Проект «Зимующие птицы» (старшая группа). Педагогический творческий проект в старшей группе детского сада: Зимующие птицы

Проект в подготовительной логопедической группе

«Птицы Нашего края»

Выполнила: воспитатель 1квалификационной категории МБДОУ №77

Шалашова Наталья Евгеньевна

Нижний Новгород

Вид проекта: Исследовательски-познавательный

Участники: Воспитатели, учитель-логопед, дети, родители

Срок реализации: ноябрь-апрель

Продолжительность: среднесрочный

Актуальность:

Современный мир тотально подвержен общению посредством информационно-коммуникационных технологий, и подрастающее поколение не исключение в этом смысле. С другой стороны, такие важные вещи как личностное общение, взаимодействие с природой, отходят на второй план. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ним, научить беречь окружающий мир.

В ходе подготовки к образовательно-воспитательному процессу выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей не развито чувство эмпатии, заботы. Поэтому мы решили реализовать проект «Птицы нашего края». Это должно позволить расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что нужно ухаживать за ними в трудное для них время года. Надеемся, что в совместной работе с родителями мы повысим экологическое сознание ребенка.

Цель проекта: Углубить знания о многообразии птиц, населяющих наш родной край, их образе жизни, и поведении, научиться различать их между собой, выявлять степень их значимости для окружающей нас природы, сформировать бережное отношение к живой природе.

Задачи:

Образовательные:

    Формировать у детей представление о многообразии птиц родного края, знать их названия;

    Расширить и уточнить знания детей о жизни птиц, их повадках, особенностях образа жизни;

    Расширять и активизировать словарь по данной теме;

Развивающие:

    Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание;

    Дифференцировать понятия «зимующие» - «перелетные»

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к птицам, вызывать желание узнавать новые факты о жизни птиц;

    Формировать экологическое сознание детей;

    Воспитывать любовь ко всему живому.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

    Разработка и накопление методических материалов по теме

    Выявить знания детей про птиц;

    Проанализировать и скорректировать РРПОС;

    Разработать перспективный план работы по теме.

2 этап – практический

    Реализация проекта в соответствии с перспективным планом

3 этап- заключительный:

    Оформление результата в виде презентации

    Конкурс «Столовая для птиц»

    Открытое занятие «Птицы нашего края»

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются

    Знания о жизни перелетных и зимующих птиц

    Представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц

    Навыки правильного поведения в природе

    Чувство гуманного отношения к живой природе

    Желание отражать полученные впечатления в изобразительной деятельности

У родителей

    Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края

    Повысится уровень экологической культуры личности

    Расширятся знания о птицах

Тематическое планирование

Птицы, какие они?

Зимующие и перелетные

Разрешение проблемных ситуаций

Почему птицы летают?

Как узнать птицу?

Осенние заботы птиц

Составление описательного рассказа (исп. Схему описания)

Птицы наши друзья

Аппликация, лепка, рисование

Лепка из теста жаворонки

Дидактические игры

- Что за птица

Игра презентация зимующие и перелетные птицы

Игра презентация «чей клюв»

«чей хвост»

Четвертый лишний

Угадай по описанию

Собери картинку

Подвижные игры

- Коршун и наседка

Совушка

Лягушки и цапли

Перелет птиц

Серая утка

Гуси-лебеди

Не боимся мы кота

Пальчиковые игры

Где обедал воробей

Сколько птиц в кормушке нашей

Десять птичек стайка

Птички в гнезде

Эксперименты

В воде купался сухостался

Художественная литература

Чтение сказки В. Даля «Ворона»

А. Яшин «Покормите птиц зимой»

В. Берестов «Птицы»

Загадки о птицах

Работа с родителями

Поместить информацию о проекте «Птицы нашего края»

Изготовление совместно с ребенком книжек-малышек о птицах

Изготовление кормушек «зимняя столовая»

Привлечь родителей к изготовлению масок

Оформление индивидуальных проектов о птицах

3 Заключительный этап

Презентация проекта на собрании

Открытое мероприятие «Зимующие и перелетные птицы»

В реализации проектной деятельности

1 знания детей о птицах расширились

2 дети научились отличать перелетных и зимующих птиц

3 на протяжении реализации проекта «Птицы нашего края» у детей развивалась связная речь

4 у многих появилось заботливое отношение к птицам (дети напоминали взять корм для птиц)

5 Повысился познавательный интерес.

Список литературы

Интернет ресурсы

http://videoscope.cc/

http://multiki.arjlover.net/

1 программа воспитания и обучения Н.В. Нищевой

2 Дидактическая копилка воспитателя детского сада/ П.П. Дзюба.-Изд.2-е- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-252, с. : - ил. – (Сердце отдаю детям)

3 Арбекова Н.Е Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / издательство ГНОМ, 2011.- 184с.

