Классный час на тему:«ты и твоя будущая профессия



Эпиграфы: «Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп) «Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия»(Стендаль) «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)


Классификация профессий профессора Е.А. Климова. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. Человек - техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. Человек - человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.


Тест «Проверка профессионального соответствия» Человек - техника. Эрмиш А. Янечко Ю. Человек - человек. Гюнтер А. Малетина Л. Стрельцова О. Стрельцова С. Белоусенко Ж. Человек - знаковая система. Шишкин М. Человек - природа. ___ Человек - художественный образ. Чекалина Д.


Типичные ошибки при выборе профессии: Во-первых, выбор «за компанию», когда молодой человек, сомневающийся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение «за компанию» со своим другом или подругой, товарищами по классу (одноклассниками). Во-вторых, неправильным может выбор профессии и в том случае, если человек проецирует свое отношение к школьному предмету на отношение к будущей профессии. В-третьих, ошибочный выбор происходит тогда, когда профессия выбирается из соображений престижности.


Тест «Профессиональный тип личности» Проф. типыФИО Социальный Чекалина Д., Татаева О., Стрельцова С., Шепенкова М. Конвенциальный Белоусенко Ж., Шишкин М., Менщикова К. Предприимчивый Эрмиш А., Музычук К., Стрельцова О., Белоусенко Ж. Артистический Малетина Л., Стрельцова О., ЯнечкоЮ., Гюнтер А., Шадрина Н.


Тест «Карта интересов» Гюнтер А.Химия Малетина Л.Медицина, педагогика, математика Музычук К.Медицина, география и экология Стрельцова О.Труд в сфере обслуживания Стрельцова С.Педагогика, труд в сфере обслуживания, право Чекалина Д.Биология и сельское хозяйство Шишкин М.Физика Эрмиш А.Автодело Янечко Ю.Педагогика Белоусенко Ж.Труд в сфере обслуживания Менщикова К.Медицина Татаева О.Медицина Шадрина Н.труд в сфере обслуживания Шепенкова М.Медицина, труд в сфере обслуживания








Содержание труда Главная задача судьи – вынесение приговора. Принять окончательное решение судья должен самостоятельно, без советов и подсказок- выслушав все заинтересованные стороны и удалившись в совещательную комнату. Там, наедине (запрещены даже телефоны) с рассматриваемым делом, у судьи созревает окончательный приговор или постановление. У судей очень большая нагрузка, не всегда удаётся отдохнуть даже на выходные. Из-за этого у многих не складывается личная жизнь. Мужчина может полностью посвятить себя работе, а женщине надо гораздо больше внимания уделять дому и семье, поэтому на них ложится двойная нагрузка. При этом в судебной системе представительниц прекрасного пола около 80%. Мужчины принимаются здесь на «ура».


Требование к образованию Томский юридический институт (филиал в Новосибирске) Томский юридический институт (филиал в Новосибирске) СГУПС (юридический факультет) СГУПС (юридический факультет) СИМОР (международное право) СИМОР (международное право) СГА (юридический факультет) СГА (юридический факультет)


Требование к личным качествам. Быть готовым к нестандартным ситуациям Быть готовым к нестандартным ситуациям Отлично разбираться в людях Отлично разбираться в людях Нужно знать в совершенстве юриспруденцию Нужно знать в совершенстве юриспруденцию Быть внимательным к мелочам Быть внимательным к мелочам Обладать интуицией Обладать интуицией Не боятся брать на себя большую ответственность Не боятся брать на себя большую ответственность


Карьерный рост. Судьи получают зарплату из бюджета. Оклад мировых и федеральный судей невысок- около 12 тыс. рублей. Кроме оклада выплачиваются надбавки за стаж, класс,нагрузку и т.д. Судья с трёхлетним опытом работы может получать тыс.руб., а в дальнейшем- гораздо больше. Судья не имеет права на коммерческую деятельность, однако может быть преподавателем, заниматься наукой, литературой и другими видами творчества.




