Двойное тонирование для эффекта ретро фото. Работа с тоновой кривой

Если вы используете Photoshop для обработки фотографий, то наверняка знаете, что одну и ту же задачу можно решить разными инструментами. Возможности фотошопа настолько велики, что для достижения одного и того же результата, фотографы могут пойти различными путями и сложно сказать, какой путь «правильный».

Lightroom часто называют «альтернативным фотошопом». Так же как и Photoshop, в Lightroom можно использовать различные инструменты для достижения одной и той же цели. Далеко не всегда очевидный и бросающийся в глаза путь является лучшим.

Задача данной статьи, рассказать несколько секретов Lightroom и познакомить вас с альтернативными, но очень удобными путями для решения типичных задач по обработке фотографий.

1. Используйте Luminance вместо Saturation

Часто кажется, что в ясный день очень просто сделать красивый снимок с ярким голубым небом. Но если вы снимаете объекты, находящиеся на земле, тем более в тени, то кадр может получится с пересвеченным или тусклым небом.

При обработке фотографии в lightroom, обычно сразу хочется увеличить насыщенность небо при помощи Saturation, но это далеко не всегда лучшее решение.

Слайдер Saturation усиливает насыщенность всех цветов одновременно, что может помешать, если задача только в том, чтобы повысить насыщенность цвета неба. Воспользовавшись данным слайдером, вы можете получить другие сложности, потому что насыщенность повысится и там, где не требуется, например на коже модели.

Альтернативный вариант, использование панели «HSL / Color / B&W».

В этой панели вы увидите табы Hue, Saturation и Luminance. В табе Saturation можно поднять насыщенность только отдельных цветов, которые связаны с небом, не затрагивая другие цвета.

Но опять же, использование Saturation — может дать не самый лучший результат, цвета станут гипертрофированно мультяшными, если вы перестараетесь.

Хорошей альтернативой будет служить табулятор Luminance. Вы будете оперировать не насыщенностью, а яркостью цвета. Используйте синий ползунок закладки Luminance и вы получите красивый глубокий цвет для неба, не затронув при этом другие цвета.

Подробнее об использовании Luminance можете прочитать в статье —

2. Объединяйте корректирующие кисти

Корректирующая кисть (Adjustment Brush) отличный инструмент для того чтобы изменять только отдельные части фотографии. Одним из самых больших достоинств кисти является то, что в отличии от фотошопа, она не затрагивает изображение напрямую. Вы можете изменить параметры изменений в области действия кисти в любой момент, если вам что то не понравится или просто удалить ее.

Даже в том случае, если было использовано несколько кистей, комбинируя параметры для достижения лучшего результата. Например, для того чтобы размыть какую то конкретную область, вы можете выставить для кисти значение Sharphess в -100. А так как данная настройка дает не очень сильное размытие, примените «размывающую» кисть к одной и той же области несколько раз, добиваясь нужного эффекта.

Чтобы усилить эффект кисти, после того как поработали с ней, нажмите на кнопку New. Это создаст дубликат кисти с теми же настройками и вы сможете воспользоваться ею поверх первой. Повторите действие столько раз, сколько потребуется.

Не забывайте о том, что это все равно будут отдельные кисти. Вы в любой момент можете выбрать одну из них заново и изменить настройки, допустим уменьшив значение Sharphess.

Каждая кисть на снимке выглядит кружочком. Наведя на него курсор, вы увидите зону действия кисти. Чтобы выбрать нужную — кликните по нему и в центре кружочка появится черная точка. Теперь можете изменить настройки выбранной кисти.

3. Быстрая ретушь кожи на портрете

На то, как кожа выйдет на фотографии влияет множество факторов. Например, кожа может получиться слишком красной и не очень гладкой.

Для того чтобы исправить это, можно использовать несколько приемов. Вы можете использовать вместе или по отдельности. Главное — не перестарайтесь. Лучшее — враг хорошего.

Вначале стоит изменить яркость (brightness). Особенно если кожа красноватая или слишком темная. Слегка поднимите яркость, это сделает оттенок кожи более естественным. Дополнительным бонусом будет то, что при увеличении яркости морщины и поры на коже будут не так заметны.

Затем стоит опять вспомнить о табуляторе Luminance. Попробуйте увеличить значение Luminance для красных и оранжевых цветов. Это сделает кожу светлее и придаст ей более здоровый оттенок.

Для того, чтобы сделать это действие еще проще, есть маленький секрет.
Обратите внимание, что слева от названия Luminance есть маленький кружок. Нажмите на него, затем переведите курсор на тот участок, который вы хотите изменить. Lightroom будет автоматически отслеживать те цвета, которые находятся под курсором.
Для изменения достаточно лишь подвигать курсором вверх или вниз, удерживая левую кнопку мыши нажатой.

Этот секрет действует во всех трех табуляторах Hue, Saturation и Luminance

Так же, в Lightroom есть прекрасный инструмент, идеально подходящий для ретуши портрета — кисть «Soften Skin». Если вы будете «рисовать» на лице модели данной кистью, то резкость будет локально уменьшена за счет параметров Clarity и Sharpness.

Вы можете выставить другие параметры, если решите, что предлагаемые по умолчанию не подходят для данного случая.

Наконец, есть еще один способ для того чтобы привести кожу в порядок. Перейдите на вкладку Noise Reduction, отвечающую за шумоподавление.
Уменьшение шума так же приводит к некоторой размытости, что может положительно сказаться на портрете.


Но будьте осторожны. Шумоподавление действует на весь снимок в целом, а не на его отдельные части. Поэтому вы можете испортить изображение в целом.

4. Изменение сетки при кадрировании

Кадрирование фотографии в Lightroom имеет скрытые возможности, чтобы подправить композицию. Изначально сетка делит кадр на 9 частей согласно правилу третей. Но в лайтруме есть 6 вариантов сетки, которые вы можете использовать при кадрировании.

Для того чтобы посмотреть другой вариант — просто нажмите клавишу «O» (латинская раскладка клавиатуры). При нажатии комбинации Shift-O — сетка зеркально перевернется.

Так же можно увидеть все возможные сетки, выбрав в меню Tools > Crop Guide Overlay

5. Двойное тонирование для эффекта ретро фото

Двойное тонироварие (Split-toning) — весьма популярный способ создания различных эффектов. Особенно для создания эффектов «под старину» или эффектов съемки на пленку. Подобные эффекты весьма активно используются Instagramm и многих онлайн редакторах, предоставляющих возможность получить тот или иной эффект «нажатием на 1 кнопку»

Если вы пользовались ранее пресетами для создания ретро эффектов, но обратите внимание на то, какие настройки выставлены для закладки Split Toning. Вы наверняка заметите, что они имеют одинаковую структуру, особенно если посмотреть на значения Hue для теней и светов (highlights, shadows).

В светах ползунок сдвинут влево от центра, в тенях вправо. Такое положение практически всегда даст достаточно интересный эффект.

