Самые маленькие самолеты в мире. Самые лёгкие самолёты в мире

Маленькие военные самолёты

Далеко не все когда-либо существовавшие военные самолёты обладали большими габаритами. Были среди них и самолёты со «скромными» размерами. Одним из таких стал «Ш-тандем». Его вес без брони составлял немного более трёх тонн. Самолёт был сделан из дерева. Его габариты – восемь с половиной метров в длину при размахе передних крыльев в крайних точках – одиннадцать метров, а задних крыльев – семь метров. Благодаря своим миниатюрным размерам, он использовался в СССР в качестве катапультного разведчика для крейсеров и линкоров, а так же как разведчик-корректировщик, благодаря хорошей схеме защитного огня и высокой скорости. Его серийное производство началось летом 1940-го года.

«Ш-тандем» один из первых маленьких самолетов был выполнен из дерева

Среди небольших маленьких российских самолётов – Як–130. Вес этого лёгкого истребителя – четыре с половиной тонны. Он способен развить скорость до одной тысячи пятидесяти километров в час. Данный самолёт может использоваться как в качестве боевого, так как и в качестве самолёта для обучения пилотов.



Як–130 небольшой отечественный истребитель

К лёгким российским истребителям относится и КБ Сухой. Он меньше истребителя Су-27. Его масса – восемнадцать с половиной тонн, а предельная скорость – две тысячи шестьсот километров.



F-16 «Файтинг Фалкон» маленький американский боевой самолет

На вооружении США находятся такие лёгкие самолёты, как истребители F-16 «Файтинг Фалкон». Предполагается, что с 2018-го года начнётся выпуск F-35А, пока же построена всего дюжина таких истребителей. Маленькие военные самолёты используются морской авиацией США – это машины F/А-18 «Хорнет» четырёх модификаций. В данное время заканчивается работа над разработкой боевого беспилотника Х-47В.

В последние годы значительно возрос спрос на самолёты, используемые для целей корпораций и индивидуальных деловых поездок. Речь о самолётах для деловых людей. Предполагается, что этот рынок будет развиваться более динамично, чем рынок военной авиации.



Салон небольшого пассажирского самолета Global 5000

Канадский концерн «Bombardier Aerospace» является лидером в секторе маленьких пассажирских самолётов . Им созданы такие самолёты для бизнеса, как Global 5000 и Continental, которые способны принять на борт до восьми пассажиров. Известно, что лидером по спросу на самые маленькие пассажирские самолёты для бизнеса является такая европейская страна, как Германия.

Так же пользуются спросом маленькие самолёты с дизельным мотором. Ими интересуются спортсмены-любители и состоятельные люди. Такие самолёты активно используются на американском рынке, где с их помощью перевозят небольшие партии грузов. Так, самолёт французской фирмы Sokata, названный «Generation Two», оснащён турбодизелем и предназначен, в том числе, для перевозки габаритных грузов. Производством подобных небольших самолётов занимаются чешские, польские и германские самолётостроители.



Производством маленьких самолетов чаще всего занимаются европейские компании

В последние годы, особенно в странах «большой семёрки», небольшие самолёты заменяют автомобили. В «наилегчайшем весе» на берлинской выставке лидировали чешские и германские авиастроители. Между собой они конкурируют не столько по весу и габаритам, сколько по комфорту для пассажиров, расходу топлива и наилучшей аэродинамике.

Самые распространённые маломестные отечественные пассажирские самолёты – это двухместный Як-52, четырехместный Як-18Т, десятиместный L-410 и Як-40.

Сколько стоят маленькие самолёты

Сегодня наблюдается настоящий бум в малой военной авиации, в отличие от авиации, предназначенной для перевозки большого количества пассажиров. Среди самых маленьких самолётов – новый миниатюрный военный самолёт-шпион, созданный американскими конструкторами CyberBug. Стоимость разработки каждого такого «кибер-жука» обходится в тридцать тысяч долларов. Он управляется посредством пульта управления, поднимается на высоту сто пятьдесят метров и может управляться при дальности полёта до семнадцати километров.



Малую авиацию часто используют военные

Иметь собственный маленький самолёт – удовольствие не из дешёвых. По мнению специалистов, такое приобретение не окупится никогда. Тем ни менее, обеспеченные люди уже давно проявляют интерес к личной летательной технике.

Самый маленький самолёт в мире

В книге рекордов Гиннесса как самый маленький самолёт отмечен созданный в 1948-ом году в Сан-Диего (США) микросамолёт «Wee Bee». При длине четыре метра двадцать пять сантиметров, длина его крыльев составляла пять с половиной метров. Эта «пчёлка» развивала скорость до ста тридцати километров в час.

Позже, в том же 1948-ом году, «пчёлку» потеснил другой маленький самолёт в Книге рекордов Гиннесса – лидером стал самолёт-малютка «Джуниор» или «Малыш». Его размах крыльев – два метра семьдесят сантиметров, длина три метра сорок сантиметров, а максимальная скорость - двести сорок километров.


Wee Bee самолет, попавший в книгу рекордов Гиннесса из-за своих размеров

В начале пятидесятых годов появился новый миниатюрный самолёт, созданный по схеме биплана. Его название – «Скай Бэби», а родина - Калифорния. При длине три метра, вес составил всего двести пять килограмм. Управлять им было неудобно и сложно, однако этот самолёт развивал скорость до двухсот девяноста километров и потеснил в книге рекордов Гиннесса своего предшественника.

Следующий рекорд был зафиксирован в 1984-ом году. Его создатель Роберт Старр назвал своё детище «Бамбл Би» или «Шершень». При длине в два метра девяносто сантиметров, размах крыльев составлял всего два метра, а вес – двести сорок восемь килограмм. «Малютка» развивала скорость до двухсот девяноста километров.

Уже в том же году самым маленьким был признан самолёт, созданный Дональдом Ститсом «Бэби Берд». Его вес составлял всего лишь сто пятнадцать килограмм, при размахе крыльев один метр девяносто сантиметров.



Этот маленький самолет создатель назвал Шершнем

Казалось, что создать самолёт меньших размеров невозможно, однако Роберт Старр сделал такую попытку. Размах крыльев его нового самолёта составлял один метр семьдесят сантиметров при весе сто восемьдесят сантиметров. Как предполагал создатель, его «Бамбл Би-2» должен был развивать максимальную скорость до трёхсот километров в час. К сожалению, подтвердить свои возможности этому самолёту-малютке не удалось, так как при первом же вылете случилась беда: «Бамбл Би-2» с высоты сто двадцать метров он упал по причине заглохшего мотора. Это произошло в мае 1988-го года. За штурвалом был сам Роберт Старр, который чудом остался жив. Он получил множество травм, стремясь занять новую строчку в Книге рекордов Гиннеса.

Таким образом, самым маленьким самолётом-монопланом в мире считается на сегодняшний день, изобретенный Дональдом Ститсом «Бэби Берд», а самым миниатюрным самолётом-бипланом - тот самый «Бамбл Би-2», погибший при первых полётах и являющийся изобретением Роберта Старра.

Возможно, что пройдёт время, и эти рекорды будут побиты.

Наверняка кто то мечтал о реактивном самолете,представляя его большим и сильным на зависть всем винтолетающим товарищам. Ан нет,оказывается все может быть совсем наоборот,что кстати нисколько не умаляет мастерства пилота.... Итак,самый маленький реактивный самолет в мире,управляемый человеком изнутри так сказать.. Microturbo FLS Microjet, наследник BD-5 Micro ,серии маленьких,одноместных самодельных самолетов,разработанных в конце 1960х авиационным конструктором Jim Bede и представленных на рынке в виде китов,производимых ныне не существующей Bede Aircraft Corporation в начале 1970х.

сайт организаторов шоу этого самолета
сайт производителя
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Microturbo FLS Microjet C/N 2010701 N60LC первый экземпляр данного вида. Взлет его трудно было зафиксировать в силу закрытости той части ВПП от взоров публики.

5 мая 2011 года самый маленький реактивный самолет FLS Microjet производства американской BD-Micro Technologies (BMT) закончил первую фазу летных испытаний. Летательный аппарат показал соответствие фактических характеристик расчетным, а по ряду показателей даже превзошел их.

