Модернизация нефтеперерабатывающей отрасли рф

О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение материального обеспечения неработающих пенсионеров Распоряжение от 28 февраля 2019 года №343-р. В целях осуществления социальной доплаты к пенсии законопроектом предлагается исключить из подсчёта общей суммы материального обеспечения пенсионера суммы текущей индексации (корректировки) размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, выплачивая их сверх величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Федерации. Получателям социальной доплаты к пенсии всегда будет обеспечиваться выплата сумм индексаций сверх установленного в субъекте Федерации прожиточного минимума. Предусматривается также осуществление доплаты с 1 января 2019 года сумм, которые не были получены неработающими пенсионерами в текущем году в связи с определением размера социальной доплаты к пенсии исходя из размеров пенсии и ежемесячных денежных выплат с учётом их индексаций, проведённых в 2019 году.

30 января 2019 , Теплоэнергетика, теплоснабжение О модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций Постановление от 25 января 2019 года №43. В целях привлечения инвестиций в модернизацию устаревшего основного оборудования генерирующих объектов электростанций подписанным постановлением внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства, которыми предусматривается переход к конкурентным отборам мощности на 6 лет (сейчас 4 года), поэтапная индексация ценовых параметров конкурентного отбора мощности для конкурентных отборов мощности в 2022–2024 годах, проведение конкурентных отборов проектов модернизации тепловых электростанций, использующих отечественное (локализованное) оборудование.

28 января 2019 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий О бюджетных ассигнованиях на расселение граждан из многоквартирного дома в Магнитогорске, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации 31 декабря 2018 года Распоряжение от 26 января 2019 года №80-р. Из резервного фонда Правительства выделяются 500 млн рублей на предоставление межбюджетных трансфертов Челябинской области для обеспечения новым жильём всех собственников и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в многоквартирном доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации 31 декабря 2018 года.

17 января 2019 , Об утверждении плана «Трансформация делового климата» Распоряжение от 17 января 2019 года №20-р. План направлен на улучшение инвестиционного климата по 12 направлениям.

4 января 2019 , Общеобразовательная школа О премиях лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности Утверждены Правила проведения конкурса на присуждение премий лучшим учителям, а также Правила присуждения премий и порядок их выплаты. В конкурсе могут участвовать учителя образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеющие стаж педагогической деятельности не менее трёх лет.

4 января 2019 , Национальная политика Об утверждении плана реализации в 2019–2021 годах Стратегии государственной национальной политики План состоит из 58 пунктов, направленных, в частности, на гармонизацию социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики, содействие этнокультурному развитию народов России.

31 декабря 2018 , Социальные инновации. Некоммерческие организации. Добровольчество и волонтёрство. Благотворительность О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании отношений в сфере социального предпринимательства Законопроектом предлагается выделить социальное предпринимательство в отдельную область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Законодательно закрепляется понятие «социальное предприятие». Определяются критерии отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям, специальные формы и виды поддержки социальных предприятий. Принятие законопроекта позволит оказывать адресную государственную поддержку социальным предприятиям.

29 декабря 2018 , Защитные меры во внешней торговле О запрете на ввоз в Россию произведённых на Украине или перемещаемых через её территорию товаров Постановление от 29 декабря 2018 года №1716-83. Вводится запрет на ввоз на территорию России товаров, страной происхождения которых является Украина либо перемещаемых через территорию Украины. Утверждён список таких товаров. Товары, в отношении которых введён запрет, в основном относятся к категории промышленных. В список также включены сельскохозяйственная продукция, сырьё и продовольствие.

26 декабря 2018 , Пожарная безопасность Об изменениях в Правилах противопожарного режима Постановление от 24 декабря 2018 года №1644. Внесёнными в Правила противопожарного режима изменениями устанавливается запрет на застройку противопожарных расстояний и минерализованных полос в границах населённых пунктов. Это позволит повысить уровень противопожарной защищённости населённых пунктов от переходящих на них природных пожаров.

13 декабря 2018 , Деловая среда. Развитие конкуренции О внесении в Госдуму законопроекта о переводе лицензирования отдельных видов деятельности в электронную форму Распоряжения от 12 декабря 2018 года№2748-р, №2749-р. В целях совершенствования существующего порядка лицензирования законопроектами предусматривается внедрение реестровой модели предоставления госуслуг по лицензированию отдельных видов деятельности. Это позволит упростить процедуры лицензирования и получения информации о лицензировании для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уменьшить документооборот в этой сфере.

8 декабря 2018 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на стимулирование добычи редких металлов Распоряжение от 7 декабря 2018 года №2719-р. Законопроектом предлагается снизить с 8% до 4,8% ставку НДПИ, применяемую при добыче руд редких металлов, образующих собственные месторождения, в которых редкие металлы являются основными компонентами, а также редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах. В целях стимулирования добычи отдельных видов редких металлов, имеющих стратегическое значение, предусмотрено применение понижающего коэффициента, характеризующего особенности добычи редких металлов. Принятие законопроекта позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов освоения редкометалльных месторождений, организовать дополнительное производство редких металлов, создать новые рабочие места.

5 декабря 2018 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Об утверждении плана комплексного развития Сибирского отделения РАН Распоряжение от 1 декабря 2018 года №2659-р. План подготовлен по поручению Президента России.

