Профессия социальный работник. Кто такой социальный работник

Кто такой социальный работник? Что входит в его обязанности? Что нужно знать, для того чтобы стать социальным работником? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье. Итак, человек, который осуществляет социальное и бытовое обслуживание пожилых граждан и инвалидов - это социальный работник.

Обязанности

В обязанности такого специалиста входит огромное количество работ, а именно:

Оказание гарантированных государством и законодательством социальных услуг;

Четкое соблюдение установленного графика посещений;

Выявление пожилых людей и лиц с ограниченными физическими способностями, которые нуждаются в социальной помощи ;

Информирование данной группы населения о правах и обязанностях, условиях оказания гарантируемых государством социальных услуг;

Проведение анкетирования среди пожилых людей и инвалидов определенного района;

Принятие участия в оформлении документации на пенсионеров;

Внесение своих предложений касательно улучшения условий проживания и обслуживания населения;

Налаживание контактов с родными и соседями подопечных с целью привлечения их к помощи пенсионеру или инвалиду;

Поддержание контакта с врачом подопечных;

Соблюдение абсолютной конфиденциальности;

Совершение покупок на деньги подопечных с предоставлением отчета о расходах и др.

Дополнение

Вообще, обязанности социального работника могут отличаться. Это зависит от того, где именно он работает, с какими людьми, в каком городе и районе. В ряде случаев социальный работник также должен доставлять на дом необходимые медикаменты и другие товары, платить за коммунальные услуги средствами подопечного, оказывать содействие и помощь в уборке помещения. В случае необходимости таким сотрудником должен быть организован ремонт жилья, обработка участка у дома, ритуальные услуги и прочее. В ситуациях, когда пенсионеру или инвалиду станет плохо, социальный работник должен оказать доврачебную помощь, поэтому очень важно, чтобы он имел необходимые для этого навыки.

Во-первых, социальный работник пользуется общими правами. Его деятельность основывается на законодательстве РФ о социальном обслуживании, правилах внутреннего трудового распорядка и должностной инструкции, предоставляемой органом социальной защиты. В общих чертах такой специалист имеет право на получение правдивой и полной информации о подопечном и членах его семьи, включая сведения о состоянии их здоровья; привлечение родственников для оказания помощи инвалиду или пенсионеру (если эта помощь выходит за рамки обязанностей социальной службы); использование личных документов обслуживаемого человека с целью заполнения необходимых бумаг.

Ответственность

Социальный работник несет ответственность за различного рода нарушения трудовой дисциплины. Он должен быть лояльным по отношению к подопечным и понимать их положение. Нужно быть готовым ко всему: к ухудшению здоровья и прочим проблемам. Работник социальной службы может быть привлечен к ответственности за несвоевременное или некачественное оказание медицинской помощи, отказе в ней и другие нарушения.

Жизнь любого общества – это сложнейший, многоплановый процесс, который сопряжён с большим количеством спорных ситуаций. Существуют социально незащищённые или проблемные группы людей, которые требуют помощи, материальной и моральной поддержки, человеческого участия. Раньше эти функции распределялись между правоохранительными органами, учреждениями образования и здравоохранения. Но с 1991 года в нашей стране появилась профессия социальный работник, деятельность представителей которой направлена на помощь и поддержку нуждающихся.

Сферы деятельности

  • Терапия социального характера на уровне личности или семьи, направленная на социальную адаптацию индивида или разрешение разного рода конфликтных ситуаций в окружающей его среде. К этой сфере относится работа с проблемным ребёнком, с его родителями, поддержка члена семьи в случае домашнего насилия, помощь одинокой пенсионерке и т. п.
  • Работа с группами населения. Они могут различаться по полу, возрасту, интересам или проблемам (отцы-одиночки, пенсионеры и т.п.). Зачастую социальному работнику приходится иметь дело с неблагополучными группами, либо с теми, у кого проблемы с криминалом – алкоголики, наркоманы, трудные подростки, которые состоят на учёте в правоохранительных органах и требуют контроля и реабилитации.
  • Работа в общине. Чаще всего требуется в небольших, достаточно тесных коллективах (например, в селе). Направлена на создание и укрепление межличностных связей в коллективе, организацию взаимопомощи.
  • Особая сфера деятельности профессионалов – социальные проекты. Это может быть организация помощи мирному населению при стихийных бедствиях, во время военных конфликтов. Как пример стоит упомянуть сбор пожертвований, необходимых вещей или питания беженцам.

