Как отечественное адмиралтейство решает проблему нехватки кораблей? Противолодочная защита корабля

Почему продали авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» – одни эту сделку называют преступной, другие одобряют. У многих моряков продажа тяжелого авианосца «Адмирал Горшков» до сих пор вызывает негодование: корабль по всем параметрам был не старый, у него только ходовые испытания начались в 1987 году. Больше того, корабль ведь не продали неисправным или ржавым – его почти 10 лет модернизировали, плюс оснастили новыми истребителями МИГ-29, а также вертолетами Ка-31 и Ка-27. То есть, Россия лишилась полноценного авианосца, оставив у себя во флоте только один-единственный подобный крейсер «Адмирал Кузнецов», недавно прославившийся на весь мир своими дымящим выхлопом.

Причин продажи авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», а также того, что Россия больше не строит авианосцы очень много.

Во-первых, нет тактической надобности в таких кораблях. Многие эксперты считают, что гораздо выгоднее развивать ПВО и подводный флот, а авианосец нужен лишь для сравнительно небольших операций типа войны в Сирии. При крупном конфликте такое судно является легкой добычей, поэтому оно не окупает затрат на строительство и обслуживание.

Во-вторых, в России нет инфраструктуры для обслуживания таких больших кораблей. Авианосцы раньше строились и обслуживались в Николаеве, сейчас это другое государство. Не каждая пристань или порт могут принять тяжелый крейсер типа «Адмирала Горшкова», поэтому судно стоит на рейде, даром растрачивая моторесурс и топливо.

В-третьих, в России нет самолетов вертикального взлета и посадки. После того, как с «Горшкова» рухнул Як-41, программу даже обновленной модели ЯК-141 свернули в 2003 году. С американцами с их British Aerospace Sea Harrier и отработанными технологиями подобных самолетов конкурировать бессмысленно. Просто нет ресурсов, автоматики, технологий, чтобы создать такую машину. А без таких машин авианосцы не слишком универсальны.

В-четвертых, в отечественных авианесущих крейсерах нет паровых катапульт. Взлет осуществляется при использовании трамплина, а от этого безопасности не прибавляется. Потеря же каждого самолета – дело дорогостоящее.

В-пятых, «Адмирал Горшков» по мировым понятиям устарел. Котлотурбинный крейсер, работающий на мазуте, по сравнению с атомными аналогами развитых стран, устарел еще при выходе. В Горшкове используются те же установки ГТЗА ТВ-12-4, что и в «Кузнецове». А ведь сколько было случаев, когда «Кузнецова» тащили на буксире, либо он (как в 1995 году) едва не разбивался о берег из-за отказа двигателей.

Даже во время ходовых испытаний «Адмирала Горшкова», состоявшихся перед передачей в Индию, у него отказали котлы.

В то же время, при продаже крейсера Индии, удалось выручить большие деньги. Что очень приятно для тех, кто этот корабль не строил.

Безусловно, тот факт, что продали авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», конечно, многими воспринимается, как предательство. И, если брать в расчет опыт западных стран, то они свои корабли модернизируют, а от авианосцев не отказываются (значит видят в этом смысл).

Так что, несмотря на большое количество «объективных» причин, в продаже «Горшкова» ничего радостного и положительного нет. С другой стороны, может лет через 50 в России создадут более перспективный атомный авианосец, на фоне которого сожаления о разбазаривании флота будут не так тяжело восприниматься.


Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). После назначения министром обороны СССР Д.Ф.Устинова было принято решение вместо авианосца пр.1153 строить на базе корпуса пр.1143 модернизированный авианесущий крейсер пр.11434 с усовершенствованым РЭО и под базирование СВВП. Корабль проектировался Невским ПКБ, главный конструктор - В.Ф.Аникиев. По проекту на ТАКР пр.11434 должны были базироваться сверхзвуковые СВВП Як-141, что значительно повышало его боевую эффективность по сравнению с ТАКР пр.1143. Единствнный корабль проекта "Баку" (заводской №104) заложен на стапеле "0" судостроительного завода в г.Николаеве 26.12.1978 г. Строительство второго корабля проекта с заводским №105 начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. и велось 1.5 года после чего прекращено (собрано несколько секций корпуса). Спущен на воду 31 марта 1982 г. (при плане - конец 1981 г.). Со 2 июня по 1 декабря 1986 г. прошел швартовые испытания и 9 января 1987 г. вышел на ходовые испытания. Государственные испытания ТАКР "Баку" начаты 21 апреля 1987 г. Корабль вошел в состав ВМФ 11 декабря 1987 г. (подписание акта приемки). Флаг ВМФ поднят 20 декабря 1987 г. и 30 декабря 1987 г. корабль введен в состав Северного флота.


Буксир "Никлай Чикер" ведет к набережной ПО "Севмаш" ТАКР "Адмирал Горшков" пр.11434, июль 1999 г. (фото из архива Олега Кулешова, http://kuleshovoleg.livejournal.com/).


Авианесущий крейсер "Баку" пр.11431 в Средиземном море, июнь 1988 г. (http://www.nashflot.ru).


ТАКР "Баку" пр.11434 в Средиземном море, 1988 г. (фото - Chris Howell, http://www.shipspotting.com).


Конструкция - корпус имеет 18 главных поперечных и 2 продольные водонепроницаемые переборки. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых 4 смежных отсеков. Стенки ангара имели бронирование в отличие от предыдущих кораблей проекта, что привело к возрастанию водоизмещения на 1700 тонн. С целью снижения ЭПР корабля кроме использования "наклонной" архитектуры надстроек использовано специальное радиопоглощающее покрытие (РПП) "Лак".

