Накат малый ракетный корабль проекта 1234.7. Имеется размагничивающее устройство. Буксирное устройство корабля

Малые ракетные корабли.

Корабли проекта 1234 ("Nanuchka-I class" по классификации NATO) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями в прибрежных районах. Силовая установка корабля состоит из трех дизелей общей мощностью 30000 л.с., которые вращают три винта. Максимальная скорость составляет 34 узла.

Первые два малых ракетных корабля проекта 1234 носили до 25 апреля 1970г. только цифровое тактическое наименование: головной «МРК-3», первый серийный корпус — «МРК-7». Последующим кораблям присваивались «погодные» наименования, традиционные для советских сторожевых кораблей времён Великой Отечественной войны, за свои «погодные» названия именовавшихся «дивизионом плохой погоды». Головной корабль проекта «Буря».

Фоторгафии кораблей взяты с сайта www.forums.airbase.ru

Малый ракетный корабль Буря.



Малый ракетный корабль МРК-3 - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 18 октября 1968г., 25 апреля 1970г. переименован в «Буря ». Вступил в строй 30 сентября 1970г., и уже 09 февраля 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). 5 июля 1971г. было сформировано управление 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей, а 14 августа 1971г. малые ракетные корабли МРК «Буря» и «Бриз» подчинены командиру 166-го ДНМРК. 11 марта 1980г. 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион торпедных катеров расформирован и на его основе создан 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей в составе:

МРК «Буря»;

МРК «Гроза»;

МРК-5;

ПД-26;

ПД-19.

Приказом ГК ВМФ от 24 декабря 76г. МРК "Зарница" и МРК "Буря" объявлены по результатам инспекторской проверки МО СССР лучшей тактической группой МРК.

15.04 по 16.06.1982г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море.

Бортовые номера: 540, 354, 961, 964(1977), 604(1978), 601, 603, 602(1982), 609(1984), 605(1986), 608(1990), 624(1.05.1990). Списан: 1991г.

Малый ракетный корабль Бриз.



Малый ракетный корабль МРК-7 - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 10 октября 1969г., 25 апреля 1970г. переименован в «Бриз ». Вступил в строй 31 декабря 1970г., и уже 09 февраля 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). С декабря 1970г. начались испытание РК “Малахит” - Первый пуск состоялся 29 декабря 1970г.

5 июля 1971г. было сформировано управление 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей, а 14 августа 1971г. малые ракетные корабли МРК «Буря» и «Бриз» подчинены командиру 166-го ДНМРК.

30 октября 1973г. Совместно с МРК «Гроза», ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. Во время несения службы, в октябре, было проведено учение «Нанесение ракетного удара ТГ МРК по АУГ из положения слежения по данным собственных средств» .

С 01.11 по 17.11.1974г. Совместно с МРК «Вихрь» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КР УРО «Литтел Рок » и провели учение по нанесению ракетного удара по АВУ «Форрестол» и КРА УРО «Лонг бич».

С 25.06 по 01.08.1977г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КРА УРО «Лонг бич» за кораблём комплексного снабжения ВМС США.

С 17.06 по 08.08.1978г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море. Выполняли задачу слежения оружием за АВУ «Кити хок ». 22-27 июня МРК «Бриз» в составе группы кораблей РКР «Адмирал Головко», БПК «Очаков» совершили официальный визит в порт Латакия, САР.

С 23.07 по 3.09.1979г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море. В ходе боевой службы осуществляли длительное слежение оружием АУГ АВУ «Форрестол» КР УРО «Ярнел», ФР УРО «Келш» .

С 19.09 по 20.10.1980г. Совместно с МРК «Зыбь» и ПРТБ - БС в Средиземном море. В ходе учения «Уничтожение АУГ силами 5 ОПЭСК во взаимодействии с МРА флота» осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Америка», КР УРО «Литл Рок», ФР УРО «Водж», корабль комплексного снабжения ВМС США, с последующим нанесением условного ракетного удара.

С 15.08 по 2.09.1981г. вышел на БС для усиления (на месте уже несли БС МРК «Зыбь», МРК «Зарница» и ПРТБ-13) в связи с обострившейся обстановкой в Ливане 15 августа. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

В 1981г. тактическая группа в составе МРК "Бриз" и "Зарница" объявлена лучшей по ракетной подготовке в стрельбе по морской цели и получила переходящий приз ВМФ СССР.

С 25.05 по 05.08.1983г. Совместно с МРК «Комсомолец Мордовии» МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море.

с 20.11.1983г. по 20.02.1984г. Совместно с МРК «Комсомолец Мордовии» и ПРТБ-33 несли БС в Средиземном море.

С 10.05.1987г. по 20.05.1988г. заступил на БС в Камрань.

Бортовые номера: 356, 966, 962(1977), 963, 967, 611, 602(1980), 623, 617(1982), 606(1984), 612(1984), 618(1986), 403(05.1987), 430(05.1990). Списан: 1992г .

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Вихрь - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 22 июля 1970г., и вступил в строй 30 сентября 1971г., и уже 1 ноября 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ).

С 01.11 по 17.11.1974г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КР УРО «Литтел Рок » и провели учение по нанесению ракетного удара по АВУ «Форрестол» и КРА УРО «Лонг бич».

01.08.1977г. перешел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ).

26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 978(1975), 351(1976), 955, 966, 425(1985), 438(05.1990), 432(1994).

Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Град - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 30 апреля 1972г., и вступил в строй 30 сентября 1972г., и уже 31 октября 1972г.. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский

Бортовые номера: 941(1973), 506, 567, 552(1987), 582(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Гром - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 29 октября 1972г., и вступил в строй 28 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). 4 сентября 1973г. перечислен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1978 и 1992гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

С 3.06 по 8.09.1975г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. 11 июля КУГу поставлена задача осуществить разведку, слежение и нанесение условного ракетного удара по АВУ «Форрестол» с проходом им меридиана 22 градуса. Задача успешно решена 12 июля.

С 17.06 по 8.08.1978г Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. Выполняли задачу слежения оружием за АВУ «Кити хок».

С 23.07 по 3.09.1979г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море. В ходе боевой службы осуществляли длительное слежение оружием АУГ АВУ «Форрестол» КР УРО «Ярнел», ФР УРО «Келш» .

15.04 по 16.06.1982г. Совместно с МРК «Буря» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море.

26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 361(1976), 976(1977), 818(1979), 608, 604(1982), 605(1984), 607(1986), 622(1.05.1990). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Гроза - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 26 июля 1972г., и вступил в строй 28 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). 4 сентября 1973г. перешел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 11 марта 1980 года 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион торпедных катеров расформирован и на его основе создан 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей в составе:

МРК «Буря»;

МРК «Гроза»;

МРК-5;

ПД-26;

ПД-19.

