молитву и бросил монету. Выпал орел. И римские войска сражались с таким воодушевлением, что легко разбили врага.
После боя один старый солдат обратился к нему со словами:
— Судьбы никому не избежать.
— Да, это так, — подтвердил Цезарь и показал ему другую сторону той монеты. На ней также был орел.

«Будь терпелив в трудах военных, не унывай от неудач. Умей предупреждать случайные обстоятельства быстротой. Различай предметы истинные, сомнительные и ложные. Остерегайся безвременной запальчивости. Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях. Неприятеля не презирай, каков бы он ни был. Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чем он силен и в чем слаб. Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем: один миг иногда доставляет победу».

А. В. Суворов (из письма А. Карачаю)

на журнал «Человек без границ»



Закрытие ИП