Американская подлодка Seawolf, которую стоит опасаться. Лучшие многоцелевые АПЛ четвёртого поколения

Многоцелевые АПЛ по праву считаются основной угрозой и главной ударной силой современных флотов . Они бесшумно скользят в глубине, готовые в любой момент впиться зубами в днище вражеского корабля или обрушить огненный ливень на побережье противника, оставив того в полной растерянности от собственного бессилия. Их долгий кровавый след протянулся сквозь сушу и морскую поверхность, став наглядным примером возможностей современных подлодок.

Внутри современной субмарины тесно от механизмов и оружия. Гигантские ГАС и сонары бокового обзора, что способны за сотни миль засекать корабли противника. Суперкомпьютеры и боевые информационные системы, соединившие все отсеки и подсистемы подводной лодки. Крылатые ракеты большой дальности достанут врага, даже если тот прячется в подземном бункере в тысячах миль от побережья.

Подводный крейсер способен месяцами не подниматься на поверхность. Дистиллят и воздух он добывает прямо из морской воды, а его шумовой фон близок к естественному шумовому фону океана! Многоцелевой атомоход вооружен чисто конвенционным оружием и может без ограничений применяться в локальных войнах, убивая каждого на своем пути.

Атака субмарины «Конкеррор» предрешила исход Фолклендской войны, одновременно скормив рыбам 323 аргентинских моряка. «Показательная порка»: тонущий крейсер «Адмирал Бельграно» с оторванной носовой оконечностью. Эскадра из пяти британских атомоходов полностью парализовала флот противника.

Носовые ракетные шахты USS Santa Fe (SSN-763). Подлодки данного типа неоднократно принимали участие в обстрелах Ирака (1991, 1998, 2003 гг.) .

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ), или, по бесхитростной классификации НАТО, fast attack submarine - скоростной подводный охотник. На календаре - год 2014-ый. В море - четвертое поколение многоцелевых АПЛ. Какими достижениями в данной области могут гордиться отечественные корабелы? И чем «порадуют» нас наши зарубежные «братья до крови»?

Проект 0885 «Ясень» и 08851 «Ясень-М» (Россия)

В строю - 1; в процессе постройки - 3; в планах - постройка 6-8 лодок до 2020 года.

Водоизмещение (надводное/подводное) - 8 600/13 800 тонн. Глубина погружения (рабочая/предельная) - 520/600 м. Экипаж - 90 чел., в т.ч. 32 офицера.

Самая крупная и сильно вооруженная из всех лодок данного обзора. 10 торпедных аппаратов и 8 ПУ шахтного типа с суммарным боекомплектом 32 крылатые ракеты! Российский «Ясень» - симбиоз двух добрых традиций отечественного ВМФ. Многоцелевая торпедная (ПЛАТ) и лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) соединились в едином проекте подводного крейсера, идеально приспособленного для ведения боевых действий на море.

Впервые на отечественном флоте получил габаритную сферическую ГАС, занявшую всю носовую часть подлодки. Полуторакорпусная конструкция с прочным корпусом из аустенитной стали АК-32 с пределом текучести 100 кгс/мм 2 . Двухрежимная ГЭУ и обновленный реактор с интегрированными в его корпус трубопроводами первого контура.

Автоматизированная система контроля радиационно-химической обстановки нового поколения. Расположенные побортно торпедные аппараты. Гидроакустический комплекс «Аякс» с конформными антеннами, размещенными по всему корпусу лодки. Таким, коротко говоря, получился российский «Ясень»!

Преимущества :
- широкий диапазон рабочих глубин;
- мощнейшее ударное вооружение;
- унифицированное семейство КР «Калибр» для атаки морских и наземных целей. ПКР с отделяемой сверхзвуковой БЧ и крылатые ракеты с дальностью пуска свыше 2000 км. Противокорабельная модификация «Калибра», ЗМ-54, по праву считается одной из самых совершенных морских ракетных систем;
- гребной электродвигатель для скрытного «подкрадывания» к противнику (двухрежимная ГЭУ);
- обзорная телесистема МТК-115-2 (позволяет транслировать «картинку» с поверхности при нахождении на глубинах до 50 м);
- высокий уровень автоматизации. Для управления столь крупной лодкой достаточно 90 моряков.

Тестовый пуск «Калибра» с борта К-560 «Северодвинск»

Недостатки : «Ясень» критикуют за его избыточно крупные размеры и уровень собственных шумов, превышающий аналогичные показатели у зарубежных подлодок. Обилие архаичных решений (например, ГТЗА ОК-9), доставшихся в наследство от лодок 3-го поколения. Отсутствие водометного движителя (используется обычный винт).

Наибольшая порция критики достается головной лодке проекта - К-560 , которая строилась и достраивалась в течение 20 лет. Часть выявленных недостатков «Ясеня» обещают устранить на модернизированном проекте «Ясень-М».

«Вирджиния» (США)

В строю - 11; в процессе постройки - 7; в планах - 32 субмарины до 2030-го года.

Водоизмещение подводное - 7900 тонн (первая подсерия). Глубина погружения - засекречено. Экипаж - 135 чел., в т.ч. 15 бойцов SEAL. Вооружение: 4 бортовых ТА калибра 533 мм (27 единиц минно-торпедного вооружения), 12 пусковых шахт для , шлюзовая камера для работы «морских котиков», внешнее крепление для контейнера с водолазным снаряжением, необитаемые подводные аппараты.

1987 год 14 ноября
Заложена в цехе ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как АБПЛ;

1989 год - 1990 год
Экипаж прошел обучение в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор). По окончании обучения прибыл в г.Северодвинск и был подчинен 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1991 год 25 июня
Получила наименование "Волк" (приказ ГК ВМФ 24.07.1991);

1991 год осень
Выполнила программу ЗХИ (54 суток). За время испытаний пройдено: в надводном положении - 1969,0 миль, в подводном положении - 1460,0 миль;

1991 год 1 - 29 декабря
Выполнила программу государственных испытаний. За время испытаний пройдено: в надводном положении - 1091,0 миль, в подводном положении - 636,0 миль;

1991 год 29 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Ответственный сдатчик Березовский Л.В., сдаточный механик Хвиюзов С.М.;

1992 год 31 января - 2 февраля
Перешла к месту пстоянного базирования бухту Ягельная губы Сайда;

1992 год 11 февраля
Включена в состав КСФ, вошла в состав 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);

1992 год - 1993 год
Ввведена в состав сил постоянной готовности;