27 ноября 2018 , Вопросы судебной системы О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании вопросов защиты прав и законных интересов группы лиц в судах Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2584-р. Цель законопроекта – совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). В Гражданский процессуальный кодекс предлагается ввести новый правовой институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Также предусматриваются изменения в Арбитражный процессуальный кодекс в части установления порядка рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц. Это позволит на законодательном уровне закрепить правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков), унифицировать процессуальный порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц и сформировать единообразную судебную практику.

27 ноября 2018 , Малое и среднее предпринимательство О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2586-р. В целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность предоставления АО «Корпорация МСП» государственной поддержки за счёт федерального бюджета на финансирование исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в 2019–2024 годах, для увеличения объёмов гарантийной поддержки в рамках расширения объёмов кредитования субъектов МСП.

27 ноября 2018 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2581-р. Стратегия направлена на повышение доступности санаторно-курортного лечения, развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов, материально-технической базы санаторно-курортных организаций, оздоровительного туризма. Цель – увеличить число граждан, получающих санаторно-курортное лечение, увеличить количество санаторно-курортных организаций и мест в них, повысить инвестиционную привлекательность лечебно-оздоровительных местностей и курортов, создать условия для привлечения частных инвестиций в эту сферу.

22 ноября 2018 , Авиастроение О передаче акций ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» госкорпорации «Ростех» Распоряжение от 20 ноября 2018 года №2533-р. Передача акций ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» госкорпорации «Ростех» обеспечит консолидацию основных научно-производственных мощностей в области авиастроения, будет способствовать развитию отечественного научно-производственного потенциала в области разработки, производства, сбыта и модернизации авиационной техники гражданского, военного и специального назначения.

21 ноября 2018 , Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций О внесении в Госдуму законопроекта об организации паллиативной медицинской помощи Распоряжение от 20 ноября 2018 года №2513-р. Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» изменения, направленные на расширение понятия «паллиативная медицинская помощь» и уточнение порядка её оказания, в том числе в амбулаторных условиях и на дому, а также порядка социального обслуживания неизлечимо больных людей и порядка межведомственного взаимодействия при оказании им медицинских и социальных услуг. Это позволит повысить доступность и качество паллиативной медицинской помощи для нуждающихся в ней пациентов и оптимизировать расходы субъектов Федерации на оказание такой помощи.

16 ноября 2018 , Воздушный транспорт Об изменениях в порядке субсидирования внутренних пассажирских авиаперевозок и формирования региональной маршрутной сети Постановление от 14 ноября 2018 года №1372. В целях совершенствования механизма субсидирования внутренних пассажирских авиаперевозок внесены изменения в правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта. В частности, предусматриваются расширение перечня субсидируемых маршрутов, круглогодичное субсидирование авиаперевозок по этим маршрутам (ранее субсидировались перевозки, выполняемые в период с 1 марта по 1 декабря), включение членов многодетных семей в категорию граждан, которые могут пользоваться услугами перевозки по субсидируемым маршрутам. Максимальная протяжённость субсидируемых маршрутов в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах увеличена до 3 тыс. км, в других федеральных округах – до 1,5 тыс. км.

8 ноября 2018 , Земельные отношения. Кадастровая система. Недвижимость. Оценочная деятельность Об утверждении плана по совершенствованию правового регулирования земельных отношений Распоряжение от 8 ноября 2018 года №2413-р. План включает 26 мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля за целевым и рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

1

За последние три года в нашей стране отмечается небольшое снижение объемов первичной переработки нефти, связанное с крупномасштабной программой модернизации отрасли.

При этом актуальными задачами в этой сфере продолжают оставаться планомерное улучшение качества переработки, санкционные ограничения при поставках импортного оборудования, а также изменения налогового и таможенного режимов.

По объемам нефтепереработки наша страна входит в тройку мировых лидеров. Сегодня из 1 килограмма нефти в РФ получают 990 граммов продукции - это бензин, керосин, дизтопливо. Еще несколько лет назад этот показатель был на четверть ниже. Подобные успехи стали возможными благодаря масштабной модернизации нефтеперерабатывающих заводов, которая проводилась в течение последнего семилетия.

Так, с 2011 по 2017 год были модернизированы либо пущены в эксплуатацию 78 установок вторичной переработки. Несмотря на некоторый спад в привлечении инвестиций, в 2014-2017 годы вложения в модернизацию отрасли составили около 760 миллиардов рублей. Всего к 2027 году российские компании планируют модернизировать 127 установок вторичной переработки нефти, в том числе построить 91 новую установку. Согласно расчетам энергетического ведомства, в результате этих усилий уже к 2020 году производство автомобильного бензина должно вырасти до 41,4 миллиона тонн, а дизельного топлива - до 90 миллионов тонн.

Однако, по словам замминистра энергетики РФ Кирилла Молодцова, в нынешних экономических условиях предприятия отрасли испытывают целый ряд сложностей, которые негативно сказываются на общих темпах модернизации. Так, относительно низкие цены на нефть последних нескольких лет снизили маржу в сфере нефтепереработки, что привело к соответствующему падению инвестиционной активности и увеличению сроков окупаемости новых проектов. "Влияет на нефтепереработку и выравнивание вывозных таможенных пошлин на нефть и темные нефтепродукты. Также существует проблема конкурентоспособности тех НПЗ, которые удалены от источников сырья и рынков сбыта. В основном это относится к заводам Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые играют ключевую роль на региональных топливных рынках, при этом также поставляют нефтепродукты на логистически труднодоступные рынки стран АТР", - рассказал он.

