Теоретические основы мотивации и стимулирования труда. Потребности – мотив – цель – задачи – действия – операции (способы) – действия контроля и оценки

а) потребности

С точки зрения А. Н, Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Личность – это, прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходным побуждением его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.

Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит идентификация с предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

Все потребности человека могут быть разделены на материальные и духовные. Потребности в пище, жилье и одежде являются насущными потребностями человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяет их уровень развития и характер.

Органические потребности представлены в психике, прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности.

Возникающие в связи с потребностями мотивы вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.

б) структура деятельности

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат.

Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделение труда порождают своеобразный характер ее мотивации. В силу общественного характера, деятельность из инстинктивной, как у животных, - становится сознательной. Вместе с тем создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности и т.п. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, умения и навыки, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели. Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата еще какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив – стремление выполнить свои обязанности, а также проявить себя, заслужить общественное внимание.

Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивом, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей. Они могут состоять из одной или нескольких операций. Выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно назвать и операций. Характер операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и самого человека, а также значимость его деятельности.

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 159.923 К.Р. Сидоров

РАЗЛИЧИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ, МОТИВОВ И ЦЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

С позиций психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева устанавливается различие между потребностями, мотивами и целями. Рассматривается положение о неоднозначном их соотношении. Обсуждаются наиболее известные классификации указанных образований.

Ключевые слова: потребности, мотивы, цели, личностный смысл, психологическая теория деятельности.

В психологической теории необходимо различать такие понятия, как потребность, мотив, цель. Именно эти конструкты используются современной психологией для обозначения причин человеческого поведения, и каждый из них имеет своё содержание, объём, специфическое значение.

Понятие «потребность» используется в биологии и выражает объективную нужду организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых систем . Животное, которое нуждается в пище, будет проявлять поисковую активность. При нахождении предмета, способного удовлетворить потребность, при употреблении пищи напряжение, вызванное голодом, снижается, а далее «снимается». Данный механизм обеспечивает выживание животного мира. Это относится и к другим видам потребностей (например, потребность в воде, кислороде, уринации и т. д.), которые неустранимы и природосообразны. Многие потребности являются врожденными.

В психологии имеются различные классификации потребностей. Так, Г.А. Меррей делит потребности на первичные (висцерогенные) - в воде, пище, уринации, сексуальной разрядке, избегании голода и т. д. Они базируются на органических процессах и возникают или циклично (еда), или в связи с необходимостью регуляции (избегание голода) и вторичные (психогенные), которые продуцируются, порождаются теми или другими психическими состояниями или явлениями (представлениями, допустим) .

Когда говорят о потребностях, с которыми рождается человек (и высшие животные), то к элементарным биологическим потребностям необходимо добавить еще две - потребность в контактах с себе подобными и познавательную потребность. Эти потребности рано проявляются в онтогенезе (так называемый комплекс оживления, который можно наблюдать в возрасте 1,5-2 месяцев: первые раздражители - голос матери, её лицо, прикосновение, на которые появляется положительная реакция ребенка), и от степени их удовлетворения зависит психическое развитие человека. Вышеуказанные потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему так же, как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми и познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа .

Соотношение между потребностями и мотивами устанавливает Леонтьев (2001). Он предлагает «повернуть» проблему потребностей в проблему содержания потребностей. Потребность необходимо конкретизировать, опредметить, выделить предмет, может быть, круг предметов, который(ые) эту потребность удовлетворяет(ют). Потребности становятся предметными. Что стоит взятое абстрактно чувство жажды? Пока это чувство не наполнено представлением о предмете, оно не побуждает действие. Только тогда, когда человек видит или представляет стакан воды, жажда «бросает» его к стакану, то есть нужно, чтобы потребность была представлена в предмете. Необходим путь от абстракции потребностей к содержательной их характеристике, то есть к мотивам. Этот путь и есть ключ к пониманию самих потребностей. Предмет потребности - это то объективное, ради чего совершается

действие, разворачивается деятельность, направленная (и побуждаемая) предметом потребности -мотивом. Мотив (от лат. «тоуео» - двигаю, т. е. двигатель; то, что двигает) как предмет потребности может быть идеальным, вещественным - воспринимаемым, воображаемым или мнимым. Данный как в восприятии, так и существующий только в воображении, мысли .

Современная психология под мотивом понимает внутренние силы поведения; то, что активизирует, точнее, динамизирует движение, деятельность (внешнее поведение, внутренние психические процессы), а также то, что может породить фрустрацию - невозможность удовлетворения требований динамических и активизирующих сил. К мотивам относят различные динамические структуры -электрический раздражитель, эмоциональные переживания, зарплату, чувство долга, потребность самопожертвования и т. д. Таким образом, круг феноменов, относящихся к мотиву, достаточно широк. К примеру, имеется точка зрения (гедонизм как воззрение), что человек подчинен поиску удовольствий и соответственно избеганию неудовольствия; это и есть основной смысл человеческого существования. Об этом говорит философ, писатель Дж. С. Милль. Он подмечает, что нельзя стремиться к счастью, нельзя стремиться к удовольствию. Можно стремиться к некоторой цели, которая даст удовольствие или счастье . Следует напомнить, что эмоциональные процессы выполняют функцию ориентиров реализации «ради чего?» (мотивов), в этом смысле они производны от мотивационной сферы (системы мотивов). Как указывает Ю.Б. Гиппенрейтер, в теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву.