Содержания труда Принято считать, что будни социолога- бесконечное сидение за компьютером. Но это не верно. Прежде чем начать исследование, социолог общается с заказчиком. Ему необходимо убедиться, что у них одинаковые понимание задач и целей исследования, чтобы застраховать себя от возможных претензий заказчика. Иногда приходится о предложенных условий отказываться. Принято считать, что будни социолога- бесконечное сидение за компьютером. Но это не верно. Прежде чем начать исследование, социолог общается с заказчиком. Ему необходимо убедиться, что у них одинаковые понимание задач и целей исследования, чтобы застраховать себя от возможных претензий заказчика. Иногда приходится о предложенных условий отказываться.






Карьерный рост Карьерный рост Обычно уже на первых курсах студенты-социологи начинают работать интервьюерами. Это очень хорошее начало карьеры должность интервьюера помогает воспитать в себе такие качества, как терпение, скрупулезность, умение общаться с людьми. Дальнейший рост зависит от выбранной вами сферы деятельности: если вам по душе научная работа есть смысл поступать в аспирантуру, потом защитить докторскую диссертацию и т.д. Обычно уже на первых курсах студенты-социологи начинают работать интервьюерами. Это очень хорошее начало карьеры должность интервьюера помогает воспитать в себе такие качества, как терпение, скрупулезность, умение общаться с людьми. Дальнейший рост зависит от выбранной вами сферы деятельности: если вам по душе научная работа есть смысл поступать в аспирантуру, потом защитить докторскую диссертацию и т.д. Заместитель директора института получает около 25тыс.руб., стипендия аспиранта 1500руб. В компаниях, специализирующих на социологических исследованиях, начальные зарплаты от $500, руководители проектов получают $1000 и выше. Заместитель директора института получает около 25тыс.руб., стипендия аспиранта 1500руб. В компаниях, специализирующих на социологических исследованиях, начальные зарплаты от $500, руководители проектов получают $1000 и выше.




Содержание труда Экономист осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации,разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии,повышению эффективности работ,выявлению резервов,предупреждению потерь и непроизводительных расходов,более рациональному использованию всех ресурсов.Выполняет расчеты по материальным,трудовым и финансовым затратам,необходимым для проведения работ(услуг),исследований и разработок в освоении новой техники и технологии.


Требования к образованию Специальность «Экономика и управление на предприятии»,направление «Экономика» По данным кадровых агентства,на рынке труда больше других востребованы выпускники следующих вузов: 1) Бизнес-колледж 2) Новосибирский торгово-экономический колледж 3)ГОУ СПО Новосибирский промышленно- экономический колледж 4) Новосибирский государственный технический университет(НГТУ) 5) Новосибирский государственный университет экономики и управления(НГУЭиУ)




Карьерный рост Начать можно с позиции рядового экономиста, в перспективе-стать управляющим предприятием, который отвечает за развитие компании,ее конкурентоспособность,контролирует и координирует деятельность всех структурных подразделений. В среднем начинающий экономист может рассчитывать на $ Многое зависит от специфики отрасли:в строительной сфере,пищевой,в банках зарплаты могут быть выше-от $1000.С опытом возрастут и доходы.В Москве средняя зарплата специалиста,проработавшего в определенной сфере около двух лет,- $




Содержание труда PR-это наработанные технологии продвижения научных идей «в народ».Тому способствуют газеты, журналы и телевидение. Одно из направлений- работа в компаниях.Их задача наладить связи с прессой. В политике эти специалисты замаются мифотворчеством, информационной борьбой. Ведут войну против конкурентов.