Попробуйте установить Hue в аналогичное положение, а затем поиграться с настройками Saturation и Balance. Но результат изменения этих настроек будет сильно зависить от вашего снимка, точнее от того что на нем и какие цвета приоритетные.

Поэтому двойное тонирование — инструмент весьма творческий и какие либо готовые рецепты тут давать сложно.

Если же вам лень заниматься двойным тонированием самостоятельно, создавая эффекты «под старину», можете или замечательным плагином

6. Уменьшение силы пресета в Lightroom

Так или иначе все мы пользуемся пресетами для Lightroom. Приятно получить что то особенное, всего лишь кликнув на кнопку. Но очень часто, применение пресета дает слишком сильный эффект. Например, цвета могут стать гипертрофированно яркими, что далеко не всегда хорошо.

В таких случаях хочется слегка ослабить силу действия пресета, но в Lightroom нет штатного инструмента для этого действия.

Точнее способы есть, но они неудобные. Вы можете вручную отследить по закладкам, какие параметры изменены и уменьшить силу каждого из них.
Второй способ — применение Photoshop. Берете оригинальное изображение, поверх него делаете слой с измененным при помощи пресета и меняете прозрачность этого слоя, добиваясь нужной степени воздействия.

Но есть и третий способ. Ярно Хейккинен (Jarno Heikkinen) сделал специальный плагин для Lightroom, который можно спокойно скачать с его сайта Knobroom.com . Плагин называется «The Fader» и делает именно то, что нам требуется — уменьшает силу эффекта пресета.

После того как вы скачаете и установите плагин, откройте фото и перейдите в закладку File > Plug-In Extras > The Fader
Появится окно, где вы можете выбрать пресет и силу его воздействия на снимок.

7. Информация о снимке

Находясь в модуле Develop нажмите I на клавиатуре и в левом верхнем углу снимка появится информация о снимке. Если вы нажмете I еще раз, то информация изменится.

Это бывает очеь полезно, если требуется быстро посмотреть информацию об исходнике или базовые данные Exif


Кроме того, вы можете настроить ту информацию, которую хотите видеть в данном режиме через меню View > View Options
А затем в появившемся диалоге Library View Options откройте закладку Loupe View и выберите те данные, которые вам нужны чаще всего.

8. «Выключение света»

Это известный, но редко используемый инструмент Ligthroom, который тем не менее бывает очень полезен.

Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой то определенной области, используйте функцию Lights Out. Например если вы выбираете определенные снимки из серии. Lights Out затемнит все остальные снимки кроме выбранных.

Если же нажмем L еще раз, фон, кроме наших выбранных миниатюр, станет совсем черный.

Данный режим так же доступен и в модуле Develop. Он бывает полезным, чтобы оценить изображение более точно, не отвлекаясь на детали интерфейса и прочие мешающие элементы.

9. Режим Solo

Есть еще один очень интересный режим работы Lighroom под названием Solo.

Хотя в целом интерфейс Lightroom весьма удобен и продуман, из за большого количества настроек и инструментов бывает сложно быстро отыскать то что требуется. Можно тратить много времени на прокручивание скроллов панелей и их постоянное открытие и закрытие.

Специально для этого разработчики Lightroom внедрили режим Solo или режим «одной вкладки». Действует он весьма просто — каждый раз когда вы открываете какую либо панель инструментов — все другие автоматически сворачиваются. Это очень сильно увеличивает скорость работы с программой.

Вы не верите? Просто попробуйте. Уверены, что вскоре вы не сможете себе представить жизнь без этого режима.

Чтобы ключить режим, кликните правой кнопкой мыши на заголовке любой панели у активируйте пункт Solo Mode в появившемся меню

10. Полезные клавиатурные сокращения

Напоследок, в дополнение к статье о , некоторые полезные клавиатурные сокращения.

  • Автоматический переход при Caps Lock . Если вы нажемете CapsLock, то при назначении снимку какого либо цветового маркера, флага или рейтинга, вы будут автоматически переходить к следующему снимку. Это крайне удобно при первоначальном отборе снимков.
  • Виды просмотра Library . Нажатие на G покажет миниатюры в режиме «сетки». E — увеличит выбранную фотографию. С — режим сравнения, а D — переключение в модуль Develop для выбранного снимка.
  • Быстрое скрытие панелей. Клавиши F5-F9 быстро открывают и скрывают основные 4 панели интерфейса Ligthroom — верхнюю, нижнюю, правую и левую.
  • Альтернативный режим . Нажатие клавиши Alt переведет некоторые инструменты в альтернативный режим. Подробнее смотрите в статье « «
  • Сброс слайдеров . При двойном клике по любому слайдеру вы сбросите его значение в значение по умолчанию. Или при нажатии на Alt вы увидите псевдо кнопку Reset — клик по которой сделает то же самое.
  • Выравнивание горизонта или вертикали. В режиме кадрирования нажмите клавишу Ctrl и не отпуская ее, проведите мышью линию, которая должна быть строго горизонтальной или вертикальной. Лайтрум автоматически повернет снимок соответствующим образом. Это невероятно удобно например для выравнивания горизонта.
  • Скрыть все панели. Ctrl + клик на заголовке любой панели в режиме Develop свернет все панели.
  • Увидеть все клавиатурные сокращения. Нажмите Ctrl + / и вы увидете плашку со всеми доступными сокращениями выбранного модуля Lightroom

Оригинал статьи: tutsplus.com © Josh Johnson

Предисловие.
Поскольку сейчас на занятиях всем своим ученикам я раздаю методичку, то хотелось бы услышать ваше мнение по написаному. Особенно прошу указывать на те моменты где допущены ошибки, что дополнить и т.д.
И так, начнем с Lightroom.
Тем кто знаком с этой программой ничего нового для себя не найдет, поскольку тут в основном будут просто описаны все ползунки, кнопочки и т.д. Принцип работы с различными изображениями их анализ идет у нас непосредственно на занятиях. Но следующие главы методички будут гораздо интереснее.

Lightroom
Программа Lightroom разбита на несколько разделов, каждый из которых содержит свои модули.

Library (библиотека) – Предназначен в основном для просмотра, выборки и каталогизации ваших изображений.
Находясь в этом разделе в левом нижнем углу вы увидите 2 большие кнопки импорта и экспорта.
Для начала работы разберемся с импортом фотографий.
При нажатии на кнопку Import в данном разделе, или во вкладке File-Import Photo and Video у вас открывается диалоговое окно импорта.

