У судовых двигателей принято различать максимальную, номинальную, эксплуатационную и экономичную (крейсерскую) мощности. Значение эксплуатационная мощность в большой советской энциклопедии, бсэ. Эксплуатационная мощность

ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ МОЩНОСТЬ

мощность двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе. Она зависит от загрузки машины или агрегата, на котором установлен двигатель. Например, Э. м. главного двигателя трансокеанского лайнера близка к его номинальной (расчётной) мощности, а Э. м. двигателя маневрового тепловоза существенно ниже её. В соответствии с загрузкой формируются требования к характеристикам двигателей различного назначения. Рациональное протекание рабочего процесса двигателя в режиме Э. м. обеспечивает наибольшую эффективность его в эксплуатации.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ МОЩНОСТЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МОЩНОСТЬ в Словаре экономических терминов:
    ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ - см. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ …
  • МОЩНОСТЬ
    физическая величина N, измеряемая отношением работы A к промежутку времени t, в течение которого она совершена; если работа совершается равномерно, …
  • МОЩНОСТЬ
    физическая величина, измеряемая отношением работы к промежутку времени, в течение которого она произведена. Если работа производится равномерно, то М. определяется …
  • МОЩНОСТЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МОЩНОСТЬ в Энциклопедическом словарике:
    физическая величина N, измеряемая отношением работы A к промежутку времени t, в течение которого она совершена если работа совершается равномерно, …
  • МОЩНОСТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. см. мощный. 2. Физическая величина, характеризующая работу (в 1 знач.), совершаемую в единицу времени. Мощностью в …
  • ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ
    ЭКСПЛУАТАЦИ́ОННАЯ РАЗВЕДКА, разведочные работы, проводимые одноврем. с разработкой м-ния для уточнения качества и запасов полезного ископаемого, геол. строения и …
  • МОЩНОСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ОЩНОСТЬ ИЗЛУЧЕНИЯ, см. Поток излучения …
  • МОЩНОСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ОЩНОСТЬ ЗВУКА, энергия, переносимая звук. волной через рассматриваемую поверхность за единицу времени. Ср. значение М.з., отнесённое к единице площади, наз. …
  • МОЩНОСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ОЩНОСТЬ электрическая, работа электрич. тока в единицу времени. В цепи пост. тока М. равна произведению напряжения и тока. В цепи …
  • МОЩНОСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ОЩНОСТЬ множества, понятие теории множеств, обобщающее на произвольные множества понятие "число элементов". М. множества характеризует то общее, что присуще всем …
  • МОЩНОСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ОЩНОСТЬ, физ. величина N , измеряемая отношением работы А к промежутку времени t , в течение к-рого она совершена; если …
  • МОЩНОСТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мо"щность, мо"щности, мо"щности, мо"щностей, мо"щности, мо"щностям, мо"щность, мо"щности, мо"щностью, мо"щностями, мо"щности, …
  • МОЩНОСТЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, мн. м"ощности, м"ощностей, ж. 1) Степень, интенсивность и т. п. проявления чего-л. Мощность урагана. Мощность взрыва. Мощность сигнала. Синонимы: …
  • МОЩНОСТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    1. Syn: емкость, способность, производительность, нагрузка, объем производства, отдача, пропускная способность 2. Syn: сила, интенсивность, мощь, могущество (усил.), энергия Ant: …
  • МОЩНОСТЬ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: емкость, способность, производительность, нагрузка, объем производства, отдача, пропускная способность 2. Syn: сила, интенсивность, мощь, могущество (усил.), …
  • МОЩНОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    внушительность, дюжесть, значительность, искрометность, массивность, могучесть, могущество, мощь, …
  • МОЩНОСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Отвлеч. сущ. по знач. прил.: мощный (1). 2) Толщина пласта, слоя (минералов, каменного угля, воздуха и т.п.). 3) …
  • МОЩНОСТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    м`ощность, …
  • МОЩНОСТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    мощность, …
  • МОЩНОСТЬ в Орфографическом словаре:
    м`ощность, …
  • МОЩНОСТЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= мощный мощность физическая величина, характеризующая работу N1 совершаемую в единицу времени Мощностью в 100 ватт. мощность производственные объекты (электростанции, …
  • МОЩНОСТЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    множества, понятие теории множеств, обобщающее на произвольные множества понятие «число элементов». Мощность множества характеризует то общее, что присуще всем …
  • МОЩНОСТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    мощности, ж. (книжн.). 1. только ед. Отвлеч. сущ. к мощный; сила, могущество. Мощность государства. 2. только ед. Толщина пластов и …
  • МОЩНОСТЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    мощность ж. 1) Отвлеч. сущ. по знач. прил.: мощный (1). 2) Толщина пласта, слоя (минералов, каменного угля, воздуха и т.п.). …
  • МОЩНОСТЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. мощный 1. 2. Толщина пласта, слоя (минералов, каменного угля, воздуха и т.п.). 3. Физическая …
  • МОЩНОСТЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. отвлеч. сущ. по прил. мощный 1. II ж. Толщина пласта, слоя минералов, каменного угля, воздуха и т.п. III …
  • ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ РАЗВЕДКА в Большом энциклопедическом словаре:
    разведочные работы, проводимые одновременно с разработкой месторождения для уточнения качества и запасов полезного ископаемого, геологического строения и …
  • САМЫЕ ДОРОГИЕ ОФИСНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ;"БОМБЕЙ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Самые высокие в мире цены на офисные помещениязафиксированы в Бомбее (Мумбаи), Индия. В январе 1997 г. аренда лучшихофисов в центральном …
  • ЭСТОНИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    Эстонская Республика (Ээсти Вабарийк), государство в Вост. Европе, на севере Прибалтики; омывается Финским и Рижским зал. Балтийского м. 45,2 тыс. …
  • ФОРДЗОН в Большом энциклопедическом словаре:
    сельскохозяйственный колесный трактор общего назначения. Выпускался компанией "Форд мотор" (США) в 1917-28. Копия "Фордзона" выпускалась заводом "Красный путиловец" в Ленинграде …
  • ТУРКМЕНИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Республика Туркменистан) государство на юго-западе Ср. Азии. На западе омывается водами Каспийского м. 488,1 тыс. км2. Население 4294 тыс. человек …
  • МОЛДАВИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    Республика Молдова (Republica Moldova), государство на юго-востоке Европы. 33,7 тыс. км2. Население 4,36 млн. человек (1993), 65% - молдаване, украинцы, …
  • ЛИТВА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Lietuva) Литовская Республика (Lietuvos Respublika), государство в Вост. Европе, в Прибалтике, омывается Балтийским м. 65,2 тыс. км2. Население 3798 тыс. …
  • ЛАТВИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Latvija) Латвийская Республика (Latvijas Republika), государство в Вост. Европе и Прибалтике, омывается Балтийским м. и Рижским зал. 64,5 тыс. км2. …
  • КИРГИЗИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Кыргызстан) Республика Киргизия (Республикасы Кыргызстан), на северо-востоке Ср. Азии. 198,5 тыс. км2. Население 4526 тыс. человек (1993), городское 38%; киргизы …
  • КАЗАХСТАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Казакстан), Республика Казахстан (Казакстан Республикасы), в центральной части Евразии. 2717,3 тыс. км2. Население 17186 тыс. человек (1993), городское 58%; казахи …
  • ДЕДВЕЙТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (англ. deadweight) (полная грузоподъемность судна) масса груза (полезный груз, судовые запасы, экипаж), принимаемая судном. Дедвейт при осадке по грузовую марку …
  • ГРУЗИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Сакартвело) Республика Грузия, в центральной и западной части Закавказья, на западе омывается Черным м. 69,7 тыс. км2. Население 5493 тыс. …
  • БЕЛОРУССИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Беларусь) Республика Белоруссия (Рэспублiка Беларусь). 207,6 тыс. км2. Население 10 353 тыс. человек (1993), городское 67%; белорусы (7905 тыс. человек; …
  • АРМЕНИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Республика Армения Хайастаны Ханрапетутюн), государство на юге Закавказья. 29,8 тыс. км2. Население 3412 тыс. человек (1992), городское 69,5%; армяне (3084 …
  • ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    область, в составе РСФСР. Образована 11 марта 1936. Площадь 36,4 тыс. км2 . Население 1414 тыс. человек (на 1 января …
  • ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    энергетика, отрасль энергетики, использующая ядерную энергию (атомную энергию) в целях электрификации и теплофикации; область науки и техники, разрабатывающая и …
  • ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    железная дорога, объединяет сеть дорог в пределах Челябинской, Оренбургской области РСФСР и отдельные участки в пределах Куйбышевской области РСФСР, Башкирской …
  • ЮЖНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    железная дорога, объединяет сеть дорог в пределах Белгородской области РСФСР, Харьковской, Полтавской области УССР и участки в пределах Курской области …
  • ЮГО-ЗАПАДНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    железная дорога, объединяет участки дорог в пределах Киевской, Житомирской, Хмельницкой, Черниговской, Винницкой и частично Сумской, Полтавской, Черкасской, Черновицкой, Ровенской области …
  • ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    железная дорога, объединяет сеть дорог в пределах Воронежской, Тамбовской, Липецкой области и участки дорог в пределах Ростовской, Рязанской и Белгородской …
  • ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [от электричество и...фикация ] , широкое внедрение в народное хозяйство электрической энергии, вырабатываемой централизованно на электростанциях, объединённых линиями электропередачи …