Содержание труда. С каждым годом число желающих отдохнуть за пределами нашей страны становится все больше. Как туристу выбрать страну, организовать поездку и оформить все необходимые документы? В этих вопросах поможет разобраться менеджер по туризму. Высшим профессионализмом такого специалиста считается расшифровать мечту клиента. Ведь многие люди порой сами не знают, чего хотят. Можно долго рассказывать о достопримечательностях Греции, а человеку, возможно, хочется уехать куда-нибудь подальше и побыть в одиночестве. Важно правдиво рассказать о плюсах и минусах тура, страны, учесть финансовые возможности клиента и предоставить самостоятельный выбор. Работа менеджера по туризму в туристическом агентстве отличается от туроператорской фирмы. В первом случае менеджер в основном оформляет путёвки и ведёт туристов за руку. В туроператорской фирме коллектив большой. Одни бронируют билеты, места в отелях, другие оформляют визы, третьи готовят рекламные буклеты и продают готовые маршруты турагенствам.


Требования к образованию. Опытный менеджер по туризму свободно ориентируется в огромных объёмах информации и молниеносно комбинирует разнообразные варианты отдыха. Страдающим склерозом путь в эту сферу закрыт.Чтобы продать зарубежный тур нужно знать всё о данной стране. Менеджер держит в голове большое количество информации.Высокая степень личной организованности, подвешенный язык, плюс свободное владение иностранными языками необходимы ему каждый день.Когда на рынке труда возник спрос на менеджеров по туризму, вузы мгновенно отреагировали на него. Сейчас практически в каждом вузе открыта специальность, дающая возможность работать в сфере туризма.Правда, обучение даже в государственных непрофильных вузах чаще всего платное. Новосибирский государственный университет экономики и управления (факультет социального общения и туризма, срок обучения – 5 лет)


Требования к личностным качествам. 70% рабочего времени в туристическом агентстве занимает общение с клиентами. Замкнутый, закомплексованный, неразговорчивый человек не сможет продать ни одной путёвки.Нужно быть весёлым, внимательным и обаятельным. Профессионал расписывает красоты заморского курорта и умеет слушать клиента. Очень важно для менеджера уметь оперативно разрешать негативную ситуацию, не теряя при этом рабочего ритма. Ведь проблема одного туриста не должна сказаться на других. Часто в поездках по рекламным турам всего за неделю нужно осмотреть массу отелей, их номерной фонд, инфраструктуру, оценить экскурсионные программы, изучить достопримечательности страны. Здесь надо иметь не только цепкую память, но все записывать и структурировать наблюдения. Это пригодится потом, когда посыпятся вопросы дотошных клиентов.


Карьерный рост. Карьера менеджера по туризму начинается с помощника менеджера. Сначала работа на телефоне,потом с клиентами. Далее нужно стать специалистом по одному из этих направлений. Можно занять место заместителя директора или директора туристического агентства. В туроператорских фирмах возможностей сделать карьеру несколько больше.


Специфика профессии. Плюсы профессии: Туристическая отрасль одна из самых выгодных и перспективных, Возможность побывать во многих странах, Хороший заработок. Хотя доход и зависит от сезона, Азарт, обычно в этой области трудятся настоящие фанаты, которые не променяют турбизнес ни на что другое. Минусы профессии Побывав в огромном количестве стран, часто ни одному из них не удаётся посмотреть внимательно, Огромная ответственность, Очень нервная работа, постоянно нужно быть в курсе дел отдыхающих: не забыла ли их встретить принимающая сторона, довольны ли питанием, не возникает ли проблем с персоналом или местным населением. Часто взволнованные туристы могут позвонить среди ночи и попросить развеять их сомнения. Большая текучка кадров.




Содержание труда Современный инженер связи – универсал, хорошо разбирающийся как в инженерно – технических вопросах, так и в программном обеспечении. Инженер по телекоммуникациям обеспечивает доступ пользователем в интернет, «прокладывает» оптико – волоконные сети, предоставляет услуги IP – телефонии, отвечает за наладку, эксплуатацию, мониторинг сети, её развитие, обеспечивает качественную и надежную работу систем. Устанавливает на предприятиях системы видеонаблюдения, охранно – пожарной сигнализации, звукового оповещения и др. Место работы: Телекоммуникационные фирмы, компании – интеграторы, многочисленные государственные и коммерческие организации.