1 – Включение/выключение полноценного вида окна Import. На картинке представлен развернутый вид.
2 – Ресурс, откуда будут импортироваться ваши фотографии. Ниже расположены папки выбранного устройства. Вам нужно выбрать что вы хотите импортировать в каталог.
Опция «Includt Subfolders» - позволяет добавлять изображения и подкаталогов выбранной папки.
3 – фотографии находящиеся в выбранной папке отображаются в среднем окне и сразу помечаются галочкой, обозначающей что они будут добавлены в каталог. Если какие-то фотографии вы не хотите добавлять, то снимаете эту галочку.
4 – выбрать все. Отметить все фотографии галочкой.
5 – Снять галочки у всех фотографий.
6 – Варианты просмотра снимков. В таблице, либо полноэкранный.
7 – Увеличение картинки.
8 – Сортировка фотографий по имени, времени съемки и т.д.
9 – Copy as DNG. Копирование фотографий в формат DNG. Этот формат разработан компанией Adobe Systems с целью создать стандартный формат для RAW файлов изображений вместо множества различных форматов разных производителей фотокамер. Фотографии будут скопированы в новую папку, переведены в формат DNG и добавлены в каталог.
10 – Copy. Фотографии будут скопированы в новую папку и добавлены в каталог.
11 – Move. Фотографии будут перемещены в новую папку и добавлены в каталог.
12 – Add. Фотографии остаются на прежнем месте, просто добавляются в каталог. Эта вкладка не работает если источником фотографии является карта памяти.
13 – Источник, куда ваши фотографии будут копироваться или добавляться. В случае с Add – ваш каталог.
14 – Рендеринг превьюшек.
Minimal – ваши фотографии быстро добавятся в каталог, но при работе с ними, увеличивая их масштаб, вы будите тратить время для “подгрузки” изображения.
1:1 – фотографии загружаются значительно дольше. Но зато при дальнейшей работе, масштабирование фотографии происходит значительно быстрее.
Embedded and sidecard – загрузка вшитых превьюшек.
Standart – нечто среднее между minimal и 1:1
15 – Галочка, которая позволяет не импортировать фотографии, уже имеющиеся в каталоге.
16 – Создание резервной копии. Не работает со вкладкой Add.
17 – Импортировать фотографии с предустановками.
18 – Метаданные. Авторство и т.д.
19 – Ключевые слова.
20 – Начать импорт.

Рабочие панели вкладки Library

Слева у нас располагаются несколько модулей.
Все модули можно спрятать или показать, нажав на треугольник.
1 – Панель навигации.
Fit – фотография подгоняется по размеру, полностью умещаясь на экране.
Fill – фотография заполняет экран.
1:1 – 100% масштаб
4:1 – выбранный самостоятельно масштаб.
2 – Каталог
All Photographs – просмотреть все фотографии загруженные в каталог
Quick Collection – Фотографии находящиеся в быстрой коллекции.
Добавить фотографию в Quick Collection можно с помощью нажатия мышкой на кружке в верхнем правом углу превьюшки или перетаскиванием ее в данный раздел.
Previus Import – Последний импорт
3 – Окно загруженных фотографий в виде проводника.

Если вы случайно переместили или переименовали папку у себя на компьютере, то в Lightroom она будет отображаться с вопросительным знаком и работать с фотографиями вы не сможете, хотя превью все равно будут отображаться. Для того чтобы показать программе где и как теперь называется данная папка, нужно правой кнопкой мыши нажать на значке папки и выбрать Finde Missing Folder. В сплывающем окне проводника указать нужную папку.

Если же вы переместили только одну или несколько фотографий, фотографии так же будут с вопросительным знаком в верхнем правом углу (в пятой версии программы с восклицательным).
Для этого щелкаете по фотографии правой клавишей мыши и выбираете пункт Show in Explorer. На что у вас он выругается и предложит найти путь к этой фотографии самостоятельно.

Еще ниже находятся модули коллекций и публикаций, на которых внимание мы заострять не будем.

Для выборки фотографий вам помогут следующие инструменты:

1 – режимы просмотра изображений (сетка, крупно одна, режим сравнения и режим выборки)
Режим таблицы. Позволяет видеть много ваших фотографии, в зависимости от увеличения. В этом режиме можно удалять, задавать ключевые слова и метки нескольким, выделенным фотографиям.
Второй режим, это режим просмотра выбранной фотографии. Что бы ваша фотография максимально отображалась на экране, можно спрятать все боковые панели сочетанием клавиш Shift+Tab. Повторное нажатие вернет их на экран. Так же полезной функцией является затемнение экрана. Для этого нужно нажать клавишу L. Первое нажатие затемнит экран, повторное сделает его абсолютно черным и третье вернет все к изначальному виду.
Режим сравнения. Позволяет разместить на экране 2 похожие фотографии и с помощью замка и зума сравнить какая же по качеству или другим критериям более подходит для дальнейшей работы.

Режим выборки. Позволяет разместить на экране выбранные вами фотографии, для дальнейшего определения какая же из них достойна большего внимания.
2 – флаги. Помечаем лучшие фотографии белым флагом, а те что хотим удалить черным. Удобнее это делать сочетанием клавиш Ctrl+вверх (белый флаг) и Ctrl+вниз (черный).
Удаление фотографий помеченных черным флагом осуществляется через вкладку Photo – Delete Rejected Photo или сочетанием клавиш Ctrl+BackSpace.
После чего вылезет всплывающее окно, в котором программе предложит вам удалить ваши фотографии с компьютера (Delete from Disk), удалить только из каталога Lightroom (Remove) или отмена.
3 – рейтинги. Помечая фотографии звездочками от 1 до 5 мы сможем более критично отсеять отснятый материал. Звездочки легко ставить с помощью цифр на клавиатуре от 0 до 5. 0 – убирает звездочки.
4 – цветные метки. Еще один способ сортировки отснятого материала. Цветные метки так же ставятся с клавиатуры цифрами от 6 до 9, кроме фиолетового цвета. Повторный выбор этого же цвета, снимает цветную метку.
Теперь фотографии можно отфильтровать по нашим меткам и выбрать действительно лучшие.
Для этого внизу справа есть меню фильтра:

Осуществлять поиск фотографий в каталоге позволяет еще один фильтр. Который открывается клавишей \. Для поиска нужной фотографии по всему каталогу вам необходимо выбрать All Photographs во вкладке Catalog под окном Навигатора. В пративном случае поиск будет осуществляться в выбранной вами папке или категории.
Здесь вы сможете найти фотографии по дате съемки, камере, объективу и другим параметрам.

Stack and Virtual Copy

Для того, что бы вы не терялись в большом количестве фотографий на вашем компьютере, в Lightroom предусмотрена еще одна функция: объединение в группу (Group into Stack). Похожие фотографии или фотографии одного образа можно объединить в Stack. Для этого вам нужно выделить нужные фотографии и нажать правой кнопкой мыши Stacking - Group into Stack. Выбранные фотографии спрячутся под одним снимком и у него появится цифра, которая будет означать, сколько фотографий находятся в этой группе. Чтобы просмотреть их достаточно нажать мышкой по этой цифре. Соответственно для разгруппирования, нужно будет выбрать Unstack.

Так же вы можете создать виртуальную копию фотографии, чтобы сделать несколько вариантов обработки. Для этого нажмите правой кнопкой мыши по нужной фотографии и выберете в меню Create Virtual Copy.

Виртуальная фотография отображается с загнутым уголком и существует только в каталоге Lightroom.