Номинальная мощность - это эффективная приведенная
мощность прошедшего обкатку двигателя, полученная при номинальной
частоте вращения с установленными заводом регулировками, укомплек-
тованного необходимыми агрегатами за исключением вентилятора, воз-
духоочистителя, глушителя шума впуска и выпуска, выпускной трубы
с отключенными генератором, гидронасосом и компрессором.

Эксплуатационная мощность отличается от номинальной
мощности тем, что при ее определении двигатель оборудуется теми аг-
регатами, которые при определении номинальной мощности исключа-
лись. Условия использования генератора, гидронасоса и компрессора
одни и те же.

Виды и программы испытаний двигателей в зависимости от целей
и назначения регламентированы ГОСТ. Так, автомобильные двигате-
ли подвергаются приемным, контрольным, эксплуатационным, научно-
исследовательским и технологическим испытаниям.

Приемным испытаниям подвергается двигатель для решения
вопроса о постановке его на производство.

Контрольные испытания проходят двигатели серийного про-
изводства для проверки соответствия их показателей утвержденной тех-
нической документации, стандартам и санитарно-гигиеническим нормам.

Эксплуатационные испытания имеют целью проверку со-
ответствия данного двигателя условиям и требованиям эксплуатации.

Научно-исследовательские испытания проводятся в
процессе доводочных работ при создании нового или модернизации вы-
пускаемого двигателя.

Технологические испытания проводят в процессе изготов-
ления двигателя и его отдельных деталей.

§ 2. Скоростные характеристики

Скоростная характеристика представляет графическую зависимость
мощностных и экономических показателей двигателя от частоты враще-
ния коленчатого вала. Различают скоростные характеристики: внешние,
с регуляторной ветвью, частичные и холостого хода.

Внешняя скоростная характеристика снимается при
полностью открытой дроссельной заслонке или максимальной подаче
топлива (положение рейки топливного насоса соответствует моменту
включения корректора подачи топлива), при работе двигателя без регу-
лятора. Характеристика позволяет определить наибольшую мощность,
которую может развить двигатель при различных частотах вращения
коленчатого вала, установленных расходах топлива, углах опережения
зажигания или опережения впрыска топлива. Опыты проводят для кар-
бюраторных двигателей, начиная с минимальной частоты вращения ко-
ленчатого вала до 1,1 номинальной частоты вращения, и для дизе-
лей в пределах от минимальной до максимальной частоты враще-
ния вала.

