Пять самых грозных российских подводных лодок. Новая подводная лодка россии до боли знакома

Корабли 885 проекта последнее слово в российском подводном кораблестроении. Самые тихие и самые мощные по составу вооружения. Их часто сравнивают по боевым возможностям с американскими подводными «одноклассниками» типа SeaWolf, от строительства которых США отказались по финансовым причинам и Virginia.

Эксперты британской The Sunday Times в свое время оценивали возможности подводных лодок 885 проекта:

«Новый российский подводный флот будет иметь восемь подлодок серии «Ясень», каждая из которых имеет 24 крылатые ракеты большой дальности, «Гранат» с боеголовкой в 200 килотонн.

Технические показатели новой подводной лодки таковы, что ее почти невозможно обнаружить в Мировом океане, что делает «Северодвинск» практически неуязвимой перед лицом новейших систем противолодочных вооружений. Россия вырвалась вперед в подводных технологиях».

«В первую очередь появлением новой российской подлодки обеспокоены США, — цитирует издание слова источника из разведслужб. — Мы не знаем и половины того, что находится на борту этой субмарины». Хорошо, что таких кораблей, пока, не много», — констатирует эксперт.

1. Ниже травы, тише воды

В составе ВМФ России всего одна лодка проекта «Ясень» — «Северодвинск». Еще три: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности. А всего до 2020 года планируется заложить 7 подлодок данного проекта. Все они будут построены по обновленному проекту с литерой «М». «Ясень-М» отличаются от классического проекта «Ясень» более совершенным радиоэлектронным вооружением.

«885 проект» — самый засекреченный проект РОССИЙСКОГО флота.

Как говорят специалисты, лодки проекта 885 прямые наследницы крайне удачной серии наших субмарин 3-го поколения проекта 971 типа «Акула». Эти корабли сегодня составляют основу наших многоцелевых ударных подводных кораблей, предназначенных для рейдерских действий на морских коммуникациях. Практически бесшумные в океанских глубинах, они одинаково эффективно действуют против транспортов, боевых кораблей, так наносить удары крылатыми ракетами по береговой инфраструктуре противника.

Совсем недавно они отметились в 200-мильной зоне возле берегов США и Канады, чем вызвали нешуточный переполох у американских и канадских военных. И те и другие не смогли отследить перемещение русских субмарин. Опасения понятны. На борту «Акулы» имеются аналогичные американским «Томагавкам» крылатые ракеты Х-55 «Гранат» (28 штук), способные преодолевать по 3 тысячи километров и доставлять в нужное место 200-килотонные ядерные заряды.

2. «М» значит модернизированная

в отличие новейших стратегических подводных ракетоносцев 4-го поколения 955 проекта типа «Борей»: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» у которых впервые примененная техническая начинка составляет не более 40% у АПЛ «Казань» все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшееся. Это абсолютно новое высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов в советском и российском военном кораблестроении. По некоторым данным, для сравнения, один корабль 955 проекта обходится Минобороны в 23 млрд. — «Ясень» в сумму, превышающую 200 млрд. рублей.

Если провести параллели с американцами, то стоимость «Ясеня» вполне терпимая. Так, «Морской волк» обходиться бюджету США $ 4,4 млрд. (общая стоимость строительства 3 АПЛ оценивается не менее чем в $ 13,2 млрд.). Для сравнения — последние атомные авианосцы типа «Нимитц» вместе с авиагруппой обошелся американскому бюджету чуть более $ 5 млрд., а одна АПЛ предыдущего проекта типа «Лос-Анджелес» всего в $ 741 млн.

3. Золотая рыбка «Ясень»

Проекта 885 — квинтисенция всего того, что наработала отечественная оборонка за более чем полувековой период развития подводного кораблестроения. В проекте применена компромиссная смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности.

Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок.

Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Поэтому он может погружаться на 600 (обычные лодки не более 300 метров) и более метров, что делает его практически недосягаемым для всех видом современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода более 30 узлов (60 км/ч). На лодке один реактор (на всех проектах по 2).

В центральной части корпуса размещен ракетный отсек с 8-ю универсальными ракетными шахтами. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс» (24 ракеты, по 3 в каждой шахте). Это аналог российско-индийского комплекса «БраМос». На базе этой машины сейчас создается гиперзвуковой ударный комплекс «Циркон».

Корабль так же способен применять противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб». которые могут достать любой береговой объект с дистанции в 5000 км. Так же на лодке установлены шесть 650- и 533-мм торпедных аппарата через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты.

По своим характеристикам «Северодвинск» способен решать любые задачи: бороться с авианосными соединениями, охотиться за стратегическими АПЛ противника или наносить массированные ракетные удары по береговым целям. Все это делает его более универсальной системой оружия, чем американский SeaWolf.

Госпрограмма вооружений до 2020 года ставит развитие флота и его подводной составляющей в один ряд со стратегическими ядерными силами, как один из главных приоритетов государства. Из 22 трлн. на флот приходится почти 5 трлн. рублей. Суммы астрономические, но необходимые. Эксперты говорят, что даже 8 российских подлодок на боевом дежурстве обеспечивают паритет с США. А с началом ввода в строй субмарин новых поколений 955 и 885 серий мы сделаем существенный шаг вперед. Подводники убеждены: несмотря на то, что Москва и Вашингтон декларируют партнерские взаимоотношения, в морских глубинах идет настоящая война. Война технологий, в которой наш подводный флот не только достойный противник, но и серьезный конкурент.

Подводные лодки класса «Варшавянка».