Специфика профессии

Социальная работа внешне схожа с благотворительностью, которую добровольно оказывают те или иные люди нуждающимся. Однако ключевым моментом в деятельности профессионалов считается та теоретическая база и практические навыки, которые являются основной составляющей специальности. Желающие стать социальными работниками обучаются в вузах на одноимённых факультетах. Дисциплины, которые являются основными для студентов – педагогика, психология, социология. Особое место во время обучения занимает практика. Без неё молодой специалист будет плохо представлять себе, что ему предстоит. Практическая база поможет и в трудоустройстве, и в профессиональном становлении.

Социальную работу определяет квалифицированное содействие группам людей и отдельным личностям в решении их жизненных бед и проблем. Поскольку сложности и сообщества бывают разными, то и труд требует целого ряда навыков и знаний. Данную профессию можно охарактеризовать как носящую интегральный характер. То есть, она соединяет в себе знания, навыки и умения из смежных дисциплин.

Социальный работник, чтобы диагностировать проблемы своего подопечного, пользуется психологическими приёмами, для разрешения проблемы может применять юридические знания (если есть необходимость) или педагогические (в случае работы с подростком, ребёнком из проблемной семьи). Иногда социальная работа напрямую связана с помощью больному: например, реабилитация в случае необратимой травмы или тяжёлой болезни.

Особо следует сказать о деятельности в случае взаимодействия с человеком, пережившим насилие или потерявшим близкого. Здесь важными являются два аспекта: во-первых, теоретические знания и навыки из области психологии, позволяющие найти правильный подход к подопечному, а во-вторых, чуткость, такт, участие и искреннее желание помочь.

Масштаб деятельности социального работника способен быть самым разным. Он может содействовать трансформации личности клиента, а может управлять целой социальной сферой.

Подходы к деятельности

  • Воспитательный. Социальный работник действует как педагог, советчик. Он моделирует ситуации, поведение своего подопечного, устанавливает с ним обратную связь и даёт советы.
  • Адвакативный. Специалист выступает в роли адвоката. Он помогает в сборе документации, в аргументации собственной правоты, содействует клиенту в достижении успеха в той или иной проблемной сфере (например, выправить справки для пособия по инвалидности).
  • Фасилитативный. Подход, который подразумевает помощь в преодолении личностной апатии, дезорганизации. Профессионал моделирует поведение, подбадривает, ищет оптимальные варианты для своего клиента.

Категории соцработы

Специальность подразумевает множество вариантов деятельности, основными из которых являются следующие:

  • Социальная политика. Наиболее широкое направление, подразумевающее улучшение жизни общества в данной сфере, ряд мер, направленных на решение проблем, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей тех или иных групп населения.
  • Социальная защита. Такое направление необходимо для обеспечения деятельностного существования граждан, нормальных жизненных условий.
  • Социальное обслуживание. Предполагает бытовую, материальную, медицинскую, психологическую и иную помощь людям в трудной жизненной ситуации.
  • Социальное страхование. Включает защиту работающего населения в соответствии с федеральными законами.
  • Социальные гарантии. Это реализация системы мер, направленных на поддержание нормального жизнеобеспечения граждан.
  • Социальная реабилитация. Особая область в специальности, которая помогает восстановить частично или полностью утраченные социальные функции личности. Сюда относится потеря близкого человека, шок после катастрофы, насилия, иногда восстановление способности жить в обществе после заключения и т. д.

Требования к специалисту

Описание профессии было бы неполным без упоминания о личностных качествах, которые необходимы соцработнику. Поскольку объектом его деятельности является человек, формальное отношение, чёрствость, меркантильность и равнодушие несовместимы с таким трудом. Следует не только понимать и осознавать важность собственной специальности, но искренне жалеть того, кто попал в трудную ситуацию, всей душой пытаться ему помочь. Только в этом случае деятельность принесёт реальные плоды.

Особого упоминания заслуживает и понятие социальной этики. Это одна из важнейших составляющих профессии, без которой продуктивность исключается. Этика важна потому, что соцработник занимается вопросами незащищённых слоёв населения, а также людей, которые приходят к нему с проблемами – алкоголиков, наркоманов, бывших заключённых, неимущих. Уважительное и гуманное отношение – неотъемлемая часть профессии.