Созданные виртуальные копии автоматически объединяются в Stack с оригинальной фотографией. Если же вы захотите удалить виртуальную фотографию, то для этого вы можете воспользоваться клавишей Del или BackSpace. Lightroom предложит просто удалить ее из каталога.

Develop – вся обработка фотографий в Lightroom происходит именно в этом модуле.

В левой части мы опять видим несколько модулей.
Первый модуль нам знаком по вкладке Library – это окно навигатора.
2 – Пресеты или же предустановки. По умолчанию какие-то пресеты уже записаны в программу. Так же вы можете создать собственные. Об этом позже.
3 – Snapshot. Позволяет зафиксировать картинку на данном этапе обработки, чтобы потом в случае чего можно было вернуться в заданную точку.
4 – History. Понель истории. В ней записываются абсолютно все действия, которые вы производите с фотографией. Всегда можно откатиться назад и изменить ход обработки. Крестик в правом верхнем углу этой панели позволяет очистить историю, что делать не очень целесообразно.
5 – Опять же коллекции фотографий, помеченные различными метками.

На правой панели располагаются рабочие модули, которые и позволяют проводить манипуляции над фотографиями.
Гистограмма в лайтруме отображает не только яркостную кривую, но и распределение цветов.
Белый треугольник в правом верхнем углу и пик слева гистограммы, говорит о том, что на фотографии есть “выбитые” пиксели (пересвет). Если бы слева у нас присутствовал такой же пик, то треугольник слева тоже был белым. Это влекло к потерей деталей в тенях. Но на нашей гистограмме он синий, что свидетельствует о том, что мы теряем детали, только в синем канале.

Панель Basic непосредственно связана с гистограммой. Когда мы наводим курсор мышки к тому или иному участку гистограммы у нас выделяются определенные зоны, с которыми мы можем работать как на гистограмме, так и перемещая ползунки.
Задать точку черного и белого очень важно на начальном этапе работы над изображением, поскольку выбор этих точек очень сильно влияет на тоновое решение фотографии. Поэтому начинать работу нужно именно с них (1,5).
1 ,1 – Blacks – точка черного определяет в вашей фотографии где находится ее самая темная область. Настраивать удобнее с зажатой клавишей Alt.
2 ,2 – Shadows позволяет вытянуть детали в теневых участках. Работает на участке от 3/4 тона до чёрной точки. При отрицательном значении детализация в глубоких тенях падает, при положительном - сохраняется или несколько возрастает.
3 ,3 – Exposure в 4 версии программы влияет в основном на средние тона, для осветления или затемнения фотографии. Не воздействует на точку черного, но затрагивает точку белого, поэтому лучше всего пользоваться после настройки Highlights.
4 ,4 – Highlights служит для тоновой коррекции светов, позволяя вытянуть детали в слишком светлых областях. Не оказывает влияния на белую точку при отрицательной коррекции и смещает её при положительной.
5 ,5 – Whites служит для установки белой точки. Так же желательно настраивать на начальном этапе с зажатой клавишей ALt.
6 – Contrast. Стандартная S-кривая смещенная ближе к ¼ тонам. Не оказывает влияние на черную и белую точки. Позволяет усилить контраст в средних тонах.
7 – Clarity – локальный контраст. В сторону увеличения картинка становится более четкой, глубокой, но при больших значениях видны ареолы. В отрицательную снижает локальный контраст, делая изображение размытым.
8 – Vibrance позволяет увеличить насыщенность именно тех цветов, которые на фотографии менее насыщены, минимально затрагивая и так насыщенные цвета. Цвет кожи так же подвергается наименьшим воздействиям.
9 – Saturation – увеличение насыщенности всех цветов на фотографии.
10 –RGB значения в данной точке в процентном соотношении.
Зеленым цветом я отдельно вынес группу, отвечающую за баланс белого на фотографии. От настроек ББ зависят все цвета на фотографии.
1 – Перевод изображения в ЧБ и обратно в цветное
2 – Выбор баланса белого из предлагаемого списка (авто, как снято, облачно, лампа накаливания и т.д.)
3 – Установка с помощью бегунков и цифр. Позволяет более тщательно подобрать нужный баланс белого.
4 – Пипетка. Достаточно кликнуть этим инструментом по той части фотографии, где по вашему мнению должен быть нейтрально серый цвет. Не стоит выбирать пипеткой переэкспонированные или недоэкспонированные зоны.

Tone Curve

Что такое кривые? Представьте себе простейший график y=x. Т.е. каждое значение у будет соответствовать такому же значению x. А теперь представим что вместо оси х у нас входной сигнал с фотоаппарата. И самые темные участки гистограммы у нас лежат в самом начале нашей системы исчисления, а самые светлые в конце (слева на право). А по оси y у нас будет выходной сигнал, который мы получаем на мониторе (с низу в верх). И если мы возьмем средние тона и потянем кривую вниз, то на выходе мы получим затемнение средних тонов, при том самая черная точка и белая останутся на месте.

В лайтруме существует 2 вида кривых: Параметрическая и точечная. Причем работают они обе, не смотря на то, что между ними нужно переключаться.
Параметрическая кривая.
Эта кривая не допускает разрывов и резких скачков.
1 – Начиная с вкладки Tone Curve у всех панелей ниже появляется кнопочка вкл/выкл данной панели.
Данный инструмент управляется плавным смещением кривой или же регулировкой ползунков.
Highlights – самые яркие тона, Lights – свет, Darks – темные тона, Shadows – тени.
2 – Если вы не можете на глаз определить на каком участке кривой вам нужно работать, то достаточно воспользоваться этим инструментом. Он позволяет поднимать и опускать кривую работая непосредственно на фотографии. Наводите на нужную зону, кликаете мышкой и не отпуская клавишу мышки, тяните ее в верх или низ.
3 – Записанные разработчиками готовые кривые. Так же здесь можно самостоятельно сохранить какие-то свои настройки.
4 – Ползунки отвечающие за разграничивание зон теней, полутонов и светов.
5 – Кнопка точечной кривой.
Точечная кривая.
1 – Такой же инструмент по поиску нужной зоны. Только на этой кривой он устанавливает точки привязки.
Убрать не нужные точки с кривой можно с помощью двойного клика по ним.
2 – На этой кривой уже можно работать с точкой черного и белого, а так же вносить более резкие изменения.
3 – Еще одно преимущество этой кривой – работа не только с яркостной кривой, но и с любым из трех каналов по отдельности.

HSL/Color/B&W

Панель служит для выборочного редактирования определенных цветов в изображении и настройки черно-белого изображения.

Вкладки HSL и Color по своему применению абсолютно одинаковые, просто кому как удобней работать в плане размещения инструментов. Единственное исключение составляет кнопочка выбора цвета в левом верхнем углу (как у кривых), позволяющая автоматически подхватить с картинки нужный цвет в его пропорциях, чтобы не тыкать в ползунки наугад. Соответственно ползунки Hue – тон, Saruration – насыщенность, Luminance – яркость отвечают за соответствующие параметры выбранного цвета. Чрезмерное изменение параметров может привести к постеризации фотографии.

