Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы

Сварцевич Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 44
Населённый пункт: Город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада "Перелетные и зимующие птицы"
Дата публикации: 02.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия

В подготовительной группе

По развитию речи

Составитель: Сварцевич Оксана

Владимировна

Кемерово 2016

Перелетные и зимующие птицы.

Цель:
1. Расширить знания детей о птицах.
2. Закрепить представление о зимующих и перелетных птицах; их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях. 3. Развивать устную речь; развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание и память. 4.Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
Оборудование:
1. Картинки с изображением птиц: А) зимующие (дятел, ворона, синица, сорока, сова, голубь; птицы на кормушке) Б) перелетные (соловей, скворец, ласточка, снегирь, кукушка, утка, лебедь.) 2. Аудиозапись “Голоса птиц” 3. Видеозапись с логоритмикой. 4.Макет дерева. 5.Оргстекло.
Методы:
– игровой; – объяснительно – иллюстративный; – частично – поисковый;
Ход занятия:
Восп-ль: Ребята посмотрите за окном,у нас какое время года? Как изменилась природа? (Ответы детей.) Восп-ль: Сейчас у нас поздняя осень. Все звери и птицы наверное уже приготовились к наступлению холодов. Стук в дверь, влетает сорока с письмом.
«Беда в лесу приключилась! Все птицы перемешались и не знают, как им быть. Некоторым нужно улетать в теплые края, но без вашей помощи они не справятся. Ребята помогите птицам!» Вос-ль: Ребята, каким птицам нужно улетать в теплые края? А какие птицы остаются? (Ответы детей) Восп-ль: Давайте поможем птицам, раз вы знаете, что птицы делятся на перелетных и зимующих. Почему их так называют? Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь. Перед детьми лежат конверты в них картинки и слоги с названием птиц, нужно правильно составить слово, и приклеить на оргстекло. Потом переворачиваем и проверяем правильность составления слов. СО-РО-КА, СИ-НИ-ЦА, СО-ЛО-ВЕЙ, СО-ВА, СКВО-РЕЦ. Восп-ль: Молодцы ребята. Скажите, какие из них перелетные, а какие зимующие. Посмотрите внимательно, что общего у этих птиц? (Ответы детей) Восп-ль: Ребята давайте послушаем пение птиц и попробуем угадать, кто как поет (аудиозапись с пением птиц). Логоритмика со звуком «С» Восп-ль: Посмотрите, что за домик здесь стоит? Мы с вами пришли в гости к сказкам, нам нужно вспомнить в названиях каких произведениях встречается птицы. (Ответы детей) «Серая шейка», «Гуси-лебеди», басня «Ворона и лисица», «Гадкий утенок» и т.д. Игра “Веселый мяч”. Бросаем ребенку мяч и называем птицу. Ребенок бросает мяч обратно и говорит "перелетная" (п) или "зимующая" (з). Снегирь (з), скворец (п), голубь (з), синица (з), утка (п), ласточка (п), лебедь (п), соловей (п), сова (з), дятел (з), кукушка (п) и т.д.
Восп-ль: Ну вот ребята мы с вами поиграли, теперь нужно спешить дальше. Перед вами птица (снегирь разрезанный на части) нужно правильно назвать части тела. (Ответы детей) Восп-ль: Посмотрите мы с вами вроде бы всех птиц собрали, теперь нужно нам с вами разобрать какие все-таки птицы перелетные, а какие зимующие. Садимся за столы. Перед детьми выкладываются все птицы. Восп-ль: Ребята посмотрите внимательно. Давайте каждый из вас выберет себе птицу, и попробует описать её. Перелетных мы посадим на дерево, а зимующие останутся у нас на доске. (Ответы детей) Восп-ль: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Но вот перелетные улетят в теплые края и там найдут себе корм, а зимующим птицам надо помогать зимой? Как? (Ответы детей) Восп-ль: Но если мы высыпим зерна, крошки хлеба на землю, их может замести снегом. Что же делать? (Ответы детей) Восп-ль: Правильно нужно развешивать кормушки для птиц. Вот у меня есть кормушка и мы с вами когда пойдем на прогулку повесим её на нашем участке и будем кормить птичек, которые будут зимовать. Приложение.
Снегирь
Сова Соловей Сорока
Скворец Ласточка
Дятел Утка
Ворона Лебедь
Голубь Синица
Кукушка
«Перелетные и зимующие птицы»