Социальная работа – область, которая оплачивается скромно. К сожалению, в нашей стране зарплата работника этой сферы невелика. В среднем она составляет 12 тысяч рублей. Есть возможность брать подработки, получать небольшие надбавки и премии, иногда появляется вероятность уйти в сферу управления, где вознаграждение выше. В целом же, социальный работник – тот, для кого на первом месте стоит не зарплата, а то дело, ради которого он пришёл в свою профессию.

Разговор на эту тему назревал давно. То недостаточное освещение вопроса в СМИ, то неосведомленность граждан в социальной политике государства, или банальная путаница терминов, в которых мало ориентируемся, смешанная с информацией из иностранных фильмов, где социальные работники наделены гиперболизированными правами - и что-то все же привело к вопиющей неосведомленности, с которой мы с вами попробуем побороться. Так кто же он на самом деле, этот «социальный работник» ? Что люди всех возрастов, социального положения и профессий вкладывают в это понятие?

Профессия социального работника имеет очень мало общего с тем комплексом понятий, которые вкладывают рядовые граждане в словосочетание « социальный работник ». Для полного понимания терминов и понятий нам придется хотя бы кратко коснуться некоторых организаций, в которых социальные работники работают, то есть социальных служб.

Социальные службы - это...
... Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования, а также граждане, которые предоставляют социальные услуги лицам, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах (такой политкорректный термин) и нуждаются в посторонней помощи. Итак, ЗУ «О социальных услугах» можем понять, что социальные службы призваны именно предоставлять услуги населению для решения жизненных проблем различного характера. Другими словами - помогать. Какие организации это делают? Самыми известными среди всех есть центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, управления труда и социальной защиты населения, центры занятости населения и т.п. .

В состав управления труда и социальной защиты населения входит территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан. Социальный работник, согласно справочника квалификационных характеристик профессий работников, участвует в выполнении возложенных на отделение социальной помощи на дому задач. Оказывает одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, живущих в зоне обслуживания и нуждающихся в посторонней помощи. Согласно положению об отделении социальной помощи и договорами между отделением и одиноким нетрудоспособным гражданином не реже двух раз в неделю посещает одиноких, оказывает социально - бытовые услуги, оказывает дополнительные потребности, которые необходимо решить, и выполняет их самостоятельно или через предприятия торговли, быта, общественного питания, учреждения здравоохранения, общительны, благотворительные организации и т.д. . Это то, что касается именно социального работника как профессии.

Для преодоления или избежания сложных жизненных обстоятельств граждане могут обратиться в Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦСССДМ) , который предоставляет необходимые услуги (социально -бытовые, психологические, социально - педагогические, социально -медицинские, социально - экономические, юридические, услуги по трудоустройству, информационные и т.п.) или перенаправляет человека к организации, которая специализируется на решении той или иной проблемы. Работниками ЦСССДМ есть, кроме других, специалисты по социальной работе.
Специалист по социальной работе с семьями, детьми и молодежью осуществляет социальное инспектирование и оценку потребностей; планирует и определяет методы помощи; предоставляет социальные услуги; обеспечивает социальное сопровождение, способствует формированию знаний, умений, навыков; активизирует ресурсы общин; проводит мониторинг и оценку качества социальных услуг. Простыми словами, специалисты по социальной работе помогают лицам, семьям, детям преодолеть те жизненные трудности, с которыми самостоятельно последние справиться не могут. Проводится профилактическая работа по вопросам сохранения и укрепления здоровья, обучения с целью улучшения взаимоотношений с окружающей социальной средой, выявление и содействие развитию всесторонних интересов лиц, предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, предоставление информации различного характера для решения жизненных проблем.

Может социальный работник забрать ребенка?
Специалистами по социальной работе для знакомства с семьями, проживающих на закрепленной за специалистом территории, а также для раннего выявления и недопущения попадания в сложные жизненные обстоятельства проводилось « посещение всех семей с детьми». Это способствовало не только большей распространению информации о деятельности специалистов по социальной работе, но и неразберихе с названием «социальный работник ».