Вкладка B&W предназначена для микширования яркостей различных цветов при переводе его в черно-белый вариант.

Split Toning

1 – Тонирование светов. На движке Hue выбирается тон, на движке Saturation – его насыщенность. Пересветы тонировке не подвергаются.
2 – То же самое, только тонирование теней.
3 – Определение баланса между светом и тенью. Чем больше баланс сдвинут в право, тем больший тоновый диапазон будет тонироваться в цвет Highlights, в лево – соответственно будет считаться больший тоновый диапазон теней.
4 – Цвет так же можно выбирать с помощью цветовой палитры.

На самом верху этой панели находится мишень, которой вы можите указать область в фотографии по которой будите ориентироваться при увеличении резкости. Например в портрете это глаза. Рядом располагается экран со 100% зумом выбранной области. Хотя на мой взгляд удобнее увеличить все изображение до 100%.
Sharping - улучшение детализации (цифровая резкость).
Amount – степень увеличения резкости, а в сущности повышение контраста на контурах изображения.
Radius – этим параметром регулируется ширина контура, где будет происходить усиление контраста. Если регулировать параметр с зажатой клавишей Alt, то вы сможете видеть этот контур.
Detail – этим ползунком вы регулируете степень увеличения резкости на мелких деталях. С зажатой клавишей Alt, вы увидите на какие детали будет применяться резкость.
Masking – увеличение значения этого параметра позволяет избежать увеличения резкости на нежелательных деталях, таких как фактура кожи. Так же лучше виден с зажатой клавишей Alt.
Noise Reduction – подавление шума.
Liminace – яркостной шум, Color – цветовой.
Цветовой шум является самым неприятным в фотографии, яркостной же спокойно можно соотнести к пленочному зерну, которое всегда присутствовало на фотографиях.
Поскольку любой шумодав работает по алгоритму размытия, при больших значениязх вы можете получить пластиковое изображение. Параметры Detail позволяют сохранить детали в изображении, а параметр Contras, соответственно контраст.

Lens Corrections в версии 4.x

В этой вкладке мы выбираем профиль нашего объектива, и если он есть в базе lightroom, то программа автоматически применит коррекцию для него. В противном случае нам придется исправлять ее вручную, либо подбирать подходящую модель.
Так же можно слегка в ручную подправить дисторсию и виньетирование ползунками снизу.

Устранение хроматических аберраций. Действует по принципу обнаружения их на фотографии и переводит в чб. Тем самым, каемки аберраций все же остаются, о становятся менее заметны.

Manual

Ручные поправки дисторсии, завалов (горизонтального, вертикального), поворота и увеличение/уменьшение кадра.

Lens Corrections в версии 5.x

Enable Profile Corrections – включение профиля коррекции объектива.
Remove Chromatic Aberration – удалить хроматические аберрации.
Constrain Crop – включение кропа.
Палитра Upright это новый пункт в разделе Lens Corrections, коррекция перспективных искажений автоматически на основе анализа изображения по явным линиям в нем, причем не обязательно чисто геометрически (Level, Vertical, Full), но и просто легкая коррекция до приемлемого уровня (Auto), работает вместе с двумя другими галками в панели (Enable Profile Corrections, Remove Chromatic Aberration). Upright исправляет заваленным горизонтам, программа анализирует изображение и может предложить вариант его выравнивания. Фактически в Upright несколько инструментов: коррекция наклона, исправление перспективных искажений и их комбинации.
Все остальные вкладки остались без изменений.

Данная вкладка позволяет нам создавать различные виньетки, которые будут применены даже к кадрированному изображению, в отличие от виньеток прошлой вкладки. И добавлять пленочного зерна.
Style – различные типы виньеток.
Amount – степень воздействия виньетки. С отрицательным значением затемняет края, с положительным – осветляет.
Midpoint – точка откуда будет начинаться виньетка, либо от центра кадра, либо только края избражения.
Roundness – какого вида виньетку вы хотите, округлую или прямоугольную.
Feather – растушевка краев виньетки.
Highlights – позволяет сделать виньетку более естественной, пропуская через нее пересвеченые области изображения.
Галочка Constrain Crop позволяет обрезать кадр, после поправок, чтобы на фотографии не было пустых элементов.

Amount – увеличение количества зерна на фотографии.
Size – размер зерна.
Roughness – вид зерна.

Camera Calibration

Инструмент настройки профилей конвертации.
1 – Процесс по которому у вас будет происходить конвертация RAW файла. Пользоваться стоит самой последней версией которую можно выбрать. На момент написания это 2012 (Current)
2 – Профиль по которому Lightroom выводит изображение. По умолчанию это Adobe Standard. Можно выбрать один из наиболее подходящих по вашей камере.
3 – Тонирование теней.
4,5,6 – Как должны смешиваться цвета в фотографии, регулировка тона и насыщенности каналов RGB.

Под гистограммой расположен еще один блок коррекции изображения.
1 – Кадрирование (Crop Overlay).
2 – Ретушь (Spot Removal).
3 – Удаление эффекта красных глаз (Red Eye Correction).
4 – Градиентный фильтр (Gradient Filter).
5 – Корректирующая кисть (Adjustment Brush).

В 5 версии программы добавился еще один инструмент: Радиальный фильтр (Radial Filter).

Кадрирование (Crop Overlay)

При кадрировании изображения на ваше изображение накладывается сетка различных правил кадрирования (золотое сечение, правило третей и т.д.). Смена этих правил осуществляется горячей клавишей O (в англоязычной раскладке).
Так же не забывайте про стандарты фотографий. Чтобы ваша фотография сохраняла пропорции, перед кадрированием закройте замочек в настройках.

Ретушь (Spot Removal)

Ретушь в Lightroom осуществляется с помощью 2 кисточек: Clone Stamp и Healing Brush. Наводите на дефект фотографии кисточкой чуть большего размера и программа автоматически подыскивает похожий участок для замены. В случае если вам он не подходит, вы можете передвинуть этот участок.
Clone – полное замещение плохого участка фотографии на предлагаемый участок.
Heal – смешение замещаемого участка с замещаемым с учетом яркости участка.
Size – Размер кисти. Так же увеличивать и уменьшать кисть удобно с помощью квадратных скобочек на клавиатуре [ и ].
Opacity – непрозрачность замещаемого участка. Если выбрана маленькая непрозрачность, то из под заплатки будет виден участок который мы стремились ”вылечить”.
Удалить не нужную заплатку можно с помощью клавиш Del или BackSpace, предварительно выбрав ее.
В версии программы 5.x у инструмента появился еще один движок – Feather. Позволяющий делать край заплаток растушёванным.
А так же в этой версии данный инструмент позволяет работать не только точечно, но и проводить линии и различные фигуры на изображении, что ощутимо улучшает его использование.
Для того чтобы провести этим инструментом прямую линию нужно нажать в начало координат, а затем с нажатой клавишей Shift в конечную точку.

