Письма-разъяснения от минпромторга. Письма ФНС и другие разъяснения с нормативными свойствами. Практика оспаривания

Уважаемые господа!

С 1979 г. АНО ГЦСС «Нефтепромхим» по заданию министерства отрасли занималась созданием, развитием и совершенствованием системы допуска химпродуктов к безопасному применению их в нефтяной отрасли («Положения о допуске» 1980, 1986, 1993 гг., РД 153-39-026-97).

05.05.2012 г. подписан и 13.06.2012 г. опубликован на сайте Минэнерго РФ Приказ Минэнерго России № 228 «О признании утратившими силу актов Минтопэнерго и Минэнерго России», отменяющий все действовавшие юридические и нормативные документы по безопасному применению химпродуктов в нефтяной отрасли.

Особое беспокойство вызывает отмена Приказа № 294 от 18.10.2001 г. «О запрещении применения хлорорганических реагентов в процессе добычи нефти», что может привести к непредсказуемым последствиям, уже имевшим место в нефтяной отрасли в 1993-1995 гг., 2000-2003 гг.

Всвязи с этим по рекомендации Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго РФ АНО ГЦСС «Нефтепромхим» разработан и введен в действие 15.05.2012 г. стандарт организации СТО 44932911-001-2012 «Химические продукты. Требования к химическим продуктам, правила и порядок испытаний их для безопасного применения в технологических процессах добычи и транспорта нефти» (зарегистрирован региональным отделением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - ФБУ "ЦСМ Татарстан", № 058/347272 от 29.11.2012.), в соответствии с которым АНО ГЦСС «Нефтепромхим» проводит испытания химических продуктов с выдачей «Сертификата на применение химпродукта в технологических процессах добычи и транспорта нефти», а также ведет Реестр «Перечень химических продуктов, прошедших испытания и рекомендованных для безопасного применения их в нефтяной отрасли».

Данный документ разработан с учетом положений всех предыдущих документов отрасли (РД 153-39-026-97, приказы, протоколы совещаний, рекомендации департаментов добычи и переработки нефти и газа Минэнерго РФ), касающихся безопасного применения химических продуктов в процессах добычи и транспорта нефти, и устанавливает требования, правила и порядок проведения испытаний применяемых в нефтяной отрасли химических продуктов в целях обеспечения защиты нефтепромыслового оборудования, оборудования НПЗ и трубопроводов от отрицательного воздействия, а также безопасного применения химических продуктов для жизни, здоровья и имущества населения и окружающей среды.

Предлагаю Вам на переходный период, до введения в действие новых нормативных документов по безопасному применению химических продуктов в технологических процессах добычи и транспорта нефти, при разработке нормативной документации и внутренних правил организации руководствоваться СТО 44932911-001-2012.

При подготовке документов и образцов для отправки в АНО ГЦСС "Нефтепромхим" рекомендуется руководствоваться правилами ПР 44932911-002-2012 "Химические продукты. Правила предоставления документации и образцов химической продукции для проведения работ по их испытаниям для безопасного применения в технологических процессах добычи и транспорта нефти" .

В середине февраля Президент России подписал закон, которым установлен порядок рассмотрения дел об оспаривании «актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами». Расскажем, что это за акты, зачем их надо оспаривать и кто может это сделать.

Рассматриваемые законодательные новшества имеют любопытную преды­сто­рию. Все началось с того, что компания решила оспорить ­письмо ФНС России от 21.08.2013 № АС-4-3/15165, которое было согласовано с Минфином России (письмо Минфина России от 25.07.2013 № ­03-06-05-01/29519) и доведено до сведения налоговых органов и ­налогоплательщиков.

Этап № 1. Верховный Суд

По мнению компании, такое письмо, по сути, является нормативным актом. Оно содержит правовую норму (общеобязательное предписание постоянного характера, рассчитанное на многократное применение) и затрагивает права неопределенного круга налогоплательщиков. Лишним подтверждением нормативного характера письма, по мнению компании, служит тот факт, что оно было опубликовано на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, ­обязательные для использования налоговыми органами».

С такими аргументами компания в 2014 г. обратилась в ВС РФ. Однако суд отказал в принятии заявления, разъяснив, что письмо ФНС России не отвечает требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам. Более того, рассмотрение дел об оспаривании актов ФНС России подведомственно арбитражному суду.

Этап № 2. Высший Арбитражный Суд

С теми же самыми требованиями фирма обратилась в другой суд - ВАС РФ. Но там сообщили, что письмо - это не нормативный акт. А рассмотрение дел об оспаривании таких актов в компетенцию высших арбитров не входит (п. 2.5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов»). В итоге производство по делу было прекращено ­(определение ВАС РФ от 10.04.2014 № ВАС-898/14).

