Что такое научность в логистике. Логистика: что это такое и каковы ее задачи

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о логистике. Это целая наука, требующая внимательного к себе отношения и глубокого изучения. Если грамотно к ней подойти, то можно рассчитывать на хорошую прибыль от производственной деятельности. Читайте подробную информацию в данной статье!

Логистика простыми словами

Логистика это совокупность мероприятий, направленных на поиск оптимальных путей поставки товаров (услуг), информации, материалов из какого-либо пункта в пункт назначения. Задача логистики на предприятии: поиск наиболее выгодных и экономически менее затратных путей потока материальных ресурсов.

Логистика схожа во многих аспектах с маркетингом и даже есть точки пересечения этих двух направлений. Основная черта, которая объединяет эти две науки – это их цель: повысить эффективность в бизнесе и как следствие увеличить доходы.

Логистика на предприятии имеет два направления:

  1. Доставка, перемещение услуг, материалов, информации, товаров, сырья из места производства (поставщиков) на конкретное предприятие.
  2. Перемещение готовой продукции или услуги до любого вида потребителей: розничных, оптовых.

Для организации логистики на предприятии важны оба направления. Каждое влияет на конечную цену товара, услуги, а значит и на объем продаж.

Система логистики предприятия состоит из следующих важных аспектов:

  1. Подбор поставщиков товаров, услуг или материалов, сырья;
  2. Подписание договора с поставщиками;
  3. Формирование совместных действий и отношений с таможенными органами и прочими государственными подразделениями;
  4. Организация процесса привоза готовой продукции и/или сырья, материалов на предприятие и из него;
  5. Подбор наиболее подходящей транспортной компании;
  6. Оценка, исследование и определение группы потенциальных покупателей;
  7. Заключение соглашений с покупателями.

На многих масштабных предприятиях статья расходов на перевозку, отгрузку товаров или сырья одна из самых крупных. Это лишний раз подтверждает всю важность логистики в деятельности предприятия.

Основные виды логистики

Логистический процесс огромен и чтобы его было легче понять и изучить, его разделили на виды. Основные рассмотрим ниже.

Логистика производства

Происходит непосредственно на каком-либо заводе или фирме и является частью технологического процесса. Логистика производственного предприятия управляет потоками денег, сырья, материалов и конечных продуктов, товаров. В результате деятельности специалистов в этой сфере производственные затраты оптимизируются. Именно это и есть цель производственной логистики.

Функции производственной логистики:

  • Анализ спроса на производимый товар, услугу, продукт;
  • Постоянное совершенствование графиков и планов работы всех подразделений производства;
  • Налаживание и улучшение взаимодействия отделов сбыта и снабжения с остальными отделами производства;
  • Наблюдение за процессами производства и внесение в него поправок, если это необходимо и направлено на увеличение прибыли.

Логистика запасов

Призвана управлять запасами готовой продукции, сырья, материалов. Логисты, занятые в этой сфере, следят за объемами всех запасов, делают соответствующие расчеты и оптимизируют эти запасы на производстве. При идеально налаженной логистике товары должны непрерывно выпускаться и реализовываться, но не залеживаться на складах.

Транспортная логистика

Самое популярное подразделение логистики. Основная задача : определение оптимального маршрута поставки товаров от производства и доставка сырья до производства. Это особенно актуально, когда поставщики материалов и потребители товаров находятся в разных частях страны или материка. Сюда же относится грузовая логистика.

Информационная логистика

Руководит процессами потока информации, которая прилагается к материальным потокам. Определенные сведения и умение правильно с ними работать может оказать большое влияние на производственный процесс. Отрицательное влияние оказывает и игнорирование важной информации.

Подразумевается управление внешними потоками информации и внутренними, обработка этой информации и оформление нормативных документов для производственной деятельности.

Таможенная логистика

Как видно из названия, речь идет о регулировании пересечения грузов через таможенный контроль. Это направление логистики носит самый серьезный характер, ведь речь идет о международных отношениях и процессах.

Функции таможенной логистики:

  • Ведение таможенной документации;
  • Соблюдение всех правил таможенного контроля;
  • Поиски наилучших путей прохождения таможни;
  • Проверка наличия груза в полном объеме и комплектации по прилагающимся документам;
  • Проверка наличия деклараций;
  • Дела, связанные с получением сертификатов на товар и их выдачей;
  • Наблюдение за выполнением всех правил таможенного законодательства;
  • Вопросы, касающиеся уплаты таможенных взносов и пошлин.

Складская логистика

Логистика снабжения (закупок)

Это регулирование потока сырья, комплектующих деталей, материалов и прочих предметов, поступающих в производство извне. Цель – обеспечить бесперебойный производственный процесс.

Данный вид логистики состоит из таких частей:

  1. Подбор наиболее подходящих поставщиков и подписание с ними контрактов;
  2. Формирование процесса доставки сырья, материалов на объекты производства;
  3. Сбережение материалов и сырья до передачи их непосредственно в производство;
  4. Минимизирование затрат на закупки ресурсов при наименьшей вероятности сбоев в поставках;
  5. Максимально надежно и качественно организовать поставки грузов с материалами и товарами;
  6. Уменьшение общих затрат на логистические процессы.

Основная проблема логистики закупок – выбор поставщика.

Вот основные оценочные критерии для подбора поставщиков:

  • Уровень качества поставляемых материалов, сырья, товаров, услуг;
  • Надежность;
  • Цена на услуги;
  • Возможность удовлетворить потребности и желания производителя;
  • Место расположения;
  • Прочие дополнительные бонусы и привлекательные условия.

Большую роль играет и имидж поставщика, его популярность и отзывы о его работе.

Это та часть логистики, которая контролирует процессы распределения готовой продукции к потребителю.

Управляет такими этапами производства, как складирование, транспортировка, доставка материальных и нематериальных ресурсов, создаваемых на производстве. Другими словами, всеми операциями, которые необходимы для доведения конечной продукции до потребителя. При этом должны быть соблюдены все интересы и требования покупателя.

Часто такую логистику называют маркетинговой и ошибочно – сбытовой. Но у этих понятий есть отличие. Распределительная логистика системно взаимосвязана с процессами производства, снабжения, управления потоками товаров и услуг. Все функции внутри процесса тесно взаимосвязаны друг с другом.

В зависимости от того, какой субъект экономики берет на себя ответственность за поставки, течение готовой продукции может иметь вид товарного или транспортного потока.

Функции распределительной логистики:

  • Проектирование, формирование, построение и регулирование процесса транспортировки в послепроизводственном процессе;
  • Контроль и координация товарных запасов;
  • Прием заказов на привоз продукции;
  • Упаковка, сбор и проверка комплектации и другие действия по подготовке товарного потока к дальнейшему пути;
  • Построение наиболее разумной и целесообразной отгрузки;
  • Контроль над доставкой и управление транспортными операциями в цепях логистики;
  • Управление, планирование и организация сервисов логистики.

Логистика распределения на предприятии требует существенных издержек. Часть затрат связана с такими процессами, как складирование, упаковка, транспортировка, переработка, сопровождение грузов, хранение готовой продукции, обработка и передача информации о заказах, поставках и запасах.

Логистика производственных процессов в сфере распределения выполняет такие функции:

  • Проектирование процессов сбыта продукции, товаров, услуг;
  • Построение процесса обработки и получение заказов;
  • Налаживание работы сети складов;
  • Выбор упаковки, комплектации;
  • Контроль над другими операциями, которые предшествуют отгрузке;
  • Управление отгрузкой продукции;
  • Организация транспортировки.

Показатель успешной деятельности логистики на любом предприятии – это получение прибыли.

Для увеличения прибыли важно:

  • Создать единую транспортно-складскую систему и организовать быструю доставку до покупателя;
  • Объединить экономически сбыт и производство;
  • Выработать оптимальные схемы складирования и пополнения этих запасов.