Современная версия старого и проверенного BD-5J готова к серийному выпуску. Штучное производство уже начато, а компания ВМТ приступила к приему заказов на поставку комплектов для сборки. Стоимость модели пока не названа.

Концепция одноместного реактивного самолета для самостоятельной сборки была разработана авиаконструктором Джимом Беде в конце 60-х годов. В начале 70-х компания Bede Aircraft Inc, им основанная, начала массовое производство моделей с поршневым или реактивным двигателем на выбор.Пытались приспособить даже турбопроп,а также сделать из всего этого моторный планер,что глядя на источник вдохновения можно сразу назвать не очень хорошей идеей.

Реактивный самолет при цене менее $2000, самолет обрел огромную популярность. Компания получила более 12,000 заказов на самолеты заводской сборки и более 5,000 – на комплекты для сборки.

Но ни один самолет не был собран на заводе из-за проблем с выбором надежного двигателя. До банкротства компании в середине 70-х руками владельцев было собрано всего несколько сот штук, некоторые из которых летают и сейчас.

В 1992 году BMT решила возродить проект. Апгрейд дизайна и изменения концепции вылились в создание новой линейки самолетов, названной FLIGHTLINE Series или FLS. Самолет приобрел более безопасные крылья, уменьшившие скорость сваливания и с более крепкими лонжеронами.

Между кабиной и фюзеляжем появилась перегородка, а в список оснащения вошли современные системы, в том числе, сдвоенная цифровая панель приборов, электрическая система с тройным резервированием, рычаг и кнопки управления двигателем HOTAS.

Согласно утверждениям представителей компании, самой значительной доработкой стала силовая установка Quantum Turbine Powerplant System с двигателем TJ100, оснащенным FADEC и развивающим тягу 120 кг. Не могу сказать,что такая тяга для самолета с максимальным весом за 300 килограмм это прямо достижение,но,что есть,то есть...

Владелец первого FLS Microjet(наш борт), Джастин Льюис из компании Lewis & Clark Performance, проводил летные тесты модели в Ньюпорте (штат Орегон, США). Как он заявляет, самолет легко управляем, несмотря на его высокие летные характеристики. Он же и демонстрирует этот самолет на многочисленных авиашоу. Такой показ стоит от 3 тыс уе.

Даже не верится, но при весе пустого самолета 190 кг он может взять на борт до 200 кг полезной нагрузки, в том числе до 178 л топлива. Длина разбега составляет 450 м, а пробег – 300м. Думаю и то и другое совсем непросто. Было бы интересно узнать скорость захода,но исходя из скорости сваливания в 65 узлов,думаю они не меньше 85 узлов. На такой букашке это непросто.

FLS Microjet способен развить скорость до 250 км/ч воздушной. Максимальная продолжительность полета – 2,5 часа.

В настоящее время для получения разрешения на управление этим джетом требуется пройти курс наземного обучения и летной подготовки, а затем получить от FAA Letter of Authorization (LOA), разрешающее продолжение летного обучения. К слову, такое письмо выдается пилотам, имеющим общий налет не менее 1000 летных часов, 100 из которых – на реактивном самолете. По окончании программы необходимо сдать летный экзамен инспектору FAA. Сами программы летного обучения можно получить в компании BD-Micro.

Самостоятельная сборка должна выполняться по специальной программе оказания помощи под контролем со стороны компании. Выполнение пунктов программы является гарантией того, что сложная машина собрана правильно и эффективно. Программа так же позволяет зарегистрировать Ваш FLS Microjet в FAA, как экспериментальный самолет.

а пока насладитесь его полетом.

Фото 16.

Он демонстрировал почти полный комплекс фигур высшего пилотажа ,да в придачу сопровождал это все дымом. Значит где то еще умудрились втиснуть дымосистему с баком для масла.

Фото 18.

Фото 19.

Дым на фоне большого

Фото 21.

Так оценить размер самолета по отношению к пилоту гораздо проще.

Пилот на этом самолете:Justin “Shmed” Lewis.

Он родился в Texas и вырос в Virginia, Justin начал летать в 14, и получил свое пилотское в 17. В 1999, он окончил University of North Dakota по специальности авиационный инженер,получив попутно Multi-Engine Commercial Pilot Certificate, и Flight Instructor Certificate.

Он работал пилотом-инструктором несколько лет,пока не отправился в Navy Officer Candidate School. После поступления,он женился на Sarah Clark Lewis, благодаря которой и добился всего по его разумению.

После окончания Navy flight school, Justin в 2001 стал пилотом реактивной авиации. Его призвали в качестве пилота F-14D Tomcat ,а в 2004, он перешел на E-6B Mercury (модификация Boeing 707). В 2007, его отправили на дальнейшую подготовку в качестве Navy fighter и пилота с авианосца на T-45 Goshawk.

После приблизительно 11 лет активной службы, Justin продолжил преподавать на T-45 как военно-морской резервист,до вступления в Arkansas Air National Guard в 2011.

В настояшее время Justin сертифицированный пилот транспортной авиации и плюс к этому летает на A-10C в Национальной гвардии. Ну и авиашоу для души:-)))

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Посадка,шасси убираются как можно понять

Фото 40.

Фото 41.

Ан нет,полоса занята или еще чего и он уходит на второй круг.

Модификации:
BD-5 прототип и начальный кит для производства самолета с короткими крыльями
BD-5A вариант с еще более короткими крыльями, размах крыла 14ft 3in (4.34 m) для более высокой скорости и пилотажа.
BD-5B основной производимый кит с поршневым двигателем с размахом крыла 21ft 6in (6.55 m). Киты еще были доступны в 2011.
BD-5D построенный на заводе самолет.
BD-5G кит с поршневым двигателем с размахом крыла 17 ft (5.2 m) и весом 660 lb (299 kg). Киты еще были доступны в 2011.
BD-5J версия с реактивным двигателем Sermel (Microturbo) TRS-18-046 turbojet, бывшим ВСУ.
BD-5S планерная версия с убирающимся двигателем и увеличенным размахом крыла. Испытания показали бесперспективность и работы были прекращены.
BD-5T версия с турбопропом от BD Micro Technologies из Siletz, Oregon оснащенная двигателем Solar T62.
Acapella 100/200 необычный вариант BD-5, Acapella 100, появился в начале 1980х. Разработчик Carl D. Barlow из Option Air Reno добавил к BD-5 фюзеляжу двухбалочное хвостовое оперение и оснастил поршневым двигателем 100 hp Continental O-200. Позже установили 200 hp Lycoming IO-360, а крыло укоротили с 26.5 футов до 19.5, и назвали Acapella 200. Прототип этого самолета совершил свой первый полет 6 июня 1980 года,под управлением пилота Bill Skiliar. Но летал он хреново и плохо управлялся. Только один прототип и был построен,а потом его подарили музею Experimental Aircraft Association"s Airventure в Oshkosh, Wisconsin, USA, где вы его можете и сейчас увидеть.
FLS Microjet модель производимая в виде кита BD-Micro Technologies и оснащенная реактивным двигателем Quantum Turbine TJ100. В 2011 году 500 часовой кит продавался за US$189,500.

Но вот шоу завершено и самолет с пилотом на земле.

ЛТХ Microturbo FLS Microjet
Размах крыла 5,18 м
Длина 3,91 м
Высота 1,71 м
Площадь крыла 3,51 кв. м
Ширина по центроплану 1,22 м
Размах горизонтального оперения 2,23 м
Длина кабины 1,63 м
Ширина кабины 0,6 м
Высота кабины 0,91 м
Вес пустого 416 фунтов
Взлетный вес 860 фунтов
Полезная нагрузка 194 кг
Запас топлива 30 gal
Взлетная дистанция 548 м
Посадочная дистанция 305 м
Скороподъемность 12 м/сек
Посадочная скорость 108 км/ч
Макс скорость 515 км/ч
Дальность 200nm
Макс перегрузка +-6 g
Высота 7925 м
Двигатель: Quantum Turbine System PBS TJ-100
Макс высота 9144 м
Тяга (На уровне моря) 265 фунтов
Расход топлива (При максимальной тяге) 128,4 кг/ч
Вес двигателя 38,5 кг
Длина двигателя 685 мм
Диаметр двигателя 330 мм
Тип топлива Jet A, JP4-JP5
Тип масла MIL-L-23699

Самый маленький самолет – это не просто детская игрушка: это гениальное инженерное изобретение, на котором может летать человек. Звание «самый маленький самолет» хотели получить многие инженеры и изобретатели для своих творений, но его завоевали только несколько самолетов в трех категориях.