Компания оказалась настойчивой, и не стала мириться с таким положением вещей. Она обратилась с требованием о пересмотре принятого судебного акта в порядке надзора. Но и эта попытка оказалась безрезультатной: в передаче дела в Президиум ВАС РФ было отказано ­(определение ВАС РФ от 30.05.2014 № ВАС-6969/14).

Этап № 3. Конституционный Суд

Компания, которой отказали обе высшие судебные инстанции, решила идти до конца и обратилась в КС РФ. Она просила признать не соответствующим Конституции РФ п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации». В соответствии с ним ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов различных органов (Президента РФ, Правительства РФ, внебюджетных фондов и др.). А вот о письмах, которые имеют нормативный характер, в этой норме нет ни слова.

На счастье компании, КС РФ вникнул в суть дела и полностью согласился с ее доводами.

Суд разъяснил, что формально (по порядку принятия, регистрации и опубликования) письма ФНС России не соответствуют требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам. Однако они могут содержать обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование), противоречащее НК РФ и тем самым нарушающее права налогоплательщиков. При этом оспорить письмо ФНС России как нормативный акт невозможно.

Здесь возникает вопрос: как узнать, которое разъяснение содержит письмо: обязательное для всех налоговых органов (т.е. нормативное) или необязательное? Суд попытался ответить, но сделал это весьма ­своеобразно.

По мнению КС РФ, нормативными свойствами обладает тот акт, который устанавливает (изменяет, отменяет) правила, обязательные для ­неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное ­применение.

Другое дело, если разъяснения, содержащиеся в акте, «не выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) положений налогового законодательства и не влекут изменение правового регулирования». В этом случае нормативные свойства у акта отсутствуют.

Что КС РФ понимает под «адекватным толкованием налогового законодательства» и как установить адекватность - вопросы открытые. Но как бы то ни было, суд предписал установить на законодательном уровне порядок рассмотрения дел об оспаривании разъяснений (в т.ч. ФНС России), которые фактически обладают нормативными ­свойствами ­(постановление КС РФ от 31.03.2015 № 6-П).

Этап № 4. Законодательные изменения

Уже в октябре 2015 г. Правительство РФ внесло в Госдуму соответствующий законопроект. После прохождения всех стадий проект стал Федеральным законом от 15.02.2016 № 18-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов». Он вступил в силу 17 марта 2016 г.

Авторы закона указывают, что он разработан в целях реализации постановления КС РФ от 31.03.2015 № 6-П и устанавливает порядок рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. При этом законодатель пошел дальше и установил порядок оспаривания вообще всех разъяснений с нормативными свойствами, а не только писем ФНС России. Новые положения появились в АПК РФ и КАС РФ.

Какие суды рассматривают дела?

По правилам АПК РФ (п. 1.1 ч. 4 ст. 34) теперь рассматриваются дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в сфере:

  • патентных прав и прав на селекционные достижения;
  • права на топологии интегральных микросхем;
  • права на секреты производства (ноу-хау);
  • права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, ­работ, услуг;
  • права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Дела рассматривает Суд по интеллектуальным правам. При этом он руководствуется новой ст. 195.1 «Рассмотрение дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а также общими правилами искового ­производства.

К сведению

Свернуть Показать

Вступившее в силу решение по делу об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, публикуется в том же порядке, что и решение по делу об оспаривании нормативного правового акта (ст. 196 АПК РФ). Решение ­публикуется:

  • в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
  • официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти;
  • других официальных изданиях, где был опубликован оспариваемый акт.

Все остальные акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, рассматриваются по правилам КАС РФ (п. 1.1 ч. 2 ст. 1 данного кодекса). По общему правилу (п. 2 ст. 20 КАС РФ) в качестве первой инстанции их рассматривают региональные суды общей юрисдикции (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной ­области и суд автономного округа).

Подробнее о положениях КАС РФ см. статью Александра Селезнева «Знакомьтесь: Кодекс административного судопроизводства РФ »

В то же время ВС РФ рассматривает дела об оспаривании актов, изданных (п. 1.1 ст. 21 КАС РФ):

  • федеральными органами исполнительной власти и другими федеральными госорганами;
  • Центральным Банком;
  • внебюджетными фондами (ПФР, ФСС РФ, Федеральным фондом ОМС).

Дела об оспаривании актов, обладающих нормативными свойствами, рассматриваются и разрешаются в административном процессе ­аналогично делам об оспаривании нормативных актов (глава 21 КАС РФ).

По каким правилам рассматриваются дела?

С заявлением о признании акта недействующим могут обратиться граждане, организации, иные лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления (ч. 1 и 2 ст. 192 АПК РФ, ч. 1-4 ст. 208 КАС РФ).