Содержание труда Инженер на стройке – это производитель работ, т.е. прораб, он руководит общестроительными работами, монтажом конструкции, осуществляют контроль за качеством. Кроме того, разрабатывают генеральные планы проектируемых комплексов, куда входят дороги, земляные работы, организация строительства. Направление деятельности строителей очень широкое – кроме возведения зданий, производственных комплексов, заводов, фабрик, они проектируют мосты, гидротехнические сооружения, плотины, дамбы и т.д. В проектных организациях инженеры выполняют работы по комплексному проектированию: архитектурной, конструктивной части (электроснабжение, отопление и вентиляция, водопровод и канализация, слаботочные системы – телефон, пожарная сигнализация, теленаблюдение и др.)




Карьерный рост Начать карьеру в строительной сфере несложно: конкуренция низкая, спрос на специалистов высокий. После института есть два варианта – идти в проектирование или на стройку. Опытные специалисты считают, что для успешной карьеры следует попробовать и то, и другое. Карьера обычно начинается с должности мастера или бригадира. Потом можно стать прорабом, начальником участка главным менеджером. Инженер-строитель элитных коттеджных поселков в крупной компании может рассчитывать на $ Зарплата прорабов - $ , в зависимости от сложности проектов и опыта работы. Содержание труда Спортивный тренер руководит тренировками спортсменов, готовит их к соревнованием. Именно спортивный тренер приводит спортсмена на высшую ступень пьедестала почета. Основные задачи тренера: изучить и максимально использовать индивидуальные физические и психологические ресурсы спортсмена; грамотно распределить нагрузку, интенсивность и режим тренировок, чтобы спортсмен успевал восстановиться к решающему старту; следить за состоянием здоровья спортсмена, поддерживать эмоционально и настраивать на победу.


Требование к личностным качествам Здоровое честолюбие, желание добиться результатов, воспитать чемпиона; терпение тренировочный процесс требует долгих лет подготовки; целеустремленность и самоконтроль для объективной оценки своих успехов и промахов; готовность повышать квалификацию, самосовершенствоваться; справедливость (особенно при работе с детьми).




Специфика профессии Плюсы профессии: Прелесть работы тренера- видеть результат своего труда. Минусы профессии: У тренеров, как правило, единственный выходной- воскресенье. Если же приближается чемпионат, то выходные и праздники отменяются. Обычное дело- командировки, выезды на сборы.


Тест «Профпригодность» 1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей. 2. Из трёх подарков ты предпочёл бы: а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление. 3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку; б) с семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей. 4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх. 5. В своё свободное время ты любишь: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...


От 5 до 8 баллов Cоветуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.


От 8 до 12 очков Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!


От 12 до 15 очков Задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Симоненко Виктория
Внеклассное занятие «Ты и твоя будущая профессия» 4 класс

Внеклассное занятие «Ты и твоя будущая профессия » 4 класс

Цель : выработать представления о различных профессиях .

Оборудование : компьютер, м/проектор, экран.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

Послушайте стихотворение и подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор?

Мы в профессии играем ,

По душе их выбираем,

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб непросто так мечтать,

Профессии надо изучать !

Итак, ребята, вы догадались о чем сегодня пойдет разговор?

3. Основная часть.

а) беседа с детьми на заданную тему.

Что же такое профессия , ребята?

А какие профессии вы знаете ?

Ребята, скажите, а кем бы вы хотели стать, когда вырастите?

А кем работают ваши родители?

Ребята, а вы знаете, что существует 5 типов профессий ?

Профессия – это род трудовой деятельности, занятий , требующая определенной подготовки и является источником существования.

По предмету труда выделяют 5 типов профессий :

1. Тип «человек – человек» - это люди, умеющие легко входить в контакт с людьми, они добросовестные, ответственные, доброжелательные, справедливые и требовательные. (слайд) к такому типу профессий относятся : врач, воспитатель, полицейский, продавец и т. д.