Во время холодной войны советская подводная программа была силой, с которой приходилось считаться. Советские подводные машины-убийцы захватили воображение и западных, и советских граждан. Роман Тома Клэнси 1984 года «Охота за "Красным Октябрем"» (в следующем году на его основе был снят фильм) рассказывает о том, как экипаж вымышленной советской подводной лодки типа «Тайфун» с баллистическими ракетами на борту делает попытку бежать в Соединенные Штаты. В напряженные годы противостояния между Вашингтоном и Москвой многие американцы считали, что советские подводные лодки таятся в засаде у побережья их страны. У обеих сверхдержав были субмарины, благодаря которым можно было начать ядерный Армагеддон прямо из таинственных океанских глубин.

После распада Советского Союза российская программа строительства подводных лодок пришла в упадок вместе со многими другими отраслями российского военно-промышленного комплекса. Но в последнее десятилетие российские руководители предпринимают усилия по модернизации своих вооруженных сил. Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы, такие как лодки типа «Борей» и «Ясень» - она явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота.

Вот пять подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.

Подводная лодка проекта «Щука-Б»

Буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении подводной лодки проекта 971 «Щука-Б».


Эта ударная атомная субмарина была построена в Советском Союзе и получила название «Барс» проекта 971, но она более известна по квалификации НАТО под названием Akula. «Барс» не обладает той же малошумностью, что и некоторые из западных образцов, но эта лодка остается весомой угрозой, особенно после серии модернизаций в период после холодной войны.

Советский военно-морской флот получил семь моделей Akula I в период с 1986 по 1992 год. С 1992 по 1995 год Россия спустила на воду от двух до четырех модернизированных лодок Akula I. В то время Москва уже приступила к всеобъемлющей модернизации лодки проекта 971A — Akula II. Эта вариант имеет увеличенную длину корпуса в 110 метров и большее водоизмещение - 12 770 тонн. Усовершенствованная конструкция также имеет более тихий двигатель, чем у предшественников, в связи с чем лодка проекта 971A является самой малошумной в российском флоте. Россия построила три таких корабля: «Вепрь» (вошел в строй в 1995 г.), «Нерпа» (2000 г.) и «Гепард» (2001 г.). Москва должна сохранить «Гепард» в своем арсенале как минимум до 2025 года, а «Нерпа» передается в аренду в Индию.

Скорость проекта 971 в надводном положении составляет до 10 узлов. Под водой эта лодка может развивать скорость до 33 узлов при погружении до 600 метров. Продолжительность автономного плавания у «Щуки» составляет 100 дней. Лодка вооружена различным противокорабельным, противолодочным и зенитным оружием, что позволяет ей выполнять целый ряд задач. Одна субмарина этого типа может нести на борту целых 12 крылатых ракет «Гранит», которые предназначены для поражения кораблей и наземных целей. Ракета «Гранит» имеет дальность пуска 3 тысячи километров. Для противокорабельных и противолодочных действий «Щука» оснащена восемью пусковыми торпедными аппаратами, в то время как у улучшенной «Акулы» и у «Акулы II» их десять. ПЗРК «Стрела-ЗМ» с 18 ракетами дает этой лодке возможность наносить удары по воздушным целям.

Подводная лодка проекта 877 «Палтус» (Kilo)

Дизельная подводная лодка «Краснокаменск» проекта 877 во время
швартовки в главной базе Тихоокеанского флота во Владивостоке.


Российский проект 877 «Палтус» (название по классификации НАТО Kilo), который представляет собой дизель-электрическую ударную подводную лодку, был задуман еще в советское время в Центральном морском конструкторском бюро «Рубин» в Санкт-Петербурге. Эта субмарина стала частью советского флота в 1982 году и остается на вооружении в России и в других странах по сей день.

«Палтус» - субмарина меньшего размера, ее иранская версия имеет подводное водоизмещение 3 076 тонн и длину корпуса 70 метров. Базовая модель Kilo несет шесть торпедных аппаратов. Эта лодка может использовать электрические торпеды ТЕСТ-71МКЕ, которые имеют активную гидроакустическую систему самонаведения с телеуправлением и несут 205-килограммовый боевой заряд. «Палтус» может также выпустить до 24 мин. Лодка имеет на борту восемь зенитных ракет, которые могут использоваться в ПЗРК «Стрела-3» и «Игла». Индия, которая также использует Kilo, по контракту с российской кораблестроительной компанией «Звездочка» включила в состав вооружения противокорабельные ракеты Club S (дальность 220 километров).

Дизельные генераторы Kilo обеспечивают субмарине скорость до 10 узлов в надводном положении и 17 узлов под водой. Kilo может погружаться до 300 метров, а срок автономного плавания у этой лодки составляет 45 дней. Постсоветская Россия до сих пор использует «Палтус», в то время как его варианты состоят на вооружении в таких странах, как Китай, Индия, Иран и Алжир. Бывшие участники Варшавского договора и нынешние члены НАТО Польша и Румыния также имеют в составе своих ВМС лодки проекта 877.

Подводные лодки проекта 636,6 «Варшавянка» (Улучшенная Kilo)

Спуск на воду подводной лодки «Краснодар» в Санкт-Петербурге.


Когда новой дизель-электрической российской субмарине «Лада» не удалось пройти ходовые испытания в 2010 году, Москва вернулась к классике времен холодной войны - лодке Kilo. Чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к дизель-электрическим подлодкам, Россия приступила к модернизации более ранней модели Kilo.