Бесспорно, по мнению Леонтьева, динамические структуры существуют, но необходимо выделить среди этих динамических сил, в системе актуализирующих, активизирующих факторов, какой-то особенный класс, класс собственно мотивов, мотивов не в широком, а в узком смысле этого слова. Мотив отвечает потребности (её раскрывает), то есть направляет на себя деятельность, удовлетворяющую эту потребность. Следовательно, сама деятельность может быть классифицирована в зависимости от мотивов, её побуждающих и направляющих. Деятельность в психологическом смысле может быть различной, в зависимости от того, каков мотив, её направляющий, лежащий в её основе. Например, трудовая деятельность может быть различной - деятельность рабская, из-под кнута; деятельность ради материальной выгоды, обогащения; деятельность ради пользы производству, обществу, стране. Таким образом, между потребностями и мотивами установлено различие, а не тождество. Но между этими образованиями, существует связь, соотношение. Причем соотношение неоднозначное: потребности может соответствовать целый класс мотивов, а мотив может входить в разные по-требностные классы. Леонтьев указывает на то, что развитие потребностей связано с расширением круга предметов (мотивов) способных эти потребности удовлетворить. Следовательно, можно прогнозировать судьбу потребностей, влиять на них через мотивы их удовлетворяющие . Диагностика мотивов и потребностей не тождественна, но взаимосвязана. Диагностика мотивов необходима для диагностики потребностей, но она недостаточна .

А.Н. Леонтьев (2001) предложил несколько классификаций мотивов, используя различные основания. Если за деятельностью всегда стоит мотив, то за следующим, ниже лежащим уровнем в макроструктуре человеческой деятельности - действием стоит цель (подробное раскрытие психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева смотрите в работе: ). Действие - процесс, подчиненный представлению о том результате, который необходимо достигнуть, то есть цели. Действия - основные «составляющие» отдельных человеческих деятельностей, являются полимотивиро-ванными, то есть за ними, как правило, стоит множество мотивов, которые образуют иерархические отношения по принципу доминантности-подчиненности. По этому основанию различают доминирующие мотивы (собственно мотивы) и подчиненные мотивы (мотивы-стимулы). Первые занимают высшие позиции в иерархии, побуждают и направляют поведение, деятельность, выполняя функцию смыслообразования (ради чего осуществляется действие). Вторые определяют динамику действия: включение, поддержание, степень напряженности, то есть динамические характеристики (положительно или отрицательно стимулируют действие), и занимают нижние позиции в иерархии.

Полимотивированность человеческих действий указывает на сложность мотивационной сферы, и это необходимо учитывать в юридической практике при классификации преступления (а значит, и степени ответственности), учитывать при этом иерархию мотивов в каждом конкретном случае, так как одним и тем же действием, поступком можно реализовать разную систему отношений. Обратимся к фактам и примерам. Библейский пример. Описание суда еврейского царя Соломона, касающееся справедливости судебной практики и открывающее путь к изучению мотивов через анализ поступков

человека в экстремальной ситуации. «Мудрость свою Соломон показал, прежде всего, на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», - говорила каждая. Так спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон сказал: «Принесите меч». И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин при этих словах воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!» Другая же напротив говорила: «Рубите, пусть не достанется ни ей, ни мне». Тогда Соломон сказал: «Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать»» . Другой пример. Касается он преподавателей, которые оценивают ответы учащихся на экзамене (На это еще в свое время указывал сам Леонтьев.) Это действие, связанное с возложенными на преподавателей правами и обязанностями, а также ответственностью, так как необходимо дать объективную оценку. Это и есть отношение к обществу и своим служебным обязанностям. Деятельность общественная, реализующая систему отношений «Я - общество», но преподаватель входит и в систему другого отношения - отношения к конкретному человеку - «Я - экзаменующийся». Оно может быть положительным, доброжелательным в целом - не хочется ставить низкую оценку, лишать стипендии учащегося при слабом ответе. А ответ действительно оказывается слабым. Как быть? Двойная мотивация? Две разнонаправленные тенденции. Что победит? А победит то, что имеет большее значение для преподавателя, большую ценность . Столкновение различных мотивов, их «конкуренция» за реализацию поведения и есть внутриличностный конфликт.