(Открытое занятие в подготовительной группе

по развитию речи)

Воспитатель МБДОУ №44 Сварцевич О.В. Кемерово 2011г. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Птицы» Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения. Как головою между листвою Дятел деревья долбит. (движения головой вверх - вниз) Как на рыбалку и вперевалку Гусь за гусыней бежит. (бег на месте с разведением рук)
Как удивились, остановились Гуси у самой реки, Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад) И потихоньку пошли, (шаги на месте) 1Ворона Эту птицу, наверное, видели все. И слышали ее громкий, пронзительный голос. Ворона - довольно крупная птица. По земле она важно вышагивает, но иногда смешно подпрыгивает. Наряд у вороны скромный: черная голова, крылья и хвост. Остальное - серое. Клюв большой, крепкий. Вороны превратились в настоящих городских жителей. Их большие гнезда можно увидеть на высоких деревьях в парках, вдоль дорог. Питаются всем, что найдут на улице. Можно сказать, что вороны - "санитары": подберут все отходы и отбросы. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Умеют даже ловить рыбу. Не прочь полакомиться яйцами из чужих гнезд. Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: "Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью". Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже скрипеть, как дверь. Прирученные вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи. Вороны очень умны. Они размачивают в лужах сухие корки хлеба, разбивают орехи, бросая их с высоты на асфальт. Ученые установили, что вороны умеют считать до пяти! И легко отличают человека с ружьем от человека с обычной палкой. А еще вороны неравнодушны к блестящим вещам - часам, серьгам, украшениям. И частенько воруют их, прячут в гнездах или в других тайниках.
Для ночевки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на ветках, каркают, словно рассказывая друг дружке, что интересного произошло за день. Гнезда у них большие и прочные. Вместе с ветками вороны вплетают в гнезда кусочки проволоки. Утепляют гнезда пухом, мхом, тряпками. И шерстью, которую ловко выклевывают из шкур лохматых собак. И вот в гнезде появились яйца - светло - зеленые, с темными крапинками. Самка теперь будет их согревать, высиживать, а самец кормит и охранять. Когда птенцы подрастут, тут уж обоим родителям придется потрудиться, чтобы накормить свое прожорливое потомство. 2Кукушка Когда люди слышат голос кукушки, в шутку спрашивают: "Кукушка, кукушка, сколько мне лет?" И считают звонкое "ку - ку", раздающееся над лесом. На самом деле, кукушка, конечно, не года считает. И вообще, куковать - дело "мужское", это песня кукушки - самца. Он сообщает всем, что здесь его территория, его владения. И, естественно, охотничьи угодья. А еще - это приглашение в гости - кукушке - самочке. А другие пусть убираются подобру - поздорову, иначе будет драка - пух и перья полетят! Но прославилась кукушка не своим пением, а тем, что подкладывает свои яйца в чужие гнезда. Кукушка - довольно - таки крупная птица с длинным хвостом. И очень похожа на хищника - я стреба. Она распугивает мелких птиц и оставляет свое яйцо в чужом доме. Иногда хозяева гнезда расклевывают, выбрасывают появившееся таким нахальным образом яйцо. Но чаще всего высиживают, как свое собственное. Нередко яйца кукушки окрашены так же, как и другие в этом гнезде. А потом обманутым родителям приходится выкармливать прожорливого кукушонка. Часто в гнезде он остается один. Его одного и будут кормить. Нередко птенец становится больше своих "родителей", которые целый день летают к гнезду, то с червячком, то с мухой. А кукушонок только раскрывает рот: аппетит у него отменный! Ну а что делает мама - кукушка? О птенце она даже и не думает! Уже в середине лета кукушка собирается в далекие теплые страны. Но надо быть справедливым: есть кукушки, которые сами высиживают и выкармливают своих птенцов. Кукушки уничтожают вредных насекомых. Они клюют даже ядовитых гусениц, которыми не питаются другие птицы. Полезная птица! 3Лебедь Вот лебедь плывет, отражаясь в спокойном зеркале озера. Длинная шея чуть изогнута, он плывет спокойно и величаво. Но вдруг взмахнул большими белоснежными крыльями... Когда лебедь выходит на берег, он мало похож на сказочную птицу. Неуклюжей походкой на широких перепончатых лапах он напоминает гуся. И это не удивительно: лебеди, гуси и утки - близкие родственники. У лебедя длинная шея и широкий клюв темного или красного цвета. У некоторых видов лебедей на лбу повыше клюва бугорок, словно шишка. Лебедь легко достает со дна озера или реки корм. Как гуси и утки он процеживает сквозь клюв, через специальные пластинки-зубчики воду с придонным илом. И вся добыча - водные насекомые, семена растений, водоросли - остается в клюве. Очень красиво лебедь ухаживает за самкой. Он высоко поднимает шею, расправляет крылья, порой издает громкие трубные крики. Пара лебедей живет вместе всю жизнь.