4 Проектная деятельность старших дошкольников / сост. В. Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011.- 202с. : ил. ISBN 978-5-7057-1982-2

5 Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

6 Коррекция нарушения речи у дошкольников: программно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.-286с.

7Экологические занятия с детьми: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-159с.

9 Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперементировангие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.-128с.

10 Лесные тайнички: [рассказы, сказки] / Николай Сладков.- СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010. – 95с. : ил. – (Серия «Звери и птицы»).

Проект на тему «Зимующие птицы» в группе старшего дошкольного возраста

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Виды работ:

    Сбор информации.

    Отбор художественной и познавательной литературы.

    Подбор иллюстративного материала.

    Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.

    Оформление презентации «Зимующие птицы» с голосами птиц.

    Свободная самостоятельная художественно изобразительная деятельность детей.

Развешивание кормушек на территории детского сада.

Презентация проекта.

1 этап. Разработка проекта.

Цель проекта: Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи:

Организационно-методические:

    Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.

    Обучающие:

    Обогащать представление детей о зимующих и перелетных птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).

    Обогащать познавательный интерес детей к зимующим и перелетным птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.

Воспитательные:

    Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Развивающие:

    Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

Предполагаемый результат:

Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой

Обогащать словарный запас детей.

Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

Приобщать к совместной деятельности родителей.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, специалисты ДОУ, родители воспитанников.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой

Срок реализации проекта: 2 недели

2 этап: Основной (практический).

Беседы с детьми

«Пришла зима.

«Как живут наши пернатые друзья зимой».

«Кто заботится о птицах».

«Пользу или вред приносят птицы?».

«Меню птиц».

«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»

Художественная литература

Чтение рассказов: Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентации: "Зимующие птицы".

Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Организованная деятельность

Образовательная деятельность «Познание. Формирование целостной картины мира».

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: Формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам (Конспект).

Художественно - продуктивная

Аппликация на тему: « « Снегири »

Рисование на тему: « Зимующие птицы»

Конструирование из бумаги на тему: « Синица »

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц» , «Угадай птицу по описанию», «Кто что ест», « Узнай по голосу»; « Доскажи словечко»;

Настольные игры: «Разрезные картинки», «Домино», Лабиринт «Зимующие птицы», «Лото».

Сюжетно-ролевые игры:

«Парк птиц», «Птичий двор».

Подвижные игры:

«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».

Музыкальная деятельность

Совместная деятельность детей и родителей

Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Фотоконкурс «На моей кормушке»;

Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.

3 этап. Заключительный

Итог работы:

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Список используемой литературы:

    Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

    Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

    Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

    Электронные ресурсы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №2 «Василек».

Конспект занятия по рисованию в группе старшего дошкольного возраста на тему:

«Зимующие птицы»

Подготовила и провела:

воспитатель Константинова О.А.

Реутов 2015-2016

Конспект занятия по рисованию в группе старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»

Цели: Расширять знания детей о зимующих птицах (внешний вид, чем питаются), речь, мышление, внимание.

Задачи:

Образовательные: Упражнять, составлять описательный рассказ, формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно, совершенствовать технику рисования акварельными красками, закреплять навык изображения птиц.

Развивающие: Развивать разговорную речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, память, любовь к птицам.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Предварительная работа: Рассматривание картин зимующих птиц, беседы о птицах, чтение художественной литературы, дидактические игры на тему; аппликация на тему « Снегирь», наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.

Материал и оборудование:

Иллюстрации с изображением птиц: синица, воробей, снегирь; образец воспитателя; бумага тонированная голубым цветом с нарисованными веточками; простые карандаши; акварельные краски.

Ход занятия:

Организационный момент

«Круг добра» , дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Ответы детей: Зима.

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна. Докажите.

Ответы детей:

- На улице очень холодно

- Много снега, скользко

- Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

- Вода в водоемах замерзла.

- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались.

- Дни стали короче, длиннее стали ночи.

- Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме и зимующих птицах. А теперь, чтобы узнать каких же птичек мы будем рисовать сегодня, постарайтесь отгадать загадки.

Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик,

Собой невеличка,

Желтая грудка-это…

Ответы детей: (Синичка)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

С первым снегом

Тут как тут!

Ответы детей: (Снегирь)

Во дворе у нас живет

И чирикает всегда

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит.

Ответы детей: (Воробей)

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Ответы детей: Зимующие.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Сегодня мы будем рисовать воробья, снегиря и синичку.

Воспитатель: Давайте посмотрим на них на картинках. Похожи эти три птички?

Ответы детей: (Да)

Воспитатель: Чем?

Ответы детей: (Размером, формой тела)

Воспитатель: А чем они отличаются?