Однако специалисты по социальной работе действительно, после совместных инспекций с другими субъектами социальной работы и соответствующем решении заседания совещательного органа, могут весьма существенно влиять на развитие событий, а именно: при выявлении нарушений прав детей обращаться в органы и службы по делам детей, а те, в свою очередь, поднимать вопрос о целесообразности воспитания ребенка именно в этой семье. Как это работает? Скажем, ко мне домой пришел специалист по социальной работе. У меня есть дети, и он, выполняя свои обязанности, желает со мной познакомиться.
Вариант I: я специалиста в квартиру пустила, он со мной познакомился, предоставил информацию о своей организации, посмотрел, в каких условиях я воспитываю детей - и ушел. Просто. Только не совсем законно. Мне, конечно же, нечего скрывать, но по какой причине я обязана пускать постороннего человека в свое жилье?
Вариант II: я не хочу никого пускать в квартиру, никому не доверяю, просто не верю, не хочу и все. Могу. И согласно Семейного кодекса имею право. В таком случае специалист по социальной работе имеет право, согласно должностных инструкций, обратиться к моим соседям для сбора информации о моей семье (не забываем, что он все-таки действует в интересах ребенка).

Пообщался он с соседями и, если возникнет необходимость, может обратиться в школу, детский сад, в районный педиатра или других известных ему источников. Информацию должен проверять. Полученные данные должен обсудить с начальником своего отдела, сохраняя конфиденциальность и, в случае необходимости, может привлекать субъектов социальной работы для совместных инспекций. Тогда ко мне домой придет целая комиссия - и тогда я тоже имею право никого не пустить. Акт инспекции могут составить тоже со слов соседей. И только после этого на заседании совещательного органа будут решать, что со мной делать. Для дальнейших действий в отношении меня или моих детей должно быть аргументирована причина, например угроза для жизни и здоровья, невыполнение мной родительских обязанностей, т.е. нарушаю, например, 150 , 152 или 155 статьи Семейного кодекса Украины. Решением заседания совещательного органа мою семью должны признать такой, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, и поставить меня на учет. Далее мне на помощь сначала может прийти специалист по социальной работе, который попытается вывести меня из сложных жизненных обстоятельств. Итак, специалиста по социальной работе бояться не надо, он должен помочь мне наладить воспитание детей, вести здоровый образ жизни, повысить уровень воспитательного потенциала моей семьи и т.д. . Если я откажусь от получения услуг или не выполню поставленные передо мной задачи, ко мне могут прийти специалисты службы по делам детей, которая является контролирующим за соблюдением прав детей органом. Если я после всех принятых ко мне меры, предупреждений и административных взысканий отношение к воспитанию детей не изменю, тогда служба по делам детей может инициировать лишение меня родительских прав. Повторюсь, для этого должны быть существенные причины, этому предшествует ряд мер, применяемых в различных ситуациях, и все это дело не одного дня.

Социальная работа прошла длинный путь от монастырской благотворительности к академической специальности. Сегодня это возможность сочетать знания, профессиональные методики и личные качества – став тем, кто поддерживает, утешает, учит, возвращает веру в себя и помогает изменить жизнь, будь то жизнь одного человека или целой группы.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Эволюция помощи

Люди начали помогать друг другу с древних времен, ведь не каждый может охотиться на мамонтов! Способность испытывать сочувствие другому заложена в человеческой природе. Да и мировые религии учат помогать друг другу и поощряют взаимопомощь.

Помогать - значит поддерживать на эмоциональном, материальном и социальном уровне. Со временем выявились группы людей, которые нуждаются в помощи больше, чем другие. Человек может попасть в такую группу с рождения (врожденная инвалидность) или оказаться в ней неожиданно (выживший после катастрофы).

С развитием человечества и гуманизацией руководящих им идей взгляды на то, как, сколько и кому помогать, неоднократно пересматривались. Так, если когда-то в Англии бедность считалась преступлением и в наказание за нее можно было попасть в работный дом, то теперь это явление, с которым можно успешно бороться, и многие страны создают целые программы борьбы с бедностью (но не с бедными).

Социальная работа - традиционно и продолжает оставаться не слишком высокооплачиваемой. Однако это постепенно меняется, и сегодня и мужчины с удовольствием пополняют ряды профессиональных помощников.

Требования и противопоказания

Делать в юности непросто. Нарисуйте в своем воображении картинку «Я на работе». Как вы себя видите? Если во главе угла для вас высокий заработок, если вы считаете, что «каждый сам за себя», что «каждый имеет в жизни то, чего он заслуживает», если вам легче работать с компьютером, чем с людьми, то вам будет непросто адаптироваться к требованиям этой профессии.

Социальному работнику трудно без следующих качеств:

  • умения искренне сочувствовать другим людям;
  • веры в социальную справедливость;
  • желания влиять на жизнь своей страны;
  • умения работать в команде;
  • интереса к личностным и социальным процессам;
  • умения работать в кризисной ситуации;
  • умения эффективно пользоваться критикой;
  • веры в то, что словами можно изменить очень многое.