Градиентный фильтр (Gradient Filter)

Позволяет применять к фотографии локальные настройки.
При нажатии на этот инструмент курсор мыши превращается в крест. Нажимаем левую кнопку мыши в той области фотографии откуда мы хотим чтобы наш градиент начинался и отпускаем там где должен закончиться.

На примере градиент идет с лева на право. Все что находится левее левой линии имеет 100% применение выбранных настроек. На ту часть, что находится правее крайней правой линии вообще ни оказывается никаких воздействий. Градиентный переход идет от туда где мы нажали мышь и заканчивается там, где мы ее отпустили. На фото он помечен цифрой 1. Размах градиента можно регулировать и после того как вы его нарисовали, для этого нужно взять за одну из крайних линий (курсор примет вид руки) и перетянуть сузив его или расширив. Так же можно вращать градиент, находясь на центральной линии. Перемещение градиента осуществляется с помощью его центральной точки на рисунке это 2. Она позволяет выбирать градиент с которым вы хотите работать в данный момент, поскольку количество из создания не ограничено. От одного к другому можно переходить, делая его активным и менять его настройки в любой момент. Удаление так же происходит выделением не нужного градиента и нажатием клавиш Del или BackSpace.
В низу вы видите способы отображения этих точек. Автоматический, всегда, выбранный или же никогда. При выбранном способе Never (никогда) процесс перемещения и изменения размера градиента становится невозможным.
Подробно описывать движки данного инструмента нет смысла, поскольку он включает в себя практически все движки панели Basic, плюс несколько дополнительных и добавление цвета.

Радиальный фильтр (только для обладателей версии программы 5.x) (Radial Filter)

Работает так же как и градиентный фильтр, но позволяет локально работать с круглыми и овальными областями на фотографии.

Корректирующая кисть (Adjustment Brush).

Содержит те же инструменты что и градиентный фильтр, но зато позволяет применять их непосредственно на участках фотографии, где вы прошлись данной кистью.
Создавать кисти возможно опять же бесчисленное множество. Для этого вам нужно нажать на кнопку New в правом верхнем углу данной панели. Переключаться с одной кисти на другую и менять настройки возможно через выделение ее начальной точки.
Регулирование размера кисти так же осуществляется с помощью квадратных скобок на клавиатуре или ползунками на рабочей панели. Так же на ней регулируется растушевка (Feather), нажим (Flow) и плотность (Density).
Галочка Auto Mask позволяет вам при рисовании не заходить на контрастные участки.
Стереть лишнее вы можете с помощью переключения кисти в режим ластика (Erase) или зажав клавишу Alt на клавиатуре.

Копирование и синхронизация настроек

Находясь во вкладке Develop, в левом нижнем углу у вас есть две кнопки: Copy и Paste, позволяющие скопировать настройки с данного кадра и применить к другому. Так же вы можете синхронизировать настройки. Воспользовавшись кнопкой Sync в правом нижнем углу. Для этого должна быть активна на мониторе та фотография, с которой будут браться настройки и выделены все те, к которым они будут применены.
В обоих случаях у вас всплывет окно настроек синхронизации, где вам предложат выбрать какие именно пункты вы бы хотели применить к другим фотографиям.
Настоятельно не рекомендую пользоваться настройками, которые индивидуальны к каждому кадру. Это такие как локальные инструменты (кисти и градиенты), ретушь и кадрирование.

Soft Proofing

При включении галочки Soft Proofing на панели Hide Toolbar (если эта панель у вас не видна нажмите англ. клавишу T) в окне гистограммы у вас появится возможность просмотреть какие у вас проблемные зоны на изображении. Можно выбрать различный профиль и посмотреть где будут проблемы при выводе этого изображения на печать или на монитор.

Для того чтобы экспортировать ваши фотографии из RAW файла, вам нужно нажать кнопку Export находящуюся в разделе Library в нижнем левом углу, либо File-Export.
Во всех случаях вылезет диалоговое окно экспорта:

Export To – Позволяет выбрать на какой носитель будет осуществляться экспорт.
Export Location
Export To – куда конкретно будут экспортироваться ваши фотографии.
Specific folde r – в определенную папку. Нужно будет указать путь к этой папке.
Same folder as original photo – в ту же папку где хранятся оригиналы фотографий.
Put in Subfolder – позволяет создать подпапку в указанном ранее месте.
Add to This Catalog – добавление экспортируемых фотографий в каталог.
Existing Files – что делать с существующими файлами.
File Naming
Rename To – позволяет переименовать экспортируемые изображения по выбранному алгоритму.
File Settings
Image Format – в каком формате записывать файлы. На выбор: jpg, tiff, psd и original.
Color Space – Цветовое пространство.
Image Sizing
Resize to Fill – изменение размера изображения по заданным параметрам.
Удобно создавать превью для web (Long Edge (по длинной стороне) – 900pix)
Resolution – разрешение изображения. Для мониторов считается 96 точек на дюйм, при печати – 240-300. Это будет учитываться если вы выставляете значение в сантиметрах.
Output Sharpening
Sharpen for – увеличение резкости при экспорте. Три варианта: Для монитора, для матовой и глянцевой бумаги. Amount – выбор степень увеличения резкости.
Metadata – оставлять или нет, те метки, которые зашиваются в вашу фотографию и не видны при ее просмотре. На что снята, с какими параметрами, кто автор (если указывали)
Watermarking – позволяет написать копирайт или вставить ваш логотип на фотографию.
Post-Processing – что делать с фотографиями после их экспорта.

Так же мы можем открывать фотграфии в фотошопе, для дальнейшей их правки не прибегая к экспорту. Для этого необходимо настроить параметры открытия фотографии в стороннем редакторе. Во вкладке Edit и выбрать Preferences. Здесь обращаем внимание на вкладку External Editing.
Для того что бы у нас были минимальные потери мы должны работать с 16 битным изображением.

Теперь при нажатии правой кнопки мыши выбираем вкладку Edit in и в ней Edit in Adobe Photoshop CS (редактировать в фотошопе). Наша фотография откроется с теми параметрами, которые мы выставили до этого (16 бит).

Базовая панель Lightroom в модуле Develop на ряду с Adobe Camera Raw обладают слайдерами с невероятно простыми названиями, среди которых есть Свет (Highlights), Тени (Shadows), Точка белого (Whites) и Точка черного (Blacks). Так какая же разница между слайдерами Blacks и Shadows? Есть ли у одного из них особое преимущество? В каких ситуациях нужно использовать каждый из них? Знание разницы придаст вашим фотографиям дополнительную привлекательность и лоск, выделив их среди остальных.

Blacks влияет на самые темные оттенки изображения, в то время как Shadows затрагивает темные и просто затененные участки. В отличие от корректирующей кисти или градиента, оба этих слайдера глобально влияют на фотографию. Если переместить один из них влево, это повысит тональный диапазон изображения, сделав его темнее и контрастнее. Переместив ползунок вправо, вы сожмете динамический диапазон, темные участки и снимок станут светлее, а контраст снизится.