1993 год весна
Участвовала в поисковой операции (командир - Буриличев А.В., старший - КД к-а Близнюк С.А.);

1993 год ноябрь - 1994 год январь
Выполнила задач БС (старший - ЗКД кап.1р. Ефременко С.В.);

1994 год
Выполнила задачи БС (старший - КД к-а Близнюк С.А.);

1995 год декабрь - 1996 год февраль
Выполнила задачи БС в Средиземном море (на борту экипаж АПЛ К-317 , командир - кап.1р. С. Справцев, старший - ЗКД кап.1р. В. Королев), осуществлял дальнее противолодочное обеспечение ТАКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. При этом было выполнено длительное слежение за несколькими ПЛ НАТО, в том числе и за американской АПЛ типа “Лос-Анджелес”;

1995 год
К-154 "Тигр" завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке;

1996 год
Экипаж (командир - кап.1р. Буриличев А.В.) на ПЛАК К-154 "Тигр" завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке. 23.07.1996 командиру ПЛ присоено звание Героя России;

1997 год - 1998 год
Экипаж (командир - кап.2р. Телушкин О.А., старший - кап.1р. Фёдоров И.В.) на ПЛАК К-157 "Вепрь" выполнил задачи БС;

1998 год лето - осень
Экипаж (командир - кап.1р. Телушкин О.А.) на ПЛАК К-157 "Вепрь" выполнил задачи БД в базе;

1998 год 11 сентября
На ПЛАК К-157 "Вепрь" произошло чрезвычайное происшествие, когда матрос Кузьминых хладнокровно убил 8 сослуживцев (все матросы) и ранил офицера (на пирсе, дежурного по живучести соединения ПЛ), после чего забаррикодировался в носовом отсеке. Мать и брат матроса, священник и психолог безуспешно пытались заставить его сдаться. В ответ на уговоры матрос пригрозил взорвать одну из ракет в отсеке, где он забаррикадировался. Через 23 часа после начала инцидента специальные подразделения ФСБ и Северного флота провели спецоперацию, в результате которой матрос был убит. Все погибшие были из экипажа ПЛАК К-461 "Волк" . По результатам расследования командир экипажа кап.1р. Телушкин О.А. был снят с должности. Причина убийства так и не была выяснена;

1999 год 20 декабря
Заключен договор о шефских связях с администрацией Восточного административного округа г.Москва;

2000 год 29 января
При отработке задач в полигоне боевой подготовки погибли два офицера - старший помощник и командир БЧ-3. Моряки устраняли неисправность, возникшую на подводной лодке, когда их накрыла мощная волна. В условиях сильного шторма спасти тонущих людей оказалось невозможным. Поисково-спасательные группы обнаружили тело Гарцева В. в 10.20 29.01. Поиски Гуминиченко А. продолжались до 16.00 30.01, после чего командование Северного флота приняло решение прекратить поиски. Спасательные работы осуществлялись с ракетного крейсера "Маршал Устинов", спасательного судна "Алтай", буксира номер 110, ледокола "Таймыр" и вертолета Ка-27;

2001 год 4 октября
Заключен договор о шефских связях с администрацией Московского р-на г.Нижний Новгород;

2002 год весна
Участвовал (командир - кап.2р. Зверев О.Ю.) в комплексных испытаниях РК "Club-S". Успешно выполнены первые практические пуски ракет различного типа;

2002 год - 2005 год
Проведены испытания нового комплекса ракетного оружия;

2005 год май - 2006 год декабрь
Прошла средний ремонт на ФГУП "Севмаш" (г.Северодвинск);

2008 год
Находилась в боевом составе ВМФ. Входила в состав 24-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);

2011 год
Переформирована в состав 24-й ДиПЛ Подводных Сил СФ с прежним местом базирования;

2013 год 11 апреля
В "Северной неделе" появилась информация о том, что ОАО "ЦС "Звездочка" поручено провести глубокую модернизацию шести ударных атомных подводных лодок проекта 971 . В частности, первым делом по контракту с Минобороны верфь выполнит ремонт с модернизацией двух кораблей серии – К-328 "Леопард" (уже находится в ремонте) и К-461 "Волк" . Модернизация требуется масштабная, как утверждается, в небывалом объеме, поскольку затронет практически все системы корабля – от навигации и гидроакустики до вооружения и главной энергетической установки;

2014 год 14 августа
Прибыла в г.Северодвинск, для прохождения планового ремонта на судоверфи "Центр судоремонта "Звёздочка". АПЛ должна пройти средний плановый ремонт и глубокую модернизацию. В ближайшее время на АПЛ начнется освидетельствование матчасти, дефектация механизмов и систем. Перед постановкой в док из энергетической установки АПЛ выгрузят ядерное топливо;

2014 год - 2017 год
Проходит средний плановый ремонт и глубокую модернизацию на ОАО "ЦС "Звездочка". Передача модернизированной АПЛ ВМФ произойдёт не раньше 2018 года;

2016 год
Экипаж завоевал приз ГК ВМФ;

2017 год апрель
Первый обновленный корабль проекта 971М (АПЛ К-328 "Леопард" ) ВМФ получит в 2018 году. По своим техническим и боевым характеристикам модернизированные корабли будут соответствовать требованиям флота к многоцелевым АПЛ 4–го поколения", - сообщил "Известиям" официальный представитель "Звездочки" Евгений Гладышев. В ходе модернизации будут обновлены системы вооружения, радиоэлектронное оборудование и гидроакустические станции. После "Леопарда" на "Звездочке" модернизируют однотипные лодки К-461 "Волк" , К-391 "Братск" и К-295 "Самара" ;

2018 год
Находилась на ОАО "ЦС "Звездочка". Точные сроки передачи ВМФ в СМИ не указывались;

2019 год январь
На начало года в СМИ конкретной информации о планах по вступлению АПЛ в строй нет.

January 21st, 2014

«Подходящие к концу тестовые плавания подлодки «Северодвинск» означают, по мнению ряда экспертов, что Россия вырвалась вперед в подводных технологиях.»

Из сообщения Sandy Times

Все вы уже слышали, что Военно-Морской Флот РФ в конце 2013 года получил атомный крейсер нового поколения «Северодвинск» . Появление у РФ такой боевой техники не осталось незамеченным: Россия захватила технологическое лидерство в мировом подводном флоте, констатирует лондонская газета Sandy Times.

Российская субмарина сможет наносить удары не только по кораблям и подводным лодкам противника, но и по береговым целям. Уже предстоящей весной, как пишет британское издание, будет завершена опытная эксплуатация «Северодвинска», и подлодка заступит на боевое дежурство в Арктике.