30 октября 1973г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. Во время несения службы, в октябре, было проведено учение «Нанесение ракетного удара ТГ МРК по АУГ из положения слежения по данным собственных средств» .

С 2.06 по 12.07.1976г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. С 19 июня осуществляли слежение оружием за АВУ «Америка».КР УРО «Ярнел», ФР «Водж». Участие в учениях «Крым-76».

Бортовые номера: 363, 358, 977(1973), 970, 611, 604(1980), 613(1982), 614(1984), 604(1986), 619(1.05.1990). Списан: 1992г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Зарница - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 28 апреля 1973г., и вступил в строй 18 сентября 1973г., и уже 26 октября 1973г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). В 1978, 1981, 1984, 1988, 1993, 1994 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

С 3.06 по 8.09.1975г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. 11 июля КУГу поставлена задача осуществить разведку, слежение и нанесение условного ракетного удара по АВУ «Форрестол» с проходом им меридиана 22 градуса. Задача успешно решена 12 июля.

С 2.06 по 12.07.1976г. Совместно с МРК «Гроза» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. С 19 июня осуществляли слежение оружием за АВУ «Америка».КР УРО «Ярнел», ФР «Водж». Участие в учениях «Крым-76».

Приказом ГК ВМФ от 24.12.76 г. МРК "Зарница" и МРК "Буря" объявлены по результатам инспекторской проверки МО СССР лучшей тактической группой МРК.

С 25.06 по 01.08.1977г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КРА УРО «Лонг бич» за кораблём комплексного снабжения ВМС США.

С 15.07 по 2.09.1981г. Совместно с МРК «Зыбь» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

В 1981г. тактическая группа в составе МРК "Бриз" и "Зарница" объявлена лучшей по ракетной подготовке в стрельбе по морской цели и получила переходящий приз ВМФ СССР.

В 1984г. тактическая группа в составе МРК "Зарница" и МРК "Комсомолец Мордовии" получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

С 15.05 по 15.06.1984г. Совместно с «Комсомолец Мордовии» - БС в Средиземном море. В период с 27 мая по 29 мая ТГ МРК в составе КУГ-2 принимала участие в оперативно-тактическом учении 5 ОПЭСК «Уничтожение АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА флота»

24.09.93г. - тактическая группа в составе МРК "Зарница" и МРК "Мираж" получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

22.09.94г. тактическая группа в составе МРК "Зарница" и МРК "Штиль" получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

12.06.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 363(1976), 973, 972, 607, 618, 606(1990), 621(1.05.1990). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Шквал - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 28 декабря 1973г., и вступил в строй 14 июня 1974г., и уже 16 июля 1974г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ) в составе 106-го дивизиона МРК 76-й БЭМ, базировавшегося на Зимнюю гавань Лиепайской ВМБ. После 1992г. дивизион был передан 36-й бригаде ракетных катеров 12-й дивизии надводных кораблей.

Бортовые номера: 915(1976), 551(1985), 567, 565. Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Метель.

Малый ракетный корабль Метель - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 10 августа 1974г., и вступил в строй 8 декабря 1974г., и уже 23 января 1975г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). В 1982г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 923(1977), 534(1979), 542. Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Шторм.

Малый ракетный корабль Шторм - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 3 марта 1975г., и вступил в строй 15 июня 1975г., и уже 21 июля 1975г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский

Бортовые номера: 953, 587(1978), 567, 577(1990). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Циклон - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 24 мая 1977г., и вступил в строй 31 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ).

С мая 1985г. по май 1986г. Совместно с МРК «Тайфун» - БС в Вьетнам, Южно-Китайское море, бухта Камрань.

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 430, 438, 425(1984), 435(1985), 412(05.1987), 444(05.1990). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Муссон - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 1 июля 1981г., и вступил в строй 30 декабря 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ - 165 БрРКА ТОФ). 16 апреля 1987г. погиб в Японском море из-за самопроизвольного перенацеливания ракеты при отработке задач боевой подготовки.

Бортовые номера: 427(1982), 414(1984).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Логическим продолжением данной серии малых ракетных кораблей явился проект 1234.1 ("Nanuchka-III class" по классификации NATO). Основные отличия данного проекта - это увеличение главного калибра артиллерии с 57-мм до 76-мм, дополнительная установка на корабль одного 30-мм арткомплекса АК-630, а так же нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования. Несмотря на относительно небольшое водоизмещение, корабль данного проекта обладает высокими мореходными качествами и способностью использовать оружие при состоянии моря 5 баллов и скорости 24 уз.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............


Малый ракетный корабль Бурун - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду в июле 1977г., и вступил в строй 30 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). 21 апреля 1978г. перечислен в состав ДКБФ.

В 1978 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 570, 559(1986), 566(1990). Списан: 2002г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Ветер.

Малый ракетный корабль Ветер - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 21 апреля 1978г., и вступил в строй 30 сентября 1978г., и уже 23 ноября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). В 1980г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 572(1978), 527, 523, 524(1995). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Зыбь - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 23 октября 1978г., и вступил в строй 31 декабря 1978г., и уже 16 февраля 1979г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). 13 апреля 1982 переименован в «Комсомолец Мордовии », а 15 февраля 1992г. в «Штиль ».

С 19.09 по 20.10.1980г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ -13(КУГ) - БС в Средиземном море. В ходе учения «Уничтожение АУГ силами 5 ОПЭСК во взаимодествии с МРА флота» осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Америка», КР УРО «Литл Рок», ФР УРО «Водж», корабль комплексного снабжения ВМС США, с последующим нанесением условного ракетного удара.

С 15.07 по 02.09.1981г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

С 25.05 по 5.08.1983г. Совместно с МРК «Бриз», МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море.

С 20.11.1983г по 20.02.1984г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море.

С 15.05 по 15.06.1984г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море. В период с 27 мая по 29 мая ТГ МРК в составе КУГ-2 принимала участие в оперативно-тактическом учении 5 ОПЭСК «Уничтожение АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА флота»

В 1984, 1989, 1990, 1991, 1993 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

12.06.1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В настоящее время малый ракетный корабль "Штиль" проекта 1234.1 находится в составе 166-го Новороссийского Краснознаменного малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров.

Бортовые номера: 608(1982), 609(1984), 605(1986), 620(1.05.1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Мороз - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 23 сентября 1989г., и вступил в строй 30 декабря 1989г., и уже 28 февраля 1990г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 26.07.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ)

Бортовые номера: 434, 450, 402(05.1990), 409(2000).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Разлив - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 24 августа 1991г., и вступил в строй 31 декабря 1991г., и уже 11 февраля 1992г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 450(2000).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Ливень - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 5 октября 1986г., и 14 апреля 1987г. переименован «XX съезд ВЛКСМ ». Вступил в строй 25 декабря 1987г., и уже 19 февраля 1988г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 15 февраля 1992г. переименован -« Иней».

