Деятельность человека и её основные формы. Взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 159.923 К.Р. Сидоров

РАЗЛИЧИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ, МОТИВОВ И ЦЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

С позиций психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева устанавливается различие между потребностями, мотивами и целями. Рассматривается положение о неоднозначном их соотношении. Обсуждаются наиболее известные классификации указанных образований.

Ключевые слова: потребности, мотивы, цели, личностный смысл, психологическая теория деятельности.

В психологической теории необходимо различать такие понятия, как потребность, мотив, цель. Именно эти конструкты используются современной психологией для обозначения причин человеческого поведения, и каждый из них имеет своё содержание, объём, специфическое значение.

Понятие «потребность» используется в биологии и выражает объективную нужду организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых систем . Животное, которое нуждается в пище, будет проявлять поисковую активность. При нахождении предмета, способного удовлетворить потребность, при употреблении пищи напряжение, вызванное голодом, снижается, а далее «снимается». Данный механизм обеспечивает выживание животного мира. Это относится и к другим видам потребностей (например, потребность в воде, кислороде, уринации и т. д.), которые неустранимы и природосообразны. Многие потребности являются врожденными.

В психологии имеются различные классификации потребностей. Так, Г.А. Меррей делит потребности на первичные (висцерогенные) - в воде, пище, уринации, сексуальной разрядке, избегании голода и т. д. Они базируются на органических процессах и возникают или циклично (еда), или в связи с необходимостью регуляции (избегание голода) и вторичные (психогенные), которые продуцируются, порождаются теми или другими психическими состояниями или явлениями (представлениями, допустим) .

Когда говорят о потребностях, с которыми рождается человек (и высшие животные), то к элементарным биологическим потребностям необходимо добавить еще две - потребность в контактах с себе подобными и познавательную потребность. Эти потребности рано проявляются в онтогенезе (так называемый комплекс оживления, который можно наблюдать в возрасте 1,5-2 месяцев: первые раздражители - голос матери, её лицо, прикосновение, на которые появляется положительная реакция ребенка), и от степени их удовлетворения зависит психическое развитие человека. Вышеуказанные потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему так же, как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми и познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа .

Соотношение между потребностями и мотивами устанавливает Леонтьев (2001). Он предлагает «повернуть» проблему потребностей в проблему содержания потребностей. Потребность необходимо конкретизировать, опредметить, выделить предмет, может быть, круг предметов, который(ые) эту потребность удовлетворяет(ют). Потребности становятся предметными. Что стоит взятое абстрактно чувство жажды? Пока это чувство не наполнено представлением о предмете, оно не побуждает действие. Только тогда, когда человек видит или представляет стакан воды, жажда «бросает» его к стакану, то есть нужно, чтобы потребность была представлена в предмете. Необходим путь от абстракции потребностей к содержательной их характеристике, то есть к мотивам. Этот путь и есть ключ к пониманию самих потребностей. Предмет потребности - это то объективное, ради чего совершается

действие, разворачивается деятельность, направленная (и побуждаемая) предметом потребности -мотивом. Мотив (от лат. «тоуео» - двигаю, т. е. двигатель; то, что двигает) как предмет потребности может быть идеальным, вещественным - воспринимаемым, воображаемым или мнимым. Данный как в восприятии, так и существующий только в воображении, мысли .

Современная психология под мотивом понимает внутренние силы поведения; то, что активизирует, точнее, динамизирует движение, деятельность (внешнее поведение, внутренние психические процессы), а также то, что может породить фрустрацию - невозможность удовлетворения требований динамических и активизирующих сил. К мотивам относят различные динамические структуры -электрический раздражитель, эмоциональные переживания, зарплату, чувство долга, потребность самопожертвования и т. д. Таким образом, круг феноменов, относящихся к мотиву, достаточно широк. К примеру, имеется точка зрения (гедонизм как воззрение), что человек подчинен поиску удовольствий и соответственно избеганию неудовольствия; это и есть основной смысл человеческого существования. Об этом говорит философ, писатель Дж. С. Милль. Он подмечает, что нельзя стремиться к счастью, нельзя стремиться к удовольствию. Можно стремиться к некоторой цели, которая даст удовольствие или счастье . Следует напомнить, что эмоциональные процессы выполняют функцию ориентиров реализации «ради чего?» (мотивов), в этом смысле они производны от мотивационной сферы (системы мотивов). Как указывает Ю.Б. Гиппенрейтер, в теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву.

Бесспорно, по мнению Леонтьева, динамические структуры существуют, но необходимо выделить среди этих динамических сил, в системе актуализирующих, активизирующих факторов, какой-то особенный класс, класс собственно мотивов, мотивов не в широком, а в узком смысле этого слова. Мотив отвечает потребности (её раскрывает), то есть направляет на себя деятельность, удовлетворяющую эту потребность. Следовательно, сама деятельность может быть классифицирована в зависимости от мотивов, её побуждающих и направляющих. Деятельность в психологическом смысле может быть различной, в зависимости от того, каков мотив, её направляющий, лежащий в её основе. Например, трудовая деятельность может быть различной - деятельность рабская, из-под кнута; деятельность ради материальной выгоды, обогащения; деятельность ради пользы производству, обществу, стране. Таким образом, между потребностями и мотивами установлено различие, а не тождество. Но между этими образованиями, существует связь, соотношение. Причем соотношение неоднозначное: потребности может соответствовать целый класс мотивов, а мотив может входить в разные по-требностные классы. Леонтьев указывает на то, что развитие потребностей связано с расширением круга предметов (мотивов) способных эти потребности удовлетворить. Следовательно, можно прогнозировать судьбу потребностей, влиять на них через мотивы их удовлетворяющие . Диагностика мотивов и потребностей не тождественна, но взаимосвязана. Диагностика мотивов необходима для диагностики потребностей, но она недостаточна .

