Китайские народные промыслы и ремесла. История и культура китая

Издавна славились искусства и ремесла Китая. Произ­водство многих ремесел было массовым. Бронза, яшма, шелк, фарфор, лак - предметы роскоши, являющиеся главным экспортным товаром. Купцы не пользовались уважением, так как, ничего не производя, они перепрода­вали готовую продукцию. Ремесленники пользовались уважением. Самыми полезными для общества считались ученые, крестьяне, потом ремесленники. Ремесленники делали прекрасную посуду, шелка, орудия труда для земле­владельцев, оружие для солдат.

Китай известен прекрасной высококачественной керами­кой. Это объясняется богатыми запасами каолина и гончар­ной глины. Китайские мастера веками совершенствовали технику изготовления и росписи керамических изделий.

В Китае налаженная государственная промышленность занималась производством шелка. По Великому шелково­му пути везли шелк в Европу и Азию. В Китае люди пер­выми научились получать нить и ткать шелк. Вышитые ткани появилисьдве тысячи лет назад. Ремесленники про­изводили ткани в огромных количествах и разнообразных расцветок. Такую ткань первоначально использовали им­ператоры, чиновники, ученые.

Китайцы разводили гусениц бабочки-шелкопряда, ко­торые плели каноны из тончайших шелковых нитей. Да­лее нити окрашивали разными цветами и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения.

Шелк был настолько дорогим, что его использовали и в качестве денег при расчетах.

Важнейшими изобретениями китайцев были бумага и печатное дело. Китайская письменность - письменность не звуков, а понятий. Китайцы научились делать бумагу из коры и конопли.

Из бронзы делали ритуальные сосуды и оружие. Позже китайцы освоили железное литье.

В Китае музыка считалась важной частью цивилизован­ного общества. Считалось, что определенные мелодии мо­гут провоцировать на грубость. Такая музыка осуждалась, как развратная. Китайцы принимали великую музыку из нежных звуков. В музыкальных оркестрах были и дамы. Фигурки музыкантов укладывали даже в могилы, дабы со­провождать усопшего в загробной жизни.

В Китае был изобретен первый компас, представлявший собой кусок магнитной породы в форме ложки. На лист от­полированной бронзы клали этот магнит. Ложка-магнит вращалась, пока ее ручка не указывала на Северный полюс.

Театр - это древнее искусство танца и мимики. Первые артисты были кочевыми. Мальчика в возрасте 7 лет отда­вали в труппу, где до совершеннолетия ему выступать не разрешалось, но за это время он должен был освоить акро­батические номера и выучить 50 пьес. Артистами были только мужчины. Первоначально, так как читать не уме­ли, содержание пьес передавалось из уст в уста. Грим играл важную роль. Цвета грима были символичны, например: голубой - символ чистоты, розовый - невинности, чер­ный - зла и т. д.

В Китае существовал принцип, что искусство не дол­жно украшать. Почти все вещи в доме были наделены символами. Шелковая ширма предполагала увеличение углов в доме, тем самым увеличивался объем стен. Чем больше зеркал в интерьере, тем дом чище (от злых ду­хов).

Художниками становились, проходя следующие ис­пытания: уходили в горы, молились, постились и только потом, освободившись от грехов, чистыми приступали к творчеству.

Когда китайцы уходили далеко от дома, то брали с собой туески и в целях экономии места они выполнялись один меньше другого, и поэтому закладывались одна в другую - принцип матрешек, так что сама идея заимствована в Ки­тае, а на Руси поменяли форму и добавили роспись.

На протяжении многих веков костюм почти не изме­нялся.

Простейшие формы костюма связаны с сырьевыми воз­можностями, климатическими условиями, основными за­нятиями китайцев.

Головные уборы были только у мужчин.