Распределительная логистика включает в себя комплекс задач по организации и контролю над материальным потоком на этапе поставщик – потребитель. Начало логистики материальных потоков предприятия лежит в моменте постановки реализации и заканчивается выходом поставляемого продукта из области внимания поставщика.

Таким образом, становится понятно, что логистика – это сложное и многогранное понятие. Состоит не только из транспортного перемещения грузов, но из других важных процессов.

Основы логистики предприятия должны быть сосредоточены вокруг оптимизации процессов перемещения товаров и сырья. Конечный итог работы этой большой структуры — получение эффективной работы всех процессов на предприятии и, как следствие, повышение прибыли.

Оптимизация внутренней логистики предприятия

Логистика в России не имеет четкого понятия. Поэтому чтобы не запутаться надо дать определение термину внутренняя логистика. Это объединение определенных функций, направленных на обеспечение потока материальных активов внутри предприятия. Чаще всего под этим понятием подразумевают транспортные услуги и склад.
Часто перед руководителями предприятий стоит вопрос о совершенствовании логистики предприятия или ее полной реорганизации. Причинами этого могут стать:

  • Планирование нового развития компании, предприятия, фирмы, которое потребует от логистики новых решений;
  • Выход на новые сбытовые площадки и их ниши;
  • Рост пассивного, активного ассортимента и трудности связанные с ним;
  • Уменьшение оборачиваемости запасов товаров в точках продаж, местах распределения и на складах;
  • Повышение затрат, связанных с логистическими процессами при устойчивых продажах или при их уменьшении.

Чтобы процесс оптимизации бизнес-процессов логистики шел легче, надо разработать определенный план. Ведь оптимизацию/реорганизацию всей цепочки логистики одновременно выполнить проблематично.

На каждом предприятии своя уникальная логистическая система, но на практике оказывается, что ошибки и проблемы у всех практически одинаковые. Вот наиболее распространенные трудности, когда логистическая структура работает в плохом режиме:

  • Отсутствие информационного взаимодействия отдела закупок с логистикой;
  • Трудности с документооборотом, сроками сдачи накладных;
  • непонимание возможностей логистической системы и прибыльности некоторых процессов;
  • Нет четких информационных потоков между отделом поставок и другими структурами логистики, точные сроки, вид и содержание сведений не определяются;
  • Непредставление полной информации и в нужные сроки учетной системе предприятия, которая нужна для оптимальной работы логистики;
  • Отсутствие четкой руководящей структуры, когда до исполнителей не доводится ни один технический процесс в полном объеме;
  • Отсутствие системы учета бракованной продукции;
  • Отсутствие единого руководства всеми складами на производстве;
  • Неспособность логистической службы обслуживать сразу несколько машин по загрузке и выгрузке сырья или товаров.

Предприятия, имеющие в своем составе службу логистики, непременно должны проводить оценку эффективности работы этого отдела. Делать это нужно периодически или когда возникнет острая необходимость. Обычно этот процесс выглядит таким образом. Руководитель предприятия дает задание управленческим звеньям, те, в свою очередь, передают их логистической службе. Они принимают решения и справляются с заданием. Далее следует оценка эффективности работы подразделения.

Для оценки существует три основных метода. Каждый подразумевает сравнение результата деятельности логистической службы с поставленными ранее целями. А также подсчет и анализ издержек на выполнение задания. Рассмотрим каждый метод проверки подробнее.

Метод продуктивности

При таком методе оценка эффективности работы логистической службы носит количественный характер. Когда вычисляется какое-либо действие и выражается в единицах измерения. Например, выгрузка материалов в тоннах, количество поставок партий в часах и так далее.

Сравнивают две величины: по плану и то, что получилось у логистической службы по факту. Как правило, в расчет берутся такие показатели, как количество задействованной техники, количество часов работы людей, общее количество персонала нужного для выполнения конкретной задачи, масштабы площади складов. Оценка складывается из общего объема работ в соотношении к единице готовой продукции.

Метод затрат

Предприятие устанавливает стоимостные критерии для каждой опции логистики. Такой критерий может быть установлен и на единицу веса отгружаемого или поставляемого товара, конкретный заказ или отгружаемый продукт.

Сравниваются общие затраты и расходы по всем направлениям в соответствии с установленными ранее стоимостными критериями и целями. Вычисляются величины расхождения, которые дают картину эффективности деятельности логистики.

Метод сервиса

В этом случае критерием служит оценка оказываемых услуг по следующим характеристикам:

  1. Время, которое показывает длительность оказания услуг;
  2. Точность – исполнение задачи в установленный срок;
  3. Последовательность ведения дел по плану технологических операций;
  4. Величина убытков – дефект и порча готовой продукции при выгрузке, погрузке, перевозке и хранении на складах.

В условиях растущей с каждым днем конкуренции, качество сервиса приобретает большое значение на международных и внутренних рынках. Все методы оценки вкупе позволяют выявить преимущество того или иного предприятия в эффективной деятельности службы логистики.

Логистическая служба на предприятии

Логистика на предприятии предполагает управление ее как единой системой. Поэтому необходимо наладить работу специальной службы. Она управляет материальными потоками. Это и оформление договоров с поставщиками и доставка готового товара потребителю.

Основные функции логистической службы :

  1. Контроль выпуска готовой продукции и составление плана процессов транспортировки;
  2. Проектирование информационных процессов;
  3. Наблюдение за бюджетными средствами;
  4. Контроль над деятельностью на складах, в обслуживании производственных дел;
  5. Прогноз спроса на готовую продукцию, сырье, материалы;
  6. Подбор упаковки.

Логистическая служба в виде целого подразделения или в лице одного специалиста выполняет такие задачи:

  • Составление плана с расписание сроков по выпуску готового товара или услуг;
  • Контроль над процессами технологического производства;
  • Поддержка контроля качества, стандартов производства и сервиса;
  • Планирование привоза материалов, сырья;
  • Создание функционирующего склада;
  • Составление прогноза, плана расходования материальных ресурсов;
  • Контроль и налаживание функционирования транспорта внутри производства;
  • Управление и наблюдение за сырьем, материалами, готовой продукцией на всех этапах производства;
  • Обеспечение процессов передачи информации, нужных для управления системами производства.

Основные принципы логистики

При создании логистики на коммерческих предприятиях важное значение имеют принципы. Они определяют сущность и характер всего подразделения. Вот основные принципы, которые служат для отражения подходов к решению задач в производственной и хозяйственной деятельности фирмы.

Принцип синергичности

Суть принципа заключается в системном и комплексном подходе к решению конкретной задачи. Действия согласуются со всеми структурами логистической системы и процессами происходящими внутри. Так достигается лучший результат в целом, чем, если бы каждая структура работала обособлено друг от друга.

Принцип динамичности

Логистическая структура на предприятии это постоянно меняющаяся система. Она всегда отражает суть процессов, которые охватывает и не останавливается на одной точке.

Логистике присуща прогрессивная динамика и стремление к постоянному усовершенствованию.

Принцип комплектности

Этот принцип заключается в общности нескольких подразделений логистики и тесной взаимосвязи между ними. Автономная работа, каких-либо групп структуры не допускается. Исключение составляют – экстренные случаи и чрезвычайные обстоятельства.

Принцип инициативности

Принцип состоит в том, что вся структура реагирует на событие и предлагает свои пути решения задач и проблем сообща. При этом решения положительно влияют на весь процесс производства в целом.

Принцип целесообразности

Основан на привлечении только такого потенциала, который может дать позитивный результат на пути к цели. Признаки принципа – стремление к уменьшению издержек или времени, в выборе между несколькими способами решения одной задачи.

Все принципы логистики призваны улучшить методы и качество организационного планирования. Обеспечивают единый подход к деятельности транспортной, складской, информационной, коммуникационной систем.