Самый маленький одномоторный самолет.

Длина самолета составляет менее трех метров, размах крыльев – чуть более двух метров. Высота «детского самолета» составляет полтора метра.

Миниатюрный самолет создан специально для того, чтобы быть самым маленьким в мире. Создал его Рэй Ститс в 1952 году. Из-за своей главной цели – создание самого миниатюрного самолета , удобствоSkyBaby минимально: в нем неудобно сидеть, ноги при посадке и взлете находятся очень близко к двигателю и винту, а между колен – карбюратор и бензобак. Зато двигатель мог развивать до 112 лошадиных сил.

Еще одной проблемой малыша был центр тяжести: поскольку самолетик был очень легким, человеку нужно быть крайне осторожным в полете, так как все движения сильно отдаются на управлении.SkyBaby попал в Книгу рекордов Гиннеса, после чего был отдан в Национальный музей авиации и космонавтики.

Самый маленький двухмоторный самолет.

Он имеет два двигателя, крылья расположены снизу, сразу под ними шасси.имеет размах крыльев 4.9 метров, длина самолета – 3.9 метра. На земле самолет может уменьшать свои размеры – для этого нужно убрать выпирающие части. Максимальная скорость самолета составляет 200 километров в час.

На сегодня самолет разобран: комплект включает в себя 200 страниц инструкций по сборке. Чтобы собрать этого двухмоторного малыша Кри-Кри, потребуется 2000 часов.

Самый маленький реактивный самолет.

Самый маленький реактивный самолет в мире – BD-5. Спроектировал его и собрал Джим Беде – американский конструктор в 1950 году.

Самолет имеет удивительный дизайн – на первый взгляд он похож на космический корабль из-за маленьких крыльев. BD-5 имеет маленькую длину, маленький винт либо реактивный двигатель (существует две вариации самолета: винтовая и реактивная). В зависимости от модификации самолет имеет разный размах крыльев: 4.26 метра при реактивном двигателе, 6.55 – при наличии винта. BD-5 может похвастаться не только большой скоростью – 484 километра в час – но и малым весом, который составляет всего 162 килограмма.

ПЕРВЫЕ "МАЛЫШИ"

Попытки построить самый маленький самолет неоднократно предпринимались разными конструкторами по всему миру. Однако именно в Соединенных Штатах соревнование "кто меньше" вылилось в напряженную "гонку", растянувшуюся без малого на сорок лет. Как положено, ей сопутствовали соперничество и конфликты, риск и авантюры, аварии и травмы.

Первый шаг был сделан в 1948 году, когда в Сан-Диего (шт. Калифорния) конструкторы Кен Ковард, Уильям Чана и Карл Монтихо создали первый "рекордный" микросамолет - "Wee Bee". Это был цельнометаллический моноплан, оснащенный мотором "Кикхефер" в 30 л.с. Размах крыла машины составлял 5,5 метров, длина - 4,25, шасси было выполнено трехстоечным, с носовой стойкой, максимальная скорость самолета составляла 130 км/ч, посадочная - 72, дальность - 50 миль. Нагрузка составляла 90 кг, включая пилота и топливо. Чтобы максимально уменьшить вес, "сэкономили" на кабине: пилот размещался, лежа поверх фюзеляжа. "Пчелка" совершила несколько полетов, и в том же 48-м году была внесена в Книгу Рекордов Гиннеса как легчайший самолет в мире, после чего перекочевала в экспозицию Авиакосмического музея Сан-Диего (сгорела при пожаре в 1978 году).


В том же 1948-м в "гонку" вступает ее главное действующее лицо - талантливый изобретатель и энтузиаст легкомоторной авиации инженер Рэй Ститс. Он был известным конструктором, обладал множеством патентов в области авиационных технологий, самым существенным из которых считается патент на многослойную тканевую обшивку. Рэй и его помощник Мартин Янгз создали свой "Джуниор", при этом использовав много деталей с армейского "Тэйлоркрафт" L-2. "Малыш" длиной 3,4 метра и размахом (в трех модификациях) от 2,7 до 2,8 м был оснащен мотором "Континентал" мощностью 65 л.с. (позже - 75 л.с.) и развивал скорость до 240 км/ч. Самолет, обозначенный N1293, потеснил "Пчелку" в Книге Рекордов Гиннеса на ближайшие три года (до появления новой модели Ститса - "Скай Бэби").

В этом немало помогла и "осечка" еще одного конкурента - инженера из Лос-Анджелеса Уилбура Стэйба. Его "Литтл Бит" (рег. номер N9V) был еще меньше (размах крыла - 2,3 м) и имел более мощный (85 л.с.) мотор, однако был сделан, что называется, "на живую нитку". До полетов дело не дошло - чиновники FAA запретили "Бит" с формулировкой "опасный для жизни и здоровья пилота" (позже Стэйб переконструировал машину в самолет с большим размахом крыла).

НОВЫЙ ЧЕМПИОН

Ститс не оставил вызов без внимания. В начале 1950-х он спроектировал новый самолет - "Скай Бэби", уже по схеме биплана, что позволило уменьшить размах до 2,18 метра. Длина составила 3 м, вес увеличился до 205 кг пустого (302 кг - взлетный). Фюзеляж имел основой ферму из тонкостенных металлических труб, крыло имело деревянный силовой набор, хвостовое оперение - тоже сварено из трубок; обшивка (хвостовая часть фюзеляжа, крыло и хвостовое оперение полностью) - ткань. Особенностью конструкции нового биплана был отрицательный вынос верхнего крыла (впервые примененный еще в 30-е годы на знаменитом самолете Уолтера Бича "Стаггервинг") и предельно плотная компоновка агрегатов. Вход в кабину осуществлялся через единственную дверь (с левого борта). Плоскости крыльев были сделаны с повышенным запасом жесткости, т.к. крыльевые стойки (которые мешали бы посадке в кабину) отсутствовали. Кабина была чрезвычайно тесной, однако, с этим приходилось мириться. Самолет (рег. номер N5K) был построен Ститтсом у себя дома, в г. Риверсайд (шт. Калифорния) к концу 1951 г. Рэй хоть и имел пилотскую лицензию и около 600 часов налета на легкомоторных самолетах, справедливо опасался, что не справится с машиной. Был приглашен опытнейший летчик - Роберт Старр, пилот, работавший для компании "Локхид". По окончании военной карьеры он (уже имевший налет в 15 ООО часов) работал летчиком-испытателем и, будучи таким же энтузиастом, как и Ститс, "дал себя уговорить", получив в 1950 г. предложение о сотрудничестве. К весне 52-го биплан был готов к полетам, а опыт авиаконструктора, приобретенный Робертом, еще пригодится много лет спустя, когда он, разругавшись с коллегой, построит собственный микросамолет.


Первый полет "Скай Бэби" совершил в апреле. Старр характеризовал самолет как "экстремально резкий", особенно при работе элеронами. Пилотирование "Малыша" было сопряжено с большим дискомфортом - раскаленный мотор чуть не упирался в колени пилота, при полностью "отданной" вперед педали обувь упиралась изнутри в "передок" капота, всего в 2-3 дюймах от вращающегося винта. Более-менее устойчиво удавалось летать по прямой, при маневре приходилось работать рулями исключительно чутко и осторожно. Зато аэроплан обладал прекрасными скоростными характеристиками (по динамике полета Старр сравнивал "Скай Бэби" с "Мустангом") - мотор "Континентал" в 65 л.с. разгонял машину до 290 км, при этом посадочная скорость составила 96 км/ч.

Дебют состоялся на авиашоу в Детройте, а за время с апреля по ноябрь 1952-го энтузиасты вдоволь поколесили по Соединенным Штатам, выступая с показательными полетами. На одном из них (мир тесен!) Старр повстречал того самого Арта Дэвиса, давшего ему в конце 30-х путевку в небо.

