Понятие и сущность анимационной деятельности. Основные направления анимационной деятельности

Виды и формы анимационной деятельности

в волонтёрском объединении старшеклассников "Звезда".

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я являюсь руководителем волонтёрского объединения старшеклассников «Звезда» Центра детского творчества Центрального района г. Кемерово. Объединение существует более 15 лет, а я им руковожу в течение 5 лет. В объединении занимаются 30 старшеклассников в возрасте от 14 до 18 лет. Мы работаем по 5 направлениям волонтёрской деятельности:

    Здоровьесбережение;

    Работа с приоритетными социальными группами (ветераны и пожилые люди, многодетные семьи, дети инвалиды, дети оставшиеся без попечения родителей и т.д.)

    Экологоохранная деятельность;

    Трудовая деятельность;

    Досуговая деятельность или анимационная.

Все направления нашей работы между собой тесно переплетаются, но во главе всего стоит досуговая или анимационная деятельность.

Слово анимация вошло в русский язык не так давно. Раньше людей занимающихся подобным видом деятельности называли культорганизаторы, потом массовиками-затейниками и игровиками, теперь же пришло время аниматоров.

Анимационную деятельность мы рассматриваем как деятельность по разработке и представлению программ проведения свободного времени, или другими словами – досуговую деятельность.

Мы работаем на разнообразных площадках города и области. Принимаем участие в мероприятиях Музея – заповедника «Томская писаница», Музея – заповедника «Красная горка». Участвуем в проведении городских мероприятий на территориях ООО «Парк Чудес», парк культуры и отдыха им. В. Волошиной, парк культуры и отдыха «Антошка». Являемся участниками областного передвижного клуба «Кузбасс» по организации досуговых программ в отдалённых населённых пунктах области. Организовываем и проводим мероприятия совместно с социальными учреждениями, учреждениями образования, культуры, спорта и здравоохранения.

Формы анимационной (досуговой) деятельности в нашем объединении разнообразны:

Спортивно - оздоровительные программы, рассчитаны на любителей спорта и активного отдыха мы проводим в образовательных учреждениях и парках. Ежегодно проходят районные спортивные праздники и соревнования «Спорт и труд рядом идут», «Выше, сильнее, быстрее», спартакиады в рамках Недели здоровья, часы и минутки здоровья.

Развлекательные программы ориентированы на участников любого возраста и строятся на вовлечении в активное движение через увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания , подвижные игры и развлечения, разнообразные конкурсы. Н апример, ролевые игры и конкурсы «Весёлый модельерчик», «Валентин да Валентина», фольклорные праздники «Рождество», «Масленица», «Иван Купала», игровые и праздничные программы, приуроченные к календарным праздникам День учителя, День пожилого человека, Новый год, 8 марта. Эти программы имеют спрос независимо от пола, национальности, образования. Развлекательные программы наиболее востребованы жителями города Кемерово.

Познавательные программы строятся на приобщении к духовно-нравственным ценностям. Это тематические дни «Месячник пожарной безопасности», обучающие программы «Школа юного ведущего», «Школа актива», мастер – классы, беседы, передвижные выставки в рамках досуговых проектов «Весёлые уроки», «Человек труда», «Защитники Отечества разных времён», викторины, конкурсы - они помогают приобрести новые знания и умения в разных видах человеческой деятельности.

При организации анимационных программ нами учитываются особенности, присущие различным возрастным категориям населения.

Для детей дошкольного возраста, ведущим типом деятельности которых является игра, мы проводим игротеки, утренники, сказочные путешествия.

Для подростков - наряду с перечисленными формами мы проводим беседы, мастер – классы, спортивные соревнования и эстафеты, конкурсы и дискотеки, школу вежливости и рыцарские турниры, веселые часы и праздники. Ребята этого возраста отличаются довольно большой активностью, требовательностью и даже предприимчивостью по отношению не только к себе, но и к окружающим людям.

Для молодежи программы несколько меняются. В этом возрасте формируется характер и мировоззрение. Основными видами деятельности этого периода является учеба, которая требует большого напряжения сил. Для старшеклассников мы проводим КВНы, вечера и дискотеки, аукционы, ярмарки и театральные представления, фестивали и шоу, игры по типу телевизионных.

Для людей среднего возраста, трудоспособных, стремящихся отдохнуть от повседневной работы более спокойные мероприятия: конкурсы (красоты, юмора), литературные гостиные и творческие вечера, презентации и концерты.

Для пожилых людей, которым все чаще хочется вспомнить свои молодые годы и все, что с ними связано, проводим посиделки, чаепития, вечера - общения, литературные-гостиные.

Мы стараемся организовать отдых так, чтобы школьникам и студентам было интересно, а пожилым людям было комфортно.