Заключение

  1. Логистическая структура имеет критерии, которые определяют ее эффективность;
  2. Руководить логистикой может директор этой структуры. Если фирма небольшая, то непосредственно генеральный директор или его заместитель;
  3. Внутренняя логистика предприятия – это объединение функций, направленных на управление материальными потоками внутри производственного процесса фирмы; Наиболее часто включает в себя два главных элемента – транспортная служба и складирование;
  4. Если верить практике, то внедрение даже небольших новых идей по улучшению качества логистических процессов приводит к снижению затрат для всего предприятия;
  5. Для оптимизации и реорганизации логистической системы нужно создать ответственную группу. Она должна разработать планы согласно временным критериям. Каждый участник группы должен вести отчетность;
  6. Прежде чем начать оптимизацию, руководителю предприятия нужно проверить достаточное ли количество специалистов привлекается к процессу.

Логистика представляет собой важнейшей элемент любого бизнеса. Без эффективной логистики невозможна работа производственных предприятий, торговых компаний и даже мелких торговых точек вроде ларьков и киосков.

С экономической точки зрения под логистикой подразумевается система планирования и управления материальными, денежными и информационными потоками. К слову, последний элемент приобрел особый вес лишь относительно недавно – в последние 20-30 лет, в связи с повсеместным внедрением информационных технологий на предприятиях.

Давайте разберем понятие логистики более простыми словами. В ее определении заложены три базовых элемента.

Материальные потоки – это сырье, материалы, комплектующие. Чтобы обеспечить эффективное и бесперебойное производство, отдел закупок должен своевременно закупать все, что нужно для производства. Кроме того, это должно быть доставлено точно в срок, без задержек.

Под материальными потоками подразумевается и перемещение на самом производстве. Как правильно и грамотно сформировать производственный участки помогает сопутствующая наука – производственный менеджмент.

Денежные (финансовые) потоки – это поступление и распределение денежных средств. Чтобы предприятие всегда имело достаточно средств на счету, финансовый отдел должен четко следить за всеми затратами и прибылью и контролировать движение денег.

Информационные потоки – это движение информации на предприятии. Логистика призвана обеспечить такую систему распределения и движения информации, чтобы все было предельно просто, четко и понятно.

Это классическое, традиционное определение логистики, которое часто можно услышать на лекциях в университете. Но практики сформулировали бы другое определение.

Простыми словами логистика – это способ доставки нужного товара в нужное время в нужное место по нужной цене и в нужном (надлежащем) условии.

Представьте себе предприятие, выпускающее, скажем, металлические изделия. Оно получает заказы со своими спецификациями, поэтому хранить готовые изделия на складе не имеет смысла. Поэтому каждый раз, когда предприятие получает заказ, менеджеру нужно проверить наличие необходимого материала (в данном случае - металла) и в случае необходимости дозаказать, если его не хватает. Оперативное решение всех этих вопросов и есть логистика.

Представьте завод по выпуску молочных изделий. Их нужно своевременно доставлять в розничные точки, чтобы товар не пропал на полпути. Кроме того, нужно все время корректировать объемы поставок, т.к. сезонные колебания спроса влияют на количество изделий, остающихся нераспроданными после того, как истек срок их годности. Чтобы четко отладить все эти механизмы и нужна логистика.

К слову, в обиходе чаще всего имеется в виду транспортная логистика, то есть искусство доставить товар наиболее оптимальным и эффективным способом. Особенно актуальным становится вопрос логистики при международных и мультимодальных перевозках, когда товар нужно доставить несколькими видами транспорта.

Таким образом, логистика простыми словами – это искусство доставлять товар точно в срок и с наименьшими затратами.

Нужна удобная и надежная логистика? Логистическая компания RUSSIAN LOGISTICS предоставляет услуги по перевозке и хранению любых грузов, клиент платит только за место которое по факту занимает груз! Ознакомиться с перечнем оказываемых услуг можно на сайте

Отправить

Логистика

Что такое логистика?

Логистика, в основном, - это детальная организация и осуществление сложной операции. В общем деловом смысле, логистикой называют управление потоком вещей между точкой происхождения и точкой потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей или корпораций. Ресурсы, управляемые логистикой, могут включать в себя физические предметы, такие как продукты питания, материалы, животных, оборудование и жидкости; а также абстрактные элементы, такие как время и информация. Логистика физических элементов, как правило, включает в себя интеграцию информационных потоков, погрузочно-разгрузочные работы, производство, упаковку, инвентаризацию, транспортировку, складирование, а зачастую и безопасность.

В военной науке, логистика занимается вопросами поддержания каналов снабжения армии, препятствуя снабжению противника, так как вооруженные силы без ресурсов и транспортировки беззащитны. Военная логистика существовала в древнем мире, и так как современные военные имеют значительную потребность в логистических решениях, были разработаны передовые программы реализации. В военной логистике, сотрудники подразделений логистики определяют, как и когда перемещать ресурсы в места, где существует в них потребность.

Управление логистикой является частью управления цепочками поставок, которая планирует, реализует и контролирует эффективность прямых и обратных потоков, а также хранение товаров, услуг и связанную с ними информацию между пунктом происхождения и пунктом потребления с целью удовлетворения потребностей клиента. Сложные логистические процессы можно моделировать, анализировать, визуализировать и оптимизировать благодаря специально разработанному программному обеспечению. Минимизация использования ресурсов является общей целью во всех сферах логистики. Специалист, работающий в области управления логистикой, называется логист.

Происхождение названия "логистика"

Распространенное мнение, что термин логистика появился в конце 19 века от французского LOGISTIQUE (loger означает дать на хранение) и впервые был использован Бароном де Жомини. Другие приписывают греческое происхождение слова: λόγος, то есть причина или речь; λογιστικός, то есть бухгалтер или ответственный за подсчет.

Определение понятия логистики

Оксфордский словарь английского языка определяет логистику как «отрасль военной науки, относящаяся к закупке, обеспечению функционирования и транспортировки материалов, персонала и объектов". Тем не менее, Новый Оксфордский американский словарь определяет логистику как "детальную координацию сложных операций с участием большого количества людей, объектов или расходных материалов", а Оксфордский он-лайн словарь определяет это понятие как "детальную организацию и реализацию сложных операций". Таким образом, логистика обычно определяется как техническое подразделение, которое создает "системы человеческих ресурсов", а не "машинных систем."

Объединение специалистов в области управления цепочками поставок (ранее Объединение специалистов в области управления логистикой) определяет логистику как процесс планирования, реализации и контроля процедур эффективной и результативной транспортировки и хранения грузов, включая услуги и связанную с ними информацию, от точки происхождения до точки потребления для удовлетворения требований клиентов и включает в себя входящие, исходящие, внутренние и внешние передвижения.

Ученые и практики традиционно ссылаются на термин операции или управление производством, когда речь идет о физических преобразованиях, происходящих в одном месте размещения производства (завод, ресторан или даже банковская канцелярия) и оставляют термин логистика для деятельности, связанной с распределением, то есть, перемещением продуктов по территории. Поэтому управление распределительным центром рассматривается как относящееся к сфере логистики, так как в теории, продукты, изготовленные заводом готовы к употреблению, но всё ещё должны быть перемещены по всей распределительной сети в соответствии с некоторой логикой, а распределительный центр собирает и обрабатывает заказы, поступающие из различных областей страны. Как говорится, с точки зрения моделирования, есть сходство между операционным менеджментом и логистикой, и компании иногда нанимают, так называемых, гибридных специалистов, например, "Операционного директора" или "Специалиста по логистике", которые работают над решением аналогичных проблем. Кроме того, термин управление цепочками поставок первоначально относится, в числе прочих вопросов, к обоим сферам - производству и логистике от точки происхождения до точки производства. Все эти термины могут подвергаться смысловому изменению как побочный эффект рекламы.