Внешняя скоростная характеристика имеет следующие характер-
ные точки (рис. 200,
а, б):

W hom- номинальная мощность, то есть эффективная мощность, га-
рантированная заводом-изготовителем при условиях, приведенных вы-
ше (точки
А),кВт;

Neмакс -максимальная эффективная мощность (точки А"),кВт.

Максимальная мощность может быть или равна номинальной (рис.
200,
а), либо превышать ее (рис. 200, б);

M Kn - крутящий момент на режиме максимальной мощности

(точки С"), Н-м;

Мк.н - крутящий момент, соответствующий номинальной мощности
(точки С), Н-м;

Мкмакс - максимальный крутящий момент (точки Б),Н-м;

Пном -номинальная частота вращения коленчатого вала, установ-
ленная заводом-изготовителем для номинальной мощности, об/мин. При

А/ном = N е макс Яном = п макс!
272


18 А. М. Гур«внч, Е. М. Сорокин

точки В, В"- расход топлива G T , г/с, и Е, Е"- удельный расход топ-
лива
g e ,г/(кВт-ч) соответственно на номинальной и максимальной мощ-
ности;

§е мин-минимальный удельный расход топлива (точки г),
г/(кВт-ч).

На внешней скоростной характеристике дизеля на мощности N e маК о
штриховой линией обозначено начало работы дизеля с дымлением. При
дальнейшем повышении частоты вращения возможно получение мощнос-
ти более М еМ акс, ио работа дизеля будет сопровождаться сильным
дымлением, вибрацией и повышенной температурой отработавших газов,
что недопустимо из-за большого нагарообразования и теплового пере-
напряжения деталей цилиндро-поршневой группы. По этим соображе-
ниям для дизеля принимаются A/щш^А/еманс- У дизеля более пологое
протекание кривой
M K -f(n)объясняется конструктивными особеннос-
тями топливных насосов. Этот недостаток снижает приспособленность
дизеля к преодолению перегрузок, и для его устранения регуляторы топ-
ливных насосов снабжаются корректорами, увеличивающими подачу
топлива за цикл на режимах перегрузок.

Скоростная характеристика с регуляторной ветвью называется ре-
гуляторной характеристикой.Характеристика определяется при положе-
нии органов управления регулятором скорости, соответствующем полной
подаче топлива при включенном регуляторе (Дизели). Характеристика
снимается при последовательном увеличении нагрузки двигателя, начи-
ная от холостого хода до максимальной мощности, а далее до частоты
вращения, соответствующей режиму максимального крутящего момен-
та. Характеристики позволяют судить о мощностных и экономических
показателях двигателя при работе с регулятором.

Регуляторная характеристика строится в функции мощ-
ности
М к, п,G T , g e =f(N e),частоты вращения N e , М и,G T g e =/(«) или
крутящего момента
N e , п,G T , g e =f(M K).

Предпочтительно построение регуляторной характеристики в функ-
ции эффективной мощности, так как она более наглядна для суждения
о работе двигателя на основном (регуляторной) режиме.

Кривая регуляторной характеристики (рис. 200, в)имеет две час-
ти: участок
ав,на котором работа двигателя управляется регулятором,
и участок
вс,на котором регулятор не оказывает воздействия на работу
двигателя: на этом участке при увеличении нагрузки происходит резкое
падение частоты вращения, и подача топлива увеличивается за счет дей-
ствия корректора. Участок
авхарактеристики называется регуля-
торной ветвью,а участок вс - безрвгуляторной ветвью.Иногда отчетли-
вой границы между этими участками может не быть, что определяется
особенностями устройства корректора.

По скоростным характеристикам определяют коэффициент запаса
крутящего момента, который характеризует способность двигателя пре-
одолевать кратковременные увеличения внешних сопротивлений трак-
тора (автомобиля) без перехода на низшую передачу.

Эксплуатация двигателя

Лекция № 15

Показатели работы двигателя - это параметры его рабочего процесса - мощность, крутящий момент и расход топлива.