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 422(05.1987), 415(05.1990), 418(2000).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Туча - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 29 апреля 1980г., и вступил в строй 31 июля 1980г., и уже 24 октября 1980г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В 1995г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 527(1987), 524(1988), 505(1997). Списан: 2005г.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Смерч - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 16 ноября 1984г., и вступил в строй 30 декабря 1984г., и уже 4 марта 1985г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ).

С апреля 1986г. по июль 1987г. выполняет задачи боевой службы в Вьетнам, Южно-Китайское море, бухта Камрань.

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 415, 418, 450(1987), 405(1990), 423(2000).

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Современная концепция развития военно-морского флота России предполагает строительство кораблей самых разных классов, однако в некоторых деталях Россия является законодательницей мод в нынешнем кораблестроении. Именно российский ВМФ с началом нового тысячелетия годов стал получать новейшие корабли любопытной конструкции. Небольшие по водоизмещению и по размерам корабли обладали огромной огневой мощью. Первым пробным шаром стало строительство кораблей проекта 21631 типа «Буян», которые на Западе были причислены к классу корветов. Продолжением успешного проекта стали корабли проекта 22800, в конструкции которых удалось реализовать все самые последние разработки.

Российские крылатые ракеты морского базирования «Калибр» дали реальный толчок для возрождения забытого класса кораблей – малых ракетных кораблей. Маленькие, хорошо вооруженные корабли, способные действовать одновременно на реках и на море, представляют эффективный инструмент сдерживания военной угрозы. Нынешние российские корветы типа «Каракурт», небольшие и могучие корабли, во многом схожи со своими предшественницами — канонерскими лодками. Не отличаясь большими размерами, вооруженные мощной артиллерией – эти корабли были эффективными боевыми средствами во многих флотах.

Малые ракетные корабли — российское ноу-хау

Сегодня концепция строительства малых ракетных кораблей для отечественного флота реализуется уже на основании полученных реальных результатов и фактов. Идея в том, что корабль класса «река-море», имеющий небольшое водоизмещение может нести средства вооружения огромной мощности. Благодаря появлению крылатой ракеты «Калибр-НК» это стало возможным. К тому же опыт строительства небольших кораблей класса – корвет у отечественных кораблестроителей был. Сначала были малые артиллерийские корабли проекта 21630 типа «Буян», строившиеся для нужд Каспийской военной флотилии. Далее проект получил развитие по пути усиления боевых возможностей кораблей. Улучшенный проект 21631 типа «Буян-М» уже предполагал строительство боевых кораблей не с обычной артиллерией, а вооруженных ударным ракетным комплексом.

Последующее успешное боевое применение малых ракетных кораблей в качестве ударной силы только утвердило руководство флота в правильности выбранного пути развития малых сил флота. С малых ракетных кораблей Каспийской военной флотилии «Углич», «Великий Устюг» и «Град Свияжск» 7 октября 2015 года были совершены пуски крылатых ракет «Калибр-НК» по целям Исламского Государства на территории Сирии. Ракеты, пролетев 1,5 тыс. км, поразили заданные цели. Эта операция прекрасно показала, что небольшие корабли в нынешних условиях могут представлять собой внушительную боевую силу. И это несмотря на то, что данный тип кораблей строился преимущество для действия во внутренних и в прибрежных акваториях.

Стало ясно, что при внесении некоторых изменений в конструкцию МРК, эти небольшие и грозные суда смогут действовать и на удаленных морских театрах. В данном случае брались во внимание сразу три весомых аргумента:

  • корабли такого класса могут быть построены на небольших судостроительных заводах;
  • высокие темпы строительства боевых судов;
  • сравнительно невысокая стоимость строительства в сравнении с постройкой более крупных океанских кораблей.

Тем более, что за счет малых ракетных кораблей Россия могла за короткий период существенно нарастить свою военно-морскую мощь на южном фланге. Техническим решением поставленной задачи стал корвет проекта 22800. Эти небольшие военные корабли, обладающие хорошей мореходностью и огромной огневой мощью, могут стать серьезной ударной силой отечественного флота на данный период. Новый проект получил и соответствующее название – «Каракурт». Небольших размеров, малозаметный корабль может нанести смертельный удар любому противнику как на море, так и на суше.

Каракурт – это ядовитый паук, обитающий в засушливых регионах. Несмотря на небольшие размеры, насекомое может нанести смертельный укус. Яд паука поражает центральную нервную систему, приводя к параличу сердечной мышцы и органов дыхания.

Рождение проекта и строительство судов

Проект 22800 можно смело назвать одной из самых смелых и удачных отечественных разработок в области военного кораблестроения. Основная идея проекта — создание корабля ближней морской зоны небольшого водоизмещения с развитым вооружением, которое включает оборонительные и ударные системы. Отталкиваясь от предыдущего проекта МРК типа «Буян», конструкторами было предложено ограничить водоизмещение новых кораблей 800 тоннами. Корабли должны стать универсальными боевыми единицами, способными решать широкий спектр боевых задач, как в составе флотского соединения, так и самостоятельно.

Как и прежде, разработкой проекта занималось Санкт-Петербургское ЦКБ «Алмаз». Это предприятие имеет огромный опыт создания военных кораблей всех классов и типов. Конструкторы старались использовать имеющиеся инженерно-технологические наработки по предыдущим аналогичным проектам. За образец брались ракетные катера проекта 12300 и малые ракетные корабли проект 21631 типа «Буян-М». Планировалось, используя конструктив уже имеющихся кораблей, повысить мореходность нового корабля. Предполагалось строить корабли нового проекта в трех модификациях: патрульно-сторожевой вариант, противолодочный и ударный вариант.

Впервые о новой разработке отечественного оборонпрома широкая публика узнала летом 2015 года, когда впервые был продемонстрирован макет нового корабля. Спустя пять месяцев, в декабре того же года были заложены первые две единицы МРК «Ураган» и «Тайфун». Головной корабль получил название в память о первом сторожевом корабле отечественной постройки «Ураган». Заказ на строительство новых боевых судов для отечественного флота получил Петербургский судостроительный завод «Пелла». В планах флотского командования постройка 18 судов этого класса, которые будут строиться сразу на нескольких судостроительных заводах. Для судоверфи «Пелла» в планах на ближайшие годы определено строительство 7 боевых кораблей проекта 22800, которые должны использовать производственные мощности других судостроительных предприятий. Если первые суда были заложены в Санкт-Петербурге на производственной площадке в Отрадном, то два последующих серийных корабля уже строятся на производственных мощностях судостроительного завода «Море». Строительство остальных корабли в соответствии с Госзаказом было распределено следующим образом:

  • ССЗ «Море» г. Феодосия»;
  • ССЗ «Залив» г. Керчь;
  • Зеленодольский судостроительный завод г. Зеленодольск Республика Татарстан;
  • Амурский судостроительный завод г. Комсомольск на Амуре.