А вот абсолютно недопустимым в социальном работнике я считаю расизм, шовинизм или любые другие взгляды, допускающие нетерпимость или дискриминацию. Вы можете принадлежать к любой конфессии, но обязаны уметь уважать тех, кто принадлежит к другой, даже чуждой или непонятной вам. В то же время я не верю в то, что можно быть хорошим специалистом, не любя свою работу. Чайлдфри будет тяжело работать в школе, а противнику абортов - в центре планирования семьи для молодежи.

Поэтому очень хорошо, что социальная работа включает в себя очень широкий спектр деятельности. Социальные работники в России заняты в различных областях - это:

  • социальное обеспечение;
  • работа с детьми, подростками и их семьями;
  • работа с инвалидами, как взрослыми, так и детьми;
  • работа с зависимыми от алкоголя и наркотиков.

Такой широкий спектр возможностей в социальной работе - одно из главных преимуществ этой профессии. В ней каждый может отыскать себе дело по душе.

Поступление и учеба

Зачисление в вуз производится по результатам ЕГЭ. Требования для поступления на бюджетный поток, вечернее и заочное отделения могут различаться. Все зависит от конкретного учебного заведения.

Профессия социального работника в России еще молода: академическое обучение этой специальности стартовало в 1991 году. Учебный план стандартизирован относительно зарубежных методик, принятых в Европе, США, Израиле, - так что имеет смысл сразу начинать учиться там, где такое образование имеет более длительные традиции, особенно если в будущем вы не исключаете возможности продолжить учебу за границей. А если не удалось поступить на дневное отделение, поступайте на вечернее или заочное. Потом вы сможете перевестись - и не будете тратить целый год на ожидание.

Теоретическая часть обучения включает в себя обязательные предметы - математику, отечественную историю, иностранный язык - и профильные дисциплины. Будущий социальный работник изучает психологию, социологию, педагогику, ювенологию, основы консультативной работы с индивидуумом и группой - и т. п., в зависимости от выбранной специализации.

Каждый студент обязан пройти практику. Различают учебную, производственную и исследовательскую практики; количество часов, обязательных для отработки, определяет вуз. Место для прохождения практики студент находит сам, но в учебной части ему, скорее всего, предоставят список организаций, сотрудничающих с факультетом.

Для меня, например, практика была самой важной частью учебы. В конце концов, что такое лекции и семинары? Послушал, почитал, выучил и сдал. Кто-то среди преподавателей интересно ведет предмет, кто-то не очень, а в результате - колонка цифр в зачетке.

Другое дело практика. Там имеешь дело с живыми людьми, и не только ты учишься с ними работать, но и тебя оценивают и проверяют со всех сторон. Проверяют и руководство, и коллеги, и клиенты. Формальный зачет по практике еще не говорит о том, что она удалась. Ведь это реальный шанс проверить: нахожу ли я общий язык с данной категорией населения, справляюсь ли с работой, учусь ли на своих ошибках, могу ли мыслить творчески, как выхожу из кризисных ситуаций? А самый главный вопрос - вижу ли я себя работающим в подобной организации после получения диплома?

Помню, как я расстроилась, получив направление на практику в гериатрическое отделение. Мне совсем не хотелось работать с психически больными пожилыми людьми. Мне хотелось на баррикады - в центр помощи наркозависимым или жертвам насилия. Но, по окончании практики, когда мы прощались с нашими подопечными и слушали их пожелания успехов и слова благодарности, я не чувствовала ни скуки, ни раздражения. И теперь я отношусь к работе с пожилыми людьми совсем иначе. Надеюсь, когда-нибудь мне предоставится возможность участвовать в интересном проекте в этой сфере. Поэтому не забывайте, что практика учит тому, чему вы сами готовы научиться.

Трудоустройство и коллеги

Главная трудность, с которой сталкиваются все выпускники при устройстве на работу - отсутствие опыта. Но не спешите отчаиваться.

Важно помнить, что социальная работа - это та сфера деятельности, где ваши личные таланты имеют решающее значение. Главный инструмент в работе - это даже не ваши знания, а вы сами. Ваши коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, способность ответственно поступать по-своему, умение решать конфликты, творчески мыслить - вот ваш главный багаж. При составлении резюме учтите, что на вас работают такие факты, как участие в различных студенческих проектах и волонтерской деятельности - всё это повышает вашу ценность в глазах потенциального работодателя.