2. Тип «Человек – техника» - это люди, использующие технические устройства. Это могут быть : швея, водитель, сварщик, каменщик и т. д.

3. Тип «Человек – знаковая система» . Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности , должны уметь логически мыслить, иметь широкий кругозор и интерес к математике.

Этот тип характеризуется такими профессиями как : библиотекарь, бухгалтер, программист, переводчик и т. д.

4. Тип «Человек – художественный образ» . Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это могут быть : парикмахер, художник, цветовод, архитектор, и т. д.

5. Тип «Человек – природа» - этот тип объединяет профессии , представители, которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа. Это агроном, ветеринар, фермер и т. д.

На свете очень много разных профессий , в России их насчитывается более 6 тыс. профессий . Сегодня мы поговорим о некоторых из них.

б) загадки :

Я вам загадаю загадки, а вы, ребята, постарайтесь отгадать о какой профессии пойдет речь :

Природу любить,

Стариков уважать? (учитель)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач)

Целый день она все шьет,

И моделей создает.

Погоди немного кошка

Будет и тебе одежка. (швея)

Через поле и леса

Мчатся, мчатся поезда

Семафор, гудок и свист…

Вдоль везет нас … (машинист)

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нем,

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире. (каменщик)

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы,

Она обладает таинственной силой :

К кому прикоснешься,

Тот станет красивый. (парикмахер)

Ставят ловких 2 руки

каблуки и башмаки,

и набойки на каблук

тоже дело этих рук. (сапожник)

Педиатра ты не бойся,

Не волнуйся, успокойся,

И конечно же, не плачь,

Это просто детский … (врач)

Спрятан здесь вопрос такой :

Доктор с ниткой и иглой : как зовется?

Вспоминай и быстрей ответ давай. (хирург)

Занят важный он работой :

Урожай его забота,

Чтоб сумели уродится

Вожь, овес или пшеница. (аргоном)

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей,

У него особый дар, это врач - … (ветеринар)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (космонавт)

В книжном море

Он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

помогает быстро нам! (библиотекарь)

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех,

Только вспоминать остается,

Весельчак тот как зовется? (клоун)

Встаем мы очень рано.

Ведь наша забота –

Отвозить всех по утрам на работу. (водитель)

Защищать в суде всех рад

Наш умелый… (адвокат)

Варит он ни борщ, ни суп,

И ни каши с разных круп,

Варит он котлы топные

Трубы, прутья, швы сварные. (сварщик)

С огнем бороться мы должны

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же ты? (пожарник)

Доброты, тепла души

Мамочке не жалко

Ждут мамулю малыши –

Вася, Маша, Галка,

Паша, Сеня и Марат –

Ждет ее весь детский сад! (воспитатель)

Приготовит мама суп,

Малышам из разных круп,

Ловко вылепит котлеты.

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый. (повар)

Ребята, а давайте поиграем в игру «Быстро назови» .

Я назову инструменты, механизмы, предметы, которые относятся к какой-либо профессии , а вы должны быстро назвать профессию .

Называет тот, на кого показывает учитель, другие молчат :

Лекарства, термометр - … врач

Письма - … почтальон

Краски, кисти - … художник

Машина - … водитель

Подъемный кран - … крановщик

Скрипка - … музыкант

Фотоаппарат - … фотограф

Компьютер - … программист

Метла, ведро - … дворник

Еда в кастрюле - … повар

Молодцы, ребята.

3. Заключительная часть

Машинисты и ткачи,

Трактористы и шахтеры,

измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу

в размерах –от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом

транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда –от

гигантского экскаватора до тончайшего микро- скальпеля. Значит, профессии

типа«человек–техника» требуют от человекаумения концентрировать и переключать

внимание, хорошей зрительно- моторной координации, ловкости движений, а в некоторых

случаях –физической силы и выносливости .

3 ученик: человек –человек: К этому типу относятся профессии, направленные на

воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское)

людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой.

«человек–человек», видят мир, прежде всего, как систему человеческих отношений.