Мощность двигателя характеризуют по-разному. Если нужно оценить работу, которую выполняют газы, расширяющиеся внутри цилиндра двигателя, то говорят об индикаторной мощности двигателя . Если речь идет о работе, которую выполняет вращающийся коленчатый вал, то говорят об эффективной мощности. Эффективную мощность, отнесенную к одному литру рабочего объема двигателя, называют его литровой мощностью . Этот показатель харак­теризует степень совершенства двигателя с точки зрения использования его рабочего объема.

Максимальную мощность двигатель может развивать ограниченное время.

Номинальная мощность гарантируется заводом-изготовителем при полностью открытой дроссельной заслонке и номинальном числе оборотов в нормальных (расчетных) условиях окружающей среды.

Эксплуатационную мощность выбирают исходя из конкретных условий эксплуатации с целью обеспечения достаточного моторесурса двигателя. Снижение величины отбирае­мой мощности весьма существенно повышает моторесурс двигателя.

Экономичная мощность соответствует минимальному расходу топлива. Обычно максимальная мощность превышает номинальную примерно на 10 %, эксплуатационная составляет около 90-70 %, а экономическая - около 50 % номинальной.

Эффективный крутящий момент - это результирующий момент всех сил, которые вызывают вращение коленчатого вала. Крутящий Момент и мощность вращательного движения взаимосвязаны: мощность равна произведению крутящего момента на угловую скорость вращения. Поэтому эффективный крутящий момент двигателя обратно пропорционален частоте вращения коленчатого вала и прямо пропорционален эффективной мощности двигателя при этой частоте вращения. Максимальный крутящий момент двигатель развивает при одной определенной частоте вращения.

Расход топлива , отнесенный к одному часу работы двигателя, называют часовым расходом топлива и выражают его в килограммах за час. Часовой расход топлива, отнесенный к единице эффективной мощности двигателя, называют эффективным удельным расходом топлива и измеряют его в граммах на киловатт-час или в граммах на лошадиную силу-час. Различают минимальный расход топлива при полностью и не полностью открытой дроссельной заслонке. В первом случае карбюратор готовит горючую смесь мощностного (обогащенного) состава, во втором - экономичного (обедненного) состава. Каждой из этих величин минимального расхода топлива соответствует определенное значение частоты вращения коленчатого вала.

Особенности эксплуатации двигателя на мало­мерном судне. На маломерном судне двигатель эксплуатируется только во время навигации, после чего его консервируют для зимнего хранения. Двигатель во время навигации, как правило, работает не регулярно. Поэтому в процессе эксплуатации важную роль приобретает подготовка двигателя к пуску после достаточно длительного перерыва в работе.



Уход за двигателем во время эксплуатации принято называть техническим обслуживанием, цель которого - обеспечить нормальные условия работы механизмов и систем двигателя. Своевремен­ное и качественное техническое обслуживание способствует посто­янному поддержанию двигателя в рабочем состоянии, снижению расхода топлива и масла, уменьшению интенсивности износа дета­лей, предупреждению, своевременному выявлению и устранению неисправностей, что в конечном счете повышает безотказность ра­боты и удлиняет срок службы двигателя.

Техническое обслуживание носит планово -профилактический характер. Кроме регулярного ухода за двигателем перед, во время и после выхода в плавание периодически выполняются более сложные виды технического обслуживания, сроки проведения и объем которых задаются регламентом, установленным заводом-изготовителем и указанным в инструкции по эксплуатации. Поэтому такой вид технического обслуживания называют регламентными работами.

В процессе эксплуатации двигателя выявляются его неисправности и отказы.

Неисправность ухудшает техническое состояние двигателя, но он продолжает работать, хотя и неудовлетворительно.

При отказе, возникающем вследствие поломки деталей, двигатель полностью неработоспособен.

Многие неисправности механизмов и систем двигателя, например, нарушения каких-либо регулировок, могут быть устранены без его разборки. В противном случае, а также при отказах воз­никает необходимость в ремонте, связанном с разборкой двигателя. В отличие от регламентных работ, ремонтные выполняются по потребности.

В условиях эксплуатации маломерного флота без централизо­ванной ремонтной базы особо важную роль играет не только тщательность регулярного ухода за двигателем, но и умение водителя-моториста обнаруживать неисправности механизмов и систем двигателя, а затем и устранять многие из них.