Следующая классификация основана на отношении мотива к сознанию. Мотивы можно разделить на неосознаваемые, то есть мотивы, которые вообще не осознаются (большой класс), и сознаваемые ретроспективно, то есть актуально не осознаваемые, но осознаваемые вообще. Например, человек совершил поступок, сделал что-то, а затем, с течением времени, осознал мотивы собственного деяния (приписал им собственное значение иначе, значение для себя, личностный смысл). Личностный смысл в теории деятельности есть отражение в сознании отношения мотива деятельности к цели действия . К примеру, человек ответил себе на вопрос: ради чего он совершил тот или иной поступок, осуществил конкретное действие. Далее идут мотивы, сознаваемые перспективно (заранее, актуально сознаваемые). Например, студент осознает, ради чего он целыми днями глубоко изучает математику. Или, к примеру, из биографических данных, академик А.Д. Сахаров всегда считал, что главное призвание его в жизни - это теоретическая физика .

Имеется и еще одно различие мотивов, которое проводит А.Н. Леонтьев. Это мотивы потенциальные, мы их можем не знать, скрытые, но уже существующие, и мотивы актуальные (актуальнодействующие), позволяющие осуществить целеобразование, действие. Целеобразование - функция мотивов; порождение новых целей в деятельности. В этом случае мотивы выполняют ещё одну, очень важную функцию в структуре деятельности - определяют зоны целей, отбирают цели и их фиксируют.

Что такое цель? В психологической литературе много трактовок. Целью называют любое предвосхищение будущих полезных для организма результатов (П.К. Анохин, Э. Толман) или даже формальное описание конечных ситуаций, задаваемых в любой системе (в том числе технической). В теории деятельности термин «цель» связывается с осознанным отражением будущих результатов действия .

Как указывал А.Н. Леонтьев, соотношение мотивов и целей неоднозначно. Одним и тем же действием можно разную систему отношений реализовать (один, два, множество мотивов). Допустим, имеется цель поездки в Москву. Человек едет в Москву. Ради чего осуществляет поездку? Ради того, чтобы посетить музеи, театры. Ради того, чтобы встретиться с друзьями. Мотивов за одним действием может быть множество. Может быть и другое соотношение - один мотив выполняет функцию це-леобразования - отбирает, фиксирует цели, точнее, цепочку целей. Мотивы входят в сознание не только через личностный смысл, не только в форме стремления к цели, но и в форме порождаемых ими особенностей цели как осознанного отражения будущих результатов. Мотивы выполняют в деятельности и структурирующую функцию . На уровне целей также устанавливаются иерархические отношения. В этом случае говорим о действиях первого, второго, третьего и т. д. порядка . К примеру, в приведённом выше случае указывалась некоторая общая цель поездки в Москву (напомним, что если будем раскрывать, ради чего ставим эту цель, то это будет уровень деятельностей, мотивов,

осознаваемых в данном случае). Чтобы реализовать эту цель (поездка в Москву и есть действие первого порядка), ему нужно выполнить ещё ряд действий - купить билет на поезд, собрать сумку и т.д. (речь идет о действиях второго порядка). Чтобы купить билет, нужно осуществить ряд ещё более мелких действий - взять деньги на билет, дойти до остановки автобуса, сесть на транспорт и т. д. (в этом случае мы говорим о действиях третьего порядка).

В связи с этим возникает важная диагностическая проблема - как по действиям человека прогнозировать мотивы, за ними стоящие, анализировать мотивационную сферу личности, а значит и последующие действия человека, его поступки, возможно, их результативность.

Имеется и ещё одна составляющая соотношения мотивов и целей - их совпадение, точнее, трансформация действия в деятельность (механизм сдвига мотива на цель, другой вариант - механизм превращения цели в мотив), иначе - осознание мотивов, их возвышение, что характерно для зрелых личностей . На эту проблему указывал в XIX в. В. Вундт (работа «Механизм гетерогонии целей». Гетерогенна - извне как бы приходящая. Механизм, приводящий к осознанию мотива, ретроспективно, проспективно даже). К примеру, иногда перед человеком возникают цели, которые он стремится достигнуть ради чего-нибудь постороннего этим целям. Динамика движения показывает, что иногда эти цели, достигаемые ради чего-то другого, постороннего этим целям, превращаются в самоцели, то есть приобретают собственную ценность (собственный смысл), начинают преобразовывать, приобретая сами побудительную силу. Обычно так формируются познавательные мотивы . Например, молодой аспирант, юный исследователь, решил заняться математической логикой. Ради чего? Ради того, чтобы повысить свой профессиональный уровень. Со временем математика занимает его настолько, что занятия ею проводятся ради её глубокого изучения (в данном случае цель становится мотивом).

Если вернуться к проблеме целеобразования то следует отметить, что она экспериментально изучалась О.К. Тихомировым. Благодаря проводимым под его руководством экспериментальным исследованиям вскрыты: содержание, механизм процесса целеобразования. Раскрыто действие степени значимости мотивов на выбор конкретных целей, дана характеристика продуктивности процесса це-леобразования, выделена ещё одна функция мотивов в деятельности - структурирующая, указаны виды целей (например, общие и конкретные), отмечается влияние на процесс их порождения отдельных психических функций и т. д.

