Новые газопроводы. Газопроводы россии. Трубопроводный транспорт нефти

Введение.

2.1. Состав магистрального газопровода.

2.2. Состав и назначение компрессорных станций.

2.3. Подготовка газа к транспорту.

Контрольные вопросы.

Введение

Единая система газоснабжения (ЕСГ) России – это широко разветвленная сеть магистральных газопроводов, обеспечивающих потребителей газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской, Астраханской областей и других регионов.

Компрессорная станция – составная часть магистрального газопровода, предназначенная для обеспечения его расчетной пропускной способности за счет повышения давления газа на выходе КС с помощью различных типов газоперекачивающих агрегатов (ГПА).

Природный газ, поступающий из скважин, содержит в виде при­месей твердые частицы (песок, окалину), конденсат тяжелых углево­дородов, пары воды, а в ряде случаев сероводород и углекислый газ. Присутствие в газе твердых частиц приводит к абразивному износу труб, арматуры и деталей компрессорного оборудования, засорению контрольно-измерительных приборов. Конденсат тяжелых углеводо­родов и вода оседают в пониженных точках газопроводов, уменьшая их про­ходное сечение. Поэтому перед подачей газа в магистральный трубопровод его нужно осушить и очистить от механических и вредных примесей.

Состав магистрального газопровода

В состав магистрального газопровода (МГ) входят следующие основные объекты (рисунок 2.1):

Головные сооружения;

Компрессорные станции;

Газораспределительные станции (ГРС);

Подземные хранилища газа;

Линейные сооружения.

Рисунок 2.1 – Схема магистрального газопровода: 1 – газосборные сети; 2 – промысловый пункт сбора газа; 3 – головные сооружения; 4 – компрессорная станция; 5 – газораспределительная станция; 6 – подземные хранилища; 7 – магистральный трубопровод; 8 – ответвления от магистрального трубопровода; 9 – линейная арматура; 10 - двухниточный переход через водную преграду

1. На головных сооружениях добываемый газ подготавливается к транспортировке. В начальный период разработки месторождений давление газа, как правило, настолько велико, что необходимости в головной компрессорной станции нет. Ее строят позднее, уже после ввода газопровода в эксплуатацию.

2. Компрессорные станции предназначены для перекачки газа, кроме того, на КС производится очистка газа от жидких и твердых примесей. Комплекс сооружений компрессорной станции включает в себя такие аппараты, как: пылеуловители, аппараты очистки от жидких и твердых примесей, газоперекачивающие агрегаты (ГПА), аппараты воздушного охлаждения (АВО) и другие вспомогательные сооружения.

3. Газораспределительные станции сооружают в конце каждого магистрального газопровода или отвода от него. На ГРС осуществляются такие операции как: понижение давления газа до требуемого уровня, поскольку газовое оборудование, применяемое в промышленности и в быту, рассчитано на сравнительно низкое давление и высоконапорный газ, транспортируемый по магистральному газопроводу, не может быть непосредственно подан потребителям; очистка газа от примесей (механических частиц и конденсата), чтобы обеспечить надежную работу оборудования; одоризация, то есть придание резкого специфического запаха для обнаружения утечек. Так же на ГРС ведется учет расхода газа.

4. Подземным газохранилищем называется хранилище газа, созданное в горных породах (в искусственных выработках или в пористых пластах). Подземные хранилища газа служат для компенсации неравномерности газопотребления. Использование подземных структур для хранения газа позволяет очень существенно уменьшить металлозатраты и капиталовложения в хранилища.

5. Комплекс линейных сооружений может включать в себя:

Трубопровод с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, узлами подключения КС, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола В отличие от аналогичных сооружений нефте- и нефтепродуктопроводов, на газопроводах вместо линейных задвижек используются линейные шаровые краны. Длина магистрального газопровода может составлять от десятков до нескольких тысяч километров, а диаметр – от 150 до 1420 мм. Большая часть газопроводов имеет диаметр от 720 до 1420 мм. Трубы и арматура магистральных газопроводов рассчитаны на рабочее давление до 7,5 МПа;

Переходы магистрального газопровода через естественные и искусственные препятствия;

Установки электрохимической защиты газопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;

Линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;

Противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;

Здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

Постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;

Указатели и предупредительные знаки.