На сцене появился проект 636,6 «Варшавянка», также известный на Западе как «улучшенный Kilo». Первоначально эту лодку рассматривали в качестве промежуточного варианта между первыми Kilo и «Ладой», но теперь «Варшавянке» придется заполнять образовавшийся пробел до тех пор, пока новые модели не будут признаны годными для плавания. Российский военно-морской флот заказал шесть таких кораблей, четыре из них уже вошли в его состав. Новейшая лодка «Краснодар» была спущена на воду в апреле 2015 года.

«Варшавянка» имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн в подводном положении и обладает мощным комплексом вооружений. Как и ее предшественница, эта лодка имеет шесть торпедных аппаратов и вооружена зенитными ракетами «Стрела-3» и «Игла». Новый тип 636,6 также несет на борту противокорабельные ракеты ОКБ «Новатор» Club-S. У этой ракеты с фугасной боевой частью дальность пуска составляет 220 километров.

Как и у оригинального проекта 877, у «улучшенного Kilo» длительность автономного плавания равна 45 дням, а максимальная глубина погружения 300 метрам. «Варшавянка» обладает более высокими скоростями по сравнению с предшественницей: 11 узлов в надводном и 20 узлов в подводном положении. Модернизированная модель, получившая прозвище «тихий убийца», уже считается одной из самых малошумных дизель-электрических подводных лодок. Тем не менее, конструкторское бюро «Рубин» намерено установить на «Варшавянке» воздухонезависимую двигательную установку, которая может обладать даже меньшей шумностью, чем у атомной установки.

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий».


Это первая абсолютно новая модель подводной лодки, разработанная Россией после распада Советского Союза. Серия атомных подводных лодок проекта «Борей» оснащена баллистическими ракетами. Головной корабль нового проекта «Юрий Долгорукий» был спущен на воду в 2008 году и введен в состав флота в 2013 году. Вторая субмарина «Борей» была спущена в 2010 году и введена в состав ВМФ в 2013 году, третья была спущена в 2012 году, а как новейший корабль «Князь Владимир» был заложен в начале этого года. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 (Typhoon по классификации НАТО) и «Дельфин» (Delta-III по классификации НАТО).

Длина корпуса «Борея» составляе 170 метров, и каждая подводная лодка имеет водоизмещение под водой 24 тысячи тонн. «Юрий Долгорукий» и остальные корабли его серии несут на борту 16 баллистических ракет Р-30 «Булава-30» (РСМ-56). Ракеты «Булава» оснащены ядерными боеголовками мощностью 150 килотонн и имеют дальность пуска 8 тысяч километров. Согласно некоторым данным, РСМ-56 могут иметь еще большую дальность и мощность: до 10 тысяч километров и до 500 килотонн. В дополнение к баллистическим ракетам, лодки «Борей» также имеют шесть торпедных аппаратов, обеспечивающих пуск различных типов противолодочных торпед.

Атомная силовая установка «Борея» обеспечивает ему скорость в надводном положении до 15 узлов и скорость подводного хода 29 узлов. Максимальная глубина погружения у лодки 480 метров, а срок автономного плавания 100 дней. Субмарины типа «Борей» обещают стать для российского военно-морского флота мощной силой дальнего действия на многие годы. Москва уже разместила заказ на строительство 10 новых лодок к 2020 году.

Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Церемония принятия первой многоцелевой атомной подлодки
К-560 «Северодвинск» проекта «Ясень» в состав ВМФ России.


Проект 885 компании «Севмаш» «Ясень» призван заменить стареющий флот субмарин типа «Щука-Б». Эта атомная лодка в конечном счете заменит проекты советской эпохи и удовлетворит потребности Москвы в мощной ударной субмарине. Первая лодка типа «Ясень» «Северодвинск» вошла в состав базирующегося в Североморске Северного флота в 2014 году.

У субмарин проекта «Ясень» длина корпуса равна 111 метрам, а водоизмещение под водой составляет приблизительно 13 500 тонн. Каждый корабль проекта 885 может нести на борту оружие, предназначенное для поражения наземных целей, надводных кораблей и подводных лодок, что позволяет ему выполнять широкий круг задач. Для борьбы с подводными лодками «Ясень» имеет восемь торпедных аппаратов и может производить пуск противолодочных ракет, таких как сверхзвуковая П-800 «Оникс». Ракеты «Оникс» также могут быть использованы в качестве противокорабельного оружия. По наземным целям подводные лодки «Ясень» способны запускать крылатые ракеты 3M51, которые могут оснащаться ядерной боеголовкой. 3M51 имеют дальность 800 километров.

Мощная реакторная силовая установка на борту субмарин «Ясень» позволяет новым моделям значительно опережать своих предшественников. Подводные лодки проекта 885 могут развивать скорость до 20 узлов на поверхности и 35 узлов под водой. Лодки «Ясень» способны погружаться на 600 с лишним метров, благодаря чему они становятся серьезной угрозой для противников России.

Важнейшей частью военно-морского флота являются его подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок или наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В настоящее время в рамках обновления ВМФ ведется строительство новых подлодок различных типов. В обозримом будущем флот должен получить несколько десятков субмарин, как стратегических или многоцелевых, так и дизель-электрических или специальных. Тем не менее, пока основой подводного флота в количественном отношении являются подлодки, построенные ранее, в том числе и до распада Советского Союза.

В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов. В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.

Ракетные крейсера стратегического назначения

Основой морской составляющей ядерных сил являются атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». В настоящее время в составе ВМФ России имеются шесть таких субмарин: К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-118 «Карелия» и К-407 «Новомосковск». Субмарина «Екатеринбург» в настоящее время проходит ремонт. Завершение работ и сдача лодки запланированы на конец этого года. Еще одна подлодка проекта «Дельфин», К-64, в 1999 году была выведена из боевого состава флота и вскоре отправилась на переоборудование. Все шесть подводных лодок проекта 677БДРМ служат в составе Северного флота.