Двигательная установка - котлотурбинная ГЭУ, создана на базе ГЭУ крейсеров . 4 вала с винтами фиксированного шага.
- 8 х котлов КВН 98/64 в 4-х автономных турбокотельных группах в двух отдельных машинных отсеках - носовом и кормовом;
- 4 х главных паротурбинных ГТЗА ТВ-12-3 мощностью по 45000 л.с. (всего 180000 л.с.).


Винторулевая группа ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.11434 - будущего авианосца INS Vikramaditya ВМС Индии. ПО "Севмаш", г.Северодвинс (верхнее фото - 21.10.2008 г., фото из архива igorriw, http://igorriw.livejournal.com/ , нижнее фото - kikoz13, http://russiannavy.ru).


Энергетика: электроэнергетическая система аналогична кораблям . Система автоматизированного управления энергосистемой - "Терек-2".
6 х 1500 кВт турбогенераторов
4 х 1500 кВт дизель-генератора
Запас котельного топлива - 8900 тонн

Средства спасения - 120 спасательных плотов ПСН-10М.

ТТХ корабля :
Экипаж - 2045 чел (офицеры размещались в 1-2 местных каютах, мичманы и главстаршины - в 1- и 6-местных каютах, старшины и матросы в 6- и 26-местных кубриках)

пр.11434
Длина 273.08 м
Ширина 51.9 м
Осадка 9.42 м
Габариты ангара 130 х 22.5 х 6.6 м
Водоизмещение стандартное 33440 т
Водоизмещение полное 44490 т

Скорость полного хода:
- по проекту - 32 уз
- реально - 30.7 уз (30.5 уз в ходе ходовых испытаний)

Дальность хода на разных скоростях:

Автономность по запасам - 30 сут

Вооружение :

Система вооружения пр.11434 "Баку"
Артиллерия 2 х одноствольные 100 мм артиллерийские установки . РЛС - МР-145 "Лев-215" / KITE SCREECH (1 шт). Боекомплект - 1000 выстрелов АЗ-УЗС-58.
Артиллерия 8 х 30 мм шестиствольных автоматов с РЛС МР-123 «Вымпел» / BASS TILT (4 шт), боекомплект 48000 выстр.
Ракетное ударное 6 х спаренных ПУ СМ-241 с фиксированным углом старта (15 град) комплекса "Базальт-1143" с ПКР 4К80 / П-500 "Базальт";
Боекомплект - 12 ракет
РЛС системы управления «Аргон-1143» / TRAP DOOR (1 шт, находится в носовой части палубы корабля);
Антенный пост системы спутникового целеуказания "Корвет-1143" / PUNCH BOWL
ЗРК 4 х 6 восьмиракетных модуля 3С95 ЗРК , с 4 х системами управления К-12-1 с РЛС 3Р95 / CROSS SWORD (4 антенных поста). Боекомплект - 192 ЗУР 9М330.
Противолодочное / противоторпедное 2 х 10 устаовок КТ-153 / реактивной противолодочной системы "Удав-1". Боекомплект - 120 шт РГБ (60 РГБ по др.данным). Доработан по механической части системы заряжания после выхода на испытания.
Постановка помех 2 х двухствольных ПУ помеховых снарядов

Оборудование :


пр.11434 "Баку"
БИУС МВУ-410 "Лесоруб-434" (сбор и обработка информации, целеуказание и выработка решения) - обеспечивала управление ударным вооружением и наведение вертолетов, система третьего поколения. Производство - НПО "Марс", г.Ульяновск.
Система обмена информацией (СОИ) "Тройник" (производство - НПО "Марс", г.Ульяновск). Обеспечивала обмен информацией между БИУС, системами вооружений, РЛС и другими потребителями и источниками.
Комплекс удаленного целеуказания МКРЦ "Корвет-1143"
РЛС обнаружения воздушных целей комплекс "Марс-Пассат" с 4 ФАР / SKY WATCH, разработан НИИ "Квант" (г.Киев), сопровождение до 120 воздушных целей (по проекту, не достигнуто в ходе испытаний)
РЛС общего обнаружения МР-700М / МР-710М-1 "Фрегат-М1" / PLATE STREER, трехкоординатная помехозащищенная РЛС, сопровождение до 80 воздушных целей, обработка информации и передача информации в БИУС осуществлялась ЭВМ комплекса "Марс-Пассат"
РЛС обнаружения надводных целей и низколетящих целей
МР-360 "Подкат" (2 шт) - РЛС обнаружения малоразмерных низколетащих целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, на высотах до 100 м, на дальности до 33,7 км, с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, выработки и выдачи данных целеуказания
Навигационные РЛС 3 х "Вайгач" / PALM FROND
РЛС госопознавания 2 х SALT POT A/B
LONG HEAD
Станция постановки помех РЭБ "Кантата-М" (антенные посты 4 WINE FLASK; 8 FOOT BALL; 4 BELL THUMP; 2 CAGE POT) - установлен вместо системы "Кольцо"
Радиоприемники РТР 3 х Р-678Н, 6 х Р-670М, 2 х Р-721, 2 х СРС-2, УКВ Р-710 и Р-714
Станции постановки помех Р-740К (УКВ), аппаратура "Погоня" и "Каскад-У"
Навигационный комплекс "Салгир-V", 2 радиосекстанта
Эхолоты НЭЛ-6 и НЭЛ-10
Средства обеспечения авиакрыла Радиотехнический комплекс "Резистор К-4" / CAKE STAND (радиомаяк) - обеспечение ближней навигации ЛА, управление полетами, захода на посадку и посадки. Комплекс разработан ПО "Полет" (г.Челябинск), главный конструктор Брейгин А.М.