Снова рекорд и - новая строчка в Книге Рекордов Гиннеса! Новый "самый маленький в мире" вызвал ажиотаж, многие аматоры заинтересовались чертежами, но Ститс разумно решил не рисковать чужими жизнями, в чертежах отказал всем и самолет решил "поставить на прикол". Двадцать лет машина стояла в ангаре хозяина, в 1972-м "Бэби" стал экспонатом Национального авиакосмического музея, а в последнее время - сдан напрокат в музей Ассоциации легкомоторной авиации (ЕАА) в г. Ошкош (шт. Висконсин). По словам Рэя, в начале 50-х он каждую неделю массу времени тратил на киносъемках, в научных передачах на ТВ, в редакциях журналов, но это не давало, ни копейки заработка. Пришлось оставить экзотические проекты и вернуться к самолетам, могущим дать коммерческую прибыль. Следующими моделями Ститтса были уже обычные "ультралайты" ("Флэт- Бэг", "Скайкупе" "Плэймэйт", "Скито" и др.), строившиеся в 1960-е годы.

Напарники поссорились очень быстро. Оба имели непростой, тяжелый характер - конструктор (Ститс) задвигал "в тень" коллегу, в одиночку пожиная плоды успеха, а пилот (Старр) обижался на это и считал себя обойденным славой.

ГОНКА ДЛЯ "ГИННЕССА"

Решив "утереть нос" коллеге-обидчику хоть на старости лет, в 1979-м 60-летний Старр дома, в Аризоне, начал строить самолет еще меньшего размера, назвав его "Бамбл Би" ("Шершень"). Конструкция изменилась мало - все тот же бесстоечный биплан, скомпонованный по "стаггер-винговской" схеме, только из-за установки более мощного и тяжелого мотора кабина пилота сдвинулась назад, шайбы на концах крыльев и стабилизатора значительно улучшили аэродинамику, обшивку фюзеляжа теперь составляли листы дюралюминия. "Шершень" имел больший вес (пустой - 248, взлетный - 329 кг) и меньшие размеры (длина - 2,9 м, размах - 2 м). Постройка обошлась Старру в $6500, почти втрое-вчетверо дороже обычного самодельного "ультралайта". Запоздалые "потуги" Боба вызывали шутки коллег. Тот отвечал: "Многие напоминают мне, что шершень не летает, то же самое говорят и о моем самолете. Но я берусь доказать, что это - не так".

Первый полет состоялся 28 января 1984 года. Мотор "Континентал" в 85 л.с. позволил развить максимальную скорость 290 км/ч, при этом посадочная составила почти 130 км/ч, потолок - около 1500 метров. Самолет, подобно предшественнику, оказался очень чутким в управлении, требующим от пилота максимальной аккуратности. О турне и полетах Боба на авиашоу не было и речи (в его-то возрасте!), и когда Книга Рекордов Гиннеса зарегистрировала "самым маленьким самолетом в мире" желто-полосатое детище Старра, самолет (рег. номер N83WS) отправился в ангар, а потом - в музей (Pima Air Museum в г. Тусон, Аризона).


Однако "почивать на лаврах" пришлось недолго - в том же году сын Ститса - Дональд совершил полет на еще меньшем самолете. Новый самолет, названный "Бэби Берд", Ститс-младший начал строить еще в 1980-м, причем помощниками были его жена и двое детей. Моноплан был построен по схеме с высокорасположенным крылом и трехстоечным шасси с носовой опорой. Как и "Скай Бэби", машина имела металлическую ферму фюзеляжа и деревянное крыло с обшивкой из ткани. Размеры снова уменьшились (длина - 3,4 м, размах - 1,9 м). Вес составил 115 кг пустого и 225 - взлетный. Скорость с 5 5-сильным мотором "Хирт" и 44-дюймовым винтом - лишь 175 км/ч. Пилот Гарольд

Немер (как и Старр - тоже отставной военный летчик) сначала опробовал самолет на пробежках, а 4 апреля совершил первый полет. За пять лет "Птенец" совершил 35 вылетов и в 1989 году занял место в том же самом музее ЕАА, рядом с "крылатым предком" "Скай Бэби".

Потеря рекорда сыграла с Робертом Старром злую шутку. Рекордные самолеты почти достигли своих минимальных размеров, управление ими проходило на грани риска, однако в попытке вернуть себе первенство Боб рискнул снова уменьшить размеры своего "Шершня".

"Инженеры-аэродинамики говорят мне: "Господи, эта вещь не может летать!.." Но он летает. Так же, как и предыдущие рекордные самолеты", - хвастливо заявлял Старр. "Бамбл Би-2" (получивший номер предшественника - N83WS) был фактически уменьшенной в масштабе копией первой модели (лишь чуть изменилось капотирование мотора). Размах крыла был уменьшен до 1,7 метра, при этом самолет получился еще легче - вес пустого составлял 180 кг, предполагалось, что с 85-сильным мотором машина превзойдет рубеж скорости в 300 км/ч.

Самолет успели сфотографировать на пробежках-"подскоках" по аэродрому, однако в первом же вылете, 8 мая 1988 года, случилась беда: прямо над аэродромом г. Феникс (Аризона) на высоте около 120 метров у "Шершня-2" заглох мотор. Несмотря на все усилия пилота, самолет камнем упал на взлетно-посадочную полосу и разрушился. 64-летний Старр, несмотря на тяжелые травмы, сумел как-то выбраться из обломков, после чего надолго угодил в больницу. Новая строчка в Книге Рекордов едва не стоила человеческой жизни, и, понятное дело, на этом соревнование "кто меньше" прекратилось. Упреждая новые попытки, в Книгу Рекордов Гиннеса моноплан Ститса-младшего "Бэби Берд" записали как "самый маленький в мире моноплан", а погибший "Бамбл Би"-2 Старра - как "самый маленький в мире биплан".

Самый маленький самолет в мире Е-12 был сконструирован ульяновскими авиалюбителями на основе одноместного французского сверх легкого самолета под названием «Сверчок», который при массе 170 кг и скорости 200 км/ч мог выполнять фигуры высшего пилотажа. Основной задачей будущего самолета было совершать безопасные не дальние полеты, причем взлет и посадка должны происходить даже с обычного поля с малым разбегом, а не на специальной взлетно-посадочной полосе.

Кроме того, главной идеей было сделать самолет, который можно было бы разобрать и собрать в считанные минуты, легко перевезти, и он бы не занимал много места при хранении.

Таким образом, был сконструирован самолет с уникальной конструкцией крыла и обшивкой из тканей лавсана. Изначально на самолет было установлено два двигателя от бензопилы, но из-за недостаточно хороших характеристик, шумности и неэкономичности их пришлось заменить на двигатели, которые специально были разработаны для этого самолета харьковскими производителями. Основой каркаса конструкции являются дюралевые трубы диаметрами 42-48х1(1,5)мм.

Управление самолета осуществляется штурвалом в виде рукоятки, которая находится по центру. Пилот размещается в самолете полулежа, за счет этого уменьшается воздушное сопротивление и обеспечивается большая безопасность. Для пилота есть ограничения в весе – до 80 кг, при этом взлетный вес составляет 140-150 кг.

Во время испытаний Е-12 было совершенно 40 часов полёта. Максимальная скорость при заходе на посадку достигала 145 км/ч. Также была доказана надежность, устойчивость и хорошая управляемость самолета при порывах ветра 10-12 м/с.

В результате проделанной работы получился отличный сверхлегкий самолет для туризма и прогулочных полетов. У производителей можно приобрести как готовый летательный аппарат, так и чертежи для него. Основные летно-технические характеристики: двигатель Д-150; размах крыла – 5020 мм; длина фюзеляжа – 4100 мм; вес – 45 кг; расход топлива – 6 л/час; разбег – 90м.

Стоимость самого маленького и самого дешёвого в мире самолёта составляет всего 4-6 тыс. евро, при этом самый маленький в мире вертолёт, сконструированный в Японии, стоит в сотни раз дороже.