Обнаружение неисправностей двигателя основано на контроле и оценке его технического состояния, которые производят во время работы двигателя и его технического обслужива­ния. Состояние двигателя зависит от того, как протекает его рабочий процесс, каков его температурный режим и условия смазки деталей, насколько велик износ трудящихся поверхностей. Эти факторы зависят, в свою очередь, от того, как функционируют механизмы и системы двигателя.

Неисправность механизма или системы характеризуется определенными внешними признаками . Это могут быть падение мощности, затрудненный пуск, неустойчивая работа, перегрев, посторонние шумы и стуки, дымление и т. п. Обнаружить измененное состояние двигателя способен и малоопытный водитель-моторист. Гораздо сложнее распознать причину неисправности: одни и те же признаки могут быть у разных неисправностей.

Обнаружение неисправностей в работе двигателя по внешним признакам называют диагностикой, в которой можно выделить два этапа: вначале определяют, какой механизм или система неисправны, затем - что является конкретной причиной этой неисправ­ности. Для этого нужно знать, во-первых, внешние признаки неисправностей механизмов и систем двигателя, во-вторых, как внешние признаки связаны с причинами неисправностей, вызывающих эти признаки.

Простейшие диагностические работы выполняют во время технического обслуживания двигателя. Тогда же устраняют возможные причины некоторых неисправностей. Более сложные диагностические «рецепты» приводятся обычно в инструкциях по эксплуатации конкретных двигателей. Однако и в простых, и в сложных случаях для быстрого и верного определения неисправности нужно хорошо знать принцип действия и устройство двигателя, назначение и взаимодействие его механизмов и систем.

Главный принцип поиска неисправностей и их причин - последовательная проверка возможных предположений. Бесполезно и даже вредно искать неисправность путем неоправданной разборки двигателя: это нарушает взаимодействие приработавшихся деталей, изменяет рабочие зазоры и ухудшает герметичность.

Статистика показывает, что почти все неисправности и отказы, которые происходят в течение гарантийного срока службы серийного двигателя, являются следствием неправильной эксплуатации, несоблюдения режима обкатки, несвоевременного выполнения регламентных работ, т. е. нарушения правил эксплуатации, установленных заводом-изготовителем и указанных в инструкции к двигателю.

В заключение следует отметить основное правило эксплуатации двигателя: необходимо устранять всякую неисправность и причины, ее вызывающие, как только она обнаружена, не дожидаясь, пока она приведет к другим неисправностям.

Техника безопасности . Все вращающиеся части меха­нической установки должны быть закрыты съемными прочно за­крепленными кожухами и щитками, исключающими доступ или попадание на эти части одежды. Техническое обслуживание и ремонт следует производить только на остановленном двигателе. Чтобы избежать ожогов, выпускной трубопровод катерного двигателя изолируют асбестом.

При ручном пуске катерного двигателя нужно стоять с левой стороны, плотно обхватив пусковую рукоятку так, чтобы пальцы руки были с одной стороны рукоятки. В противном случае можно получить травму при обратном вращении (отдаче) коленчатого вала. Рукоятку нужно вращать полуоборотами на себя.

Во время пуска подвесного мотора необходимо устойчиво стоять на ногах или сидеть в лодке, чтобы не потерять равновесия. Нельзя при этом близко наклоняться к двигателю. Запуская мотор с помощью аварийного шнура, нельзя наматывать его на руку, а также привязывать что-либо к свободному концу - зацепившийся за маховик шнур может нанести травму.

Не следует заводить перегретый двигатель или двигатель с ранним опережением зажигания - отдача коленчатого вала от преждевременной вспышки может вызвать травму. Если катерный двигатель перегрет, то открывать крышку горловины расширительного бачка следует только в рукавицах, чтобы избежать ожога. Нельзя приближать лицо к горловине. Уровень воды в бачке про­верять при небольшой частоте вращения двигателя.