Трубопроводный транспорт широко используется в России для транспортировки углеводородного сырья на большие расстояния. Промышленные газы транспортируются по трубам в режиме производства газов on-site на промышленных предприятиях или внутри крупных промышленных кластеров. На промышленных предприятиях, в лабораториях и медицинских учреждениях транспортируются по трубам: азот, аргон, кислород, воздух, гелий, углекислота, ацетилен, водород, аммиак, закись азота и другие газы и газовые смеси. Общая протяженность трубопроводов в пределах одного предприятия может достигать десятков, а иногда и сотен километров. Источником промышленных газов на промышленных предприятиях могут быть как непосредственно установки для их производства, так и холодные газификаторы или баллоны. Комплексная система обеспечения газами промышленного объекта включает источник технических газов, трубопроводы и распределительные газовые щиты.

Основным конструкционным материалом трубопроводов являются нержавеющие стали, углеродистая сталь или медь. Применяются как традиционные трубы прямыми отрезками, так и в бухтах. В ряде случаев, помимотрубдлятранспортировки газов применяют гибкие полимерные или стальные трубопроводы. В металлорукавах газ контактирует с сильфоном из нержавеющей стали, а в РВД - с трубкой из фторопласта (PTFE) или полиамида (PA). Прочность таких трубопроводов обеспечивается одной или несколькими оплетками из нержавеющей стали. На складе компании «Мониторинг Вентиль и Фитинг» (MV&F) постоянно поддерживается большой ассортимент рукавов высокого давления, металлорукавов, бесшовных труб из нержавеющей стали прямыми отрезками и в бухтах. Основной материал бесшовных труб – нержавеющая сталь 316L. Трубы предлагаются в светло отожженном состоянии. Это означает, что отпуск труб производится в восстановительной защитной среде газообразного водорода. После такой термообработки как наружная, так и внутренняя поверхности труб остаются идеально чистыми и гладкими. Такого качества трубы хорошо сочетаются с инструментальными фитингами и могут применятьсядля чистых и коррозионно-активных газов.

В последнее время все более широкое применение получают стальные бесшовныетрубывбухтах. Самаяразвитая технология производства труб в бухтах применяется на предприятии Handy-Tube (США). Эти трубы отличаются более высоким, по сравнению с трубами в прямых отрезках, уровнем безопасности и надежности. Они могут быть подвергнуты испытаниям на герметичность и прочность, как на производстве, так непосредственно перед началоммонтажа. Трубымогутпрокладываться на опорных конструкциях, которые применяютсяобычнопримонтажеэлектрических кабелей. Компания Handy-Tube специализируется исключительно на производстве бесшовных нержавеющих труб в бухтах. Это обстоятельство позволяет производителю добиться впечатляющих результатов. Длина труб, в бухте может достигать до 2000 метров. Причем в бухте отсутствуют не только продольные швы, но и сварные стыки. То есть вся труба в каждой конкретной бухте изготовлена из единой заготовки и является реально бесшовной. Преимущества труб в бухтах очевидны: - возможность проведения полных комплексных испытаний домонтажа; - снижение общих расходов примонтаже благодаря отсутствию сварных швов или отказа от использования фитингов; - значительное сокращение времени и упрощениемонтажа; - исключение затрат, связанных с неразрушающими методами контроля сварных швов; - обеспечение необходимого уровня чистоты газов; - обеспечение безопасности при транспортировке агрессивных и опасных газов; - повышение надежности и герметичности трубопроводных системпри подземной и подводной прокладке; - упрощение высотногомонтажа; - легкость транспортировки и хранения труб.

С помощью труб в бухтах в России было реализовано несколько проектов, среди которых крупные заводы разделения воздуха, промышленная наполнительная станция по наполнению гелиевых баллонов, транспортировка аммиака, водорода и кислорода на ювелирных предприятиях, несколько крупных аналитических лабораторий. По всему миру трубы в бухтах Handy-Tube применяются во всех основных отраслях промышленности: - нефть и газ: подводная добыча и скважинная добыча; - геотермальные системы; - хроматография; - кораблестроение; - нефтехимическая промышленность. Рассмотрим далее подробнее перспективы применения трубопроводного транспорта газообразного гелия на большие расстояния. В настоящее время гелий производится только в Оренбурге и доставляется из одной географической точки на большие расстояния. Потребление гелия в России составляет 1.7 млн. нм3, причемзначительная доля от этого количества поставляется по России в баллонах

При ежегодном обороте газообразного гелия, например, 1.5 млн. нм3 оборот тары составляет порядка 15 тыс. тонн.