Распределение госзаказа на постройку малых ракетных кораблей сделано не случайно. В каждом отдельном случае можно говорить о том, что постройка судов ведется в рамках программы пополнения Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Следом за первыми двумя судами, которыми должен пополниться Балтийский флот, на верфях в Отрадном заложили уже два следующих МРК «Шквал» и МРК «Буря», место службы которых еще не определено. Первыми кораблями, которыми может пополниться Черноморский флот должны стать корабли в ударном варианте исполнения «Шторм» и «Охотск», заложенные в Феодосии в 2016-17 гг.

Производственные мощности Зеленодольского судостроительного завода уже загружены строительством двух «каракуртов», МРК «Муссон» и «Пассат». Готовы к началу строительства и три других корабля, контракты на постройку которых, уже подписаны. Прорабатываются технологические возможности Амурского судостроительного завода для начала постройки судов нового поколения, которые, по планам военного флотского командования, в количестве 6 единицы будут переданы Тихоокеанскому флоту РФ.

Строительство новых ракетных кораблей ведется активными темпами. В июле-декабре 2017 года планируется сдача приемной комиссии первых двух кораблей проекта 22800 «Ураган» и его аналог, ракетный корабль «Тайфун». В данном случае прослеживается преемственность поколений военных кораблей. Практически 88 лет назад на Николаевской верфи в Ленинграде было начато строительство сторожевых кораблей типа «Ураган», которые стали на тот период основным ядром молодого советского флота. Сегодня новые ракетные корабли проекта 22800 продолжают славную традицию своих предшественников.

Особенности кораблей проекта 22800

Все суда проекта, которые сегодня строятся в рамках Государственного заказа, должны быть переданы флотам до 2020 года. Корабли, которые будут строиться на Дальнем Востоке должны быть готовы к 2022 году.

По мнению военных экспертов, МРК типа «Каракурт» — это суда класса «река-море», которые усовершенствованы в соответствии с новой оперативно-тактической обстановкой, сложившейся на флангах. В целом, новые суда являются универсальными боевыми единицами и должны стать важным компонентом для укрепления обороноспособности РФ на море.

Строительство мореходных небольших платформ с комплексом ударных вооружений может нейтрализовать создавшуюся угрозу военно-морским силами РФ в Европейской части и на Дальнем Востоке. Ракетная компонента, которая является основным коньком данного проекта, позволяет накрывать любые цели в радиусе 1500-2000 км. В зону действия ракетных комплексов «Калибр» морского базирования входят практически все сухопутные и морские объекты в Западной Европе и на тихоокеанском побережье. Из района Каспийского моря малые ракетные корабли способны накрывать цели в районе Персидского залива. Другими словами, обладая многочисленной группировкой кораблей подобного класса, Российский Военно-Морской флот становится способным ответить на любые внешние угрозы.

Основное новшество, которым отличается этот проект, — улучшенные мореходные качества судов. Корабли, несмотря на принадлежность к классу судов «река-море», тяготеют больше к корветам — судам, способным свободно действовать в акваториях прибрежных морей. При сравнительно скромных размерах: длина судна 67 метров и ширина 11 метров, корабли могут выдерживать волнение силой до 6-7 баллов. Этому способствовало увеличение осадки кораблей до 4 метров. Дальность действия малых ракетных кораблей проекта 22800 осталась такой же, как и у корветов проекта 21631 и составила 2500 миль. Зато увеличилась автономность плавания, которая выросла до 15 суток.

Интересным выглядит и корпус корабля. Геометрия палубных надстроек и обводы корпуса разработаны с учетом малой заметности. В качестве основного конструктивного материала использованы специальные сплавы, способные снизить радиолокационную заметность корабля на экранах радаров. Наличие на корветах типа «Каракурт» нового и совершенного радиолокационного и навигационного оборудования делает эти корабли зрячими и скрытными.

Что касается систем вооружения, то новые корабли флота имеют комбинированную систему вооружений. Основной акцент делается на ударный противокорабельный ракетный комплекс «Оникс» и на крылатые ракеты «Калибр-НК», которыми оснащаются суда. Установки вертикального пуска располагаются в корпусе основной настройки, сразу за боевой рубкой. Такое расположение пусковых установок ракетных комплексов позволяет выгодно использовать остальные палубные пространства корабля. В комплексе с ударными средствами вооружений, новые строящиеся корабли будут оснащаться противовоздушным комплексом «Панцирь-М». В его задачи входит создание мощной и эффективной противовоздушной обороны корабля от воздушного нападения любого вида. На первых двух судах МРК «Ураган» и «Тайфун» функции ПВО выполняют артиллерийские установки Ак-630М и переносные ПЗРК «Игла».

В заключение

Строительство новых малых ракетных кораблей типа «Каракурт» выводит Российский военно-Морской Флот в ряды наиболее боеспособных флотов мира. Несмотря на малый тоннаж новых боевых единиц, огневая мощь флота заметно вырастет. Это касается в первую очередь регионов, где постоянно наблюдается внешнеполитическая напряженность. Акватория Черного моря и Восточное средиземноморье на сегодняшний день для России являются ключевыми зонами действия флота. Сирийский кризис, ситуация на Украине заставляют российское командование постоянно работать над усилением своей военно-морской группировки на южном фланге.

Не стоит забывать и о Дальнем Востоке, где ракетно-ядерные амбиции Северной Кореи угрожают всему региону. Растущая мощь китайских ВМС также становится причиной роста напряженности в Японском и в Восточно-Китайском море.

Благодаря проекту 22800 российский флот может в течение 4-5 лет в разы увеличить свою огневую мощь, создав реальный противовес военно-морским силами других стран на основных оперативно-тактических направлениях.

Они появляются неожиданно и также неожиданно исчезают. Их разрушительная сила огромна. Существование этих кораблей не так давно окружала завеса полной секретности. Бора и самум имена смертельно опасных ветров присвоенные малым ракетным кораблям на воздушной подушке , которые входят в состав ВМФ Российской Федерации. Против их залпов не устоит ни один боевой корабль в мире.

Этот удивительный военный корабль называют «Морским разрушителем ». В боевых условиях его главная задача внезапно подойти к эскадре противника уничтожить флагманский корабль, тем самым обезглавить врага. Подготовка ракетного залпа занимает всего 30 секунд. После выполнения боевой задачи на огромной скорости вдвое превышающую скорость любого надводного корабля ракетный корабль уходит из зоны обстрела.