Второй по численности тип РПКСН в ВМФ России – проект 667БДР «Кальмар». Подлодки этого типа строились с середины семидесятых и до начала восьмидесятых годов. Большая часть подводных крейсеров «Кальмар» к настоящему времени списана и утилизирована. Сейчас в составе флота имеются только три подлодки этого типа: К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-223 «Подольск» и К-44 «Рязань». Последняя является самой новой из имеющихся субмарин проекта 667БДР и была передана флоту в 1982 году. Все три «Кальмара» служат на Тихом океане.

До середины девяностых годов задачи ядерного сдерживания выполняла подлодка К-129 «Оренбург», построенная по проекту 667БДР. В 1996 году было принято решение переоборудовать ее в носитель глубоководных аппаратов. В настоящее время «Оренбург» относится к проекту 09786 и имеет обозначение БС-136.

В строю и в резерве Северного флота имеются три АПЛ проектов 941 и 941УМ «Акула». Тяжелый ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжает службу. Этому поспособствовал ремонт и модернизация в соответствии с проектом 941УМ, в ходе которых подлодка получила оборудование ракетного комплекса «Булава». Две другие «Акулы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», в середине прошлого десятилетия были выведены в резерв по причине отсутствия ракет Р-39. Их дальнейшая судьба пока не определена.

В январе 2013 года состоялась церемония поднятия флага на головном РПКСН нового проекта 955 «Борей». Субмарина К-535 «Юрий Долгорукий», строившаяся с 1996 года, прошла все испытания и была передана флоту. В конце декабря того же года в состав ВМФ был принят подводный крейсер К-550 «Александр Невский». Головная подлодка проекта «Борей» вошла в состав Северного флота, первая серийная – в состав Тихоокеанского флота.

Многоцелевые АПЛ

Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного. На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.

Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.

Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются подлодки проекта 949А «Антей». На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей». В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.

С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор». По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.

До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.

17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 «Северодвинск», головном и пока единственном корабле проекта 885 «Ясень». Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение. Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».

Неатомные подлодки

С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус». В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.

Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».

Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.

До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада», являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.

Специальная техника

Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз».

Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров. Наиболее известным представителем этого класса техники является специальная подлодка АС-12 «Лошарик», способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.

В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.

Перспективы

На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота. Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.

До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.

Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре. Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю историю ВМФ России.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://flotprom.ru/
http://flot.com/

Подводный сюрприз от Путина – «Сокрушители балансов»

Ответ Moria4okу на комментарий к статье: «Россия поставит крест на морской гегемонии США» , где я не ставил вопрос о превосходстве дизелюх над атомными сумбаринами США, речь шла об обнулении их основой военно-морской мощи: Авианосной Ударной Группировке (АУГ) и ещё несколькими девайсами!

Подводные лодки проекта 677 «Лада» предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Так вот: российские подводные лодки 677-го проекта «Лада» с Воздухонезависимой Энергетической Установкой (ВНЭУ) как раз и являются серьёзнейшим прорывом в этом направлении, выводящим подводный флот России на принципиально новые рубежи.

«Лады» невелики, их водоизмещение почти в два раза меньше, чем у знаменитой «Варшавянки». Зато комплекс её вооружений очень серьёзен и непривычно велик . Помимо традиционного минно-торпедного вооружения ДЭПЛ (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), 667-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса). Причём эти КР могут быть как оперативно-тактическими, ударно-противокорабельными, так и ракетами большой дальности, предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника.

Но самой важной особенностью новых русских ПЛ является ВНЭУ – Воздухо-Независимая Энергетическая Установка. Не вдаваясь в детали, интересные специалистам, отметим, что наличие ВНЭУ позволит «Ладам» находиться в подводном положении до 25 суток, то есть почти в 10 раз дольше, чем их знаменитым «старшим сёстрам» – «Варшавянкам» проекта 636.3! При этом шумность у «Лады» будет даже меньше, чем у знаменитой варшавянской «чёрной дыры», которую американцы прозвали так из-за того, что её практически невозможно обнаружить .

Страны НАТО давно уже пытаются оснастить свои подводные лодки такими ВНЭУ. «Законодателями» мод в этой области выступают Германия и Швеция. Германские корабелы ещё с конца 90-х годов строят малые ПЛ проекта 212214, оснащённые гибридной энергетической установкой. В неё входят дизель для надводного хода и подзарядки батарей, сами серебряно-цинковые аккумуляторные батареи и ВНЭУ для экономичного подводного хода на базе топливных элементов, включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и ёмкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом).

Оснащение лодки такой анаэробной установкой позволило немцам увеличить время нахождения её в подводном положении до 20 суток. И сейчас германские «малютки» с ВНЭУ различных модификаций находятся на вооружении Германии, Италии, Португалии, Турции , Израиля, Кореи и ещё нескольких стран.

Шведский концерн Kockums Submarin Systems , в свою очередь, в конце прошлого века начал строительство подлодок класса Gotland с ВНЭУ на основе т.н. «двигателя Стирлинга». При его использовании эти лодки также могут находиться под водой без подзарядки аккумуляторных батарей до 20 суток. И сейчас ПЛ с двигателями Стирлинга есть не только в странах Скандинавии, но и в Австралии, Японии, Сингапуре и Таиланде .