А.Н. Леонтьев (2001) предложил несколько классификаций мотивов, используя различные основания. Если за деятельностью всегда стоит мотив, то за следующим, ниже лежащим уровнем в макроструктуре человеческой деятельности - действием стоит цель (подробное раскрытие психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева смотрите в работе: ). Действие - процесс, подчиненный представлению о том результате, который необходимо достигнуть, то есть цели. Действия - основные «составляющие» отдельных человеческих деятельностей, являются полимотивиро-ванными, то есть за ними, как правило, стоит множество мотивов, которые образуют иерархические отношения по принципу доминантности-подчиненности. По этому основанию различают доминирующие мотивы (собственно мотивы) и подчиненные мотивы (мотивы-стимулы). Первые занимают высшие позиции в иерархии, побуждают и направляют поведение, деятельность, выполняя функцию смыслообразования (ради чего осуществляется действие). Вторые определяют динамику действия: включение, поддержание, степень напряженности, то есть динамические характеристики (положительно или отрицательно стимулируют действие), и занимают нижние позиции в иерархии.

Полимотивированность человеческих действий указывает на сложность мотивационной сферы, и это необходимо учитывать в юридической практике при классификации преступления (а значит, и степени ответственности), учитывать при этом иерархию мотивов в каждом конкретном случае, так как одним и тем же действием, поступком можно реализовать разную систему отношений. Обратимся к фактам и примерам. Библейский пример. Описание суда еврейского царя Соломона, касающееся справедливости судебной практики и открывающее путь к изучению мотивов через анализ поступков

человека в экстремальной ситуации. «Мудрость свою Соломон показал, прежде всего, на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», - говорила каждая. Так спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон сказал: «Принесите меч». И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин при этих словах воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!» Другая же напротив говорила: «Рубите, пусть не достанется ни ей, ни мне». Тогда Соломон сказал: «Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать»» . Другой пример. Касается он преподавателей, которые оценивают ответы учащихся на экзамене (На это еще в свое время указывал сам Леонтьев.) Это действие, связанное с возложенными на преподавателей правами и обязанностями, а также ответственностью, так как необходимо дать объективную оценку. Это и есть отношение к обществу и своим служебным обязанностям. Деятельность общественная, реализующая систему отношений «Я - общество», но преподаватель входит и в систему другого отношения - отношения к конкретному человеку - «Я - экзаменующийся». Оно может быть положительным, доброжелательным в целом - не хочется ставить низкую оценку, лишать стипендии учащегося при слабом ответе. А ответ действительно оказывается слабым. Как быть? Двойная мотивация? Две разнонаправленные тенденции. Что победит? А победит то, что имеет большее значение для преподавателя, большую ценность . Столкновение различных мотивов, их «конкуренция» за реализацию поведения и есть внутриличностный конфликт.

Следующая классификация основана на отношении мотива к сознанию. Мотивы можно разделить на неосознаваемые, то есть мотивы, которые вообще не осознаются (большой класс), и сознаваемые ретроспективно, то есть актуально не осознаваемые, но осознаваемые вообще. Например, человек совершил поступок, сделал что-то, а затем, с течением времени, осознал мотивы собственного деяния (приписал им собственное значение иначе, значение для себя, личностный смысл). Личностный смысл в теории деятельности есть отражение в сознании отношения мотива деятельности к цели действия . К примеру, человек ответил себе на вопрос: ради чего он совершил тот или иной поступок, осуществил конкретное действие. Далее идут мотивы, сознаваемые перспективно (заранее, актуально сознаваемые). Например, студент осознает, ради чего он целыми днями глубоко изучает математику. Или, к примеру, из биографических данных, академик А.Д. Сахаров всегда считал, что главное призвание его в жизни - это теоретическая физика .

Имеется и еще одно различие мотивов, которое проводит А.Н. Леонтьев. Это мотивы потенциальные, мы их можем не знать, скрытые, но уже существующие, и мотивы актуальные (актуальнодействующие), позволяющие осуществить целеобразование, действие. Целеобразование - функция мотивов; порождение новых целей в деятельности. В этом случае мотивы выполняют ещё одну, очень важную функцию в структуре деятельности - определяют зоны целей, отбирают цели и их фиксируют.

Что такое цель? В психологической литературе много трактовок. Целью называют любое предвосхищение будущих полезных для организма результатов (П.К. Анохин, Э. Толман) или даже формальное описание конечных ситуаций, задаваемых в любой системе (в том числе технической). В теории деятельности термин «цель» связывается с осознанным отражением будущих результатов действия .

Как указывал А.Н. Леонтьев, соотношение мотивов и целей неоднозначно. Одним и тем же действием можно разную систему отношений реализовать (один, два, множество мотивов). Допустим, имеется цель поездки в Москву. Человек едет в Москву. Ради чего осуществляет поездку? Ради того, чтобы посетить музеи, театры. Ради того, чтобы встретиться с друзьями. Мотивов за одним действием может быть множество. Может быть и другое соотношение - один мотив выполняет функцию це-леобразования - отбирает, фиксирует цели, точнее, цепочку целей. Мотивы входят в сознание не только через личностный смысл, не только в форме стремления к цели, но и в форме порождаемых ими особенностей цели как осознанного отражения будущих результатов. Мотивы выполняют в деятельности и структурирующую функцию . На уровне целей также устанавливаются иерархические отношения. В этом случае говорим о действиях первого, второго, третьего и т. д. порядка . К примеру, в приведённом выше случае указывалась некоторая общая цель поездки в Москву (напомним, что если будем раскрывать, ради чего ставим эту цель, то это будет уровень деятельностей, мотивов,

осознаваемых в данном случае). Чтобы реализовать эту цель (поездка в Москву и есть действие первого порядка), ему нужно выполнить ещё ряд действий - купить билет на поезд, собрать сумку и т.д. (речь идет о действиях второго порядка). Чтобы купить билет, нужно осуществить ряд ещё более мелких действий - взять деньги на билет, дойти до остановки автобуса, сесть на транспорт и т. д. (в этом случае мы говорим о действиях третьего порядка).