Корабли проекта 1239, их построено всего два, стали настоящим прорывом в боевом кораблестроении. Задумывались они как ударные ракетоносцы, способные прорвать охранный порядок авианосного соединения и потопить плавучий аэродром. Впервые в мире удалось разместить восемь тяжелых противокорабельных ракет на корабле, двигающемся на воздушной подушке. Считалось, что сделать это невозможно в принципе. Корабли такого типа, как правило, небольшие и не очень устойчивые. Залп мощной ракеты может элементарно его перевернуть.

Однако в тогда еще Ленинградском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» под руководством Валерьяна Королькова был разработан проект корабля скегового типа — своеобразного гибрида катамарана и судна на воздушной подушке.

Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) проекта 1239 «Бора» представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой длиной около 64 метров и шириной - 17,2 метра. Корпус выполнен из специального легкого и очень прочного алюминиевого сплава. Воздушная подушка создается, когда впереди опускается эластичный экран, а в пространство между корпусами нагнетается воздух.

РКВП проекта 1239 обладает уникальными качествами. С одной стороны, это устойчивый катамаран, способный двигаться со скоростью до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. При водоизмещении всего 1050 тонн, общая мощность двигательных установок - 56 000 л.с. Два дизеля мощностью по 10 000 л.с. для движения в режиме катамарана и две газотурбинных установки для движения на воздушной подушке, суммарной мощностью 36 000 л.с.

Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль способен ходить в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Более того, возможно движение вообще с выключенными движителями. РКВП при работе только двигателей-нагнетателей способен идти за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Основным ударным комплексом РКВП является комплекс противокорабельных сверхзвуковых ракет «Москит». Ракеты находятся в двух счетверенных установках, расположенных на левом и правом бортах. ПВО корабля обеспечивают: зенитно-ракетный комплекс «Оса-МА» и два шестиствольных автомата АК-6-30М калибра 30-мм. В носовой части установлено универсальное автоматическое артиллерийское орудие АК-176 калибра 76,2-мм.

Залп восьми ракет «Москит» может уничтожить любой современный боевой корабль, в том числе, атомный авианосец. В то же время поразить РКВП «Бора», когда он идет на воздушной подушке, практически невозможно. Головки самонаведения всех противокорабельных ракет, имеющихся в арсеналах ВМС НАТО, не способны удержать цель, двигающуюся со скоростью почти 90 км/час.

Еще в советское время планировалось создать на каждом из флотов летающие флотилии РКВП, но построить удалось всего два корабля «Бора» и «Самум», которые вошли в состав ЧФ. Но даже всего два таких корабля, по мнению западных военных экспертов, изменили соотношение сил на Черном море. Если после развала СССР и списания большого количества кораблей Черноморского флота в начале 1990-х годов самый мощный военно-морской флот объективно оказался у Турции, то с 2002 года, с появлением «Самума», ситуация стала не столь однозначной.

Так что нет ничего удивительного в том, что «Бора» оказалась в центре внимания всех военно-морских специалистов, собравшихся на салоне IDEF-2013 в Стамбуле.

А теперь немного подробнее об истории проекта.

Первые испытательные ракетные стрельбы малого ракетного катера на воздушной подушке «Бора » были проведены 23 апреля 1991 года в акватории Черного моря в районе острова Змеиный. Это вызвало переполох в иностранных разведслужбах. Они докладывали своим руководителям, что военный корабль не подвергается классификации — имеет длину около 70 метров и производит пуски ракет на скорости 40 узлов.

В 1997 году «Бора » первый ракетный корабль на воздушной подушке вошел в состав ЧФ РФ. Аналогов этому кораблю в мире не существует.

В конце 1942 года, когда фашистские войска прорывались на Кавказ, а в Калининграде шли упорные бой в городе в эти непростые дни на военном совете в Москве под председательством Сталина обсуждался амбициозный проект конструктора-ракетчика Челомея. Он предложил оснастить торпедные катера реактивными ракетами для поражения больших надводных кораблей противника. Проект признан перспективным, но его реализация была отложена на неопределенное время. Только после войны выяснилось, что Сталин не забыл о новаторской идее.

В 1949 году по прямому указанию Сталина создается ЦМКБ «Алмаз ». Ему поручено проектирование небольших катеров, в том числе и ракетных. С первых дней молодые инженеры, в том числе и Валериан Корольков, привлекаются к совершенно новой секретной на то время тематике — создание кораблей на воздушной подушке. Через два года ему поручают работу над другой проблемой — увеличение скоростиракетных катеров . Это было начало создания нового типавоенных кораблей «ударный ракетный корабль ».

В период шестидневной войны между Израилем и коалицией Арабских государств в 1967 году пуском одной ракеты с МРК ВМС Египта был отправлен на дно флагманский корабль ВМС Израиля эсминец «Эрлан ». Этот залп стал историческим. Мир узнал о новом способе ведения войны на море. Стало очевидно, что огромные линкоры и авианосцы оказываются беззащитными перед маленьким катером. Первые ракетные катера стали поступать на вооружение стран блока НАТО только в начале 70-х годов.

В ЦМКБ «Алмаз » среди специалистов корабелов уже всерьез обсуждался новый фантастический проект — создании первого ударного ракетного корабля на воздушной подушке . Платформы МДКВП проектов «Джейран » и «Зубр» легли в основу нового ракетного корабля на воздушной подушке. В перспективности такого проекта, который мог совместить в себе огневую мощь ракетного катера и огромную скорость корабля на воздушной подушке удалось убедить Министра обороны Дмитрия Устинова. В 1972 году принимается закрытая государственная программа по созданию первого ракетного корабля на воздушной подушке (РКВП) проекта 1239, шифр «Сивуч ». В постановлении указывались жесткие сроки, тем не менее, разработка амбициозного проекта затянулась на пять лет. Первый РКВП специально разрабатывался под ракетный комплекс «Москит », который до этого устанавливался на эсминцах и экранопланах. Восемь крылатых ракет масса каждой 4 тонны. Как разместить такое оружие на небольшом корабле стало сложной проблемой для главного конструктора. Палуба МДКВП для этих целей оказалась не пригодной, но многолетний опыт работы с ними подсказал верное решение. Синтез катамаранаи компоновки воздушной подушки оказался революционным решением. В проекте удалось совместить не совместимые вещи — одновременно решалась проблема высокой скорости и способности нести тяжелое вооружение.

За океаном тоже проводились исследования на эту тему. Командование ВМС США не придавало особого значения строительству кораблей подобного класса. США занимается в основном проектированием больших кораблей способных пересекать океаны. На вооружении ВМС США из судов на воздушной подушке состоят патрульные катера «B 38», водоизмещение которых составляет 130 тонн.

В 1980 году разработка головного ракетного корабля было закончено, но строительство затянулось еще на восемь лет. В этом был виноват и сам главный конструктор, который входе монтажа корпуса судна несколько раз вносил серьезные изменения. Тогда конструктор Корольков получил строгий выговор.