Комплекс боевого управления авиацией "Тур-434"

2 х станции наведения истребителей "Газон" / FLY TRAP B (унифицирована с системами ВВС, одновременное наведение 4 истребителей на 4 воздушных цели, производства ПО "Электрон")

ГАС Активный ГАК МГК-355 «Полином» / HORSE JAW (в бульбе), HORSE TAIL (буксируемая)
Охранители буксируемые акустические охранители
Оптико-электроенные приборы наблюдения 3 прибора "Ротан" (ТВ-наблюдение)
Радиосвязь Комплекс радиосвязи «Тайфун-1» в составе:

14 КВ-радиопередатчиков
2 СВ-радиопередатчика
21 КВ-радиоприемник
1 СВ-радиоприемник
1 СДВ-радиоприемник
13 УКВ-радиостанций

Система космической связи "Кристалл-БК" / LOW BALL (2 антенных поста)

Прочее оборудование Система безопасного одновременного применения систем вооружений "Сокол";
Автоматическая корабельная система "Буран";
На корабле использовалась система обеспечения одновременной работы разнородных радиотехнических средств.

Корабль оснащался системами приема и передачи грузов на ходу "Струна 2П-400", "Струна П-1000" (2 шт), "Струна 1П2.5".

Успокоители качки с выдвижными рулями "89-3". Установлена система водяной защиты, комплекты зимней спецобработки, 52 фильтро-вентиляционные установки.

Для обеспечения полетов была оборудована летная палуба размера 195 х 20.7 м, отклонение от оси корабля 4.5 град. Для обеспечения взлета Як-141 методом ВКР (взлет с коротким разбегом) летная палуба оснащена удерживающим механизмом и газоотбойным щитком. Термостойкое покрытие летной палубы выполнено с использованием импортных материалов. Взлетно-посадочные площадки вертолетов обозначены: "С" - для спасательного вертолета (1 площадка), "Т" - для транспортных вертолетов (1 площадка), 6 номерных стандартных площадок. За надстройкой находятся 10 технических позиций для обслуживания и стоянки ЛА. Корабль оборудован двумя подъемниками:
- грузоподъемностью 30 тонн, 18.9 х 10 м;
- грузоподъемностью 20 тонн, 18.9 х 4.8 м
Перемещение ЛА по палубе осуществлялось специальными транспортерами, по ангару - системой продольно-поперечной транспортировки.

Авиакрыло :
- пр.11434 (проект) - 14 Як-141, 6 Як-38М, 10 Ка-27ПЛ, 4 Ка-31, 2 Ка-27ПС.

Пр.11434 - 12 самолетов ВВП Як-38, Як-38М, в перспективе предполагалось заменить их на Як-141; 19 вертолетов Ка-27ПЛ и 3 спасательных вертолета Ка-27ПС.
Боекомплекс авиакрыла:
- самолетный вариант - 18 спецбомб РН-28, 143 ракеты Х-23, 176 ракет Р-3С / Р-13, 4800 ракет НУР С-5, 30 зажигательных баков ЗБ-500, 20 разовых бомбовых кассет РБК-250.
- вертолетный вариант - 30 авиационных торпед АТ-1, 40 противолодочных бомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев "Поплавок", 300 ориентирных буев ОМАБ-25.
Запас авиатоплива - 1500 тонн

Модификации :
- пр.11434 (1987 г.) - четвертый корабль пр.1143 - тяжелый авианесущий крейсер "Баку" / "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".


Вертолет ВМС Великобритании Lynx над палубой ТАКР "Баку" пр.11434, 1988-1990 г.г. (http://militaryphotos.net).


- 1988 г. 10 июня - в надстройке возник небольшой пожар (загорелись запасы краски), который удалось быстро потушить. Во время боевой службы корабль отрабатывал задачи ПЛО и осуществлял слежение за авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» и другими кораблями ВМС США и НАТО (ТАКР находился в 7-минутной готовности к нанесению удара);

1988 г. 11 августа - потерян вертолет Ка-27ПЛ (пилотов спасли). В ходе боевой службы корабль совершил деловые заходы в сирийские порты: 22-29.08.1988 г. в Латакию, 01-21.11.1988 г. - в Тартус; 14.12.1988 г. в сопровождении отряда кораблей проследовал мыс Нордкап.

1988 г. 17 декабря - корабль прибыл на рейд Североморска; находясь в составе СФ продолжал интенсивно заниматься боевой подготовкой.

1989 г. 8-23 августа - корабль получил оценку «хорошо» после проверки Главной инспекцией Минобороны СССР.

1989 г. - в течение года корабль прошел 13267 миль, трижды отрабатывал прикрытие высадки морского десанта, выполнил 10 артиллерийских и 4 ракетные стрельбы (в т.ч. 2 главным комплексом), СВВП совершили 171, а вертолеты 1142 полета с палубы;

1990 г. 01 октября - ТАКР вошел в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота.

1990 г. - в течение года корабль прошел 4243 мили, отрабатывал задачи по прикрытию с воздуха высадки морского десанта, провел 6 артиллерийских и 2 ракетные стрельбы (в т.ч. 1 ударным комплексом), СВВП выполнили 47, а вертолеты - 1211 полетов.