При рассмотрении дела суд должен установить (ч. 3 ст. 195.1 АПК РФ, ч. 2 ст. 217.1 КАС РФ):

  • обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами (т.е. можно ли его неоднократно применить в качестве обязательного предписания неопределенному кругу лиц). Таким образом, определение ­нормативных свойств акта относится к компетенции суда;
  • соответствуют ли положения оспариваемого акта тем нормам, которые в нем разъясняются. Доказывать такое соответствие должен орган, ­который принял акт;
  • нарушены ли права, свободы и законные интересы истца или лиц, в интересах которых подан иск. Этот факт необходимо устанавливать только в административном процессе. Доказать его должен ­административный истец (п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ).

По результатам рассмотрения дела суд может принять одно из двух ­решений (ч. 5 ст. 195.1 АПК РФ, ч. 5 ст. 217.1 КАС РФ):

  • признать, что акт не обладает нормативными свойствами и соответствует нормам, которые в нем разъясняются;
  • признать, что акт не соответствует нормам, которые в нем разъясняются. В этом случае акт признается недействующим (полностью или в части).

Этап № 5. Завершение истории

После того как в законодательство были внесены изменения, неутомимая компания решила ими воспользоваться. Она вновь обратилась в ВС РФ с требованием о признании недействующим все того же злополучного письма. Но суд и на этот раз прекратил производство по делу.

Причиной такого решения стал тот факт, что письмом от 11.06.2015 № ГД-4-3/10174@ ФНС России отозвала оспариваемое письмо. Следовательно, на момент рассмотрения дела положения письма утратили силу.

Суд пояснил, что правовые акты, действие которых прекращено, не могут быть основанием возникновения прав (обязанностей) и нарушать какие-либо законные интересы (определение ВС РФ от 14.09.2015 № АКПИ15-764).

Послесловие

Надо сказать, что попытки оспорить письма Минфина России и ФНС России предпринимались и раньше. Наиболее интересные споры Минфин России привел в документе под названием «Обзор обобщенной правоприменительной практики за 2013 год о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)» (без номера и даты, далее - Обзор). Особое внимание в этом документе чиновники уделили ­оспариванию ­своих же писем.

Финансисты напомнили, что формально их разъяснения не считаются нормативными правовыми актами, поскольку не содержат правовых норм. Нет в них и общих правил, конкретизирующих те или иные положения закона. А раз так, то оспаривать письма Минфина России как нормативные правовые акты вроде бы нельзя (постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 № 12547/06, определения ВАС РФ от 20.05.2010 № ВАС-7184/10 и от 21.04.2010 № ВАС-5440/10).

С другой стороны, подавляющее большинство писем публикуются в газетах, журналах и справочных базах. А значит, они доступны неопределенному кругу лиц и могут быть многократно использованы. И если принять во внимание позицию судов, согласно которой налогоплательщики в принципе могут руководствоваться любыми разъяснениями Минфина России по спорной ситуации, то налицо все признаки ­нормативного ­правового акта. А значит, его можно оспорить.

В подтверждение этой точки зрения в Обзоре приведено несколько дел, в которых организация обращалась в суд и оспаривала письмо ­Минфина России.

Пожалуй, наиболее резонансное дело касалось письма Минфина России от 06.12.2012 № 03-03-06/1/630, которое было выпущено в связи с обращением ООО «АШАН». В нем чиновники пришли к выводу, что организации, которые торгуют через магазины со свободным доступом покупателей к товарам, могут учесть в составе расходов недостачи от хищения товаров только при наличии постановления следователя о ­приостановлении или о ­прекращении уголовного дела.

Это разъяснение не понравилось представителям организации. В результате в ВАС РФ поступило заявление о признании этого письма недействительным. Примечательно, что под заявлением подписались представители ООО «АШАН», ООО «АТАК», ООО «ГИПЕРГЛОБУС», ЗАО «СТОКМАН» и ЗАО «ДИКСИ Юг». Высшие арбитры признали, что письмо, по сути, является нормативным актом, и приняли дело к производству. В дальнейшем требования организаций были удовлетворены: соответствующее разъяснение признано недействительным (решение ВАС РФ от 04.12.2013 № ВАС-13048/13).

Аналогично требования заявителей о признании положений писем Минфина России недействительными были удовлетворены решениями ВАС РФ от 24.06.2013 № 4707/13 и от 29.11.2012 № ­ВАС-13840/12.

22 03 2013

С 5 октября 2010 года отказными письмами для продукции, пересекающей границу РФ и принимаемыми российской таможней, стали Письма-разъяснения от МинПромТорга. Письма-разъяснения от других организаций не являются уполномоченными для операций, совершаемых на таможенной границе.Письма-разъяснения от МинПромТорга содержат заключение по принадлежности продукции или товара, подлежащей обязательному подтверждению соответствия на территории РФ. (В соответствии с Письмом № ВС-10951/10 от 05.10.2010 г., выпущенным Министерством Промышленности и торговли РФ и имеющим название «О выдаче разъяснений»).