По заверениям специалистов «Севмаша», «Северодвинск» не уступает по своим характеристикам и вооружению самым современным американским и британским подводным лодкам «Си Вульф» и «Аститьют». Похоже, этот факт особенно беспокоит США. Газета Sandy Times, цитируя слова источника из разведслужб, отмечает, что на Западе не знают и половины того, что находится на борту «Северодвинска».

Давайте узнаем подробнее про этот проект, который начался еще в конце 70-х годов

Кликабельно

За двадцать лет, прошедших с момента закладки в проект внесено множество изменений, с тем, чтобы привести его в соответствие с современными техническими требованиями. Однако сама концепция проекта вызывает вопросы относительно оправданности серийного строительства субмарин проекта 885. «Ясени» грозят оказаться слишком дорогими и избыточно мощными в современных условиях.

Разработка подводного крейсера нового поколения началась в СССР в конце 70-х годов. Первоначально она шла в рамках принятой ранее концепции развития подводного флота, предполагавшей строительство в каждом поколении нескольких типов специализированных субмарин: стратегических, противоавианосных, многоцелевых и специального назначения. В качестве истребителя авианосцев, который должен был бы в 90-х годах сменить на верфях субмарины проекта 949А «Антей» разрабатывался проект 881 «Меркурий» , который грозил стать самой большой нестратегической ПЛ в мире (водоизмещение в 25000 тонн). В роли «охотника», предназначенного прежде всего для борьбы с подводными лодками, планировалось использовать проект 957 «Кедр» . Однако во второй половине 80-х стало ясно, что одновременная постройка такого количества проектов (напомним, что отдельно разрабатывались лодки спецназначения и «стратеги») непосильна для СССР. Речь пошла о новом проекте, который мог бы заменить и «Меркурий» и «Кедр». Такой проект, защищенный в конце 80-х годов, получил номер 885 и шифр «Ясень» . Уже к концу 1991 года было завершено формирование технического лица перспективной субмарины. Такая скорость была обусловлена большим объемом наработок полученных в ходе проектирования АПЛ 3-го поколения – проектов 971 и 949, а также разработками по отвергнутым в пользу «Ясеня» темам 4-го поколения.

Иностранное влияние

Несомненное влияние на «Ясень» оказало и появление в США второй серии многоцелевых лодок типа Los Angeles . Начиная с SSN-719 Providence, эти субмарины оснащались вертикальными пусковыми установками Mk 36, имевших 12 шахт для крылатых ракет Tomahawk. Такие же установки получили и усовершенствованные субмарины типа Improved Los Angeles.

Кроме того, в 1989 году в США началось строительство первой АПЛ типа Seawolf , чей номер SSN-21 говорил о претензиях США создать субмарину XXI века. Вертикальных пусковых установок эта лодка, однако, не имела, но получила 8 торпедных аппаратов увеличенного калибра (660 мм вместо 533). Помимо пуска стандартных ракет и торпед 533-мм калибра (которые приходится загружать в транспортно-пусковых контейнерах), их предполагалось использовать для пуска пилотируемых и беспилотных подводных аппаратов, что резко повышало способности субмарин. Общий боезапас Seawolf составил 50 единиц крылатых ракет, торпед, ракето-торпед. «Морские волки» стали крупными субмаринами – их водоизмещение превысило 9000 тонн. По планам, составленным еще при Рональде Рейгане, предполагалось, что флот получит в 90-начале 2000-х годов тридцать таких лодок, которые заменят устаревшие субмарины типа Sturgeon, и ранние Los Angeles. Главным достоинством Seawolf помимо универсальности, считается их малошумность, несмотря на, казалось бы, неспособствующий этому рост размеров: лодка получила новейший водометный движитель и ядерную энергетическую установку новой конструкции, что позволило резко понизить шумы на скоростях до 20 узлов. Лодки предыдущих поколений начинали шуметь уже на вдвое меньших скоростях.

Работы на фоне распада

Завершение формирования технического облика проекта 885, который также планировалось размножить в количестве 30 единиц, пришлось на 1991 год. Уже тогда было ясно, что со строительством серийных лодок будут проблемы, однако на заводе в Северодвинске уже началось изготовление первых элементов корпусных конструкций для «Ясеней». Закладка головной субмарины состоялась в 55-м цехе Севмаша 21 декабря 1993 года. Головной корпус проекта 885, заводской номер 160, получил тактический номер К-329 и имя «Северодвинск» в честь своей колыбели.

Будущий «универсал» российского подплава, также как и Seawolf, получился немаленьким. Стандартное водоизмещение проекта 885 составляет 9700 тонн, полное - более 13500 тонн. Он обладает большой скоростью хода (до 33 узлов по ряду источников), и имеет мощное торпедное вооружение: 10 торпедных аппаратов калибром 533 мм. Главным же козырем «Северодвинска» стало его ракетное вооружение: 8 вертикальных пусковых установок шахтного типа, в каждой из которых может быть размещено до четырех крылатых ракет различных классов. По сути, проект 885 стал первым типом субмарин, получившим универсальные установки вертикального пуска: в эти шахты можно грузить сверхзвуковые противокорабельные «Ониксы», стратегические «Гранаты» и всю номенклатуру ракетного комплекса «Калибр». Кроме того, впервые в советской практике на серийной АПЛ планировалось установить гидроакустический комплекс «Иртыш» со сферической антенной большого диаметра «Амфора». Это оборудование досталось «Ясеню» в наследство от еще одного нереализованного позднесоветского проекта – лодки гидроакустического дозора и освещения подводной обстановки проекта 958 «Афалина» . Помимо сферы, заставившей убрать торпедные аппараты из-под носового обтекателя в первый отсек с выводом их в борт «на американский манер», проект 885 получил от «Афалины» также бортовые антенны большой площади. Это решение обещало беспрецедентный рост возможностей лодки по обнаружению целей под водой.

Тем временем, работы на 160-м заказе Севмаша в силу хронического недофинансирования шли крайне медленно. В 1996 году, когда «Северодвинск» уже планировалось спускать на воду, они прекратились практически полностью. Лодка застыла на стапеле в виде двух разрозненных секций прочного корпуса без оборудования. Дата спуска на воду был перенесена на 2000, затем на 2005 год.