За последние годы российской нефтепереработке удалось добиться значительных успехов, считает начальник управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ Виктория Гимади. "Во-первых, удалось перевести внутренний рынок на полное обеспечение собственным бензином и дизельным топливом пятого экологического класса. Для сравнения, в 2011 году доля топлива пятого класса в структуре потребления автомобильных бензинов составляла всего 2 процента, дизельного топлива - 17 процентов. Во-вторых, удалось повысить глубину переработки нефти. Так, если в 2011 году глубина переработки на российских НПЗ в среднем составляла 70,6 процента, то в 2017 году по предварительным данным Росстата - уже 81. Позитивные результаты обусловлены происходящей в отрасли модернизацией", - отмечает эксперт. Напомним, что в 2011 году были подписаны четырехсторонние соглашения между основными российскими нефтеперерабатывающими компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом. Также в 2011 году (и несколько раз после) корректировалось таможенно-тарифное регулирование, что было нацелено, в первую очередь, на повышение глубины нефтепереработки. А несколько ранее были введены требования по переводу внутреннего рынка в перспективе на моторное топливо высоких экологических классов. При этом, для сравнения, в США уже в 2015 году глубина переработки нефти превышала 97 процентов, в Канаде была близка к 95, в Великобритании и Германии - около 92, в Италии - 90. Эти показатели стали ориентиром, заложенным в проекте Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года, где цели по глубине переработке нефти заданы на сопоставимом уровне - планируется достичь показателя в 90-91 процент ко второму этапу реализации стратегии в 2021-2035 годах.

Для предприятий, входящих в нефтегазохимические кластеры, предусмотрены меры господдержки

За 2011-2017 годы компании провели большую работу по модернизации НПЗ, однако в последнее время наблюдается небольшое отставание от принятых планов, отмечает Виктория Гимади. "К основным проблемам и ограничениям можно отнести - ухудшение макроэкономических условий (в первую очередь, снижение цен на нефть) и условий по привлечению внешнего финансирования по сравнению с существующими ранее условиями. Также на изменения условий проектов повлияли корректировки параметров "налоговых маневров" в нефтяной отрасли", - рассказала эксперт.

Повышению объемов выпуска отечественных НПЗ способствует ряд новых проектов, в частности, по добыче газового конденсата. Так, ГК "Иркутская нефтяная компания" планирует построить в Усть-Куте завод по производству 600 тонн полиэтилена. В ИНК оценивают инвестиции в реализацию газового проекта в 300 миллиардов рублей. Сам проект состоит из четырех этапов. В первый входит строительство установки комплексной подготовки природного и попутного нефтяного газа производительностью 3,6 миллиона кубометров сырья в сутки.

Перспективным проектом развития отрасли также является строительство Новоуренгойского газохимического комплекса. Его проектная мощность рассчитана на производство до 400 тысяч тонн полиэтилена низкой плотности различных марок в год. Кроме основной продукции создаваемое предприятие будет производить широкую фракцию углеводородов и метановую фракцию. В рамках проекта для переработки дополнительных объемов конденсата ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона "Газпром" ведет строительство установки стабилизации в районе Нового Уренгоя. Ее ввод в эксплуатацию запланирован в конце 2019 года. Однако, как считает руководитель проектов "Морстройтехнологии" Софья Каткова, текущий статус - недостроенный комплекс, может повлиять на сроки сдачи объекта. Как отмечает эксперт, трудности ввода в эксплуатацию связаны с оборудованием, попавшим под "санкции", и ограничением заемных средств. Как напоминает С. Каткова, это уже не первая попытка "Газпрома" достроить, наконец, НГХК. Ранее планировалось завершить строительно-монтажные работы к сентябрю 2018 года, а пусконаладочные - в октябре 2019-го.

Еще одно перспективное направление развития отрасли связано с более рациональным использованием нефтяных отходов. "Картина с нефтяными отходами полностью повторяет сценарий с ПНГ, - считает гендиректор CREON Energy Санджар Тургунов. - Сначала добывающие компании шли по пути наименьшего сопротивления, то есть попросту сжигали попутный газ. Но потом вмешалось государство, и ситуация перевернулась на 180 градусов - ПНГ превратился в ценное нефтехимическое сырье. То же самое мы наблюдаем и сейчас: официально НК признают опасность нефтехимических и буровых отходов и необходимость их переработки. Однако по факту проблема не решается", - резюмирует он. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки по его мнению, поможет либо "всплеск сознательности" у самих добывающих компаний либо "волшебный пинок" от государства.

В любом случае сделать развитие отрасли более прогнозируемым и устойчивым призван кластерный принцип деятельности нефтеперерабатывающих предприятий. Сегодня в стране сформировано шесть нефтегазохимических кластеров, в структуру которых входят как нефтегазоперерабатывающие и нефтегазохимические предприятия, так и научно-исследовательские организации и профильные учебные заведения. Для предприятий, входящих в нефтегазохимические кластеры, предусмотрены меры господдержки - повышение доступности долгосрочных кредитов, упрощение процедур для прямых иностранных инвестиций, развитие инфраструктуры путем государственного финансирования, предоставление льгот по налогам.