Виды логистики и их характеристика

Входящая логистика является одним из основных процессов логистики, которая отвечает за закупку и организацию входящего перемещения материалов, деталей, и / или запасов готовой продукции от поставщика к производству, сборочным заводам, складам или магазинам розничной торговли.

Исходящая логистика координирует процессы, связанные с хранением и перемещением конечного продукта, а также относящихся к нему информационных потоков с конца производственной линии до конечного потребителя.

В зависимости от функций выполняемых логистами, можно выделить следующие отрасли логистики:

Закупочная логистика включает такие мероприятия, как исследование рынка, планирование потребности, принятие решения о покупке или производстве, управления снабженческой деятельностью, размещение заказов и контроль их выполнения. Цели закупочной логистики могут быть противоречивыми: максимизация эффективности при концентрации на основных компетенциях; аутсорсинг, но при этом сохраняя самостоятельность компании; минимизация расходов на закупку при максимальной безопасности процесса поставки.

Основной задачей распределительной логистики является поставка готовой продукции заказчику. Она состоит из обработки заказов, складирования и транспортировки. Распределительная логистика очень важна, так как время, место и количество производства отличается от времени, места и количества потребления.

Основной функцией утилизационной логистики является снижение логистических расходов и повышение качества предоставляемых услуг, связанных с утилизацией отходов, образующихся в процессе функционирования предприятия.

Обратная логистика обозначает все операции, связанные с повторным использованием продуктов и материалов. Процесс обратной логистики включает в себя управление и продажу излишков, а также возврат продукции поставщику со стороны покупателя. Понятие обратной логистики объединяет все операции, связанные с повторным использованием продуктов и материалов. Это "процесс планирования, реализации и контроля продуктивного, эффективного с точки зрения затрат потока сырья, рабочего инвентаря, готовой продукции и связанной с ними информации от точки потребления до точки происхождения с целью возвращения стоимости или надлежащей утилизации. Точнее сказать, обратная логистика - это процесс перемещения товаров от типичного конечного пункта назначения с целью возвращения стоимости или правильной утилизации. Антонимом обратной логистики является прямая логистика.

Экологически чистая система логистики описывает все попытки измерить и минимизировать экологические последствия логистической деятельности. Это включает в себя все действия прямых и обратных потоков. Это может быть достигнуто за счет интермодальных грузовых перевозок, оптимизации маршрута, заполнения транспортного средства и городской логистики.

Логистика НДР (Надежность, Доступность и Ремонтопригодность) сочетает в себе бизнес-логистику и военную логистику, поскольку она связана с весьма сложными технологическими системами, для которых надежность, доступность и ремонтопригодность являются сверхважными понятиями, например: системы вооружения и военных суперкомпьютеров.

Логистика управления имуществом компании в розничных каналах, организованные розничными продавцами и поставщиками, часто используют активы, необходимые для отображения, сохранения, продвижения своей продукции. Некоторые примеры - это холодильники, стенды, демонстрационные мониторы, сезонное оборудование, стенды с наглядной агитацией и каркасы.

Экстренная логистика (или гуманитарная логистика) - термин, используемый логистикой, цепочкой поставок и обрабатывающей промышленностью для обозначения определенных неотложных видов транспорта, используемых для перемещения товаров или предметов срочным образом, в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Причиной привлечения услуг экстренной логистики может быть задержка производства или предполагаемая задержка производства; острая необходимость в специализированном оборудовании для предотвращения таких событий, как заземление воздушного судна (так называемое понятие "повреждение воздушного судна на земле"), опоздание морских судов или отказ телекоммуникационного оборудования. Гуманитарная логистика привлекает правительства, военных, агентства по оказанию помощи, доноров, неправительственные организации и аварийно-спасательные логистические услуги, как правило, полученные от специализированного поставщика услуг.

Термин производственная логистика описывает логистические процессы в рамках системы добавленной стоимости (например: на заводе или в шахте). Производственная логистика стремится обеспечить, чтобы каждая машина и рабочая станция получала нужный продукт в нужном количестве и качестве и в нужное время. Речь идет о производстве, испытании, транспортировке, хранении и поставке. Производственная логистика необходима как на уже существующих, так и на новых заводах: поскольку производство на действующем заводе - это постоянно меняющийся процесс, замена оборудования и добавление новых машин, что дает возможность усовершенствовать систему производственной логистики соответственно. Производственная логистика предоставляет средства для получения отклика от клиента и эффективности капиталовложений. В условиях уменьшения размеров партий производственная логистика становится все более важной сферой. Во многих отраслях промышленности (например, мобильных телефонов), краткосрочной целью является эффективное удовлетворение спроса каждого отдельного потребителя. Наблюдение и отслеживание, являются неотъемлемой частью производственной логистики в связи с проблемами безопасности и надежности продукции. Это приобретает все большее значение, особенно в автомобильной и медицинской промышленности.

Строительная логистика известна человечеству с древних времен. По мере того как различные человеческие цивилизации пытались возвести самые лучшие произведения в области строительства для жизни и защиты. Сейчас строительная логистика стала важной частью строительства. За последние несколько лет строительная логистики проявилась в другой сфере знаний и исследований по вопросу управления цепочкой поставок и логистикой.

Цифровая логистика управляется новым поколением приложений для логистики предприятия размещенных на веб-сайтах, которые позволяют оптимизировать совместную работу, используя центральную логистическую информационную основу, которая обеспечивает обзор всего предприятия и обширной цепочки поставок.

Военная логистика

В военной науке, логистика, занимаясь вопросами поддержания каналов снабжения своей армии и разрушая линии снабжения противника, является одним из важнейших, а некоторые говорят, что самым ответственным элементом военной стратегии, так как вооруженные силы без ресурсов и транспортировки беззащитны. Исторические фигуры такие как Ганнибал, Александр Великий, и герцог Веллингтон считаются гениями логистики: экспедиция Александра, самая долгая военная кампания из когда-либо предпринятых, значительно выиграла от его дотошного внимания к обеспечению своей армии; Ганнибалу приписывают наличие "исправной логистики" против римлян во времена Пунических войн и успех англо-португальской армии в Полуостровной войне был связан с эффективностью системы снабжения Веллингтона, несмотря даже на значительные просчеты. Поражение британцев в американской войне за независимость и поражение Оси в африканском театре боевых действий Второй мировой войны объясняются некоторыми учеными как логистические просчеты.

Военные имеют значительную потребность в логистических решениях и поэтому разрабатывают передовые реализации. Комплексная логистическая поддержка (ILS) - дисциплина, которая используется в военной промышленности для обеспечения концепции - легко поддерживаемой системы надежным обслуживанием клиентов (логистики) с самыми низкими затратами, гарантируя высокую надежность, доступность, ремонтопригодность и другие требования, определенные для проекта.

В военной логистике, специалист по логистике, определяет: как и когда перемещать ресурсы в места, где существует в них необходимость.

При управлении цепочками поставок в военной логистике часто приходится иметь дело с целым рядом переменных в прогнозировании стоимости, износа, потребления и будущего спроса. Вооруженными силами Соединенных Штатов была разработана категориальная классификация поставок таким образом, что категории поставок с аналогичным переменным потреблением сгруппированы вместе для целей планирования. Например, потребление боеприпасов и топлива в мирное время будет значительно ниже, чем в военное время потребления этих же расходных материалов, в то время как другие категории поставок, такие как питание и одежды имеют относительно одинаковый уровень потребления, независимо от войны или мира.

Некоторые классы поставок имеют линейную зависимость от спроса: по мере добавления количества войск, необходимо дополнительное количество питания; или при использовании дополнительного оборудования, потребляется больше топлива и боеприпасов. Другие классы поставки должны рассмотреть третью переменную помимо использования и количества: время. При старении оборудования, требуется все больше и больше запасных частей, даже если оборудование просто простаивает. Посредством записи и анализа этих тенденций в течении долгого времени и применяя их к будущим сценариям, вооруженные силы США могут точно осуществлять поставки своим войскам всего необходимого и в нужный момент. История показала, что хорошее логистическое планирование создает эффективную и без лишних элементов боевую силу. Его отсутствие может привести к неуклюжим, медленным, и плохо оснащенным силам, которые будут страдать от слишком больших или слишком маленьких поставок.