В связи с этим возникает важная диагностическая проблема - как по действиям человека прогнозировать мотивы, за ними стоящие, анализировать мотивационную сферу личности, а значит и последующие действия человека, его поступки, возможно, их результативность.

Имеется и ещё одна составляющая соотношения мотивов и целей - их совпадение, точнее, трансформация действия в деятельность (механизм сдвига мотива на цель, другой вариант - механизм превращения цели в мотив), иначе - осознание мотивов, их возвышение, что характерно для зрелых личностей . На эту проблему указывал в XIX в. В. Вундт (работа «Механизм гетерогонии целей». Гетерогенна - извне как бы приходящая. Механизм, приводящий к осознанию мотива, ретроспективно, проспективно даже). К примеру, иногда перед человеком возникают цели, которые он стремится достигнуть ради чего-нибудь постороннего этим целям. Динамика движения показывает, что иногда эти цели, достигаемые ради чего-то другого, постороннего этим целям, превращаются в самоцели, то есть приобретают собственную ценность (собственный смысл), начинают преобразовывать, приобретая сами побудительную силу. Обычно так формируются познавательные мотивы . Например, молодой аспирант, юный исследователь, решил заняться математической логикой. Ради чего? Ради того, чтобы повысить свой профессиональный уровень. Со временем математика занимает его настолько, что занятия ею проводятся ради её глубокого изучения (в данном случае цель становится мотивом).

Если вернуться к проблеме целеобразования то следует отметить, что она экспериментально изучалась О.К. Тихомировым. Благодаря проводимым под его руководством экспериментальным исследованиям вскрыты: содержание, механизм процесса целеобразования. Раскрыто действие степени значимости мотивов на выбор конкретных целей, дана характеристика продуктивности процесса це-леобразования, выделена ещё одна функция мотивов в деятельности - структурирующая, указаны виды целей (например, общие и конкретные), отмечается влияние на процесс их порождения отдельных психических функций и т. д.

С понятием «цель» тесно связано другое понятие - «уровень притязаний». Уровень притязаний рассматривается в значении уровня трудности выбираемых субъектом целей . Изучение концепта «уровень притязаний», вскрытие его механизмов, половых, возрастных особенностей, исследование связи с другими образованиями (например, самооценкой) проведено Л.В. Бороздиной и ее исследовательской группой.

В зарубежной психологии цель, её виды - внешние (извне поставленные), внутренние (сам субъект перед собой), выделяемые параметры - вероятность достижения цели, трудность цели, специфичность (в значении четкости, определенности) исследуются в ракурсе анализа продуктивности действий .

Итак, понятия «потребность», «мотив», «цель» используются современной психологией для объяснения причин человеческого поведения. Каждое из данных понятий имеет своё содержание, объем, специфическое значение, и их не следует употреблять синонимично. Дифференцирование этих понятий, установление соотношения между ними проведено А.Н. Леонтьевым, и эта позиция представляется наиболее перспективной. Неоднозначное соотношение потребностей и мотивов, с одной стороны, мотивов и целей - с другой, позволяет обозначить новую проблему - создание диагностического инструментария, релевантного каждому из конструктов (учитывая их дифференциацию и классификацию) в целях прогноза поведения, деятельности человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: учеб. пособие. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. 184 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2003. 336 с.

3. Закон Божий (на русском языке). Московская патриархия. Ленинградское епархиальное управление. 4-е изд. / Сост. Протоирей Серафим Слободской. N.Y., 1987. 720 с.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.

5. Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева,

В.В. Столина. СПб., 2000.

6. Наша история. 100 великих имен: Андрей Сахаров / Еженедельное издание. 2010. Вып. 41. М.: ООО «Де Агостини». 32 с.

7. Сидоров К.Р. Уровневая модель психики: психологическая теория деятельности // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Вып. 2.

8. Субботин В.Е. Интенциональные процессы и эффективность действия // Современная психология: справочное руководство / под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.

9. Тихомиров О.К. Исследование целеобразования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. №1.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

11. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 240 с.

12. Холл К., Линдсей Г. Классификация потребностей Г. Меррея // Общая психология. Тексты: в 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Кн. 2. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Моск. пси-хол.-соц. ин-т, 2004.

Поступила в редакцию 02.11.10.

Distinction of needs, motives and goals in psychology

The author establishes the distinction between needs, motives and goals from the position of the psychological theory of

activity by A.N. Leontyev. The statement about their ambiguous correlation is considered. The most known classifications of the specified formations are discussed.

Keywords: needs, motives, goals, personal sense, the psychological theory of activity.

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: [email protected]

Sidorov K.R., candidate of psychology, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: [email protected]

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В основе мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Задачи деятельности – цель, сориентированная на конкретные условия. По отношению к одной и той же цели может быть поставлено несколько конкретизирующих ее задач.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком задачу. Например, действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.


| 2 | | |

Человек-деятель

  • 1. Деятельность человека, её цели, мотивы, потребности.
  • 2. Деятельность и профессиональная компетентность.
  • 3. Человек-деятель-творец.

    Человек и его мыслительная деятельность.

Деятельность человека, её цели, мотивы, потребности

Деятельность - это важнейшая форма проявления жизнедеятельности человека, активного отношения его к окружающему миру, к окружающей действительности, содержание которой составляет целесообразное её изменение и преобразование. Основным видом деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд, с которым связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение, общение и т.д.).