Действие Письма-разъяснения от МинПромТорга на территории РФ было недолгим. В соответствии с официальным документом — письмом Министерства промышленности и торговли России от 13.12.2010 г. № СВ-13423/10 «О прекращении выдачи разъяснений», выдача Письма-разъяснения от МинПромТорга с 13 декабря 2010 года прекращена.

Письма-разъяснения от МинПромТорга и Таможенный Союз

В связи с вводом в действие Таможенного Союза (ТС) и его законодательных актов, основным документом, регулирующим пересечение товарами российской границы, стало Положение о порядке ввоза продукции Таможенного Союза. Данный документ был утвержден Решением Комиссии Таможенного Союза № 319 в виде Приложения № 4 от 18 июня 2010 года.

В соответствии с данным «Положением о ввозе» документом, подаваемым вместе с таможенной декларацией и разрешающим ввоз продукции на территорию ТС, могут быть:

  • национальный сертификат соответствия (в случае России – это сертификат соответствия в государственной системе ГОСТ Р – именно он является документом, предусмотренным законодательством государства);
  • декларация о соответствии (национальной системы сертификации);
  • сертификат соответствия ТС, который должен быть оформлен по Единой форме и распространяет свое действие на продукцию, включенную в Единый перечень ТС, подлежащий обязательной оценке соответствия по законодательству, установленному Таможенным Союзом.

Третий и четвертый пункты данного Положения перечисляют продукцию, на которую распространяется действие порядка ввоза, и указывают исключения из этого списка. Если импортеру потребуется квалифицированное толкование, обязательно ли для продукции, которую он перемещает на территорию ТС, необходимо подтверждать соответствие ее по законодательству ТС, то он может обратиться в национальный орган, уполномоченный в области технического регулирования с просьбой о разъяснении.

В России на основе Постановления Правительства № 438 от 5.06.2008 «Положения о министерстве – МинПромТорге», именно этому министерству определена функция органа по техническому регулированию на федеральном уровне.

Справочная информация: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Росстандарт (ранее называвшееся Ростехрегулированием, а еще раньше – Госстандартом) находится в ведении МинПромТорга – Министерства промышленности и торговли России.

На основе вышеуказанного Положения и Письма-разъяснения Минпромторга от 05.10.2010г. с 5октября 2010 года прекратили действие отказные письма, которые ранее оформлялись Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС). На российской таможне стали приниматься лишь Письма-разъяснения от МинПромТорга, оформленные Департаментом государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, находящегося в структуре Минпромторга.

Письма-разъяснения от МинПромТорга. История отказных писем.

«Отказное письмо» – это справка, выданная уполномоченным на то учреждением, в которой указывается, необходимо ли для выпуска продукции в обращение на территории Российской Федерации, проводить ее обязательную сертификацию или декларирование.

Ранее, до начала действия Таможенного Союза, отказные письма, для таможенной очистки продукции выдавались исключительно Всероссийским Научно-Исследовательским Институтом Сертификации (ВНИИС).

Первопричиной возникновения таких документов, как отказные письма ВНИИС (а позднее – Письма-разъяснения от МинПромТорга), имеющиеся расхождения между кодировкой продукции, предусмотренной в системе сертификации РФ, и кодировкой, принятой в российской таможне.

Госстандарт разработал Общий Классификатор Продукции (ОКП), на коды которого ссылаются государственные нормативы и законодательство, относящееся к сфере стандартизации и сертификации продукции.

Таможенный комитет разработал свой кодификатор Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической Деятельности (ТН ВЭД).

Если издается ФЗ, где указывается продукция, подлежащая обязательной сертификации, то РосТехРегулирование указывает свои коды. У Таможни имеется свой перечень номенклатуры, обязательной для подтверждения соответствия, с указанием кодов ТН ВЭД.

Если возникают разночтения между поставщиком продукции и таможней, то документом, законным для инспектора таможенного надзора, является официальный документ: ранее отказные письма ВНИИС (а позднее – Письма-разъяснения от МинПромТорга).

Письма-разъяснения от МинПромТорга. Окончание выдачи.

8 декабря 2010 года Комиссия ТС своим Решением № 491 отменила пункт № 5 «Положения о порядке ввоза продукции». Т.е. данным Положением более не предусматривается выдачи письменных разъяснений органом, уполномоченным государством, входящим в ТС, с целью отнесения продукции к той, что подлежит обязательной сертификации или обязательному подтверждению соответствия.

На основе исключения этого пункта из документа, регулирующего ввоз продукции на таможенную территорию ТС, Письма-разъяснения от МинПромТорга не выдаются больше российским министерством.

Письмо-разъяснение от МинПромТорга будет выдано после 13 декабря 2010 года, если заявка была принята Департаментом государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений до 8 декабря 2010 года, т.е. до момента принятия Решения Комиссии ТС.



Бизнес идеи