Бизнес-логистика

Одно из определений бизнес логистики гласит "поставка правильного товара, в правильном количестве, в правильное время, в правильное место, по правильной цене, в правильном состоянии, правильному клиенту". Бизнес логистика включает в себя все отрасли промышленности и нацелена на управление осуществлением жизненного цикла проекта, цепочек поставок, и, как следствие эффективности.

Термин "бизнес-логистика" развивался с 1960-х годов из-за возрастающей сложности снабжения предприятий материалами и доставки продуктов в условиях растущей глобализации цепочек поставок, что приводит к вызову для профессионалов под названием "логисты цепочек поставок".

В бизнесе, логистика может иметь либо внутренний фокус (входящая логистика), либо внешний фокус (исходящая логистика), охватывающий поток и хранение материалов от точки происхождения до точки потребления (см. управление цепочками поставок).

Основные функции квалифицированного логиста включают в себя управление запасами, закупки, транспортировку, складирование, консультирование, а также организация и планирование этих мероприятий. Логисты сочетают профессиональные знания по каждой из этих функций для координации ресурсов в организации.

Есть две принципиально различные формы логистики: одна - оптимизирует постоянный поток материалов через транспортную сеть и узлы хранения, а другая - координирует последовательность ресурсов для выполнения какого-нибудь проекта (например, реструктуризации склада).

Логические узлы

Узлы распределительной сети включают в себя:

  • Заводы, где продукты изготовлены или смонтированны.
  • Депо или хранилище представляет собой стандартный тип склада, предназначенный для хранения товаров (больших товарно-материальных запасов).
  • Распределительные центры предназначены для обработки заказов и их выполнения (более низкий уровень товарно-материальных запасов), а также для приема возвратов от клиентов.
  • Транзитные пункты организовываются для перераспределения груза, который перегруппируется согласно графику поставок (только перемещение товаров).
  • Традиционные розничные небольшие семейные магазины, современные супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры или также волонтерские сети, потребительские кооперативы, группы потребителей с коллективной покупательной способностью. Обратите внимание, что филиалы будут главным образом принадлежать сторонней компании и франчайзеру, используя бренд другой компании, но владея на самом деле точкой продажи.

Между узлами могут оперировать некоторые посредники, такие как торговые агенты или брокеры, выполняя представительские функции.

Логистические показатели

Логистическое семейство представляет собой набор продуктов, которые имеют общие характеристики: вес и объем, обязательные требования при хранении (температура, радиация, ...), удовлетворение потребностей, частота заказа, размер упаковки и т.д. Следующие показатели могут быть использованы компаниями для разделения своего ассортимента на логистические семейства:

  • Натуральные показатели, используемые для оценки системы учета материальных запасов, включают в себя мощности для складирования, селективность, поверхностное использование, объемное использование, транспортный потенциал, использование транспортного потенциала.
  • Денежные показатели, включают в себя расходы на содержание пространства (здание, стеллажи и услуги), а также расходы на обработку (люди, погрузочно-разгрузочное оборудование, энергетическая мощность и техническое обслуживание).

Другие показатели могут быть представлены как в натуральном, так и денежном выражении, например, стандартная оборачиваемость запасов.

Элемент логистики

Грузовые единицы представляют собой комбинации отдельных позиций, которые перемещаются с помощью погрузочно-разгрузочных систем, как правило, с использованием паллет нормированных размеров.

Погрузочно-разгрузочные системы включают в себя: паллетные погрузчики, погрузчики с противовесом, мачтовые погрузчики, двусторонние погрузчики, трехсторонние погрузчики, автоматически управляемые тележки и штабелеры. Системы хранения включают в себя: штабельное хранение, ячеечные стеллажи (статические или передвижные), консольные стеллажи и гравитационные стеллажи.

Обработка заказов представляет собой последовательный процесс, включающий: обработку выводящегося списка, сбор (выборочное перемещение элементов из грузовых единиц), сортировка (сборка элементов на основе назначения), формирование пакета (взвешивание, маркировка и упаковка), консолидация заказа (сбор пакетов в грузовые единицы для транспортировки, контроль и подготовка транспортной накладной).

Комплектация заказа может выполняться как вручную, так и автоматически. Ручная сборка может осуществляться в режиме "человек к товарам", то есть оператор, использует тележку или ленточный конвейер, или "товар к человеку", тогда оператор ощущает выгоду от присутствия системы мини-нагрузки, вертикальной или горизонтальной карусели или от автоматической системы вертикального хранения (AVSS). Автоматический сбор осуществляется либо с помощью дозаторов, либо депалетизаторов.

Сортировка может быть сделана вручную с помощью тележек или конвейерных лент, или автоматически через сортировщиков.

Транспортное обеспечение логистики

Грузы, т.е. транспортируемые товары, могут быть перемещены с помощью различных транспортных средств и организованы различными категориями отгрузки. Грузовые единицы, как правило, собираются в более крупные стандартные единицы, такие как: контейнеры ИСО, съемные кузова или полуприцепы. Для особо дальних расстояний предусмотрена транспортировка продукта с использованием различных транспортных средств: мультимодальные перевозки, интермодальные перевозки (без обработки) и комбинированные перевозки (минимум автомобильного транспорта). При перемещении груза типичными ограничениями являются максимальный вес и объем.

Операторы, участвующие в перевозке: все железнодорожные и автомобильные компании, авиакомпании, компании речного и морского транспорта, курьеры, экспедиторы и мультимодальные транспортные операторы.

На международном уровне, товар перевозится, как правило, на условиях стандартов Инкотермс, изданных Международной торгово-промышленной палатой.

Управление логистикой

Аналогично производственным системам, логистические системы должны быть должным образом настроены и управляемы. На самом деле ряд методик были непосредственно заимствованы из операционного управления, таких как использование оптимальных размеров заказа для управления запасами в узлах сети. Планирование ресурсов распределения (DRP) аналогичен MRP, за исключением того, что это не относится к деятельности в узлах сети, а к планированию распределения при перемещении товаров через звенья сети.

Традиционно в логистике конфигурации могут быть на уровне склада (узла) или на уровне распределительной системы (сети).

Что касается склада, вдобавок к вопросам проектирования и строительства склада, конфигурация означает решение ряда взаимосвязанных технико-экономических вопросов: определение размера стеллажной ячейки, выбор метода паллетирования (вручную или с помощью робота паллетайзера), размеры стеллажей и конструкции, количество стеллажей, количество и тип погрузочно-разгрузочной техники (например, штабелеры). Есть очень важные ограничения, которые должны быть учтены: прочность на изгиб несущей балки и правильное размещение разбрызгивателей пожарной сигнализации. Хотя сбор заказа на складе - это больше решение тактического планирования, чем проблема конфигурации, но важно учитывать этот момент при принятии решения о макете стеллажей внутри склада и покупки складской техники, такой как погрузчики и автоматические тележки, так как только эти решения будут приняты, они будут работать в качестве ограничений при управлении складом, те же выводы работают и для сортировки при проектировании конвейерной системы и / или установки автоматических диспенсеров.

К конфигурации на уровне системы распределения относятся, прежде всего, проблемы расположения узлов в географическом пространстве и распределения мощности между узлами. Первый пункт может упоминаться как местоположение объекта (выбор участка специального назначения), в то время как последний - в качестве распределения пропускной способности. Проблема аутсорсинга, как правило, возникает на этом уровне: узлы цепочек поставок очень редко принадлежат одному предприятию.