На гистограмме видно, что Blacks контролирует крайнюю левую часть, а Shadows - центральную левую. В Lightroom можно легко увидеть, какие тона больше всего затрагивает слайдер, наведя на него курсор. (Отличный обзор гистограмм есть в одном из эпизодов подкаста Photo Taco - Histograms Explained).

Слайдеры Whites и Highlights дают похожий эффект для правой половины гистограммы, влияя на светлые участки. Больше о них можно узнать .

Чем отличаются слайдеры Blacks и Shadows и почему это на что-то влияет?

Blacks устанавливает точку черного, темный конец тонального диапазона снимка. Shadows может осветлить и восстановить детали в темных участках или затемнить тени, избегая при этом клиппинга.

Слайдер Blacks лучше всего справляется, если нужно затемнить фотографию. Shadows идеально подходит для осветления.

Большинство снимков выглядят лучше с широким тональным диапазоном - полным набором тонов от полностью черного до белого. Это добавляет контрастности. Точки черного и белого могут повлиять на восприятие тонов и взаимоотношений между ними. Однако, снимки с широким динамическим диапазоном часто теряют детали в очень темных участках. Именно здесь станет полезен слайдер Shadows. Он осветляет эти участки и делает видимыми важные детали.

Конечно, всегда есть исключения. Например, фотография серого, туманного дня не может иметь черные пиксели. Где устанавливать точку черного - ваше дело. Но, если говорить в общем, широкий диапазон тонов делает снимок драматичнее и приятнее.

RAW-файлы сразу после съемки выглядят немного плоскими и еще хуже, если работать по методу экспонирования вправо (Expose To The Right - ETTR): снимок будет выглядеть светлым, большинство тонов на гистограмме сосредоточится в правой ее части. Цвета побледнеют, а сама фотография станет малоконтрастной. Установка точки черного позволит повысить контраст и видимую насыщенность цветов, проделав значительную работу по привидению снимка к тому виду, который был при съемке.

Давайте подробнее рассмотрим каждый слайдер.

Используем слайдер Blacks для установки точки черного

Во многих случаях это будет абсолютно черное тональное значение в участке, где нет никаких видимых деталей - нулевая зона по Зонной теории Адамса - где значения красного, зеленого и синего равны нулю. Однако, слайдер Blacks можно использовать, чтобы установить точку в любом месте гистограммы, в зависимости от конкретного снимка и желаемого результата.

При типичном рабочем процессе с типичной фотографией я двигаю слайдер Blacks пока гистограмма не коснется левой стороны и некоторые пиксели не затемнятся до черного. Или я могу пойти немного дальше, еще усилив нужные участки. Некоторые фотографии, особенно в ч/б, лучше смотрятся, когда есть участки чистого, богатого черного. Убедитесь, что маленький треугольник в левой верхней части гистограммы активен (нажмите J, чтобы включить/выключить его). Это - Индикатор клиппинга (Histogram Clipping Indicator), который подсвечивает синим все абсолютно черные пиксели.

На скриншоте ниже красная стрелка показывает на участок пикселей, которые подверглись клиппингу. Также можно заметить, как гистограмма переместилась к левой стороне, что тоже указывает на клиппинг. Индикатор же демонстрирует, где именно это происходит.

Еще один способ установить точку черного в Lightroom - удерживать клавишу Alt во время перемещения слайдера Blacks. Ваш снимок на время станет абсолютно белым. По мере того, как вы двигаете ползунок влево, некоторые участки начнут закрашиваться черным. (Если вы сначала увидите цветные точки, значит клиппингу поддались цветовые каналы. Все зависит от конкретного снимка и ваших намерений, но обычно клиппинг цвета не составляет проблемы).

Совет: Если вы хотите, чтобы Lightroom сам установил точки белого и черного, есть полезное клавиатурное сокращение. Удерживайте нажатой клавишу Shift и дважды кликните по слову “Blacks” или “Whites”. Программа неплохо справится, но ваше видение может отличатся, поэтому придется немного повозить бегунки.

Выполняем коррекции теней

С другой стороны, слайдер Shadows регулирует темные участки, позволяя приблизить их к абсолютно черному или осветлить и добавить деталей. Он контролирует большинство, но не все черные участки, так как защищает снимок от клиппинга. Его идеально применять для восстановления слишком затененных деталей и текстур и, если субъект был освещен контражурным светом, затемнять силуэты. Но сам по себе слайдер Shadows не даст такой глубокой и богатой картинки с высоким контрастом, как Blacks.

Один из способов показать разницу - переместить слайдер Blacks влево до упора и увидеть, какая часть снимка станет полностью черной, глядя на синюю подсветку. На скриншоте видно, что большая часть камней вокруг водопада стала черной.

Теперь верните Blacks на указатель «0» и проделайте ту же процедуру с Shadows. Благодаря тому, что он защищает участки от клиппинга, вы не получите абсолютно черный цвет даже при -100! Сравните две гистограммы и увидите, что при Blacks со значением -100 верхушка слева почти полностью переместилась прочь, но при том же значении с Shadows она комфортно устроилась в своей зоне гистограммы.

Наоборот, если перетянуть Blacks до +100, снимок кое-как станет светлее, а точка черного сместится вправо. Вы потеряете контраст, а фотография станет плоской. Если повторить это для Shadows, снимок станет в разы светлее, намного больше, чем при том же значении Blacks, но при этом черные участки останутся почти нетронутыми и получится максимальный контраст. Если исходная точка черного находится возле левого края, манипуляции с Shadows растянут гистограмму, но она все еще будет на прежнем месте. На скриншоте ниже индикатор клиппинга в верхнем левом углу остается подсвеченным, показывая, что темные тона все еще обрезаются.

Попробуйте сами!

Лучший способ чему-то научиться - экспериментировать. Сделайте виртуальные копии нескольких своих фотографий - яркую, темную и с средней яркостью, а затем поиграйтесь со слайдерами. Сначала потаскайте один, потом другой. Изучите эффекты каждого и их совместную работу. Одно из главных преимуществ Lightroom - недеструктивные коррекции. Поэтому не стесняйтесь!

Рабочий процесс некоторых фотографов начинается с установки точек черного и белого. Затем они регулируют Света (Highlights) и Тени (Shadows). Им может снова потребоваться поправить Blacks и Whites или Shadows и Highlights, доведя снимок до нужного вида.

Как видите, иногда малым достигается многое. Осветление теней и затемнение ярких участков, чтобы подчеркнуть каждый возможный пиксель? Это звучит весьма неплохо. Иногда нужно поднять Shadows до +100 или опустить Highlights до -100 и результат будет смотреться отлично. Однако, иногда вы можете перестараться, получив детализированный, но плоский и нереалистичный снимок. Добавление контраста и насыщенности - также хорошая идея, но стоит перетянуть точки черного и белого слишком далеко и получится показной, нереалистичный, мультяшный результат.

Потратьте немного времени, чтобы лучше познакомиться со слайдерами Blacks и Shadows.