Головной ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 был назван «Бора ». Его первый выход в открытое море состоялся 30 июля 1988 года в районе Керченского пролива. В этом же время началось строительство второго боевого корабля серии. Главному конструктору пришлось столкнуться с новыми трудностями — хаос перестройки тормозил его строительство. Только в конце 1990 года Корольков лично решил проблему с командованием ВМФ РФ на экспериментальные пуски ракет с РКВП «Бора ». Но боевой корабль еще три месяца не мог выйти в море — у ЧФ РФ начались перебои с горюче-смазочными материалами.

26 апреля 1991 года на скорости 40 узлов ракетный корабль «Бора » произвел запуск четырех ракет «Москит ». В качестве учебной цели в море был выведен списанный патрульный катер. Залп накрыл цель. Таким количеством ракет можно уничтожить не только боевой корабль водоизмещением до 3000 тонн, но даже авианосец.

Появление РКВП вызвало переворот в кораблестроении. Корольков доказал, что ракетное вооружение можно разместить на корабле с воздушной подушкой . Самое главное, что это вооружение может использоваться с высокой степенью эффективности. Проведенные испытания подтвердили, что военный корабль состоялся.

После многочисленных государственных согласований между Россией и Украиной в июне 2002 годаракетные корабли на воздушной подушке «Бора » и «Самум » (с арабского означает «бессмертный» ) принимают в одну бригаду надводных кораблей ЧФ РФ. Сегодня они несут посменное боевое дежурство.

По плану программы «Сивуч » до 2010 года на боевое дежурство ЧФ РФ должны были войти еще 14 ракетных кораблей на воздушной подушке, но их строительство постоянно откладывается. Конструктор ЦМКБ «Алмаз » Валериан Корольков за всю почти полувековую деятельность «получил» ни одной премии и четыре персональных выговора за авантюрные проекты.

Технические характеристики ракетного корабля на воздушной подушке проекта 1239:

Длина — 65 м;

Ширина — 17,2 м,

Осадка — 3,3 м;

Водоизмещение — 1050 тонн;

Силовая установка - два дизельных двигателя «М-511А» и два «М-504»;

Мощность — 72000 л.с.;

Скорость — 55 узлов;

Дальность плавания — 2500 миль;

Экипаж — 68 чел;

Вооружение :

Пусковые установки ЗРК «Оса-МА» с 20 ракетами — 1;

Пусковые установки с восемью противокорабельными ракетами «Москит» — 4;

Артиллерийская установка АК-630М — 1;

Артиллерийская установка AK-130 — 1;

Стоимость корабля предположительно 40-50 миллионов долларов.

Корабли проекта 1234 предназначены для борьбы с боевыми кораблями и торговыми судами вероятного противника на закрытых морях и в ближней океанской зоне. «Высокая огневая мощь комплекса „Малахит“ определила стремление советских адмиралов выдвинуть малые ракетные корабли в Средиземное море», где они, начиная с весны 1975 года регулярно несли боевые службы в составе 5-й Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ.

В процессе боевой службы корабли проекта привлекались и к выполнению ряда задач, несвойственных их прямому предназначению — обеспечивали боевую подготовку подводных лодок, авиации, войск ПВО; выступали в качестве противолодочных кораблей и спасательных судов; охраняли морскую государственную границу СССР, были хозяевами визитов кораблей ВМС иностранных государств.

Строительство и испытания

Строительство малых ракетных кораблей проекта 1234 было развёрнуто с 1967 года на ленинградском Приморском судостроительном заводе (построено 17 единиц) и с 1973 года на Владивостокском судостроительном заводе (построено 3 единицы). Первые два малых ракетных корабля ленинградской постройки носили до 25 апреля 1970 года только цифровое тактическое наименование: головной «МРК-3», первый серийный корпус - «МРК-7». Последующим кораблям присваивались «погодные» наименования, традиционные для советских сторожевых кораблей времён Великой Отечественной войны, за свои «погодные» названия именовавшихся «дивизионом плохой погоды». Три последних корабля проекта 1234 ленинградской постройки в состав ВМФ СССР не вступали, а сразу переоборудовались по экспортному проекту 1234Э для ВМС Индии.

Головной корабль проекта («Буря») к осени 1969 года был переведён по внутренним водным путям на Чёрное море и в течение пятнадцати месяцев, начиная с 27 марта 1970 года, участвовал в проведении совместных испытаний, в процессе которых выполнил 20 пусков ракетным комплексом «Малахит». Из этих пусков четыре пуска были аварийными, шесть пусков были оценены как частично удачные (ракеты упали в море, недолетев 100-200 м до цели), в ходе остальных 10 пусков (50 %) было достигнуто прямое попадание, в том числе при последних стрельбах, выполненных трёхракетным залпом 20 июня 1971 года. На основании этих испытаний 17 марта 1972 года комплекс «Малахит» был принят на вооружение надводных кораблей.

В ходе учений «Крым-76», прошедших летом 1976 года, на совещании руководства 5-й Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ СССР в присутствии Главнокомандующего ВМФ С. Г. Горшкова командиром 166-го дивизиона малых ракетных кораблей капитаном 2 ранга Пруцковым было внесено несколько предложений по модернизации кораблей проекта 1234. Командир дивизиона предложил: перенести с носа в корму ЗРК «Оса-М», где он был менее подвержен захлёстыванию волной в штормовую погоду, установить станцию помех и 76-мм автоматическую артиллерийскую установку для самообороны; наладить на кораблях выпечку хлеба, для чего установить жаровые печи, как на эсминцах. Главком пообещал учесть эти предложения и впоследствии все они (кроме предложения о изменении месторасположения ЗРК) были реализованы на кораблях проекта 1234.1.

Вторая серия кораблей проекта 1234 (или проект 1234.1) строилась на тех же заводах, что и первая: пятнадцать кораблей было построено на Приморском ССЗ и четыре на Владивостокском заводе. Семь остальных кораблей проекта 1234Э (из десяти) строились на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске.

Всего было построено 47 кораблей проекта 1234 и его модификаций: 17 единиц по проекту 1234, 10 единиц по проекту 1234Э (экспортный), 19 единиц по проекту 1234.1 и один корабль по проекту 1234.7 («Накат»).

Корпус и надстройка

Корпус корабля проекта 1234 - гладкопалубный, имеет катерные обводы, а также небольшую седловатость; набран по продольной системе набора из корабельной стали марки МК-35 повышенной прочности. На большей части длины корпус имеет двойное дно и разделён на десять водонепроницаемых отсеков девятью переборками (на 11, 19, 25, 33, 41, 46, 57, 68 и 80-м шпангоутах), транец расположен по 87-му шпангоуту. Две переборки (на 11 и 46-м шпангоутах) и транец целиком выполнены из стали марок 10 ХСН Д или 10 ХСН 2Д (СХЛ-45), у остальных переборок нижняя часть выполнена из стали марок СХЛ-45, а верхняя часть - из алюминиево-магниевого сплава марки АМг61. Присоединение частей переборок из АМг61 к стальным частям и днищевым, бортовым и палубным комингсам осуществлено при помощи заклёпок из сплава марки АМг5П на изолирующих подкладках.