Распределительные сети можно охарактеризовать числом уровней, а именно от количества промежуточных узлов между поставщиком и потребителем:

Прямые поставки в магазин, то есть ноль уровней

Сеть в один уровень: центральный склад

Два сетевых уровня: центральные и периферийные склады

Это различие является более полезным для целей моделирования, но это также относится и к тактическим решениям в отношении резервных запасов: учитывая сеть в два уровня, если резервные запасы хранятся только на периферийных складах, то она называется зависимой системой (от поставщиков), если распределяется между центральными и периферийными складами - независимой системой (от поставщиков). Транспортировка от производителя до второго уровня называется первичной транспортировкой, от второго уровня к потребителю - вторичной транспортировкой.

Хотя настройка распределительной сети c нуля возможна, логистам, как правило, приходится иметь дело с реструктуризацией существующих сетей из-за наличия целого ряда факторов: изменение спроса, инновационного продукта или процесса, возможности для аутсорсинга, изменение политики правительства по отношению к торговым барьерам, инновации в сфере транспортных средств (как транспортные средства, так и пути сообщения), введение правил (в частности те, которые касаются загрязнения окружающей среды) и доступность систем поддержки ИКТ (например, ОПР или электронной коммерции).

После того, как логистическая система настроена, управление переходит к решению тактических задач на уровне склада и распределительной сети. Решения должны приниматься в соответствии с набором ограничений: внутренних, например, с учетом использования имеющейся инфраструктуры, или внешних, например, соблюдение заданных сроков годности продукта.

По складу, специалист по логистике должен решить, как распределить товары на стеллажах. Три традиционных типа хранения: общее хранилище, выделенное хранилище (стеллаж или пространство, отведенное для конкретного товара) и хранение в зависимости от класса (хранение товаров различных классов разделено в соответствии с их индексом доступа).

Эффективность комплектации значительно варьируется в зависимости от ситуации: начиная от человека и заканчивая товаром, отличаются высоким уровнем комплектации (вертикальная составляющая) и значительно низким уровнем (вертикальная составляющая комплектации незначительна).

Должен быть принят ряд тактических решений, касающихся сбора:

  • Маршрутизация пути: стандартные альтернативы включают поперечную маршрутизацию, обратную маршрутизацию, среднесрочную маршрутизацию и максимальный разрыв обратной маршрутизации.
  • Методы пополнения запасов: стандартные альтернативы включают равное пространство для запасов каждого класса продуктов и равное время поставки для каждого класса продуктов.
  • Логика подбора: комплектация заказов против пакетного сбора.

На уровне распределительной сети, тактические решения связаны, главным образом, с контролем за состоянием запасов и оптимизацией пути доставки. Обратите внимание, что логистам может потребоваться управление не только прямым, но и обратным потоком.

WMS система управления складом

Хотя есть некоторое дублирование функциональных возможностей, системы управления складом (WMS) могут существенно отличаться от систем контроля складом (WCS). Проще говоря, WMS дает еженедельный прогноз деятельности на основе таких факторов, как статистические данные и тенденции, в то время как WCS действует как руководитель склада в режиме реального времени для того, чтобы работа была выполнена наиболее эффективными методами. Например, WMS может сказать системе, что ей необходимо пять единиц складского учета (SKU) А и пять SKU B часов заранее, но к тому времени система продолжает действовать, и другие вводные, возможно, вступят в силу или может быть затор на конвейере. WCS может предотвратить эту проблему, работая в режиме реального времени и адаптации к ситуации, принимая решение в последнюю минуту, основанное на текущей деятельности и рабочем состоянии. Работая вместе, WMS и WCS может решить эти проблемы и достигнуть максимальной эффективности для компаний, которые полагаются на эффективную работу своего склада или распределительного центра.

Логистический аутсорсинг

Логистический аутсорсинг включает в себя отношения между компанией и поставщиком логистических услуг (LSP), который, по сравнению с базовыми логистическими услугами, делает более индивидуальные предложения, охватывает широкий спектр услуг, характеризуется долгосрочной ориентацией, и, таким образом, имеет стратегический характер.

Аутсорсинг не обязательно должен быть полным переходом на услуги LSP, он также может быть частичным:

  • Один контракт на поставку конкретной услуги в некоторых случаях
  • Образование новых смежных предприятий
  • Создание совместного предприятия

Логистика с привлечением третьих сторон (3PL) предполагает использование внешних организаций для выполнения мероприятий по логистике, которые традиционно выполненялись в рамках самой организации. Согласно этому определению, (3PL) логистика включает в себя любую форму аутсорсинга логистической деятельности, ранее выполняемых самой компанией. Например, если компания с собственным складированием решает использовать услуги сторонних транспортных компаний, это будет примером логистики с привлечением третьих сторон. Логистика является новым направлением деятельности во многих странах.

Концепция логистики поставщика четвертой стороны (4PL) была впервые определена Андерсен Консалтинг (теперь Accenture) как интегратор, который собирает ресурсы, возможности планирования и технологий собственной компании и других организаций для проектирования, создания и запуска решений общей цепочки поставок. В то время как логистика 3PL имеет своей целью лишь одну функцию, 4PL цели - это управление всем процессом. Некоторые издания описывают 4PL как генерального подрядчика, который управляет другими подрядчиками третьей стороны (3PL): водителями-дальнобойщиками, экспедиторами, агентами таможни и другими участниками; по существу, принимая ответственность за полный процесс для клиента.

Стратегический альянс

Горизонтальные бизнес-альянсы часто возникают между поставщиками услуг в области логистики, т.е. сотрудничество между двумя и более логистическими компаниями, которые потенциально являются конкурентами. В горизонтальном союзе, партнеры могут дважды получить выгоду. С одной стороны, они могут "получить доступ к значительным ресурсам, которые можно непосредственно использовать". Например, расширенная общая транспортная сеть, складская инфраструктура и возможность предоставлять более сложные пакеты услуг, всё это может быть достигнуто за счет объединения ресурсов. С другой стороны, партнеры могут "получить доступ к неосязаемым ресурсам, которые не используются непосредственно". Это, как правило, ноу-хау, информация, а также инновации.

Автоматизация логистики

Автоматизация логистики - это применение компьютерного программного обеспечения и / или автоматизированного оборудования с целью повышения эффективности логистических операций. Как правило, это относится к операциям в пределах склада или распределительного центра, с более обширными задачами, которые решаются системами управления цепочками поставок и системами планирования ресурсов предприятия.

Промышленное оборудование может идентифицировать продукты, либо через штрих-кода, либо через РЧИ-технологии. Информация, содержащаяся в обычных штрих-кодах хранится в виде последовательности черных и белых полос разной ширины, они же при считывании лазером переводятся в цифровую последовательность, которая в соответствии с установленными правилами может быть преобразована в десятичное число или другие данные. Иногда информация в виде штрих-кода может быть передана через радиочастоты, хотя более привычным является радиопередача с использованием меток радиочастотной идентификации. Метка системы радиочастотной идентификации (РЧИД) - это карта, содержащая чип флэш памяти и антенну, которая передает сигналы на считывающее устройство. Радиочастотный ключ может быть найден на товарах, животных, трспортных средствах и даже на людях.

Профессия логист

Логист - это профессиональный специалист в сфере логистики. Профессиональные логисты часто сертифицированы профессиональными ассоциациями. Одни логисты могут работать в чисто логистической компании, такой как судоходные линии, аэропорт, или в экспедиции, другие - в отделе логистики компании. Однако, как уже упоминалось выше, логистика это широкое понятие, охватывающее сферы закупок, производства, распределения и утилизации. Таким образом, перспективы карьерного роста являются достаточно широкими. Новой тенденцией в отрасли являются 4PL или четвертая сторона логистики - фирмы, консалтинговые компании, предлагающие услуги по логистике.