Лебеди узнают друг друга не только по голосу, но и по внешнему облику. Бывает, самка опустит шею в воду, а лебедь, не узнав ее, ринется прогонять "чужака". Но стоит самке поднять голову, лебедь - супруг успокоится, виновато на нее поглядывая. Гнездятся лебеди на берегу, в зарослях прибрежных кустов и растений. Гнездо выстилают пухом, выщипывая его у себя из груди. Обычно яйца высиживает самка. Но у черных лебедей - оба родителя. Лебедята рождаются покрытые редким пушком, мало похожие на прекрасных птиц. Существует легенда, будто бы лебедь в конце жизни поет последнюю, "лебединую", песню. Но это только легенда. Песни лебедя больше похожи на шипение с резкими звуками. Но мы все равно любуемся этими величественными птицами. 4Сорока "Болтлив, как сорока!" - так называют человека, который любит поболтать. И в самом деле сороки много стрекочут: так они предупреждают всех в лесу о приближении опасности - хищного зверя или человека. Какого цвета сорока? Все скажут "черно - белого". У нее и в самом деле черная голова, крылья, хвост. Но темные сорочьи перья отливают сине - зеленым блеском. Сороки очень любопытны, хотят знать обо всем, что творится вокруг. По земле птица ходит вперевалочку, часто передвигается большими скачками. Люди, подметив это, говорят: "Скачет, как сорока!" У сороки крепкий, острый клюв. И очень большой, длиннее всего ее тела, хвост. Перья расположены в нем "уступами". Словно кто - то неровно обрезал его края. Но самое необычное то, что сорока, как ящерица, может оставить свой хвост в зубах или когтях врага. Потом все равно вырастет новый. Сорока - быстрая и ловкая птица. Выхватить кусочек из - под самого клюва вороны ей ничего не стоит! Сорока, как и ворона, любит собирать блестящие предметы: кольца, монетки, брошки, кусочки яркого стекла. Все это часто находят в сорочьих гнездах и тайниках. Отсюда еще одно выражение - "Сорока - воровка". Свои гнезда сороки устраивают среди густых кустов или высоко на дереве. Эти птицы - прекрасные строители. Из длинных прочных прутьев они сначала делают прочный каркас гнезда в виде шара. Основание его укрепляют глиной и землей, словно фундамент дома. Гнездо сверху прикрывает специальная крыша из ветвей, а вход расположен сбоку. На дне - мягкая подстилка из пуха, перьев, мха. Нередко сорока для гнезда выщипывает шерсть из шкур животных. Сорочьи яйца голубоватого цвета, с коричневыми и бурыми пятнами. Сорока греет их, никуда из гнезда не улетая. И все это время ее кормит самец. Он и гнездо охраняет. Он же отвечает за всех членов своего семейства! 5Ласточка В сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка" маленькая девочка спасла замерзающую ласточку, а потом и ласточка помогла Дюймовочке: унесла ее в теплые, волшебные края... В яркий солнечный день юркие ласточки - птицы с черной спинкой и светлой грудкой - так и мелькают в небе: то взмывают вверх, то делают резкие повороты. Они на лету ловят свой корм: мух, комаров, бабочек и других насекомых. Летают они быстро, ловко, у них сильные длинные крылья, потому так стремителен их полет. Но крылья мешают ласточкам ходить по земле, поэтому отдыхают они, сидя на проводах и тонких веточках.
Ласточки на лету умеют не только ловить насекомых, но даже пить! Они проносятся над водой и зачерпывают ее клювом. Так же, на лету, ласточки умудряются искупаться. Пролетят несколько раз над самой поверхностью, слегка коснутся воды - вот и искупались! Птицы часто живут рядом с человеком. Устраивают гнезда под крышами домов, под балконами, могут даже залететь в комнату... А гнезда их - из комочков глины, смоченной слюной. На высоком берегу реки можно увидеть множество маленьких норок. В этих норах живут береговые ласточки. Норки они роют клювом. Иногда нахальные воробьи прогонят ласточку из гнезда, займут чужой дом. Соберутся тогда ласточки, о чем то пошепчутся - и залепят глиной вход в гнездо. Тут уж непрошенному гостю не поздоровится! Когда появляются птенцы, ласточкам приходится часто их кормить: аппетит у птенцов отменный. Ласточки помогают людям узнать, будет ли дождь. Если летают низко над землей - жди дождя. Перед дождем воздух становится влажным. Маленькие мошки намокают, тяжелеют и опускаются вниз. А за ними - и ласточки. И уж совсем удивительно то, что эти птицы могут быть... почтальонами! Они всегда возвращаются в родные края. И люди вместе с ними иногда пересылали письма. Были случаи, когда ласточки приносили записки от людей, попавших в беду. И людей спасали! Только летом живет с нами эта добрая птица, зимовать улетает в теплые страны. Но весной она возвращается, и мы рады ей! 6 Сова - ночная хищная птица. Её организм великолепно приспособлен для ночной охоты на мелких птиц и грызунов. Превосходное зрение, отличный слух, бесшумный полёт, исключительная подвижность головы на 270 градусов, острые когти, сильные лапы - это качества хорошего охотника. Глаза у птицы большие и круглые, но днём сова видит плохо, и поэтому до заката солнца прячется в дуплах деревьев и старых строениях