Тара перевозится в двух направлениях. При среднем плече перевозки 1500 км, грузооборот тары только при перевозке газообразного гелия составляет 45 млн. тонно-километров. Снижение транспортной нагрузки может быть достигнуто применением больших криогенных транспортных контейнеров с объемом перевозимого сжиженного гелия до 40 м3. В контейнерах для транспортировки сжиженного гелия можно перевозить на порядок большее количество целевого продукта, чем в сжатом виде, но стоимость такого оборудования настолько велика, что оно недоступно массовому потребителю. Кроме того, очень большая часть потребителей применяет именно газообразный гелий, причем часто марки «Б».

Для этих потребителей ожижение гелия с последующей газификацией представляется не вполне оправданным. В связи с этим можно рассмотреть комбинированный способ транспортировки: доставка сжатого гелия до крупных наполнительных станций и станций ожижения по магистральным трубопроводам с последующей заправкой на этих станциях баллонов и моноблоков, а при необходимости доочисткой до уровня марки «А», 6.0 или 7.0 и ожижении для локальных потребителейжидкого гелия.

Примем в качестве базового маршрута прокладки магистрального гелиевого трубопровода направление Оренбург-Москва. Между Москвой и Оренбургом расположены крупные промышленные центры Европейской части России. Для повышения надежности можно рассмотреть прокладку двух трубопроводов. Один маршрут через Самару, Тольятти, Димитровград, Ульяновск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Дзержинск, Владимир, Электросталь и Балашиху. Другой - через Самару, Тольятти, Сызрань, Пензу, Рязань и Коломну. Наверняка в каждом из этих городов найдутся предприятия, которые проявят заинтересованность в подключении к магистральному гелиевому трубопроводу.

Выгода очевидна – подключайся и бери гелийвсогласованномколичестве, оплачивая по показаниям счетчика. Понятно, что такие региональные гелиевые центры появятся не сразу и не во всех городах одновременно, но развитие такой инфраструктуры будет серьезным побудительным мотивом для повышения технологического уровня региональной промышленности.

Выполним далее оценку реализуемости подобного проекта. Для расчета гидравлического сопротивления гелиевого трубопровода высокого давления Оренбург-Москва примем следующие исходные данные: - расстояние 1500 км; - давление на входе в трубопровод 400бар; - расход гелия при закачке в трубопровод в Оренбурге 0.5 млн. нм3/год; - потребление гелия в Москве 0.25 млн.нм3/год; - потребление гелия в крупных промышленных центрах России по пути предполагаемой прокладки трубопровода равномерно распределенное и составляет в сумме 0.25 млн. нм3/год; - трубопровод выполнен из бесшовной трубы, поставляемой в бухтах в светлоотожженном состоянии (чистая внутренняя поверхность с минимальной шероховатостью, минимальное количество сварных стыков).

Перепад давления для трубы с внутренним диаметром 20 мм составит около 1МПа, а для трубы с диаметром 12мм - 18МПа. Определимвесиоценимстоимость трубопровода диаметром 12 мм. Примем запас прочности 2.5. Рабочее давление трубы 15х1.5 при таком запасе прочности составляет 400 бар, а давление разрушения соответственно 1000 бар. Считаем, что, при необходимости, усиление трубопровода до четырех кратного запаса прочности может быть выполнено с помощью брони из углеродистой стали. Вес основного трубопровода из нержавеющей стали 760 т. Стоимость нержавеющей трубы в составе трубопровода составит примерно 300 млн. рублей. Можно ожидать, что дополнительные затраты будут сопоставимы с этим значением и общая стоимость строительства будет около 600 млн. рублей. Примем срок амортизации трубопровода – 50 лет, тогда удорожание гелия составит около 20-40 рублей за нм3, в зависимостиот точки отбора. Отгрузка сжатого газообразного гелия по трубопроводу приведет к дополнительной экономии в связи со снижением издержек при его производстве. Действительно, непрерывная круглосуточная подача гелия по трубопроводу исключит целый ряд технологических и организационных операций на Оренбургском гелиевом заводе (оформление въезда-выезда транспорта на охраняемую территорию, подключение отключение гибких металлорукавов, контроль качества тары и готового продукта, проверка безопасности тары, оформление документов и т.п.).