1991 г. - в течение года корабль прошел 1375 миль, проведены 4 артиллерийские и 1 ракетная стрельбы, вертолеты корабельной авиагруппы выполнили 417 полетов.

1991 г. осень - на корабле проводились летные испытания СВВП Як-141.

1991 г. 21 сентября - первая посадка Як-141 на палубу ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".

1991 г. 03 октября (05 октяря по др.данным) - при испытаниях самолета ВВП Як-141 летчик-испытатель В.А.Якимов на самолете №77 при посадке допустил превышение вертикальной скорости, в результате чего произошла авария. Самолет упал плашмя с высоты более 10 метров, стойки шасси пробили баки, произошел пожар. Пожар был потушен, самолет был восстановлен позже до музейного состояния. Этот экземпляр Як-141 демонстрировался на статической стоянке на авиасалонах МАКС.


Тушение пожара и обгоревший Як-141 борт №77 на палубе ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", 03 октября 1991 г. (http://forums.airbase.ru)


- 1993 г. - ТАКР поставлен в ремонт в СРЗ в пос.Роста в Мурманске.

1994 г. 2 февраля - у стенки СРЗ в Мурманске на ТАКР произошел пожар, который вывел из строя одно из двух машинных отделений.

1995 г. июль - ТАКР участвовал в военно-морском параде в Североморске; позже в связи с истечением срока гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен и корабль поставлен в пос.Роста (Мурманск) на долговременное хранение.

1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по для Индии.

Реестр крейсеров пр.11434 / 11430 :

проект зав.
завод заложен спущен на воду вступил в строй вывод из состава ВМФ базирование
"Баку"
"Адмирал Флота Советского Союза Горшков" (с 04.10.1990)
11434 104 ССЗ №444, Николаев 26.12.1978
(17.02.1978 - зачислен в списки флота)
31.03.1982 11.12.1987 - СФ с 30.12.1987
?? 11434 105 ССЗ №444, Николаев строительство начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. - - - строительство прекращено в 1982 г. в связи подготовкой к закладке ТАКР пр.
Vikramaditya 11430 104 ПО "Севмаш", Северодвинск, ответственный сдатчик - Игорь Леонов
09.03.2004 04.12.2008
04.12.2012 г. (план 2010-2011 г.г.)
ВМС Индии
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера кораблей пр.11434

"Баку"
1986 111
1987 111
1988 103
1989 079
1990 091
1991 091
1995 069
1999 069

Экспорт :
Индия:
- 1996-2003 г.г. - переговоры с Индией о продаже с модернизацией ТАКР пр.11434.

1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по пр.11430 для Индии - далее см. статью по .

Источники :

Блог Кулешова Олега. Сайт http://kuleshovoleg.livejournal.com , 2012 г.
История отечественного судостроения. Том V. Судостроение в послевоенный период 1946-1991 г.г. С.-Пб, "Судостроение", 1996 г.
Корабел. Газета ПО "Севмаш", 27.09.2011 г., 15.11.2011 г., 27.03.2012 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2010 г.
Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru , 2010-2011 г.г.
Макаров Ю.И., Авианосец. М., "Эксмо", 1999 г.
Перов О. Весной в море. // Корабел. 22.12.2011 г.
Перов О. Вcё отдаем кораблю. // Корабел. 06.03.2012 г.
Сайт "Атрина", http://atrinaflot.narod.ru/ , 2010 г.
Хмельнов И.Н., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Российские надводные корабли: история и современность. Владивосток, 1996 г.

Самая проблемная сделка между Индией и Россией наконец-то получила разрешение.

Индия перечислила дополнительно 102 миллиона долларов на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Викрамадитья», носившего в составе ВМФ РФ название «Адмирал Горшков». Контракт на поставку и модернизацию «Адмирала Горшкова» был подписан в 2004 году. Согласно его первоначальным условиям, общая стоимость переоборудования крейсера должна была составить 1,5 миллиарда долларов, половина из которых предназначалась для закупки самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Завершение модернизации было запланировано на 2008 год, однако российская сторона запросила дополнительное финансирование работ в размере одного миллиарда долларов. В конце концов, согласились на 102 миллиона долларов. О том, что стоит за этой сделкой корреспондентам «СП» рассказал эксперт информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин.

«СП»: — Почему контракт на модернизацию и поставку в Индию «Адмирала Горшкова» называют самой проблемной сделкой?

— Сделку по продаже авианосца признавали убыточной как в России, так и в Индии. По данным счетной палаты Индии, строительство собственного авианосца обошлось бы дешевле, а срок его службы был бы в два раза больше. В феврале 2009 года началось строительство первого индийского авианосца, в 2014 году его планируется ввести в состав ВМС Индии. К тому же финансовый кризис, инфляция привели к удорожанию работ по модернизации. Наши корабелы запросили дополнительные средства. Индия уже была готова отказаться от контракта. Но, вероятно, возобладали традиции делового российско-индийского партнерства. Правительство Индии приняло все-таки решение о выделении дополнительных средств. И вот на днях они поступили на счета корпорации «Севмаш», осуществляющей модернизацию «Адмирала Горшкова». Это событие дает реальную возможность для начала новой жизни нашего авианосца уже в индийском оборонном пространстве.

«СП»: — А в российском оборонном пространстве ему не нашлось места?

— По скудости финансовых средств Россия не в состоянии содержать такие корабли. Только его элементарное обслуживание обходится в несколько миллионов долларов в год.

«СП»: — Почему же недавно президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия собирается строить три авианосца, если мы не в состоянии обслуживать один уже имеющийся?