Цели занятия:

1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».

2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.

5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Предварительная работа : рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах.

Оборудование : картинки птиц, снежинки, елка, семечки, ягоды, сало, шишки, шаблоны птиц для аппликации, клейстер, кисточки.

Ход.

1 На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице! Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают, их называют зимующими; расскажет про них. Прослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова. Будьте внимательны!

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

Ребята, какие снежные слова вы запомнили?

Снег, снежные, снегурки, снеговик…

А кто запомнил, какая птица упоминалась в стихотворении?

Правильно, снегирь. Обращаю ваше внимание, ребята, что снегирь, птица кочующая, но зимует она у нас.

Молодцы, все снежные слова вспомнили.

2 -Ребята, посмотрите, у меня на доске картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц, и отметим их снежинкой.

Отмечаем птиц: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел.

А почему мы не отметим снежинкой ласточку и журавля?

Правильно, потому что ласточка и журавель птицы перелетные. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

3 -Игра «Разрезные картинки»

Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

А сейчас давайте проведем физкультминутку.

4 Физкультминутка.

Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы прокормиться.

Мы кормушку смастерим

И насыплем корма им.

5 А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

6 Какой праздник мы с вами недавно отметили?

Правильно, новый год, а сегодня, я украсила елочку для птиц.

На елке висят гирлянда из сала, рябина, хлеб.

Какую птицу мы посадим к рябине?

Правильно снегиря.

А какую птичку мы посадим к хлебу?

Правильно, воробья, сороку.

А кто любит сало, какая птица?

Правильно, синица.