Следует избегать применения этилированного бензина. Он ядовит и вызывает тяжелое отравление, попадая в желудок, на кожу, при вдыхании его паров. Если все же такой бензин применяется, то нужно соблюдать следующие меры предосторожности: хранить бензин только в посуде, имеющей плотные крышки с прокладками, и только в местах, где не находятся люди, пища или одежда; не подсасывать бензин через шланг ртом и не продувать ртом топливопроводы и жиклеры; не применять бензин для мытья рук и деталей двигателя, чистки одежды, в паяльных лампах и примусах; не проливать бензин в закрытых помещениях, если он все же пролит, то протереть загрязненное место сухой, а затем смоченной керосином тканью; при удалении нагара из двигателя, работавшего на этилированном бензине, предварительно смочить нагар керосином или маслом; работать только в изолирующих кожу рук перчатках (резиновых, кожаных); при попадании бензина на кожу немедленно снять его ветошью, смоченной керосином, ста­раясь не втирать жидкость в кожу, затем обмыть этот участок кожи горячей водой с мылом; одежду, облитую бензином, немед­ленно снять, проветрить на открытом воздухе в течение двух часов и постирать.

Эксплуатацио"нная мо"щность двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе. Она зависит от загрузки машины или агрегата, на котором установлен двигатель. Например, Э. м. главного двигателя трансокеанского лайнера близка к его номинальной (расчётной) мощности, а Э. м. двигателя маневрового тепловоза существенно ниже её. В соответствии с загрузкой формируются требования к характеристикам двигателей различного назначения. Рациональное протекание рабочего процесса двигателя в режиме Э. м. обеспечивает наибольшую эффективность его в эксплуатации.

Эксплуатация

Эксплуата"ция (от франц. exploitation - использование, извлечение выгоды), 1) присвоение результатов чужого труда собственниками средств производства в классово антагонистических общественно-экономических формациях. Э., как социальное явление, предполагает систему принуждения к труду, посредством которой господствующие классы безвозмездно присваивают продукты прибавочного труда , а иногда и часть необходимого труда непосредственных производителей. Материальные предпосылки Э. появляются тогда, когда развитие производительных сил достигает уровня, при котором становится возможным создание не только необходимого продукта , но и прибавочного продукта . Социально-экономические условия Э. человека человеком возникли в период разложения первобытнообщинного строя, с образованием института частной собственности и расколом общества на антагонистические классы.

Методы Э. специфичны для каждой общественно-экономической антагонистической формации и определяются способом соединения рабочей силы со средствами производства. Для рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций типичным было внеэкономическое принуждение к труду, тогда как капитализм создал систему экономического принуждения к труду. Степень Э. измеряется отношением прибавочного продукта к необходимому продукту (соответственно, прибавочного труда к необходимому труду).

Исторически первой и наиболее грубой формой Э. было рабство . В рабовладельческом обществе собственностью рабовладельцев являлись не только средства производства, но и рабочая сила. Весь создаваемый продукт безвозмездно присваивался классом рабовладельцев, которые выделяли рабам жизненные средства, едва достаточные для полуголодного существования.

С установлением обществ, собственности на средства производства происходит ликвидация эксплуататорских классов и устраняется Э. человека человеком (см. Социализм ).

2) Разработка, использование природных богатств. 3) Использование средств труда и транспорта.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 17, 23, 24, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., г. 23; его же, Капитал, т. 3, гл. 20, 36, 47, там же, т. 25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отдел 2-3, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т, 21; Ленин В, И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39.

А. А. Хандруев.

Эксплуатация опытная

Эксплуата"ция о"пытная, проверка и освоение в эксплуатационных условиях технических объектов (приборов, машин, устройств, установок и т. п.), их технического обслуживания и технической документации. Цель Э. о. - приобретение эксплуатационных навыков, отработка приёмов организации и осуществления технического обслуживания, выявление наличия и характера повреждений и отказов, проверка на практике мер борьбы с отказами. Для решения этих задач проводят дополнительные (кроме тех, которые записаны в основной технической документации) наблюдения за работой технических объектов, иногда с помощью специальной контрольной аппаратуры.



Бизнес идеи