Инфографика: Александр Чистов / Ирина Фурсова

Вызовы современной нефтепереработки – это модернизация НПЗ и цифровая трансформация. Наиболее значимым событием, определяющим сроки проведения модернизации заводов, является заключение в 2011 г. четырёхсторонних соглашений между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и 12 нефтяными компаниями. Эти соглашения предусматривали увеличение производственных мощностей, поэтапный переход на выпуск нефтепродуктов, соответствующих европейским стандартам (Евро-4 и Евро-5), а также повышение глубины переработки нефти. Они включают в себя конкретные этапы ввода в эксплуатацию новых объёктов и сроки перехода на производство топлива уровня Евро-5.

Тамара Сафонова, к.э.н., доцент кафедры международной коммерции факультета ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ, исполнительный директор ООО "Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора"

© "Газпром нефть"

Следствием заключения этих соглашений стало установление государственного контроля над инвестициями вертикально интегрированных нефтяных компаний и независимых НПЗ, направляемыми в сектор нефтепереработки.

Ключевое влияние на поэтапное улучшение качества производимых в России нефтепродуктов, устранение с рынка суррогатов оказал технический регламент Таможенного Союза. Если в 2011 г. на бензины 4-го и 5-го классов в совокупности приходилось лишь 28% от выпуска данного вида топлива, то с 1 июля 2016 г. в Российской Федерации была запрещена реализация топлива ниже 5-го экологического класса.

Основными бенефициарами модернизации нефтепереработки в нашей стране являются вертикально интегрированные нефтяные компании. Так, к концу 2017 г. 88% отечественной переработки осуществлялось на предприятиях, входящих в структуру ВИНК. На долю независимых НПЗ (с мощностью более 1 млн т) приходится 8%, мини-НПЗ – 4%.

Исторический максимум объёмов нефтепереработки был достигнут в 1988 г. (310,5 млн т). В 1990-е годы в отрасли началась стагнация, обусловленная экономическим кризисом в стране. В результате в 1998 г. переработка сократилась до своего исторического минимума –164 млн т. С начала 2000-х годов, на фоне интенсивного повышения мировых цен на энергоресурсы и быстрого роста российской экономики, объёмы первичной переработки в РФ стабильно увеличивались. В итоге к 2010 г. она достигла 250 млн т, продемонстрировав увеличение на 81,4 млн т по сравнению с 1999 г.

Данная тенденция сменилась на противоположную лишь в 2015 г. Это было обусловлено как падением мировых цен на нефть, так и изменениями в российской налоговой системе, сделавшими экспорт сырой нефти более привлекательным, нежели поставки за рубеж нефтепродуктов.

Анализируя этапы восстановления российской нефтепереработки и эффективность программы модернизации, важно провести сравнение показателей производства нефтепродуктов за весь постсоветский период.

Производство бензина в 2017 г. (39,2 млн т) оказалось на 1,7 млн т ниже уровня 1990 г. Однако в ходе реализации программы модернизации НПЗ неуклонно улучшалось качество моторного топлива в соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза.

Тренд производства дизельного топлива в целом повторяет динамику выпуска автобензинов. Оно увеличилось с 76,2 млн т в 1990 г. до 76,9 млн т в 2017-м. Минимальный объём пришелся на 1998 год – 45,2 млн т. Прирост производства с 1998 по 2010 г. составил 25,1 млн т.

Наибольшие изменения в нефтепереработке за постсоветский период коснулись тёмных нефтепродуктов. Начиная с 1990 г. производство мазута сократилось в два раза, а с момента утверждения программы модернизации его выпуск снизился с 73,2 млн т (в 2011 г.) до 51,2 млн т (в 2017 г.).

В числе основных итогов 2017 г. министр энергетики РФ Александр Новак отметил продолжившуюся модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Так, за год было введено в эксплуатацию восемь установок. Глубина переработки повысилась до 81,3%. В целом в рамках четырёхсторонних соглашений уже построено или модернизировано 78 установок, осталось ещё 49.

По мнению министра, "у нас не очень простая ситуация с нефтепереработкой с точки зрения того, что значительное падение цен в рамках налогового манёвра, который был принят в 2014 г., действительно снизило стимулы для привлечения инвестиций". По его словам, если раньше инвестиции в нефтепереработку в РФ составляли примерно 250 млрд рублей в год, то теперь они сократились до 150 млрд.

Потенциал увеличения отечественной нефтепереработки можно определить исходя из резерва неиспользуемых технических возможностей. Как правило, для НПЗ оптимальной является такая структура вторичных процессов, которая при заданной мощности первичной переработки нефти и её полной загрузке обеспечивает максимально возможную маржу. При этом должно соблюдаться условие – окупаемость инвестиций в развитие вторичных процессов при действующей налоговой системе.

Согласно нашим расчётам, по состоянию на конец 2017 г. резерв мощности по переработке составил 56,4 млн т. Правда, согласно данным опроса НААНС-МЕДИА, существующая загрузка является оптимальной для ряда НПЗ, несмотря на то, что их установленная мощность выше фактической.

Наибольшим потенциалом для наращивания переработки располагает "Роснефть" – 20,3 млн т (включая предприятия, ранее входившие в состав "Башнефти" – 4,3 млн т).