Аристократическая одежда отличалась:

1) качеством материала;

2) количеством ткани;

3) цветом;

Нижняя одежда. Крестьяне носили просторные куртки с большим запахом и застежкой под правой рукой. Они

надевали длинные, довольно широкие штаны, подкатывая их во время работы.

Верхняя одежда. Халат - основа китайского костюма, с широкими рукавами - верхняя одежда крестьян. Во вре­мя работы рукава подворачивались и кренились специаль­ной лентой на груди. В холодное время года надевали сразу несколько халатов. Халат опоясывался. В дождь поверх одежды набрасывали плащ.

Цвета. Одежды крестьян были скромными и строгими.

Ткани. В своей одежде крестьяне использовали грубые ткани, дерюгу, ткани, получаемые из волокон растений. Позже, с появлением хлопка, они носят хлопковые одежды.

Плащ сплетали из соломы или травы, накидку из пле­теных листьев и соломы, защищавших от дождя и солнца.

Головной убор. Мужчины носили соломенные шляпы.

Обувь. Крестьяне носили легкие туфли, плетенные из соломы, с толстыми войлочными подошвами.

ОДЕЖДА АРИСТОКРАТИИ

Нижняя одежда. Члены императорской фамилии, выс­шие чиновники и ученые надевали халаты. Халат - рас­пашная одежда с цельнокроеными рукавами и длиной по щиколотку. Форма халатов, конфигурация пол, ширина рукава - различны. В парадных халатах присутствовали рукава, свисающие до пола. Культура ношения халата оп­ределяла воспитанность человека.

В нижней одежде были штаны, скрытые длинными ха­латами, так как у аристократов они считались неприлич­ной частью костюма. Их носили навыпуск, иногда подвя­зывали под коленями или заправляли в сапоги.

В каждом парадном придворном халате были и другие эле­менты - декоративные рукава, свисающие до самого пола.

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

Халаты подпоясывались. Пояс - знак отличия арис­тократов и чиновников.

Различали несколько видов халатов:

1. Рей - халат для всех сословий, характер орнамента иероглифический или растительный.

2. Куань-ин - одежда только для знати. Спереди на ха­лате располагался отличительный знак, иногда и со сторо­ны спины. Этот знак у гражданских лиц - птица; у воен­ных - изображение барса, льва, тигра.

3. Мань - парадная придворная одежда с застежкой вдоль всего бока под правой рукой. Мань надевался по­верх кунь-ин. Мань украшался навечно утвержденной и строго регламентированной вышивкой дракона в раз­личных вариациях в зависимости от сословной принад­лежности.

Верхняя одежда. Зимой надевали халат на подкладке или стеганный на вате. Иногда носили и меховые шубы.

Цвета. Согласно чинам, цвета костюма были строго рег­ламентированы: желтый - цвет императорской фамилии; воинов - красный, белый; молодых воинов - голубой; сановников - коричневый.

Ткани. Шелковые халаты - роскошь, предмет одежды привилегированных групп. Даже богатые купцы при неко­торых династиях, торговавшие шелком, сами не смели его носить. Многие пострадали, используя вещи из шелка как нижнюю одежду. Императорскими указами регулирова­лись поставки тканей для одежды.

Позже в Китае появляется хлопок, но шелк так и остал­ся привилегией богачей.

Плащ знати шился из шерстяной ткани или из птичье­го пуха.

Штаны шили из шелка.

Головной убор. Мужчины носили черную шелковую или фетровую шапочку. Как защиту от солнца - соломенную.

Прическа. По японскому обычаю, мужчины носили косу, а впереди волосы выбривались, причем с XVII в. у маньчжур это считалось обязательным. К началу XX в. обычай сохранился частично только в низших классах.

Лица гладко выбривались.

Косметика. Мужчины в Древнем Китае белились и ру­мянились, отращивали ногти и красили их в красный цвет. О благосостоянии китайца можно было судить по длине его ногтей. Особенно длинным был мизинец. Ногти под­черкивали и приспособленность к труду.