Ответы детей: (Цветом перышек)

Воспитатель: А теперь приготовьте свои глазки и внимательно посмотрите, как мы будем рисовать птичек. Птички будут сидеть на веточках. Какой формы тело будет у птичек?

Ответы детей: (Круглое или овальное)

Воспитатель: А голова?

Ответы детей: (Круглая)

Воспитатель: Что будет больше голова или тело?

Ответы детей: (Тело)

Воспитатель: Теперь будем рисовать более мелкие детали: крыло- овальной формы заостренное на конце, хвостик из трех перышек, клювик, глазки. Что ещё осталось дорисовать?

Ответы детей: (Лапки)

Воспитатель: У тела лапки более толстые, поэтому мы рисуем два бугорка, а уже из них тоненькие лапки, и не забудем про пальчики. Посмотрите какой рисунок получился у меня.

Воспитатель: Теперь давайте подготовим наши ручки к рисованию и сделаем гимнастику.

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Молодцы. Теперь ребята приступайте к рисованию. Сначала все рисуем простым карандашом, а потом раскрашиваем красками.

[Дети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь]

Заключительная часть:

Воспитатель: А вы хотели бы полетать как птицы?

Ответы детей:

Воспитатель: Тогда вставайте из-за столов и идите ко мне.

Физкультминутка: (проводится под музыкальное сопровождение).
Вот летали птички,
Птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю-клю-клю,
Клю-клю-клю,
Как я зернышки люблю.

Перышки почистим,
Чтобы стали чище.
Вот так, вот так,
Чтобы стали чище.
Воспитатель. Молодцы, помогли птицам, и согрели, и накормили.

Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие у вас у всех получились птички. Рисунки у всех такие разные и красивые. Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?

Ответы детей:

Конспект занятия по конструированию «Техника оригами» в старшей группе «Синица»

Цели:

    Развивать познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор, активизировать словарь детей;

Задачи:

Образовательные:

    Воспитывать аккуратность в складывании деталей;

    Уточнить и расширить знание детей о птицах;

    Использовать элементы здоровьесберегающих технологий на занятиях.

Развивающие:

    Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»);

    Учить детей загибать углы разной величины и делать складку, закреплять умения складывать квадрат в разных направлениях.

    Развивать общие речевые навыки (чёткость дикции, правильное звукопроизношение);

    Координировать речь с движением, развивать мелкую моторику,развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение;

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им в трудных условиях;

    Приучать заботиться о птицах, закрепить знания о том, чем кормят птиц зимой;

    Воспитывать отзывчивость и дружелюбие.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

Беседы о зиме и зимующих птицах;

Наблюдение на прогулке за синицами, воробьями, снегирём;

Чтение рассказа Г. Скребицкого стихотворения М. Глазкова «Покормите птиц»;

Кормление птиц на участке.

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением зимующих птиц (вороны, воробья, снегиря).

Раздаточный материал:

Квадраты синего цвета (14х14)

Карандаши желтого цвета

Ножницы.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель.

Позвала я к нам гостей, поздоровайтесь скорей!

Подойдите ко мне ближе.

Ответы детей.

Воспитатель.

Ну, конечно, это птицы.

Воспитатель.

Мы на ветки посмотрели, что за птицы здесь сидели? Кто зимой не улетает, помощь нашу ожидает?

Ответы детей.

Воспитатель. А теперь, угадайте загадки .

В чаще слышится тук, тук

Значит с деревом - недуг.

Ствол проверил, всё уладил.

Помогает парку

Ответы детей (дятел ).

Есть ещё такая птица, что зимою к нам стремится. Про неё загадку знаю и сейчас вам загадаю.

Пусть я птичка – невеличка.

У меня, друзья привычка,

Как начнутся холода -

Прямо с севера сюда.

Каждый год я к вам лечу -

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко - красный галстук мой

Ответы детей (снегирь ).

Есть еще одна тут птичка, в гости к нам она стучится.

Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее....

Ответы детей (синичка)

Воспитатель.

А кто знает, почему синичку назвали синичкой? Вы сейчас узнаете. Я вам расскажу очень интересную историю:

В наши дворах с наступлением холодов появилось очень много синиц. Наблюдать за этими непоседами одно удовольствие: они подвижны, подвешиваются к веткам вниз головой, качаются, держась на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти, загнутые вниз. Лапки у них сильные и толстые. Если вам удастся близко рассмотреть птичку, вы увидите, что грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые, хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета.

Почему же этих птиц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Когда внимательно прислушаешься к голосам этих озорниц, то услышишь «Си-си-си». Птица тихонько попискивает, будто сама себя называет. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами.