Ребята, а вот в эту кормушку, давайте насыплем семечки и повесим на участке.(Кормушка сделана из коробки).

7 А сейчас Кристина нам расскажет стихотворение З.Александровой

«Новая столовая»

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.

Молодец, ребята, каких птиц мы услышали?

Сорок, воробьев, ворон, синиц, снегирей. Всех вспомнили.

8 Отгадайте загадки

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - … (снегири)

Правильно, снегири.

Послушайте еще:

Прилетели, сели,
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички,
По прозванию - ... .(Синички).

Молодцы, отгадали загадки, а сейчас я вам предлагаю закончить птиц, и сделать им грудки, если красную, получится снегирь, а если желтую получится, кто? Правильно синичка.

А перед тем как начать работу, давайте разомнем наши пальчики.

9Пальчиковая гимнастика.

10 Напоминаю вам, что сначала мы режем нитку, затем аккуратно намазываем работу клеем, и потом приклеиваем нитки. Работаем аккуратно.

Во время выполнения работы звучит музыка голоса птиц.

По окончанию ребята вешают птиц на елку, защепляя прищепкой.

Посмотрите, какие красивые птицы у вас получились, молодцы.

Ребята, посмотрите, а птички для вас приготовили подарки. Достаю коробку под елкой и угощаю детей.

Елена Алексеева
Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему : «Зимующие птицы »

ЦЕЛИ :

Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – «Коммуник» ;

Закрепить название зимующих птиц в речи – «Коммуник»

Развивать связную речь – «Коммуник» ;

Развивать память, внимание, логическое мышление – «Поз-исслед.»

Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам . – «Познав. исслед.»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ :

Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова : морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.

Сюрпризный момент – волшебная палочка.

Наглядные – иллюстрации птиц , дерево с птицами .

Практические – отгадывание загадок.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление ласковых слов. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : прогулки, наблюдения за птицами , рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах ; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ : дерево с зимующими птицами , конверт с загадками, картинки зимующих птиц .

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ : картинки с изображением птиц , птицы из оранжевого картона на каждого ребенка.

Виды деятельности : коммуникативная, чтение худ. литературы, познавательно исследовательская, продуктивная, двигательная.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент (Мы в окошко поглядели, повернулись и друг другу улыбнулись.)

Воспитатель :

Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы.

Какие признаки зимы вы знаете? (люди носят теплую одежду; выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее)

Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Физкультминутка : «Прогулка»

Мы опять идем гулять.

Мы на солнце посмотрели,

Друг на друга поглядели.

Лево ножка, право ножка,

Носом вдох и выдох ртом

Воздух - вот помощник мой.

Основная часть :

Воспитатель : Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.

Дети : Да.

Воспитатель, а давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей) . У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.

Мы очутились на полянке, где чудесно поют птицы . Ребята, нам пришло письмо. Давайте откроем его.

(Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки.)

Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос ка топор. (Дятел)

Белые щечки,

Синяя птичка,

Остренький клювик.

Собой невеличка,

Желтая грудка,

Это (Синичка)

Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет. (Голубь)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц ? (Зимующие )

Почему их называют зимующими ? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)

Воспитатель : Ребята, а чем птицы похожи ?

Дети : У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.

Воспитатель : Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

Дети : Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.

Воспитатель : В какое время года мы наблюдаем за этими птицами ?

Дети : Мы за ними наблюдаем зимой.

Воспитатель : Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

Дети : Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.

Воспитатель : Чем мы можем подкормить птиц зимой ?

Дети : Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Физкультминутка «Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе , взмахивая

руками, как крыльями).

За метелью! За метелью!

Воспитатель : Ребята, в названии какой птицы слышится :

звук «с» - сорока, клест, снегирь, сова, свиристель;

звук «р» - сорока, ворона, воробей;

звук «л» - дятел, глухарь, голубь;

звук «в» - воробей, ворона, сова.

Воспитатель : Назовите птиц , в названии которых :

1 слог – клест;

2 слога – сова, дятел, глухарь, снегирь, голубь;

3 слога – сорока, ворона, воробей, синица, свиристель.