Украшения. Костюм для китайцев никогда не был толь­ко делом вкуса. Даже украшения должны были указывать на социальное положение владельца. Место владельца в строгой общественной иерархии безошибочно определя­лось по драгоценностям.

Важнейшим элеметдом мужских украшений являлись поясные застежки и пластинки, как знаки общественного положения. Они появились на одежде в конце III в. до н. э. Застежки - главное украшение китайского мужского ко­стюма. В древности их делали из бронзы, инкрустирова­ли серебром, золотом, полудрагоценными камнями.

Позже мужские драгоценности стали важной частью официального костюма. Выбор материала для изготовле­ния этих драгоценностей четко регулировался законом.

Рукава парадных одежд (широкие и длинные) оттягива­ли специальные весомые предметы. Эти предметы были выполнены из дорогого металла и служили грузиками. Гру­зики не давали рукавам закручиваться. Обычно их выпол­няли из бронзы с позолотой.

Красивый золотой наперсток служил для защиты длин­ного ногтя на мизинце.

Широко использовались нагрудные цепочки и серьги.

Мужчины носили шейное ожерелье, чаще золотое, ук­рашенное благоположительной символикой.

Ткани богато орнаментировались. Орнаментация тоже имела символический характер: дракон - выражение сли­яния земли и неба, повелитель дождя; огонь - внутренняя сущность; вода - его внешняя среда… В Китае самое зна­чимое место отводилось изображению персика. Персик - символ долголетия, орхидеи - символ учености.

Вышивка наносилась не только на одежду, но и на обувь.

Дополнения. Халат иногда выполнялся с воротниками и шарфами. Мужчины пользовались веерами для обма­хивания.

Обувь. Богатые мужчины носили туфли из ткани или кожи. Толстая подошва обуви изготавливалась из несколь­ких слоев проклеенной ткани или кожи. Мужчины также носили кожаные и тканевые сапоги.

Китайский народ, с его богатейшей фантазией, воспитанным тысячелетиями тонким художественным вкусом и вошедшим в историю виртуозным мастерством создал множество известных всему миру изделий художественного ремесла. С древнейших времён, из века в век, из поколения в поколение передавались навыки и секреты изготовление изделий из различных пород камня, дерева, из глины и лака, производство тканей и вышивок.

Китайский фарфор являлся валютой и монополией для Китая. Подлинная заслуга изобретения фарфора принадлежит мастерам средневекового Китая. В Эпоху Тан появились первые изделия из фарфора, получившие быстрое распространение. Фарфор воспевался поэтами, почитался как драгоценность. Каждый из фарфоровых предметов Китая глубоко продуман, исполнен не как предмет ремесла, а как самостоятельное художественное произведение, выполненное с таким же вдохновением, свободой и смелостью, как и произведения живописи этого времени.

Выделывались по образцу древности бронзовые зеркала, богато украшенные с оборотной стороны пышным рельефным узором цветущих растений, резвящихся животных, птиц и плодов. Позже подобные зеркала изготовлялись из серебра, покрывались тончайшим слоем золота, инкрустировались перламутром и драгоценными камнями.

Китай известен своей прекрасной, высококачественной керамикой. Веками китайские мастера совершенствовали технику изготовления и росписи керамических изделий. Один из самых знаменитых видов такой техники - минская подглазурная синяя роспись. Вещи, выполненные в этой технике, ввозились в огромных количествах в Европу начиная с XV в. Другой известный стиль - трехцветная танская керамика. Здесь применялись свинцовая глазурь 3-х цветов для создания броских размытых узоров.

В древнем Китае из бронзы делали прекрасные ритуальные сосуды и оружие. Эта круглая накладка, датируемая эпохой Шан, возможно, украшала сбрую или щит. Позже, примерно в VI в. до н.э., китайцы освоили железное литье. С тех пор государственные литейные мастерские выпускали железо и даже сталь в больших объемах. Древнекитайскую бронзу можно отличитьсразу по узорам и формам. Сосуды изготовлялись отливанием металла в специальные глиняные формы. На таких сосудах можно было встретить драконов и других мистических животных. Такие сосуды подчас достигали веса в 600кг.