В организации досуговой деятельности используем следующие виды анимации:

Анимация в движении - удовлетворение потребности современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

Анимация через переживание - удовлетворение потребности в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

Анимация через общение - удовлетворение потребности людей в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познания себя через общение;

Культурная анимация - удовлетворение людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Творческая анимация - удовлетворение потребности человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

В больших мероприятиях сочетаются разные формы и виды анимационной деятельности.

На территории «Парка Чудес» ежегодно проходит большое количество мероприятий: «День мороженого», «День рождения Парка Чудес», «День Пепси» и т.д. В таких мероприятиях задействовано до 30 обучающихся нашего объединения. Ребята одновременно работают на 4-5 площадках. На главной сцене проходит концертно-конкурсная программа, с чередованием концертных номеров и конкурсов, зрителями и участниками которой могут стать люди разного возраста. На детской площадке проходит игровая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В игровую программу включены массовые, подвижные и танцевальные игры. По территории всего парка располагаются мини-конкурсы и мини-игры, где любой желающий может испытать свою силу, ловкость, находчивость. В это же время на территории парка работают ростовые куклы, они создают праздничную атмосферу и фотографируются с отдыхающими. В завершении концертная программа духового оркестра, под звуки которого любят танцевать пожилые люди или концерт современных ВИА и рок-групп для молодёжи. Заканчиваются такие праздники салютом или феерверком.

Чтобы качественно выполнять свою работу аниматоры должны владеть целым рядом дисциплин: психология общения, актерское мастерство, хореография, методика анимационной деятельности, игротехника (игроведение), сценография (написание сценария программы). Каждый обучающийся выбирает то, что ему нравится: кто - то любит проводить круглые столы, беседы, встречи, кому-то по душе организация спортивных состязаний, кто-то настоящий король праздников и прекрасно ведет развлекательные программы, а кто-то любит работать в ростовой кукле. К проведению каждой программы подходят основательно: пишут сценарии, подбирают музыкальное оформление, декорации, сами готовят костюмы и реквизит.

Аниматоры должны быть, по природе, людьми добрыми, чуткими, толерантными, общительными, внимательными и ответственными. При подготовке и проведении мероприятий у ребят развиваются специфические способности: богатое воображение, нешаблонность мышления, необходимые для написания сценария; умение обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые решения и идеи, необходимые для работы с методическим материалом; ораторские, организаторские и лидерские способности, которые нужны во время ведения анимационных программ; активность жизненной позиции в процессе внедрения нового, умение сохранить веру в победу и силу духа в период творческих неудач.

Мы участвуем в проведении анимационных программы разного масштаба, для разных социальных групп населения, для всех возрастных категорий на разнообразные темы.

Наша работа в настоящее время достаточно востребована в сфере туризма, спортивно-оздоровительного отдыха, санаториях, курортных здравницах, домах и базах отдыха, оздоровительных центрах, музеях, культурно-досуговых центрах, парках культуры и отдыха, центрах семейного досуга, летних и зимних лагерях отдыха, в учреждениях образования, центрах реабилитации, а также в работе социальных учреждений.

Анимационный сервис в туризме представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. Анимационный сервис - деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересные, развивающие и духовно обогащающие досуговые программы туристского пребывания.

Разнообразие функций туристской анимации, которые были рассмотрены в 1.1., обусловило многообразие видов анимационной деятельности, а, следовательно, многообразие видов и форм самих анимационных программ, используемых в туристской деятельности.

В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации. Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

Анимационный сервис может быть представлен следующими видами:

    анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.);

    анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.);

    анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду и др.);

    анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу).

Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков - не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах - зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так например, американский парк Уолта Диснея - это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;

5) спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

6) гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа мини клубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки.

Согласно одной из классификаций, предложенных Н.И. Гараниным и И.И. Булыгиной туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия:

1. Анимационные туристские маршруты - целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, осуществляемых в разных географических точках. В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по «духовному», стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа представляет собой ценообразующий фактор в турпродукте. Обычно эти программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных одним духовным интересом (профессиональным, хобби).

К данному типу относятся такие виды анимационных программ как: культурно-познавательные и тематические; фольклорные, литературные, музыкальные, театральные, искусствоведческие, научные, фестивальные, карнавальные, спортивные. Или, например, турпоездки, организованные для любителей игры в казино по казино-центрам, расположенным в разных странах.

2. Дополнительные анимационные услуги - анимационные программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, в технологических перерывах, обусловленных переездами, задержками в пути (судно, поезд, автобус, гостиница, вокзал и т.д.), в случае непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), отсутствии снега в горнолыжных курортах и др.

3. Гостиничная анимация - комплексная рекреационная гостиничная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом, на человеческой близости, на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса, преследующая цель реализации новой философии гостиничного обслуживания, повышения качества обслуживания, уровня удовлетворенности туриста отдыхом и используемая в маркетинговой стратегии гостиницы как одна из главных привлекательных услуг.

Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься. Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Анимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности - не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке. В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.

В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняли: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов.

Программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного. Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской анимации:

Первый тип – спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы.

Второй тип – зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы.

Третий тип – познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы.

Четвертый тип комплексные программы, комбинированные из однородных программ.

Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимационной деятельности.

Спортивные анимационные программы предназначены для туристов, увлекающихся тем или иным видом спорта и при­ехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

Спортивно-оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых туркомплекс – это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физическое нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

Спортивно-развлекательныепрограммы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении туристов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

Спортивно-познавательные программы строятся на приобщении туристов к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

Культурно-познавательныеанимационные программы туркомплекса строятся на приобщении туриста к культурно-историческим и духовным ценностям нации, страны, местного населения и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интел­лектуального развития.

Приключенческо-игровые анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещении пещер, пиратской вылазке, вечере народных преданий и легенд, ночном походе, ночном спуске на горнолыжном курорте, в тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от возраста, пола, национальности, образования отдыхающих.

Любительские (творческо-трудовые) анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, со­творчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, по­знакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т.д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструменталь­ных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т.д.

Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д.

Для того, чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.).

Анимационные программы типа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам, национальностям и т.д. Для этого необходим хороший аниматор – «затравщик», катализатор такого общения. При разработке этих программ ставятся, в частности, следующие цели:

    удовлетворение потребности самовыражения;

    поощрение туристов (гостей, отдыхающих) в развитии своих умений;

    направление развлечений и навыков в созидательное русло;

    избавление от ежедневных проблем и стрессов;

    изменение имиджа и расслабление напряжения;

    приобретение дополнительных знаний в области культуры.

Таким образом, анимационной деятельности в социально – культурном сервисе и туризме - это туристская услуга, при которой происходит взаимодействие аниматора с туристом посредством вовлечения его в активное действие, целью и результатом которой является удовлетворенность туриста отдыхом, стимулирование его активности, хорошего настроения, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил, а также, развлечение людей на фестивалях, экскурсиях и других видах отдыха. Для того чтобы удовлетворить потребности гостей раз­ных национальностей, возрастов, достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т. д.), программы анимации должны меняться на протяжении всего сезона по содержанию, интенсивности, времени проведения и по другим параметрам.

В первом параграфе мы рассмотрели исторические аспекты социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация может рассматривать как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с социально-культурной деятельностью.

Но главное отличие социально-культурной анимации от социально-культурной деятельности, как пишет Тарасов Л.В., состоит в том, что в социально-культурной деятельности общество формирует личность, а в социокультурной анимации личность формирует общественные процессы.

Современный досуг, по мнению Ж.Р. Дюмазедье, не является «приложением» к труду, как прежде - отдыхом от него и подготовкой к нему. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг - свидетельство коренных изменений в образе жизни общества, особенно молодежи.

По мнению В.Г. Бочаровой, анимация может рассматриваться как профессиональная деятельность, связанная с организацией творческого поиска деятельностей в сфере свободного времени; с обеспечением процесса развития организованной группы и ее членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. Под общественными отношениями подразумевается установление межличностных контактов между индивидами и общественных связей между различными социальными институтами. Культурное формирование понимается как приобщение к новым культурным ценностям, при этом понятие «культура» получает самое широкое звучание. В свете данной перспективы социальные и культурные функции аниматора сближаются, и он эффективно реализует процесс социализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и их жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживление и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать её сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности, по мнению Н.Н. Ярошенко, может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых отношений.

Р. Лабури выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход - педагогический, который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию, как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, то есть важность внешнего воздействия воспитательной технологии. С другой - анимация - способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация - это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы.

Второй подход - социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации в разблокировании общественных связей, установление тёплых, доверительных отношений. Другие видят её функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др.

Специфическая задача социально-культурной деятельности состоит в создании психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н.Н. Ярошенко выделяет следующие:

Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;

Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;

Человек - это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Среди направлений анимации Н.Н. Ярошенко выделяет:

Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности;

Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация);

Формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия).

Социально-культурная анимация, как деятельность, являясь системой , имеет определенное структурное построение элементов своей деятельности. Функциональная основа социокультурной анимации является частью этой системы.

В исследованиях В.А. Квартального, Л.В. Курилко, Е.М, Приезжаевой, Б. Стойковича анимационная деятельность определяется как качественная характеристика способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. По мнению И.И. Шульги, анимационная деятельность направлена на активное содействие гармоничному развитию личности человека, на формирование мотивации к различным способам самодеятельности, включая поиск новых форм свободного творческого времяпрепровождения.