С понятием «цель» тесно связано другое понятие - «уровень притязаний». Уровень притязаний рассматривается в значении уровня трудности выбираемых субъектом целей . Изучение концепта «уровень притязаний», вскрытие его механизмов, половых, возрастных особенностей, исследование связи с другими образованиями (например, самооценкой) проведено Л.В. Бороздиной и ее исследовательской группой.

В зарубежной психологии цель, её виды - внешние (извне поставленные), внутренние (сам субъект перед собой), выделяемые параметры - вероятность достижения цели, трудность цели, специфичность (в значении четкости, определенности) исследуются в ракурсе анализа продуктивности действий .

Итак, понятия «потребность», «мотив», «цель» используются современной психологией для объяснения причин человеческого поведения. Каждое из данных понятий имеет своё содержание, объем, специфическое значение, и их не следует употреблять синонимично. Дифференцирование этих понятий, установление соотношения между ними проведено А.Н. Леонтьевым, и эта позиция представляется наиболее перспективной. Неоднозначное соотношение потребностей и мотивов, с одной стороны, мотивов и целей - с другой, позволяет обозначить новую проблему - создание диагностического инструментария, релевантного каждому из конструктов (учитывая их дифференциацию и классификацию) в целях прогноза поведения, деятельности человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: учеб. пособие. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. 184 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2003. 336 с.

3. Закон Божий (на русском языке). Московская патриархия. Ленинградское епархиальное управление. 4-е изд. / Сост. Протоирей Серафим Слободской. N.Y., 1987. 720 с.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.

5. Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева,

В.В. Столина. СПб., 2000.

6. Наша история. 100 великих имен: Андрей Сахаров / Еженедельное издание. 2010. Вып. 41. М.: ООО «Де Агостини». 32 с.

7. Сидоров К.Р. Уровневая модель психики: психологическая теория деятельности // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Вып. 2.

8. Субботин В.Е. Интенциональные процессы и эффективность действия // Современная психология: справочное руководство / под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.

9. Тихомиров О.К. Исследование целеобразования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. №1.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

11. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 240 с.

12. Холл К., Линдсей Г. Классификация потребностей Г. Меррея // Общая психология. Тексты: в 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Кн. 2. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Моск. пси-хол.-соц. ин-т, 2004.

Поступила в редакцию 02.11.10.

Distinction of needs, motives and goals in psychology

The author establishes the distinction between needs, motives and goals from the position of the psychological theory of

activity by A.N. Leontyev. The statement about their ambiguous correlation is considered. The most known classifications of the specified formations are discussed.

Keywords: needs, motives, goals, personal sense, the psychological theory of activity.

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: [email protected]

Sidorov K.R., candidate of psychology, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: [email protected]

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория «поля» К. Левина (см. Топологическая психология), этология), детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами (психоанализ), иерархия мотива (психоанализ, «гуманистическая психология» и др.), целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики мотива. Развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

Потребность (в психологии) - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребность человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребности является одной из центральных задач формирования личности.


ЦЕЛЬ - осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель - всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях: 1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система; 2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности. Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное - разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.

Потребности человека субъективно переживаются им как желание, влечение или стремление. Сигнализируя о возникновении потребностей и об их удовлетворения, эти переживания регулируют деятельность человека, стимулируя или ослабляя ее. Наличие потребности и ее непосредственного, чувственного выражения (желание, поезда и т.д.) еще не является достаточным условием для того, чтобы деятельность по ее удовлетворения (или направлена на другой предмет) могла осуществиться. Для этого необходимо объект, который, отвечая потребности по содержанию, стал бы возбудителем деятельности, предоставил бы ей конкретной направленности. Человеку присущи высшие формы отражения действительности, а потому объекты, которые возбуждают деятельность, могут возникать в форме идеи или нравственного идеала. Именно этот осознаваемый образ, который возбуждает деятельность, ориентирует ее на удовлетворение определенной потребности, называют мотивом деятельности, реализуется.

Мотивы деятельности человека могут возникать в его сознании как конкретные чувственные или мыслительные образы рядом с ассоциированными с данным образами представлениями (например, для путешественника образ очага ассоциируется с теплом, светом, отдыхом и т.д.). Мотив может возбуждать частичную, конкретное действие и прямо совпадать с целью данного действия (или конкретного действия), с тем, что достигается в результате выполнения действия. В сложных случаях мотивы могут не совпадать с целью отдельного действия непосредственно, а потребует многих действий, достижения многочисленных частных целей. Иногда деятельность, соответствующую такому мотиву, может происходить в течение значительного периода времени - месяцы, даже годы. Однако мотивы и цели действий человека не совпадают по своему существенным определением; так, в зависимости от жизненных обстоятельств один и тот же мотив может реализоваться в различных по своим целям действиях, а внешне одинаковые действия могут иметь разные мотивы.