Понятие «сверхлёгкая авиация» в нашей стране появилось более сорока лет назад. Именно тогда, в 1973 году, в СССР было официально принято данное обозначение для летательных аппаратов с особо малой массой. Согласно установленным нормативам, в России к данной категории относятся летательные аппараты массой менее 495 кг и имеющие минимальную скорость полёта до 65 км в час. К этому классу не относятся воздушные суда легче воздуха — воздушные шары, дирижабли, аэростаты, а также все непилотируемые модели — радиоуправляемые стендовые модели, боевые БЛА и т.д. В большинстве стран мира это понятие относится к моторным летательным аппаратам, снабжённым крыльями: самолётам, вертолётам, автожирам, мотодельтапланам, мотопарапланам.

Между тем, в разных странах сверхлёгкие воздушные аппараты классифицируются по разному. К примеру, в Бразилии к классу «ультралайт» («сверхлёгкие») относятся самолёты, имеющие массу менее 750 кг, а в США к «сверхлёгким» относятся только те ЛА, чей вес не превышает 115 кг. То же самое относится и к определению минимальной скорости: в США она составляет 45 км\ч, в Европе (в т.ч. и в России) — 65, а в Новой Зеландии — 83 км\ч.
Наиболее лёгкими летательными средствами в данном классе являются различные виды мотодельтапланов и мотопарапланов. В связи с особенностями их конструкции основная масса приходится на двигатель, в то время как остальные механические системы управления практически отсутствуют. Однако, парпланы и дельтапланы, даже снабжённые моторами, вряд ли можно считать полноценными транспортными средствами, с помощью которых можно преодолевать расстояние между соседними городами. Настоящим воздушным транспортным средством является самолёт, пусть даже если этот самолёт «ультралайт». Между авиационными конструкторами не одно десятилетие идёт неофициальное соревнование — кто сможет создать самый лёгкий самолёт в мире. В книге рекордов Гиннеса имеются несколько рекордных моделей сверхлёгких самолётов, но они, к сожалению, не отличаются практичностью. Поэтому данные «чемпионы» были созданы в единственном экземпляре с одной лишь целью: поставить рекорд. Печально знаменит микросамолёт «Бамбл Би» — 2, построенный в 1988 г. американским конструктором Р. Старром. Этот малыш длиной 2 м 70 см и с размахом крыльев менее двух метров, смог оторваться от земли, но рухнул с высоты сотни метров. Его создатель получил тяжелейшие травмы, но самолёт всё-таки был внесён в книгу рекордов Гинесса как самый маленький самолёт в мире.
Несомненно, подобные курьёзные модели самолётов вряд ли можно расценивать как нечто серьёзное. Однако, среди «ультралайтов» имеются вполне функциональные и безопасные модели, запущенные в серийное производство. Если рассматривать полноценные воздушные аппараты, выполненные по традиционной для самолётов схеме, и то рейтинг их в данном случае будет выглядеть следующим образом (в порядке возрастания массы):
Большинство моделей сверхлёгких самолётов превышают по своей массе 100 кг. И лишь небольшое количество серийных сверхлёгких самолётов могут похвастаться весом, меньшим центнера.
1. «Аэропрактика» Е-12 (Россия). «Сухая» масса самолёта — 45 кг.

На сегодня Е-12 является самым лёгким серийно выпускаемым самолётом в мире. Разработана данная модель группой специалистов в области авиастроения, создавших в Ульяновске производственную компанию «Аэропрактика». Главной целью создания данной организации была разработка новейших образцов сверхлёгких летательных аппаратов — простых и надёжных в эксплуатации, а главное — недорогих. Итогом напряжённой работы ульяновских авиационных специалистов стало создание в 1999 году модели Е-12, ставшей самым лёгким самолётом в мире, запущенным в производство. В разобранном виде ульяновский малыш может свободно переноситься двумя людьми. Разбираться и собираться самолёт может в поле всего лишь за час.
Особенность конструкции — полностью разборное крыло, разделяющееся за 10 — 15 минут до отдельных трубок дюралевого каркаса. При сборке этот металлический каркас обтягивается лёгкой материей — лавсаном, кевларом и т.п. Пилот в кабине располагается в полулежащем состоянии, что позволяет улучшить общую аэродинамику. В качестве движущей силы используются два модифицированных мотора от бензопилы «Урал». При этом конструкторам удалось придать своему детищу настолько замечательные лётные характеристики, что самолёт может продолжать полёт даже в том случае, если один из моторов откажет. Производство самолёта ведётся с 1999 года, в основном мелкими сериями и под заказ.
Технические характеристики:
* Длина — 4 м 10 см
* Размах крыльев — 4 м 60 см
* Масса пустого самолёта — 43 кг
* Мощность двух двигателей — 14 л.с.
* Максимальная скорость — 130 км\ч
2. UFM Easy Riser (США). Масса пустого самолёта — 54 кг.
Согласно оценкам экспертов, Соединённые Штаты являются мировым лидером по количеству самолётов сверхлёгкой авиации. Точное количество имеющихся на руках у американцев летательных аппаратов с массой меньше 115 кг (максимальный вес класса «ультралёгких» самолётов в США) — неизвестно. Дело в том, что самолёты этого класса не подлежат обязательной регистрации, и для полёта на них не нужно получать никакого разрешения. Ввиду столь низкого ограничения по массе, именно в США получило наибольшее распространение производство сверхлёгких самолётов «для индивидуального пользования».
Одним из первенцев американской «сверхлегкомоторного самолётостроения» стал UFM Easy Riser. Данная модель была разработана конструктором Мауро в начале 1970-х годов, и выпускалась компанией Ultralight Flying Machines в течение четверти века. Модель, представляющая собой синтез мотодельтаплана и лёгкого самолёта, оказалась настолько удачной, что с небольшими изменениями UFM Easy Riser производился вплоть до 2002 года. Также этот самолёт вошёл в историю, как первый самолёт на солнечных батареях. В 1979 году Мауро в экспериментальных целях установил на одном из UFM Easy Riser солнечные батареи и электрический двигатель. Данная модификация, собранная в единственном экземпляре, получила наименование Solar Riser.
* Длина — 2 м 70 см
* Размах крыльев — 9 м 15 см
* Масса пустого самолёта — 54 кг
* Мощность двигателя — 11 л.с.
* Максимальная скорость — 64 км\ч
3. «Птеродактиль Ascender» (США). Масса пустого самолёта — 56 кг.


Ещё один «малыш» из Соединённых Штатов, впервые поднявшийся в небо в 1977 году. Как и многие сверхлёгкие моторные аппараты тех лет, «Птеродактиль» вёл свою родословную от моторных дельтапланов. Самолёт был создан авиаконструктором МакКомаком из Калифорнии путём усовершенствования системы управления. Так, «Птеродактиль» получил рули высоты и поворота, что кардинальным образом отделило его от класса дельтапланов. На «Птеродактиле» был установлен двухтактный мотор мощностью 16 л.с. После удачного прохождения испытаний, сверхлёгкий самолёт был запущен в серийное производство. Правда, выпускался «Птеродактиль» в виде полуфабриката, или игрушки «сделай сам». Самолёт в виде готового набор высылался заказчику по почте, и ему оставалось лишь собрать «Птеродактиля» с помощью прилагаемой инструкции. Массовый выпуск самолёта-конструктора продолжался вплоть до 1984 года. За это время было изготовлено около 1400 комплектов для сборки. Однако идея минисамолёта, высылаемого по почте, оказалась настолько удачной, что в 1991 году права на производство «Птеродактиля» приобрёл Д. Фробл, наладивший выпуск модернизированной версии «Птеродактиль Ascender» — 3. Мелкосерийный выпуск популярного авиаконструктора продолжается и по сей день.
* Длина — 3 м 50 см
* Размах крыльев — 10 м 15 см
* Масса пустого самолёта — 56 кг
* Мощность двигателя — 16 л.с.
* Максимальная скорость — 80 км\ч
4. FlyNano (Финляндия). «Сухая» масса — 70 кг.