На основе физического труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая общественно необходимая теоретическая деятельность.

Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие её предметное содержание: мотивы, побуждающие человека к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется; результаты деятельности. Более детальный анализ предполагает также выделение того или иного вида конкретной деятельности (например: труд, учение, игра и т.д.), имеющей собственную мотивацию; целенаправленных действий и, наконец, их автоматизированных компонентов-операций, обеспечивающих использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата.

В ходе исторического развития изменялись условия, содержание и техническое средства деятельности человека, что определяло и формирование его сознания. На каждой ступени возрастного развития определенная деятельность приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности. К деятельности человека побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей.

Деятельность человека - необходимое условие его развития. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познаётся окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Как показали исследования психологов (А. Леонтьев, С. Рубинштейн, А. Смирнов, Б. Теплов и д.р.), в деятельности развиваются и психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её общие и специфические способности и характер. Правильная организация деятельности детей и молодёжи, соединение учения, труда и игры в их воспитании и обучении - основной путь руководства их всесторонним развитием.

Индивидуальное развитие деятельности определяется внутренними и внешними условиями в их единстве. От рождения ребёнок наделён естественными возможностями развития деятельности, которые реализуются в ходе созревания его организма, взаимодействия с окружающей естественной и общественной средой, общения ребенка с другими людьми, усвоения им общественно выработанных действий (путём подражания, специального научения и пр.). В этом процессе ребёнком приобретается жизненный опыт, развиваются психические свойства (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение и др.), что создаёт внутренние условие для перехода от простых движений к предметным действиям, для формирования целей, мотивов и способов деятельности ребёнка, развития его самостоятельности. Деятельность ребёнка осуществляется в единстве с развитием его психики и сознания. Формирование её проходит ряд возрастных этапов, каждый из которых имеет свои характерные особенности.

В дошкольном возрасте в качестве ведущей деятельности ребёнка выступает игра, являющаяся доступной для него формой активного участия в окружающей общественной жизни, активного познания им действий и отношений взрослых. Наряду с игрой и через неё ребёнок включается в выполнение трудовых поручений взрослых, в трудовые и учебные занятия, рисует, лепит и т. д.

В школьном возрасте ведущей деятельностью становится учение, соединяемое с трудом и игрой. Учение представляет собой деятельность, направленную на усвоение знаний, умений и навыков, выработанных человечеством, и представляет собой своеобразный труд учащихся. Ребёнок-дошкольник приобретает знания, умения и навыки во всякой деятельности. Учение же специально направлено на усвоение им социального опыта. Овладевая основыми наук и трудовой культуры, учащиеся готовятся к участию в созидании материальных и духовных ценностей, к предстоящей им деятельности на пользу общества. Содержание и формы деятельности усложняются и разнообразятся в соответствии с ростом возможностей учащихся. Возникают различные формы учебной, познавательной, теоретической деятельности, основой которых является самообразование. Одновременно учащиеся включаются в общественно полезный производительный труд сначала в школьных мастерских, на пришкольных земельных участках, а затем на фабриках, заводах, вовлекаются в опытническую работу, археологические экспедиции, спортивные секции, в различные виды художественной и другой самодеятельности. Этим создаются наиболее благоприятные условия для формирования потребностей и интересов, наклонностей и способностей, умственных, моральных и трудовых качеств подрастающей личности, для её развития как субъекта деятельности.

Учение-необходимое условие усвоения богатств, накопленных человечеством. Успех усвоение во многом зависит от того, что и как делают учащиеся с материалом, подлежащим изучению. Хорошим является то учение, писал еще К. Д. Ушинский, при котором учащиеся по возможности учатся сами, а учитель даёт материал и руководит этим процессом. Отсюда важнейшее значение активизации процесса обучения, всемерного развития инициативы и самостоятельности, учащихся в приобретении знаний. Учение осуществляется посредством не только познавательных (умственных), но и практических действий. Соединение познания и практики, учения и участия в доступном производительном труде - основа улучшения качества усвоения учащимися основ наук, повышения уровня их трудовой, производственной подготовки к будущей жизни, формирования полноценной культуры труда, всестороннего развития потребностей и способностей.

В педагогическом руководстве всесторонним развитием подрастающего поколения важное значение имеет правильное соединение учения, труда и других видов деятельности, учёт возрастных особенностей и закономерностей развития, постепенный переход от более простых к более сложным видам деятельности, от близких целей к более далеким, перспективным целям, введение в жизнь детей и молодёжи «перспективных линий», являющихся, по словам А.С. Макаренко, источником «завтрашних радостей». Своеобразными видами деятельности является спорт и игра.

Деятельность человека характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными средствами, с помощью которых она осуществляется. Средства создаются в процессе совместной деятельности людей. К ним относятся материальные орудия, способы их употребления, языковые средства, зафиксированные в них знания, приёмы умственной работы и пр. Успешное выполнение всякой деятельности требует овладения необходимыми для неё средствами, выработанными в ходе общественно-исторического развития человечества. Оно предполагает формирование у человека умений и навыков пользоваться этими средствами.

Всякая деятельность (например: чтение книги, решение математических задач, выполнение трудового или учебного задания и т. д.), требует определённых умений и навыков, которые формируются и вырабатывается также в процессе деятельности. Благодаря наличию навыков отдельные действия могут выполняться без произвольной, сознательной их регуляции.

Умение и навыки - необходимое внутреннее условие успеха всякой деятельности. Они дают возможность человеку владеть своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, ускорять процесс достижения цели, повышать продуктивность своей деятельности. Владея средствами, техникой деятельности, человек становится мастером своего дела, получает возможность творческого его выполнения.