Понимание мотивов деятельности и представления о механизмах их образования имеют очень важное значение и для личности как субъекта деятельности, и для научного понимания психологического содержания данных процессов. Именно от мотива зависит, что (в психологическом смысле) представляет собой то или иное действие, который субъективный смысл она имеет для данного человека, как воспроизводит ее внутренний мир, "картину ее" Я ". Мотивы деятельности человека отражают характерные для нее способы реагирования на те или иные элементы окружающей (внешней) и скрытой (внутренней) сферы существования человека. Уровень осознание мотивов собственной деятельности освещает присущ человеку способ реагирования на отдельные явления: спонтанные действия, направлены организованы действия и т. Содержательный "масштаб" мотивировки человеком своих действий характеризует как содержательный пространство ЕЕ реального и духовного существования, так и личностную "зрелость" в овладении предметным миром и собственными переживаниями взаимодействий с этим миром. Вообще мотивационная сфера личности формируется, развивается и реализуется в соответствии с формирования, развития и последовательного выявления «Я» конкретной личности.

Теории мотивации.

Соотношение между действиями человека и причинами, которые обусловливают и объясняют эти действия, описывает понятие мотивации. Это определенная совокупность факторов (мотивов, эмоциональных переживаний, ожиданий, попыток и т.д. личности), которые вызывают ту или иную форму активности личности, направленную на внешний мир, явления индивидуального «Я» или другие уровни существования сущего. Можно говорить об универсальной структуре мотивации личности, однако содержание мотивации действий и поведения человека всегда будет оставаться сугубо индивидуальным, неповторимым. Прежде чем рассмотреть психологические механизмы возникновения и развертывания указанных явлений, обратимся к истории психологических взглядов на природу мотивации человека.

Изучение мотивации имеет давнюю историю. Уже в учениях древних мыслителей обосновывается объективно причинной подход к объяснению природы мотивации. Шире ее исследование начинается в XV в., В период господства идей гедонизма, согласно которым удовольствие, наслаждение считались высшим благом и целью жизни, а детерминантами поведения признавались лишь стремление к удовлетворению и избежания недовольства как первичные, заложенные в природе человека. К вопросам мотивации обращались философы XVII в. - Спиноза, Гоббс, Декарт. Спиноза считал, что аффективность, страстная мотивационная направленность должны рассматриваться с объективной точки зрения. Он писал, что человек свои действия осознает, но причин, по которым они определяются, не знает. Механизмы "осознание" скрытых возбудителей поведения и действия и постепенное подчинение энергии этих возбудителей сознанием - один из психологических механизмов "этического" действия и поведения человека в обществе.

Английский философ-материалист Гоббс, который создал первую завершенную систему механистического материализма, исходя из неизменной "чувственной" природы человека, считал основными моральными побуждениями человека стремление к самосохранению и собственной целостности. Предметом поездов и желаний он считал "благо", а "зло" рассматривал как предмет отвращения и ненависти. Гоббс, как и Спиноза, в отличие от декартовского "бесплотного" понимание природы человеческих поездов рассматривал их как телесно локализованы чувственные стремления, определяющие поведение. Спиноза, указывая на иллюзорность декартовской "свободы воли", спонтанности волевого импульса, считал важнейшим толчком действия и поведения человека поезд, который при осознании его становится желанием, что имеет отношение уже не только к телу, но и душе.

В конце XVII в. в рамках "асоцианистського толкование" природы мотивации человека цель поведения рассматривается как стремление к поддержанию баланса, своеобразной равновесия между удовольствием и неудовольствием.

С выделением психологии как самостоятельной науки начинают складываться различные направления и школы толкования психологической природы явлений жизни человека, в том числе разрабатываются теории мотивации.

Так создаются концептуальные модели мотивации в пределах интроспективной психологии (У.Джеймс), бихевиоризма (Дж.Уотсон, Е.Тол-мен, К.Халл и др.), Гештальт (Клевин), психоанализа (3. Фрейд,

К. Юнг и др.). В целом можно выделить два основных направления понимание мотивации. Психологические теории первого направления (необихе-виоризм, психоанализ) при решении проблемы движущих сил поведения человека развивают гомеостатические модель функционирования психического. Согласно этой модели личность стремится к снижению напряжения (редукция напряжения), уравновешивания своего взаимодействия с социальной средой, к смягчению "извечного конфликта" между индивидом и обществом. При этом естественное в человеке понимается как сосредоточено на личном "Я", эгоцентричным, не подвластны сознанием социализированной личности. Устранение этого напряжения, воспроизведение уравновешенного состояния - цель поведения человека, по взглядам представителей данного направления.