Конструктор А. Суокас в 2015 году сконструировал первый финский сверхмалый гидросамолёт. Малый вес самолёта был достигнут благодаря широкому применению в конструкции углеродистого пластика. Несмотря на свои скромные габариты, FlyNano способен поднять двух человек на высоту свыше трёх километров, и преодолеть на одной заправке бака свыше 70 км. В качестве опции доступна установка электродвигателя, работающего на аккумуляторе. Правда, в этом случае дальность полёта сокращается вдвое. Серийный выпуск FlyNano начат летом 2016 года, причём, по заявлению конструктора, завод уже обеспечен заказами на год вперёд.
* Дальность полёта — 70 км
* Скорость — 200 км\ч
* Потолок — 3 км
5. Beaujon Mach .07 (США). Масса — 73 кг.
Самолёт сконструирован инженером Г. Божоном из Оклахомы. Каркас сделан из алюминиевого сплава и обтянут плотной тканью. Крылья выполнены по схеме моноплан — высокоплан и укреплены с помощью распорок, соединяющих их с каркасом фюзеляжа. На самолёт установлен двигатель мощностью 22 л.с. Опирается на три шасси, заднее из которых — рулевое. Фюзеляж, как и место пилота, открыт; двигатель установлен в носовой части. Ёмкость топливного бака — 9 литров.
* Масса пустого самолёта — 73 кг
* Мощность двигателя — 22 л.с.
* Максимальная скорость — 78 км\ч
Среди других серийных сверхлёгких самолётов, выпускаемых в данное время и претендующих на звание самого маленького самолёта в мире, можно назвать:
6. American Eaglet (США) — масса 80 кг, скорость — 100 км\ч, мощность двигателя — 15 л.с.
7. «Манта Фоксбэт» (США) — масса 86 кг, скорость — 56 км\ч, мощность двигателя — 30 л.с.
8. Ultraflight Lazair (Канада) — масса 95 кг, скорость — 97 км\ч, мощность двигателя — 10 л.с.
Кроме того, в последние годы ведётся разработка всё новых и новых ультралёгких самолётов. Это становиться возможным, с одной стороны, благодаря усовершенствованию технологий авиастроения, появлению более компактных и мощных моторов. А с другой стороны — благодаря внедрению новых облегчённых материалов, таких как углепластик и другие облегчённые полимеры.

Вы когда-нибудь слышали о самом маленьком самолете в мире? С самого детства в сознании человека самолеты ассоциируются с большими махинами и ревущими моторами, которым нужны большие взлетные полосы. Но в семействе «железных птиц» также имеются и самые маленькие представители, среди которых можно найти даже автомобили с крыльями. Хотите узнать, какая модель обладает титулом «самого маленького самолета на планете»? В таком случае не пропустите наш следующий топ, посвященный малышам мира авиации.

Топ самых маленьких самолетов в мире

10. «Global 5000» (Канада)

Среди пассажирского класса самолетов также существуют "малыши". Самым ярким представителем из которых является канадская модель Global 5000, созданная компанией «Bombardier Aerospace». На борт самолета помещается всего 17 человек, и он может с легкостью преодолевать расстояние свыше 9600 км. Но, несмотря на свои скромные габариты, Global 5000 может по праву считаться самой лучшей моделью для бизнес-клиентов.

9. «Generation Two» (Франция)

Как ни странно, но маленькие самолеты вполне подходят и для транспортировки различных грузов. Отличным тому примером является самолет «Generation Two», произведенный французской компанией «Socata». Самолет вмещает на борт до 5 человек и оснащен турбодвигателем. При длине всего 7,75 м эта "кроха" способна поднимать в воздух почти 1500 кг.

8. F/A-18A Xopнет (США)

Самым маленьким военным представителем можно назвать самолет F/A-18A «Xopнет» класса "бомбардировщик", американского производства. «Хорнет» представляет собой палубный бомбардировщик моноплан со складным крылом. Высота «Хорнета» всего 4,6 м, а длина – 17 м. Это очень маленькие габариты, как для самолета с довольно таки широким арсеналом вооружения.

7. «McDonnell XF-85» (США)


Это самый компактный истребитель в мире, который обладает просто карликовыми размерами. McDonnell XF-85 «Гоблин», длиной 4,53 м и высотой 2,56 м, обладает убойным радиусом действия – 350 км. На нем также висят четыре мощных пулемета 12,7 мм. калибра. Это настоящий феномен среди военного класса самолетов.

6. «CyberBUG» Кибержук (США)

Самолет не предназначен для перевозки пассажиров, в нем даже нет места для пилота, ведь управляется он дистанционно. Основной задачей данного «жучка» является защита военных и гражданских лиц от террористических атак. Кибержук весит всего полтора килограмма и способен перевозить груз вдвое превышающий его вес.

Это самолет был "царем малышей" в Книге Рекордов Гиннесса вплоть 1948 года. «Джуниор» был разработан военным конструктором Рэеем Ститсом на основе другого военного самолета «Тэйлоркрафт» L-2. При своих скромных размерах – 3,4 метра в длину и размахом крыльев от 2,7 до 2,8 метров, он выпускался с довольно мощным двигателем – 65 л.с. и развивал скорость до 240 км/ч.

4. «Sky Baby» Скай Бэйби (США)


Этот самолет с красивым именем «Скай Бэйби», что в переводе значит «Небесное дитя», является творением американских авиа-инженеров. До недавнего времени «Скай Бэйби» считался самым крохотным одномоторным самолетом в мире. При весе 205 килограмм и трех метрах в длину, кроха умудрялся развивать скорость до 270 км/ч. Но данная модель, к сожалению, была снята с производства из-за своего очень неудобного управления. Чтобы поднять «Небесное дитя» в воздух и справляться с ним в небе, пилоту было необходимо не сидеть, а лежа, вытягивая ноги вдоль хвоста, управлять самолетом.

3. «Bumble Bee» Шершень (США)

А вот до 1894 года "самый маленький самолет" был также родом из США - а именно крошечный «Bumble Bee» или «Шершень», длиной всего лишь 2,92 м и с размахом крыльев 2 м. Этот "малый" при своем весе в 248 кг был способен развивать немалую скорость – 290 км/ч. Создателем «Шершня» стал американец по имени Роберт Старр, который и придумал для своего "детища" столь милое имя.

2. «FlyNano» (Финляндия)

Почетное второе место в нашем топе на сей раз досталось одноместному самолету финского производства – «FlyNano». При его компактных габаритах – 3,8 м и размахе крыльев 4,8 м, этот самолетик может запросто поднимать в небо пилота весом до 113 килограмм. При этом сам самолет весит всего лишь 70 кг. Самолет максимально облегчен, ведь у него нет шасси. Взлетает «FlyNano» даже с воды, а двигатель размещен над креслом пилота, что весьма необычно.

1. «Х-12h» (Россия)


Наконец, мы добрались до лидирующей позиции в нашем топе, которую занял самолет «Х-12h», являющийся на данный момент самым маленьким самолетом в мире. Сложно поверить, но в разобранном виде этот "малыш" вмещается в самый обычный ручной чемодан. Длина «Х-12h» составляет 3,74 м, размах крыльев – 6,31 м, высота – 1,55 м. Вес «Х-12h» составляет всего 55 кг, что делает его также самым легким самолетом в мире. Особую гордость вызывает тот факт, что создателем самолета является российский конструктор-инженер - Дмитриев Виктор Павлович, который трудился над моделью долгие 25 лет. Но, к счастью, усилия Дмитриева не пропали даром, ведь самолет был занесен в Книгу Рекордов Гиннесса.

А вот это самый маленький пассажирский самолет родом из Финляндии, тоже рассчитанный на 1 человека:

Маленькие военные самолёты

Далеко не все когда-либо существовавшие военные самолёты обладали большими габаритами. Были среди них и самолёты со «скромными» размерами. Одним из таких стал «Ш-тандем». Его вес без брони составлял немного более трёх тонн. Самолёт был сделан из дерева. Его габариты – восемь с половиной метров в длину при размахе передних крыльев в крайних точках – одиннадцать метров, а задних крыльев – семь метров. Благодаря своим миниатюрным размерам, он использовался в СССР в качестве катапультного разведчика для крейсеров и линкоров, а так же как разведчик-корректировщик, благодаря хорошей схеме защитного огня и высокой скорости. Его серийное производство началось летом 1940-го года.