Но ни немецкие, ни шведские ПЛ, являющиеся малыми, по сути прибрежными лодками, не идут ни в какое сравнение с русскими «Ладами» – ни по своим тактико-техническим характеристиками, ни по разнообразию и мощности вооружения. Наши ПЛ 667-го проекта во всех отношениях являются в этом классе уникальными по своему качеству кораблями нового поколения !

Опытный образец воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ)

Питерская установка позволяет вырабатывать водород, необходимый для получения электроэнергии , непосредственно из дизтоплива и ровно в тех количествах, которые необходимы для обеспечения электродвижения под водой. Западные аналоги предполагают закачивать водород в специальные ёмкости, что повышает пожароопасность субмарины. Энергетическая мощность отечественной установки – 400 кВт . Лучшие зарубежные аналоги выдают не более 180 кВт , российская ВНЭУ позволяет использовать стандартное дизельное топливо и не требует сложного берегового обслуживания. При этом она не имеет движущихся частей . В плане акустики это большое преимущество.

ЦКБ «Рубин» – главный разработчик подводных лодок в России, спроектировал «Ладу» так, что она способна наносить залповые торпедно-ракетные удары по морским и стационарным наземным целям как из торпедных аппаратов, так и из специализированных вертикальных ракетных шахт . За счёт уникального гидроакустического комплекса наша лодка имеет существенно увеличенную дистанцию обнаружения целей. Она может погружаться на 300 м, имеет скорость полного подводного хода до 21 узла, автономность – 45 суток . Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.

Выносная винтовая колонка РДК-35

О ВНЭУ нашей лодки известно пока немного. Так же как и у немцев, в её основе будет электрохимический генератор. Но она будет принципиально отличаться тем, что водород , необходимый для работы ВНЭУ, будет получаться прямо на борту с помощью переработки имеющегося дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога, что позволит увеличить время её непрерывного нахождения под водой до 25 суток. Одновременно и стоить «Лада» будет существенно меньше, чем немецкие лодки проекта 212214.

До 2020 года российский же флот рассчитывает получить 14 единиц таких новых неатомных подводных лодок 4-го поколения.

Развёртывание в составе Российского ВМФ дополнительно двух-трёх соединений «Лад» способно принципиально изменить соотношение сил не только на Балтике, Каспии и Чёрном море , но и на Севере, и в Средиземноморье, в Атлантике и Индийском океане. На Севере, в Баренцевом море такие лодки способны гарантированно прикрыть маршруты развёртывания российских подводных стратегических ракетоносцев от любых посягательств противолодочных сил США и стран НАТО, что существенно повысит боевую устойчивость морской компоненты наших стратегических ядерных сил.

Унифицированный перископный комплекс УПК «Парус-98»

Сейчас наши ракетоносцы несут боевую службу по большей части под льдами Арктики , где они практически недоступны для вражеского воздействия. Американцы могут засечь, отследить и поразить наш подводный крейсер лишь на этапе его перехода в район боевого патрулирования. А «Лады» 667-го проекта идеально приспособлены для противодействия американским АПЛ, следящим за нашими «стратегами», так как слышат их на дистанциях, гораздо больших, чем американцы способны услышать «Ладу». В таких условиях поражение вражеской субмарины – то ли «Ладой» самостоятельно, то ли с помощью наведения на неё сил противолодочной авиации и надводных кораблей – становится делом техники.

Прибор №1 ГАК «Лира» – носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01 Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса

Что касается Средиземного моря , Атлантики и Индийского океана, то наличие в их водах в достаточном количестве подводных лодок, подобных «Ладе», практически обнуляет там американскую военно-морскую мощь, ядром которой являются авианосные ударные группировки (АУГ). Ещё в советские времена «дизелюхи» проекта 641Б умудрялись прорывать противолодочную оборону авианосцев и, бывало, всплывали прямо под носом у обалдевших американских адмиралов. И лишь малый запас подводного хода, отсутствие дальнобойного ракетного вооружения да невозможность оставаться в подводном положении больше 3-х суток давали американцем шанс в этом противостоянии с советскими подводниками.

Сегодня, при условии, что «Лада» будет действительно способна оставаться под водой до 25 дней, её боекомплект включит в себя мощный противокорабельный ракетный комплекс, подобный «Калибру», 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания «Мурена» (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами).

Согласно ТТЗ на создание ПЛ, предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед. Боезапас – мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды «Шквал» и ПКР «Бирюза» (Club-S) , запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1, а разведка и наведение ПЛ на АУГ будет осуществляться с использованием эшелонированной разведки, включающей космическую группировку, такого шанса у хвалёных штатовских авианосцев уже не будет! А это значит, что в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море»

15 июня 2010 года в Северодвинске был выведен из дока Северного машиностроительного предприятия новейший подводный крейсер проекта 885. Таким образом, на сегодня в России построены головные подлодки новых серий трех основных классов: РПКСН проекта 955 («Юрий Долгорукий»), ДЭПЛ проекта 677 («Санкт-Петербург») и наконец ПЛАРК проекта 885 («Северодвинск»).

На этот промежуточный рубеж стоит обратить внимание, чтобы понять, какие перспективы ждут отечественный подводный флот и на каких субмаринах будут служить те будущие офицеры и матросы, которые сегодня пока лишь заканчивают 9-11-й классы средних школ.


ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

История нового, четвертого поколения отечественных подводных лодок началась на рубеже 70-80-х годов прошлого века, сразу после того, как были сформированы требования и началась подготовка к строительству субмарин третьего поколения - проектов 941, 945, 949, 971 и других. Новое поколение лодок должно было развить успех, который удалось достичь с созданием субмарин третьего поколения, способных, несмотря на некоторые недостатки, соперничать с американскими и британскими аналогами-ровесниками по возможностям оборудования и уровню скрытности.