При транспортировке сжатого гелия автотранспортом затраты составят порядка 70 рублей на нм3. Доставка 20 тонн груза по маршруту Оренбург-Москва-Оренбург составит 100 тыс. рублей, а амортизация реципиентов на 2 тыс. нм3 за один рейс – 40 тыс. рублей.

Таким образом, реализация такого проекта технически возможна и экономически целесообразна. Важным обстоятельством является то, что гелий - инертный, не горючий газ. Это означает, что гелиевые трубопроводы можно прокладывать буквально везде: вдоль магистральных трубопроводов для транспортировки углеводородов, вдоль автомобильных дорог, в зоне отчужденияжелезных дорог, вместе с электрическими кабелями и линиями оптоволоконной связи, по руслам рек и т.п. Эта задача имеет общегосударственное значение и,конечно, не может быть финансирована отдельным предприятием. Поэтому она требует соответствующего государственного решения. Главной выгодой от такого решения на общегосударственном уровне будет даже не снижение прямых затрат на транспортировку и отгрузку, а улучшение экологии, снижение автотранспортной загруженности дорог и развитие промышленности в регионах.

Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1950-х годов.

В 2008 году трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн тонн нефти и нефтепродуктов, данный показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 53 % .

Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн тонно-километров, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 49 % .

Длина магистральных газо- и нефтепродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км . По состоянию на конец 2012 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила  250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс км и нефтепродуктопроводов 20 тыс км.

Нефтепроводы

Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006) и по которой прокачивается более 90 % российской нефти .

Действующие

  • Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год) - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва ;
  • Нижний Новгород - Ярославль - Кириши ;
  • Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон ;
  • Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск ;
  • Нижневартовск - Курган - Куйбышев ;
  • Туймазы - Омск - Новосибирск ;
  • Калтасы - Языково - Салават ;
  • Шкапово - Салават ;
  • Александровское - Анжеро-Судженск ;
  • Красноярск - Ангарск ;
  • Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу ;
  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
  • Балтийская трубопроводная система-II (рабочая мощность 30 млн тонн в год);
  • Восточный нефтепровод (рабочая мощность 58 млн тонн в год);
  • Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
  • Куюмба - Тайшет

Строящиеся и проектируемые

Нефтепровод Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре

Строительство нефтепровода-отвода от трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) до Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода началось в феврале 2016 года. Запланировано строительство 293 км линейной части, головной НПС с резервуарным парком 80 тыс. кубометров, двух промежуточных станций и объектов внешнего электроснабжения. Ввод в эксплуатацию намечен на 2018 год .

Расширение Каспийского трубопровода (КТК-2)

15 декабря 2010 года принято окончательное решение об инвестировании по проекту расширения мощности трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-2) до 67 млн тонн нефти в год .

Мурманский нефтепровод

В ноябре 2002 года российские нефтяные компании Лукойл , ЮКОС , ТНК и Сибнефть - подписали меморандум о намерении строительства экспортного нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. Однако из-за отрицательного отношения Правительства Российской Федерации к появлению частных трубопроводов реализация проекта заморожена по настоящее время .

С 2003 года в проекте участвует компания Транснефть , которая рассматривает в качестве альтернативы нефтепровод по маршруту Харьяга -Индига мощностью 50 млн тонн нефти в год .

Газопроводы

Крупнейшим оператором российских газопроводов является государственная компания «Газпром ».

Крупные газопроводы:

Действующие

Саратов - Москва

Газопровод от месторождений природного газа в непосредственной близости от Саратова , в долине реки Елшанка, до Москвы . Проложен по территориям Саратовской , Пензенской , Тамбовской , Рязанской и Московской областей .