Важнейшее условие успешной деятельности - осуществление её со знанием дела. Человек действует по - разному и с разным успехом в зависимости от того, как он ориентируется в условиях деятельности, какие свойства, связи и отношения вещей он при этом учитывает, как следит за ходом своей деятельности. Познавательная основа деятельности имеет определяющее значение в формировании таких её качеств, как перспективная направленность, сознательная мотивация, планомерный характер и другие. Необходимо требуя различных познавательных процессов, деятельность в свою очередь создаёт условия для их успешного протекания и развития, приобретения жизненного опыта. Тем самым создаются внутренние условия для развития самой деятельности, обогащения её содержания, возникновения новых её видов и форм.

Основным видом деятельности человека является труд в его многообразных формах. В отличие от инстинктивной, приспособительной деятельности животных, труд человека является сознательной преобразующей деятельностью, характеризующейся созиданием ценностей, необходимых для существования и развития человека и человеческого общества. В ходе исторического развития человечества единая трудовая деятельность постепенно дифференцировалась. В ней выделились физический и умственный труд в их различных формах. Производительный физический труд направлен на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей людей, для нормальной жизни общества и каждого его члена. Он включает не только внешние практические, но и внутренние, умственные действия. Чем сложнее практическая задача, тем большую роль в её решении играют теоретические знания и связанные с ними умственные действия.

Умственный труд направлен на познание действительности, создание новых научных понятий, теорий, произведений литературы и искусства, разнообразных художественных и других духовных ценностей. Характерной особенностью умственного труда является то, что он осуществляется посредством не только умственных, но и практических действий.

В условиях все ускоряющегося технического прогресса, основным средством которого является комплексная механизация и автоматизация производства, коренным образом изменяется сам характер производственного труда, который, проникаясь интеллектуальным содержанием, всё больше приближается к умственному труду.

Первичными мотивами деятельности являются естественные, органические потребности (в пище, питье, защите и пр.), общие у человека с животными. В ходе развития человека возникают вторичные, специфические человеческие, общественно обусловленные (материальные и духовные) потребности, интересы и другие мотивы деятельности. Наличие цели придает деятельности определенную направленность. Цели деятельности могут быть близкими и отдаленными. Отдаленная цель определяет общее направление деятельности человека и конкретизируется в ряде более близких целей, являющихся ступенями на пути к её достижению. Чем сложнее и отдалённее цель деятельности человека, тем более глубокое познание мира требуется для её осуществления.

Особенно важное значение для человека имеют отдалённые, перспективные цели, связанные с жизнью коллектива, с целями общества, членом которого является данный человек. Они вносят внутреннее единство в деятельности человека, становятся источником его большой энергии, наполняют его жизнь богатым содержанием. В деятельности человека одни цели достигаются, другие возникают. Этот неутолимый и неисчерпаемый процесс продолжается до тех пор, пока длится сознательная жизнь человека. Только у того сильна и красива жизнь, говорил И. П. Павлов, кто стремится к достижению поставленной цели, и, наоборот, жизнь перестаёт привязывать к себе, как только исчезает цель. Высокие жизненные цели неразрывно связаны с соответствующими им мотивами. Такими являются, например, потребности в различных видах труда на пользу общества, любовь к знаниям, к искусству, чувство долга перед коллективом, перед обществом и другие высокие моральные мотивы деятельности. Духовный, моральный облик человека характеризуется прежде всего тем, какими целями и мотивами побуждается его деятельность, в какой мере общественное, коллективное становится в ней индивидуальным, личным. При одних и тех же целях деятельности мотивы ее могут быть различными. Например, выполнение трудового или учебного задания может в одних случаях побуждаться интересом к самому делу, осознанием общественной важности его результата, в других - боязнью отрицательных последствий его невыполнения и др.

Деятельность выполняется способами, в которых используются различные средства, созданные в общественной жизни людей. Общественно выработанные средства деятельности -продукт общественно - исторического и индивидуального развития человека. Ведущую роль в индивидуальном развитии деятельности играет усвоение индивидом общественного опыта.

Деятельность человека осуществляется через ряд внутренне связанных между собой действий и включает в себя те или иные автоматизированные компоненты, при которых отпадает необходимость в произвольной (сознательной) регуляции отдельных действий (ходьба, различные трудовые операции, имеющие неоднократное повторение при относительно постоянных условиях; чтение, счёт и т. д.). Однако в целом каждая деятельность носит сознательный характер. Сознательная цель как закон определяет способ и характер действий человека (К. Маркс). Она побуждает к активному преодолению препятствий, возникающих на пути к получению желаемого результата. Наличие мотивов придаёт деятельности определенный смысл, определяет ее значимость для человека. В качестве мотивов могут выступать интересы, склонности, чувства, сознание долга, ответственности и т. д. От содержания и характера мотивов (мотивации) в большей мере зависит настойчивость человека в выполнении деятельности и тем самым успех в достижении её цели. Деятельность всегда имеет определённую направленность. В итоге её всегда должно быть что-то достигнуто. Действуя, человек мысленно предвидит результат своих действий, использует для получения этого результата различные средства, соотносит то, что получается в ходе его действий с идеально существующим в его голове конечным результатом деятельности, отдаёт себе отчёт в том, что и как он делает, контролирует свои действия. "Сознательная цель как закон определяет способ и характер действий человека" (К. Маркс. Капитал, том 1, 1955, с. 184-185).

Цели и мотивы деятельности человека порождаются и определяются объективно существующим миром. Законы внешнего мира - суть основы целесообразной деятельности человека. В большей мере деятельности зависят от общественных условий жизни человека и уровня его индивидуального развития.