По традиции советского Военно-морского флота предусматривалось одновременное строительство нескольких проектов субмарин для выполнения различных задач - стратегических, противоавианосных, многоцелевых, противолодочных и специального назначения. Однако в конце 80-х годов уже стало ясно, что подобная практика приводит к неоправданному повышению расходов на ВМФ, и по примеру вероятного противника было решено свести это многообразие к трем основным классам: два класса атомных ПЛ - стратегические и многоцелевые и один класс многоцелевых дизель-электрических ПЛ.

В итоге работы над новыми лодками привели к созданию трех проектов, которые были утверждены в качестве основных. Роль нового «стратега» предназначалась проекту 955 «Борей», нового многоцелевого подводного крейсера - проекту 885 «Ясень». Перспективные дизельные субмарины планировалось строить по проекту 677 «Лада».

К сожалению, осуществление этих замыслов пришлось на крайне тяжелое для нашей страны время. Распад СССР и разрушение промышленности, в первую очередь оборонной, привели к тому, что в 90-х и большей части 2000-х годов флот получал подлодки «советского задела», не мечтая о новых субмаринах. Строительство же последних продвигалось с огромными трудностями. Между тем численность подплава российского ВМФ резко сокращалась за счет вывода из его состава большого количества лодок ранних проектов, причем многие боевые единицы, номинально остававшиеся в строю, могли годами не выходить в море.

В итоге к настоящему времени в российском подводном флоте сложилась следующая ситуация.

МОРСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

В настоящее время в составе российских МСЯС находится шесть РПК СН проекта 667БДРМ (постройки 80-х - начала 90-х), пять РПК СН проекта 667 БДР (построены в 70-80-е), один РПК СН проекта 955 (спущен на воду в 2007 году, в строй еще не введен). Кроме того, в строю Военно-морского флота России остается три РПК СН проекта 941, один из которых («Дмитрий Донской») после переоборудования используется для испытаний ракетного комплекса Д-30 с МБР «Булава», а еще два ждут решения своей судьбы.

Ныне идет строительство еще трех подводных ракетоносцев проекта 955. Два из них должны быть сданы ВМФ РФ в течение 2011 года, а третий - в 2014-м или 2015-м. История этого проекта довольно драматична: строительство головного корабля официально началось в 1995 году, но почти не продвигалось из-за недофинансирования. В дальнейшем проекту пришлось пережить серьезную переработку, когда после нескольких неудачных пусков отказались от перспективного ракетного комплекса «Барк» в пользу «Булавы», разработка которой превратилась в настоящую драму. В результате обновление морских СЯС России затягивается. Сегодня на решение проблем «Булавы» выделены весьма значительные интеллектуальные, финансовые и промышленные ресурсы, и это позволяет надеяться: в ближайшей перспективе ракета будет принята на вооружение.

В целом, несмотря на имеющиеся трудности, состояние морских стратегических ядерных сил России на фоне остальных частей отечественного подводного флота можно считать наиболее благополучным. Их основа - шесть РПК СН проекта 667БДРМ в настоящее время проходит ремонт с перевооружением на МБР «Синева», и ожидается, что они сохранятся в составе ВМФ до 2020-х годов, а при условии дальнейшей модернизации - и долее.

С учетом строительства серии кораблей проекта 955 (предполагая, что все проблемы «Булавы» удастся устранить в течение ближайшего года) и принимая во внимание ограничения Договора СНВ-3, подписанного весной текущего года, можно сказать, что наличие в строю шести РПК СН проекта 667БДРМ и строительство такого же количества «Бореев» позволят снять с повестки дня вопрос обновления российских МСЯС на ближайшие 20 лет.

«УБИЙЦЫ АВИАНОСЦЕВ»

На нынешний день в составе ВМФ России сохраняется восемь атомных подводных крейсеров проекта 949А «Антей». Эти лодки, строительство которых началось в 80-х годах, являются одними из самых современных в составе российского Военно-морского флота, однако состояние этого компонента подплава можно назвать кризисным. Прежде всего по причине выхода из строя МКРЦ «Легенда» и списания большей части самолетов-разведчиков Ту-95РЦ, а также сложностей с вводом в эксплуатацию новой МКРЦ «Лиана». В результате лодки этого типа могут использовать для наведения своих ракет П-700 только собственные средства обнаружения, что исключает применение данного ракетного на полную дальность и требует сближения с целью.

Второй и более серьезной проблемой является узкая специализация этих подводных крейсеров. «Заточенные» на борьбу с авианосными соединениями ВМС США, субмарины проекта 949А оказались очень крупными, сложными и дорогостоящими в постройке и эксплуатации кораблями, назначение которых в современных условиях неясно. Вдобавок большие размеры делают эти лодки весьма заметными, а еще они довольно шумные.

Продлить срок эксплуатации «Антеев» и расширить их возможности можно путем капитального ремонта и модернизации с заменой на лодках ракетного комплекса «Гранит» на новый РК с универсальными пусковыми установками. Такое перевооружение позволит «Антеям» использовать широкую номенклатуру современных крылатых ракет и сделает их многоцелевыми кораблями. Однако всех недостатков проекта такая модернизация не устранит, а кроме того, окажется крайне длительной и дорогостоящей.

СУБМАРИНЫ-ОХОТНИКИ

В декабре 2009 года в состав ВМФ России была введена атомная подлодка К-152 «Нерпа». Новая АПЛ проекта 971И предназначена для передачи в лизинг ВМС Индии. До этого на субмарине пройдет подготовку уже сформированный индийский экипаж.