Достигшие в сунское время блестящего мастерства ткани “кэ-сы” (резаный шёлк) особенно близки живописи этого времени. Узоры этих тканей создавались по образцам известных художников. Кэ-сы отличается по виду необычайной мягкостью, нежностью, какой-то особенно драгоценной зернистой матовостью фактуры. Лёгкие птицы на ветвях, пейзажи; распускающиеся бутоны нежно-розовой сливы мэйхуа - основные мотивы, изображённые в кэ-си.

Шелк в Китае производят с 3000 г. до н.э. В империи этим занималась налаженная государственная промышленность.

Ремесленники производили шелковые ткани всевозможных расцветок и огромных количествах. В эту роскошную материю одевались ученые, чиновники и императоры.

В Европу и Азию ее везли по Великому шелковому пути. "Китайские мотивы" - шелк, холодный батик. Гармонизирующе воздействует на все системы организма.

Имеет тонизирующий и омолаживающий эффект. Рекомендуется при переутомлении и головных болях.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ И КИТАЯ

Чень Мэйна

АлтГТУ, Факультет иностранных студентов, гр. П-2

Научный руководитель

В разных странах есть своё искусство. Искусство выражается в разных областях. И связывает прошедшее с настоящим и будущим. Например, искусство народных промыслов. В России очень популярные народные промыслы. Например, Гжель, дымковская игрушка, Жостовские подносы, расписные платки, хохломская посуда. В Китае тоже существует много народных промыслов. Цзиндэчжэнь, глиняная скульптура, расписная керамика, и разные головные украшения.

Сначала давайте познакомимся с известным фарфором в России и в Китае: Гжель и керамика Изиндэчжэньи.

Сравнивая с китайскими разнообразными формами, тонкой работой в керамике России можно отметить то, что они отличаются простой, цветом, а сама керамика проникнута глубоким народным духом.

В Гжеле нельзя найти одинаковую работу по форме, орнаменту и оттенку. Керамика Изиндэчжэньи имеет четыре отличия:она белая, как нефрит; светлая, как зеркало; тонкая, как бумага и звучная как qing(磬). Поэтому эти изделия отличаются друг от друга, но у них одинаковый характерный принцип декорирования(装饰. И Гжель, и керамика Цзиндэчжэни занимают особые места в культуре наших народов.

Рассмотрим Дымковскую игрушку и Глиняную скульптуру Чжэнь. У каждой из них интересная история.

Возникновение Дымковской игрушки связывают с весенним праздником <Свистунья>, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Глиняная скульптура张---это прозвище человека, который умел лепить разные формы, разные фигуры, и он часто помагал другим, а люди любили его и его работы. Его работы постепенно становились популярными во всех районах Китая. В производстве китайских и русских глиняных изделиях используется одинаковая технология. Для производства китайской глиняной игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, затем отдельные детали собирают и соединяют, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности. Фигурки обычно высотой 15-25см. После полной просушки в течение 2-24 дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя.

Во время путешествия по России туристы обычно покупают посуду с Хохломской росписью и Жостовские подносы. Они очень популярны во всём мире.

Что касается цветов, то в хохломской росписи сочетаются красный и чёрный цвета с золотым фоном, а подносы Жостова обычно имеют чёрный фон. Подносы украшает изображение ярких очень красивых цветов, собранных в виде букета, а цветы немного пышнее, чем в саду.