— Это вопрос — к военным консультантам Медведева. Поскольку дальше заявлений решение вопроса не продвигается (во всяком случае, я ничего не слышал о столь масштабной кораблестроительной программе, а тем более о выделении под нее соответствующих финансов), то можно, скорее всего, говорить о некой пиар-акции, но отнюдь не о реалиях.

«СП»: — Значит, наш кораблестроительный комплекс продолжает кормиться за счет распродажи советской техники?

— Спасибо хотя бы за то, что сегодня продают авианосцы не за бесценок в качестве металлолома, как это был в 90-е годы прошлого столетия, а модернизируют и лишь потом продают. Это не только приток средств, но и загрузка рабочих ресурсов, что позволяет их сберечь до лучших времен. К тому же в данном случае за счет Индии мы продолжаем развивать свою технику. Например, на днях на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» корпорация «МиГ» закончила успешные летные испытания палубных истребителей МиГ-29К.

«СП»: — Но ведь МиГ-29К служит в наших Вооруженных силах более 20 лет, какие могут быть испытания?

— Говоря о МиГ-29К, следует понимать, что под этим индексом скрываются две абсолютно разные машины на базе МиГ-29. Первая из них, известная под индексом 9−31, поднявшаяся в воздух в далеком 1988 году, была предназначена для использования на палубах авианосцев параллельно с более тяжелым и дорогим Су-33. Однако после 1991 года от МиГ-29К по некоторым причинам отказались, и Су-33, построенный в 1990—1995 годах в количестве 24 единиц, стал единственным российским палубным истребителем четвертого поколения. В настоящее время в эксплуатации находятся 19 машин этого типа.

МиГ-29К надолго ушел в тень, чтобы вновь появиться почти 15 лет спустя: контракт с Индией на ремонт, модернизацию и поставку авианосца «Адмирал Горшков» предусматривал поставку истребителей для авиакрыла нового корабля. Тяжелый Су-33 в размеры «Горшкова» не вписывался, и в результате было принято решение о разработке новой машины на базе МиГ-29. Она получила фирменный индекс 9−41, но сохранила наименование прежней модели: МИГ-29К.

Новый самолет, который со старым МиГ-29К роднило только общее происхождение, внешний вид и некоторые элементы конструкции, впервые поднялся в воздух в 2007 году. Одновременно начались испытания и двухместной модели истребителя МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой). Предполагается, что Индия получит 16 машин МиГ-29К/КУБ, с возможным в дальнейшем увеличением поставок для оснащения авианосца собственной постройки.

«СП»: — Не могли бы вы рассказать о причинах, по которым в 1991 году отказались от МиГ-29К?

— Начались реформы, все рушилось, финансирование на оборону — мизерное. К тому же на Западе стали известны все секреты этой машины, а значит, ее преимущества перестали быть таковыми.

«СП»: — Как это — стали известны?

— Советский перебежчик переправил его в Турцию. 20 мая 1989 года пилот 176-го авиационного полка капитан Александр Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного. В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них. После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок. Зуев угнал самолёт в Трабзон. Первыми его словами на турецком аэродроме, как тогда написали газеты, были: «Наконец-то я — американец!».

Зуев получил политическое убежище в США. В дальнейшем консультировал американские ВВС, но вскоре погиб в авиакатастрофе.

«СП»: — Теперь этот рассекреченный самолет реанимировали?

— Практически, как я уже сказал, создали на его базе другой. Он пойдет не только в Индию. ВМФ России рассчитывает купить новые палубные истребители МиГ-29К для тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В настоящее время наш авианосец располагает, как я говорил, парком из 19 палубных истребителей Су-33, ресурс которых истечет к 2015 году. Производство новых Су-33 в малых объемах нерентабельно. МиГ-29К более подходят, поскольку уже есть индийские деньги на 16 самолетов, на подходе средства еще на 12 машин. Это удешевляет серию и позволяет экономить на разработке. То есть фактически с помощью Индии мы перевооружим авиакрыло и нашего «Адмирала Кузнецова».

Из досье «СП»:

Тяжелый авианесущий крейсер пр. 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для завоевания господства на море и в воздухе в районах действий сил флота в целях придания боевой устойчивости оперативным соединениям ВМФ, нанесения воздушных ударов по морским и наземным объектам противника, а также для оказания поддержки морским десантам и наземным войскам.

Самый крупный боевой корабль ВМФ России. Находится на боевой службе в составе Северного флота.

Характеристики

Основной разработчик ОАО «Невское ПКБ»

Основной производитель Черноморский судостроительный завод (г. Николаев)

Водоизмещение, т: 58500

Скорость полного хода, уз. 30

Дальность плавания максимальная, мили 18000 ходом 18 узлов

Автономность, сут. 45

Вооружение:

ракетное 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 ЗРАК «Кортик»

артиллерийско-стрелковое

радиотехническое БИУС «Лесоруб», РЛС «Марс-Пассат», «Фрегат-М2», «Подкат», «Резистор»

Энергетическая установка 4 вальная котлотурбинная установка, 200000 л.с., 4 ВФШ

Главные размерения, м 304,5×72×10,5

Палубные боевые самолеты МиГ-29К относятся к многофункциональным истребителям поколения «4++» и могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28000 т. Они отличаются усовершенствованным планером, складываемым крылом, малой заметностью, увеличенной емкостью топливной системы и другими свойствами. Максимальная взлетная масса МиГ-29К составляет 24500 кг, максимальная скорость полета — 2200 км/час, практический потолок — 17500 м.