Теории другого направления (Неофрейдизм, экзистенциальная психология) утверждают модель непрерывного становления, развития и совершенствования личности, и является основой побудительных причин его поведения. Основными потребностями (мотивами) считаются физиологические побуждения, потребности в безопасности и защите, любви, уважении, самоактуали-зации и самореализации. В отличие от теорий гомеостаза и универсального механизма редукции напряжения обосновывается тезис о том, что характерной чертой поведения и действия личности является поиск постоянного напряжения - не физиологично, а морального, ценностного и т.д. характера. Раскроем подробнее содержание отдельных теорий мотивации, принадлежащих к тому или иному из названных направлений.

Основоположник бихевиоризма Дж.Уотсон выделял две формы поведения человека - внешнюю и внутреннюю, связанные между собой стимулом и ответом на данный стимул. Известная формула "стимул - реакция", по мнению бихевиористов, объясняет все формы действия и поведения человека в окружающей среде. Стимул как внешний раздражитель активизирует внутреннюю энергию организма и вызывает тем самым соответствующую его реакцию на данный раздражитель. В не-хевиористських концепциях возникновения новых побуждений - драйвов рассматривается как результат сочетания стимула с удовольствием органических потребностей человека. При этом вторичные побуждения выступают как внешняя оболочка первичных, органических. У.Мак-Даугалла, обосновывая положение о врожденном характере мотивации человека, опирался на учение о врожденных инстинкты. По его мнению, в основе мотивов поведения составляют "основные инстинкты" (всего их 18), которые одинаково свойственны как животным, так и человеку. Главными характеристиками инстинкта является импульсивность и врожденность, а понятие о "энергию инстинкта" является базовым в понимании механизмов развертывания целевой действия.

В основу теории биологических побуждений положено, хотя и в интерпретированном виде, Поведенческая формулу "стимул - реакция". Многие исследователи проблем мотивации деятельности человека отдают предпочтение именно этой теории, поэтому трудно определить какое ее персональное авторство. Голод, жажда или потребность в кислороде - первичные потребности человека, удовлетворение которых является жизненно важным для всех живых организмов. Нарушение баланса любого компонента организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который бы "подталкивает" индивида к удовлетворению потребности, которая возникла. Таким образом формируется "первичная побуждение", что вызывает серию координированных действий, направленных на воссоздание равновесия (рис.б).

Рис. 6. Схема теории импульсов биологических побуждений

Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация, тем сильнее активируется организм, равновесие же устанавливается только после удовлетворения данной потребности, вслед за этим исчезают и побуждение, и активация. Поддержание равновесия, при которой организм не чувствует потребности и активации, называется гомеостазом. Отсюда происходит термин "гомеостатическая поведение" - поведение, направленное на устранение мотивации через удовлетворение потребности, ее вызвала.

Теория биологических побуждений позволяет выяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности организма человека, однако она не объясняет всех видов мотивации человека.

Теория оптимальной активации (Е.Даффи, Д.Хебб) была создана в 50-х годах XX в. и базируется в значительной степени на законе Йеркса - Додеона. Согласно этой теории, организм человека пытается поддержать "оптимальный уровень активации", который дает ему возможность функционировать эффективно (рис.7) Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, как утверждается в теории биологических побуждений, а зависит от физиологического состояния данного человека в данный момент: Ведь отдельные люди нуждаются сильного притока стимулов, чем другие, которые способны выдерживать их только в ограниченном количестве. Потребность в стимулах изменяется также в зависимости от психического состояния человека.

Уровень активации во время сна или в состоянии творческого подъема, конечно, отличается от уровня, оптимального для данного человека.

Теория оптимальной активации в целом механистической по своей сути, поскольку не в состоянии объяснить путей развертывания поведения и действия человека в той или иной ситуации, выявить факторы воздействия, отдельного акта деяния человека.

Рис. 7. Схема теории оптимальной активации

Когнитивные теории мотивации базируются на утверждении о том, что все действия человека всегда так или иначе мотивированы. Таким образом, не существует никакой особой силы, которая "вмешивается" в процесс действия человека только в критические моменты, когда нарушено равновесие. Человек всегда находится в состоянии "когнитивного выбора", следовательно, обращается к удовлетворению той или иной потребности (даже собственно биологической), анализируя состояние, возникающее. Достаточно редко процесс удовлетворения потребности происходит как неотложный, спешный.

Р.Боллес рассматривает мотивацию скорее как "механизм выбора" определенной формы поведения. Этот механизм проявляется в реакциях на внешние раздражители и направлен на актуализацию возможности организма, которая в данный момент лучше соответствует его физиологическом, эмоциональном или когнитивном состояния и тому подобное. Выбор может быть обусловлено также присутствием вблизи другого субъекта или объекта. Ньюттен считает, что выбор ближайших действий индивида определяют его цели и планы на будущее. Чем важнее для него эти цели, тем с большей силой они ориентируют его выбор. Стимулом для действий индивида могут выступать не только же цели, но и намерения достичь их.