Некоторые университеты и учебные заведения готовят логистов, предлагая базовый курс и аспирантуру. Университет с основным фокусом на логистику - это Университет логистики Кюне в Гамбурге, Германия. Это некоммерческое учебное заведение при поддержке Кюне-Фонда предпринимателя в сфере логистики Клауса Михаэля Кюне.

Чартерный Институт логистики и транспорта (CILT), учрежденный в Соединенном Королевстве в 1919 году, получил королевский устав в 1926 году. Чартерный Институт является одним из профессиональных организаций или учреждений, для логистического и транспортного секторов, который дает возможность получить профессиональную квалификацию или степень в управлении логистикой. Программы CILT можно изучать в центрах по всей Великобритании, некоторые из которых также предлагают варианты дистанционного обучения. Институт также имеет зарубежные филиалы, а именно Чартерный Институт логистики и транспорта Австралии (CILTA) в Австралии и Чартерный Институт логистики и транспорта в Гонконге (CILTHK) в Гонконге. В Великобритании, программы управления логистикой предлагаются многими университетами и профессиональными организациями, такими как CILT. Эти программы, как правило, предлагаются на последипломном уровне.

Международная ассоциация логистов общественного здравоохранения (IAPHL) является профессиональной сетью, которая способствует профессиональному развитию менеджеров цепочек поставок и других организаций, работающих в области материально-технического обеспечения общественного здравоохранения и безопасности сырьевых товаров, с особым упором на развивающиеся страны. Ассоциация поддерживает логистов по всему миру, это сообщество специалистов-практиков, где члены могут поддерживать связь, обмениваться идеями, а также улучшать свои профессиональные навыки.

Музей логистики

Есть много музеев в мире, которые охватывают различные аспекты практической логистики. К ним относятся музеи транспорта, таможни, упаковки и отраслевой логистики. Тем не менее, только следующие музеи полностью посвящены логистике:

Общая логистика:

  • Музей логистики (Санкт-Петербург, Россия)
  • Музей логистики (Токио, Япония)
  • Музей логистики при Пекинском университете Wuzi (Пекин, Китай)

Военная логистика:

  • Музей Королевского логистического корпуса (Суррей, Англия, Великобритания)
  • Музей логистики Вооруженных сил Канады (Монреаль, Канада)
  • Музей логистики армии (Ханой, Вьетнам)

Оптимальная организация перемещения материальных и информационных потоков – это неотъемлемая часть работы любого крупного предприятия. Правильно настроенные логистические процессы позволяют сэкономить ресурсы компании, а также оптимизировать складские запасы. В этой статье мы рассмотрим что такое логистика и её виды, а также кто такой логист и чем он занимается на предприятии.

Некоторые особенности

Многие причисляют логистику к математическим наукам. Нельзя не согласиться с этим утверждением, т.к. это наука, большей частью которой являются расчеты вне зависимости от сферы ее применения. Современные высшие учебные заведения готовят специалистов как широкой, так и узкой направленности, а сама логистика стала настоящим секретом успешного бизнеса, т.к. с ее помощью можно сэкономить на материалах, времени и информации.

Логистика – это рациональное продвижение товара или услуги от поставщика до потребителя, включая планирование, управление и контроль процесса.

Цель — повышение эффективности компании, а также повышение ее конкурентоспособности. Задачами являются:

  • улучшение управления товарами и услугами;
  • создание и повышение эффективности системы управления материальными и информационными ценностями;
  • повышение качества продукции.

Видео — что такое логистика транспорта и почему она важна:

Логистика имеет несколько направлений, основными из которых являются закупочная, производственная, маркетинговая и распределительная логистики. С каждым из этих направлений напрямую взаимодействует транспортная и информационная логистики.

Организация логистики на предприятии

Следует отметить, что работа отдела логистики будет эффективна только тогда, когда руководитель компании мыслит стратегически.

С понятием логистической системы тесно связано понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь – это канал поставок, включая поставщика, склад, перевозчика, дилера (и/или дистрибьютора), продавца, покупателя.

В зависимости от товара, величины компании и прочих параметров звенья логистической цепи варьируются. Так, самой короткой цепью бывает цепь «Производитель – покупатель», однако, такое встречается крайне редко. Обычно в цепочку включены перекупщики, склады и перевозки.

Как строится и что включает в себя логистика на предприятии:

  1. Создание службы логистики. Важно понимать, то налаженная логистика значительно экономит бюджет предприятия и повышает качество сервиса. На первом этапе компания определяется с приемлемой технологией логистики.
  2. Мероприятия по достижению поставленных задач. Чтобы достичь задачи компании (сокращение расходов и повышение качества товара или услуги) предприятие после создания логистической службы должно комплексно подойти к вопросу отлаженности ее функционирования. Если это необходимо, ставятся новые задачи, либо прежние разбиваются на подзадачи. Важно провести хотя бы небольшой анализ маркетинговой среды компании (пройтись по конкурентам, окружающей среде и проч.). Также на этом этапе исключаются возможные угрозы.
  3. Мероприятия по совершенствованию и расстановке приоритетов. Создание инфраструктуры логистики в компании еще не означает, что все будет идеально отлажено с самого начала. Необходимо проводить ревизию каналов распространения товара, если требуется увеличить их пропускную способность, расставить приоритеты. Также на этом этапе исправляются крупные ошибки логистической цепочки.
  4. Совершенствование рабочего состава. Никогда не поздно проревизировать работу менеджеров и идентифицировать проблемы. На этом этапе консолидируются полномочия, власть и влияние.

Кто такой логист и чем он занимается

Логист – это человек, который, грубо говоря, организует доставку из одного пункта в другой. Если вам кажется, что в этом нет ничего сложного, вы глубоко ошибаетесь: логист должен учесть множество факторов и выбрать оптимальный вариант перевозки продукции или доставки услуги.

Логисты существовали еще во времена Византийской империи и занимались тем, что разрабатывали план перемещения армии. Разработка оптимального плана действий – вот чем занимается логист.

Должность логиста востребована, в первую очередь, в компаниях, которые занимаются перевозками. Более того, логист нужен любому предприятию (например, агрофирме), т.к. продукцию необходимо каким-то образом доставлять до конечного потребителя.

В обязанности логиста входит:

  • организация и координирование перевозок;
  • составление маршрута;
  • управление складом;
  • работа в 1С;
  • прием и контроль автомобильного транспорта, координация работы водителей;
  • оптимизация затрат;
  • формирование разного типа отчетов.

Видео — поможет на примере понять кто такой логист и чем он занимается:

Виды логистики

Логистику можно рассмотреть с точки зрения ее функционала, масштаба и типа затрагиваемых ресурсов.

Остановимся подробнее на первой классификации. Логистика по своему функционалу делится на следующие виды:

  • Закупочная . В ведении этого вида находится поиск и оценка поставщиков, выбор условий доставки, установление выгодных отношений с партнерами.
  • Производственная . Вид логистики, которая работает внутри предприятия. Отвечает за распределение материальных ресурсов.
  • Сбытовая . Управление уже готовым продуктом или услугой. В этот вид частично водит маркетинг (например, управление внешним видом товара).
  • Складская . Эффективное управление операциями на складе, выбор складов.
  • Транспортная . Выбор метода транспортировки, транспортного средства, маршрута и проч.
  • Таможенная . Перевозка груза через границу, работа с импортом и экспортом, работа с финансовой документацией.
  • Финансовая . Отвечает за оптимизация финансов на предприятии.
  • Туристическая . Организация маршрутов, работа с авиакомпаниями, отелями и проч.
  • Комплексная . Управляет всем выше названным.

Конечно, существует и другие виды логистики. Например, информационная — которая отвечает за эффективное распространение информации. Логистика – это неотъемлемая часть эффективности организации. Если компания выросла до определенного масштаба и ей требуется оптимизация, то без внедрения определенных логистических принципов не обойтись.

Видео — логист что это за профессия:

В настоящее время существует несколько десятков определений термина "логистика" .