За океаном: смена концепции

Распад СССР и последовавшее многократное сокращение военных расходов в России лишило ВМС США главного противника, и на этом фоне необходимость строительства крупной серии субмарин Seawolf, цена которых приближалась к трем миллиардам долларов за единицу, была поставлена под вопрос. Заказ на лодки типа SSN-21 был сокращен сначала до 12 единиц, а в 1995 серию решили ограничить тремя лодками, при этом последнюю – SSN-23 Jimmy Carter достроили по специальному проекту. Лодка получила дополнительный отсек (ее длина при этом возросла со 108 до 138 метров), оборудованный для запуска мини-подлодок и дистанционно управляемых аппаратов, более крупных чем те, которые можно было бы запускать через 660-мм торпедные аппараты. Переоборудованная таким образом лодка используется для выполнения специальных задач, включая разведывательные. Стоимость лодок серии Seawolf в результате сокращения серии до трех единиц возросла более чем до 4 миллиардов долларов. Еще до того, в 1991 году, в США начались работы по новому проекту, получившему кодовое имя Centurion.

Этот проект должен был дать ВМС США альтернативу Seawolf – относительно дешевую многоцелевую АПЛ, не отличающуюся рекордными ТТХ, но имеющую современное оборудование и способную в перспективе заменить Los Angeles. Вскоре, когда требования к субмарине стали более ясными, проект получил обозначение NSSN – New SSN, новая атомная подводная лодка. Водоизмещение новой субмарины ограничили 7000 тонн, предполагаемую цену за единицу – 1,8 миллиарда долларов.

Новая субмарина должна была иметь даже несколько меньшую скорость полного хода, чем Los Angeles (не менее 25 узлов по техническому заданию против 30 с лишним у предшественника). Вместе с тем, новое гидроакустическое оборудование и средства снижения шумности должны были сделать NSSN более совершенным подводным охотником. С самого начала для NSSN предполагались и большие возможности проведения специальных операций – за счет наличия специальной шлюзовой камеры для выхода боевых пловцов и возможности крепления мини-субмарины ASDS, однако от этого аппарата американский флот впоследствии отказался.

Так или иначе, строительство головной лодки по проекту NSSN началось в 2000 году. Субмарина получила обозначение SSN-774 Virginia. Лодки первой серии стоили достаточно дорого – более 2,5 миллиардов долларов за единицу. В настоящее время цена субмарины снизилась до двух с небольшим миллиардов долларов, что с учетом инфляции последних 20 лет в общем близко к плановым 1,8. Конструкция и оборудование субмарины при этом совершенствуется.

Испытательный пуск КР 3М14 «Калибр» с ПЛА К-329 «Северодвинск» пр.885

Цена «Северодвинска»

Работы на перспективном российском подводном крейсере возобновились в начале 2000-х годов, когда военные расходы вновь начали расти. При этом практически сразу стало ясно, что проект необходимо перерабатывать – как с учетом прогресса в развитии оборудования, так и с учетом изменившихся возможностей промышленности и необходимости сокращения поставок из стран бывшего СССР. Лодка получила новейшую автоматизированную систему боевого управления (АСБУ) «Округ», была полностью обновлена электроника гидроакустического комплекса и так далее. Вместе с тем, на головном корабле не удалось установить ядерную энергетическую установку нового типа с реактором КТП-6, срок службы которого без замены активной зоны должен составить не менее 30 лет. В результате головной «Ясень» получил реактор ОК-650В, уже отработанный на субмаринах проекта 971, 949А и других проектах третьего поколения. Новая энергетическая установка появится на проекте 885 только со второго корпуса, заложенного в 2009 году под именем «Казань».

Одним из главных межведомственных конфликтов в России в 2011 году стал спор между Минобороны и военной промышленностью по поводу цен на атомные подводные лодки. В числе прочего, стороны не сошлись в цене на лодки проекта 885. Головной корабль был оценен в 47 миллиардов рублей, при этом значительная часть его корпусных конструкций изготовлена еще в СССР, цена же новых лодок, которые предстояло строить с нуля, превысила сто миллиардов рублей. В итоге Мннобороны удалось добиться от Объединенной судостроительной корпорации сокращения цены, однако цифры в 40 и даже 30 миллиардов рублей периодически мелькающие в прессе доверия не вызывают. Ряд специалистов оценивает стоимость серийного «Северодвинска» в 80-90 миллиардов.

При этом на сегодня Россия располагает в общей сложности 27 нестратегическими атомными подлодками проектов 971, 945, 671РТМ и 949А. Средний возраст этих субмарин превышает 20 лет, и в течение ближайших полутора десятков лет большая их часть будет списана по физическому износу. С учетом этого фактора, России предстоит построить в до конца 2020-х годов не менее 20 атомных подводных лодок, с тем чтобы не допустить сокращения имеющегося числа субмарин, и одновременно повысить боевую готовность подводного флота. На сегодня госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы предусматривает строительство восьми субмарин проекта 885/885М, и возможности увеличить это число до 20 к 2028 году представляются малореальными.

Реинкарнация «Щуки»?

Пример относительно недорогой, но вместе с тем весьма эффективной и совершенствуемой многоцелевой подлодки в отечественной практике уже есть: это МЦАПЛ проектов 671, 671РТ, РТМ/РТМК, известные на западе под НАТОвскими обозначениями Victor I, II и III соответственно. 47 субмарин этого типа, вошедших в состав флота с 1967 по 1992 год, стали основными «рабочими лошадками» подплава 70-90-х годов. Они отличались надежностью, простотой конструкции и при этом были достаточно совершенны: именно с появлением «Викторов» американские и британские стратегические ракетоносцы перестали чувствовать себя в безопасности. Малая шумность проекта 671 и непрерывно совершенствуемое оборудование обеспечивало этим лодкам хорошие шансы в подводном противоборстве, что было доказано, в частности, успехом операций «Апорт» и «Атрина», проведенных в 1985 и 1987 годах, а также в ходе многочисленных рутинных боевых служб ВМФ. Особенно это касается третьего поколения лодок этого проекта – 671РТМ/РТМК «Щука».

Относительно небольшие размеры лодки, «разумная умеренность» в вооружении в сочетании с современным оборудованием дают концепцию, от которой можно отталкиваться, как это сделано в США на примере лодок типа Virginia. Учитывая меньшие, чем у США, экономические возможности России, повторение этого опыта, особенно с учетом уже имеющихся перед глазами двух примеров, выглядит крайне заманчивым. В этих условиях представляется разумным ограничить строительство «Ясеней» серией не более 4-6 единиц, учитывая тот факт, что лодки с большим ракетным боезапасом все равно нужны флоту. В качестве же основного проекта, строительство которого следует начать не позже 2017-2018 года с целью построить к 2030 не менее 15 новых лодок, следует рассмотреть возможность создания «дешевого» «Ясеня» уменьшенного до 6,5-7 тысяч тонн водоизмещения и с менее мощным вооружением. Такая лодка может нести до четырех универсальных пусковых установок (до 16 ракет) и 4-6 торпедных аппаратов вместо 8 и 10 на «Ясене» соответственно. Такой шаг позволит оснастить флот к концу следующего десятилетия достаточным количеством новых атомных подлодок, для того, чтобы компенсировать вывод АПЛ советской постройки, при этом не влезая в излишние расходы.