Е.Деси утверждает, что все поступки индивида мотивируются "внутренне", в соответствии с его врожденными особенностями. По мнению автора, человека больше привлекает деятельность, развивает в нем чувство "компетентности", при этом внешнее поощрение часто может приводить к ослаблению такой внутренней мотивации. По исследованиям К.Фишера, усиление внутренней мотивации может осуществляться через активацию ответственных, самостоятельных, инициативных действий индивида относительно предмета его действий.

Л.Фестингер является автором теориикогнитивного диссонанса, которая объясняет процессы мотивации поведения индивида. Человек в каждый момент своего действия или поведения рассматривается как индивид, имеющий относительно устойчивое опыт реагирования, взаимодействия или противостояния явлениям окружающей среды, то есть имеет некоторую "исходную информацию". "Новая информация", которая выступает возбудителем активности данного индивида, может вызвать у него "согласие" или "несогласие", что с эмоциональной и активационной точки зрения определяет процесс познания как таковой. В случае "несогласия" возникает "когнитивный диссонанс", который побуждает человека к его преодолению. Выход из состояния, состоящий, может осуществляться индивидом двумя путями: либо через изменение, переоценку "исходной информации", или из-за изменения собственного поведения. В любом случае когнитивный диссонанс должен быть снят.

В целом когнитивные теории мотивации дают возможность не только объяснить механизм возникновения, активации мотивов деяния и поведения человека, но и прогнозировать их развитие, развертывание в процессе "возбужденных" действий.

Попыткой совместить существующие подходы к определению природы мотивации человека является теория мотивации Маслоу. В основу данной теории положено представление о "иерархию потребностей", которые в течение жизни человека так или иначе обусловливают ее поведение. Данная иерархия сочетает самые элементарные потребности и изощренные побуждения деяния человека (рис.8). Согласно данной теории, любое существо стремится своего расцвета, действуя в самой соответствия своим возможностям и попыткой. Как подчеркивает Маслоу, каждая новая потребность возникает, становится возможной только при удовлетворении потребностей более низкого порядка. Самая высокая же потребность - в самореализации - "выступает как актуальный автор и побуждение действий и поведения человека только при условии полного удовлетворения тех потребностей, предшествующих ей. При этом способность к самореализации рассматривается автором как естественная, всегда присуща человеческому существу, а возможность удовлетворить данную потребность имеет самое "благополучная", "развитая" личность.

В отечественной психологии сущность мотивации рассматривалась в рамках "деятельным подхода". Исходя из положения об общественном характере деятельности человека и его потребности, соответственно объяснялся и содержание мотивов и целей данной деятельности. СЛ.Рубинштейн указывал, что мотив как осознанная побуждение конкретного действия проистекает из от-

Рис. 8. Иерархическая пирамида потребностей Маслоу

ления человека к ситуации, обстоятельств, условий и т.д., в которых протекает действие. Выбор способа действия происходит через сознательное сопоставление условий, задач, целей, перспектив и т.д. деятельности, протекает. Мотив невозможен вне отношения к "логики задач" деятельности. Характер мотивации деятельности зависит от уровня притязаний и уровня достижений индивида в соответствии с предметом и целями осуществляемой им деятельности. Ожидание успеха, предсказания перспективы в осуществляемом процессе - одна из важнейших составляющих мотивации деятельности индивида. Содержание мотивации всегда напрямую связан с предметом деятельности и сути осуществляемых преобразований по этому предмету в процессе деятельности: мотивация всегда конкретный предмет, поэтому должна рассматриваться в соответствии с конкретным тыла (вида) деятельности человека.

А.Н. Леонтьев определяет мотив как "опредметнена" потребность. Мотивировка деятельности человека обусловлено диалектикой необходимости и собственно мотива: до своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть определен. Только после обнаружения предмета потребность приобретает свою конкретности, а ее предмет, воспринимается, представляется, мыслится человеком, - своей возбуждающей, побудительной, направляющей функции, то есть становится мотивом. Именно предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринят или данный только в воображении, в помисленому плане - может быть назван мотивом деятельности. В свою очередь, мотив вызывает и направляет деятельность субъекта, являясь в целях, задачах и других составляющих процесса действия. Мотивы, по мнению А.Н.-Леонтьева, могут быть осознанными и не осознанными. С этим тезисом согласны А.В.Петровський и ряд других авторов. В то же время СЛ.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе и другие ученые подчеркивают именно "сознательную природу" мотивации, отличает мотив от других возбудителей и побуждений деятельности и поведения (потребностей, установок, поездов и т.д.).

Д.Н.Узнадзе определяет мотив как некое рассуждение индивида, непосредственно стимулирует его к конкретному акта действия или поведения. В центре этого рассуждения - потребность, для удовлетворения которой осуществлена конкретное поведение или действие признана целесообразной. Смысл мотивации заключается именно в этом: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности.