Так, в соответствии со словарем терминов Российской академии наук, выпущенного под общей редакцией проф. Резера С.М., под логистикой понимается - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, хранением и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до про производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, и материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Выделено также определение: транспортная логистика - наука о системной интеграции транспортных и логистических активностей (действий хозяйствующих субъектов) в форме транспортно-логистических услуг для оптимизации грузопотоков на основе действующего законодательства.

Ряд ведущих российских ученых (д.т.н., проф. Миротин Л.Б., д.э.н., проф. Некрасов А.Г.) сформулировали краткое определение. В соответствии с этим определением логистика - зависящее от времени местоположение ресурсов, или стратегическое управление всей цепью поставок.

Одна из крупнейших логистических компаний (Major) определяет логистику, как науку, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям. По мнению специалистов компании современный этап развития отрасли (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах.

Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) в 1976 г. внес изменения в определение что такое логистика - «Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителям, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов ». Данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в функциональную область, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта.

Наиболее яркое проявление заключается в том, что логистика обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности делового предприятия.

Оперативная задача логистики состоит в том, чтобы организовать такое географическое размещение источников сырья, незавершенного производства, запасов готовой продукции, которое отвечало бы потребностям в них и одновременно было бы сопряжено с минимальными возможными издержками. Именно благодаря лoгиcтикe (управлению материальными потоками) в промышленно развитых странах сырье и материалы поступают в свободные производственные мощности, а готовые продукты распределяются по маркетинговым каналам среди потребителей. Логистика — невероятно сложный феномен! Только в Соединенных Штатах Америки рыночную структуру составляют примерно 1,5 млн. розничных торговцев и свыше 460 тыс. оптовиков. Для доставки продуктов и материалов этим деловым предприятиям и от них, согласно официальной регистрации, использовалось 14,9 млн единиц коммерческого грузового автотранспорта. Совокупные инвестиции в запасы в оптовой и розничной торговле превысили 893 млрд. дол.

Логистика создает добавленную стоимость в том случае, если товарные запасы размещены надлежащим образом для облегчения процесса продаж. Однако создание стоимости в сфере логистики требует значительных затрат. Хотя эти затраты с трудом поддаются измерению, но все же большинство экспертов сходится в том, что ежегодные расходы на поддержание лoгистики в работоспособном состоянии составили около 10% валового национального продукта (ВНП). Иначе: на каждый триллион долларов, потраченный на создание ВНП, приходится свыше 100 млрд дол. затрат. Расходы на транспортную логистику достигли 425 млрд. дол., что составляет 6,3% ВНП.

У отдельных компаний расходы на логистику обычно колеблются в пределах от 5 до 35% от объема продаж, в зависимости от типа бизнеса, географического масштаба деятельности и соотношения весовых и ценовых характеристик готовых продуктов и используемых материалов. Затраты на лoгистику, как правило, составляют одну из крупнейших статей расходов, связанных с ведением бизнеса, уступая место лишь затратам на сырье и материалы в производстве или себестоимости реализованной продукции в оптовой и розничной торговле.

Общая задача состоит в том, чтобы обеспечить намеченный (целевой) уровень обслуживания потребителей при минимальных общих издержках. Логистика — весьма сложная сфера деятельности, состоящая из множества отдельных частных операций. А за планирование этой деятельности и руководство ею отвечают менеджеры. Очень важно, чтобы люди, выполняющие повседневную работу в области лoгиcтики, хотя бы в основных чертах представляли себе, как их труд вписывается в общую картину. Не менее важно, чтобы лoгиcты понимали, что от недостатков или, наоборот, достижений в этой области во многом зависит успешность общей стратегии делового предприятия.

К базовым операциям относятся особые виды деятельности (транспортная и складская логистика), имеющие важное значение для бесперебойного функционирования. Они чрезвычайно разнообразны - от приема заказов и грузоперевозки до работы исполнительного директора. Природа логистики такова, что в выполнении базовых операций обычно участвует множество людей. Широкий географический разброс операций означает, что огромный объем важнейших видов работы выходит за рамки непосредственного контроля вышестоящего начальства. Таким образом, при всем многообразии видов деятельности, относящихся к логистикe, существует особая потребность в специализированных трудовых операциях. Каждая из таких операций является потенциальным объектом стандартизации, упрощения и даже полной ликвидации при возможной реорганизации логистической системы.

В заключение можно отметить, что лoгистика компании есть интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками. Она существует для того, чтобы удовлетворять запросы потребителей, в частности опосредованно - облегчая производственную и маркетинговую деятельность. На стратегическом уровне менеджеры по логистикe стремятся достичь заранее согласованного качества обслуживания клиентов на базе накопленной компетентности, доведенной до уровня высокого искусства. Проблема заключается в том, чтобы уравновесить ожидания, связанные с качеством сервиса, и требуемые затраты согласно намеченным хозяйственным целям.

Особенности логистики в России

Результаты, проводимого раз в два года исследования, отражают уровень развития различных секторов лoгиcтики. Россия имеет следующие показатели:

Системы прозрачности и контроля - 79 место;

Качество лoгиcтики и компетенций - 92 место;

Своевременность доставки - 94 место;

Инфраструктура (включая объекты транспортной и складской логистики ) - 97 место;

Международные отгрузки - 107 место;

Доля транспортных расходов в структуре ВВП России - около 20% - одна из самых высоких в мире.

Без решения транспортных проблем потенциал роста экономики России ограничен - до 3% год в ближайшие 5-7 лет

Ключевые проблемы в логистике в России

  • Неразвитая логистическая инфраструктура создает барьеры для создания эффективной сети, развития отрасли и экономики в целом;
  • Неэффективность цепей поставок в России приводит к низкой конкурентоспособности российской промышленности
  • Планирование логистики: не синхронизированность фактических продаж с планами, производством и закупками; длинный лаг коррекции производства и закупок при нестабильном спросе.
  • Организация поставок: малое количество "качественных" поставщиков - низкая конкуренция; риск попадания в зависимость от поставщиков; высокая себестоимость в сценарии самостоятельного производства.
  • Не оптимальная сеть поставщиков;
  • Неэффективная карта потоков, загрузка и тип транспорта, упаковка и т.д.
  • Производство и закупки: конфликт интересов между производством (достаточность запасов) и закупками / контроллингом (минимизация "замороженной" ликвидности).
  • Прозрачность затрат: отсутствие прозрачности в формировании логистической составляющей себестоимости (закупки, транспортировка, хранение и т.д.)
  • Высокие удельные затраты на складскую логистику : хранение и грузообработку.
  • Срывы и невозможность качественного планирования транспортной лoгиcтики.

В этом году экономическая ситуация в России хуже чем в прошлом году: объемы потребления сокращаются, что приводит к пропорциональному (а часто и большему) сокращению рынка услуг транспортной и складской логистики . Также в России по прежнему наблюдается низкий уровень качества подготовки специалистов, что приводит к кадровому дефициту профессионалов в области управления цепями поставок, складской логистикой и транспортными системами.

Тенденции развития логистики направлены на решение следующих задач:

  1. Снижение рисков безопасности цепей поставок. Компаниям необходимо интегрироваться для решения этой проблемы.
  2. Устойчивость цепей поставок. При отлаженных цепях поставок результаты логистической деятельности будут стабильные.
  3. Важно обеспечить создание ценности товаров для потребителей. Главная цель лoгиcтики - удовлетворение потребностей потребителей. Компании должны фокусировать внимание на реализующих структурах с целью получения информации от потребителей об удовлетворении их потребностей.
  4. Переход компаний от взаимодействия В2В к В2С ввиду бурного развития интернет торговли и авиаперевозок.
  • Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
  • Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества логистического обслуживания клиентов.
  • Повышайте эффективность логистических операций и производительность персонала/ресурсов.
  • Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных/финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.


Касса