Историю атомного подводного флота принято делись на четыре эпохи , каждая из которых отражает переломные изменения во взглядах военных теорий применение и эффективность вооружений, результаты достижений научно-технического прогресса и появления новых технологий – и, как следствие, радикального повышения боевых возможностей атомоходов.
АПЛ первого поколения, несмотря на совершенно фантастические возможности по сравнению с «дизелюхами», были во многом экспериментальной техникой – крайне неудобными и опасными в эксплуатации кораблями с несовершенной конструкцией и вооружением. Легендарный «Наутилус», советский первенец К-3 «Ленинский комсомол», зловещая К-19 – вот они, представители первого поколения атомарин.

Накопление опыта эксплуатации ядерных силовых установок, значительный научный и промышленный прогресс в кораблестроении, электронике, точном машиностроении – все это, в конечном итоге, привело к появлению АПЛ следующего, второго поколения. Заметно увеличились рабочие скорости и глубины, подлодки получили новые гидроакустические комплексы, радикально повысившие возможности для контроля за окружающим пространством.

Третье поколение АПЛ отличала повышенная стандартизация и унификация систем: советская промышленность разработала единую ГЭУ для всех будущих проектов АПЛ на основе реактора ОК-650, а американцы окончательно перешли к крупносерийному строительству всего по двум проектам: стратегической и многоцелевой подлодки. Атомарины значительно увеличились в размерах, подводное водоизмещение легендарной «Акулы» — стратегического ракетоносца проекта 941 достигло 50 000 тонн!
«Убийца авианосцев» К-141 «Курск», подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДРМ, американские «Лос-Анджелесы» и «Огайо», британские «Трафальгар» и «Вэнгард» — подлодки третьего поколения до сих пор составляют основу подводного флота всех развитых стран мира.

Стоит заметить, что из-за разницы во взглядах на применение военно-морского флота, а также из-за национальных особенностей ВПК и чрезвычайного «разброса» по времени, подлодки одного «поколения», здорово отличаются друг от друга. Иногда бывает трудно определить принадлежность атомарины к какому-то конкретному «поколению», каждый проект имеет свои индивидуальные особенности, важные достоинства и недостатки.

Центральный пост подводной лодки USS Seawolf (SSN-21), относящейся к четвертому поколению
Например, американцы достигли феноменальных успехов в области безопасности ядерных силовых установок. Безопасность реактора – визитная карточка ВМС США. А визитной карточкой советского подводного флота стали АПЛ, вооруженные крылатыми ракетами – специфический класс субмарин, практически не имевший аналогов за рубежом. Еще пример: никому в мире не удалось создать что-либо подобное советской «длинной торпеде» — супер-боеприпасу калибра 650 мм с дальностью хода под 100 км. Скорость в режиме атаки – 70 узлов (≈130 км/ч) — каждая советская АПЛ третьего поколения несла по 8-12 таких «подарков», половина которых была оснащена СБЧ. Выпущенные веером на самонаведении с безопасного расстояния, они были способны остановить любую авианосную группировку. Одиозная ракетоторпеда «Шквал» просто щенок по сравнению с мощью «длинной торпеды» (индекс 65-76). Одно лишь наличие на борту такого оружия выводило отечественный подводный флот на новый уровень.

К какому поколению относится последняя атомная подлодка ХХ века – невероятный корабль «Сивулф» (морской волк)? Созданный на рубеже третьего-четвертого поколений, «Сивулф», объективно, превосходит любую из существующих субмарин четвертого поколения, а по ряду параметров соответствует требованиям, предъявляемым к пятому поколению атомных подлодок.

Очевидно, что спор о «поколениях» подводных лодок нельзя вести в абстрактных формулировках: «снижение шумности», «автоматизация систем управления», «повышение безопасности реактора». Боевые возможности лодок полностью определяются конкретными фактами, связанными с их конструктивными особенностями и тактикой их применения.

Итак, четвертое поколение подлодок. Только факты и ключевые особенности.

«Сивулф», первая подлодка четвертого поколения:

Высокая «тактическая» скорость – не секрет, что подводная скорость современной лодки определяется не столько мощность ГЭУ и обводами корпуса, сколько её гидроакустическими средствами: на высокой скорости шум набегающей воды делает невозможным ориентацию лодки в пространстве. Создателям «Сивулфа» с помощью тысячи гидрофонов, гидролокаторов и датчиков сбора информации об окружающем пространстве удалось добиться более-менее приемлемого качества получаемой информации до скорости 25 узлов (для сравнения: обычные лодки третьего поколения безнадежно «глохнут» при разгоне свыше 20 узлов).

- «Сивулф» — настоящий подводный киллер, вооруженный оружием с «глушителем»: двигатели его торпед запускаются непосредственно в торпедных аппаратах и торпеды самостоятельно покидают корпус лодки — в отличии от всех остальных подлодок, использующих продувку сжатым воздухом (очень громкий, демаскирующий звук, однозначно убеждающий вражеских акустиков в намерениях субмарины).

Великолепная совокупность рабочих глубин и скоростей: максимальный подводный ход — 35 узлов, предельная глубина погружения — 600 метров.

Активные гасители шума, «навороченное» оружие, огромный боекомплект (до 50 торпед, мин и крылатых ракет) – «Сивулф» создавался специально для подводной охоты на перспективные советские лодки. Увы, перспективные советские подлодки так и не появились, и «супер-герой» за 3 млрд. долл. оказался никому не нужен. Американцы осилили постройку лишь трех кораблей этого типа (строились в период с 1989 по 2005 гг.), оставшихся «белыми слонами» ВМС США.