Е.Б. Мамбеков в своем исследовании представляет структуру функций, предложенную французскими исследователями П. Бернаром и Р. Лабури:

Функция приспособления и включения;

Рекреалогическая функция

Воспитательная функция;

Корректирующая функция;

Критическая функция;

Культурная функция.

И.И. Шульга выделяет функции педагогической анимации:

Релаксационная - восстановление затраченной энергии, психосамотическое расслабление, отдых, эмоциональная разрядка;

Культурно-познавательная - приобретение знаний, неизвестных ранее;

Воспитательная функция - этико-эстетическое воздействие, приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям;

Креативная - творческое развитие.

Н.Н. Ярошенко обозначает два функциональных аспекта социально-культурной анимации. Освободительный аспект имеет глубинную экзистенциональную природу, который основан на стремлении к свободному социальному творчеству. Регулятивный аспект социокультурной анимации предполагает установление взаимоотношений личности с деятельностью социальных институтов, где возникает необходимость функции социального контроля, способствующего использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.

Н.В. Трубачева дает следующую структуру функций курортной анимации:

Адаптационная - позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

Компенсационная - позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни, а стабилизирующая - создавать положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

Оздоровительная функция анимации, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленного в повседневной трудовой жизни.

Е.М. Приезжаева рассматривает социально-педагогические функции анимационной деятельности в туризме, которые трактуются как:

Производство, накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Воспроизводство духовного процесса через продвижение его преемственности;

Коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

Создание социализированной структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, что является одновременно содержанием анимационной деятельности.

Взаимодействие в сфере анимационной деятельности носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяется, тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Туристский терминологический словарь определяет термин «анимация» как комплекс по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организации развлечений и спортивного проведения досуга.

Анимация является одним из направлений культурно-досуговой деятельности. Оно имеет определенную рекреационную функцию - это повышение удовлетворенности отдыхом, более скорое и полное восстановление моральных и физических сил. Под культурно-досуговой деятельностью понимается специфическая активность людей, проявляемая ими во время досуга.

Социально-культурная анимация служит не только снятию накопившегося психологического и физического напряжения, но и должна способствовать раскрытию способностей человека, его творческого потенциала, обогатить его новыми знаниями и навыками, помочь преодолеть имеющиеся у человека комплексы и включить его в реальное действие. В связи с этим анимационная деятельность отличается рядом характерных черт:

Осуществляется в свободное время;

Отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

Обусловлена национально-этическими, региональными особенностями и традициями;

Характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

Отличается глубокой индивидуальностностью;

Носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие, способствующее его рекреации. Туристская анимация основана на личных контактах аниматора (менеджера туристской анимации) и туриста, на человеческой близости, совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туристского комплекса.

Анимация как туристская услуга преследует цель активного продвижения туристического продукта и роста доходности туристического бизнеса за счет повышения качества обслуживания туристов и расширения количества предоставляемых услуг. Кроме этого, положительные эмоции, полученные туристом в ходе анимационных программ, побуждают его к повторному посещению туристского комплекса (отеля, круизного теплохода и т. д.).

Организация такой деятельности связана с формированием и реализацией программ развлечений (анимационных программ), которые смогли бы отвлечь отдыхающего от повседневных жизненных проблем, способствовать его эмоциональной разрядке, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как пол, возраст, национальность, а также готовность участия туристов в различных действиях.

В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ необходимо выделить следующие функции туристской анимации:

Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

Компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

Оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека;

Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также и большую разновидность анимационных программ и мероприятий.

2. Основные направления анимации в туризме

Основные направления анимационной деятельности, предлагаемые туристам (анимационные программы, театрализованные представления, анимация в тематических парках и др.) отражены в табл. 1.

Анимационные программы событийного туризма, театрализованные представления и организация развлечений в тематических парках часто выступают в качестве основной содержательной части турпакета, являются целью путешествия.

Анимационные программы на протяжении всего периода пребывания туриста в отеле должны обеспечить ему полную удовлетворенность (ощущение исполнения желания, мечты, достижения цели путешествия).

Спортивная анимация в силу огромного разнообразия возможных предложений и большой востребованности может использоваться для самого широкого спектра задач, стоящих перед работниками туристской отрасли - от разработки программы путешествия до выполнения роли своеобразного спасательного средства при неблагоприятных погодных условиях (холодное ветреное море, бесснежная зима на лыжном курорте и т. п.), при задержках транспорта и других неприятностях.

Та б л и ц а 1. Основные направления анимационной деятельности

Анимацион­ные програм­мы Театрализо­ванные пред­ставления Анимация в тематиче­ских парках Спортивная анимация Гостиничная анимация

Праздничные мероприятия

Карнавалы

Маскарады

Фестивали

Конкурсы

Народные

праздники

Рыцарские

Костюмированные

Спектакли

в исторических

интерьерах

Аттракционы

Встречи со

сказочными

с героями

мультфильмов

Посещение

экзотических стран

Путеше­ствия в прошлое и будущее и т.д.