Надстройка корабля островного типа выполнена трёхъярусной и находится в средней части корпуса. Она выполнена из алюминиевого-магниевого сплава АМг61, за исключением газоотбойников. Внутренние переборки также выполнены из лёгкого сплава, а соединение лёгких выгородок со стальным корпусом для защиты от коррозии выполнено на биметаллических вставках. Служебные и жилые помещения размещены в надстройке, на главной палубе и на верхней и нижней платформах. Высота леерных стоек, размещённых по бортам корабля в районе с 1-го по 32-й и с 42-го по 87-й шпангоуты, не превышает 900 мм.

Рангоут корабля состоит из четырёхногой фок-мачты ферменного типа, выполненной из труб лёгкого сплава и более развитой на кораблях проекта 1234.1. На фок-мачте находятся антенны радиотехнических устройств и связи, сигнальные фалы и ходовые огни, антенны радиолокационных станций.

Стандартное водоизмещение кораблей базового проекта - 580 т (по другим данным - 610 т), полное водоизмещение - 670-710 т. Наибольшая длина кораблей достигала 59,3 м (54,0 м по конструктивной ватерлинии), наибольшая ширина - 11,8 м (8,86 м по ватерлинии). Осадка средняя по конструктивной ватерлинии - 3,02 м. Стандартное водоизмещение кораблей проекта 1234.1 - 640 т, полное - 730 т. Наибольшая длина кораблей достигала 59,3 м (54,0 м по конструктивной ватерлинии), наибольшая ширина - 11,8 м (8,96 м по ватерлинии). Осадка средняя по конструктивной ватерлинии - 3,08 м.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 1234 и его модификаций выполнена с применением традиционной эшелонной схемы и размещена в двух машинных отделениях (МО) - носовом и кормовом. В носовом МО находятся два 112-цилиндровых четырёхтактных главных двигателя М-507А, работающих на бортовые валы, а в кормовом отделении - один двигатель М-507А, работающий на средний винт. Каждый из главных двигателей представляет собой два семиблочных (по восемь цилиндров в блоке, диаметр цилиндра 16 см, ход поршня 17 см) звёздообразных 56-цилиндровых дизеля марки М-504Б). Дизеля соединяются между собой через редуктор; главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Винты на 1350 мм выступают ниже основной линии. Диаметр каждого из трёх гребных винтов - 2,5 м. Ресурс двигателя превышает 6000 часов при скорости вращения коленчатого вала 2000 об/мин. Мощность каждого из двигателей - 10 000 л. с., масса - 17 т. У первых установленных двигателей в процессе эксплуатации были замечены конструктивные недостатки: масло в главных двигателях приходилось менять через 100 часов, а их моторесурс составлял всего 500 часов; при работе двигателей наблюдалась загазованность помещений от их выхлопа. Впоследствии эти недостатки были устранены, а масло стали менять реже в три раза.

Мощность энергетической установки позволяет кораблю развивать скорость полного хода 35 узлов (34 узла на кораблях проектов 1234.1 и 1234.7), хотя некоторые корабли превышали этот показатель. Например, находясь на учениях малый ракетный корабль «Зарница» неоднократно показывал скорость полного хода 37-38 узлов. Боевая экономическая (оперативно-экономическая) скорость - 18 узлов, экономическая скорость - 12 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 415 морских миль, боевым экономическим ходом - 1600 морских миль (1500 для кораблей проектов 1234.1 и 1234.7), 12-узловым экономическим ходом - 4000 морских миль (3700 для кораблей проектов 1234.1 и 1234.7) или 7280 км.

Также на корабле установлены два дизель-генератора ДГ-300 мощностью по 300 кВт каждый (оба в кормовом МО) и один дизель-генератор ДГР-75/1500 мощностью 100 кВт. В двух МО были также размещены расходный топливный бак ёмкостью 650 л, расходный масляной бак ёмкостью 1600 л, термостат системы охлаждения ТС-70 и глушители ДГР-300/1500.

Рулевое устройство

Для управления курсом корабля предусмотрено рулевое устройство, состоящее из двухцилиндровой рулевой машины «Р-32» с поршневым приводом для двух рулей и системы управления «Питон-211». Рулевая машина комплектуется двумя электроприводными масляными насосами переменной производительности. Основной из них располагается в ахтерпике, запасной - в румпельном отделении. Оба пустотелых балансирных руля имеют обтекаемую форму; перо руля изготовлено из стали марки СХЛ-45. Предельный угол наибольшего поворота рулей от среднего положения на борт составляет 37,5°, время перекладки рулей на угол 70° - не более 15 секунд. Оба руля могут работать в режиме успокоителей качки.

Швартовное устройство

Швартовное устройство состоит из шпилей, кнехтов, киповых планок, вьюшек и швартовных тросов. В носовой части корабля находится якорно-швартовный электрогидравлический шпиль ШЭГ-12 со скоростью выборки стального троса диаметром 23,5 мм около 20 м/мин и тяговым усилием 3000 кг. В корме корабля находится швартовый шпиль ШЗ со скоростью выборки около 15 м/мин и тяговым усилием 2000 кг. На палубе корабля в районе 14-го, 39-го и 81-го шпангоутов размещены шесть кнехтов с тумбами диаметром 200 мм. Столько же киповых планок с наметками находится в районе 11-го, 57-го и 85-го шпангоутов. В носу и корме, а также на платформе форпика установлены три вьюшки. В комплект каждого корабля входят четыре швартовных троса длиной 220 м и два цепных стопора.

Якорное устройство

В состав якорного устройства корабля входит шпиль ШЭГ-12, носовой якорь Холла весом 900 кг, якорная цепь повышенной прочности с распорками калибром 28 мм и длиной 200 м; два цепных стопора, палубные и якорные клюзы и цепной ящик, расположенный под платформой форпика). Якорное устройство обеспечивает якорную стоянку на глубинах до 50 м с вытравливанием якоря и якорной цепи со скоростью 23 м/мин или 5 м/мин при подходе якоря к клюзу. Пульт управления якорным шпилем находится в ходовой рубке, а колонка ручного управления размещена на палубе (на волнорезе по левому борту).

Буксирное устройство

Буксирное устройство кораблей проекта 1234 состоит из кнехта с тумбами диаметром 300 мм (расположен в диаметральной плоскости в районе 13-го шпангоута), киповой планки с роульсами в ДП (район 1-го шпангоута), буксирного гака в ДП на корме у транца, буксирной дуги, 100-мм буксирного капронового каната длиной 150 м и буксирной вьюшки в форпике.