Следующий яркий пример – четыре подлодки типа «Огайо» (головной, второй, третий и четвертый корпус) . Четыре стратегических подводных ракетоносца оказались за рамками договора о сокращении стратегических наступательных вооружений и должны были быть утилизированы. Однако, вместо утилизации руководство ВМС США выбрало модернизацию и конвертацию лишних «Огайо» в носители тактических крылатых ракет. Формально не являясь лодкой четвертого поколения, но имея на борту 154 «Томагавка» — разрушительная мощь «Огайо» выходит далеко за рамки требований к подлодкам четвертого поколения. «Томагавки», две шлюзовые камеры для боевых пловцов (вместо 23-ей и 24-ой ракетных шахт), пониженная шумность и набор торпедного оружия – конвертированные «Огайо» идеально соответствуют современным условиям: многофункциональное, неуязвимое средство для ведения локальных войн. К какому поколению относятся эти субмарины?

В каждую из 22 пусковых шахт конвертированных «Огайо» вставлен «стакан» с семью ячейками для крылатых ракет «Томагавк»

Когда закончилась история проекта «Сивулф», началась история проекта «Вирджиния» - на первый взгляд, многоцелевая подлодка типа «Вирджиния» смотрится тускло на фоне легендарного «морского волка». Но первое впечатление обманчиво – «Вирджиния» абсолютно другая лодка, созданная для совсем иных задач. Отсюда колоссальная разница в характеристиках. На сегодняшний день в строю находятся девять подлодок этого типа, еще пять находятся в различной степени готовности. Всего в планах американцев построить до 30 «Вирджиний».

ВМС США однозначно позиционируют свои «Вирджинии» как лодки четвертого поколения, на что у них есть целый ряд аргументов:

Впервые в мировой практике на подлодке применен «одноразовый» ядерный реактор S9G, не требующий перезарядки в течение всего 30-летнего жизненного цикла субмарины — от постройки до утилизации;

Модульная конструкция, система изолированных палуб и боевых модулей, все оборудование внутри лодки стандартизировано под блоки шириной 19 и 24 дюйма – для облегчения ремонта и модернизации корабля;

Многофункциональная телескопическая мачта с видеокамерами, тепловизором и лазерным дальномером. Все происходящее на поверхности транслируется на мониторы в центральном посту;

Необитаемые автоматические аппараты для обнаружения мин и выполнения специальных задач в толще воды;

Многофункциональный комплекс оружия: торпедные аппараты, 12 вертикальных шахт для запуска крылатых ракет, шлюзовая камера для 9 боевых пловцов, а также пониженный уровень внутренних шумов превращают лодку в смертельно опасного противника. Одной из приоритетных задач «Вирджиния» является выполнение операций в прибрежной зоне: скрытное наблюдение, радиотехническая разведка, высадка диверсионных групп, обстрел береговых целей крылатыми ракетами, поисково-спасательные миссии.

Несомненно, «Борей» значительно отличается от всех своих предшественников – благодаря скромным габаритам БРПЛ Р-30 «Булава» удалось избавиться от «горба» на теле субмарины, впервые на отечественных подлодках был применен водомётный движитель, на борту установлен автоматизированный гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора-Б-055», объединяющий все гидроакустические средства лодки. По словам представителей ЦКБ МТ «Рубин», гидроакустика «Борея» превосходит гидроакустические средства американской АПЛ «Вирджиния» — признанного лидера в этой области.

На словах, выходит здорово. Однако не стоит забывать, что «Бореи» строились дважды — при их строительстве используются готовые секции от недостроенных подлодок третьего поколения проектов 971 «Щука-Б» и «убийц авианосцев» проекта 949А. В определенном смысле, подлодок проекта «Борей» не существует – это несколько различных по конструкции атомоходов, несущих от 16 до 20 ракет подводного базирования (а изначально, лодки рассчитывались на 12 ракет «Барк»).

Конечно, это не означает, что «Борей» — копия подлодок третьего поколения. Но учитывая одинаковую конструкцию большей части корпуса, ждать каких-либо радикальных изменений по сравнению с проектами 971 и 949А явно не стоит. Еще пример: на отечественных подлодках четвертого поколения используются ГЭУ на основе реактора ОК-650, практически полностью унифицированные с ГЭУ подлодок третьего поколения – никаких изменений в этой важнейшей области тоже не произошло.

РПКСН «Борей» на фоне исполинской атомной «Акулы» проекта 941

К-535 «Юрий Долгорукий» — лодка во всех смыслах нужная, подводные ракетные крейсеры стратегического назначения одна из главных составляющих «ядерной триады». А современный РПКСН – оружие специфическое. Единственная задача – периодически выходить на боевое патрулирование и, спустя положенный срок возвращаться в родную базу. Без каких либо аварий и технических проблем. Большего от нее не требуется. Появление баллистических ракет подводного базирования с дальностью стрельбы порядка 10 тыс. км позволило современным РПКСН даже не выходить из своих территориальных вод и осуществлять патрулирование там, где присутствие «вероятного противника» сведено к минимуму – Арктика, полярные моря … при необходимости лодка может отстреляться прямо от пирса в Гаджиево.
Относительно простой и дешевый «Борей» с обновленными внутренними системами и проверенным реактором ОК-650 как нельзя лучше соответствует этой концепции.

Гораздо интереснее ситуация с другими представителями отечественного подводного флота – многоцелевыми АПЛ с крылатыми ракетами проекта 885 (шифр «Ясень») . Новейший тип российских подлодок, вне всякого сомнения, подходит под критерии четвертого поколения. Он способен заменить многоцелевые подлодки «Щука-Б», так и «убийц авианосцев» проекта 959А «Антей».

По аналогии с американскими лодками, на «Ясене» установлена гигантская сферическая антенна гидроакустического комплекса, занимающая всю носовую часть лодки,

10 торпедных аппаратов, размещенных в средней части лодки, перпендикулярно продольной оси;

8 ракетных шахт СМ-346, с боекомплектом 32 крылатые ракеты комплекса «Калибр» или П-800 «Оникс»;

Электродвигатель для движения малым ходом (режим подкрадывания);

Обзорная телесистема МТК-115-2 (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50 м);

На «Ясене», как и АПЛ типа «Вирджиния», вместо традиционного перископа установлены непроникающие мачты с видеокамерами, данные с которых поступают на мониторы центрального поста по оптоволоконному кабелю.

Однако, напрямую сравнивать «Ясень» с «Вирджинией» было бы некорректно (в общем то как и «Вирджинию» с «Бореем»): эти лодки созданы для решения различных задач. Российская подлодка значительно крупнее, при этом основной упор сделан на действия в открытом океане. Мощный, многофункциональный корабль станет одной из лучших лодок в своем классе.

Подписание приемного акта затягивается – слишком сложная конструкция требует много времени и сил на доводку всех систем подводного корабля.