Альпинизм

Скалолазание

Стрельба из

Аквапланирование

Бадминтон

Езда на велосипеде

Посещение

тренажерных залов Кегли Боулинг Картинг Водные ви­ды спорта и др.

Азартные

игры (казино, игровые

автоматы)

Дискотеки

Концерты

Творческие

Бани, сауны

Кафе, бары

Гостиничная анимация призвана в первую очередь выполнять рекламную функцию. В этом случае задача аниматоров, состоит в том, чтобы обеспечить повторное посещение туристами данного туристского комплекса (отеля) и сделать своих клиентов своеобраз­ными носителями своей рекламы.

Выделение направлений анимации условно, так как реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный харак­тер и содержат определенные элементы различных видов анима­ции. Такое сочетание делает анимационные программы более инте­ресными и насыщенными, а наличие спортивной составляющей способствует восстановлению и укреплению здоровья, обеспечи­вая наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимационные программы событийного туризма охватывают наиболее широкие сегменты туристского рынка и находят любителей независимо от возраста, пола, национальности и образования. Некоторым образом ограничения могут возникнуть в связи с раз­личной платежеспособностью туристов. Данное направление ани­мации требует значительных финансовых затрат, привлечение большего количества специалистов, проведение рекламы.

Театрализованные представления часто используют местные возможности и особенности. В качестве примера можно привести оперные спектакли в интерьерах Выборгского замка и Ивангородской крепости. Этот вид анимационной деятельности требует до­полнительного привлечения профессионалов и рекламного про­движения мероприятия. Данное анимационное направление имеет более узкий спектр ценителей. Чаще всего это более молодые и бо­лее образованные потребители.

Анимация в тематических парках пользуется наибольшей попу­лярностью у любителей семейного отдыха, молодоженов и неболь­ших молодежных групп. Причем основными посетителями подоб­ных парков, более всего рассчитанных на детей, являются взрослые и в основном зарубежные туристы. Данный вид анимации требует большего числа персонала службы анимации.

Спортивная анимация - широчайший спектр предложений, причем кроме туристов, занимающихся спортом систематически, редко кто из туристов отказывается от пробы своих сил в том или ином спортивном развлечении. Спортивная анимация требует со­ответствующей материально-технической базы и подготовленных инструкторов.

Гостиничная анимация зависит от размера отеля, количества персонала, наличия отдельной службы анимации, материально-технической обеспеченности.

3. Понятие «костюмированные туры». Какие костюмированные туры вы могли бы предложить в своем регионе?

Костюмированные туры – это одно авангардное направление анимационного туризма. Это м.б. например, туры с отдыхом на американском ранчо, где туристы получают одежду, снаряжение ковбоев, обучаются езде на лошади, питаются пищей ковбоев. В Вене традиционно проводятся профессиональные балы, которые могут посетить и туристы. Балы офицеров вооруженных сил Австрии, фармацевтов, охотников, кондитеров, прачек. Посетители этих балов могут взять напрокат платья и костюмы, стилизованные под XIX век. Наблюдается тенденция увеличения спроса на данные виды туров.

Шоу-музеи представляют собой музеи с живыми персонажами экспонируемой эпохи. Примерами таких музеев являются: музей английских

переселенцев в г. Плимуте (США), музей под открытым небом «Скансен» в

Стокгольме. Это – фольклорная шведская деревушка, где в старинных городских и деревенских домах, перевезенных сюда из разных регионов Швеции, можно увидеть интересные сувениры и народные ремесла, а на улицах «Скансена» – встретить прохожих в старинной шведской одежде.

б) Внемузейные виды интерпретации:

− традиционные праздники, фестивали, карнавалы;

− рыцарские бои;

− художественно-исторические акции;

− военно-исторические реконструкции.

Традиционные праздники, фестивали, карнавалы имеет четко выраженную

национальную окраску: карнавалы – Бразилия, Испания, праздник викингов –

Великобритания, праздник сливы – Япония, карнавал культур – в Берлине.

Рыцарские бои получили распространение во многих странах и проводятся

традиционно в средневековых замках. Интерес туристов к тем или иным датам, мотивация и обыгрывание этих интересов в анимационном виде с личным участием туристов также позволяет значительно оживить программу

обслуживания. На уровне городов происходит процесс «фестивализации», когда весь город начинает восприниматься как сцена, а повседневная жизнь

приобретает характер зрелища.

г) Использование современных информационных технологий для интерпретации культурного наследия.

Туристам можно предложить костюмированный тур «Реконструкция Азовского осадного сидения 1641 года».