Управляемое ракетное оружие класса «воздух-воздух» может включать 2−4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т (ТЭ), до 8 ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса «воздух-поверхность» общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4 противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.

Во время ходовых испытаний авианесущего крейсера "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков"), который Россия модернизировала для Индии, вышла из строя энергетическая установка, что стало причиной нового переноса срока передачи корабля индийской стороне.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (до 1990 года ‑ "Баку") был заложен 26 декабря 1978 года на Черноморском заводе в городе Николаеве (Украина). Проект Невского конструкторского бюро. Представляет собой дальнейшее развитие серии крейсеров типа "Киев".

Крейсер вступил в строй 11 декабря 1987 года, 30 декабря был включён в состав Краснознамённого Северного флота. В 1989‑1990 годах выходил в Баренцево море на боевые дежурства и учения.

Контракт о продаже Индии "Адмирала Горшкова" за один доллар и его радикальную модернизацию на Севмашпредприятии за примерно 900 миллионов долларов был подписан в начале 2004 года Рособоронэкспортом и ВМС Индии, параллельно был подписан контракт на разработку и поставку 16 истребителей МиГ‑29К/КУБ за 730 миллионов долларов. Уже через два года выяснилось, что записанной в контракт суммы абсолютно недостаточно. Между "Рособоронэкспортом" и Индией начались сложные переговоры по ее увеличению, индийское финансирование было временно остановлено, и работы велись за счет кредита Внешэкономбанка.

Стороны достигли соглашения об увеличении суммы контракта до 2,2 миллиардов долларов в 2009 году. В 2010 году был подписан контракт о поставке еще 29 истребителей МиГ‑29К за 1,6 миллиардов долларов и контракт на поставку вертолетов Ка‑28 и Ка‑31 для авиагруппы авианосца на сумму около 300 миллионов долларов. Вместе с участием России в создании в штате Гоа в Индии тренажера палубной авиации для индийских ВМС общая сумма связанных с крейсером контрактов достигает пяти миллиардов долларов .

Крейсер был выведен из состава ВМФ России, оборудование демонтировано.

На корабле будут базироваться истребители МиГ‑29К и вертолеты Ка‑27 и Ка‑31.

В работах на заводе принимали участие судостроители с Дальнего Востока, из Санкт‑Петербурга, Воронежа, Астрахани, Севастополя.

В начале июня 2012 года авианосец вышел в море на ходовые испытания, программа которых была рассчитана на 120 суток. На борту находился смешанный российско‑индийский экипаж, но индийские моряки в основном выступали в качестве наблюдателей. В ходе испытаний в трех из восьми котлов.

Предполагалось, что авианосец будет передан военно‑морским силам Индии в конце 2012 года, но из‑за неполадок, по информации ряда СМИ, корабль . Сроки сдачи крейсера уже неоднократно сдвигались из‑за увеличения объема работ. Первоначально передача корабля заказчику планировалась в 2008 году.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

С 8 по 12 июля 1999 года по заказу индийских ВМС корабль на буксире переведён в Северодвинск для предпродажного ремонта и прохождения модернизации на «Севмашпредприятии».

Знали ли министры обороны (слева Сергей Иванов) заранее на что подписываются?

Перед продажей корабль должен был пройти модернизацию: необходимо было демонтировать пусковые установки ПКР «Базальт» и РЛС «Марс-Пассат», увеличить размеры полётной палубы и самолётного ангара, в носовой части смонтировать трамплин (угол схода 12,5°), установить газоотбойные щиты, аэрофинишёры, оптическую систему посадки и новый кормовой подъёмник.

Авианосец, носивший имя адмирала Горшкова, после развала СССР продан Индии властями России.

Для «Севмашпредприятия» ТАКР «Адмирал Горшков» – это один из крупнейших индийских военных заказов по ремонту и переоборудованию тяжелого авианесущего крейсера для ВМС Индии. Корабль перестраивается в современный авианосец, оснащенный многоцелевыми истребителями МиГ-29К .

В 2004 году в преддверии госвизита Владимира Путина в Индию министр обороны России Сергей Иванов подписал пакет контрактов на 1432 млн. долл. на продажу переоснащенного авианосца «Адмирал Горшков» с удлиненной полетной палубой, с 16 истребителями МиГ-29К и МиГ29КУБ, с 8 вертолетами Ка-28 и К-31. Сам авианесущий крейсер советской постройки передавался бесплатно, но Дели оплачивал ремонт и переделку на «Севмаше» в Северодвинске, доведение и производство разработанных в советское время палубных истребителей МиГ-29К.


Корабельный истребитель МиГ-29К.

С конца 2005 года крейсер находился в наливном бассейне на ФГУП «ПО «Севмаш». Ввод в строй крейсера ожидался в 2005-2006 годах.

«До этого времени необходимо будет завершить работы по корпусу, загрузить на корабль все крупногабаритное оборудование, смонтировать все системы жизнеобеспечения, необходимые для вывода крейсера» – так комментировал предстоящий фронт работ заместитель генерального директора по военно-техническому сотрудничеству Виктор Шестов.

Как сообщал руководитель индийской группы наблюдения капитан 1 ранга Сукхджиндер Сингх, предполагается, что авианосец будет назван Vikramaditya (в переводе с санскрита «всемогущий»), в честь легендарного императора Индии, который правил страной с 375 по 413 год н.э.

11декабря 2006года индийские офицеры, которые осуществляют наблюдение за ремонтом и переоборудованием тяжелого авианесущего крейсера в очередной раз организовали праздник – День ВМС Индии* на Севмаше.