Понаблюдав за синичками можно заметить, как синицы мечутся в кустах. Птицы опускаются на землю, повисают на ветках деревьев, гоняются друг за другом – наверное, они играют в догонялки. Синицы осматривают деревья, как будто что-то ищут. С раннего утра и до позднего вечера трудятся птицы. Значит, это трудолюбивый народ.

Упражнение «Кормушка »
(развитие общей моторики, координация речи с движением)

А теперь давайте отдохнем и выполним упражнение «Кормушка».

Маршируют на месте

Маршируют руками, как крыльями с поворотами

Показывают ладошки

Вытягивают руки вперед, манящие движения

Делают руками «домик» над головой

2. Основная часть.

Воспитатель.

Я предлагаю сделать из бумаги способом "оригами" птичку- синичку. Я вам покажу, как это сделать. Будьте внимательными, старайтесь, что бы у вас получились красивые птички.

Последовательность изготовления синички:

Нам нужно закрасить с помощью желтого карандаша изнаночную сторону нашего квадрата.

Согните квадрат бумаги так, чтобы синий цвет оказался снаружи. Перегните получившийся треугольник пополам (схема 1).

Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (схема 2).

Согните поделку пополам. Поверните работу (схема 3).

На маленьком треугольнике вогните треугольник так, чтобы он был виден (схема 4).

С двух сторон поднимите углы – крылья (схема 5).

Сделайте надрез. Оберите части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (схема 6).

Проверьте результат (схема 7).

Нарисуем глазки птичке.

Вы готовы? Начинаем

Дети самостоятельно по схемам складывают поделку и выполняют аппликацию.

Проведение пальчиковой разминки.

Пальчиковая игра .

Много могут пальчики –

озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машинку, и зверей.

Приготовьтесь поскорей!

Воспитатель.

Молодцы, ребята! Давайте прикрепим наших птиц на деревья.

3. Заключительная часть.

Воспитатель.

Мы с вами зимой помогаем и другим птицам, которые прилетают на наш участок. Мы не забываем своих пернатых друзей.

Глядя на птиц, мне захотелось, чтобы вы никогда не забывали пернатых друзей, заботились о них и берегли.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите" птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему «Снегири»

Цели:

    Формировать экологическую культуру у детей;

    Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи:

Образовательные:

    Продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой;

    Закреплять названия геометрических фигур;

    Уточнить и расширить знание детей о птицах.

Развивающие:

    Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира;

    Учить вырезать части птиц и объединять их, соотнося по величине, окраске, для создания яркого образа;

    Учить красиво располагать изображения на листе.

    Совершенствовать умение согласовывать существительного с прилагательным.

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

    Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций;

Чтение книг и рассказов;

Загадывание загадок;

Наблюдение за птицами на прогулке и во время кормления;

Беседы.

Оборудование к занятию:

Бумага цветная;

Ножницы;

Клей;

Кисть для клея;

Салфетки для каждого ребенка;

Иллюстрация с изображением снегиря;

Образец.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Поговорить с детьми о зиме, ее признаках.

А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?
- Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?
- Молодцы! А теперь, угадайте загадки. Разгадав их, вы узнаете, кого мы сегодня будем мастерить.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
-Молодцы!.

II. Основная часть

1) Рассматривание иллюстрации. Обсудить внешний вид птицы.

Правильно, это снегирь, давайте посмотрит вот на эту иллюстрацию и расскажем и птице. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

2) Рассматривание образца.

Определить относительную величину птицы. Форму и величину частей (тела, головы, хвоста) и более мелких частей.

3) Объяснение хода работы и показ выполнения аппликации.

Спросить о приемах вырезывания частей (из квадрата – круг, из прямоугольника – полуовал). Уточнить последовательность работы.

Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.

III. Физминутка. «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!

IV. Самостоятельная работа с использованием пальчиковой гимнастики.

Дети выполняют аппликацию.

1) Перед тем как приступить к работе, вспоминается, как правильно пользоваться ножницами. (Воспитатель напоминает детям технику безопасности пи работе с ножницами). Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.

2) В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы с ножницами.

3) Пальчиковая гимнастика

Мы кормушки смастерили

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник – снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

V. Анализ работ.

Все работы поместить на стенд, рассмотреть с детьми получившихся птиц, вместе порадоваться общему результату. Предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные работы, самых красивых птиц, объяснить свой выбор. Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых птиц.

VI. Итог

Ребята, чем мы сегодня на занятии занимались? Что больше всего понравилось?

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

Актуальность:

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Птицы зимой» можно считать своевременным и актуальным.

Проблема: Как помочь пернатым друзьям зимой?

Гипотеза : Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Цель : Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи : -Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Вид проекта : информационно - творческий

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.

Продолжительность : краткосрочный (1месяц)

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели и задач с детьми.