Системы человеческих отношений, с которыми имеют дело профессионалы, очень

сложны. Это, например, отношения между школьниками в классе, отношения сторон в

судебном разбирательстве, отношения в трудовом коллективе. Представителям таких

профессий важно понимать, что каждый человек воспринимает мир по- своему, а многие

трудности в отношениях между людьми вызваны неумением людей принять точку зрения

другого. Для того чтобы научиться строить отношения между людьми, полезны

некоторые навыки. Например, коммуникативные. Они позволяют профессионалам легко

вступать в контакт с новыми и очень разными людьми. Необходимо понимать

переживания другого человека, уметь откликаться на его чувства. Эта способность

называется эмпатией . Представителю любой профессии типа «человек–человек» очень

важно быть тактичным . От всех этих способностей, умений и навыков зависит не только

успех в профессиональной работе, но и жизни и судьбы людей, с которыми работает

профессионал. Поэтому необходимы выдержка , самообладание , организационные умения .

Если коммуникативные навыки проявляются в стремлении к общению, сопереживанию,

интересе к другим людям, то организаторские умения –в самостоятельном принятии

решений, в инициативности, в планировании деятельности. Организованность

заключается в способности целенаправленно управлять своей активностью, что

проявляется в умении контролировать, рассчитывать свои действия, строго планировать

время и средства, доводя начатое дело до завершения.

Некоторые профессии трудно отнести к какому - то одному типу. Например, врач-

стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и

«человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны

быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

Учитель: Сегодня у нас необычный классный час: мы поговорим о будущем, о профессиях, о которых вы знали всё или ничего. Перед началом нашего разговора я задаю вам один вопрос: “Кем вы видите себя после окончания школы?”

Прослушайте стихотворение В.В.Маяковкого “Кем быть?”

Учитель читает стихотворение В.Маяковского “ Кем быть”.

Учитель: О каких профессиях говорится в этом стихотворении? Чем хороша каждая из них? (беседа с учащимися, анализ ответов)

В мире существует более 5 тысяч профессий, а специальностей ещё больше. Как же найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться при выборе профессии? Ведь будущая профессия это не просто работа. Это судьба, это жизнь, успехи и неудачи, испытания.

Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы по различным типам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий.

Существует 5 основных типов профессиональной деятельности человека.

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только “железки”, но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек- художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Художник, актер, писатель. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.

Чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах:

Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением “Я хочу” ;

Оценить свои профессионально важные качества, которые определят, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами “Я могу” ;

Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня “Надо”.

Если вы сумеете совместить “Хочу”, “Могу” и “Надо”, ваш профессиональный выбор будет удачным. То есть вы должны найти профессию, которая …

  • будет интересна вам каждый день;
  • соответствует вашим способностям;
  • нужда обществу, государству. Иными словами выбранная вами работа нужна.

(Слайд 7-10)

А теперь проведём тестирование, где вы можете проверить себя.

А теперь проверим себя. (Подсчёт баллов и оценивание себя по итогам тестовых вопросов)

(Слайд 12-14)

И, наконец, мы с вами “поиграем”, сделаем итог нашему разговору: отгадаем загадки.

Кем вы бы не стали в будущем, какую бы профессию не выбрали, помните: работа должна доставлять удовольствие и вам, и окружающим вас людям.

Районный конкурс

«Самый классный классный».

Номинация

«Калейдоскоп творческих идей».

Классный час в 8 классе на тему:

Миронова

Валентина Евгеньевна

Учитель филиала МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская основная общеобразовательная школа».

2013год.

Ты и твоя будущая профессия.

Цель мероприятия:

Формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

Расширить представление детей о различных профессиях;

Ознакомить с новыми профессиями;

Побудить к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Оформление и техническое оснащение:

1. На доске – тема мероприятия:

«Ты и твоя будущая профессия».

2. Стенд «Много профессий, хороших и разных».