Тоновая кривая представляет собой все оттенки изображения. Нижняя ось Тоновой Кривой отвечает за тона: она начинается тенями в левой точке и заканчивается светами в правой точке. В середине оси располагаются полутона, которые переходят в темные полутона и светлые полутона. Другими словами, ось разбивается на четыре составляющих, слева направо: Тени, Темные области, Светлые области, Света. Также вы можете увидеть участок, отвечающий за определенную область, наведя курсор мыши на один из слайдеров под графиком Тоновой кривой в разделе Region.

Вертикальная ось отвечает за градацию яркости. Сдвигая ось вниз, вы делаете тона темнее, и наоборот, сдвигая наверх - ярче. Звучит это немного технически, но на деле пользоваться Кривой очень просто.

Для начала вам нужно определиться, какой именно тоновой диапазон вы собираетесь корректировать. Например, если вы хотите затемнить полутона, то просто щелкните по середине тоновой кривой и потяните ее вниз. По мере перетаскивания кривой изображение будет становиться все темнее и темнее, подобный эффект мы получаем, когда уменьшаем значение экспозиции в базовой панели. Если вы, к примеру, хотите сделать ярче тени, то выберете левую треть кривой, отвечающую за тени, и перетащите немного вверх. Легко, не правда ли?

Точечная и параметрическая тоновые кривые

В Lightroom есть два режима работы тоновой кривой. Один из них вы уже могли увидеть на увеличенном скриншоте выше, это параметрическая тоновая кривая, с ней работать гораздо легче, чем с точечной. При ее перемещении переходы сглаживаются настолько, насколько это возможно, поэтому в результате случайного искажения кривой, вы не испортите изображения.

Видоизменять кривую можно двумя способами: непосредственно перетаскивать ее или же пользоваться для этого ползунками, расположенными под графиком кривой. Также вы можете регулировать кривую при помощи автоматизированного инструмента, который отображается в верхнем левом углу панели Тоновой Кривой в виде точки. Чтобы включить инструмент просто щелкните по этой иконке. Работать этим инструментом также легко, просто наведите курсор на тот тональный диапазон и область изображения, который вы хотели бы подкорректировать.

Даже если очень постараться, все равно не получится в окне графика сделать кривую в форме, скажем, буквы N, так как программа сглаживает переходы, делает их плавными – это действительно важная и полезная особенность, благодаря которой вы не получите в итоге изображение, вроде этого:

Если режим параметрической кривой не позволяет вам откорректировать кривую так, как это необходимо, то воспользуйтесь точечной кривой. Активировать ее можно нажав на иконку в правом нижнем углу панели Тоновой Кривой. Обратите внимание, что при переходе на точечную кривую исчезают слайдеры, и остается только график. Но в этом режиме есть свое преимущество: вы можете выбрать цветовой канал (Красный, Синий, Зеленый) и работать в нем или же оставить настройки по умолчанию и работать в RGB. Такие настройки дают массу возможностей в процессе постобработки, и ими действительно стоит пользоваться.

Точечную кривую вы можете видоизменять как угодно, и тут программа уже не встанет у вас на пути, поэтому работать с ней нужно осторожно. Это отличный инструмент в работе, как с черно-белыми, так и с цветными изображениями. Также в режиме точечной кривой имеются настройки по умолчанию, которые вы можете использовать в качестве отправных точек, выбрать одну из них можно в левом нижнем углу панели Тоновой Кривой.

О Точечной Кривой в больших подробностях я планирую рассказать в рамках следующих уроков, а пока заострим внимание на Параметрической Кривой.

Все проще, чем кажется

Работать с кривой предельно просто. В зависимости от того, какой результат вы хотите получить, существует четыре важных пункта, о которых следует помнить и учитывать.

Как сделать привлекательную фотографию

По большей части к Тоновой Кривой мы прибегаем, желая улучшить вид фотографии, сделать ее привлекательнее. Иногда неплохие результаты достигаются уже и после регулировки базовых настроек, и с технической точки зрения все кажется правильным, но все равно чего-то не хватает. Вы смотрите на фотографию и понимаете, что она могла бы выглядеть еще лучше.

Существует несколько способов настройки Тоновой Кривой, с помощью которых можно придать фотографии ту недостающую частичку магии, но если переусердствовать, то в итоге можно получить совершенно неузнаваемое, испорченное изображение.

Одной из самых распространенных и надежных техник является преобразование кривой в форму, напоминающую букву S, для этого необходимо аккуратно сдвинуть нижнюю треть кривой чуть-чуть вниз, а верхнюю вверх. Таким образом, вы затемните тени, за которые отвечает нижняя треть кривой, и сделаете ярче светлые участки изображения, за которые отвечает верхняя часть кривой. Чтобы видоизменять кривую можно пользоваться и слайдерами, расположенными под графиком.

Возьмем эту фотографию и попытаемся добавить ей контраста с помощью манипуляций с кривой. Установив ползунок, отвечающий за светлые области (Lights), на значении +29 сделал их немного ярче. Сдвинув слайдер Тени (Darks) до -39, затемнил теневые участки, но не превратил их в абсолютный черный. Вот, что получилось:

При такой незначительной манипуляции фотография стала выглядеть намного привлекательнее. Вы можете заметить, что эти настройки также отразились и на цветах, они стали насыщеннее, глубже. Я бы еще увеличил этот эффект, играя только с Яркостью, но, к сожалению, в Lightroom нет такой функции. Но всегда можно уменьшить насыщенность, воспользовавшись слайдером Vibrance в базовой панели.

А что, если я хочу обратного эффекта…

Для этого необходимо придать кривой вид обратной буквы S, т.е. треть кривой, отвечающей за светлые области, опустить, а часть кривой, относящуюся к темным областям, наоборот приподнять. К такому виду кривой следует прибегать, когда изображение слишком контрастное или же вы специально хотите достигнуть такого эффекта низкой контрастности. Он придает фотографии особый шарм, приводя светлые участки изображение ближе к теневым в их тональности.

Также этот способ может пригодиться, если какие-то области фотографии были засвечены и потеряли детали. Не забывайте, что работу Кривой следует совмещать с остальными инструментами программы Lightroom.

Давайте посмотрим, что произойдет, если вы потяните верхнюю половину Тоновой Кривой немного вниз (Lights -50) и нижнюю половину наоборот наверх (Darks +50):

Изображение теперь кажется более плоским, а цвета стали менее яркими. Такая Кривая может сослужить хорошую службу при конвертировании изображения в черно-белый цвет.

Не переусердствуйте

Слишком долгие и чрезмерные манипуляции с Тоновой Кривой, как правило, не приводят ни к чем хорошему. Немного переборщив со значениями, вы можете испортить фотографию, сделав светлые области засвеченными, а темные абсолютно черными. Поэтому крайне важна умеренность, а отсутствие умеренности может просто-напросто погубить вашу фотографию.

Экспериментируйте

На пути к освоению чего-то нового главное не бояться экспериментировать. Изменяйте кривую на свое усмотрение, создавайте новые графики, вырабатывайте собственные техники.



Касса