«Ш-тандем» один из первых маленьких самолетов был выполнен из дерева

Среди небольших маленьких российских самолётов – Як–130. Вес этого лёгкого истребителя – четыре с половиной тонны. Он способен развить скорость до одной тысячи пятидесяти километров в час. Данный самолёт может использоваться как в качестве боевого, так как и в качестве самолёта для обучения пилотов.


Як–130 небольшой отечественный истребитель

К лёгким российским истребителям относится и КБ Сухой. Он меньше истребителя Су-27. Его масса – восемнадцать с половиной тонн, а предельная скорость – две тысячи шестьсот километров.


F-16 «Файтинг Фалкон» маленький американский боевой самолет

На вооружении США находятся такие лёгкие самолёты, как истребители F-16 «Файтинг Фалкон». Предполагается, что с 2018-го года начнётся выпуск F-35А, пока же построена всего дюжина таких истребителей. Маленькие военные самолёты используются морской авиацией США – это машины F/А-18 «Хорнет» четырёх модификаций. В данное время заканчивается работа над разработкой боевого беспилотника Х-47В.

Маленькие пассажирские самолёты

В последние годы значительно возрос спрос на самолёты, используемые для целей корпораций и индивидуальных деловых поездок. Речь о самолётах для деловых людей. Предполагается, что этот рынок будет развиваться более динамично, чем рынок военной авиации.


Салон небольшого пассажирского самолета Global 5000

Канадский концерн «Bombardier Aerospace» является лидером в секторе маленьких пассажирских самолётов. Им созданы такие самолёты для бизнеса, как Global 5000 и Continental, которые способны принять на борт до восьми пассажиров. Известно, что лидером по спросу на самые маленькие пассажирские самолёты для бизнеса является такая европейская страна, как Германия.

Так же пользуются спросом маленькие самолёты с дизельным мотором. Ими интересуются спортсмены-любители и состоятельные люди. Такие самолёты активно используются на американском рынке, где с их помощью перевозят небольшие партии грузов. Так, самолёт французской фирмы Sokata, названный «Generation Two», оснащён турбодизелем и предназначен, в том числе, для перевозки габаритных грузов. Производством подобных небольших самолётов занимаются чешские, польские и германские самолётостроители.


Производством маленьких самолетов чаще всего занимаются европейские компании

В последние годы, особенно в странах «большой семёрки», небольшие самолёты заменяют автомобили. В «наилегчайшем весе» на берлинской выставке лидировали чешские и германские авиастроители. Между собой они конкурируют не столько по весу и габаритам, сколько по комфорту для пассажиров, расходу топлива и наилучшей аэродинамике.

Самые распространённые маломестные отечественные пассажирские самолёты – это двухместный Як-52, четырехместный Як-18Т, десятиместный L-410 и Як-40.

Сколько стоят маленькие самолёты

Сегодня наблюдается настоящий бум в малой военной авиации, в отличие от авиации, предназначенной для перевозки большого количества пассажиров. Среди самых маленьких самолётов – новый миниатюрный военный самолёт-шпион, созданный американскими конструкторами CyberBug. Стоимость разработки каждого такого «кибер-жука» обходится в тридцать тысяч долларов. Он управляется посредством пульта управления, поднимается на высоту сто пятьдесят метров и может управляться при дальности полёта до семнадцати километров.


Малую авиацию часто используют военные

Иметь собственный маленький самолёт – удовольствие не из дешёвых. По мнению специалистов, такое приобретение не окупится никогда. Тем ни менее, обеспеченные люди уже давно проявляют интерес к личной летательной технике.

Самый маленький самолёт в мире

В книге рекордов Гиннесса как самый маленький самолёт отмечен созданный в 1948-ом году в Сан-Диего (США) микросамолёт «Wee Bee». При длине четыре метра двадцать пять сантиметров, длина его крыльев составляла пять с половиной метров. Эта «пчёлка» развивала скорость до ста тридцати километров в час.

Позже, в том же 1948-ом году, «пчёлку» потеснил другой маленький самолёт в Книге рекордов Гиннесса – лидером стал самолёт-малютка «Джуниор» или «Малыш». Его размах крыльев – два метра семьдесят сантиметров, длина три метра сорок сантиметров, а максимальная скорость - двести сорок километров.

Wee Bee самолет, попавший в книгу рекордов Гиннесса из-за своих размеров

В начале пятидесятых годов появился новый миниатюрный самолёт, созданный по схеме биплана. Его название – «Скай Бэби», а родина - Калифорния. При длине три метра, вес составил всего двести пять килограмм. Управлять им было неудобно и сложно, однако этот самолёт развивал скорость до двухсот девяноста километров и потеснил в книге рекордов Гиннесса своего предшественника.

Следующий рекорд был зафиксирован в 1984-ом году. Его создатель Роберт Старр назвал своё детище «Бамбл Би» или «Шершень». При длине в два метра девяносто сантиметров, размах крыльев составлял всего два метра, а вес – двести сорок восемь килограмм. «Малютка» развивала скорость до двухсот девяноста километров.

Уже в том же году самым маленьким был признан самолёт, созданный Дональдом Ститсом «Бэби Берд». Его вес составлял всего лишь сто пятнадцать килограмм, при размахе крыльев один метр девяносто сантиметров.


Этот маленький самолет создатель назвал Шершнем

Казалось, что создать самолёт меньших размеров невозможно, однако Роберт Старр сделал такую попытку. Размах крыльев его нового самолёта составлял один метр семьдесят сантиметров при весе сто восемьдесят сантиметров. Как предполагал создатель, его «Бамбл Би-2» должен был развивать максимальную скорость до трёхсот километров в час. К сожалению, подтвердить свои возможности этому самолёту-малютке не удалось, так как при первом же вылете случилась беда: «Бамбл Би-2» с высоты сто двадцать метров он упал по причине заглохшего мотора. Это произошло в мае 1988-го года. За штурвалом был сам Роберт Старр, который чудом остался жив. Он получил множество травм, стремясь занять новую строчку в Книге рекордов Гиннеса.

Таким образом, самым маленьким самолётом-монопланом в мире считается на сегодняшний день, изобретенный Дональдом Ститсом «Бэби Берд», а самым миниатюрным самолётом-бипланом - тот самый «Бамбл Би-2», погибший при первых полётах и являющийся изобретением Роберта Старра.

Возможно, что пройдёт время, и эти рекорды будут побиты.

Большинство малогабаритных самолетов разрабатывалось в военных целях, они идеально справляются с ролью истребителей или разведчиков. По окончании Второй мировой войны на территории Европы сильно увеличился спрос на крошечные бипланы, в том числе на одного пилота. И тогда между производителями началась негласная битва, кто произведет самый маленький самолет в мире.

BD-5J

В 1971 году американский конструктор Джим Беде разработал данный аппарат. Его масса составила всего лишь 162 килограмма, длина – 3,6 метра, размах крыла – чуть более 5 метров. Такие крошечные размеры позволяли BD-5J разгоняться до 480 км/ч, а объем топливного бака позволял пролететь 1500 км. Если учесть цены на бензин тех времен, то выходило, что на частном самолете летать даже выгоднее, чем на общественных лайнерах.

BD-5J попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый легкий из реактивных самолетов.

Разработчик уделил особое внимание удобству управления самолетом, чтобы джет мог управляться даже пилотом-новичком. Кроме удобства в эксплуатации, модель отличается удобством хранения: если снять крылья, то BD-5J можно поместить в стандартный гараж для автомобиля. Изначально цена за самолет была установлена на отметке 1800 долларов, но через некоторое время, после всех испытаний, возросла до 2600. Однако популярности модели это вовсе не помешало; за 2,5 года раскупили пять тысяч экземпляров, а еще двенадцать тысяч забронировали. Ни одна авиакомпания на Земле не могла похвастаться такими же продажами.

Одна из интересных особенностей поставки джета: он продавался в разобранном виде и с подробной инструкцией по сборке. Процесс монтажа занимал в среднем 700 часов, причем в первых версиях самолета предполагалось наличие сварочных операций, а в дальнейшем всё это было заменено шурупами.