Военно-исторические клубы из Ростова, Азова, Матвеево-Кургана, Астрахани, Уфы, Коломны, Саратова, Воронежа, Анапы, Сочи собираются, чтобы повторить легендарную битву. В Азове, в 1641 году донские казаки смогли разгромить тридцатитысячное турецкое войско, осаждавшее город. Теперь территория Азовского музея-заповедника истории, археологии и палеонтологии ежегодно устраивает театрализованную реконструкцию сражения за Азовскую крепость.

События воссоздаются с особой точностью. Высокий насыпной вал посреди зелёных степей Придонья служит идеальными историческими декорациями.

Казачье войско выстраивается на валу, готовясь к защите города от турок, сосредоточивших свои силы на равнине. Любопытные взоры зрителей прикованы к ярким костюмам:огненно красные шаровары,яркие кушаки, кольчуги, лохматые черкески, блестящие на солнце шлемы. До начала битвы остались считанные минуты, и от обоих войск на встречу друг другу выдвигаются самые сильные воины. Зазвенели сабли, по толпам зрителей прокатился восторженный гул.

Гром пушечных выстрелов заставляет волноваться зрителей, особенно когда «игрушечный» (но увесистый) снаряд чуть не попал в толпу гостей, наблюдавших за действом на склоне вала. Однако, несмотря на опасность, любопытные стараются пробраться как можно ближе к полю сражения, чтобы лучше разглядеть сверкающие на солнце сабли, топоры, ятаганы, а если повезёт - то и подобрать затерявшуюся в траве стрелу. Крепостной вал затянуло дымом снарядов, воздух наполнился запахом пороха, а в небе носятся и кричат стаи перепуганных птиц. История оживает на глазах.

Реконструкция сражения – наиболее зрелищная, но не единственная часть фестиваля. Широкая улица, ведущая к валу, на время превращается в шумную ярмарку. Самовары, румяные баранки и крендели собирают толпы желающих попробовать угощение. А огромное количество костюмированных участников создает полное ощущение сдвига во времени.

4. Особенности организации анимационных программ на курортах и в отелях.

Деятельность всех работников сервиса и туризма направлена на организацию максимально комфортных условий для отдыха, создание атмосферы изобилия, праздника, в общем, всех тех предпосылок, при которых туристу захотелось бы возвращаться именно вновь и вновь.

Анимация – это целая отрасль в гостиничном обслуживании, составная часть всего сервиса клуба-отеля (ресторана, спортплощадки, бассейна и т.д.). Аниматоры по сути своей – это те же массовики-затейники, которых нанимают для того, чтобы никто из гостей не скучал. Одним словом, аниматор – душа общества, человек, который должен поддерживать настроение публики на самой высокой отметке. Ведь не зря само слово «анима» в переводе с латыни значит «душа», «дух». Но и здесь главное не переусердствовать и сделать все, чтобы гости остались довольны отдыхом и работой команды аниматоров.

Аниматор – тот же артист, и вся его деятельность требует постоянной самоотдачи – ежедневно, ежеминутно, на протяжении пятнадцати и более часов в сутки. Не всякий может выдержать столь активный и бурный ритм, поэтому так важно хорошо организовать работу аниматоров.

Аниматоры одинаково заинтересуют и детей, и взрослых. Дети с радостью примут забавную игру, а взрослые с удовольствием вспомнят детство, участвуя в интересных конкурсах. Выступления аниматоров особенно интересны тем, что они включают зрителей программы в захватывающее интерактивное действие.

В период формирования анимационной программы ее организаторам следует ответить на вопросы:

1. Для кого делается программа, где определяется:

Возраст и пол будущих зрителей (если это семейный отель, какой его контингент, будут ли смотреть нашу программу дети, люди старшего поколения и т.д.);

Социальное положение и профессиональную занятость (является ли наш отель закрытым клубом для аристократов и избранной части бизнесменов или это молодежный лагерь для студентов)

Национальность (особенности культур и традиций);

Стиль жизни отдыхающих в отеле людей (классический, экстремальный, «домострой», и т.д.);

Состояние здоровья (особенно это важно в разработке спортивно-оздоровительных программ);

2. Что заложено в основу анимационной программы (главная идея и цели ее достижения);

3. Как построить анимационное событие.

Как правило, в начале нового сезона шеф аниматоров при содействии команды разрабатывает и утверждает анимационную программу на весь сезон.

На каждый день недели (по часам) составляется точное расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению.

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как можно больше участников.

Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы – все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда.

Все аниматоры, не занятые в спектакле, принимают участие в подготовке вечерних шоу и развлекательных программ: готовят декорации, костюмы, другой реквизит, гримируют актеров, помогают им одеться и т.д.

Основами культурно-досуговой анимации туристского обслуживания в отелях является:

Комплексный подход к организации мероприятий;

Свобода выбора этих мероприятий;

Театрализация: использование разнообразных приемов и всех видов искусства (живопись, музыка, литература), при этом ход события определяется сценарием;

Персонификация.