У нас в Китае есть расписная керамика. В китайской расписной керамике цвет единый. Обычно он тёмно-красный, чёрный на желтовато-красном фоне. В Китае даже есть такие стихи об изготовлении расписной керамики:切且磋兮,剖土为泥,凿且鹿兮,抟为青泥 。

В России с незапамятных времён женщины носят платки. Платок ---это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный женский костюм. Замужние женщины надевали платки на голову. В Китае немного по-другому. В старину было много головных украшений, что касается платков, то их носят только женщины национальности Хуэй. Почему женщины Хуэй носят платки? Этот вопрос связан с национальной книгой Коран, которая является основой всех действий в мире национальности Хуэй. Формы платков бывают разные: круглые, овальные, квадратные.

В России есть загадка: восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте как зовут? Конечно это матрёшка.

Матрёшке чуть больше ста лет. Есть много предположений о том, как появилась матрёшка, но точно известно, что её прообразом явилось раскрашенное пасхальное яйцо. Обычно делают матрёшек из берёзы и липы. В Загорске матрёшку расписывают гуашью, иногда рисунок выжигают, в других районах России используют другую технику росписи. Матрёшек делают почти в каждом районе России, но у каждой матрёшки есть своя особенность. Выражение лица у каждой матрёшки разное: есть куклы грустные, задумчивые, строгие, а есть весёлые, улыбчивые.

В Китае нет традиции изготовления матрешек, но китайцы любят украшать деревяную и металлическую посуду. Расписные китайские термоса знают и любят во всем мире. Традиции украшения предметов быта уходят в далекое прошлое, но и сейчас они не утратили своего эстетического значения.

Список литературы

1. Подмосковные художественные промыслы. Альбом М.: «Московский рабочий»,1982, 180 с.

Электронный ресурс. Режим доступа http://baike. /view/16399.htm)

3. (http://ru. wikipedia. org/wiki/%CC%E0%F2%F0%B8%F8%EA%E8)

«Культура Древнего Китая» - Плафонная роспись. Ритуальный сосуд «гуй». Лаковая погребальная урна. Шелкография. Сосуд для вина в форме дракона. Конфуций. Скапулимантия. Иньский сосуд. Даосизм. Рельефы. Множество различных философских течений. Самая древняя из известных в Китае картин. Компас. Степени искажения ступни. Глиняная модель многоэтажного дома.

«Художественная культура Древнего Китая» - Стена слез. Конфуций. Поднебесная империя. Лао Цзы. Древнекитайский традиционный оркестр. Мастера. Считалось, что все, что имел человек при жизни, он должен иметь после смерти. Учение Лао Цзы. Путь. Каким образом можно достичь «дао». Китай. Копии домов. Контрольный тест. Музыка. Музыка древнего Китая.

«МХК Китай» - Общий вид III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Павильон Дачэндянь в храме Конфуция V в. до н.э. Цюйфу, провинция Шаньдун, Китай. Ездовой III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Мхк. Кавалерист и конь III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Дракон III в. до н.э. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Золото.

«Архитектура Древнего Китая» - Храмы Пекина. Даяньта. Янцзы. Здание, которое всегда стояло отдельно. Круглые террасы алтаря. Великая китайская стена. Желтая река. Садово-парковое искусство. Пекин. Территория. Архитектура. Зубцы и дорога. Древний Китай. Каждый китайский город. Древние китайцы. Запретный город. Пагоды. Парк Бейхай.

«Живопись Китая» - Жанр портрета - один из древнейших в китайской живописи. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия. Природа. Китайские художники передавали не столько очертания гор. Органическое слияние поэзии и живописи. Ли Цинчжао. Жанры китайской живописи. Люблю однообразную мечту в созданиях художников Китая.

«Китайское искусство» - Художественная культура Китая. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Лао-цзы. Конфуций. Темы для сообщений. Даосизм. Ли Кан. Иероглиф «Жизнь». Галерея Фрир, Вашингтон. Конфуцианство. Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Бамбук. Тушь по бумаге. XIII в. Живопись Китая.

Всего в теме 10 презентаций



Касса