Первый магистральный газопровод России. В 1944 году - принято постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве газопровода «Саратов-Москва», создании Управления строительства и Дирекции строящегося газопровода. Строительство газопровода было начато в годы Великой Отечественной войны , в строй вступил в 1946 году .

Протяжённость газопровода 843 км , диаметр трубы - 325 мм .

Уренгой - Помары - Ужгород

Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе.

Общая длина - 4 451 км, мощность - 32 млрд кубометров газа в год. Диаметр каждой из трёх ниток - 1420 мм.

Ямал - Европа

Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе. Проходит через территорию Белоруссии и Польши.

Пропускная способность - около 30 млрд кубометров газа в год.

Голубой поток

Газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря.

Трубопровод был построен в рамках российско-турецкого соглашения от , по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 млрд кубометров газа в 2000-2025 гг. Затраты на строительство составили $3,2 млрд. Строительство осуществлялось российско-итальянской компанией «Блю стрим пайплаин компани Б. В.», которой в равных долях владели «Газпром » и итальянская Eni .

Общая протяжённость газопровода - 1213 км, из них:

  • сухопутный участок на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Черного моря длиной 373 км;
  • морской участок от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу», расположенного в 60 км от города Самсун (Турция) длиной 396 км;
  • сухопутный участок на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.

Диаметр трубы газопровода: равнинная часть сухопутного участка - 1400 мм, горная часть сухопутного участка - 1200 мм, морской участок - 610 мм. Операторы газопровода - «Газпром экспорт » и турецкая Botas.

Коммерческие поставки российского природного газа по газопроводу в Турцию начались в феврале 2003 года . В по «Голубому потоку» в Турцию поставлено 2 млрд м³ газа, - 3,2 млрд м³, - 5 млрд м³, - 7,5 млрд м³, - 9,5 млрд м³, - 10,1 млрд м³. Планируется, что в 2010 газопровод выйдет на полную мощность (16 млрд кубометров газа в год).

Существуют планы строительства продолжения газопровода в Израиль , Италию , а также расширения мощности «трубы» в 2 раза - до 32 млрд м³ в год.

Дзуарикау - Цхинвал

Экспортный газопровод из России в Южную Осетию . Начинается в селе Дзуарикау (Северная Осетия) далее проходит через Кавказский хребет, затем через город Квайса, и до города Цхинвала. Является самым высокогорным в мире.

Планируются ответвления от основной магистрали во все районы Южной Осетии .

Джубга - Лазаревское - Сочи

Строительство газопровода было проведено в период с сентября 2009 года по июнь 2011 года.

Сахалин - Хабаровск - Владивосток

Строительство газопровода было начато 31 июля 2009 года в Хабаровске. Первый пусковой комплекс торжественно введён в эксплуатацию 8 сентября 2011 года. Церемония прошла во Владивостоке , на острове Русский .

Северный поток

Бованенково - Ухта

Решение о строительстве газопровода было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь газопровода введена в эксплуатацию 23 октября 2012 года . Вторая очередь введена в эксплуатацию 17 января 2017 года .

Протяженность газопровода – 1260 км, суммарная проектная производительность двух очередей газопровода - 115 млрд м³ газа в год.

Строящиеся

Якутия-Хабаровск-Владивосток

Турецкий поток

Отменённые

Южный поток

Проектируемые

Алтай

Прикаспийский газопровод

Южный коридор

Аммиакопровод

Этиленопровод

Углепровод

Продуктопроводы для перекачки готового топлива

Крупные продуктопроводы:

Показатели деятельности

1913 1928 1940 1950 1960 1980 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016
Эксплуатационная длина тыс. км СССР - 1,6 4,1 5,4 17,3 69,7 86 - - - - - -
Россия 1,1 0,7 1,7 3,6 15 54 68 64 63 65 65 74 71
Объём перекачки млн. т СССР - 1,1 7,9 15,3 130 627 611 - - - - - -
Россия 0,4 0,4 5 12 123 576 558 309 318 482 524 578 579
Грузооборот млрд. т*км СССР - 0,7 3,8 4,9 51,2 1220 1310 - - - - - -
Россия 0,3 0,1 1,5 3,4 49 1090 1240 668 745 1156 1123 1268 1308

Проблемы деятельности

Проблемами деятельности трубопроводов России являются сложность их строительства и обслуживания, а так же нелегальные врезки для хищения нефти. Нелегальная врезка опасна не только пропажей самой нефти,но и нефтяными загрязнениями а так же пожарами. В 90-х и 2000-х годах зафиксировано немало случаев подобных нелегальных врезок, многие из которых действовали по много лет.