Настоящий деятель - всегда индивидуальность. Главная задача в ходе профессионального становления личности - сформировать индивидуальный стиль деятельности, с одной стороны - как совокупность личностных характеристик, с другой - как своеобразную композицию общественно - экономических взглядов, целевых установок, особую технологию труда и неповторимую манеру общения. Он реализуется и подымается до уровня мастерства в ходе взаимодействия с другими "я". Высокообразованный профессионал - это не просто гражданин -человек, служащий государству и находящийся под его защитой, но и интеллигент - человек справедливый, соучастливый, просветительный, мирный. Какого бы рода ни была его деятельность, ум у него всегда мирный. Он милосерден к ближнему, способен сопереживать, сочувствовать и в нужном случае придти на помощь. Один новосибирский бизнесмен Владимир Мегре, сделал попытку в 1998 году создать в Москве сообщество предпринимателей России на определенных принципах духовности. Первая попытка не удалась по многим причинам, в первую очередь - по финансовым. В Москве была организована инициативная группа по созданию данного сообщества, но никак не удавалось решить, кто и по каким критериям оценки должен производить отбор среди желающих вступить в это сообщество. В итоге было решено, что главным оценщиком достоинства должен быть душевный порыв, стремление к такому единению. Теперь есть такое сообщество в Москве из предпринимателей разных регионов России - сообщество предпринимателей с чистыми помыслами. "В 20-м веке характер человека стал отличаться значительной пассивностью... Современный человек, безусловно, пассивен большую часть своего досуга. Он - вечный потребитель. Он "поглощает" напитки, пищу, лекции, зрелища, книги, кинофильмы. Всё потребляется, проглатывается. Мир предстаёт как огромный предмет его вожделения: большая бутылка, большое яблоко, большая грудь. Человек превращается в сосунка, вечно ожидающего и вечно разочарованного". (Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993,с. 192).

Когда современный человек не является потребителем, он выступает в качестве торговца. Средоточием нашей экономической системы является рынок, определяющий ценность всех благ и долю каждого в общественном продукте. Человек свободен производить и продавать. Рыночный день является судным днем его успеха. На рынке предлагаются и продаются не только предметы потребления, труд превратился в товар и продаётся на рынке труда на тех же условиях свободной конкуренции. Но рыночная система вышла за пределы экономической сферы предметов потребления и труда. Сам человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет - он неудачник. Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами:

добротой, умом, артистическими и другими способностями. Поэтому его самооценка зависит от внешних факторов, от суждения других. По этому он и сам зависит от других и чувствует себя в безопасности лишь, будучи таким, как все.

Современный рабочий отчуждён от своего труда, он стал экономическим атомом, пляшущим под музыку автоматизированного управления. Он не участвует ни в планировании трудового процесса, ни в его результатах.

Равным образом отчуждено и наше потребление. Оно определяется не столько нашими потребностями и вкусами, сколько рекламными лозунгами. Как результат бессмысленности и отчуждённости труда возникает стремление к абсолютному безделью. Человек начинает ненавидеть свой труд потому, что чувствует себя узником и жертвой обмана. Его идеалом становится полное безделье, когда не требуется никаких усилий и все происходит согласно девизу фирмы "Кодак": " Вы нажимаете кнопку, а мы делаем остальное".

Люди всё больше становятся автоматами и производят машины, действующие подобно людям, и людей, действующих подобно машинам. Их разум оскудевает, в то время как в целом интеллект растет. Так возникает опасная ситуация, когда человек, обладая огромной материальной силой, будет лишён мудрости, необходимой для её использования. В прошлом люди боялись того, что станут рабами. В будущем следует бояться, что люди могут стать роботами. Правда, роботы не бунтуют, но роботы не могут жить, не впадая в безумие, в процессе которого разрушат свой мир и самих себя.

Какова альтернатива превращению в роботов? Прежде всего, человек должен преодолеть отчуждение, которое лишает его сил и заставляет поклоняться идолам; он должен покончить с ориентированной на рынок пассивной позицией, господствующей сегодня, и выбрать продуктивный путь. Человек должен снова осознать себя, должен стать способным любить и сделать свою деятельность конкретной и наполненной смыслом. Он должен выйти за пределы материалистической ориентации и подняться до уровня, где духовные ценности - любовь, истина и справедливость - действительно обретают для него высший смысл. Однако, любая попытка изменить лишь одну сторону жизни, материальную или духовную, обречена на провал. Необходимо сохранить высокий технический уровень широко - масштабного машинного производства и автоматизации, децентрализировать труд и государство настолько, чтобы они приобрели человеческое измерение, сохранив централизацию лишь в необходимой степени для требований промышленности, - так считает философ и психоаналитик Э. Фромм.

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и ϲʙᴏе иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, кᴏᴛᴏᴩая наиболее ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами ϲʙᴏего удовлетворения, т.е. та, кᴏᴛᴏᴩая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм ϶ᴛᴏго перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность)

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда будет мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — ϶ᴛᴏ то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, кᴏᴛᴏᴩая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

К примеру, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. При этом для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, кᴏᴛᴏᴩые индивид желает достичь в результате деятельности.
В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, кᴏᴛᴏᴩые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некᴏᴛᴏᴩые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В данных мотивах пробудет направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - ϶ᴛᴏ совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — ϶ᴛᴏ то, что принадлежит субъекту поведения, будет его устойчивым личностным ϲʙᴏйством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, ϶ᴛᴏ система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, кᴏᴛᴏᴩый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, кᴏᴛᴏᴩая содержит в себе такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации ϲʙᴏего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов) Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают итрадиционно достигают лучших результатов в ϲʙᴏей деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Мотивация — ϶ᴛᴏ один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), кᴏᴛᴏᴩый обеспечивает успех в деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некᴏᴛᴏᴩые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - ϶ᴛᴏ процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — ϶ᴛᴏ то, что движет живым существом, ради чего оно тратит ϲʙᴏю жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу)