Спасательные устройства

Спасательные устройства на корабле представлены пятью спасательными плотами ПСН-10М (на 10 человек каждый), размещёнными на крыше первого яруса надстройки, четырьмя спасательными кругами, расположенными побортно на ходовой рубке в районе 41-го шпангоута и 1-м ярусе надстройки в районе 71-го шпангоута, а также индивидуальными спасательными жилетами ИСС (предусмотрены для всех членов экипажа).

На первых кораблях проекта в перегруз мог браться в качестве спасательного средства разъездной катер «Чирок» вместимостью на 5 человек (вместе с рулевым). Катер размещался на двух шлюпбалках типа Ш6И/ЯЛ-6, находившихся на палубе по левому борту за газоотбойником. Однако катер и шлюпбалки часто повреждались струёй пламени при пусках противокорабельных ракет, и поэтому в конце 1970-х годов их демонтировали; больше на кораблях проекта 1234 они не применялись.

Мореходность

Малые ракетные корабли проекта 1234 имеют удовлетворительную управляемость на волне на носовых курсовых углах, но на кормовых курсовых углах корабли плохо слушаются руля, проявляется «валкость» и начинается большое рысканье по курсу. На малых скоростях при волнении моря до 4-5 баллов заливаемость и забрызгиваемость палубы и надстройки не слишком значительны, заливаемость воздухозаборных шахт отсутствует. На скоростях более 14 узлов брызги долетают до крыши ходовой рубки. Мореходность по использованию оружия - 5 баллов. Начальная метацентрическая высота - 2,37 м, коэффициент поперечной остойчивости - 812 тм, кренящий момент - 19,8 тм/°. При стандартном водоизмещении запас плавучести достигает 1835 м³.

Малые ракетные корабли проекта 1234 обладают хорошей поворотливостью: время поворота на 360 ° не превышает 200 с (при угле перекладки руля - 25 °), диаметр тактической циркуляции не превышает 30 длин корабля. Расстояние пробега до полной остановки с полного хода - не более 75 длин корабля, аварийная остановка возможна за 55 с.

Обитаемость

Численность личного экипажа малых ракетных кораблей проекта 1234 по штату составляет 60 человек, в том числе 9 офицеров и 14 старшин. Численность экипажа кораблей проекта 1234.1 увеличена на четыре человека (офицер и 3 матроса), на единственном корабле проекта 1234.7 штатная численность экипажа была увеличена ещё на одного матроса и достигла 65 человек.

Каюта командира находится в носовой оконечности первого яруса надстройки (в районе 25-32-го шпангоутов). Она делится на три помещения: кабинет, спальню и санузел. Кают-компания старшин в случае необходимости может быть использована в качестве операционной. На верхней платформе в районе 33-41-го шпангоутов располагаются три двухместных и две одноместных офицерские каюты, в районе 24-33-го шпангоутов находятся одна шестиместная и две четырёхместные каюты старшин (мичманов). Команда размещена в двух кубриках: в 27-местном на верхней платформе (в районе 11-24-го шпангоутов) и в десятиместном в районе 11-19-го шпангоутов.

В целях улучшения обитаемости личного состава в конструкции корпуса корабля были применены три типа изолирующих конструкций: для защиты от проникающего импульсного шума (плиты поропласта эластичного ПХВ-Э, армированного пластинами пенопласта ПХВ-1), для снижения воздушного шума (маты ВТ-4 с заливкой листами из лёгкого сплава) и для защиты помещений от охлаждения (плиты различных марок пенопласта и пенополистирола, теплоизоляционные маты из штапельного и капронового волокна).

Автономность по запасам провизии - 10 суток. На кораблях Черноморского флота, нёсших службу в Средиземном море и снабжавшихся продовольствием нерегулярно, устанавливались пекарни, изначально проектом не предусмотренные.

Технические характеристики

Водоизмещение 580-610 т
Длина 59,3 м
Ширина 11,8 м
Осадка 3,02 м
Двигатели дизельная - 3 двигателя М-507А
Мощность 3 × 10 000 л. с.
Движитель 3 винта фиксированного шага
Скорость хода 35 узлов
Дальность плавания 415 морских миль
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 60 человек, в том числе 9 офицеров и 14 старшин
Навигационное вооружение РЛС «Дон»
Радиолокационное вооружение СУО «Барс»
Радиоэлектронное вооружение Радиолокационный комплекс «Титанит» или «Монолит»
Артиллерия 1 × 2 57-мм АУ АК-725

Видео

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания – корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»).

Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.
Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался

как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия.
Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж – более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью.
При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.

Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран.
Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции – корабль с воздушной каверной).

Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода.
Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.

Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами.
В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах.
С одной стороны корабль пр.1239 – это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой – быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов.
В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.

Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел».
Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.

На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения.
Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.

Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире).
Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

Программа строительства. Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора».
В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта – «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.

1 – 76,2-мм универсальная артустановка АК-176;
2 – 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М;
3 – четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»;
4 – обтекатель навигационной РЛС;
5 – обтекатель антенны РЛС целеуказания ПКРК «Дубрава»;
6 – носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М;
7 – обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК;
8 – стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»;
9 – обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»;
10 – антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»;
11 – станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»;
12 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16;
13 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10;
14 – выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

«БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

«САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

стандартное - 850;

полное - 1.050;

Основные размерения, м

длина наибольшая (по КВЛ) - 63,9;

ширина наибольшая (по КВЛ) - 17,2;

осадка на ходу на воздушной подушке - >1;

осадка на ходу в водоизмещающем режиме - 3,3.

Главная энергетическая установка: ДГТУ

2 газовых турбины М-10-1,

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 36.000 (26.500).

2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 20.000 (14.700).

2 дизеля М-504 для нагнетателей,

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 6.600 (4.850).

4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах.

Скорость хода, уз:

наибольшая - 53;

экономическая - 12.

Дальность плавания, миль (при скорости, уз) - 2500 (12),800 (45).

Автономность, сут - 10.

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) - 68 (9).

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» - 2 Х 4.

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn») - 8.

Зенитное ракетное:

ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» - 1 Х 2 .

ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko») - 20.

Артиллерийское:

76,2-мм АУ АК-176 - 1 Х 1.

30-мм ЗАК АК-630М - 2 Х 6.

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РЛС общего обнаружения - 1 х «Позитив» (Cross Dome),1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК,НРЛС 1 х н/д.

средства РЭБ - «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A).

комплексы выстреливаемых помех - 2 Х 16 ПУ ПК-16,4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый».

РЛС управления огнем - 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»,2 Х (Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»,1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»,1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК.

средства связи - «Буран-7» комплекс.

РЛС госопознавания - «Нихром» (Square Head; Salt Pot).




Касса