Создание плана проекта

Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Заготовка корма для птиц

Работа с родителями: изготовление кормушек, информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»

Использование игровой, познавательной, продуктивной, коммуникативной деятельности.

Чтение художественной литературы по теме.

Просмотр мультфильмов, презентации «Птицы зимой».

Наблюдения за птицами на прогулке, экскурсия в парк.

III этап - заключительный

Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой»

Итоговое занятие «Как мы птицам помогали»

Обработка результатов по реализации проекта.

Участники проекта: Воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

1Беседа «Птицы зимой»

2Дидактическая игра «Накорми птиц»

3Изготовление кормушек

4Наблюдение за птицами у кормушки

5Просмотр мультфильма А.Плещев «Дети и птичка»

6Свободное творчество «Книжки - раскраски»

7Художественное творчество. Лепка

«Птицы нашего участка»

8Игра «Разрезные картинки»

9Просмотр презентации «Птицы зимой»

10Игра инсценировка «Узнай птицу»

11Художественное творчество.

Аппликация «Птички - синички»

12Дидактическая игра «Верю – не верю»

13Приготовление угощения для птиц

14Пластилинография «Зимующие птицы»

15Подвижная игра «Птицелов»

16Разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»

17Создание копилки загадок о птицах

18Дидактическая игра «Закончи предложение»

19Выставка рисунков «Наши пернатые гости»

20Чтение детям произведений о птицах

21Изготовление подарков для малышей «Птичка невеличка»

22Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой».

23Итоговое занятие «Как мы птицам помогали»

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Наметили план движения к поставленной цели, который обсудили и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. Так, во время прогулки мы обратили внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему? Дети могут объяснить причину, воспитатель помогает: «С наступлением холодов корма для птиц становиться всё меньше; спрятались насекомые, срывается ветер, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи и заботе». На участке дети находят письмо от птиц с призывом о помощи. Ребята увлекаются желанием помочь птицам перезимовать. Формулируется проблема «Как помочь птицам выжить зимой?» После чего дети вовлекаются в решение проблемы.

Основной этап (практический)

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся, чем им могут помочь люди. Для этого мы провели с детьми беседу о жизни птиц зимой.

Предложили ребятам сделать необычный календарь, где каждый день мы будем отмечать птиц прилетающих на наш участок и назвать его «Гости нашего участка» Ежедневно в одной колонке мы будем помещать птиц прилетавших к кормушке, а в другой колонке птиц прилетающих на участок. Эта идея очень понравилась ребятам.

Следующий шаг, привлечение родителей к проблеме. Вначале мы поместили в родительский уголок информацию «Покормите птиц зимой». Затем предложили родителям поучаствовать в акции добрых дел «Смастери кормушку». Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим вместе с детьми.

Через дидактические игры, дети узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, при этом развивается речь, мышление. Для этого использую такие игры как:

Дидактическая игра «Накорми птиц».

Задачи: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Ход игры:

Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

Дидактическая игра «Разрезная картинка».

Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)

Дидактическая игра «Верю – не верю»

Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.

· Клесты выводят птенцов зимой.

· У синицы желтая грудка.

· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

· У сороки длинный черный хвост.

· У свиристеля на голове хохолок.

· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

· Ворона питается остатками пищи.

· Клесты любят семена шишек.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.

Ход игры: воспитатель читает пословицу, а дети должны закончить ее.

Птицы нахохлились – (к непогоде.)

Снегирь под окном зачирикал на снегу –(к оттепели и слякоти).

Дидактическая игра “Прилетели птицы”

Цель: развитие фонематического слуха.

– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы.

Все вы – молодцы!

Игра - инсценировка “Узнай птицу!”

Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.

Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.

Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ну и конечно игровая деятельность неразрывно связана с подвижными играми. Игры «Птицелов», «Филин и пташки» учат детей подражать птичьим голосам.

Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц. Они заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют кормушки собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится. Наблюдая за птицами, мы заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.

Вместе с ребятами мы приготовили изысканное угощение для птиц: в маргарин добавили нежареные семечки, пшено, тертую морковь, кукурузную крупу, хлебные крошки и т. д. Тщательно перемешать, разложили по формочкам, не забывая вложить внутрь крепкую веревочку, и поставили в морозилку. Когда пирожки застыли, повесили их на ветки деревьев и положили в кормушки.

Для ознакомления с внешним видом и строением пернатых воспитателями были использованы альбомы с репродукцией о зимующих птицах и птицах прилетающих к нам в гости на зимние холодные месяца. Дети с большим интересом раскрашивали птиц в раскрасках.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, формировать лексико-грамматический строй речи, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время помогает природоведческая литература.