Воспитатель : Молодцы! Теперь вам необходимо слушать меня очень внимательно, чтобы справиться с заданием. Я буду произносить словосочетания и предложения, а вам нужно исправить меня и сказать правильно.

Черный ворона – черная ворона.

Белый сова – белая сова.

Серое голубь – серый голубь.

Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб.

Сорока сидел на заборе – сорока сидела на заборе.

Ворона чирикала на солнышке – ворона каркала на солнышке.

Воспитатель : Скажите, что могут делать птицы ?

Дети : птицы могут летать , прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых.

«Игра с мячом»

(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.)

Ворона большая, а воробей маленький.

У человека дети, а у птицы птенцы .

У кошки лапы, а птицы лапки .

У человека нос, а у птицы клюв .

У человека руки, а птицы крылья .

У животных шерсть, а у птицы перья .

Один снегирь, а много снегирей.

Один глухарь, а много глухарей.

Один дятел, а много дятлов.

Три совы, а пять сов.

Две синицы, а пять синиц.

Ворона вышагивает, а воробей прыгает.

Синица, а ласково синичка.

Сова, а ласково совушка.

Воробей, а ласково воробушек.

Голубь, а ласково голубок.

Воспитатель : Ребята, я буду называть несколько слов, а вы должны найти лишнее слово.

Голубь, голубок, голубка, голубика.

Ствол, сова, совята, совушка.

Снегирь, кормушка, синица, воробей.

Свиристель, дятел, сорока, сова.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию»

Это красивая птица . У нее на голове черная шапочка, щеки белые. На горле черная полоска – галстук, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. (Синица)

У этой птицы верх головы , крылья, хвост – черные. Спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. (Снегирь)

У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона)

Пальчиковая гимнастика : «Дятел»

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы . Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами . Ласковое слово – это солнышко.

Игра «Назови ласково»

Птица – птичка , синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек. (звучит голос птиц )

Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу . Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили ?

Дети : Мы сегодня говорили о зимующих птицах .

Воспитатель : Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц , а я прочитаю вам стихотворение :

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы ,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Воспитатель : Помните, ребята! Птицы наши друзья ! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц » )

Игра «Дорисуй»

А сейчас я вам предлагаю разукрасить птиц , которых мы видели в сказочном зимнем лесу.

Рефлексия : Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам . У меня такое прекрасное настроение. А у вас?

Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. Спасибо, занятие окончено.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Дятел - президент зимующих птиц».

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область.
Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, это помогает им запомнить данную информацию, сравнивать, анализировать, делать обобщения и использовать их на практике.
Цель: вызвать интерес к жизни зимующих птиц.
Задачи:
1. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц, развивать память и внимание.
2. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ, используя условные обозначения.
3. Формировать представления детей о понятиях: слово - предмет, слово - признак, слово - действие.
4. Учить детей заботиться о птицах, получать от этого радость и удовольствие.
Оборудование: набор картин с изображением птиц, картинки «гнезда птиц», аудиозапись: любая спокойная музыка.

Ход занятия.

Воспитатель . Ребята, я хочу рассказать одну занимательную историю о том, как зимующие птицы нашего края выбирали себе президента. Но сначала скажите, каким должен быть президент? Назовите слова - признаки.
Дети. Он добрый, красивый, трудолюбивый, справедливый, бойкий, ловкий, веселый, дружелюбный…
Воспитатель. Президент птиц должен жить в лесу круглый год, чтобы представлять интересы птиц постоянно. И вот кандидатами на роль президента стали… кто?
Дети. Ворона, Воробей, Сорока, Дятел, Сова, Синица, Клест, Снегирь.








(Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц).
Воспитатель. Что можно сказать об этих птицах?
Дети. Эти птицы зимующие.
Воспитатель. Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь почему?
Дети. Сова - хищная птица, недобрая. Она может обидеть других птиц, и днем она спит. Клест - живет далеко в дремучих сосновых лесах, и у него некрасивый клюв крючком.
Снегирь - кочующая птица, его не бывает в наших лесах летом, а это не подходит для президента.
Воспитатель. Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения, посмотрите, как это происходило, поучаствуйте в конкурсе.
Повторяйте за мной: «На одной ножке покручусь, и в зимующую птицу превращусь». (Дети выполняют задание)
Воспитатель включает музыку, дети начинают медленно двигаться по комнате, изображая птиц. Воспитатель периодически выключает музыку, дети - птицы принимают красивую позу. Когда снова звучит музыка, они двигаются на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки все садятся на свои места.
Воспитатель. Именно так все и было. Этот конкурс выиграли Сорока, Синица и Дятел. Ворону и Воробья птицы посчитали не очень красивыми, серый, черный и коричневый цвет были не модными в том сезоне.
(Воспитатель убирает картинки этих птиц).
Воспитатель. Остались только три птицы, которые продолжили участие в выборах. Решили птицы проверить, хорошие ли Сорока, Дятел и Синица строители.
(Воспитатель выставила картинки гнезда сороки, синицы, дупло дятла)
Дети рассматривают, делают вывод: Сорочье гнездо и дупло дятла лучше, в них птенцы не намокнут и не замерзнут. (Убирается картинка с синицей).
Воспитатель. Чтобы птицы - зрители не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.

Музыкальный аттракцион «Ча - ча - ча и Та -та - та»

Воспитатель. Сорока - стрекотуха предложила всем птицам повторить такой ритм: ча - ча - ча - ча - ча - ча (воспитатель произносит слова, на каждый слог хлопает, дети повторяют не нарушая ритм).
Воспитатель. А лесной барабанщик - Дятел выстучал целое послание. Послушайте и отстучите пальчиками: та - та - та - та - та (дети выстукивают ритмический рисунок).
Воспитатель. Птицы развеселились и в благодарность устроили им аплодисменты, стали хлопать крыльями по своим бокам, вертеть головами из стороны в сторону и улыбаться (дети выполняют)
Воспитатель. В заключении птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу.
Как вы думаете, что они рассказали?
Дети. Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.
Воспитатель. Но тут птицы вспомнили, что сороки могут утащить яйцо из чужого гнезда. И это - нехорошо!
Дети . Дятел - очень полезная птица, его называют лесным доктором.
Воспитатель. Что было бы с лесом, если бы в нем не было дятлов? (Ответ)
Воспитатель. Вот так и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран Дятел. А теперь расскажите, какой он?
Дети. Большой, пестрый, красивый, зимующий, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный.
Воспитатель. Как он выглядит?
Дети. У дятла модный наряд: сюртучок черный, а на крыльях - рукавичках белые крапинки, рубашечка белая с черными крапинами. На голове красный беретик.
Воспитатель . Чем питается дятел? Как он это делает?
Дети. Он уничтожает много насекомых - вредителей, которые прячутся под корой деревьев, а еще он питается семенами шишек. Найдет в лесу дерево с расщелиной и устроит там свою кузницу: засунет шишку в трещину и все семена выклюет.
Воспитатель. Какую пользу приносит дятел лесу?
Дети. Дятел уничтожает много вредителей и их личинок. Если много дятлов в лесу - значит, деревья будут крепкими и здоровыми. Когда дятел расклевывает шишки, некоторые семена падают на землю и из них вырастают новые деревца.
Воспитатель. Дорогие ребята! Зимующие птицы просили меня передать вам благодарность за доброту и ласку и за то, что кормушки зимой никогда не пустуют. Спасибо!

Елена Покатилова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Капелька»

на тему : «Зимующие птицы » .

Занятие подготовила и провела

Программное содержание : Закрепить знания детей о зимующих птицах , условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц . Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам , желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии .

Словарная работа : существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает.

Предшествующая работа : рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц , чтение рассказов о птицах , загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц , кормление птиц , наблюдения за птицами .

Оборудование : картины с изображением зимующих птиц , два одинаковых мешочка из тонкой ткани, наполненные зернами разных растений, поднос, емкости с зернами риса и пшена

Литература :

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» . Москва, «Мозаика-Синтез» , 2005г.