Одна из моделей BD-5J находится в музее штата Аризона

Внешним видом самолет напоминает гибрид спортивного джета с истребителем. Корпус достаточно обтекаемый, сзади – пропеллер. Всё это в сочетании с маленьким весом дает исключительную скорость и маневренность. Самый маленький самолет регулярно принимал участие в авиашоу и пользовался там любовью зрителей. Но вот безопасность – не конёк этой модели. Достаточно упомянуть, что из первых 25 испытаний 14 закончились катастрофой. В результате погибло 9 человек. Как выяснилось, самолеты имели бракованные детали и недостатки в работе мотора.

В 1979 году выпуск прекратился в связи с банкротством производителя. Купленные модели подвергались различным любительским модификациям, а также на территории США открылось несколько сервисов по обслуживанию этих самолетов.


BD-5J участвовал в съемках фильма "Осьминожка" из бондианы

Американский инженер Роберт Старр смог сконструировать в 1988 году самолет, ставший вторым по весу (180 кг) и с размахом крыльев всего лишь чуть более 1,6 метра.

Первый же полет чуть не закончился трагически. Самолет продержался в полете ровно столько, что успел зафиксировать рекорд, продемонстрировав при этом достаточную стабильность, но затем вдруг начал вести себя абсолютно непредсказуемо. Достигнув высоты 120 метров двигатель механизма заглох. Самолет обрушился вниз вместе с пилотом. От аппарата практически ничего не осталось, а Старр отделался множественными переломами.


Bumble Bee II был собран по кусочкам после испытаний, чтобы выставить его в музее

Bumble Bee

Более раннее творение всё того же Роберта Старра тоже могло спокойно поместиться в стандартный гараж-ракушку, имея размах крыльев 168 см, а вес – 180 кг. Специалисты говорили о "шмеле", что взлететь он никогда не сможет, однако прогнозы не оправдались: самый маленький в мире биплан преспокойно налетал достаточное число километров.

Узнав о планирующейся разработке Старра, другой инженер Рэй Ститс тут же загорелся идеей его переплюнуть. Правда, занялся этим его сын Дональд. Еще в 1980 году он начал конструировать новую модель в собственном гараже, причем жена и дети не только поддерживали, но и помогали ему. За основу для Baby Bird взят моноплан (самолет, обладающий только одним крылом). Ститс поместил крыло повыше, а размах крыльев сократил до 190 сантиметров. Правда, моноплан не отличается высокой скоростью – всего лишь около 170 км/ч. За 5 лет эксплуатации первого экземпляра от совершил 35 полетов, и все довольно успешные.


В 1989 году инженер сдал свое творение в музей

Этот самолет длиной 210 см и весом 200 кг также был сконструирован Рэем Ститсом с претензией на звание самого малогабаритного в мире. У аппарата имеется один двигатель, стандартные шасси и крылья по принципу биплана. Фюзеляж выполнен из сваренных стальных трубок с полотняной обшивкой.

Верхние крылья имеют закрылки, нижние – элероны. В то время как большинство самолетов используют плоский межсетевой экран между двигателем и ногами пилота, Sky Baby устроен так, что закрытый мотор расположен над коленями пилота, а педали – под масляным поддоном в передней части капота.

Коротенький самолет с трехопорным шасси и относительно легким хвостом требует пилота весом примерно 77 кг, чтобы сохранять центр тяжести. Модель принимала участие в различных авиашоу, в том числе рекламных.

В конце 1952 года, после 25 часов полета, его отправили на покой, подарив Национальному музею авиации и космонавтики. Ститс же продолжил работу по конструированию самолетов.


Впервые Sky Baby поднялся в воздух в 1952 году

Еще одно детище Рэя Ститса, созданное в сотрудничестве с Мартином Янгом. Размах крыльев самолета составил 280 см, скорость достигала 240 км/ч. Он был собран не с нуля, а на основе модели TaylorCraft L-2, выпущенного с военными целями. Для крошечного самолета инженеры подобрали однопоршневые двигатели, достаточно мощные. После успешных испытаний Junior был признан самым удачным монопланом из существующих на тот момент.


Успех при создании Junior вдохновил Ститса на дальнейшую работу с авиатехникой

В 2011 году финские разработчики удивили мир новым шедевром авиационной промышленности. Это гидросамолет, работающий от практически бесшумного электрического мотора, что само по себе уже является довольно необычным. Кроме того, корпус аппарата выполнен из углепластика – экологически чистого материала. Таким образом, устройство в целом максимально экологично, а это качество весьма ценится в наши дни.

На данный момент самолет может непрерывно работать около часа. В Финляндии стоимость устройства составляет 40 тысяч долларов, для России эта сумма получается увеличена еще на 7600.


Модель весит 154 кг и способна достигать скорости 140 км/ч на высоте в три километра

Еще в далеком 1971 году авиаконструктор из Франции М. Коломбан задумал соорудить очень малогабаритный и экономичный самолет. И уже через два года его творение было готово взмыть в небо. Размах крыла составлял 2,9 метра, длина – 3,9 метра, а вес всего лишь 78 кг. Таким образом, он стал самым маленьким в мире из самолетов с двумя двигателями.

Рекомендуемая скорость передвижения самолета 185 км/ч, и он может спокойно пролететь без дозаправки ни много ни мало 2,5 часа. Благодаря таким приятным техническим характеристикам Cri-Cri довольно быстро завоевал популярность по всему миру, и что самое удивительное: он востребован по сей день. Во Франции имеется 110 штук, 20 – в Штатах, а еще 30 в других европейских странах. В 2010 году модель подверглась реновации, на нее установили четыре электрических мотора, благодаря чему малыш еще раз штурмовал Книгу рекордов, уже в качестве самого маленького самолета, оснащенного четырьмя двигателями.


Свое название Cri-Cri модель получила в честь маленькой дочки Коломбана

Эта необычная модель была создана тремя целеустремленными инженерами еще в 1940-х годах в штате Калифорния. Название в переводе звучит примерно как "крошечная пчела", что оправдывают его небольшие габариты – 425 см в длину и 550 в ширину. На тот момент устройство было поистине уникальным, да и сейчас кажется довольно необычным: чтобы полететь, пилоту надо было не залезать в кабину, а просто лежать на корпусе самолета. Надо признать, что это управление было весьма неудобным.

Модель совершила всего несколько полетов, после чего ее поместили в музей города Сан-Диего. Ирония судьбы: полеты не навредили Wee Bee, но зато он пострадал в пожаре, находясь в музее. Представленный там ныне экспонат – всего лишь копия.


Максимальная скорость полета на самолете – 80 км/ч

X-12H

На десятом месте расположился продукт, разработанный в России жителем Армавира В.П. Дмитриевым. Он создал крошечный самолетик весом 80 кг. Размах крыла составил 6 метров, длина – 3,5 метра. Это чудо авиации может развивать скорость 125 км/ч. В разобранном виде самолет занимает так мало места, что может уместиться в обычный чемодан, а сборка занимает всего в районе получаса.

Для взлета аппарату достаточно разгона в 30 метров, так что его можно использовать практически где угодно. Для управления не нужно какое-либо пилотское свидетельство или регистрация. Единственное условия – пилот должен обладать небольшим весом, поскольку у самолета низкая грузоподъемность с учетом топлива.


X-12H находится в процессе летных испытаний, при успешном завершении которых планируется запустить модель в массовое производство

Разработчик, Виктор Павлович, заявляет, что всю жизнь интересуется авиацией и стремится разработать самый маленький самолет в мире. X-12H – не единственное его творение, и все из сделанных им аппаратов отличаются легкость в управлении и доступностью даже новичкам. На них легко учиться, потому что они прощают незначительные ошибки. Виктор также утверждает, что подобная аэродинамическая конструкция пригодна и для сверхскоростных самолетов, только в этом случае машина должна иметь мощный цельнометаллический фюзеляж, а также реактивный двигатель.

Главной особенностью своих самолетов Виктор считает прекрасно развитую механизацию крыльев и крайне эффективную стабилизацию. Все щели тщательно профилированы. Всё это обеспечивает самолетам внушительный коэффициент подъемной силы, отзывчивую управляемость и достаточную устойчивость в воздухе.

Это самые маленькие самолеты на сегодняшний день, но почти каждый год появляются новые модели, а старые усовершенствуются. Производители продолжают бить рекорды, ставя по большей части на комфорт и безопасность. Вот почему спрос на подобные решения не падает уже несколько десятилетий.



Касса