Руководитель индийской группы наблюдения капитан 1 ранга СукхджиндерСингх заявил тогда: – «В знак благодарности корабелам Севмаша, которые так тепло приняли нас, мы третий раз устраиваем подобный праздник в Северодвинске».

Во Дворце культуры и спорта Севмаша прошел концерт, который индийцы подготовили при поддержке художественных коллективов ДКиС. А в Доме техники Севмаша состоялся индийский военно-морской бал, почетными гостями на котором были руководители оборонных предприятий Северодвинска, командование Беломорской военно-морской базы, представителиадминистрациигорода.

По ходу работы цена возросла до 2,5 млрд. долл., но индийцы были и на это согласны. Небольшой подержанный авианосец английской постройки «Викрант», построенный в сороковые годы, они списали еще в девяностые. Другой - «Вираат» (бывший английский «Гермес») с самолетами вертикального взлета Sea Harrier, моложе лет на десять, воевал с Аргентиной за Фолкленды в 82-м и давно должен был быть списан, да заменить нечем. В середине июня 2007года главком ВМС Индии адмирал Мехты утверждал, что авианосец «Викрамадитья» («Горшков») войдет в боевой состав осенью 2008 года и что вместе с ним Индия получит истребители МиГ-29К, оснащенные современной авионикой и двигателями с изменяемым вектором тяги. Наши начальники высказывались в том же духе. В феврале 2007 года директор федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев заявлял, что контракт по «Горшкову» выполняется по плану и будет выполнен, хоть естьпроблемы.
Но, в августе 2007 годавыясняется, что «Севмаш» срывает контракт с Индией на поставку аианосца: «Горшков» не доделан, а индийские деньги закончились. Генеральный директор крупнейшего в стране судостроительного предприятия «Севмаш» Владимир Пастухов уволен, а прокуратура и Счетная палата изучают ситуацию. На «Севмаше» теперь говорят, что корабль выйдет в море хорошо, если в 2011-м. Индийцы его получат, может, в 12-м или 13-м году, если существенно доплатят за продолжение работ. На «Севмаше» утверждают, что денег не хватило, поскольку «фактически строят новый авианосец, оставив от старого только корпус». То есть вся начинка «Горшкова» сгнила или не годится. Но, поскольку у «Севмаша» нет никакого опыта строительства авианосцев (все советские авианесущие корабли были построены наУкраине в Николаеве), нет никаких гарантий, что «Горшков» когда-либо станет дееспособным авианосцем,сколькоденегнидавай. В последние годы даже в официальных документах авианосец именуется сокращенно «Адмиралом Горшковым».

У всех кораблей 1143-й серии основная паротурбинная энергетическая установка оказалась конструктивно неудачной и постоянно выходит из строя. Многие другие системы корабля - не лучше. Только где, интересно, в России они найдут качественные авианосные комплектующие?


На «Севмаше» говорят, что «Горшкова» надо полностью выпотрошить и делать все заново.

В июле 2007года министры обороны Украины и России Анатолий Гриценко и Анатолий Сердюков согласовали проект соглашения об использовании индийскими пилотами, «которым в скором времени предстоит осваивать построенный в России авианосец «Викрамадитья» («Горшков»), наземного тренажерного комплекса «НИТКА» в Крыму. С настоящего авианосца авиакрыло взлетает и садится, только когда корабль на ходу, а наш «Кузнецов» - модель авианосца в натуральную величину и в полную стоимость, но по большей части - неходячая.

Российский ВПК уже практически утратил способность самостоятельно производить сложные современные системы вооружения. Нет современного оборудования, уходят последние советские рабочие и конструкторы, и массово утрачиваются технологии. Уже 15 лет серийно не производятся никакие артиллерийские,авиационныеиракетныебоеприпасы.Нарастаеткризис в торговле оружием.


Руководитель группы советников гендиректора Рособоронэкспорта АЛЕКСАНДРБРИНДИКОВ:

«Несмотря на благоприятную картину, складывающуюся по объемам выполненных контрактов и планов на ближайшие годы, мы сталкиваемся с колоссальными проблемами при реализации этих контрактов, мы сдерживаем подписание ряда контрактов, поскольку не понимаем, как мы ихбудемвыполнять».
В 2007 году Россия официально объявила, что не сможет выполнить контракт с Китаем на поставку 34 военно-транспортных Ил-76 и 4 заправщиков Ил-78. Теперь Пекин воздерживается от новых крупных сделок. Срыв контракта по «Горшкову» неизбежно сократит торговлю оружием с Индией. Ежегодно растет число рекламаций на наше оружие. В 2006-м, например, было предъявлено 1586 претензий.


Индийский авианосец Викрамадитья» в процессе модернизации, 13.12.2005 г.

По словам первого зампреда Военно-промышленной комиссии Владислава Путилина, «невыполнение гособоронзаказа из года в год возрастает пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ» , снижается качество, а цены безудержно растут. Расходы на оборону увеличиваются ежегодно на 30%, и, со слов Путилина, в ближайшие годы уже половина заказов не будетвыполняться.
Ясно, что Россия вынуждена будет покупать оружие, военные технологии, оборудование и комплектующие на Западе, налаживать в стране «отверточную» лицензионную сборку военной техники. Иначе вооруженные силыбудутидальшедеградировать.
Сергей Иванов утверждает, что «Россия - мировой лидер в десяти-пятнадцати из 50-ти существующих в настоящее время суперважных технологий» . Кто это ему посчитал-неизвестно. Главком ВМФ Владимир Масорин в 2007 году утверждал, что за 20 лет Россия построит шесть «относительно дешевых авианосцев» , хоть строить их негде, некому, не из чего и нет даже в проекте самолетов для полноценного авиакрыла. А прямо сейчас наш флот должен «восстановить постоянное присутствие в Средиземном море» . Конечно, ради бюджетных миллиардов и не такое говорят, но все же как-то неловко это слышать. Может, конечно, втайне адмирал Масорин надеялся заказать авианосцы и самолеты в США и в Англии, но боитсявысказатьсяобэтомвслух.


Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов так сказал о ремонте «Горшкова»:

«Тогда — умели, но криво. Сейчас — не умеете. Ни проектировать, ни строить, ни даже ремонтировать то, что есть.Ибо руки и голова явно не из того места растут. Они и сами это признают» .

Сергей Чемезов обеспокоен утечкой мозгов из России и считает, что в России » потеряно целое поколение высококвалифицированных рабочих» . Он заявил: «Средний возраст рабочих сейчас 45 лет, а персонала высокой квалификации – 53 года, у нас дефицит токарей, фрезеровщиков, сварщиков, слесарей». Чемезов привел пример с ремонтом авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», который Россия проводит по контракту для Индии. «Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны» , – сообщил он. Чемезов также сожалеет, что «ряд технических специальностей утерян, а перепроизводство юристов и экономистов – троекратное»


Индийский авианосец Викрамадитья» в процессе модернизации, 6.11.2007 г.


Индийский авианосец Викрамадитья» в процессе достройки, 17.01.2007 г.



Индийский авианосец «Викрамадитья» выводят из дока 4 декабря 2008 года. Cеверодвинск.

8 июля 2012 года «Адмирал Горшков», получивший название «Викрамадитья» (Vikramaditya), с совместным российско-индийским экипажем вышел на испытания в Баренцовом море. При положительных результатах ходовых испытаний Vikramaditya планировали передать Индии 4 декабря – в День военно-морского флота этой страны. Программа была рассчитана на 124 дня, а одной из приоритетных задач являлись испытания силовой установки авианосца. Корабль нормально двигался на малом и среднем ходу, но когда он набрал значительную скорость в 30 узлов, система аварийного оповещения выдала сигнал о неполадках в энергетической установке. Крейсер попросту встал. У авианосца вышли из строя сразу семь из восьми паровых котлов.


Октябрь 2012 года: Авианосец «Адмирал Горшков» не прошёл ходовые испытания в Баренцевом море.

По словам источника, готовившего авианосец к ходовым испытаниям, проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов — асбеста, объяснив это повышенной опасностью для экипажа. Из-за таких условий разработчику котлов — Специальному конструкторскому бюро котлостроения (СКБК) — пришлось искать альтернативный вариант: вместо асбеста паровые котлы КВГ-3Д были обложены огнеупорной кирпичной кладкой.
Представитель Севмаша заявил: «Когда специалисты добрались до самой энергоустановки, стало понятно, что кирпичная кладка вокруг котлов попросту рассыпалась, не выдержав температуры. О состоянии самих котлов можно будет судить только после того как авианосец доберется до «Севмаша», но опасения, что все их придется менять, небезосновательны».

В итоге Россия потеряет на ремонте около 1 млрд. рублей. Так как подобного рода сложные технологические работы можно будет провести только весной, то передачу корабля индийской стороне отложили еще на год – до октября 2013 года.

Тяжетый авианесущий крейсер проект 1143.4 Викрамадитья. Ангар для авиатехники.

В процессе модернизации «Адмирала Горшкова» параметры менялись несколько раз – в итоге с первоначальной суммы в 750 млн. долларов стоимость корабля достигла 2,3 млрд. долларов. За этот срок длина полетной палубы увеличили до 280 метров, на носу оборудовали трамплин. Запланировано установить новые противокорабельные ракетные комплексы «БраМос» российско-индийского производства. На корабле будут базироваться 14 – 16 палубных истребителей МиГ-29К, два МиГ-29КУБ и до 10 вертолетов противолодочной обороны и радиолокационного обнаружения Ка-28 и Ка-31.

Окончательно на испытания «Викрамадитья» вышел в море 3 июля 2013 года. Их планировалось завершить 30 сентября, а 15 октября - предъявить индийской стороне. На 15 ноября запланирована официальная передача авианосца Индии.


Тяжетый авианесущий крейсер проект 1143.4 Викрамадитья класса Кречет на испытаниях.

Авианосец «Викрамадитья» ВМС Индии (бывший «Адмирал Горшков») наконец-то, после неоднократного переноса сроков сдачи, завершил комплексные испытания в Белом и Баренцевом морях. Но окончательные результаты испытаний авианосца на «Севмаше» пока не уточняют.

_____________________

* Военно-морские силы Индии организованы в 1947 году , когда английское правительство предоставило стране независимость. Официально День ВМС Индии отмечается 4 декабря. В этот день, в 1971 году в ходе военного конфликта с Пакистаном индийский флот провел удачную операцию по блокированию пакистанского побережья и нападению на военно-морскую базу Карачи. Это событие имело большое значение для дальнейшего хода боевыхдействийна море.Празднование Дня военно-морских сил в Индии продолжается неделю. В эти дни проводятся различные культурные мероприятия, открыты для посещения боевые корабли. Завершает праздник военно-морской бал, на который собираютсяболее 5 тысяч гостей.В военно-морских силах Индии служат 55 тысяч →



Бизнес идеи