2. Л. Г. Селихова «Интегрированные занятия . Ознакомление с природой и развитие речи ». Издательство «Мозаика-Синтез» , 2005г.

3. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». «ВАКО» Москва, 2005г.

Ход занятия

Ход занятия:

1. Воспитатель : Ребята,сегодня утром,когда я вошла в группу , на приоткрытом окне сидит сорока, в клюве у нее конверт. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки) . Вы умеете отгадывать загадки?Сейчас проверим. (Воспитатель загадывает загадки) . При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц .

1. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Назови его скорее

Кто там скачет? (воробей) .

2. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика, (синица)

3. Грудка ярче, чем заря

У кого? (У снегиря.)

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее. (ворона)

5. Всех я за день навещу

Все, что знаю растрещу (сорока)

Воспитатель : Молодцы! Правильно отгадали загадки.

Воспитатель : Ребята,а как можно назвать одним словом этих птиц ?

Дети : Зимующие .

Воспитатель : А почему их называют зимующими ?

Дети : Потому что они не улетают на юг,остаются зимовать в наших краях.

Воспитатель : Ребята,а посмотрите внимательно,что есть общего у этих птиц ?

Дети : Туловище,крылья,клюв,перья,лапы,хвостик.

Воспитатель :Молодцы. А чем они отличаются?

Дети :Размером,окраской оперенья,формой клюва.

Воспитатель :Ребята,как живётся птицам зимой ?

Дети :Трудно-голодно и холодно.

Воспитатель :Почему?

Дети :Снег укрыл землю,зёрнышек не найти.

Воспитатель :Правильно,поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой ?

Дети :Покормить их.

Воспитатель : А чем люди кормят птиц ?

Дети :Семечками,крупой,крошкой,салом.

Воспитатель :Ребята,я вам сейчас покажу пшено и рис. Опишите мне их.

Дети :Пшено мелкое и жёлтое,а рис крупный и белый.

Воспитатель :А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь» .Возьмите мешочек в руки,в них насыпан корм для птиц . Определите на ощупь,какой корм у вас в мешочках?

Катя,скажи,что у тебя в мешочке? (опрашиваю ещё 2-3 ребёнка) .

А теперь развяжите мешочек и посмотрите правильно ли определили.

Дети развязывают мешочки и называют , что в них.

Воспитатель :Все мешочки положите на поднос. Молодцы вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.

Физкультминутка :

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят .

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

В. –Ребята,подскажите мне если у сороки белый бок, то она какая?

Белобокая.

В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?

Желтогрудая.

В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?

Красногрудый.

В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?

Кар - кар.

В. - Значит, она что делает?

Синь - синь - синь.

В. - Что она делает?

Чик-чирик.

В. - Что он делает?

Чирикает.

Воспитатель :А в следующем задании,ребята, сорока просит вас исправить ошибки в предложениях.

Чёрный ворона-чёрная ворона.

Сорока сидел на заборе-…

Ворона чирикала на солнышке-…

Снегирь клевала хлеб-…

Воспитатель :Ребята,а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири» , потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

По Ю. Дмитриеву

Вопросы :

1. Как выглядят снегири.

2. Когда появляются в наших местах снегири?

3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете ?

Воспитатель : Молодцы. Ребята, сорока вам приготовила вам ещё одно задание. В конвертах,что у вас на столах,лежат разрезные картинки,на которых изображены птицы . Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица .

Воспитатель :Какие вы молодцы,все справились с заданием.

Итог. Оценка деятельности детей.

О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? зимующих .)

Каких зимующих птиц вы запомнили , назовите.

Как люди должны помогать птицам ? Почему? (делать скворечники,кормушки,кормить) .

Публикации по теме:

«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема:«Зимующие и перелетные птицы». Образовательные задачи:.

«Зимующие птицы» Вашему вниманию предложен конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы» с детьми средней группы.

Цель. Развитие связной речи. Задачи. 1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Программные задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму. Учить составлять описательные.



Закрытие ИП