Мы с ребятами прочитали такие произведения как: С.Грибицкий, В.Чаплин «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости»; Н.Сладков «Кусок хлеба», В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», А. Горький «Воробьишка», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Скребицкий «Берегите птиц», Т. Шорыгина «Птицы. Какие они? », Энциклопедия «Зимующие птицы». Разучили стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Поскольку одним из направлений экологического воспитания является осознание детьми необходимости бережного отношения к природе, то ознакомление с условиями обитания и поддержания жизнедеятельности птиц в зимний период во время экскурсионной прогулки способствует развитию детской компетентности. Дети были в большом восторге от такой прогулки.

Просмотр мультипликационных фильмов «Серая шейка» и «Дети и птичка» не оставил равнодушных никого среди воспитанников. Эти фильмы вызвали не только у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой, но и желание им помогать.

Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о птицах, закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью птицы к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки ребята научились вместе с презентацией «Птицы зимой»

При реализации данного проекта во время занятий использовала принципы интеграции образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие) . На занятиях детей не только знакомили с жизнью птиц зимой, но и учили передавать образ птицы в лепке, рисовании, аппликации.

Во вторую половину дня,мы предложили сделать для малышей небольшие подарки «Птички - невелички». Мы дружно взялись за дело. И вот что у нас получилось……

А на завтра все ребята отправились к малышам с подарками.

III этап - заключительный

В заключительном этапе мы с ребятами выпустили стенгазету «Покормите птиц зимой»

Итоговое занятие «Как мы птицам помогали » показало, что у детей сформированы природоведческие знания, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Взаимодействие с родителями

Оформление ширмы «Зимующие птицы».

Консультации – «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Конкурс поделок - «Мастерим кормушки для птиц»

Итоги:

В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц, более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 11 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада

Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц, необходимостью подкормки птиц в зимнее время.

Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.

Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.

Алина Григорьева
Краткосрочный проект в ДОУ «Зимующие птицы»

«Зимующие птицы »

Вид проекта : Познавательно-творческий.

Срок реализации : 2 недели

Участники проекта : воспитатель, родители, дети.

Актуальность проекта :

В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую актуальность. Огромную роль в экологическом образовании играет познавательная, творческая деятельность. В ее процессе ребенок получает и систематизирует познавательные навыки : наблюдение, сравнение, первичные выводы, обобщения, -познавательные способности. У детей недостаточный объем знаний о зимующих птицах . В активном словаре отсутствуют названия птиц , описания их характерных особенностей, представление о жизни птиц в зимний период .

Цель проекта : создание условий для формирования целостного представления о жизни птиц в зимний период , формирование ответственного бережного отношения к ним.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с отличительными особенностями зимующих птиц , называть зимующих птиц .

2. Привлечь родителей и воспитанников к помощи птицам в трудных зимних условиях. Воспитывать заботливое отношение к птицам .

3. Обогатить словарный запас : стайка, кормушка, летает, порхает, перья, чирикает, каркает, снегирь, воробей, ворона, дятел, синица, свиристель.

4. Разввать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать влияние времени года на жизнь пернатых.

Предполагаемый (ожидаемый) результат :

Дети узнают названия, внешний вид, и отличительные особенности зимующих птиц .

У детей формируется устойчивый интерес к жизни птиц , желание заботиться.

Пополнение развивающей среды материалами по теме проекта .

С детьми :

беседы : «Кто такие птицы , «Каких зимующих птиц вы знаете , «Как живут птицы зимой ,

рассматривание иллюстраций птиц ,

чтение и обсуждение литературы «Где обедал воробей?» Маршак С. Я., «Где обедал воробей?» , В. Бианки «Сова» ,

подвижные игры «Птички в гнездышках» , «Воробушки и кот» ,

знакомство с загадками о птицах , стихами,

дидактические игры : «Назови ласково» (с мячом…крыло-крылышко., «Узнай по описанию» , «Угадай, кто улетел» , «Парные картинки» .

пальчиковые игры,

лепка «Птичка» ,

настольно-печатные игры : лото «Птицы » , разрезные картинки «Собери и назови птицу » , «Найди одинаковых птиц » ,

разукрашивание раскрасок, изображений зимующих птиц ,

наблюдения на участке,

физкультминутки «Покажи птицу » , «Птичка ожила»

С родителями :

папка-передвижка «Картотека «Народные приметы Чувашии» , «Зимующие птицы , места обитания, особенности»

пополнение предметной среды :

Изготовление кормушки

Изготовление лото «Птицы »

изготовление шапочек птиц для игр .

Предварительная работа :

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением птиц , наблюдения на участке, чтение стихов, подвижные игры.

опрос родителей;

обсуждение целей и задач проекта ;

создание условий, необходимых для реализации проекта (предметно-развивающая среда, лото, маски, книги) .