К традиционным формам организации таких мероприятий относят:

Карнавал (народное гуляние в виде уличного шествия, парада, маскарада),

Раут (собрание людей, не предполагающее танцы);

Банкет (массовое собрание людей, в основе которого - обильное угощение);

Мистерия (театрализованная постановка пьесы религиозного содержания);

Раус (мероприятие по зазыванию зрителей перед презентациями, культурно-досуговыми программами);

Церемония (культовый благоговейный /государственный/ акт, который проводится в строгом порядке /церемониале/);

Шоу-представление, массовое зрелище.

Для того чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:

Жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.). При этом номера и фрагменты должны сочетаться таким образом, чтобы сложилась единая картина и связанная структура элементов данного представления;

Названием данного show, которое создает настрой и раскрывает его суть;

Сценарным планом, в котором обозначен перечень элементов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движение. Обязательно должна быть завязка, кульминация и развязка:

Сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также работа над литературной частью - проработкой монологов и диалогов, изучением речевого стиля;

Режиссерским планом - перевод литературы на язык действия (если это постановка по мотивам литературного произведения), составление и координация непрерывной действенной цепочки, и работа с техникой, светом и звуком.

Кроме этого важно - где будет разыгрываться данное действо (на летней площадке, в баре, около бассейна), определиться с темпом, ритмом, включением эффектных моментов и репетиционным периодом.

Вечерние представления являются главной частью развлекательной программы отеля. Они должны быть очень разнообразны по содержанию, постановке, костюмам и интересны для всех отдыхающих. Как правило, в них принимают участие все аниматоры. Организаторы стремятся сделать каждое представление ярким, красочным, запоминающимся, в каждом из них должна быть своя изюминка.

И по форме вечерние шоу бывают самые разные: это и небольшая бытовая сценка, разыгранная актерами-аниматорами, и серьезное театрализованное представление, в котором могут принять участие зрители из зала, гости, заранее приглашенные на ту или иную роль.

В основе понятия анимация находятся латинские слова аnimа – душа; аnimatus – одушевление, что означает воодушевление, одухотворение 1 .Анимация - стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной, образовательной, культурно-досуговой деятельности человека; организованный процесс развлечений и физических упражнений, обеспечивающий двигательную активность и общение.

Термин «анимация» впервые появляется во французском языке. В академическом издании «Сокровища французского языка. Словарь языка 19 и 20 веков (Париж, 1974) анимация определяется как действие, направленное на то, чтобы наделить жизнью, вдохнуть жизнь. Анимация считается новым направлением культурно-досуговой деятельности, но следует отметить, что в разных формах она существовала и ранее. Истоки зарождения анимации лежат в культуре античного мира, которую философы, историки и культурологи называют «цивилизацией досуга». Древние греки уделяли организации «высокого досуга» большое внимание и воспринимали его как еще более возвышенную сферу жизнедеятельности, чем война или политика. Тщательно готовились традиционные праздники в честь богов, состоящие из театрализовано-развлекательной программы и драматических состязаний с песнями, танцами, беседами, регулярно проводились спортивные состязания, к которым готовились с детства в палестрах и гимнасиях; работали философские школы; развивался театр. С крушением античного мира на долгие столетия уходит отношение к досугу как к свободе человеческого духа и наступает длительная эпоха идентификации досуга с праздностью. Римский досуг - это «досуг без достоинств», его содержание сводится к лозунгу: «Хлеба и зрелищ!», римляне любили гладиаторские бои, конные скачки в цирке, пиры с застольями и оргиями. В средние века об организации «высокого досуга» речь также не идет. Церковь разрешала христианам смотреть мистерии - театральные представления с библейскими сюжетами, развивалась система христианских и народных праздников, рыцарские турниры. Только в эпоху Возрождения свободное время, как и во времена древней Греции, стало использоваться для общения с образованными людьми, для размышлений, творчества. В связи с этим распространяется музейная деятельность, возникают первые кружки по интересам, компании, салоны, появляются новые досуговые формы: карнавалы, маскарады, ассамблеи, балы.

Увеличение свободного времени в конце 19 века, в связи с развитием промышленного производства и введением регламентированного рабочего дня в США и в европейских странах, привело к появлению клубов, общественных союзов, товариществ на основе интересов. В 1901 году получают широкое распространение ассоциации, основное предназначение которых приобщение к культуре. В середине XX века идеи античного «высокого досуга» развиваются в социально-философской теории «цивилизации досуга». В 1950-е годы французский социолог и культуролог Жоффр Роже Дюмазедье, вместо общих понятий «формирование культуры», «приобщение к культуре», «развитие культуры», вводит понятие «социально-культурное лидерство», которое трактует как деятельность, направленную на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству, а вскоре заменяет его термином «анимация». Ж.Р.Дюмазедье определяет анимацию как формулу «трех D»: delassiment (расслабле­ние), divertissement (развлечение) и develop-pement (развитие).