Один из наиболее простых способов устроиться на работу после окончания учебы - обратиться в место, где вы проходили практику (при условии, что вам там понравилось, конечно). Есть все шансы, что руководство предпочтет человека, уже знакомого со спецификой работы и коллективом, кому-либо со стороны.

Вообще в этой сфере необходимо уметь общаться с коллегами, сохранять связи, которые потом пригодятся. Вдруг вам предстоит профессиональная супервизия? Учтите, соседка по кабинету может дать ценный совет, а случайная знакомая на конференции - идею для целого проекта. В социальной работе коллеги - это не то же самое, что коллеги в офисе юридической компании или на заводе. Здесь нельзя работать вместе и не знать, что происходит с соседом по кабинету, - а узнав, нельзя на это не отреагировать.

А если вы вместе убежали от алкоголика в неблагополучном районе, вместе вызывали охрану, чтобы успокоить разбушевавшегося посетителя, и вместе молча сидели рядом после того, как ваш клиент покончил с собой, такое не забывается - и часто эти отношения сохраняются на всю жизнь.

Клиенты

Вы пытаетесь заставить человека делать что-то новое. Например, не бить своих детей. Естественно, он воспринимает это как грубое вмешательство в свою семейную жизнь и всячески выражает недовольство. В результате вас… могут вызвать в суд для дачи показаний или экспертизы.

Вас ограничивает закон. Вы не можете предпринимать какие-либо действия, если ваш клиент на это не согласен. Например, девочка лет 10, обычно активная и веселая, начинает приходить в школу в теплой не по сезону одежде, с грязными волосами, держится скованно, не участвует в играх. Такое поведение может быть симптомом сексуального насилия в семье. Но пока она не скажет, что кто-то с ней сделал что-то нехорошее, ничего расследовать нельзя. Даже если вы понимаете, как будет лучше и что надо сделать для той или иной семьи, - вы можете только предлагать. Предлагать женщине оставить мужа, который ее избивает. Предлагать алкоголику пойти на лечение. Предлагать перевести труднообучаемого ребенка в специализированный класс.

Среди ваших обязанностей может оказаться игра с умственно отсталыми детьми, посещение неблагополучных районов, общение с чиновниками из мэрии, полицейскими, психиатрами и учителями… Главное разочарование - это когда осознаешь, что те, кого вы так хотели спасать и поддерживать, вовсе вам не рады. Они относятся к вам с подозрением, а иногда и со злостью. В их глазах вы представитель государства, и к этому государству у них очень много претензий (иначе они бы не оказались среди нуждающихся в социальной защите). Сирота вполне может украсть вещь из вашей сумки, а ветеран-пенсионер - ругаться матом. Это не значит, что они не нуждаются в помощи, совсем наоборот… Но только попробуй заставь их ее принять!

Материальным аспектом помощи люди всегда будут недовольны - просто потому, что любая цифра, как бы велика она ни была, не самая большая. В этой сфере вы можете действовать в рамках определенного бюджета, который, скорее всего, утверждали не вы, и которого, конечно, недостаточно. Поэтому ваш главный капитал в работе - это то, что цифрами не измерить: уважение, сочувствие, поддержка, искренний интерес.

Как и любого человека, социального работника радует успех. Когда работаешь над чем-то долго, упорно, нудно, и вдруг - раз! - и бедолага, пострадавший в теракте и боявшийся ездить в автобусе, уже может проехать 3 остановки. Или мать-одиночка не покупает на пособие пятый золотой браслет, а оплачивает ребенку кружок в школе. Когда ты причастен к изменениям в жизни других людей, и изменения эти - к лучшему для них, это и есть успех. Когда чувствуешь, что помог кому-то, «разгрыз» трудный конфликт, поддержал, утешил - в общем, справился с работой, - это самый лучший эмоциональный «допинг».

***

А еще радуют друзья и знакомые, которые вначале не верили, что словами можно что-то изменить, а теперь точно это знают (от меня) и говорят другим. И уже никто из них не заявит, что социальный работник - ненужная профессия. Кстати, она быстро развивается. Даже коммерческий сектор начинает понимать всю важность таких специалистов и задействует их в сфере организационного консультирования. Во всем мире постепенно начинают понимать ценность социального капитала. Способствовать его росту в своей стране - непростая, но почетная, а главное - увлекательная задача.



Бизнес идеи