Изложенные подходы к определению сущности мотивации человека в процессе действия, а также те, что остались без нашего внимания, демонстрируют достижение психологической науки в исследовании и обосновании природы данного психологического явления. Возможно, именно в "содержательном пересечении» этих подходов, концепций, теорий освещается истинная сущность достаточно сложного, синтезированного, многообразного в своих конкретных проявлениях феномена.

Потребности - субъективные явления, побуждающие к Деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

Биологические (витальные);

Информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение кот. происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению ч-ка является неограниченной.

Происхождение потребностей

К.К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, покое и тепле. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и так далее.

Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов Деятельности человека.

Определение мотива

А.Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую Деятельность функцию, то есть становится мотивом».

Мотив - это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которым субъект должен действовать».

Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на «динамический» момент направленности действия «на определенные целевые состояния, который независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которого субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели». Иначе говоря, мотив понимается как «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид - среда».

Если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос «зачем?».

По мнению А.Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой Деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой Деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая Деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы - стимулы).

Д человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внеш-них мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу Личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу Личности - отношения иерархии мотивов.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше - мотивы самосохранения; далее - уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии - познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации Личности.

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу):

Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

Потребность в безопасности (стабильность, порядок);

Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

Потребность в уважении (самоуважение, признание);

Потребность в самоактуализации (развитие способностей).

А.Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями Деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.

Концепции мотивации

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.

Теория биологических побуждений . Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, кот. как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

Теория оптимальной активации . Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

В своих первичных биологических формах потребность, есть состояние организма, выражающее объективную нужду в дополнении, которая лежит вне его. Главная характеристика потребностей - их предметность. Потребность всегда заключается в чем-то, что лежит вне организма. Другую важную характеристику потребностей составляет их специфическая динамика: их способность актуализировать и изме-нять свою направленность, способность угасать и воспроизводиться в вновь. В ходе биологической эволюции происходит расширение круга потребностей и их специализация, потребности дифференцируются. Потребность сама по себе, как внутреннее условие Деятельности субъекта, это лишь негативное состояние - состояние нужды, недостатка. Свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом, и своего «опредмечивания». Процесс опредмечивания потребностей их конкретизации в объекте составляет общий механизм их развития. В процессе усложнения внешней среды расширяется и изменяется круг объектов, которые могли бы удовлетворить потребности, и это влечет за собой изменение самих потребностей. Развитие потребностей происходит через развитие их объектов. Изменение конкретно-предметного содержания потребностей приводит к изменению способов их удовлетворения.

Существует 2 рода потребностей, управляющих человеком: биологические и социальные (натуральные и духовные). Природа потребностей зависит от особенности Деятельности, которая ведет к их удовлетворению. У человека - это Деятельность, опосредованная общественными условиями жизни, это объекты, составляемые процессом общественного производства и распределения, поэтому говорят, что потребности человека имеют общественную природу. Это относится как к высшим, так и к элементарным потребностям.

Предмет потребности - материальный или идеальный, называют мотивом Деятельности. Мотивы Деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов. Мотивы отличны от сознательных целей. Осуществляя Деятельность, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной Деятельности. Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей или целеобразованию, но не порождают их. Генетически исходно для человека несовпадение мотивов и целей, их совпадение - вторично, это результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы или результат осознания мотивов, превращающих их в мотивы-цели. Мотивы обычно не осознаются субъектом, но они не отделены от сознания, а входят в него особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл. Таким образом, кроме своей основной функции побуждения, мотивы имеют функцию смыслообразования. Обе указанные функции мотивов имеют способность распределяться между разными мотивами одной и той же Деятельности, так как человеческая Деятельность полимотивированна, то есть регулируется одновременно несколькими мотивами. Таким образом, мотивы подразделяются на мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Распределение функций между этими видами мотивов единой полимотивированной Деятельности воспроизводит иерархические от-ношения, которые строятся не по шкале их побудительности. Смыслообразующие мотивы всегда занимают в общей иерархии мотивов относительно более высокое место, чем мотивы-стимулы. Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и возникают лишь на определенной ступени развития Личности.

Можно просто рассказывать «по Леонтьеву».

Потребность в физиологии - потребность организма в чем-либо внешнем по отношению к организму. В психологическом плане - психологическая потребность должна составлять психическое отражение, нести психологический образ этой самой нужды. Если не возникает переживание нужды - нет психологической потребности.

Потребность побуждает поисковую активность. По наличию поисковой активности можно говорить о наличии потребности. В процессе поисковой активности мы находим предмет потребности и потребность опредмечивается. Личность рождается дважды - во время опредмечивания. С этого момента предмет потребности называется мотивом.

Потребность обладает побуждающей функцией.

Мотив - побуждающей, направляющей, смыслообразующей.

Классификации возможные/невозможные с точки зрения Леонтьева: существующие, которые делят потребности на психические и биологические не имеют смысла, поскольку все предметы, то есть мотивы имеют социальное происхождение.

1. Актуально действующие мотивы (актуально значимые).

2. Знаемые мотивы.



Бизнес идеи