В случае если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. К примеру, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, кᴏᴛᴏᴩый стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — ϶ᴛᴏ относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. К примеру, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него пробудет познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Стоит заметить, что он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, кᴏᴛᴏᴩые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, ɥᴛᴏбы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, кᴏᴛᴏᴩые определяют направленность поведения или деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Потребность — ϶ᴛᴏ необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не в силах задать деятельности четкого направления. К примеру, наличие у человека эстетической потребности создает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую избирательность, но ϶ᴛᴏ еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения ϶ᴛᴏй потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. В случае если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно данные действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, кᴏᴛᴏᴩые определяют направление деятельности или поведения) Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Можно сказать, что мотив — ϶ᴛᴏ побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Важно заметить, что одни мотивы будут основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, кᴏᴛᴏᴩые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе ϲʙᴏего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, кᴏᴛᴏᴩые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, кᴏᴛᴏᴩые им отвечают и в кᴏᴛᴏᴩых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — ϶ᴛᴏ реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах ϲʙᴏего труда, реализовать себя в труде, ощущать ϲʙᴏю значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и будет специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то ϶ᴛᴏ свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать ϲʙᴏи силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

При всем этом результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В ϶ᴛᴏм случае на первый план выступают цели, намерения, кᴏᴛᴏᴩые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — ϶ᴛᴏ значительный мотивационный фактор, кᴏᴛᴏᴩый стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) крайне важно прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Важно заметить, что один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. К примеру, подростки, кᴏᴛᴏᴩые интересуются спортом, отличаются от ϲʙᴏих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. По϶ᴛᴏму возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - ϶ᴛᴏ потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, ɥᴛᴏбы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, кᴏᴛᴏᴩые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Потребности человека пробудут в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать ϲʙᴏи потребности. Учитывая зависимость от ϶ᴛᴏго мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание кᴏᴛᴏᴩых выражает предмет потребностей и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно направленность устремлений личности. Сила ϶ᴛᴏго мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. К примеру, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь)

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение ϲʙᴏему поведению, действиям. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — ϶ᴛᴏ понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на базе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — ϶ᴛᴏ широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, кᴏᴛᴏᴩые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, кᴏᴛᴏᴩые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, кᴏᴛᴏᴩые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - ϶ᴛᴏ мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. К примеру, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Материал опубликован на http://сайт
Это значит, что он выбрал ϲʙᴏю профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по ϲʙᴏим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. При этом если обобщенность и устойчивость — характерные признаки ϲʙᴏйств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к ϲʙᴏйству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают исключительно основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Исследователи выделяют огромное количество образований мотивационной сферы: потребностей, влечений, желаний, мотивов, целей, интересов и многого другого. Наиболее часто среди них используются всего несколько: потребности, мотивы, цели.

Рассмотрим их взаимосвязь. Как было показано выше, потребность – это психическое состояние человека, характеризующееся ощущением недостатка в чем-либо.

Существующие классификации потребностей базируются на том, что поведение работника направляется теми из них, которые не до конца удовлетворены. Но потребности недостаточно конкретны, и их трудно диагностировать. Поэтому при всей красоте и простоте классификаций, определение ведущих потребностей конкретного работника в конкретный период затруднено.

Одна из самых известных и эффективных классификаций потребностей, разработанная американским ученым – выходцем из России Абрахамом Маслоу, представлена в таблице ниже.


Таблица 2

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Уровни потребностей Конкретные примеры потребностей каждого типа
Физиологические потребности Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте
Потребность в безопасности Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы
Потребность в любви, дружбе, социальной принадлежности Потребность в добрых и любовных отношениях с другими людьми
Потребность в уважении и признании Потребность ощущать себя ценимым другими и самим собою
Потребность в самореализации Потребность развивать и реализовывать свой потенциал, а также транслировать свой душевный и духовный опыт другим людям. Познание, эстетика, творчество

Эти типы потребностей образуют иерархию, в которой потребности более высокого уровня могут удовлетворяться при условии достаточного удовлетворения потребностей более низкого уровня. Однако чем выше уровень, тем меньше зависимость от потребностей предыдущих уровней.

Примечание 4. Следует отметить, что потребности человека, помимо теории А. Маслоу, рассматриваются также во многих других теориях. Например, Дж. Мак-Клеландом, Ф. Герцбергом и другими (см. раздел «Виды потребностей и содержательные теории мотивации»).

Потребности проявляются в поведении и речи человека. Те потребности, которые значимо чаще других определяют его деятельность, считаются ведущими. Именно на них необходимо опираться при побуждении работника к повышению или улучшению результатов деятельности.

В отличие от потребностей, мотивы указывают на способы, которыми можно удовлетворять потребности. Например, для удовлетворения насущных нужд у человека может возникнуть мотив (внутреннее побуждение человека к действию) «украсть» или «заработать». На формирование доминирующего мотива будут влиять интенсивность потребности, убеждения человека (внутренние факторы) и характеристики ситуации, в которой он находится (внешние факторы). Например, для нормального человека, только что ставшего безработным, наличие убеждения «воровать нельзя» и/или впечатление, что органы охраны правопорядка действуют очень эффективно, скорее повлияют на формирование мотива «заработать», чем мотива «воровать».

Мы полагаем, что полезно будет предложить следующую классификацию мотивов. Учитывая, что мотив – это способ удовлетворения потребности, для наших целей будет полезно разделение этих способов на те, которые связаны с удовлетворением потребностей путем участия в трудовой деятельности («трудовые мотивы»), и путями, не связанными с трудом:

Трудовые мотивы:

- «Материальные» мотивы: ожидание вознаграждения в денежной форме либо в формах, которые можно конвертировать в денежные (опционы, приобретение продукции предприятия по сниженным ценам, возможность использовать имущество предприятия для получения личного дохода и т. п.).