Потенциал "ЛУКОЙЛа" – 6,6 млн т. При этом компания в настоящее время поддерживает уровень переработки на оптимальном уровне, с учётом потребительского спроса. В то же время при планировании перспективной загрузки необходимо учитывать инвестиционное решение о строительстве комплекса замедленного коксования на Нижегородском НПЗ. Кроме того, в связи с реализацией проекта "Юг" возможно увеличение производительности Волгоградского НПЗ на 1,7 млн т (до максимальной мощности).

Резерв ООО "Киришинефтеоргсинтез", входящего в группу ОАО "Сургутнефтегаз", составляет более 2,0 млн т. Сегодня загрузка этого предприятия находится на уровне 18,2 млн т в год. Однако анонсирован и внедряется проект строительства комплекса по производству высокооктановых компонентов бензинов мощностью 2 млн т в год. Уже в текущем 2018 г. происходит прирост производства бензина. "Сургутнефтегаз" реализует инвестиционную программу на фоне политики сдерживания цен на моторное топливо.

Несмотря на падение общих производства бензинов в Российской Федерации в 2017 г.у и сокращение внутреннего потребления, "Сургутнефтегаз" переориентирует растущие объёмы выпускаемого топлива, соответствующего требованиям европейских стандартов, на экспорт.

Пожалуй, "Сургутнефтегаз" – это одна из немногих российских компаний, развивающих экспорт бензинов, традиционно занимающих значимую позицию на внутреннем рынке, создавая при этом добавленную стоимость в цепочке развития производственного потенциала нефтеперерабатывающей индустрии в отличие от традиционного экспорта первичных энергоресурсов.

"Газпром нефть" имеет потенциал для наращивания переработки на 5,2 млн т. В связи с продолжающейся модернизацией мощностей этот резерв может быть задействован к 2020-2022 годам, при наличии соответствующего спроса.

ОАО "Славнефть-ЯНОС", входящее в группу "Славнефть", в настоящее время обеспечивает переработку на уровне максимальной производительности.

Пуск установки замедленного коксования на заводе "ТАНЕКО", входящем в состав "Татнефти", позволил увеличить глубину переработки до 99,2% – максимального показателя по России. При этом потенциал прироста производства на данном заводе составляет 6,2 млн т (до 14 млн.тонн). Комплекс "ТАИФ-НК" (Татарстан) завершил реконструкцию и работает на пике своей производительности.

На нефтеперерабатывающих предприятиях, входящих в группу "Новый поток" (New Stream), возможности увеличения переработки следующие: на Афипском НПЗ – на 3,3 млн т, на Антипинском НПЗ – на 1,7 млн т, на Марийском НПЗ – на 0,5 млн т. Также возможно наращивание объёмов переработки на независимых НПЗ – на 3,9 млн т.

Полный текст читайте в №5 "Нефти России"

- Традиционно в период капитального ремонта на МНПЗ в Москве и Московской области возникает ажиотаж вокруг цен на бензин. Как завод намерен предотвратить это в наступающем ноябре?

Я хочу сразу подчеркнуть, что бензиновый и ценовой ажиотаж в Москве и Московской области в преддверии ремонта МНПЗ - спекуляции в чистом виде. Ремонты проходят каждый год, завод всегда к ним основательно готовится и еще ни разу реального дефицита не возникало. Вот если бы МНПЗ остановился месяца на три, возможно, мы бы снизили поставки на рынок. Но в данном случае могу наверняка сказать, что перебоев с топливом в Московском регионе в период ремонта МПНЗ не будет. Во всяком случае, не по вине нашего завода. Мы, напротив, постараемся поддержать своими поставками тех, у кого вдруг возникнут сложности с топливом. В ноябре, несмотря на ремонтные работы, мы поставим на рынок Московского региона более 182 тыс. тонн бензинов. Это лишь на полпроцента меньше объемов ноября прошлого года - при том, что тогда ремонтов на заводе не было. К тому же "Газпром нефть" дополнительно поставит в ноябре 8,5 тыс. тонн бензинов с ЯНОСа. То есть общий объем поставок "Газпром нефти" в Москву и Московскую область будет выше, чем в ноябре прошлого года. Тем более, что на фоне проблем с нефтепродуктами, возникавшими в России в течение всего года, этой осенью МНПЗ готовился к ремонтам особенно тщательно.

- Что значит, подготовка к ремонту была более тщательной? И какой запас нефтепродуктов сделан?

В этом году мы жестче подошли к организации работ. Материально-техническая база, которая будет использоваться при ремонте, полностью готова. Необходимые детали, агрегаты заказаны, привезены на территорию завода и ждут своего времени. Не допускаем никаких сбоев от поставщиков, не намерены ни часа терять на ожидание доставки, а план ремонта расписан так, что надеемся не потерять и лишней минуты.

Резервуары МНПЗ впрок заполнены нефтепродуктами. Но самое главное, МНПЗ производит продукции больше существующего объема заказов - это позволяет сформировать необходимый резерв. Если сравнивать месяц к месяцу, то в этом году в ноябре мы переработаем 877 тыс. тонн нефти, в то время как в прошлом переработали 865 тыс. тонн. В годовом выражении Московский НПЗ также предполагает плановый рост: в 2011 году объем переработки должен составить 10,9 млн тонн против 10,3 млн в 2010 году.

- Расскажите о планах ремонтных работ на Московском НПЗ в ноябре?