Данный факт особенно интересен с учетом состояния группировки отечественных многоцелевых атомных подводных лодок. Последняя многоцелевая АПЛ вошла в состав Военно-морского флота России в 2001 году. Это была однотипная с «Нерпой» субмарина «Гепард». На сегодня в строю ВМФ РФ находится, не считая «Нерпы», 12 субмарин проекта 971, средний возраст которых превышает 15 лет. Помимо этих АПЛ флот также располагает многоцелевыми АПЛ других проектов - 671РТМК (четыре единицы) и 945 (три единицы). В ближайшие полтора десятка лет не менее половины лодок этого класса выйдут из строя, в частности все субмарины проекта 671РТМК и проекта 945, а также построенные первыми АПЛ проекта 971. Такое сокращение, если его не компенсировать вводом в состав флота новых субмарин, приведет к тому, что к середине - концу 2020-х годов группировка многоцелевых атомных подлодок ВМФ РФ не сможет выполнять боевые задачи - даже столь важные, как прикрытие российских стратегических подводных крейсеров на боевой службе, а о выделении сколько-нибудь заметного количества АПЛ для выполнения задач в удаленных районах Мирового океана не будет и речи.

Каким образом этой ситуации можно избежать?

В постройке для ВМФ в настоящее время находится две многоцелевые АПЛ проекта 885. Как известно, головной корабль проекта - К-329 «Северодвинск» недавно был выведен из построечного цеха. Существующие планы предусматривают ввод в строй флота шести АПЛ данного типа в течение ближайших десяти лет, и они, очевидно, не смогут заменить все 27 многоцелевых субмарин (включая противоавианосные 949А), входящих в состав ВМФ сейчас.

Головную лодку проекта 885 намеревались заложить еще на рубеже 80-90-х годов, но финансовые ограничения и распад СССР отложили начало работ до 1993 года. Затем потянулась длительная эпопея ее постройки. Изначально предполагалось, что этот корабль передадут морякам в 1998-м, и появились слухи о закладке еще двух или трех корпусов проекта 885. Но в 1996 году в связи с отсутствием финансирования строительство практически заморозили.

В 1998 году сроки ввода в строй сдвинулись на начало 2000-х, затем на 2005-й, на 2007-й... К работам на лодке приступили вновь лишь в 2004 году. После возобновления финансирования проект пришлось модернизировать - оборудование, закладывавшееся создателями субмарины в конце 80-х, устарело и достраивать крейсер с ним было бессмысленно. Кроме того, по некоторым сведениям, возникли сложности и с главной энергетической установкой нового поколения, которую пришлось дорабатывать.

На поверку оказались несоответствующими действительности и слухи о строительстве следующих корпусов проекта 885, якобы заложенных еще в 90-х. В реальности к работам на втором корабле усовершенствованного проекта 885М, получившем имя «Казань», приступили только в 2009 году.

Нужно отметить, что необходимость постройки серии из шести крейсеров проекта 885 вызывает вопросы. Для того чтобы разобраться с этой темой, надо понять происхождение и оценить характеристики «Северодвинска». Это крупный подводный корабль стандартным водоизмещением 9700 и полным - более 13 500 тонн, длиной около 120 метров и шириной 13 метров. Он обладает большой скоростью хода (по некоторым данным, до 33 узлов) и имеет мощное вооружение: 8 торпедных аппаратов калибром 533 и 650 мм, а также 8 пусковых установок шахтного типа, в каждой из которых может быть размещено до трех крылатых ракет различных типов.

Лодка оснащена мощным радиоэлектронным оборудованием и гидроакустикой, а стоимость ее постройки, по некоторым данным, приближается к двум миллиардам долларов. Наиболее близким по функциональности и характеристикам аналогом отечественного проекта является американский проект SSN-21 Sea Wolf. «Си Вулфы» также представляют собой крупные, скоростные, тяжеловооруженные и дорогостоящие боевые единицы. В конце 80-х они предполагались как ответ на ввод в состав ВМФ СССР подлодок проекта 971. Тогда США хотели построить 30 субмарин данного типа. Однако в связи с окончанием холодной войны надобность в подобной серии отпала и в 1989-2005 годах американские ВМС получили всего три лодки, при этом цена каждой субмарины достигла четырех миллиардов долларов. В качестве основной АПЛ нового поколения была выбрана меньшая по размерам и не столь выдающаяся по ТТХ «Вирджиния». Подлодки этого типа планируется построить в количестве 30 единиц для замены устаревающих субмарин типа «Лос-Анджелес».

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли России сегодня строительство серии подобных «Си Вулфу» кораблей, характеристики которых в свое время рассчитывались исходя из предполагавшейся большой войны с самым могущественным на земле противником? Или, учитывая текущую международную обстановку, можно ограничиться вводом в строй двух-трех субмарин проекта 885 (885М), а в качестве основной атомной лодки на перспективу выбрать более дешевый вариант, сохраняющий за счет современного оборудования и вооружения необходимые возможности.

Изложенные выше соображения по поводу предстоящего значительного сокращения группировки многоцелевых атомных лодок позволяют сделать вывод: строительство в ближайшие полтора десятилетия более дешевой «массовой» АПЛ в количестве хотя бы 12-15 единиц является жизненно необходимым. По основным характеристикам такая лодка должна соответствовать АПЛ проекта 971 или даже 671РТМ, превосходя эти субмарины по уровню скрытности и, разумеется, возможностям оборудования и вооружения. Судя по некоторой информации, разработка подобного проекта ведется рядом конструкторских бюро.