Очень важно и мы все это ждем, чтобы кораблестроители не «витали в облаках» по поводу планов на 2030 год, а быстрее передали флоту уже практически готовую АПЛ К-329 «Северодвинск» и строили его аналог «Казань» по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М». Иначе, вести какие-либо разговоры о пятом поколении бесполезно.

Еще по теме подводного флота: вот например или вот . А вот о том, что бывают вы наверное и не знали. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

История отечественного подводного флота знает не один пример того, как в единственном боевом походе субмарина становилась рекордсменом, а ее капитан - легендой. Самый знаменитый пример - подлодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско. Зимой 1945 года она в течение двух недель потопила два немецких транспорта - «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен», и сразу же стала рекордсменом по суммарному тоннажу уничтоженных судов. Но если о победе Маринеско и его лодки известно многим и многое, то о другой лодке и другом командире, сумевшим на 29 лет раньше сделать то же самое - нет. А между тем, 17 мая (по новому стилю) 1916 года подлодка «Волк» под командованием старшего лейтенанта Ивана Мессера, стала самой результативной на Балтийском флоте всего за один день, уничтожив сразу три германских транспорта!

О везучести самой лодки и ее экипажа ходили самые настоящие легенды: в том же 1916 году она четырежды оказывалась на волосок от гибели. Первый раз это случилось на следующий день после блестящей победы 17 мая. Заметив огни приближающегося парохода, лодка пошла на сближение с ним, и только в последний момент сигнальщик увидел огни миноносца, несущегося с кормы. Спасло «Волка» только стремительное погружение: уходившая на глубину субмарина едва разминулась с торпедой, выпущенной с миноносца и прошедшей прямо перед носом у «Волка», торпедисты которого даже услышали шум ее винтов. Второй раз удача улыбнулась «Волку» 10 июня 1916 года, когда наблюдатель на мостике удивился, заметив чайку, которая летела, не двигая крыльями. Вглядевшись, матрос опознал аэроплан, и субмарина вновь успела вовремя нырнуть, так что все семь сброшенных на нее бомб разорвались над нею - так близко, что их осколки потом вынимали из палубного настила. Через девять дней «Волк» едва увернулся от внезапно пошедшего на таран парохода и вернулся на базу со смятыми перископами, но без других серьезных повреждений. А 8 июля по пути домой лодка налетела на германскую гальваническую мину, которая оказалась неисправной: несмотря на сильный удар при столкновении, от которого смялись два ударника мины, она так и не сработала…

Все эти истории лишь закрепили за «Волком» славу любимчика фортуны. Но начало этой легенде было положено не за счет удачи, а за счет усилий офицеров и моряков «Волка». И тем ценнее эта победа, если вспомнить, что экипаж на лодке был необстрелянный: тогда, в мае 1916-го, лодка вышла в свой первый боевой поход после принятия в строй Балтийского флота.

«Волка» заложили на стапелях Балтийского завода в Санкт-Петербурге 15 сентября 1913 года - почти за год до начала Первой мировой войны. Он стал четвертой и последней лодкой в первой серии субмарин типа «Барс» - самого удачного российского проекта того времени. Поскольку лодки этого типа были новыми, времени на их постройку ушло немало: «Волк» был спущен на воду только 25 октября 1915 года, а вступила в строй еще через полгода, 14 апреля 1916 года. Впрочем, это пошло на пользу лодке: к этому времени на вооружение русского флота была принята торпеда нового образца - 45-15, гораздо более мощная, надежная и дальнобойная, чем прежние образцы. Именно такими торпедами и вооружались подлодки типа «Барс»: чтобы стрелять ими, лодки имели по два трубных торпедных аппарата в носу и в корме и по четыре наружных решетчатых торпедных аппарата на палубе. Плюс к тому, на вооружении конкретно «Волка» стояла еще и артиллерия: два орудия - калибра 75 и 57 мм - и пулемет.

Командиром новой лодки, которую Балтийский флот принял в апреле 1916 года, был назначен потомственный моряк - Иван Владимирович Мессер, четвертый, младший сын вице-адмирала Владимира Павловича Мессера, имевшего репутацию опытнейшего морехода и строгого и принципиального начальника. Выпускник Морского корпуса, Иван Мессер в 1903 году начал офицерскую службу в звании мичмана, в 1909-1910 годах прошел переподготовку в Учебном отряде подводного плавания в Либаве (нынешней Лиепае), давшем России немало будущих легенд русского подплава Первой мировой; в частности, однокашниками Мессера были Александр Гарсоев и Иван Бровцын. К апрелю 1916 года Иван Мессер был уже опытным подводником: за его спиной была служба помощником командира на подлодках «Пескарь», «Аллигатор» и «Белуга», а потом - командование той же «Белугой» и подлодкой «Кайман». Именно на ней Мессер добился своего первого успеха, в октябре 1915 года захватив в проливе Оландсгаф германский пароход «Шталек» и приведя его в Мариехамн, где в то время базировались русские подлодки.

Подводная лодка «Волк» в Ревеле у борта плавбазы «Тосно». Фото: deepstorm.ru

В первый поход Иван Мессер повел свою новую лодку в новом звании: за восемь дней до того, как «Волк» вступил в строй Балтфлота, его капитан надел погоны старшего лейтенанта. При этом команду лодки практически полностью сформировали из моряков, не имевших боевого опыта. Среди них был и лейтенант Вадим Подерни - впоследствии известнейший подводник, пропагандист подводного плавания. В тот поход он шел вахтенным офицером «Волка», и именно ему мы обязаны возможностью из первых рук узнать историю победного для лодки дня 17 мая. Лейтенант Подерни, выступая под псевдонимом «лейтенант Веди», подробно рассказал о них в своей книге «На подводной лодке в 1916 году» , в которой он, видимо, секретности ради, переименовал лодку в «Волчицу».

Вот отрывок из этой книги, по которому можно судить, каким напряженным был тот день для экипажа «Волка»: «Последний привет товарищей, добрые пожелания командующего флотом, и мы выходим для следования в дальний путь, в чужие воды. «Волчица», так звали нашу подводную лодку, выходит на добычу. Что-то ожидает её, открывающую в этом году боевой сезон? Бросив последний взгляд на скрывающийся порт, мы как бы вступаем в мир иных переживаний. Все береговое отлетело. Весело стучали машины и радостно отзывались в нашем сердце. Каждый оборот винта приближал нас к желанной и долгожданной цели. Когда мы легли на грунт, то, усевшись за стол, в ярко освещенной электрическим светом кают-компании, завели граммофон и принялись за чаепитие. Предстоящая операция нас волновала, и, несмотря на течение драгоценных часов отдыха, долго никто не ложился спать. Мы были накануне событий, и наше состояние духа я уподобил бы состоянию ученика перед выпускным экзаменом. И жутко, и весело! Еще бы! - мы первые в этом году отправляемся доказать немцам, что им придется считаться с русскими лодками. Что-то будет? Вместе с бравым и опытным командиром мы, новички (а таких было несколько среди офицеров), всячески обсуждали предстоящие возможности и поучались у него различным указаниям».