1 этап подготовительный :

определение целей и задач

разработка проекта в группе : «Зимующие птицы »

подбор игр, загадок, сказок, сюжетных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, наглядного материала, информации, литературы

опрос каких птиц знают дети

2 этап –основной :

реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

3 этап –итоговый :

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, обобщение материалов проекта .

Участие в конкурсе «Времена года» .

План-схема работы с детьми и родителями

по реализации проекта «Зимующие птицы » .

1 01.12 Беседа с родителями «Знакомство с проектом » . Опрос родителей : Любите ли вы гулять по зимнему лесу с детьми? Акцентируете ли вы внимание детей на зимующих обитателей ? Рассказываете ли подробно детям о птицах ? Принимает совместное участие в подкормке зимой? Строили ли вы при детях кормушку, скворечник?

2 04.12 Пальчиковые игры «Сорока-белобока кашку варила…» и др.

Цель : учить проговаривать текс, следить за ходом событий, развивать мелкую мускулатуру, поддерживать интерес к устному народному творчеству.

Рассматривание карточек «Птицы России » , выделить зимующих птиц .

Цель : углублять знания о птицах , учить различать по внешнему виду, формировать эмоциональную отзывчивость.

3 05.12 Домашнее задание для родителей : изготовление кормушек для птиц совместно с детьми .

Лепка «Птичка»

Цель внешнем виде, учить называть основные цвета, учить лепить шары из пластилина аккуратно соединяя

4 06.02 Подвижные игры : «Птички в гнездышках» , «Воробушки и кот»

Цель : учить соблюдать правила игры, упражнять в прыжках на двух ногах, в беге. Развивать выносливость, координацию.

Чтение художественной литературы о птицах . Сказка М. Горького “Воробьишко”.

Цель : Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения. Учить следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение.

5 07.02 Наблюдения

Цель : формировать представление о птицах в естественной для них среде. Обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к живой природе.

Вывешивание кормушек. Кормление птиц .

Цель : поддерживать желание заботиться о птицах , познакомить с правилами размещения кормушек, пояснить их суть. Знакомить с правилами безопасного для себя и птиц наблюдения .

6 08.02 Раскрашивание силуэтов птиц .

Цель : развитие мелкой моторики рук; учить подбирать цвета в соответствии с окрасом.

Цель : вызвать эмоциональный отклик на музыку, доставить радость от пения птиц . Учить выразительно передавать образы.

7 11.12 Д/игра «Найди одинаковых птиц »

Цель : учить классифицировать по определенному признаку : цвету, форме, величине. Развивать логику, обогащать словарь.

Чтение стихотворений : А Прокофьев «Снегири» , А. Барто «Синица» , А Блока «Ворона» .

Цель : развивать связную речь, наблюдательность. Формировать интерес к художественному слову, высказывать свое отношение.

8 12.12 Просмотр презентации «Зимующие птицы » Беседа.

Цель : формировать представление о птицах , зимующих рядом с нами . Воспитывать желание помогать им, бережное отношение к природе.

Дидактические игры «Назови ласково» , «Угадай, кто улетел»

Цель : учить ориентироваться, описывать, классифицировать. Активизировать словарный запас.

9 13.12 Распознающее наблюдение «Птицы на участке »

Цель : учить различать птиц (ворона, голубь, сорока, синица, обогащать словарь, связанный со строением птиц .

Рассматривание следов птиц на снегу . Рисование веточками похожие следы.

Цель : предложить узнать кто оставил следы на снегу, узнавать следы птиц , отличать по ним крупных от маленьких. Обсудить чем были они заняты. Обогащать словарь. Наблюдательность.

10 14.12. Загадки о птицах .

Цель : учить ориентироваться в птицах , правильно называя их.

Настольно-печатная игра «Птицы »

Цель : учить сравнивать, находить сходства и различия. Развивать наблюдательность, способность анализировать.

11 15.12 Чтение художественной литературы о птицах . С. Я. Маршак “Где обедал воробей?”.

Цель : Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения. Учить следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение

Итоги проекта :

дети узнают названия, внешний вид, и отличительные особенности зимующих птиц .

у детей возник устойчивый интерес к жизни птиц , желание заботиться.

развивающая среда пополнена : лото «Птицы » , шапочками птиц , карточками «Птицы России » .

родителями изготовлены кормушки для птиц .

Литература :

М. Д. Маханева. «Экологическое развитие детей дошкольного и и младшего школьного возраста».М. 2004г.

М. Гранович Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы »

ПРИЛОЖЕНИЕ :

Рассказ М. Горького «Воробьишко» , стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей?» , «Сова» В. Бианки.

Пальчиковая гимнастика.