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЛОДКИ

Еще в конце 90-х годов прошлого века был поставлен вопрос о необходимости замены лодок проекта 877, составляющих сегодня основу отечественного дизельного подплава. Поставки субмарин этого проекта для отечественного ВМФ завершились в 1994 году. В настоящее время в составе нашего флота находится согласно сведениям различных источников от 12 до 15 ДЭПЛ данного типа, самые старые из которых были построены в начале 80-х годов.

В качестве вариантов замены рассматривалась постройка либо усовершенствованных лодок проекта 636/636М, либо новейших ПЛ проекта 677. Первый вариант обещал возможность относительно дешевого и быстрого обновления подплава благодаря конструктивной близости субмарин проектов 636 и 877, вместе с тем возможности последних должны были значительно возрасти за счет нового оборудования. Второй же был более рискован - лодка проекта 677 являлась абсолютно новым продуктом, освоение которого в условиях постсоветского развала промышленности сулило большие трудности.

Тем не менее в 1997 году заложили головную субмарину проекта 677, но спустили ее на воду лишь через восемь лет, а ввод ПЛ в строй состоялся в итоге только в мае 2010-го. При этом лодка принята в «ограниченную эксплуатацию» - на ней, по имеющейся информации, не установлен штатный гидроакустический комплекс, с разработкой которого возникли проблемы, есть сложности и с главной энергетической установкой.

Затягивание ввода в строй головной лодки «подвесило» и судьбу следующих субмарин проекта - Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь», заложенных в 2005 и 2006 годах. Они в результате пока даже не спущены на воду. Удастся ли исправить возникшие неполадки без ухудшения ТТХ лодки и в какие сроки это можно сделать - пока неизвестно.

В результате на сегодня складывается парадоксальная ситуация: уже почти 15 лет имея в руках успешный, современный, конкурентоспособный проект 636, пользующийся спросом на мировом рынке и за счет постоянного усовершенствования поддерживающий свою конкурентоспособность, Россия не строит эти лодки для себя. Попытавшись сделать ставку на новейший проект 677, наша страна столкнулась с рядом организационных и технических проблем, в результате которых обновление дизельного подплава задерживается вот уже на десять лет. При ином развитии событий флот в течение прошедших десяти лет мог бы получить шесть, а может быть, и восемь подлодок 636-го проекта. Не исключено, что он их в итоге получит - но на полтора десятка лет позже, чем следовало бы.

ВАРИАНТЫ БУДУЩЕГО

Обновление российского Военно-морского флота, включая подплав, прямо зависит от того, какие средства страна сможет выделить на решение этой задачи и насколько тщательно будет контролировать их расходование. По заявлениям представителей Минобороны РФ, для полноценного финансирования нужд Вооруженных Сил необходимо израсходовать в ближайшие 10 лет 28-36 трлн рублей. В случае же принятия наименее затратного, 13-триллионного варианта Государственной программы вооружений на 2010-2020 годы финансирование ВМФ пойдет по остаточному принципу - приоритетом будут пользоваться стратегические ядерные силы, ВВС и ПВО. Согласно информации из ряда источников в этом случае пополнение флота новыми кораблями станет осуществляться за счет реализации не входящей в ГПВ объединенной программы военного и гражданского кораблестроения. При этом помимо собственно вопросов финансирования следует решить массу проблем с реорганизацией и модернизацией судостроительной промышленности.

Как в случае того или иного варианта развития событий будет выглядеть российский подплав 15 лет спустя? Можно выделить следующие основные сценарии:

1. Минимальный. В отсутствие необходимого финансирования развитие получат только «защищенные» статьи, в случае с подводным флотом - это морские стратегические ядерные силы. Группировка многоцелевых АПЛ сохранит 2-3 субмарины проекта 949А и 6-7 лодок проекта 971, а также получит 4-6 кораблей проекта 885. В общей сложности в ее составе окажется 10-16 АПЛ. Группировка дизельных лодок будет включать 5-6 последних субмарин проекта 877 и аналогичное число лодок проекта 677 и/или 636М. С учетом удаленности друг от друга основных морских театров Россия не получит возможности создать ни на одном из них более или менее сильную подводную группировку, не допуская критического ослабления других. Возможности подплава по выполнению боевых задач резко сократятся.

2. Допустимый. При более значительных объемах финансирования можно предпринять необходимые меры по сохранению в строю большего числа лодок «советских проектов». Модернизация всех 12 имеющихся «Барсов» и, например, четырех лодок проекта 949А в сочетании с вводом шести АПЛ проекта 885 и, возможно, 2-3 первых лодок нового проекта позволит удержать численность группировки многоцелевых лодок на уровне 22-25 единиц, что несколько облегчит положение. Группировка дизельных субмарин, полностью избавившись от устаревших субмарин проекта 877, будет насчитывать 12-15 новых ПЛ.

3. Оптимальный. Регулярное финансирование в сочетании с модернизацией судостроения позволит, в частности, полностью обновить состав МСЯС, не утруждая себя модернизацией РПК СН старых проектов. Группировка многоцелевых лодок сохранит старые боевые единицы: 4-6 субмарин проекта 949А, прошедших глубокую модернизацию, и 8-10 ПЛ проекта 871, также усовершенствованных. Заказ на строительство лодок проекта 885 будет сокращен до двух-трех единиц, но вместе с тем флот получит 12-15 более компактных и дешевых субмарин. В этом случае численность группировки многоцелевых АПЛ как минимум останется на нынешнем уровне, а возможно, и несколько возрастет при одновременном улучшении качества. Группировка дизельных лодок в этом случае будет насчитывать до 20 единиц проекта 677 и/или 636М, а вероятно, и какого-то иного.



Касса