Ожидается плановый ремонт, и ничего неординарного в нем нет. Нефтеперерабатывающие заводы традиционно ремонтируются в теплое время года, МНПЗ планировал делать это в октябре. Но в связи с тем, что в октябре еще сохраняется высокий спрос на топливо, мы по согласованию с Минэнерго сдвинули ремонтные работы на месяц - проведем их с 1 по 27 ноября включительно. Планируется ремонт "малого кольца" переработки - и это одна из причин, по которой не стоит волноваться из-за дефицита топлива. "Малое кольцо" все-таки по объемам производства гораздо меньше, чем "большое".

Ремонт будет проведен на 7 установках. Установка малого каталитического риформинга и АТ-ВБ (висбрекинг с блоком подготовки сырья) заработают на полную мощность уже к 24 ноября. Ремонт установки гидроочистки дизельного топлива Л 24/5 завершится 25 ноября. К 27 ноября мы выведем на нормальный технологический режим установку первичной переработки нефти АВТ-З, установку вторичной перегонки нафты Л-22/4, установку обессоливания нефти ЭЛОУ-2. На этом ремонт "малого кольца" технологических установок завода будет закончен. И мы предприняли все, чтобы выдавать на рынок продукты независимо от проведения ремонтных работ.

- Каков межремонтный пробег завода и планируется ли его увеличивать?

Фактически МНПЗ ремонтируется каждый год - в прошлом году был ремонт "большого кольца", а на этот раз "малого". То есть межремонтный пробег одного кольца составляет 2 года, но переработка на заводе не останавливается никогда. Ремонтные работы установок длятся ориентировочно 1 месяц - 26-29 дней, раньше мы ремонтировались 45 дней.

Для того, чтобы увеличить межремонтный период, необходимо обеспечить надежность и безопасность технологических цепочек. Не просто инструкцию пересмотреть, а в металле все переделать, с ведомствами согласовать. Это очень большая профессиональная ответственность, тем более для нашего завода, расположенного в столице. Нельзя допустить ни единого просчета, ни одной ЧС. Хотелось бы, конечно, поскорее перейти на более длительный межремонтный пробег. Все крупные компании над этим работают. Объективно оценивая ситуацию, я думаю, что на Московском НПЗ на такой переход уйдет не меньше 4-4,5 лет.

- Как Вы оцениваете текущее техническое состояние завода? Какие меры необходимо предпринять, чтобы МНПЗ стал лидером перерабатывающей отрасли РФ?

В настоящее время МНПЗ по объему переработки занимает седьмое место в РФ. По технической оснащенности, параметрам глубины переработки, выходу светлых нефтепродуктов - держимся в первой десятке. В ходе программы модернизации, которая стартовала в прошлом году, в течение ближайших 5 лет 70% завода будет перестроено - это позволит МНПЗ попасть в пятерку лучших в стране. Но не думаю, что лидерство - наша принципиальная цель, важнее не упустить время и возможности. У нашего завода есть колоссальное преимущество: он находится в центре самого лучшего рынка - Московского региона. Но при этом в вопросах экологии и промбезопасности спрос с МНПЗ в несколько раз выше, чем с любого нефтеперерабатывающего завода в другом регионе России. Мы как под микроскопом - у населения, контролирующих органов и представителей власти; получаем оперативную реакцию на малейшее отклонение от норм. И вот в вопросах экологии и промбезопасности нам точно нужно стремиться стать первыми.

- Что представляет собой программа модернизации завода?

На первом этапе, в 2012-2013 годах, мы продолжим работать над вопросами повышения качества топлив, приведения его в соответствие с техрегламентом. Сейчас мы все сроки выдерживаем, по некоторым параметрам даже опережаем технический регламент.

Завод уже с 2011 года производит дизельное топливо, автобензин по стандарту евро-4 в объеме 2,4 млн. тонн. Мы готовимся к производству евро-5, потенциально заглядывая на евро-6. Пока выпуск таких нефтепродуктов в России экономически неоправдан, но все равно мы рано или поздно придем к тому, что научимся правильно считать цену здоровья населения, как это делается во всем цивилизованном мире. На евро-5 МНПЗ перейдет в 2013 году, будет делать в этом стандарте весь дизель и бензин.

Уже в конце 2012 года на территории Московского НПЗ все будет совершенно по-другому. Меня сложно будет застать в кабинете, большую часть времени буду проводить на строительных площадках. У нас планируется серьезная модернизация ряда действующих установок: гидроочистки дизельного топлива, битумной установки, установки получения серы с блоком доочистки хвостовых газов. Начнем строительство новых объектов: установок гидроочистки бензинов, изомеризации легкой нафты.

А что самое главное - существенно изменится в лучшую сторону экологическая составляющая.

- И Капотня сразу почувствует свежий воздух?

На всех трех этапах модернизации самым важным фактором будут вопросы экологии и промбезопасности. На каждом этапе мы серьезно улучшим экологическую составляющую, снизим воздействие на окружающую среду кратно, по некоторым параметрам - в десятки раз.

Уже после первого этапа модернизации МНПЗ специфических запахов и выбросов от нефтепереработки в Капотне вообще не будет. Через год-полтора московский завод перестанет восприниматься как сильный загрязняющий фактор. Жители района, скорее, почувствуют выхлопные газы от множества автомобилей на МКАДе.