Загадки о зимующих птицах .

Опросник родителей.

Пальчиковая гимнастика

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, все равно он будет мой.

Прилетайте птички : сала дам синичке,

Красных ягод –снегирю, семечек -сороке

Приготовлю крошки, хлебушка немножко

Эти крошки –голубям, эти крошки –воробьям!

Птицы крыльями махали , все летали и летали

Птицы в воздухе кружились , на дорогу опустились

По дорожке поскакали, крошки, зернышки склевали.

ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ :

1. Любите ли вы гулять по зимнему лесу с детьми? (да нет)

2. Акцентируете ли вы внимание детей на зимующих обитателей ?

3. Какое значение для окружения имеют пернатые? (Для людей, для леса, поля) . В чем конкретная польза?

4. Рассказываете ли подробно детям о птицах ?

5. Принимает совместное участие в подкормке зимой?

6. Строили ли вы при детях кормушку, скворечник?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МБОУ Далисичская СОШ

Экологический проект: «Зимующие птицы – наши пернатые друзья»

в старшей группе.

Воспитатель:

Киселёва С.В.

ТИП: познавательно – исследовательский

СРОК : краткосрочный (1неделя: 15.12.2016 -22.12.2016 г.)

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МБОУ Далисичская СОШ, дошкольное отделение

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители

ПРОБЛЕМА : недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей

старшего возраста.

ТЕМА: «Зимующие птицы – наши пернатые друзья».

ВВЕДЕНИЕ
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе – словом, развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

ЦЕЛЬ - Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.
ЗАДАЧИ:
1. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников.
2. Формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картинке, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть, отгадывать загадки.
4. Подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
5. Учить детей рисовать птиц, передавая в рисунке форму тела, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками и карандашами, штриховать.
6. Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, гуманное отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.


1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
Группировка материала:
1. Подборка художественной литературы:
Александр Яшин «Покормите птиц зимой», А. Н. Толстой «Сорока», Максим Горький «Воробьишко», В. Зотов «Снегирь», В. Бианки «Синичкин календарь», В.Полякова «Синички», В.Бурлак «Зимнее яблоко», потешки, загадки и стихи о зимующих птицах, приметы.

2. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Четвертый лишний».

3. Физкультминутки: «О чем поют воробышки?»

«Вот под ёлочкой вороны».

«Птички».

«Ну-ка, птички, полетели»

«Скачет шустрая синица».

4. Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Где обедал воробей?»

Составление плана реализации проекта.

2. ОСНОВНОЙ (ДЕЯТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Понедельник

    Физультминутка «Скачет шустрая синица»

    Познание «Зимующие птицы»

    ЧХЛ «Заучивание стихотворения

    В. Полякова Синички»

Вторник

    Рисование ладошками «Снегири»

    ЧХЛ М. Горький Воробьишко».

    Пальчиковая игра «Воробьи»

Среда

    Аппликация «Весёлые снегири у кормушки».

    ЧХЛ « Разгадывание загадок о зимующих птицах».

    Д.И «Узнай по описанию».

Четверг

    Познание «Репортаж с лесной опушки»

    ЧХЛ В.Бурлак «Зимнее яблоко», А Яшин «Покормите птиц».

    П.И «Птицы»

    Пальчиковая игра «Где обедал воробей»

Пятница

    ЧХЛ Г.Ладонщиков «Наши друзья»

    Рис. « Зимующие птицы»

    Физкультминутки «О чем поют воробышки», «Ну-ка, птички,полетели».

    Д.И. «Лото «Птицы»».



Прогулка на участке детского сада – наблюдение за зимующими птицами; народные приметы про птиц, пословицы про птиц
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»
Домашнее задание Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература и др.)
Наблюдение на прогулках с детьми (внешний вид, среда обитания, повадки и т. д.)
Выучить стихотворение о зимующей птице
Подобрать загадки о зимующей птице
Нарисовать вместе с ребенком зимующую птицу
Обогащать словарный запас ребенка
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Установка кормушки для птиц на участке детского сада в лесополосе
- Выставка работ детей и родителей на тему «Кормушка для птиц »
- Выставка аппликаций, рисунков детей на тему «Наши пернатые друзья (снегирь) ».

ВЫВОДЫ
Расширился кругозор детей о зимующих птицах.
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, загадками, рассказами о зимующих птицах, музыкальным альбомом «Голоса птиц», физкульминутками.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Фотоотчет о проделанной работе.

НОД на тему: «Зимующие птицы».

Изготовление с родителями кормушек для птиц.

Развешивание кормушек на участке детского сада.

Рисование ладошами «Снегирь».

Аппликация «Веселые снегири у кормушки».

Чтение художественной литературы.

Играем в дидактические игры.



Касса