С 60-х гг. XX века во Франции начинается научное осмысление анимации, ее структуризация и типологизация. Исследования в этой области проводятся П.Бенаром, А.Гурдоном, Ж.Р.Дюмазедье, М.Кайресом, Р.Лабури, П.Ланграном, Ж.Левеглем, М.Леви-Котре, Э.Лембо, П.Мулинье, М.Паризе, М.Симоно, А.Тери. Педагогической основой анимации становятся идеи А.Бине, Э.Дюркгейма, Ж. Маритена, Ж.Ж.Руссо, Ж.П.Сартра, Э.Шартье, Ж.Шато. С данного периода формируются различные взаимодополняющие определения данного понятия: Ж.Р.Дюмазедье рассматривает анимацию как сознательную, преднамеренную, организованную и планируемую аккультуризацию человека с целью активного социально-культурного влияния на людей для оптимальной адаптации к техническим и социальным изменениям в обществе, через создание условий для приобщения к культуре; Р.Лабури считает, что в основе анимации лежит собственная активность личности в сфере досуга, а аниматор является носителем культуры, обладающий определенными внутренними качествами, делающими его значимым для окружающих людей, фактором их личного развития; М.Леви-Котре дополняет: анимация - это перекресток, на котором встречаются и сталкиваются все потребности, желания и мечты людей и общества. Обозначаются целевые аспекты анимации: освободительный (стремление к свободному социальному творчеству) и регулятивный (использование свободного времени для саморазвития и активного участия личности в социальной и культурной жизни общества).

В 90-е годы 20 века российские исследователи предлагают следующие определения данного понятия. Е.Б.Мамбеков: анимация - это часть культурной и воспитательной системы общества, представленная совокупностью элементов, находящихся в постоянных взаимообогащающих отношениях, характеризующих эту систему и реализующихся через комплекс занятий, видов деятельности и отношений, в которых ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие методы активной педагогики. Е.М.Приезжева определяет анимацию как стимулирование жизненных сил человека через вовлечение в активность. Т.И.Гальперина отмечает: анимация - особая составляющая системы культурно-досуговой деятельности, сущность которой состоит в вовлечении отдыхающих в активные формы культурного досуга. Л.В.Курило анимацию представляет как целостный процесс взаимодействия аниматоров с участниками досуговых программ, в результате которого удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Сущность анимации заключается в следующем: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национально-этническими и региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов детей, молодежи и взрослых; отличается глубокой личностностью и носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер. Таким образом, анализ понятия анимация позволяет, с одной стороны, выявлять ее развивающий, оздоровительный, культурологический характер, а с другой – обозначать собственно духовный аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса через особые приемы общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием и содействием, основанных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Виды анимации:

1. Анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

2. Анимация через переживание - удовлетворяет потребность в сопереживании, эмоциональной разрядке, ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

3. Культурная анимация - удовлетворят потребность в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

4. Творческая анимация - удовлетворяет потребность людей в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;

5. Анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

6. Анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое.

Поскольку анимация носит многосторонний характер, то ее функции определяются социальным назначением:

    Рекреационная – направленность на восстановление утраченных физических, психических и интеллектуальных сил;

    Гедонистическая – участие в мероприятиях должно доставлять удовольствие (если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности, а вместе с тем и долю полезности);

    Адаптационная – позволяет обеспечить адаптацию личности к постоянно изменяющимся как социально-экономическим, так и культурным условиям современного мира;

    Оздоровительная – направлена на оздоровление, восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

    Образовательная - позволяет приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире, благодаря чему происходит культурное развитие личности, позволяет получить новую информацию о стране, регионе, людях, традициях, обычаях;

    Развивающая – направлена на развитие творческих, артистических, организаторских и другие видов способностей;

    Воспитательная – участие в анимационной деятельности приносит интеллектуальное, нравственное, моральное и физическое совершенствование личности, помогает поиску новых отношений между индивидами и группами, а также нового, более качественного образа жизни.

Анимационная деятельность – целенаправленная деятельность, направленная на многомерное и многоплановое взаимодействие педагога и обучающихся в досуговой сфере, с помощью которой удовлетворяются и развиваются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие, духовно-нравственные потребности и интересы, формируются и развиваются качества социально-активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Актуальность анимационной деятельности обусловлена следующими факторами: необходимостью специфического социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности; реализацией личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой; установлением равновесия между досуговыми запросами личности и его социальной включенностью в коллектив; социальным контролем, направленным на неформальное самообразование, саморазвитие и самовоспитание личности в условиях организованного досуга; созданием оптимальных условий для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума и признанием личности как уникальной целостности, представляющей собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку 2 .



Бизнес идеи