Рано утром 17 мая 1916 года «Волк» вошел в Норчепинскую бухту, где на выходе из шведских территориальных вод лодка и устроила засаду. В то время главной задачей русских лодок считались атаки торговых судов, на которых из Швеции в Германию поставлялись железная руда и металл. Охота на них была делом непростым. Согласно строгим приказам из Петрограда, российские моряки действовали строго по призовому закону: всплывали, останавливали транспорты, определяли по документам принадлежность судна и характер груза, и если получали право потопить судно, давали экипажу возможность сесть в шлюпки. Германские же моряки шли на любые ухищрения, чтобы избежать такого досмотра: закрашивали знаки на трубах, не поднимали флаги, маскировали щитами силуэты судов и даже устанавливали на палубах орудия для обороны.

Именно такой замаскированный транспорт - немецкий пароход «Гера» - «Волк» и встретил первым. Вот как описывает остановку судна в своих воспоминаниях лейтенант Подерни: «- Немец! - слышится сверху. - Всплывай! Сразу на душе становится возбужденно-весело. У всех в глазах пробегает огонек. Вот уже открыт люк, в него на шесте просунут сигнал по международному своду, приказывающий купцу немедленно остановиться. «Бум, бум», - слышатся орудийные выстрелы, сотрясающие корпус лодки, - это мы подтверждаем свой сигнал угрозой. Внизу все кончено, и я вылезаю наверх. Невдалеке от нас, с застопоренной машиной, стоит громадный купец, и на корме у него развевается только что поднятый германский флаг. - Попался, голубчик! - радостно и взволнованно восклицает командир».

«Гере» позволили эвакуировать экипаж, взяли в плен капитана с судовыми документами и картами, и после этого «Волк» потопил пароход торпедой. Со второй целью, германским пароходом «Кольга», церемонились меньше: остановившись после предупредительных выстрелов, пароход внезапно бросился наутек, и его потопили, попав торпедой точно в середину корпуса - как говорят подводники, «под трубу». А пароход «Бианка», встреченный уже к вечеру, повел себя так же, как «Гера», и точно так же был потоплен после эвакуации экипажа и пленения капитана.

20 июля в четвертом боевом походе подлодка «Волк» потопила свой четвертый приз - груженный железной рудой транспорт «Дорита», став самой результативной подлодкой на Балтике за всю Первую мировую войну. Лодка благополучно пережила и ее, и обе революции - Февральскую и Октябрьскую, и знаменитый Ледовый поход Балтфлота и до 1925 года служила в качестве боевой. Потом она стала учебной и в этом качестве прослужила еще десять лет, пока в 1935 году не была списана и разделана на металл.

А ее легендарный командир Иван Мессер не сумел остаться в России. После 1918 года он, уволенный из русского флота, уехал с семьей в Архангельск и там вступил в Белую армию. Служил начальником Службы связи флотилии Северного Ледовитого океана, затем - начальником отряда ледокольных судов Северной флотилии и дослужился до звания капитана 1-го ранга. В 1920 году Иван Миллер с семьей, не дожидаясь, когда части Красной Армии войдут в Архангельск, эмигрировал - сначала в Сербию, а потом в США. Именно там, в городе Кливленде (штат Огайо) капитан 1-го ранка Иван Мессер, кавалер орденов Святой Анны 2-й, 3-й и 4-й степени, ордена Святого Станислава 2-й степени с мечами и ордена Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, и умер 16 декабря 1952 года, незаслуженно преданный забвению на Родине.

Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская АПЛ 3-его поколения проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО - Akula), выполненная в масштабе 1/350 китайской фирмой Hobby Boss.

Прототип:

Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения в июле 1976 г. было принято решение создать на базе "горьковского" проекта 945 новую, более дешевую АЛЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали.

Набор:

Длина модели составляет 314,5 мм.
Модель в исполнении китайцев имеет ряд недостатков, некоторые из которых весьма серьезные и исправить их не получится. Попробую обозначить некоторые из них:

  • неверные обводы рубки;
  • рубка смещена относительно корпуса в корму;
  • слишком тонкие КГР;
  • неверное членение верхнего пера ВР на малый и большой (перевернут вверх ногами).
  • неверные по форме и расположению шпигаты;
  • слишком узкая рубочная дверь в носовой стенке рубки;
  • неверные крышки волнорезных щитов ТА в легком корпусе.

А вот имитация водозаборников системы охлаждения ГК турбины мне понравилась. Очень толково сделаны. Другие геометрические размеры модели не проверял, сказать ничего не могу.

Кому интересна более точная модель лодки, то следует обратить свое внимание на модель Северодвинских коллег от Polar Bear. Модель там тоже не без сюрпризов, но более точная, правда, и более дорогая.
Я решил собрать эту китайскую поделку, и посмотреть что за «буратино» получится!

Сборка:

Сборка проходила на дружественном сайте каропка.ру.
Как всегда, начал работать с корпусом. Вырезал отверстия под крупные ПМУ в крыше ограждения рубки, немного углубил вырез под ходовой мостик. Из пластика 0,13 мм сделал торцевые шайбы на НГР.

Срезал с корпуса имитацию кнехтов и сделал их заново из латунных трубочек 0,8 мм и проволоки 0,2 мм.
Все ВУ пришлось изготовить практически заново из медицинских иголок и подручных материалов . Только голову ПМУ «Синтез» (конус) использовал из коробки .
Также пришлось исправить верхнее перо ВР, развернув его вверх ногами. Ну и соответственно передвинуть вниз промежуточный кронштейн крепления.

Окраска:

Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya , Gunze Mr. Color. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем подводная часть и, наконец, надводная.

Декали использовал из набора. Подложка у декалей тонкая, они хорошо позиционируются и привариваются спецжидкостями, я пользовался Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен. Но китайцы допустили пару неприятных промахов. Во-первых, марки углубления отпечатаны на один борт, во-вторых, т.н. «решетки» излишне толстые.

Итак, коллеги модель перед Вами - приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!







Закрытие ИП