Например, сейчас очистные сооружения МНПЗ открыты, соответственно, есть испарения, запахи. В апреле следующего года мы введем новые механические очистные сооружения закрытого типа, где очистка осуществляется в резервуарах. Мощность новых очистных в 2 раза больше сегодняшних - и будет превышать текущие потребности МНПЗ. Но мы смотрим на перспективу, ведь завод будет расти.

Кроме того, в апреле мы завершим реконструкцию большой битумной установки, которая станет не только выпускать более качественный продукт, но и снизит энергопотребление объекта, а герметичный налив позволит совершенно избавиться от битумного запаха.

Еще один экологически важный объект - установка производства серы. Надеемся закончить ее в ходе второго этапа модернизации в 2014-2015 годах, хотя основные мероприятия по реконструкции должны завершиться в 2012 году.

- Планы по масштабной модернизации завода принимались, когда в акционерах МНПЗ еще было правительство Москвы. Как они изменились в связи с тем, что "Газпром нефть" стала единоличным владельцем завода?

Планы финансирования модернизации МНПЗ в сумме порядка 66 млрд рублей на 2010-2020 годы остаются в силе. На втором цикле модернизации - в 2015-2016 годах - будут решаться вопросы повышения глубины переработки. На этом этапе возможны некоторые изменения программы - по предварительной оценке, объем инвестиций в результате может составить более 80 млрд рублей.

Что касается третьего этапа модернизации, то в целом он рассчитан до 2020 года, но мы планируем все объекты завершить в 2018 году. Есть у нас идея возведения гидрокрекинга тяжелых остатков, что сделает завод технически безупречным, позволит "выскребать со дна бочки" и перерабатывать все остатки переработки. Очень трудная для реализации задача, поскольку процесс гидрокрекинга тяжелых остатков фактически неокупаем, но ведь нужно стремиться к идеалу.

Кстати, об идеале. На пути к нему есть еще одна не менее сложная цель -комплексная автоматизация Московского НПЗ. Эта программа, рассчитанная на 5-6 лет, должна свести нефтепереработку к полностью автоматизированному производству, управляемому из одной-двух операторных.

- "Газпром нефть" уже проводит ребрендинг Московского НПЗ?

Ребрендинг идет полным ходом. Скоро зарегистрируем новое юрлицо - ОАО "Газпромнефть-МНПЗ", уже разработан новый логотип завода в фирменном стиле "Газпром нефти". Тем временем думаем об изменениях в производственном дизайне - оформлении резервуаров, труб, спецтехники и т.д. В ходе ноябрьского ремонта уже покрасим одну из установок "малого кольца" в цвета "Газпром нефти". Все эти изменения - часть процесса интеграции завода в структуру компании. Внедрение корпоративной культуры, надеюсь, скажется позитивно на настроениях в коллективе завода.

За минувший год стали явными перемены на МНПЗ, их активно вносит акционер. Меняются стандарты работы завода во всем: от схемы принятия решений до осуществления перерабатывающих процессов. Мы превращаемся из хозяйствующего субъекта в исключительно производственное предприятие, без всяких дополнительных функций и задач, которые решались здесь ранее - депозитов, кредитов, пенсионных фондов и т.д.

Это требует определенных усилий, потому что на заводе за долгие годы его существования в сложных акционерных ситуациях сформировалась своя система управления. Сейчас, когда МНПЗ становится унифицированным предприятием в составе "Газпром нефти", самым важным изменением стало начало модернизации, появилось четкое понимание перспектив завода на ближайшие 10 лет.

Кроме этого, происходит общее обновление экономики МНПЗ. Так, решая вопросы повышения эффективности, мы вывели на аутсорсинг непрофильные для НПЗ направления работы, и это дало экономический результат. Непосредственно на заводе из прежней штатной численности - 3200 человек - осталось 1900. При выводе на аутсорсинг вспомогательных производственных подразделений мы ставили задачу добиться экономии до 8% от нашего бюджета, и нам удалось это сделать.

- Ростехнадзор недавно проводил внеплановые проверки перерабатывающих заводов. Какими были результаты работы Ростехнадзора на МНПЗ?

Та проверка, о которой вы говорите, была инициирована последними событиями на рынке, касающимися проблем с нефтепродуктами. Вообще же Ростехнадзор осуществляет контроль в регулярном режиме: на Московском заводе с начала года это была, наверное, седьмая по счету проверка. Так что для нас идет обычный рабочий процесс: проходим проверку, выполняем предписания. Хотел бы отметить тенденции в работе с Ростехнадзором. Контроль ведомства все больше ужесточается, и понятно почему - правительство давно озаботилось вопросами качества нефтепродуктов, глубиной переработки, ситуацией на внутреннем рынке. Все это подталкивает нефтяные компании внимательнее заниматься вопросами переработки. Однако, видя позитивную динамику, Ростехнадзор идет с нами на конструктивный диалог.

- Тема расположения МНПЗ в пределах административных границ столицы из категории долгоиграющих. Актуально и реально ли перенесение завода за периметр Москвы или это вопрос дальнейшего будущего?