Ход мероприятия

1. Классный руководитель: Сегодняшний час общения мы начнем необычно, с шуточного теста с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть обязательно использованы все три типа фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время исполнения – 30 секунд.

(Дети рисуют фигурки)

Подсчитайте количество треугольников. (Выполняется задание).

А теперь слушайте ключ (на диске и интерактивной доске – ключ к тесту).

Классный руководитель читает:

6 – 8 треугольников: Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбирается в людях, работает с любой информацией.

5 треугольников: Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

4 треугольника: Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

3 треугольника: Рационален. Объективен. Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

2 треугольника: Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

1 треугольник: Обладает богатым воображением. Любит изобретать, конструировать, рисовать.

Почему я дала вам этот тест в начале урока?

О чем мы будем говорить?

2. Слово классного руководителя. Интерактивная беседа «Профессия. Специальность. Должность».

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а пятьдесят тысяч дорог. А может быть, и больше. Именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.

Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает судьбу. Так что же такое профессия?

Профессия

Специальность

Должность

Квалификация

Классный руководитель: Все эти слова имеют отношение к профессиональной деятельности человека. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Следуют ответы детей).

После ответов появляется на интерактивной доске толкование этих слов, приводятся примеры.

Классный руководитель: Мы же пока будем говорить только о профессии и о том, как ее выбрать. На свете много профессий, все они важные и нужные. Но среди них есть самые нужные, самые востребованные, самые модные.

3 . Работа в парах.

Задание. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.

Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Работаем в парах.

1 пара будет составлять список «Самые модные профессии».

2 пара - «Самые забытые профессии».

3 пара . Профессии, которые всегда нужны.

4 пара «Самые отважные профессии».

(Включается тихая музыка, дети обсуждают, составляют списки).

Послушаем, что у вас получилось.

Какие профессии можно добавить к списку?

Классный руководитель: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессий. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

5 . Слово учителя.

Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a x b=S )? (Площадь классной комнаты. )

А что получится, если сложить эти три слова? (Меняется запись: Хочу + могу + надо = правильный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу?

Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

Могу – это все, что мне по силам, по способностям.

Надо – это все, что нужно для общества, страны.

Попробуйте сами сделать вывод.

(Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).

6. Работа в группах .

Посмотрим, как работает формула осознанного выбора профессии.

На диске и экране – образец ответа:

Хочу быть модельером , парикмахером , швеёй . Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

Даются карточки с подобными заданиями на каждую группу. Ученики строят рассуждения по формуле.

1 карточка. Каскадер, космонавт, водитель, летчик, спасатель, тракторист.

3 карточка: повар, кондитер, технолог, экономист.

От каждой группы выступает один ученик.

Слово классного руководителя.

Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого надо разобраться в себе, указать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. В этом нам поможет устный журнал.

Сейчас проведем такую работу.

На интерактивной доске – пять типов профессий:

1. Человек – природа.

2. Человек – техника.

3. Человек – человек.

4. Человек – знаковая система.

5. Человек – художественный образ.

И таблица

для подсчета результатов тестирования.

Устный журнал называется «Ты и твоя профессия». Рубрики журнала мы видим на доске (они же – на диске):

1. Проблема. Лишние люди на рынке труда.

2.Ликбез. Пять типов профессий.

3. Тест «Ты и твоя профессия».

4. Лента новостей. Ярмарка профессий.

Классный руководитель:

Открываем страницу 1. Лишние люди на рынке труда. Рубрику ведет специалист по вопросам выбора профессий…(фамилия обучающегося класса).

(Один из учеников класса выступает с сообщением на данную тему.)

Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда много лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры, технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, рабочие разных специальностей. Их - то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема- учись и не прогуливай занятия. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Почему же так получилось: с одной стороны – острая нехватка специалистов, а с другой – безработица. Лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

Классный руководитель :- Отрываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.

Выступающий:

Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России насчитывается 5 больших групп, типов(на экране):

1 группа: Человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, животновод, тракторист и др.). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

2 группа: Человек техника. Это и летчики, и водители, токари, слесари, и другие профессии.