- «Нематериальные» мотивы (см. пример в таблице ниже).

Нетрудовые мотивы (приведены примеры, но далее мы их не рассматриваем):

Мотивы, допустимые с точки зрения общества. Например, стремление к общению с природой, желание заниматься любимым делом или хобби, стремление приобщиться к прекрасному (посещение театров, музеев, чтение художественных книг) и т. д.

Мотивы, недопустимые с точки зрения общества. Например, желание причинить боль, вред себе или другим, стремление нарушить правила («обычные» нормы поведения, законы приказы) и т. д.

Продолжая нашу классификацию, в нематериальных трудовых мотивах можно выделить следующие виды (основанием классификации служит перечень потребностей А. Маслоу), представленные в таблице ниже.


Таблица 3

Виды нематериальных трудовых мотивов как способов удовлетворения потребностей путем осуществления трудовой деятельности

Группы мотивов на основе потребностей Примеры конкретных мотивов
Физиологические мотивы Стремление к комфортным условиям труда (тепло, свет, наличие пространства), нормальный режим труда и отдыха (выходные, обеденный перерыв, паузы), физическая разрядка (спорт), питание, спецодежда и т. п.
Мотивы безопасности Стремление избежать наказания, стремление к стабильности работы предприятия (гарантированность работы и заработка), исполнение обещаний руководителями, медицинское и социальное страхование и т. п. Стремление избежать наказания (часто в литературе употребляется выражение «страх наказания») Желание определенности настоящего и будущего («уверенности в завтрашнем дне»)
Мотивы любви, дружбы, социальной принадлежности Стремление к установлению хороших отношений с руководителем, получение удовольствия от общения с коллегами, ощущение себя частью команды или организации, установление и поддержание неформальных отношений, соблюдение правил и т. п.
Мотивы уважения и признания Получение престижной профессии и места работы, возможность продвижения по службе и повышения квалификации; стремление к формальной или неформальной власти, желание служить примером для подражания и т. п.
Мотивы самореализации Возможность заниматься творчеством, проявлять инициативу, желание помогать коллегам, распространение собственных жизненных принципов, стремление к постоянному саморазвитию

Существуют и классификации мотивов, и методы их диагностики. Кроме того, по мотивам можно «вычислить» потребности работника, а также понимать его цели. Именно поэтому мотивы оказались наиболее перспективными для практики и дали название всей группе методов активизации работников на индивидуальном уровне – «мотивирование».

Более конкретным выражением желаний человека является «цель». Введем определение этого понятия:

Продолжая пример с насущными нуждами, для мотива «заработать» целью нашего безработного может стать «в течение недели найти работу с доходом не менее … руб. в месяц». В свою очередь, эта цель может конкретизироваться и далее: «устроиться на предприятие АБВГД» и т. д.

Одно и то же действие может быть направлено на достижение нескольких целей. Поэтому цели очень конкретны, но, как следствие, и очень изменчивы. Отслеживание изменений целей требует постоянного внимания со стороны руководителя. Через учет целей работника им легче всего управлять. Понимая это, работник может их скрывать от руководителя.

О мотивации и мотивировании

Мотивы проявляются в любой деятельности, но только небольшая их часть осознается самим человеком. Мотивы являются внутренними побудителями человека к активности.

Мотивирование предполагает использование «естественных» мотивов человека (не формирование новых, а использование уже существующих), а для этого нужно уметь их определять у конкретных работников. По сути, мотивирование есть придание деятельности смысла, значимого для сотрудника; увязывание необходимости выполнить работу со значимостью этой работы и ее последствиями.

Так как потребности любого вида присутствуют у человека всегда, но могут быть удовлетворены очень многими способами, то перечень возможных стимулов может быть слишком большим, и для обоснованного выбора конкретного стимула необходима дополнительная информация об убеждениях человека. С другой стороны, использование информации о целях сотрудника может быть затруднено ввиду сложности выявления этих целей и, как правило, их краткосрочности. С учетом этих обстоятельств основное внимание руководителя может быть уделено выявлению и использованию именно мотивов сотрудников.

Важно понимать, что человек свое собственное поведение обычно считает правильным, рациональным, даже если это поведение не соответствует интересам предприятия. Если же руководство при этом считает, что работник работает неправильно, непродуктивно, то проблема, скорее всего, заключается в том, что руководство не объяснило подчиненным, как нужно работать правильно, не поставило работника в такие условия, чтобы правильная с точки зрения предприятия работа стала выгодной работнику.

Методы управления

Любая функция управления, в том числе функция стимулирования или мотивирования, может быть достигнута разными способами. В случае с общими функциями управления говорят о «методах управления». Приведем определения:

Согласно отечественным ГОСТам по управлению предприятиями, различают методы экономические, административные, социально-психологические, идеологические. Мы придерживаемся следующих определений этих методов управления:

Административные методы – методы прямого принуждения к выполнению тех или иных действий.

Экономические методы – методы косвенного побуждения к выполнению каких-либо действий, использующие в качестве стимулов материальное вознаграждение.

Социально-психологические методы – методы косвенного побуждения к выполнению каких-либо действий, использующие в качестве стимулов НЕ материальное вознаграждение, а возможность удовлетворения потребностей путем получения других конкретных благ («результатов», если использовать модель «Эффект» = «результаты действий» минус «использованные ресурсы»). Это могут быть, например, признание окружающих, возможность общения с вышестоящим руководителем, повышение в должности и т. п.

Идеологические методы – методы косвенного побуждения, не предполагающие получения человеком конкретных благ.



Бизнес идеи