Лично я в этом смысла не вижу. Во-первых, надо признать, что нефтеперерабатывающая промышленность - далеко не самая "грязная" из всех отраслей, МНПЗ находится не в центре города, он удачно расположен в плане розы ветров, и воздействие завода на окружающую среду не столь значительно, как это может казаться. Что даст перенос? В плане экологии - ничего. Особенно после модернизации, реконструкции и внедрения новых технологий. Я говорю это со всей серьезностью. И сейчас-то выбросы с МКАДа в десятки раз больше, чем с МНПЗ. Потенциально это кому-то может быть выгодно, но вряд ли городу и москвичам.

Допустим, МНПЗ перенесут. Переведутся и налоги, и рабочие места, ведь мы даем работу многим людям, сервисно сопряженным с заводом. Построить на этой территории что-то другое удастся очень не скоро: длительное время займет рекультивация земель и приведение площадок в соответствие со стандартами жилой среды. Поэтому я считаю, что тема с переносом МНПЗ надуманная. Снести-то можно. А построить новый нефтеперерабатывающий завод поблизости с Москвой? Маловероятно.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

Агентство нефтяной информации

Газпромнефть » известен во всем мире в качестве одной из частей крупнейшей корпорации «Газпром». Сам завод является одним из наиболее крупных нефтеперерабатывающих предприятий в Российской Федерации по числу переработанной нефти. Завод полностью покрывает нужды целой трети топливного рынка столицы и области. Среди компаний, которые «питаются» с завода - Московский авиационный узел. Нефтеперерабатывающий завод , расположенный на территории Московского региона, является самым крупным налогоплательщиком в числе прочих промышленных предприятий столицы и Подмосковья.

Завод «Газпромнефть» активно производит современные марки дорожного битума, а еще занимается производством высококачественного дизельного топлива которое поставляет конечным потребителям посредством официальных перевозчиков. Вот одна из таких компаний с собственным автопарком и хорошими рекомендациями по доставке дизельного топлива

В 2011 году у руководства завода появилась возможность начать реконструкцию предприятия, которая осуществляется в комплексе для каждого подразделения. Всего на модернизацию было потрачено свыше 250 миллиардов рублей. Изменения происходят до сих пор. Компания работает над ликвидацией устаревших производственных мощностей и активно внедряет современные промышленные комплексы.

Именно с помощью использования инновационных разработок удалось снизить вредное воздействие на окружающую среду в два раза. Вообще, вся модернизационная политика завода направлена на ликвидацию негативного влияния на природу, обеспечение экологической безопасности и внедрение наилучших стандартов эффективного производства.

Основные этапы модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода

Для всего комплекса «Газпромнефть» именно технологическая модернизация завода, находящегося в Москве, является ключевым инвестиционным направлением. Огромное внимание также уделяется снижению вреда нефтепереработки для экологии региона и планеты в целом.

Ключевая же задача модернизации, направленной на усовершенствование технологий, заключается в адаптации производства к новым требованиям рынка в отношении качества продукции, в увеличении глубины нефтяной разработки, а также повышении энергоэффективности.

Реконструкция завода происходила в два этапа:

  • с 2011 по 2016;
  • с 2016 по 2020.

Первый этап позволил подготовить производство к возможности создания самого современного на данный момент вида топлива. Речь идет о топливе экологического класса Евро-5 .

По нормативным требования для стран Европы, данный вид горючего каждое нефтеперерабатывающее предприятие должно было научиться изготавливать не позже 2016 года, но МНПЗ «Газпромнефть» опередил график на два года.

Первый этап реконструкции потребовал финансовых вложений в 74 миллиарда рублей.

Второй этап начался в 2016 году и продолжается до сих пор. Его окончание запланировано на 2020 год.

Здесь от предприятия требуется улучшить операционную и экологическую эффективность работы, а также незначительно увеличить объемы перерабатываемого сырья с непременным улучшением качества готового продукта. Среди ключевых направлений модернизации второго этапа производства выделяют следующие:

  • оснащение производства комбинированной установкой «Евро+», предназначенной для нефтепереработки;
  • модернизация установки ЭЛОУ-АВТ-6, которая сейчас действует на заводе и используется под первичную переработку нефти;
  • работы по реконструкции Г-43–107 — комплекса каталитического крекинга;
  • новая политика в системе отгрузки продукции, новый подход к работе топливозаправщиков .

К слову, именно с четвертого направления были начаты работы второго этапа модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода «Газпромнефть».

Новое слово в доставке топлива конечному потребителю

Для того чтобы заказчики могли получить топливо в нужном объеме, организовывается строительство специализированной эстакады, предназначенной для налива светлых продуктов нефтепереработки, а также сооружение конструкции, позволяющей обеспечить налив нефтепродуктов в цистерны железнодорожного транспорта. Также уже завершена реконструкция газораздаточной станции.

Стандартный объем отгрузки топлива непосредственно с завода составляет 30 кубов. Это выгодно, если речь идет о значимой затрате продукта. В качестве заинтересованных могут выступать автозаправочные станции, промышленные предприятия и прочие крупные потребители. Но большинство заказчиков, которые заинтересованы в приобретении высококачественного топлива по низкой цене, могут воспользоваться услугами сторонних перевозчиков, среди которых на данный момент только проверенные компании. Дело в том, что завод относится к режимным объектам, где используются повышенные меры безопасности, а допуск на территорию могут получить исключительно водители, имеющие специальный аттестат, выданные аккредитованной организацией.

Сотрудничество с официальными поставщиками для доставки дизельного топлива столь же выгодно, как и с самим Московским НПЗ.



Бизнес идеи