3 группа: Человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

4 группа: Человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки. Это бухгалтеры, ученые, лаборанты.

5 группа: Человек – художественный образ. Этих людей отличает талант, художественная фантазия. Это музыканты, художники, актеры.

Классный руководитель: Мы сейчас посмотрим, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не подходят.

(Выдаются листочки для записи вариантов ответов: а, б, в.)

Сам тест – на интерактивной доске (см. приложение).

Этот тест – приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. Все решает желание человека, его воля, характер.

Ученик. Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии, как секретарь – референт, программист, менеджер по продажам, системный администратор, бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. А в последнее время появились и новые профессии:

Аудитор – это специалист, который проверяет деятельность кампаний, оценивает их успешность и эффективность.

Бренд – менеджер – специалист, который придумывает образ продукта, бренд – и продвигает его в массы.

Маркетолог - «знающий рынок», специалист, изучающий потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер – следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Обходит магазины, дает советы по размещению товара, оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

(названия профессий – на доске)

Классный руководитель: И последняя рубрика- «Занимательные факты».

Ученик: Как вы думаете, чем занимается титестер?

Это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду он может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает исключительно тонким обонянием. Люди этой профессии не едят жареного, копченого, не употребляют специи и алкоголь, не курят, не пользуются парфюмерией. Боятся насморка. От них зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. Чай, который мы пьем, смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Они подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть особый аромат, улучшить вкус.

Второй ученик: Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, бород, усов. Эта профессия связана с творчеством. Часто в театре постижёры - еще и гримеры, художники, создающие внешний образ героя. Профессия требует завидное терпение и усидчивость. Но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.

Заключительное слово классного руководителя .

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбрать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор в жизни.

Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель: Что интересного, нового вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Приложение

6 -8 Ярко выражено стремление к лидерству; хорошо

треугольников разбираются в людях, работают с информацией. Тип

Руководителя. Хорошие преподаватели.

5 Ответственный исполнитель, хорошие

треугольников организаторские способности. До мелочей

Продумывает свою деятельность.

4 Разнообразие интересов и талантов. Склонность

треугольника к индивидуальной работе.

3 Тип ученого. Рационален, объективен, легко

треугольника переключается с одного вида деятельности на

Другой.

2 Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует

треугольника все новое и необычное.

1 Изобретатель, конструктор, художник. Обладает

треугольник богатым воображением.

Тест «Ты и твоя профессия».

1.Новогодняя ночь для вас – лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы бы предпочли:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправиться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей;

4. если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода;

в) ощутили бы тоску и страх.

5. В свободное время вы любите:

в) заниматься танцами, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, ходить с компанией в кино.

Профессия

Специальность

Должность

Квалификация

Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй. Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

Хочу – могу – надо =

Формула профессии:

Хочу + могу +надо = осознанный выбор профессии.

От 5 до 8 балов - Люди малообщительные, стеснительные, замкнутые.

Они не любят шумных компаний. Это значит, им не

Подходят профессии, требующие общения. Зато они будут

Хорошо себя чувствовать в научной лаборатории,

В лесничестве. Им подойдет работа программиста, слесаря,

Токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ.

8 – 12 балов Люди общительные, чувствуют себя прекрасно в любой

Компании. Не боятся новых знакомств, легко сходятся

С людьми. Могут находиться длительное время и

Без общения. Таким подойдут любые профессии.

12 – 15 балов. Не могут долго оставаться в одиночестве – в них слишком

Много энергии и силы. Таким людям подойдет профессия,

Связанная с большим количеством людей: агента по

a x b = S

Литература

  1. Л.П. Морозова «Классные часы в средней школе», Волгоград «Учитель – АСТ», 2007 г.
  2. Журнал «Воспитание школьника», М. «Школа-пресс» № 4 2006 год.
  3. А. В. Давыдова «Учебный год. Классные часы», Москва. Вако. 2008 год.
  4. Учительская газета № 12 2009 год.



Закрытие ИП