Ссылки

Примечания

  1. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. - М.: Лицей, 2001.
  2. Итоги деятельности ОАО «РЖД» в 2012-2016 гг. и планы развития до 2025 года. М.: 2017. С. 2-3
  3. Основные показатели транспорта // Росстат
  4. Росстат. 17.23. ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
  5. И менеджер, и бюрократ-виртуоз // Эксперт, 1 октября 2007
  6. Нефтепровод «Заполярье - Пурпе» построен!. Тюменские известия. Новости Тюмени
  7. Главная | Argus Media
  8. https://www.transneft.ru/about/projects/current/10649/
  9. Путин запустил магистральный нефтепровод «Куюмба-Тайшет» - МК
  10. Стартовала прокладка нефтепровода от ВСТО на Комсомольский НПЗ - Новости Хабаровска
  11. ОАО «АК «Транснефть»
  12. http://www.cpc.ru/portal/alias!press/lang!ru/tabID!3706/DesktopDefault.aspx Принято Окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения

В конце 2011 года общественность напряжённо следила за развитием газового конфликта России и Украины. Киев требовал снизить цены на голубое топливо, обещая в противном случае увеличить транзитные пошлины. Но российские политики не шли на уступки, надеясь, что в ближайшем будущем наша страна избавится от транзитной зависимости. Причём у Москвы были достаточно веские основания лелеять подобные надежды. Ведь уже в середине осени должен был заработать «Северный поток». Новый газопровод, проектирование и строительство которого заняло без малого 15 лет, позволил бы поставлять российский газ в европейские страны, минуя транзитные государства.

Что ж, первая ветка газопровода заработала в ноябре, переговоры с Украиной все ещё продолжаются, и вроде как Москва пока не собирается перекрывать вентиль. Голубые реки не повернулись вспять, а значит, европейцы могут спать спокойно, ведь их дома по-прежнему будут отапливаться и освещаться.

Строительство первых газопроводов

Наверное сейчас в это трудно поверить, но изначально газовая промышленность России тоже зависела от иностранного сырья. В 1835 году в Санкт-Петербурге был построен первый газовый завод с системой распределения, доставлявшей газ до потребителей. В то время российские инженеры добывали газ из импортного каменного угля. Аналогичное предприятие спустя 30 лет появилось и в Москве.

Проектирование и строительство газопроводов обходилось российским промышленникам в копеечку, не говоря уже о дороговизне заграничного сырья. Поэтому первые газопроводы были невелики в размерах. И только с началом освоения месторождений природного газа масштабы строительства газопроводов в России стали стремительно увеличиваться.

В начале ХХ века месторождение природного газа было найдено в Дашавах, посёлке городского типа Львовской области в Украине. В 1922 году от туда проложили 14-километровый газопровод до Стрыя, местного районного центра. В 1941 году завершилось строительство газопровода Дашава - Львов.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР началось строительство магистральных газопроводов (1946 год — магистральный газопровод Саратов-Москва).

Газопроводы России

Сегодня в России действуют 7 магистральных газопроводов:

  • Уренгой — Помары — Ужгород;
  • Ямал — Европа;
  • «Голубой поток»;
  • Сахалин — Хабаровск — Владивосток;
  • «Прогресс»;
  • «Союз»;
  • «Северный поток».

Один газопровод находится на стадии строительства («Южный поток»), и ещё 2 — на стадии проектирования (Якутия — Хабаровск — Владивосток, Алтай).

Газопроводы распределительных сетей для нашей страны по-прежнему актуальны. В них заинтересованы многие частные инвесторы, финансирующие, к примеру, строительство коттеджных посёлков. Газификация таких объектов делает их более привлекательными в глазах потенциальных покупателей.

Проектирование и строительство газопроводов сегодня могут осуществлять различные строительные компании. Главное, чтобы они обладали соответствующей лицензией.



Бизнес идеи